Научная статья на тему 'ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ'

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТЬ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / ПОДРОСТОК / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СУБЪЕКТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ветров Юрий Павлович, Соломатина Галина Николаевна, Зритнева Елена Игоревна

В статье представлен анализ понятия «ценностное отношение». Выделены особенности формирования ценностных отношений в подростковом возрасте. Представлена специфика воспитательного пространства формирования ценностных отношений у подростков и его субъектов. Авторы делают вывод, что на социализацию подростка и формирование его ценностных отношений оказывает прямое или косвенное воздействие каждый субъект воспитательного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ветров Юрий Павлович, Соломатина Галина Николаевна, Зритнева Елена Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL SPACE IN THE PROCESS OF FORMING VALUE RELATIONSHIPS AMONG ADOLESCENTS

The article presents an analysis of the concept of "value attitude". The features of the formation of value relations in adolescence are highlighted. The specificity of the educational space of the formation of value relations among adolescents and its subjects is presented. The authors conclude that each subject of the educational space has a direct or indirect impact on the socialization of a teenager and the formation of his value relations.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ»

Педагогика

УДК 37. 03

доктор педагогических наук, профессор Ветров Юрий Павлович

Армавирский государственный педагогический университет (г. Армавир); доктор педагогических наук, доцент Соломатина Галина Николаевна Кубанский государственный университет (г. Краснодар); доктор педагогических наук, профессор Зритнева Елена Игоревна

Северо-Кавказский федеральный университет (г. Ставрополь)

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У

ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В статье представлен анализ понятия «ценностное отношение». Выделены особенности формирования ценностных отношений в подростковом возрасте. Представлена специфика воспитательного пространства формирования ценностных отношений у подростков и его субъектов. Авторы делают вывод, что на социализацию подростка и формирование его ценностных отношений оказывает прямое или косвенное воздействие каждый субъект воспитательного пространства.

Ключевые слова: ценность, ценностное отношение, ценностные ориентации, система ценностей, подросток, общеобразовательное учреждение, воспитательное пространство, субъекты воспитательного пространства.

Annotation. The article presents an analysis of the concept of "value attitude". The features of the formation of value relations in adolescence are highlighted. The specificity of the educational space of the formation of value relations among adolescents and its subjects is presented. The authors conclude that each subject of the educational space has a direct or indirect impact on the socialization of a teenager and the formation of his value relations.

Key words: value, value attitude, value orientations, system of values, adolescent, educational institution, educational environment, educational space, subjects of educational space.

Введение. Одной из приоритетных задач современной системы образовательных учреждений является воспитание и социализация учащихся. В законе Российской Федерации «Об Образовании» подчеркивается необходимость формирования не только умений и навыков, но и ценностных установок, ценностных отношений в целях духовно-нравственного развития учащегося.

Наиболее значимым для личностного развития ребенка является подростковый возраст, который, являясь переходным этапом жизни человека от детства к взрослости, связан с формированием системы ценностных отношений. Именно в этом возрасте формируется система ценностей, отношения к себе, к окружающим, к жизни. Наличие у подростка ценностного отношения позволяет определить ему пространство жизнедеятельности, научиться регулировать характер взаимоотношений с окружающими людьми и собственное поведение, что позволяет ему в полной мере социализироваться в обществе Г1, 41.

Изложение основного материала статьи. В научной литературе понятие «ценность» представлено достаточно широко с позиций прагматического подхода (Дж. Дьюи), экзистенциального подхода (М. Бубер), гуманистического подхода (К. Роджерс, А. Маслоу), когнитивного подхода (К.-Р. Кольберг), эпигенетического подхода (Э. Эриксон). Авторы подчеркивают, что основные общечеловеческие ценности выражаются в духовно-нравственных отношениях.

О.Г. Холодкова определяет ценностное отношение как психическое образование, в котором интегрируются когнитивные, эмоциональные и поведенческие аспекты взаимодействия человека с окружающими. В когнитивном аспекте ценностных отношений представлена совокупность сформированных понятий и представлений человека о природе межличностных отношений. Эмоциональный аспект отражает переживания и оценку личности по отношению к партнеру по взаимодействию. Поведенческий аспект представляет различные действия и поступки в отношении к коммуниканту. Таким образом, О.Г. Холодкова подчеркивает трехаспектную структуру ценностных отношений [121.

Трехаспектность структуры ценностного отношения подчеркивается и в работах В.Н. Мясищева, в которых показано что, ценностное отношение представляет собой совокупность личностного отношения, сознательной деятельности и наличия социального опыта. Такая трехаспектность отношений обеспечивает целостность личности человека [5].

Профессор Г.П. Выжлецов определяет следующие характерные свойства ценностных отношений Г21 :

- включенность в ценностные отношения желаемого, связанного с добровольным, свободным выбором;

- внутреннее побуждение личности к усвоению ценностных отношений;

- объединение людей в общности разного уровня (семью, коллектив, нацию и др.) посредством ценностных отношений;

- отсутствие отождествления ценностных отношений с товарно-денежными отношениями.

Ю.П. Романов, А.Д. Хибибулин определяют следующие признаки ценностного отношения - значимость, полезность, необходимость, нормативность, целесообразность и др. [11]. Выделенные авторами признаки соотносятся со свойствами ценностных отношений.

В работе Ю.П. Романова, А.Д. Хибибулина показана многоуровневая структура ценностного отношения, состоящая из нескольких слоев:

- потребность личности;

- определение личностью ближайшей цели и перспективы;

- осознание долговременности ценностных отношений и жизненного выбора;

- преобразование собственных ценностных отношений для оценки и ориентации другими людьми.

По мнению Ю.П. Романова, А.Д. Хибибулина, целостная структура целостного отношения становится связывающим звеном индивидуального и общественного сознания, субъективной и объективной реальностью [11].

Многообразие отношений Н.В. Мясищев объединил в три группы.

Первую группу составляют отношения к рукотворному и нерукотворному окружающему миру, включая отношения к миру природы и предметов. К этому роду ценностей относятся предметы материальной и духовной культуры, удовлетворяющие многообразные потребности человека.

Вторую группу составляет многообразие отношений к социальному миру, включая отношения к людям и ко всему многообразию социальных отношений. К такого рода ценностям относят установки, требования, запреты, оценки, которые и выступают в виде норм, ориентиров и критериев деятельности.

Третья группа представляет собой отношения человека к самому себе. При этом вторая группа отношений опосредованно определяет первую и вторую группы отношений, поскольку отношение к окружающему миру и отношение к самому себе определяется общественным опытом [5].

Ценностное отношение к субъективной и объективной реальности развивается постепенно, начиная с дошкольного возраста, когда объективный мир начинает разделяться на «добро» и «зло», появляется субъективная оценка, выражающаяся в значениях понятий «хорошо» или «плохо», заканчивая подростковым возрастом, когда в общих чертах уже складывается система ценностей и ценностного отношения к окружающему миру.

Подростковый возраст характеризуется внутренними внутриличностными и межличностными конфликтами, внешними поведенческими срывами и восхождениями, через которые постепенно обретается чувство личности, собственной значимости, система ценностей и ценностного отношения.

Меняются ориентации подростков с ориентации на очевидные факты на потенциально возможные, что приводит к анализу происходящих событий и поиску выхода из проблемных ситуаций. Изменение ориентаций подростка позволяют ему преобразовывать жизненные факты через эмпирические пробы, при этом анализировать собственные эмпирические пробы [71.

В исследованиях Д.И. Фельдштейна показано, что у подростков наблюдается большая социальная активность, в результате которой они усваивают социально-культурные образцы поведения и культурно-исторические ценности, что способствует формированию ценностного отношения к объективной и субъективной реальности. Ценностные отношения, формирующиеся в подростковом возрасте, носят динамический характер и определяются характером жизненного опыта и системой знаний подростка [101.

Ценностное отношение личности к окружающему миру, по мнению Г.Н. Соломатиной, может сформироваться только на основе воспитания или в результате самостоятельных наблюдений при взаимодействии с объектами и субъектами окружающей реальности. У подростков наблюдается избирательность при взаимодействии с партнерами по общению, что определяет их субъект-субъектные отношения, устанавливает жизненные ориентиры и способствует личностному развитию. Жизненные ориентиры, как объект познания, определяют воспитательный эффект, который зависит от различных факторов (стремление личности, поставленные цели, идеал, стратегия достижения, нравственность и др.) [91.

Проведенное И.А. Ерофеевой эмпирическое исследование ценностного отношения современных подростков показало, что у них доминирует ценность семьи, жизни, доброты, достижения, самостоятельность. Этот факт свидетельствует о сохранении устойчивости у современной молодежи ориентаций на личные отношения, поиск настоящей любви, обретение верной дружбы и др. Минимальной значимостью у современных подростков выражены понятия «традиции», «конформность», «Родина», «чувство долга», «ответственность перед обществом», что свидетельствует, по мнению автора, о несформированной гражданско-патриотической позиции [31.

Как показывают исследования Л.А. Саенко, Г.Н. Соломатиной, не в каждой современной семье происходит полноценное формирование ценностных отношений. Поэтому образовательные учреждения должны создавать необходимые условия для формирования многоуровневой структуры ценностного отношения на каждом уровне получения учащимися общего образования, поскольку в Российской Федерации каждое образовательное учреждение обладает всеми необходимыми ресурсами и условиями эффективного формирования воспитания ценностных отношений подростков, включая кадровое обеспечение, организационные, методические и технологические ресурсы [61.

В исследованиях Л.А. Саенко, Г.Н. Соломатиной показано, что педагогическое воздействие по воспитанию и развитию личности, формированию ее ценностных отношений в современном образовательном учреждении осуществляется в воспитательном пространстве, которое зависит от региональных, этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации.

При этом воспитательное пространство представляет собой специально организованную педагогическую среду, которая, с одной стороны специально создана образовательным учреждением, с другой стороны, - повседневно существует окружающая учащегося спонтанная среда (на улице, дома). Поэтому учащайся осознанно или не осознанно испытывает влияние воспитательного пространства, предопределяющего формирование у него установок, ориентаций и ценностного отношения [61.

Воспитательное пространство образовательного учреждения представляет собой некую территорию, в которой находятся источники воспитательного процесса по формированию ценностных отношений и ориентаций; зарождаются факторы, оказывающие непосредственное влияние на процесс формирования ценностных отношений; действуют принципы воспитания системы ценностей; реализуются закономерности по формированию ценностных позиций и установок; осуществляется определенная деятельность, направленная на усвоение культурно-исторического ценностного опыта [61.

Каждое воспитательное пространство включает в себя определенных субъектов, которые в той или иной мере воздействуют на субъект воспитания.

Субъектом воспитательного пространства подростка являются все участники воспитательного процесса. К таковым можно отнести самого подростка и все личности, которые в той или иной мере оказывают влияние, активно воздействуют на его волевые и эмоциональные качества, сознание.

При характеристике субъектов воспитательного пространства Л.А. Саенко, Г.Н. Соломатина выделяют постоянных, временных и случайных субъектов. К постоянным субъектам воспитательного пространства авторы относят тех личностей, которые стабильно, длительное время контактируют с ребенком. Постоянными субъектами воспитательного пространства являются педагоги системы общего и дополнительного образования, спортивных секций, друзья. Временные субъекты, вступающие в контакт с ребенком эпизодически, хорошо знакомы с ребенком.

В круг временных студентов входят дети и родители, которые могут участвовать в жизни подростка в соответствии с его увлечениями. Случайные субъекты на жизненном пути подростка могут встретиться всего несколько раз, однако их мимолетные замечания и высказывания, в случае, если они непосредственно касаются характеристики личности подростка или его поведения, то остаются надолго в его памяти и оказывают значительное влияние на судьбу подрастающей личности [81.

Выводы. Избирательность при взаимодействии с партнерами по общению, наблюдающаяся у подростков, определяющая их субъект-субъектные отношения, несмотря на препятствия при установлении жизненных ориентиров, способствует личностному развитию.

Воспитательное пространство детей подросткового возраста, динамичное, постоянно трансформирующееся, полифункциональное образование направлено на усвоение культурно-исторического ценностного опыта, способствует формированию ценностных ориентировок и отношений.

На социализацию подростка и формирование его ценностных отношений оказывает прямое или косвенное воздействие каждый субъект воспитательного пространства.

Литература:

1. Ветров, Ю.П. Общая характеристика инноваций в современных образовательных школах / Ю.П. Ветров, Е.А. Дегтярева, Л.В. Ширина // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. - 2019. - № 1. -С. 5-17.

2. Выжлецов, Г.П. Аксиология культуры на рубежах веков / Г.П. Выжлецов // Международный журнал исследований культуры. - 2016. - №2 (23). - С. 15-26.

3. Ерофеева, И.А. Жизненные ценности современных подростков / И.А. Ерофеева // Наука, образование и культура. -2016. - №1 (4). - С. 23-25.

4. Зритнева, Е.И. Аксиологические приоритеты в воспитании современной молодежи / Е.И. Зритнева // Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества: материалы VI международной научной конференции, Санкт-Петербург, 10-11 ноября 2016 года. - Санкт-Петербург: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2016. - С. 309-313.

5. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев / под ред. А.А. Бодалева. - М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: МОДЭК, 1998. - 362 с.

6. Саенко, Л.А. Сущность и структура воспитательного пространства / Л.А. Саенко, Г.Н. Соломатина // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2020. - № 5(80). - С. 212-219.

7. Саенко, Л.А. Факторы формирования ценностных ориентаций и нравственных установок студенческой молодежи / Л.А. Саенко // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2019. - № 3(72). - С. 162-165.

8. Саенко, Л.А. Субъекты воспитательного пространства замещающей семьи: характеристика, особенности взаимодействия / Л.А. Саенко, Г.Н. Соломатина // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». - 2018 - Вып. 1 (213). - С. 65-69.

9. Соломатина, Г.Н. Деструкция детско-родительских отношений в замещающей семье / Г.Н. Соломатина // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2017. - № 4(208). - С. 140-146.

10. Фельдштейн, Д.И. Проблемы формирования личности растущего человека на новом историческом этапе развития общества / Д.И. Фельдштейн // Образование и наука. - 2013. - № 9(108). - С. 3-23.

11. Хабибулин, Д.А. Ценностное отношение: подходы к исследованию / Д.А. Хабибулин, П.Ю. Романов // Вестник ЮУрГГПУ. - 2011. - №12-2. - С. 173-183.

12. Холодкова, О.Г. Типы ценностного отношения к людям у подростков / О.Г. Холодкова // МНКО. - 2015. - №2 (51). - С. 318-321.

Педагогика

УДК 378.14.015.62

кандидат экономических наук, доцент Винникова Ирина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Кузнецова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Комардина Мария Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА КАЧЕСТВО ПРЕПОДАВАНИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ

ДИСЦИПЛИН

Аннотация. Современные цифровые технологии не только вносят коррективы в процесс обучения, но и превращают образование в «образование без границ». Во время пандемии в 2020 году цифровизация начала свое распространение еще быстрее. Каждый день появляются новые программы, технологии, придумываются различные онлайн - курсы и т.д. С появлением всего этого, цифровые технологии сделали процесс обучения более приятным и интересным. В статье подчеркивается важность и влияние цифровых технологий на преподавание финансово - экономических дисциплин. В ходе исследования был проведен опрос, в котором приняли участие 9 преподавателей и 32 студента из ВУЗов Нижнего Новгорода. Выявлены наиболее популярные цифровые технологии, которые применяют преподаватели, чтобы сделать процесс обучения наиболее приятным.

Ключевые слова: цифровые технологии, цифровизация, образование, экономика, финансовые дисциплины, экономические дисциплины.

Annotation. Modern digital technologies not only make adjustments in the learning process, but also turn education into "education without borders". During the pandemic in 2020, digitalization has begun to spread even faster. Every day there are new programs, technologies, different online courses, etc. With all of this, digital technology has made learning more enjoyable and interesting. The article emphasizes the importance and impact of digital technology on teaching financial and economic subjects. In the study, a survey was conducted, which involved 9 teachers and 32 students from universities in Nizhny Novgorod. The most popular digital technologies used by teachers to make the learning process more enjoyable were identified.

Key words: digital technologies, digitalization, education, economics, financial disciplines, economic disciplines.

Введение. Цифровизация - это внедрение цифровых технологий в различные сферы жизни: в экономическую, в промышленную, в образовательную и т.д. Здесь происходит переход компании или отрасли на новые модели бизнес -процессов и инструменты производства, основанные на информационных технологиях. Данный процесс представляется естественным с учетом развития информационных технологий, темпов технического прогресса и динамики внедрения цифрового контента в жизнь современного общества [7].

Из-за эпидемиологической обстановки в 2020 году, вызванной ростом заболеваемости Covid-19, почти все образовательные учреждения изменили свой формат деятельности на дистанционный. Помимо технического переноса учебных занятий в онлайн, перед ВУЗами встала необходимость реорганизовать процессы проверки знаний и поддержки студентов в плане организации консультаций и дополнительных занятий по дисциплинам. В силу обозначенных причин, применение цифровых технологий вышло на первый план при организации образовательного процесса, что, в силу новизны формата занятий, напрямую отразилось на качестве и результатах образовательной деятельности.

Для выявления влияния цифровых технологий на качество преподавания финансово-экономических дисциплин был проведен опрос для преподавателей и студентов. Методами исследования в данной статье являются: анализ источников, анкетирование, а также систематизация и обобщение полученных при опросе данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.