Научная статья на тему 'Воспитательная работа в организации среднего профессионального образования водного транспорта: управленческий аспект'

Воспитательная работа в организации среднего профессионального образования водного транспорта: управленческий аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
445
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СПЕЦИАЛИСТЫ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ / КУРСАНТСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / EDUCATIONAL WORK / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / WATER TRANSPORT SPECIALISTS / EDUCATIONAL AFFAIRS DEPARTMENT OF THE EDUCATION INSTITUTION / EDUCATIONAL WORK MANAGEMENT / MILITARY STUDENT GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панина Светлана Викторовна, Павлов Дмитрий Игоревич

В статье рассматриваются процессы управления и организации воспитательной работы в учебном заведении среднего профессионального образования. Основным отличием воспитательной системы организаций среднего профессионального образования признана ее цель: воспитание специалистов с установившимися в определенных областях науки интересами, формирование их творческих способностей, сотрудничество с высшей профессиональной школой. Показаны особенности воспитательной деятельности в рамках подготовки курсантов будущих специалистов водного транспорта Крайнего Севера на примере Якутского института водного транспорта (ЯИВТ). Описаны структура и функциональное поле воспитательного отдела обозначенной учебной организации. Затронуты вопросы сотрудничества воспитательного отдела ЯИВТ с внешними организациями (органами исполнительной власти, образовательными организациями, ведомствами и т. д.). Особый акцент сделан на значимости мероприятий, способствующих развитию курсантского самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панина Светлана Викторовна, Павлов Дмитрий Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational work in water transport secondary vocational institution: managerial aspect

The paper reviews the management processes of educational work in secondary vocational education institutions. The main distinctive feature of educational work in this type of institution is its purpose that implies the education of future specialists with the established interests in certain areas of science, the development of their creative abilities, the collaboration with higher education institutions. The paper shows the characteristics of educational activities while training military students majoring in Far North water transport by a case study of Yakut Institute of Water Transport (secondary vocational education department). The research describes the structure and functions of the Educational Affairs Department in the above-mentioned institute. The authors review the issues of collaboration between the Educational Affairs Department of Yakut Institute of Water Transport and external organizations (executive bodies, education institutions, offices). The study emphasizes the significance of activities conducive to the development of military student government.

Текст научной работы на тему «Воспитательная работа в организации среднего профессионального образования водного транспорта: управленческий аспект»

УДК 371.3:377+630*378

https://doi.org/10.24158/spp.2017.12.36

Панина Светлана Викторовна

Panina Svetlana Viktorovna

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова

Павлов Дмитрий Игоревич

магистрант Педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА: УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ

PhD in Education Science, Associate Professor, Education Science Department, Teachers' Training Institute, North-Eastern Federal University

Pavlov Dmitry Igorevich

Master's Degree student, Teachers' Training Institute, North-Eastern Federal University

EDUCATIONAL WORK IN WATER TRANSPORT SECONDARY VOCATIONAL INSTITUTION: MANAGERIAL ASPECT

Аннотация:

В статье рассматриваются процессы управления и организации воспитательной работы в учебном заведении среднего профессионального образования. Основным отличием воспитательной системы организаций среднего профессионального образования признана ее цель: воспитание специалистов с установившимися в определенных областях науки интересами, формирование их творческих способностей, сотрудничество с высшей профессиональной школой. Показаны особенности воспитательной деятельности в рамках подготовки курсантов -будущих специалистов водного транспорта Крайнего Севера на примере Якутского института водного транспорта (ЯИВТ). Описаны структура и функциональное поле воспитательного отдела обозначенной учебной организации. Затронуты во-просы сотрудничества воспитательного отдела ЯИВТ с внешними организациями (органами исполнительной власти, образовательными организациями, ведомствами и т. д.). Особый акцент сделан на значимости мероприятий, способствующих развитию курсантского самоуправления.

Ключевые слова:

воспитательная работа, среднее профессиональное образование, специалисты водного транспорта, воспитательный отдел образовательной организации, управление воспитательной работой, курсантское самоуправление.

Summary:

The paper reviews the management processes of educational work in secondary vocational education institutions. The main distinctive feature of educational work in this type of institution is its purpose that implies the education of future specialists with the established interests in certain areas of science, the development of their creative abilities, the collaboration with higher education institutions. The paper shows the characteristics of educational activities while training military students majoring in Far North water transport by a case study of Yakut Institute of Water Transport (secondary vocational education department). The research describes the structure and functions of the Educational Affairs Department in the above-mentioned institute. The authors review the issues of collaboration between the Educational Affairs Department of Yakut Institute of Water Transport and external organizations (executive bodies, education institutions, offices). The study emphasizes the significance of activities conducive to the development of military student government.

Keywords:

educational work, secondary vocational education, water transport specialists, Educational Affairs Department of the education institution, educational work management, military student government.

Согласно «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г.», перед профессиональным образованием поставлена важная задача формирования и развития высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, способной реализовать свои возможности в контексте современных вызовов [1].

Как справедливо отмечает Т.С. Крахмалева, современная воспитательная работа образовательной организации среднего профессионального образования (СПО) должна носить инновационную направленность, обеспечивать педагогическую поддержку, профессиональное развитие и ориентироваться на формирование личностных качеств и профессионально значимых компетенций будущих специалистов среднего звена [2]. Е.В. Шельпова и В.А. Петьков рассматривают систему воспитания в организациях профессионального образования как целостное социально-педагогическое явление, соединяющее в единый целенаправленный процесс все явления внутренней и внешней жизни учебного заведения, которые обеспечивают полноценное развитие его субъектов [3].

Система управления воспитательной работой в заведениях СПО ориентирована на подготовку специалистов, обладающих в одинаковой степени профессиональными и базовыми компетенциями, способных воспринимать востребованность своей будущей профессиональной биографии, проявляющих устойчивый интерес к профессиональной сфере, проектирующих профессиональную карьеру, умеющих анализировать производственную ситуацию, оперативно применять средства информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.

Главным отличием воспитательной системы образовательных организаций профессионального образования является ее цель, которую можно сформулировать следующим образом: воспитание будущих специалистов с установившимися в определенной области науки интересами и формирование у них творческих способностей, а также сотрудничество, социальное партнерство с высшей профессиональной школой.

Реализация воспитательной работы в организациях среднего профессионального образования производится по следующим направлениям: формирование личности обучающегося на основе общечеловеческих ценностей; развитие межличностного общения и умений делового этикета и общения; творческое развитие обучающегося; социально-профессиональное самоопределение и становление будущих специалистов и др. Также структура воспитательной системы профессионального образования строится на принципах целенаправленного регулирования формирования личности обучающегося, личностного подхода, непрерывного образования, гражданственности и патриотизма и др.

Якутский институт водного транспорта (ЯИВТ) (филиал) ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет водного транспорта» был образован на базе Якутского речного училища, основанного 10 апреля 1932 г. в городе Якутске в Республике Саха (Якутия). В настоящее время учебное заведение реализует непрерывное профессиональное образование специалистов водного транспорта для Ленского речного бассейна. В рамках программ СПО обучаются более 300 курсантов.

Особое внимание при подготовке будущих специалистов водного транспорта в ЯИВТ уделяется нормативно-правовым документам, таким как «Национальная доктрина образования РФ», «Программа развития образования в РФ до 2020 года», Стратегия государственной молодежной политики в РФ, государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», Концепция патриотического воспитания в Республике Саха (Якутия), позволяющим четко выстроить направления воспитательной деятельности.

Главная цель воспитательной деятельности учебного заведения профессионального образования определяется как содействие профессиональному становлению личности будущего активного специалиста водного транспорта, опирающегося на нравственные ценности и исторический опыт российских флотских традиций.

Так, воспитательный отдел ЯИВТ решает задачи построения личностно ориентированной воспитательной системы, внедрения ее в профессионально-образовательный процесс, создания условий для духовно-нравственного, интеллектуального и физического развития курсантов, повышения социальной активности обучающихся, развития лидерских и организаторских качеств посредством приобщения к этнокультурным и национальным традициям, формирования граж-данско-патриотического отношения.

Управленческая составляющая воспитательной работы ЯИВТ придерживается следующих принципов: ориентация на гуманистические ценности и идеалы, учет требований будущей профессии, единство учебной и внеучебной деятельности, учет индивидуально-психологических особенностей обучающихся, взаимодействие административного управления и самоуправления курсантов, открытость, социально-экономические и региональные особенности Крайнего Севера и арктической зоны Российской Федерации и др.

Воспитательная и внеучебная работа в ЯИВТ организуется воспитательным отделом под непосредственным управлением заместителя директора по воспитательной работе, который подчиняется директору (рис. 1).

Старший воспитатель Командиры-воспитатели Классные руководители Социальный педагог Педагог-психолог Педагоги-организаторы Музыкальный руководитель

Воспитательный отдел

Рисунок 1 - Структура воспитательного отдела ЯИВТ

В функциональное поле воспитательного отдела ЯИВТ входят: создание оптимальной со-циовоспитывающей среды, направленной на саморазвитие и самореализацию личности курсанта; диагностика отклонений в поведении, практическое решение проблемы предупреждения дезадаптации, консультации в предупреждении и разрешении конфликтных ситуаций; защита прав и интересов курсантов/студентов; формирование у курсантов гражданской и социально активной позиции, сохранение и приумножение духовно-нравственных и этнокультурных ценностей в контексте современного общества; развитие традиций воспитательной работы ЯИВТ; удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, нравственном и физическом развитии; поддержка инициативы курсантов; формирование у обучающихся этических норм и освоение социально принятых правил поведения; создание условий для самореализации личности в образовательном процессе; организация досуга; укрепление и совершенствование физического состояния, воспитание стремления курсантов/студентов к здоровому образу жизни; социальное партнерство с государственными, образовательными и общественными организациями, СМИ в реализации воспитательных задач; проектирование и организация воспитательных мероприятий и др.

Для более эффективной организации воспитательного процесса воспитательный отдел ЯИВТ тесно сотрудничает с органами исполнительной власти, ведомствами, образовательными организациями (рис. 2).

Рисунок 2 - Система взаимодействия воспитательного отдела ЯИВТ с внешними организациями

Так, в рамках социального партнерства с Министерством по делам молодежи и семейной политике Республики Саха (Якутия), Управлением молодежи и семейной политики окружной администрации города Якутска, Военным комиссариатом города Якутска и воспитательным отделом ЯИВТ курсанты принимают активное участие в мероприятиях духовно-нравственного и патриотического направления городского и республиканского уровней. Стоит отметить, что совместная воспитательная деятельность с образовательными организациями СПО и ВО города Якутска благоприятно влияет на формирование профессиональных компетенций будущих специалистов (например, научно-практическая конференция «Шаг в будущую профессию», деловая игра «Будущий профессионал», конкурс «Профессии, профессии...», «День Речного флота РФ» и др.).

Для наиболее эффективной организации воспитательного процесса и профилактики правонарушений среди курсантов предусмотрено кураторство сотрудников Министерства внутренних дел РС (Я) и Министерства чрезвычайных ситуаций. Отметим, что систематические встречи с курсантами также благоприятно влияют на формирование будущих защитников Отечества.

Анализируя воспитательную деятельность, проводимую в ЯИВТ, можно констатировать, что она реализуется в соответствии с нормативными документами федерального, республиканского, ведомственного и локального уровней, ориентирована на всестороннее развитие личности, пропаганду здорового образа жизни, профилактику правонарушений, алкоголизма и наркомании. Структура управления воспитательной работой в учебном заведении позволяет установить достаточно четко выстроенную систему взаимосвязей между подразделениями внеучебной деятельности и их функциями. Информационное обеспечение воспитательного процесса осуществляется посредством функционирования сайта ЯИВТ, информационных стендов и постеров и т. д. Систематически проводятся анализ, оценка и мониторинг воспитательной деятельности, включая анкетирование курсантов, по результатам чего формулируются выводы и предложения по совершенствованию воспитательной работы. Ресурсное и материально-техническое обеспечение ЯИВТ позволяет организовывать мероприятия воспитательного направления различного статуса.

Таким образом, воспитательная работа в ЯИВТ носит системный характер, в учебном заведении существуют развитые традиции, выстроены горизонтальные и вертикальные связи между подразделениями, занимающимися воспитательной деятельностью.

В настоящее время воспитательный отдел ЯИВТ работает над проектированием программы по самоуправлению курсантов через формирование организаторских позиций у обучающихся, создание совета курсантов, школы лидеров и др. Данная деятельность соответствует требованиям ФГОС СПО третьего поколения по формированию общих компетенций у курсантов, таких как понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии; брать ответственность за работу членов команды, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; организовывать собственную деятельность и работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством и потребителями и др.

Рассматривая указанные компетенции, можно определить, что у курсантов в процессе их подготовки для более эффективного освоения данных компетенций должны одновременно формироваться лидерские и коммуникативно-организаторские навыки. Считаем, что формированию этих навыков у будущих специалистов способствует развитие курсантского самоуправления.

На наш взгляд, курсантское самоуправление стимулирует выбор видов деятельности, побуждает курсантов самостоятельно выбирать наиболее эффективный стиль в любом виде деятельности и общения, где они могут выступать организаторами и разработчиками проектов и программ. Условиями развития курсантского самоуправления в ЯИВТ выступают педагогическое сопровождение личности курсанта, соблюдение преемственности между традиционно сложившейся в образовательной организации воспитывающей средой и инновационным содержанием, социально-профессиональная направленность воспитательной работы.

Так, если обратиться к «Положению о Совете курсантов ЯИВТ», в нем отмечается, что высшим руководящим органом курсантского самоуправления является конференция курсантов ЯИВТ, созываемая не реже одного раза в год; участие в конференции принимает актив каждой учебной группы: старшина, культорг и физорг. Совет организует и координирует работу курсантов и студентов по следующим направлениям: учебная, учебно-исследовательская, культурно-спортивная деятельность, социальная защита, защита прав курсантов, взаимодействие с другими учебными заведениями. На ежемесячных заседаниях совета выявляются курсанты, имеющие академические задолженности, а также рассматриваются дела курсантов, совершивших административно-правовые правонарушения. Протоколы заседаний предоставляются заместителю директора по воспитательной работе.

Таким образом, под формами организации курсантского самоуправления специалистов внутреннего водного транспорта определяются целенаправленно создаваемые внешние и внутренние условия взаимодействия субъектов соуправления и самоуправления (курсанты, педагоги, воспитатели, кураторы), определяемые характером и содержанием организаторской задачи, а также положительной мотивацией, высокой степенью самостоятельности и творческого отношения курсантов к способам ее решения.

Ссылки:

1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-Р. URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 10.11.2017).

2. Крахмалева Т.С. Концептуальные предпосылки организации и функционирования воспитательной системы учащихся среднего профессионального образования // Теория и практика общественного развития. 2015. № 22. С. 272-274.

3. Шельпова Е.В., Петьков В.А. Организация и управление воспитательной системой учреждения профессионального образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 9. С. 38-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.