Научная статья на тему 'ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РОМАНОВ О ГАРРИ ПОТТЕРЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ'

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РОМАНОВ О ГАРРИ ПОТТЕРЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
697
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
литературное образование / основная общеобразовательная школа / читательские интересы / цикл романов «Гарри Поттер» / Дж. Роулинг / воспитание / literary education / comprehensive school / reading interests / Harry Potter series of novels / J. K. Rowling / education

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ю.А. Ястремская, В.А. Никитина

Статья посвящена проблеме формирования мотивации к чтению учащихся основной школы в рамках аудиторной работы на уроках литературы. Авторы исследования описывают возможности использования читательских интересов подростков для привлечения их внимания к темам и проблемам классической литературы. Проведенный в рамках исследования эксперимент показал устойчивый интерес подрастающего поколения к циклу романов Дж. Роулинг «Гарри Поттер», который стал основой для разработки методических приемов использования эпизодов цикла при изучении произведений школьной программы. В статье учитываются возрастные особенности восприятия художественного текста, что обусловило выбор романов о Гарри Поттере и эпизодов из них, которые близки в тематическом и проблемном планах к учебному материалу школьной программы. Авторы статьи предлагают концепцию формирования нравственных ориентиров учеников 5–9 классов через использование в практике обучения литературе романов Дж. Роулинг о Гарри Поттере от оценки поведения главного героя к пониманию влияния окружения на развитие личности и зависимости дальнейшего жизненного пути от правильности выбора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL ASPECT OF HARRY POTTER NOVELS USED WHILE STUDYING LITERATURE IN MIDDLE SCHOOL

The article deals with a problem of developing reading motivation of middle school students at Literature lessons. The authors of the research describe how to make use of teenagers’ reading interests to draw their attention to classical literature topics. The conducted research experiment shows that young generation take a strong interest in Harry Potter series of novels by J. K. Rowling. The novels have become a basis for creating teaching techniques to use excerpts from the series while studying pieces of literary works suggested by a school curriculum. Age peculiarities of perceiving literary texts are taken into account. Due to that, Harry Potter novels and excerpts from them have been chosen as they cover topics close to Literature course content. The authors of the article suggest a conception of moulding moral compass of students in years 5-9 through using Harry Potter series of novels by J. K. Rowling when teaching Literature. The conception leads the students from the main character behavior rating up to understanding how an environment influences personality development and how one’s life’s journey depends on making the right choice.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РОМАНОВ О ГАРРИ ПОТТЕРЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»

УДК 372.882

Yastremskaya Yu.A., Cand. of Sciences (Philology), Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia), E-mail: ja22-4@bk.ru

Nikitina V.A., student, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia), E-mail: nickitinalera@mail.ru

EDUCATIONAL ASPECT OF HARRY POTTER NOVELS USED WHILE STUDYING LITERATURE IN MIDDLE SCHOOL. The article deals with a problem of developing reading motivation of middle school students at Literature lessons. The authors of the research describe how to make use of teenagers' reading interests to draw their attention to classical literature topics. The conducted research experiment shows that young generation take a strong interest in Harry Potter series of novels by J. K. Rowling. The novels have become a basis for creating teaching techniques to use excerpts from the series while studying pieces of literary works suggested by a school curriculum. Age peculiarities of perceiving literary texts are taken into account. Due to that, Harry Potter novels and excerpts from them have been chosen as they cover topics close to Literature course content. The authors of the article suggest a conception of moulding moral compass of students in years 5-9 through using Harry Potter series of novels by J. K. Rowling when teaching Literature. The conception leads the students from the main character behavior rating up to understanding how an environment influences personality development and how one's life's journey depends on making the right choice.

Key words: literary education, comprehensive school, reading interests, Harry Potter series of novels, J. K. Rowling, education.

Ю.А. Ястремская, канд. филол. наук, Шадринский государственный педагогический университет, г. Шадринск, Е-mail: ja22-4@bk.ru

В.А. Никитина, студентка, Шадринский государственный педагогический университет, г. Шадринск, Е-mail: nickitinalera@mail.ru

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РОМАНОВ О ГАРРИ ПОТТЕРЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Статья посвящена проблеме формирования мотивации к чтению учащихся основной школы в рамках аудиторной работы на уроках литературы. Авторы исследования описывают возможности использования читательских интересов подростков для привлечения их внимания к темам и проблемам классической литературы. Проведенный в рамках исследования эксперимент показал устойчивый интерес подрастающего поколения к циклу романов Дж. Роулинг «Гарри Поттер», который стал основой для разработки методических приемов использования эпизодов цикла при изучении произведений школьной программы. В статье учитываются возрастные особенности восприятия художественного текста, что обусловило выбор романов о Гарри Поттере и эпизодов из них, которые близки в тематическом и проблемном планах к учебному материалу школьной программы. Авторы статьи предлагают концепцию формирования нравственных ориентиров учеников 5-9 классов через использование в практике обучения литературе романов Дж. Роулинг о Гарри Поттере от оценки поведения главного героя к пониманию влияния окружения на развитие личности и зависимости дальнейшего жизненного пути от правильности выбора.

Ключевые слова: литературное образование, основная общеобразовательная школа, читательские интересы, цикл романов «Гарри Поттер», Дж. Роулинг, воспитание.

Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта взаимодействия ЮУрГГПУ- ШГПУ в рамках НИР №04.21.10-10Д от 05.04.2021 «Литературное образование: изучение классики через современность»

Воспитание подрастающего поколения во все времена остаётся одной из важнейших и неоспоримых целей любого общества. Промахи в данном аспекте приносят в общество тот невосполнимый и невозвратимый, в полном смысле этого слова, урон, который обществу не нанесёт ни один из существующих аспектов. Когда материальные ценности преобладают над духовными, подрастающее поколение искажает такие понятия, как гражданственность, сострадание, доброта, патриотизм, щедрость и справедливость. Так, в исследовании, проводимом в 2017 году коллективом ученых государственного университета управления, были представлены следующие результаты: «67,9% респондентов хотели бы жить в достатке. 62,7% молодых людей в качестве жизненной цели указали устроиться на хорошую работу. 59,3% респондентов указали собственную квартиру в качестве жизненной цели» [1]. Автор исследования делает закономерный вывод применительно к подрастающему поколению о том, что «многие дети ориентированы не на саму дружбу, а выгоду от этих отношений, если этот человек может ему что-то дать, то он будет с ним дружить» [1]. Подобное утверждение о духовно-нравственном спаде отмечают и другие исследователи: «Сегодня молодое поколение часто обвиняют в бездуховности, недоверии, агрессии, поэтому проблема духовно-нравственного воспитания очень актуальна» [2, с. 87].

Ключом, который открывает дверь в мир духовно-нравственного развития личности, ученые и методисты называют литературу и её героев, на поступках которых читатели учатся познавать себя и мир. Произведения литературы представляют собой справочник социализации, поскольку содержат в себе жизненный опыт предшествующих поколений и могут открыть читателю ранее неизведанное. Кроме того, литература как учебный предмет в школе оказывает значительное влияние на эмоциональную сторону восприятия мира, развивает сферу чувств, что, в свою очередь, способствует лучшему осознанию и пониманию причин не только своих поступков, но и поведения других людей.

К сожалению, на современном этапе развития учащиеся теряют интерес к изучению классической литературы. Связано это с тем, что список литературы, утвержденный нормативными актами, перестал быть эмоционально привлекательным для учащихся, которые готовы и хотят читать, но не то, что от них требуют учителя в школе. Так, в 2020 году книжным сервисом МуВоок проводилось исследование, результаты которого оказались весьма очевидными и предсказуемыми: «респонденты выявили желание исключить из перечня обязательной литературы «Войну и мир» Л.Н. Толстого и «Тихий Дон» М.А. Шолохова и включить в него цикл романов Дж. Роулинг «Гарри Поттер» ... 42% россиян отметили, что книги о мальчике-волшебнике обязательно должны стать частью школьной программы. На втором месте оказался научно-фантастический рассказ американца Дэниела Киза «Цветы для Элджернона»» [3].

Исходя из названных произведений школьной программы, следует логичное предположение, что подобное отношение учащихся к классической литера-

туре связано с большим объемом, однако зачастую литература, привлекающая их внимание, превосходит по объему ту, что рекомендована для изучения школьной программой: «Можно было бы сказать, что читателей смущает объем произведений, но сага о Гарри Поттере, которую они хотели бы видеть в программе, это опровергает. Мне кажется, читателям хочется, чтобы уроки литературы стали увлекательнее, ярче и динамичнее - без военных эпопей, без серьезного чтения, которое требует рефлексии, отсюда и 19% проголосовавших против «лагерной прозы» [3].

Подобное положение подкрепляется тем фактом, что учащиеся все чаще при написании экзаменационных работ, итоговых сочинений и эссе на вступительных испытаниях обращаются к романам о Гарри Поттере, поскольку их сюжетная и нравственная концепция позволяет рассмотреть огромное количество проблемных тем и ответить на ряд вопросов, касающихся ценностных ориентиров подрастающего поколения: «Можно относиться к «Гарри Поттеру» и его небывалому успеху как угодно, но нельзя не признать, что в истории мировой литературы подобного феномена еще не было. Этот факт говорит нам что-то важное - то ли про литературу, то ли про нынешний мир, то ли про нас самих, но что именно - мы еще не вполне поняли» [4]. Поэтому вопрос о включении романов Дж. Роулинг в литературное образование в школе можно на данный момент считать необходимостью. Исследование воспитательного потенциала цикла романов о «Гарри Поттере» в школьном литературном образовании определяет актуальность настоящей работы. Вопросами нравственного воспитания учащихся на романах Дж. Роулинг занимались такие исследователи, как Я.Р. Паславская [5], И.Л. Галинская [б], А. Одышева [7], М. Едличко-Малик [8], Ю.П. Анкушина [9].

Целью настоящей исследовательской работы стало рассмотрение воспитательных возможностей использования романов Дж. Роулинг о Гарри Поттере на уроках литературы в 5-9 классах.

Задачи, которые позволили раскрыть цель, следующие:

1. Изучение содержания и тем рабочих программ по литературе для основной общеобразовательной школы.

2. Отбор романов из цикла о Гарри Поттере и эпизодов из них, актуальных и близких к темам, изучаемым на уроках литературы в основной общеобразовательной школе.

3. Разработка воспитательной концепции анализа выбранных эпизодов из романов Дж. Роулинг о Гарри Поттере согласно возрастным особенностям восприятия художественного текста на ступени основного общего образования.

Практическая значимость данного исследования заключается в возможности использования предложенной методической концепции в практике школьного литературного образования.

Авторы статьи предлагают комплекс приемов проблемно-тематического анализа романов Дж. Роулинг о Гарри Поттере в основной общеобразовательной

школе, которые отражают системный подход к изучению литературы и учитывают возрастные особенности учащихся среднего звена. В этом состоит новизна настоящего исследования.

Как было обозначено выше, при разработке методической составляющей при включении романов о Гарри Поттере в школьный образовательный процесс были учтены возрастные особенности учеников. Традиционно в методике ступень основного общего образования делится на три группы согласно восприятию художественного текста в зависимости от возраста ребенка:

1. 5-6 классы, для которых на первый план выходят интересный сюжет и поступки центральных персонажей произведения.

2. 7-8 классы, когда появляется интерес к психологии поведения главных и второстепенных героев, а также к нравственно-философским проблемам произведений.

3. 9 класс - углубление психологического анализа и формирование представлений о произведении как едином смысловом целом.

Такой подход к литературному образованию в основной школе обусловил выбор текстов. Так, для 5-6 классов был взят роман «Гарри Поттер и Философский камень», для 7-8 классов - «Гарри Поттер и Дары Смерти» и «Гарри Поттер и тайная комната», для 9 класса - «Гарри Поттер и тайная комната» и «Гарри Поттер и Принц-полукровка». Анализ эпизодов из указанных текстов позволяет выстроить учителю воспитательную концепцию по самоопределению учащихся на начальном этапе через сопоставление себя с главным героем и определение черт, которые помогут выстроить ребенку контакт с миром, на следующем этапе - через анализ дружеских отношений к пониманию влияния окружения на личность, на заключительном этапе - через сопоставительный анализ положительного и отрицательного персонажей к осознанию значимости личной ответственности за свою жизнь и жизни окружающих людей.

5-6 класс. Учитель предлагает учащимся проанализировать два отрывка из романа «Гарри Поттер и Философский камень»: 1) насмешки Драко Малфоя над Роном Уизли в поезде, 2) спасение Гарри Поттером и Роном Уизли Гермио-ны Грейнджер от тролля. Эти эпизоды раскрывают момент становления дружбы между центральными героями саги: Гарри, Роном и Гермионой. Важно при анализе сохранить хронологию расположения эпизодов, поскольку, с одной стороны, эти сцены выстраиваются на схожести элементов действия, с другой стороны, раскрывают разные стороны зла, с которыми столкнутся персонажи в дальнейшем. Выбор эпизодов неслучаен, так как в них Гарри выступает активным деятелем, анализ поступков которого через соотношение учениками себя с героем должен подвести их к ключевому тезису о нравственных качествах личности и сущности настоящей дружбы.

Учитель при анализе должен сконцентрировать внимание учеников на ключевом для этих сцен качестве Гарри - стремление к защите слабых и борьбе с несправедливостью. В первом отрывке учащиеся знакомятся с зарождением дружбы между Гарри и Роном, которого Гарри защищает от насмешек Драко и его компании. Учитель должен поставить вопрос о том, почему главный герой среди незнакомых ему Рона и Драко выбирает сторону первого. Сравнение поведения Уизли и Малфоя должно подвести учеников к мысли о том, что Рон предстает перед читателем беззащитным, кроме того, он один противостоит трем участникам конфликта, оскорбляющим семью Рона. Гарри в данной ситуации оказывается очень рассудительным мальчиком, способным увидеть суть разворачивающейся на его глаза сцены. Желание защитить слабого в ситуации несправедливости придает Гарри силы для борьбы не только с задирами, но и с собственным страхом перед ними: «... храбро заявил Гарри, хотя, если честно, голос его был куда смелее, чем о сам. Всё-таки Крэбб и Гойл были намного крупнее, чем они с Роном» [10]. Немаловажным воспитательным моментом при анализе этого отрывка станет обращение внимания учащихся на то, что Гарри и Рон лишь защищаются от нападок, их поведение - ответ на агрессию; драться они собираются лишь в том случае, еслиДрако не уйдёт добровольно:

«- О, вы собираетесь с нами драться, не так ли? - презрительно выдавил из себя Малфой.

- Да, если ты немедленно отсюда не уберешься.» [10].

Второй выбранный из романа эпизод фактически закрепляет у детей мысль о том, какими качествами должен обладать настоящий друг и человек, прежде всего. Здесь Гарри и Рон спасают Гермиону от тролля. В сцене Гермиона, как и Рон ранее, представлена как слабый персонаж. Мотивировано это тем, что она, в отличие от грозного и большого тролля, является маленьким напуганным ребенком, у которого нет возможности защитить саму себя: «.Она вся сжалась, словно пыталась, подобно привидению, просочиться сквозь стену. Вид у неё был такой, словно она сейчас потеряет сознание. Тролль приближался, размахивая дубиной и сбивая со стен прикрепленные к ним раковины.» [10]. И снова герой правильно оценивает ситуацию и встает на защиту того, кому нужна помощь и поддержка. Гарри и здесь приходится преодолевать свой страх, чтобы восстановить справедливость: «Руки у Гарри дрожали от страха, и он никак не мог повернуть ключ в замке. Наконец ему это удалось» [10]. Раскрыв причины зарождения дружбы между центральными персонажами саги («... Есть события, пережив которые, нельзя не проникнуться друг к другу симпатией.» [10]), учитель приводит детей к выводу о том, что такое настоящая дружба. Как правило, при ответе на вопросы подобного типа отличным подспорьем является сравнительный анализ схожих по формальным признакам, но различных по смысловому наполнению

моментов. В данном случае закономерно сопоставить отношения между Гарри, Роном и Гермионой и Драко, Гойлом и Крэббом. Логичным выводом для учащихся станет факт того, что в первом случае царит равенство и уважение, а во втором - манипуляции и подчинение. Таким образом, настоящая дружба построена на ощущении равенства и способности прийти на помощь друг к другу в нужную минуту.

Тема дружбы может быть развёрнута до проблемы социализации и влияния окружения на человека. Данный аспект правомерно рассмотреть с учащимися 7-8 классов.

Учитель выбирает эпизоды, в которых уже не Гарри Поттер становится защитником, а именно его друзья. Фактически учитель закрепляет высказанную ранее мысль о сущности настоящей дружбы, но уже на эпизодах из других текстов цикла: «Гарри Поттер и Тайная комната» и «Гарри Поттер и Дары Смерти»: Для анализа рекомендуется взять эпизоды: 1) Рон с братьями помогает Гарри Поттеру сбежать из-под беспричинного домашнего ареста Дурслей; 2) принятие оборотного зелья членами Ордена Феникса для защиты Гарри Поттера от Вол-деморта. Стоит отметить, что в 7-8 классах пробуждается интерес учащихся к эмоциональному состоянию персонажей, что учитель использует в качестве основы для анализа эпизодов. Но здесь акцент стоит сделать не только на главном герое, а сместить его в сторону окружения Гарри, которое проявляет заботу и беспокоится о нем. На самом деле психологический анализ - вещь очень сложная для методики, и учителя могут ждать нравственные ловушки восприятия поступков героев учениками. Так, в первом эпизоде Рон помогает сбежать Гарри из дома. Этот поступок, если будет преподнесен как героический, может сформировать ложное представление о вседозволенности, если ребенок считает, что взрослые к нему несправедливы. Учителю важно грамотно провести черту, объяснив, что Рон бежит к Гарри из страха, что его другу причиняют боль. Перед операцией спасения он активно, но безуспешно пытался связаться с другом. Дурсли, под опекой которых находился Гарри, всеми силами пытались избежать того, чтобы мальчик был связан с миром магии и школой магии и волшебства «Хогвартс»: «... - Ты не мог бы рассказать в школе, что Дурсли меня заперли и сказали, что больше не пустят в Хогвартс. Никогда! А сам я выйти отсюда при помощи магии не могу.» [11]. Данное поведение со стороны Дурслей - эмоциональное насилие по отношению к главному герою. Зная, что Дурсли унижают Гарри, Рон предпочитает забрать друга в свою семью, которая окружит его заботой и любовью: «.- Успокойся, сам всё объяснишь, - сказал Рон. - Мы приехали за тобой. Последний месяц каникул проведёшь у нас» [11]. Важность поступка Рона подтверждает описание состояния Гарри: «.Гарри не мог опомниться: неужели свободен! . А спасённый друг откинувшись на спинку сидения, первый раз за много дней улыбался во всё лицо» [11].

Второй эпизод (принятие оборотного зелья членами Ордена Феникса для защиты Гарри Поттера от Волдеморта) даёт возможность учащимся понять, что не только лучший друг может стать спасением. Иногда помощь приходит от самых неожиданных людей: «- Но я не думал, что вас будет так много!... - Кингсли, я думал, вы присматриваете за премьер-министром маглов? - окликнул он через кухню старого знакомого.

- Одну ночь как-нибудь обойдётся и без меня, - ответил Кингсли. - Ты намного важнее» [12].

Безусловно, Гарри Поттер - исключительный персонаж, но способность читателей ассоциировать себя с центральным героем должна привести их к идее о том, что они не одиноки в своих проблемах, и мир, который может быть жесток по отношению к ребенку, также может стать для него спасением. И, продолжая тему настоящей дружбы, можно приводить детей к мысли о том, что важно быть отзывчивым и открытым миру, внимательно за ним наблюдать и всматриваться в детали, тогда мир ответит тебе взаимностью: «. Раздался общий приветственный крик, Гермиона обняла Гарри, Рон похлопал его по спине, а Хагрид спросил:

- Порядок, Гарри? К отправке готов?» [12].

Проанализировав фрагменты, учащиеся должны прийти к выводу, что правильно подобранный круг общения влияет не только на становление личности, но и на образ жизни. Не будь рядом с Гарри Поттером друзей, готовых помочь, его история могла бы сложиться иначе, как это случилось с Волдемортом. Но, на наш взгляд, проводить работу по сравнению Гарри и Волдеморта следует уже в 9 классе, чтобы закрепить и углубить те ключевые тезисы, которые были сформированы у детей ранее. Кроме того, контраст судьбы положительного и отрицательного героев нужен учителю для формирования у учащихся четкой жизненной позиции и осознания значимости выбора дальнейшего пути.

Для работы с подростками 9 классов предлагается проанализировать отрывки из романов «Гарри Поттер и тайная комната» и «Гарри Поттер и Принц-полукровка», в которых раскрывается жизненная философия Волдеморта. Главная задача учителя - проанализировать с учениками поступки и выбор главного злодея романа как пример того, к чему может привести отсутствие настоящих друзей, взрослых, которые способны увидеть проблемы ребёнка, и, самое главное, ответственности за личный выбор и неумение переступить через детские обиды.

Анализ поступков и рассуждений отрицательного персонажа углубляет психологический аспект оценки героев и продолжает формирование нравственных ориентиров подростков, которые вступают в стадию максималистского противостояния обществу. Учитель выстраивает анализ таким образом, чтобы привести

учащихся к мысли о том, что Волдеморт мог стать Гарри Поттером, поскольку судьбы героев переплетены не только магически, но и фактически, они оба испытывали одинаковые жизненные трудности в детстве: и Волдеморт, и Гарри сироты, воспитывавшиеся в отсутствии любви и заботы со стороны окружающих, оба не имели друзей, пока не поступили в школу Хогвартс, о магии они также узнали в одном возрасте - в 11 лет. Однако превращение Водеморта в героя не произошло по нескольким причинам:

1. У Волдеморта была сильная ненависть к отцу-маглу, который, в свою очередь, был виноват в ранней смерти жены: «.Я не собирался вечно носить имя этого ничтожества, моего магловского папочки. Называться именем вульгарного магла, который отказался от меня ещё до моего рождения, обнаружив, что его жена, видите ли, колдунья? Ну уж нет! И я, Гарри, создал себе новое имя.» [11]. В то время как Гарри Поттер осознал всеобъемлющую любовь родителей.

2. Волдеморт превозносит себя, поскольку его предки - сильнейшие волшебники: «.Я, в чьих жилах с материнской стороны течёт кровь великого Сала-зара Слизерина... Я знал: наступит день, и это имя будут бояться произносить все волшебники, потому что я стану самым великим магом мира!» [11]. Гарри Поттер в противовес Водеморту, имея в своей родословной сильных предков, не хочет быть избранным, он желает быть как все. Для него первостепенной важностью обладала не сила и власть, а любовь его семьи, ведь именно любовь матери спасла ему жизнь: «...- Твоя мать умерла, пытаясь спасти тебя. Если на свете есть что-то, чего Волдеморт не может понять, так это любовь. Он не мог осознать, что любовь - такая сильная любовь, которую испытывала к тебе твоя мать - оставляет свой след. Это не шрам, этот след вообще невидим. Если тебя так крепко любят, то даже когда любящий тебя человек умирает, ты все равно остаешься под его защитой» [10].

3. У Волдеморта никогда не было настоящих друзей, были лишь верные и преданные приспешники, с помощью которых он, считая себя избранным, пытался заполучить желаемое - мировое господство. Отсутствие друзей в детстве сильно повлияло на его психологическое состояние: «.Его лицо залил румянец, начав от шеи и поднимаясь к впалым щекам. Он был как в лихорадке.

- Если меня кто-нибудь разозлит, я могу сделать так, что с ним случится что-нибудь плохое. Могу сделать человеку больно, если захочу» [13].

Гарри же с Роном и Гермионой, как уже знают учащиеся, являются друг для друга защитой и опорой.

4. Волдеморт испытывает пренебрежение ко всем людям, является лицемером, который использует их в своих целях. У него отсутствует желание уважать

Библиографический список

и видеть что-то хорошее в людях. Он мил и радушен лишь в том случае, когда видит в этом собственную выгоду. Отсутствие уважения к людям для него является абсолютным стандартом: «.Он вскочил с кровати и шарахнулся от Дамблдора, глядя на него с яростью.

- Не обманете! Вы из сумасшедшего дома, да? «Профессор», ага, ну еще бы! Так вот, я никуда не поеду, понятно? Эту старую мымру саму надо отправить в психушку!» [13].

В то время как отношение Гарри Поттера к людям равноценно их поведению, а не стереотипам о них. Он не желает использовать людей в своих личностных корыстных целях.

5. Волдеморт не встречается со своим страхом лицом к лицу, он привык плыть по течению и не бороться со своими проблемами. Ему куда удобнее искать лазейки, с помощью которых он может отсрочить момент решения этих проблем. В то время как Гарри Поттер ведёт постоянную борьбу с собой и с жизненными обстоятельствами.

Раскрытие причин превращения Волдеморта в злодея даже при условии сравнения с поступками и жизненной позицией Гарри может привести к дискуссии, когда учащиеся оправдают Волдеморта его тяжелым детством. Задача педагога привести их к мысли, что влияние обстоятельств не должно затмевать личной ответственности человека за свою жизнь и приводить к оправданию выбора своего пути, на котором уничтожаются другие люди. Ученики должны задуматься над ценностью не только своей, но и чужой жизни.

Представленная в статье концепция воспитания нравственных и ценностных ориентиров учащихся при изучении романов Дж. Роулинг о Гарри Поттере свидетельствует о том, что поставленные авторами исследования цель и задачи в полной мере достигнуты. Учет возрастных особенностей учеников основной общеобразовательной школы влияет на выбор романов из цикла и эпизодов для работы. Авторы исследования опирались не только на возрастные характеристики, но и на тематическое содержание актуальных программ по литературе, чтобы учитель имел возможность использовать предложенные приемы при изучении произведений, изучаемых в аудиторной работе. Анализ эпизодов построен на системном подходе, с одной стороны, и на углублении сведений учеников о себе и мире, который реализуется в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Изучаемая тема имеет серьезные перспективы для дальнейшего исследования, поскольку позволяет как расширить объем эпизодов из рассматриваемого цикла романов Дж. Роулинг о Гарри Поттере, так и привлечь на схожести приемов другие тексты из круга читательских интересов учащихся.

1. Ценностные ориентации российской молодежи и реализация государственной молодёжной политики: результаты исследования: монография. Москва: Издательский дом ГУУ 2017.

2. Гончарова Н.В., Фенухин В.И. Основные проблемы нравственного и духовного воспитания в современном обществе и пути их решения. Социально-гуманитарные знания. 2021; № 2. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/osnovnye-problemy-n

3. Исследование показало, какие книги предпочли бы изучать в школе россияне. Available at: https://ria.ru/20200831/knigi-1576522508.html

4. Сонькин В. «Гарри Поттер» как феномен мировой литературы. Иностранная литература. 2009; № 7. Available at: https://magazines.gorky.media/inostran/2009/7/8220-garri-potter-8221-kak-fenomen-mirovoj-literatury.html

5. Паславская Я.Р Гарри Поттер - «становящийся» герой? к вопросу о влиянии жанровых черт воспитательного романа на произведение Дж.К. Роулинг Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015; № 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/garri-potter-stanovyaschiysya-geroy-k-voprosu-o-vliyanii-zhanrovyh-chert-vospitatelnogo-romana-na-proizvedenie-dzh-k-rouling

6. Галинская И.Л. Добро и зло в романах Джоан Роулинг о Гарри Потере (обзор). Вестник культурологии. 2007; № 4. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/dobro-i-zlo-v-romanah-dzhoan-rouling-o-garri-potere-obzor

7. Одышева А. Концепция добра и зла в цикле сказок Дж. Ролинг о Гарри Поттере. Мировая литература в контексте культуры. 2008; № 3: 74 - 76.

8. Едличко-Малик М. Гарри Поттер и вопрос Антигоны: герой и мир его ценностей как вызов современному учителю и воспитателю. Филологический класс. 2005; № 14: 69 - 73.

9. Анкушина Ю.П. Феномен книг Дж.К. Ролинг о Гарри Поттере. Филологические науки в России и за рубежом: материалы II Международной научной конференции. Ноябрь 2013. Санкт-Петербург: Реноме, 2013: 14 - 16.

10. Роулинг Дж.К. Гарри Поттер и философский камень. Москва: Росмэн-Пресс, 2005.

11. Роулинг Дж.К. Гарри Поттер и тайная комната. Москва: Росмэн-Пресс, 2005.

12. Роулинг Дж.К. Гарри Поттер и Дары Смерти. Москва: Росмэн-Пресс, 2007.

13. Роулинг Дж.К. Гарри Поттер и Принц-полукровка. Москва: Росмэн-Пресс, 2006.

References

1. Cennostnye orientacii rossijskoj molodezhi i realizaciya gosudarstvennoj molodezhnoj politiki: rezul'taty issledovaniya: monografiya. Moskva: Izdatel'skij dom GUU, 2017.

2. Goncharova N.V., Fenuhin V.I. Osnovnye problemy nravstvennogo i duhovnogo vospitaniya v sovremennom obschestve i puti ih resheniya. Social'no-gumanitarnye znaniya. 2021; № 2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-problemy-n

3. Issledovanie pokazalo, kakie knigi predpochli by izuchat' v shkole rossiyane. Available at: https://ria.ru/20200831/knigi-1576522508.html

4. Son'kin V. «Garri Potter» kak fenomen mirovoj literatury. Inostrannaya literatura. 2009; № 7. Available at: https://magazines.gorky.media/inostran/2009/7/8220-garri-potter-8221-kak-fenomen-mirovoj-literatury.html

5. Paslavskaya Ya.R. Garri Potter - «stanovyaschijsya» geroj? k voprosu o vliyanii zhanrovyh chert vospitatel'nogo romana na proizvedenie Dzh.K. Rouling. Uchenye zapiski OGU. Seriya: Gumanitarnye i social'nye nauki. 2015; № 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/garri-potter-stanovyaschiysya-geroy-k-voprosu-o-vliyanii-zhanrovyh-chert-vospitatelnogo-romana-na-proizvedenie-dzh-k-rouling

6. Galinskaya I.L. Dobro i zlo v romanah Dzhoan Rouling o Garri Potere (obzor). Vestnikkul'turologii. 2007; № 4. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/dobro-i-zlo-v-romanah-dzhoan-rouling-o-garri-potere-obzor

7. Odysheva A. Koncepciya dobra i zla v cikle skazok Dzh. Roling o Garri Pottere. Mirovaya literatura v kontekste kultury. 2008; № 3: 74 - 76.

8. Edlichko-Malik M. Garri Potter i vopros Antigony: geroj i mir ego cennostej kak vyzov sovremennomu uchitelyu i vospitatelyu. Filologicheskij klass. 2005; № 14: 69 - 73.

9. Ankushina Yu.P. Fenomen knig Dzh.K. Roling o Garri Pottere. Filologicheskie nauki v Rossii i za rubezhom: materialy II Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Noyabr' 2013. Sankt-Peterburg: Renome, 2013: 14 - 16.

10. Rouling Dzh.K. Garri Potter i filosofskij kamen'. Moskva: Rosm'en-Press, 2005.

11. Rouling Dzh.K. Garri Potter i tajnaya komnata. Moskva: Rosm'en-Press, 2005.

12. Rouling Dzh.K. Garri Potter i Dary Smerti. Moskva: Rosm'en-Press, 2007.

13. Rouling Dzh.K. Garri Potter i Princ-polukrovka. Moskva: Rosm'en-Press, 2006.

Статья поступила в редакцию 25.10.21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.