Научная статья на тему 'ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ВУЗЕ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ'

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ВУЗЕ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

155
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / образование / воспитывающая среда / высшее образование / вуз / воспитательная работа / студенты / образовательная организация / upbringing / education / upbringing environment / higher education / university / educational work / students / educational organization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власова Анастасия Дмитриевна, Колышкина Вера Андреевна, Гитман Елена Константиновна

Процесс воспитания – базовый компонент становления самостоятельной, всесторонне развитой личности, формированию которого уделяется пристальное внимание в последние годы. Вопросы воспитания исследуются специалистами на протяжении долгих лет и раскрываются с различных позиций. Длительный период о воспитании говорилось только в ключе дошкольного и общего образования, о воспитательной деятельности в образовательных организациях высшего образования речи фактически не было. Несмотря на то, что понятие и характеристики категории «образование» теоретиками и практиками педагогики раскрывается через совокупность «обучения» и «воспитания» реальная педагогическая практика идет по пути формирования лишь первого компонента. Ряд исследователей в сфере образования придерживаются мнения о невозможности воспитательного воздействия на уже сформировавшуюся личность, то есть студента вуза, однако, не стоит забывать о том, что воспитательная работа – это сложный, многогранный процесс, включающий профориентационную и научно-исследовательскую составляющие. В условиях постоянно меняющихся условий жизни общества и системы образования реализация указанных ранее компонентов является базовой необходимостью подготовки молодого специалиста. Авторами статьи поддерживается идея о целесообразности и актуальности реализации воспитательного процесса наравне с образовательным. В статье представлено исследование исторических и правовых аспектов становления, развития и «возрождения» системы воспитания в образовательных организациях высшего образования. Освещена актуальность обеспечения единого воспитательного пространства, включающего не только детей, но и студентов, и не студенческую молодежь, а также граждан, осуществляющих трудовую деятельность и не включенных в образовательный процесс. На примере Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета в статье раскрываются особенности модели воспитательной работы, ее компоненты и условия реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL WORK AT THE UNIVERSITY: HISTORICAL AND LEGAL ASPECT

The process of education is a basic component of the formation of an independent, comprehensively developed personality, the formation of which has received close attention in recent years. The issues of upbringing have been studied by specialists for many years and are revealed from various positions. For a long period, upbringing was discussed only in the vein of preschool and general education, and there was virtually no talk of upbringing in educational institutions of higher education. Despite the fact that the concept and characteristics of the category «education» are revealed by theorists and practitioners of pedagogy through the totality of «training» and «education», real pedagogical practice follows the path of forming only the first component. A number of researchers in the field of education are of the opinion that it is impossible to have an educational impact on an already formed personality, i.e., a university student, however, one should not forget that educational work is a complex, multifaceted process that includes career guidance and research components. In the context of constantly changing conditions of society and the education system, the implementation of the previously mentioned components is a necessity for training a young specialist. The authors of the article support the idea of the expediency and relevance of the implementation of the educational process on a par with the educational process. The article presents a study of the historical and legal aspects of the formation, development, and «revival» of the system of education in educational institutions of higher education. The relevance of providing a single educational space, which includes not only children, but also students, and non-student youth, as well as citizens engaged in labor activities and not included in the educational process, is highlighted. On the example of Perm State Humanitarian Pedagogical University, the article reveals the features of the Model of educational work, its components, and conditions for implementation.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ВУЗЕ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ»

Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 9. С. 17-25. Humanitarian studies. Pedagogy and psychology. 2022. No. 9. P. 17-25.

Научная статья УДК 37.01

doi: 10.24412/2712-827Х-2022-9-17-25

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ВУЗЕ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

1 2 Анастасия Дмитриевна Власова , Вера Андреевна Колышкина ,

Елена Константиновна Гитман3

12 3

' ' Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия

1 vlasova_ad@pspu.ru

2 kolyshkina_va@pspu.ru

3 mygitman@gmail.com

Аннотация. Процесс воспитания - базовый компонент становления самостоятельной, всесторонне развитой личности, формированию которого уделяется пристальное внимание в последние годы. Вопросы воспитания исследуются специалистами на протяжении долгих лет и раскрываются с различных позиций. Длительный период о воспитании говорилось только в ключе дошкольного и общего образования, о воспитательной деятельности в образовательных организациях высшего образования речи фактически не было. Несмотря на то, что понятие и характеристики категории «образование» теоретиками и практиками педагогики раскрывается через совокупность «обучения» и «воспитания» реальная педагогическая практика идет по пути формирования лишь первого компонента. Ряд исследователей в сфере образования придерживаются мнения о невозможности воспитательного воздействия на уже сформировавшуюся личность, то есть студента вуза, однако, не стоит забывать о том, что воспитательная работа - это сложный, многогранный процесс, включающий профориентационную и научно-исследовательскую составляющие. В условиях постоянно меняющихся условий жизни общества и системы образования реализация указанных ранее компонентов является базовой необходимостью подготовки молодого специалиста. Авторами статьи поддерживается идея о целесообразности и актуальности реализации воспитательного процесса наравне с образовательным. В статье представлено исследование исторических и правовых аспектов становления, развития и «возрождения» системы воспитания в образовательных организациях высшего образования. Освещена актуальность обеспечения единого воспитательного пространства, включающего не только детей, но и студентов, и не студенческую молодежь, а также граждан, осуществляющих трудовую деятельность и не включенных в образовательный процесс. На примере Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета в статье раскрываются особенности модели воспитательной работы, ее компоненты и условия реализации.

Ключевые слова: воспитание, образование, воспитывающая среда, высшее образование, вуз, воспитательная работа, студенты, образовательная организация.

Для цитирования: Власова А.Д., Колышкина В.А., Гитман Е.К. Воспитательная работа в вузе: историко-правовой аспект // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 9. С. 17-25. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2022-9-17-25

Original article

EDUCATIONAL WORK AT THE UNIVERSITY: HISTORICAL AND LEGAL ASPECT

© Власова А.Д., Колышкина В.А., Гитман Е.К., 2022

1 2 3

Anastasia D. Vlasova , Vera A. Kolyshkina , Elena K. Gitman

12 3

' ' Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia

1 vlasova_ad@pspu.ru

2 kolyshkina_va@pspu.ru

3 mygitman@gmail.com

Abstract. The process of education is a basic component of the formation of an independent, comprehensively developed personality, the formation of which has received close attention in recent years. The issues of upbringing have been studied by specialists for many years and are revealed from various positions. For a long period, upbringing was discussed only in the vein of preschool and general education, and there was virtually no talk of upbringing in educational institutions of higher education. Despite the fact that the concept and characteristics of the category «education» are revealed by theorists and practitioners of pedagogy through the totality of «training» and «education», real pedagogical practice follows the path of forming only the first component. A number of researchers in the field of education are of the opinion that it is impossible to have an educational impact on an already formed personality, i.e., a university student, however, one should not forget that educational work is a complex, multifaceted process that includes career guidance and research components. In the context of constantly changing conditions of society and the education system, the implementation of the previously mentioned components is a necessity for training a young specialist. The authors of the article support the idea of the expediency and relevance of the implementation of the educational process on a par with the educational process. The article presents a study of the historical and legal aspects of the formation, development, and «revival» of the system of education in educational institutions of higher education. The relevance of providing a single educational space, which includes not only children, but also students, and non-student youth, as well as citizens engaged in labor activities and not included in the educational process, is highlighted. On the example of Perm State Humanitarian Pedagogical University, the article reveals the features of the Model of educational work, its components, and conditions for implementation.

Keywords: upbringing, education, upbringing environment, higher education, university, educational work, students, educational organization.

For citation: Vlasova A.D., Kolyshkina V.A., Gitman E.K. Educational work at the university: historical and legal aspect. Humanitarian studies. Pedagogy and psychology. 2022;9:17-25. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827X-2022-9-17-25

Введение

Формирование ценностных установок молодежи - одно из приоритетных направлений социально-экономического развития российского общества. Сфера образования - базовая среда для обеспечения всестороннего становления личности, в том числе нравственного, духовного развития, профессионального самоопределения и личностного роста.

Воспитательная работа в образовательных организациях высшего образования на современном этапе имеет особую значимость, обусловленную введением компетентностного подхода в реализации образовательных программ. Умение применять на практике концептуальные основы, принципы и подходы является важным элементом в процессе эффективного планирования и проектирования, определения этапов реализации модели воспитательной системы конкретного учебного заведения.

Основная часть

Педагогическая наука всегда рассматривала воспитание как неотъемлемую составляющую процесса образования. Но несмотря на то, что в образовательный процесс включаются не только дети дошкольного и школьного возраста, но и совершеннолетние лица, получающие высшее образование, воспитательная работа охватывает только первые две категории. Анализируя особенности становления и развития воспитательной работы в системе высшего образования, отметим, что исторически воспитательный процесс выстраивался в ключе деятельности комсомольских организаций и поддержания советской идеологии.

Советская концепция высшего образования подразумевала не только подготовку специалиста, но и воспитание советского гражданина. Воспитательной работе в этот период в вузах уделялось значительное внимание, что подтверждается нормативными актами этого периода. В постановлениях ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию общественных наук и повышению их роли в коммунистическом воспитании молодежи» от 14.08.1969 г., «О работе в Московском высшем техническом училище им. Н.Э. Баумана и Саратовском государственном университете им. Н.Г. Чернышевского по повышению идейно-теоретического уровня преподавания общественных наук» от 05.06.1974 г., отмечаются четко сформулированные проблемы идейно-воспитательной работы.

Совет Министров Союза ССР постановлением ЦК КПСС от 14.08.1969 г. указал на необходимость усиления внимания к уровню учебно-воспитательной работы [Постановление ЦК КПСС.14.08.1969]. В этот же период Центральный Комитет КПСС ориентирует партийные организации вузов страны на совершенствование деятельности кафедр общественных наук как центров научно-исследовательской работы и коммунистического воспитания студентов.

Постановлением от 05.06.1974 г. ЦК КПСС «О работе в Московском высшем техническом училище имени Н. Э. Баумана и Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского по повышению идейно-теоретического уровня преподавания общественных наук» отмечалось, что возрастает интерес студентов к изучению марксистско-ленинской науки, теории и практики коммунистического строительства.

Также постановлением предусматривалось, что ВЦСПС и ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений должны «больше уделять внимания работе профсоюзных организаций вузов по созданию необходимых условий для учебы, труда и отдыха студентов и преподавателей, улучшения их культурно-бытового обслуживания», что способствовало бы совершенствованию их деятельности по организации ученого процесса и досуга студентов [Постановление ЦК КПСС. 05.06.1974].

Важная роль отводилась изучению новейших достижений общественных наук, имеющих существенное значение в строительстве коммунистического общества. Постановлением ЦК КПСС 14.08.1967 г. «О мерах по дальнейшему развитию общественных наук и повышению их роли в коммунистическом строительстве» определены основные направления развития марксистско-ленинской философии, политической экономии, научного коммунизма, а также истории КПСС. Особо подчеркивается обязанность «вести систематическую наступательную борьбу против антикоммунизма» [Постановление ЦК КПСС. 14.08.1967].

Важный вклад в развитие ленинской теории коммунистического воспитания трудящихся, в частности молодежи, был внесён на XXV съезде КПСС, где внимание партийных организаций было обращено на политику реализации комплексного подхода в целях обеспечения «тесного единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания трудящихся» [Материалы XXV съезда КПСС, 1976].

Основной задачей комплексного подхода должна стать реализация единого процесса воспитания - от простого к сложному без деления на отдельные компоненты. Сам процесс воспитания напрямую был связан с процессом обучения и подразумевал внедрение в жизнь академической группы лучших форм воспитательной работы. Деятельность по реализации комплексного подхода, в основном возлагалась на профессорско-преподавательский состав, а также профсоюзные и комсомольские организации.

Интересным является тот факт, что программы воспитания и отдельные аспекты их реализации находили отражение не только в нормативных документах, но и широко освещались на страницах партийной и комсомольской печати. Так, например, первые полосы газеты «Правда» наряду со значительными успехами в деле коммунистического воспитания студентов размещались проблемы деятельности кураторов академических групп [«Правда», 12.12.1978].

Таким образом, в советский период российского государства главными ориентирами воспитательной деятельности в вузах были гармоничное формирование личности, подразумевающее продолжение всестороннего развития, начатого в школе, а также содействие становлению активной жизненной позиции. Помимо этого, следует отметить, что политика в области воспитательной работы в вузе наносила непоправимый ущерб индивидуальной траектории развития личности, так как все организуемые мероприятия носили массовый характер, личность отдельного студента не рассматривалась как отдельный субъект образовательной, воспитательной работы.

В настоящее время образовательная политика высших учебных заведений опирается на идею неразрывности процессов обучения и воспитания. Но вопрос реальности применения воспитания к сформировавшейся личности остается открытым и обсуждаемым. «Многие исследователи и практики считают, что студенты, являясь по сути взрослыми людьми, не нуждаются в каком-либо воспитании. Кроме того, основной целью вуза является профессиональная подготовка студентов. Главенствование такого мнения привело в 90-е гг. к свертыванию воспитательной работы в вузе» [Киселев, Киселева 2016: 29].

Ряд нормативных документов, подтверждают минимальное внимание к воспитательному процессу системы высшего образования. Так, например, Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р определила приоритетные цели, задачи и приоритетные направления государственной политики в сфере воспитания. Целевой аудиторией, на которую нацелена Стратегия, являются дети, то есть фактически - лица от 0 до 18 лет. Студенческая молодежь не включена в данный перечень.

Тем не менее, потребность в развитии воспитательной сферы, обусловленная процессами глобализации, создающими не только новые возможности, но и угрозы в развитии человеческой цивилизации, привела к актуализации процессов воспитания в учебных учреждениях, при этом вузы не стали исключением. Не стоит забывать и о том, что успешность государства в наши дни определяется не количеством граждан, а интеллектуальным, духовным и моральным состоянием общества. 2020 г. стал переломным моментом в развитии не только системы образования, но и системы воспитания. Особо ценным шагом стало внесение в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ Об образовании) существенных изменений, касающиеся, в частности, возрождения системы воспитания в образовательных организациях [Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-Ф3]:

Во-первых, статья 2 ФЗ Об образовании изложена в новой редакции, а именно дано подробное определение самого понятия «воспитание». В настоящее время под воспитанием следует понимать «деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» [Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3].

Во-вторых, характеристика понятия «образовательная программа» дополнена компонентами «рабочая программа воспитания», «календарный план воспитательной работы» [Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-Ф3].

В-третьих, в ФЗ Об образовании включена новая статья 12.1, определяющая общие требования к организации воспитания обучающихся. Среди таких требований стоит отметить, что образовательная организация самостоятельно разрабатывает рабочие

программы воспитания и календарный план воспитательной работы. В разработке данных документов имеют право принимать участие советы обучающихся, советы родителей, представительные органы обучающихся.

Обозначенные изменения должны отражаться в содержании образовательных программ (не позднее 01.09.2021 г.) с обязательным информированием обучающихся и родителей. Государственная программа «Развитие образования» до 2030 г., утвержденная постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 г. № 1642 (с изм. и доп. от 24.12.2021 г.) поддерживает общую концепцию развития воспитательной среды в образовательных организациях высшего образования - формирование единого воспитательного пространства и обеспечение преемственности воспитания [Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 г. № 1642]. В целях обеспечения единообразного подхода к разработке воспитательной работы в вузе Министерством образования и науки РФ разработаны Методические рекомендации по разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы образовательной организации высшего образования, в которых определены обязательные структурные и содержательные элементы [Офиц. сайт Минобрнауки РФ].

В свою очередь, письмом Министерства просвещения РФ от 26.08.2021 г. АБ-1361/06 «О примерном календарном плане воспитательной работы» утвержден примерный календарный план воспитательной работы на 2021/2022 учебный год, рекомендованный к включению в соответствующий план образовательной организации как федерального компонента [Офиц. сайт Минпросвещения РФ].

Обобщая нормы правовых документов федерального уровня, подчеркнем, что сегодня при планировании и реализации воспитательной работы в вузе особое внимание уделяется инновационным, интерактивным технологиям и формам деятельности. Можно говорить о становлении новой современной модели вузовского воспитания.

Важно обратить внимание на тот факт, что концепция или модель воспитательной работы в вузе обсуждалась в научной литературе еще с 2009 г. [Куликов 2009: 57]. Под моделью воспитания предлагалось понимать «эталон действующей модели воспитания, существующей в практическом применении». Н.Н. Моисеев в свое время дал следующее определение модели: «специальная форма кодирования информации... С помощью моделей из старых знаний могут возникать новые знания. И потому одной из важнейших задач науки является не только систематизация, кодирование известной информации и построение на этой основе системы моделей (теорий), но и создание методов теоретического анализа, т. е. раскодирования той информации, которая потенциально содержится в моделях и приводит к получению нового знания» [Киселев, Киселева 2016: 29].

Указанные характеристики модели воспитания актуальны и в современном мире. В качестве примера и доказательства обозначенного предположения рассмотрим модель воспитательной деятельности Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет» (далее - ПГГПУ). Воспитательный процесс ПГГПУ организуется на основе системы ценностей, формирование которых является приоритетной задачей государственной политики в РФ. Сама же система принципов и ценностей воспитательной работы выстраивается через совокупность федеральных компонентов (см. Стратегию национальной безопасности РФ) и специфических ценностей, вытекающих из особенностей профессиональной подготовки по соответствующей основной профессиональной образовательной программе (в том числе общечеловеческие, профессиональные, ценности саморазвития и т. п.).

Воспитательная работа ПГГПУ выстраивается на основании Положения о внеучебной работе ПГГПУ, Рабочей программы воспитания ПГГПУ, Плана мероприятий по внеучебной работе, Программы комплексной профилактики и коррекции девиантного поведения обучающихся ФГБОУ ВО ПГГПУ и ряда иных документов. Рабочая программа воспитания

ПГГПУ определила целью воспитательной деятельности 111 1 ПУ «формирование активной жизненной позиции и гражданского самоопределения обучающихся, способствование их профессиональному становлению, индивидуально-личностной самореализации, удовлетворению потребностей в нравственном, культурном, интеллектуальном, социальном и профессиональном развитии» [Офиц. сайт ПГГПУ].

Среди задач, обеспечивающих реализацию указанной цели, можно отметить задачи, решение которых направлено на личностное развитие студента (развитие мировоззрения, актуализация системы базовых ценностей личности; приобщение к общечеловеческим нормам морали, национальным устоям и академическим традициям и т.д. ); задачи, решение которых способствует профессиональному становлению студента (выявление и поддержка талантливых обучающихся, формирование культуры и этики профессионального общения и т. п.).

Среди концептуальных подходов стоит отметить следующие модели воспитательной деятельности ФГБОУ ВО ПГГПУ:

1) Гуманистический подход: личность студента - уникальная, целостная система, а самореализация - неотъемлемая его часть.

2) Системно-деятельностный подход: выстраивание компонентов воспитательной среде через обеспечение взаимовлияния и взаимосвязи ее структурных компонентов, и нацеленность на органичное слияние с профессиональной средой будущих педагогов.

4) Ценностный подход: результат работы рассматривается сквозь призму определенных ценностей. Воспитание = ценностные ориентиры будущего педагога.

Основными направлениями воспитательной деятельности в ПГГПУ выступают:

Социально-развивающее направление, подразумевает включение элементов гражданского, патриотического, духовно-нравственного воспитания, предоставление студентам и формирование в студенческой среде социокультурных образцов отношений, поведения и в контексте профессионально-педагогической культуры (деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации, формирование у обучающихся чувства уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества).

Спортивно-оздоровительное направление включает пропаганду здорового образа жизни, организацию факультетских и общеуниверситетских физкультурных и спортивных мероприятий.

Направление студенческого самоуправления - включение студентов / студенческих коллективов в совершенствование учебного и воспитательного процессов, а также получение возможности каждому студенту стать лидером.

Культурно-досуговое направление - включение студентов в организацию досуговой деятельности; создание оптимальных условий для формирования ценностных установок, развития личной, общественной и профессиональной культуры.

Научно-исследовательское направление - создание условий для развития научно-исследовательского потенциала студента; вовлечение в организацию, проведение и активное участие в научно-практических конференциях, семинарах, олимпиадах, исследованиях и иных мероприятиях города, региона и страны.

Профориентационное направление - развитие мотивации к профессиональной педагогической деятельности; обеспечение включенности студентов в проекты, раскрывающие ценность профессии педагога (например, «Учитель на замену», «Учитель будущего» и проч.); вовлечение студентов в деятельность педагогических отрядов; содействие получению профессиональных навыков в период обучения.

Отдельным аспектом работы университета является формирование воспитывающей (воспитательной) среды, являющейся составной частью образовательного пространства ПГГПУ.

В рабочей программе воспитания отмечается, что структуру воспитывающей составляют:

- институциональная среда (структурные подразделения, органы студенческого самоуправления, волонтерские и трудовые отряды и проч.);

- корпоративная среда (Устав и правила внутреннего распорядка ПГГПУ, нормативные документы, нормы этики и традиции ПГГПУ);

- информационная среда (электронная информационно-образовательная среда ПГГПУ, информационные стенды, официальные группы и сайты, брендбук ПГГПУ);

- пространственно-предметная среда (комплекс помещений ПГГПУ, компьютеры и оргтехника, оборудование спортзалов, актовых и конференц-залов и т. п.) [Офиц. сайт ПГГПУ].

Заключение

Модель воспитательной работы ПГГПУ ориентирована на студента не просто как объекта воздействия, а рассматривает его как субъект, активно включенный в создание современного воспитательного пространства вуза, личность, заинтересованную в самовоспитании, развитии и использовании своего ценностно-мотивационного потенциала в профессиональной деятельности. Возрастающие требования общества и государства к современной личности, конкурентоспособности граждан на трудовом и финансовых рынках, в том числе усиление внимания к выпускникам вузов, диктуют новые условия реализации образовательной деятельности.

Система образования, согласно российскому законодательству, выстраивает формулу «образование = обучение + воспитание», которая полноценно охватывает всех участников образовательных отношений и позволяет формировать личность не только с позиции знаний и умений, но и внутриличностных установок, ценностей, взглядов. Поэтому важно уделять внимание не только составляющей «обучение», но и усиливать работу по отношению к компоненту «воспитание».

Список литературы

1. Аникеева Н.П., Киселев Н.Н. Неформальное образование в вузе // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 5. С. 93-97.

2. Газета «Правда» от 12 декабря 1978 г.

3. Киселев Н.Н., Киселева Е.В. Воспитание в вузе: исторические традиции, современные тенденции // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 2. C. 28-32.

4. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. 2-е изд. СПб.: Питер, 2009. 464 с.

5. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976.

6. Министерство науки и высшего образования РФ: официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://minobrnauki.gov.ru (дата обращения: 11.12.2021).

7. Министерство просвещения РФ: официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru (дата обращения: 11.12.2021).

8. Моисеев Н.Н. Математика в социальных науках // Математические методы в социологическом исследовании. М.: Наука, 1981. С. 10-24.

9. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»: федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ // Российская газета. № 174. 07.08.2020.

10. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) // Российская газета. № 303. 31.12.2012.

11. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»: Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 г. № 1642 // Собрание законодательства Российской Федерации от 01.01.2018 г. № 1 (часть II). Ст. 375.

12. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р // Российская газета. № 122. 08.06.2015.

13. О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране: постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 18.07.1972 года // Справочник партийного работника. Вып. 13. М.: Политиздат, 1973. С. 209-210.

14. О мерах по дальнейшему развитию общественных наук и повышению их роли в коммунистическом строительстве: постановление ЦК КПСС 14.08.1967 г. // Справочник партийного работника. Вып. 8. М.: Политиздат. С. 255.

15. О мерах по развитию общественных наук и повышению их роли в коммунистическом строительстве: постановление ЦК КПСС от 14.08.1967 г. // Справочник партийного работника. Вып. 8. М.: Политиздат, 1968. С. 253.

16. О ходе выполнения партийной организацией Ленинградского политехнического института имени М. И. Калинина решений ЦК КПСС по повышению уровня идейно-воспитательной и научной работы» // Справочник партийного работника. Вып. 14. М.: Политиздат, 1974. С. 335.

References

1. Anikeeva N.P., Kiselev N.N. Neformal'noe obrazovanie v vuze [Non-formal education at the university]. Sibirskiipedagogicheskii zhurnal, 2013, no. 5, pp. 93-97. (In Russ.).

2. Gazeta «Pravda» [Newspaper "Pravda"]. December 12, 1978. (In Russ.).

3. Kiselev N.N., Kiseleva E.V. Vospitanie v vuze: istoricheskie traditsii, sovremennye tendentsii [Education at the university: historical traditions, modern trends]. Sibirskii pedagogicheskii zhurnal, 2014, no. 2, pp. 28-32. (In Russ.).

4. Kulikov L.V. Psikhologiya lichnosti v trudakh otechestvennykh psikhologov [Psychology of personality in the works of domestic psychologists]: khrestomatiya, 2nd ed., St. Petersburg, Piter, 2009, 464 p. (In Russ.).

5. Materialy KhKhU s"ezda KPSS [Materials of the XNUMXth Congress of the CPSU]. Moscov, Politizdat, 1976. (In Russ.).

6. Ministerstvo nauki i vysshego obrazovaniya RF: ofitsial'nyi sait. [Elektronnyi resurs]. (In Russ.). Available at: https://minobrnauki.gov.ru (accessed: 11.12.2021).

7. Ministerstvo prosveshcheniya RF [Ministry of Education of the Russian Federation: official website]. (In Russ.). Available at: https://edu.gov.ru (accessed: 11.12.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Moiseev N.N. Matematika v sotsial'nykh naukakh [Mathematics in social sciences]. Matematicheskie metody v sotsiologicheskom issledovanii, Moscov, Nauka, 1981, pp. 10-24. (In Russ.).

9. O vnesenii izmenenii v Federal'nyi zakon «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii» po voprosam vospitaniya obuchayushchikhsya»: federal'nyi zakon ot 31.07.2020 № 304-FZ [On Amendments to the Federal Law "On Education in the Russian Federation" on the Education of Students": Federal Law No. 304-FZ dated July 31, 2020]. Rossiiskaya gazeta, no. 174, 07.08.2020. (In Russ.).

10. Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii [On Education in the Russian Federation: Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012 (as amended on December 30, 2021)]. Rossiiskaya gazeta, no. 303, 31.12.2012. (In Russ.).

11. Ob utverzhdenii gosudarstvennoi programmy Rossiiskoi Federatsii «Razvitie obrazovaniya» [On approval of the state program of the Russian Federation "Development of education": Decree of the Government of the Russian Federation of December 26, 2017 No. 1642"]. Sobraniе zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii, 01.01.2018, no. 1 (part II), article 375. (In Russ.).

12. Ob utverzhdenii Strategii razvitiya vospitaniya v Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda [On approval of the Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period up to 2025: Decree of the Government of the Russian Federation dated May 29, 2015 No. 996-r]. Rossiiskaya gazeta, no. 122, 08.06.2015. (In Russ.).

13. O merakh po dal'neishemu sovershenstvovaniyu vysshego obrazovaniya v strane [On measures to further improve higher education in the country: Resolution of the Central Committee of the CPSU and the Council of Ministers of the USSR of July 18, 1972]. Spravochnik partiinogo rabotnika, iss. 13, Moscov, Politizdat, 1973, pp. 209-210. (In Russ.).

14. O merakh po dal'neishemu razvitiyu obshchestvennykh nauk i povysheniyu ikh roli v kommunisticheskom stroitel'stve [On measures to further develop the social sciences and enhance their role in communist construction: Resolution of the Central Committee of the CPSU 08/14/1967]. Spravochnik partiinogo rabotnika, iss. 8, Moscov, Politizdat, p. 255. (In Russ.).

15. O merakh po razvitiyu obshchestvennykh nauk i povysheniyu ikh roli v kommunisticheskom stroitel'stve [On measures to develop the social sciences and enhance their role in communist construction: Resolution of the Central Committee of the CPSU of August 14, 1967.]. Spravochnikpartiinogo rabotnika, iss. 8, Moscov, Politizdat, 1968, p. 253. (In Russ.).

16. O khode vypolneniya partiinoi organizatsiei Leningradskogo politekhnicheskogo instituta imeni M. I. Kalinina reshenii TsK KPSS po povysheniyu urovnya ideino-vospitatel'noi i nauchnoi raboty» [On the course of implementation by the party organization of the Leningrad Polytechnic Institute named after M. I. Kalinin of the decisions of the Central Committee of the CPSU on raising the level of ideological, educational and scientific work"]. Spravochnik partiinogo rabotnika, iss. 14, Moscov, Politizdat, 1974, p. 335. (In Russ.).

Информация об авторах А.Д. Власова — студент, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет;

В.А. Колышкина - ассистент кафедры правовых дисциплин и методики преподавания права, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет;

Е.К. Гитман - доктор педагогических наук, профессор, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет.

Information about the authors A.D. Vlasova — Student, Perm State Humanitarian and Pedagogical University; V.A. Kolyshkina - Teaching assistant of the Department

of Legal Disciplines and Methods of Teaching Law, Perm State Humanitarian and Pedagogical University;

E.K. Gitman - GrandPh.D. (Education), Professor Perm State Humanitarian and Pedagogical University.

Статья поступила в редакцию 08.11.2021; одобрена после рецензирования 18.12.2021; принята к публикации 20.12.2021.

The article was submitted 08.11.2021; approved after reviewing 18.12.2021; accepted for publication 20.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.