Научная статья на тему 'ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИИ КАК ФОРМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ'

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИИ КАК ФОРМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
447
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ЛИЧНЫЙ СОСТАВ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ / ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Красильников Александр Юрьевич

В статье рассматривается понятие воспитательной работы с личным составом в таможенных органах России и ее роль в противодействии коррупции. Отмечается, что воспитание в таможенных органах - это сложный повседневный процесс воздействия на сознание личного состава таможенных органов с использованием методов воспитания, с целью комплексного формирования духовных, физических, профессиональных и нравственных качеств для успешного выполнения служебных задач. Воспитательная работа с личным составом является важнейшей задачей руководителей таможенных органов, представленная в современных условиях сложным механизмом, выступающим в форме регулятора правоотношений в системе таможенных органов. Таможенный процесс является сложным видом деятельности, требующей достаточных знаний, высокой квалификации, достаточного уровня культурного развития и воспитанности от должностных лиц таможенных органов. Выводы в проводимом нами исследовании основаны на результатах отчетных данных службы по противодействию коррупции в системе таможенных органов России, которые подтверждают необходимость совершенствования воспитательно-профилактической работы с личным составом таможенных органов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Красильников Александр Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF EDUCATIONAL WORK WITH THE WORLD IN THE CUSTOMS AUTHORITIES OF RUSSIA AS A FORM OF ANTI-CORRUPTION

The article considers the concept of educational work with personnel in the customs authorities of Russia and its role in the fight against corruption. It is noted, that education in customs bodies is a complex daily process of influencing the consciousness of customs personnel using methods of education, with the aim of comprehensively forming spiritual, physical, professional and moral qualities for the successful performance of official tasks. Educational work with personnel is the most important task of customs authorities, presented in the current conditions by a complex mechanism, acting in the form of a regulator of legal relations in the customs system. The customs process is a complex activity that requires sufficient knowledge, high qualifications, sufficient level of cultural development and education from customs officials. The conclusions in our study are based on the results of the reporting data of the anti-corruption service in the Russian customs system, which confirm the need to improve educationally - preventive work with the personnel of the Russian customs authorities.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИИ КАК ФОРМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ»

Профессиональное развитие

УДК 338.24.01

DOI: 10.51635/27129926_2021_2_21

КРАСИЛЬНИКОВ Александр Юрьевич

доцент кафедры креативно-инновационного управления и права, кандидат педагогических наук, доцент,

Пятигорский государственный университет, Россия, г. Пятигорск

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИИ КАК ФОРМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Аннотация. В статье рассматривается понятие воспитательной работы с личным составом в таможенных органах России и ее роль в противодействии коррупции. Отмечается, что воспитание в таможенных органах - это сложный повседневный процесс воздействия на сознание личного состава таможенных органов с использованием методов воспитания, с целью комплексного формирования духовных, физических, профессиональных и нравственных качеств для успешного выполнения служебных задач. Воспитательная работа с личным составом является важнейшей задачей руководителей таможенных органов, представленная в современных условиях сложным механизмом, выступающим в форме регулятора правоотношений в системе таможенных органов. Таможенный процесс является сложным видом деятельности, требующей достаточных знаний, высокой квалификации, достаточного уровня культурного развития и воспитанности от должностных лиц таможенных органов. Выводы в проводимом нами исследовании основаны на результатах отчетных данных службы по противодействию коррупции в системе таможенных органов России, которые подтверждают необходимость совершенствования воспитательно-профилактической работы с личным составом таможенных органов России.

Ключевые слова: воспитательная работа, противодействие коррупции, личный состав, таможенные органы, методы воспитания, должностные лица.

|Для цитирования: Красильников А.Ю. Роль воспитательной работы с личным составом в таможенных органах России как форма противодействия коррупции // THEORIA: педагогика, экономика, право. 2021. № 2 (3). С. 21-28. DOI: 10.51635/27129926_2021_2_21

Введение

В сложившихся условиях при осуществлении таможенного контроля за перемещаемыми товарами через таможенную границу требуется знание нормативных законодательных актов должностными лицами. В данном контексте мы рассматриваем воспитательную работу с личным составом таможенных органов как средство формирования необходимых, профессионально - важных качеств, являющихся индикатором взаимоотношений в сфере внешнеэкономической деятельности между участниками ВЭД и должностными лицами

таможенных органов, осуществляющих контрольные функции.

Это качественно подчеркивает актуальность и значимость рассматриваемой проблематики с целью повышения эффективности системы воспитательной работы с личным составом в таможенных органах России. Это способствует поиску новых путей, систематизирующих процессы реализации воспитательного воздействия на персонал таможенных органов с целью формирования основ действенного механизма воспитательной работы в единой таможенной системе.

Актуальность исследования также обусловлена необходимостью разработки теоретико-методологических рекомендаций по организации работы с таможенными служащими с целью повышения эффективности служебной деятельности должностных лиц таможенных органов на основе комплексного механизма внедрения научно-обоснованных подходов в воспитательной деятельности.

Предметом исследования в данной статье следует рассматривать пути повышения эффективности системы воспитательной работы, которые должны способствовать созданию единых подходов, в том числе заимствованных из других ведомств, в которых применяется такое понятие, как «служба» и «государственная служба».

Объекты и методы исследования

В качестве объекта исследования выступает система воспитательной работы с личным составом в таможенных органах России, которая рассматривается в работах с научной точки зрения, но единых подходов, определяющих единство применения единых принципов и подходов, определяющих ее проведение, пока не выявлено [4].

Для решения вопросов в нашем исследовании были поставлены следующие задачи:

- раскрыть понятие воспитательной работы, в том числе в таможенных органах;

- провести анализ механизма воспитательной работы, проводимой с личным составом таможенных органов;

- выявить проблемные вопросы при организации в таможенных органах воспитательной работы с личным составом;

- оценить эффективность сложившейся системы воспитательной работы с личным составом таможенных органов.

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач, обоснования предложений и рекомендаций, нами были использованы следующие методы: анализа, сравнения, обобщения. Для этого использовалась официальная информация, размещенная на сайте Федеральной таможенной службы России и положения действующих нормативно-правовых актов.

В рамках проводимого нами исследования, с использованием перечисленных выше методов, был проведен анализ нормативно-правовых актов по организации воспитательной работы в таможенных органах с изучением случаев нарушения законодательства

должностными лицами таможенных органов за определенный, взятый нами период. Также, был изучен и проанализирован доклад о ходе выполнения мероприятий, предусмотренных планом Федеральной таможенной службы по противодействию коррупции. По аналогии в правоохранительной системе и в вооруженных силах мы попытались провести сравнительный анализ воспитательной работы и использовать сложившийся в этих органах механизм для совершенствования воспитательной работы в таможенных органах. Путем обобщения имеющихся методов, мы попытались предложить пути для совершенствования механизма воспитательного воздействия на должностных лиц таможенных органов России.

Результаты и обсуждение

Нами, в процессе проводимого исследования, были изучены различные научные источники, в которых в какой-то мере рассматриваются подходы сложившейся организации воспитательной работы с личным составом в аналогичных структурах. Мы попытались понять и уточнить сложившуюся практику организации воспитательной работы.

Г.М. Коджаспирова и другие исследователи проблемы, рассматривают воспитательную работу, как «целенаправленную деятельность по организации жизнедеятельности взрослых и детей, ставящей своей целью создание условий для полноценного развития личности. Через воспитательную работу реализуется воспитательный процесс» [3, с. 25-26].

В вооруженных силах России «...воспитательная работа представляет собой комплекс информационно-пропагандистских, индивидуально-психологических, правовых, социально-экономических, морально-этических, культурно-досуговых, спортивно-массовых и иных мероприятий, осуществляемых субъектами воспитательной деятельности и направленных на формирование у военнослужащих Вооруженных Сил необходимых морально-боевых качеств. Воспитательная работа предполагает единство и согласованность действий всех субъектов воспитания.» [6].

В таможенных органах понятие воспитательной работы рассматривается немного шире, чем это дано в источниках выше. В Методических рекомендациях начальникам таможенных органов по организации и проведению воспитательно-профилактической работы дается термин двойного содержания.

Таким образом, ставится задача перед руководителями таможенных органов не только организовать воспитание личного состава, но и проводить соответствующую профилактику правонарушений.

Формирование у таможенных служащих профессионально-важных качеств - сложный и длительный процесс, эффективность которого зависит от непосредственного использования специально подобранных методов воспитания, являющихся способами педагогического воздействия на сознание, чувства, волю воспитуе-мых с целью формирования у них необходимых качеств и привычек поведения необходимых на службе в таможенных органах.

Воспитание у должностных лиц таможенных органов высоких нравственных качеств, необходимых для эффективного решения возложенных на таможенные органы задач, осуществляется при условии выполнения следующих мероприятий:

- разработки и реализации комплекса правовых, воспитательно-профилактических мер, направленных на обеспечение законности в таможенной деятельности в условиях строгой дисциплины и высокой ответственности личного состава;

- обеспечение единства и преемственности воспитательного процесса;

- организации индивидуальной работы с должностными лицами таможенных органов, укрепления атмосферы доверия в сочетании с высокой требовательностью в отношениях между начальниками и подчиненными, внедрения в практику воспитательной работы методов общей и социальной психологии;

- повышение персональной ответственности руководителей таможенных органов и начальников структурных подразделений за эффективность воспитательной работы с подчиненными, создание в органе творческой обстановки, ответственности за конечные результаты, атмосферы нетерпимости к нарушителям служебной дисциплины, осуществления дисциплинарной практики и усиления контроля за состоянием служебной дисциплины.

В соответствии с пунктом 7 Дисциплинарного устава таможенной службы РФ, «начальник таможенного органа несет персональную ответственность за состояние служебной дисциплины в таможенном органе, которым он руководит» [8].

В.М. Рукавицын, Р.А.°Рогов, В.В. Коварда подтверждают положение в своем

исследовании, что «начальники подразделений и таможенных постов несут персональную ответственность за состояние служебной дисциплины и проведение воспитательно-профилактической работы с должностными лицами и работниками таможенных коллективов» [7].

Они считают, что «воспитательно-профилактическая работа осуществляется дифференцированно, с учетом профессиональных, возрастных, социальных, психологических, национальных, религиозных и иных индивидуальных особенностей должностных лиц и работников» [7].

Мы поддерживаем такую позицию, которая имеет принципиальное значение и особую значимость для многонационального Северо-Кавказского федерального округа.

По нашему мнению, данные условия будут способствовать положительному решению вопросов при реализации воспитательных целей и задач в таможенных органах:

- воздействие на сознание личного состава для формирования необходимых духовных и физических качеств;

- побуждение должностных лиц к высокопрофессиональной деятельности;

- корректировка поведения должностных лиц таможенных органов на службе и в быту;

- поддержание чести и достоинства должностных лиц таможенной службы.

С целью повышения эффективности мер по организации воспитательной работы, направленных на укрепление служебной дисциплины и поддержания в таможенных органах здоровой морально-психологической обстановки, руководством Федеральной таможенной службы России 23 января 2006 года было разработано распоряжение «Об утверждении Методических рекомендаций начальникам таможенных органов по организации и проведению воспитательно-профилактической работы», положения которой были подвергнуты в нашем исследовании.

Исследуя нормативную базу по вопросам организации воспитательной работы в таможенных органах, мы проанализировали положения Федерального закона от 21.07.1997 года №114-ФЗ «О службе в таможенных органах», в которых отсутствую статьи, формулирующие определенный порядок организации воспитательной работы в таможенных органах, несмотря на то, что данный документ является

правоустанавливающим, в котором заложены нормы прямого действия.

В пункте 2 подпункта 4 статьи 56 анализируемого нами закона, кратко указывается на то, что кадровая служба организует проведение воспитательных и профилактических мероприятий в таможенных органах, а также деятельность службы таможенных психологов.

Аналогичная ситуация складывается и с категорией государственных гражданских служащих. В пункте 1 статьи 56 «Служебная дисциплина на гражданской службе» Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» отмечено, что служебная дисциплина на гражданской службе является обязательным условием для соблюдения гражданскими служащими служебного распорядка в соответствии с положениями федерального закона и другими нормативно-правовыми актами, устанавливающими данный порядок.

Пунктом 2 этой же статьи предусмотрено, что представитель нанимателя обязан создавать условия необходимые для соблюдения гражданскими служащими служебной дисциплины, но конкретные рекомендации по организации воспитательной работы с таможенными служащими данной категории в Федеральном законе отсутствуют. К сожалению, такие положения в процессе исследования выявлены не были.

Воспитательная работа в таможенных органах должна рассматриваться как совокупная часть управления в таможенных органах, способствующая оперативному решению стоящих перед таможенными органами задач.

Мы приходим к выводу о необходимости внесения предложений по совершенствованию организации воспитательной работы в таможенных органах, путем создания общих системных подходов, объединяющих действенные и приемлемые методы для всех категорий должностных лиц таможенных органов и работников бюджетной сферы при организации воспитательной работы.

С нашей точки зрения, данные пробелы имеются в связи с тем, что в отношении сотрудников, государственных гражданских служащих и работников, применяются положения разных правовых норм, с учетом отнесения их к разным правовым статусам. К категории государственных гражданских служащих нельзя применять нормы федерального закона от 21.07.1997 г. № 114-ФЗ «О службе в

таможенных органах РФ», и, наоборот нормы федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» не применяются к сотрудникам таможенных органов. На работников таможенных органов распространяется только действие положений Трудового кодекса РФ.

Н.И. Судорогин и ряд других видных деятелей науки в этой области, считают, что успех в деятельности таможенных органов определяется многими факторами, существенное место среди которых занимает эффективное управление и воспитание личного состава [1, с. 41].

Необходимость усиления воспитательной работы с личным составом таможенных органов объясняется низким уровнем исполнительской дисциплины, который не в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к таможенной системе, как правоохранительному и военизированному ведомству и, нередко, это является причиной принятия поверхностных решений, влекущих за собой нарушения законодательства в сфере таможенного дела.

Анализируя особенности профессиональной деятельности, мы приходим к выводу о том, что таможенная служба решает важные государственные задачи, на которые оказывает существенное влияние воспитательная работа.

Действующая система воспитательной работы с личным составом таможенных подразделений будет более эффективной, если будет опираться на содержательную часть патриотического воспитания.

Патриотизм в России всегда был символом мужества, доблести и героизма, несгибаемой силы народа. Многовековая история россиян свидетельствует, что без патриотизма невозможно создать сильную державу и отстоять её рубежи. Поэтому патриотическое воспитание необходимо рассматривать на всех уровнях, прежде всего, как источник и средство духовного, политического и экономического становления страны, ее целостности и безопасности [5, с. 191].

Анализ отчётов по дисциплине показывает, что недостаточно действенным является воспитательный аппарат таможенных органов, в связи с чем имеются типичные недостатки -отсутствие интереса к воспитательной работе с подчинёнными у руководителей структурных подразделений, слабые психолого-педагогические, методические знания, навыки и умения, трудности в проведении индивидуально-

воспитательной работы, неумение вести профилактику правонарушений, укреплять служебную дисциплину, сплачивать структурные подразделения.

О недостатках совершенствования воспитательной работы в определённой степени свидетельствуют и проводимые социологические опросы должностных лиц таможенных органов, которые помогают объективно представить общественное мнение членов коллектива, отражающие сложившиеся нормы, обычаи, традиции.

В докладе о ходе выполнения мероприятий, предусмотренных планом Федеральной таможенной службы по противодействию коррупции в таможенных органах Российской Федерации, отмечается, что «... для оценки антикоррупционных мероприятий, принятия дополнительных мер по предупреждению коррупционных проявлений в таможенных органах проводятся социологические и социально-психологические исследования» [2].

В 2020 году для оценки уровня коррупции, эффективности проводимых антикоррупционных мероприятий и принятия дополнительных мер по предупреждению коррупционных проявлений в таможенных органах было проведено 49 социологических исследований, в которых приняли 11 300 должностных лиц таможенных органов.

Ранее подобные меры предлагались А.Ю. Красильниковым и другими деятелями научного исследования проблемы, в рамках проводимого диссертационного исследования по теме: «Воспитание профессиональной ответственности личности (на примере сотрудников таможенных органов)» и были реализованы в практической части исследования при организации различных форм воспитательной работы с личным составом Минераловодской и Ставропольской таможен [4].

Для того, чтобы научно определить уровень состояния воспитательной работы в таможенном органе и внести соответствующие предложения по совершенствованию ее форм, нами был изучен и проанализирован отчет по противодействию коррупции в Минераловодской таможне на 2018-2020 годы и проведен сравнительный анализ состояния служебной дисциплины в таможенных органах Северо-Кавказского таможенного управления за период 2018 и 2019 годов (таблица).

Представленный сравнительный анализ состояния служебной дисциплины в таможенных органах Северо-Кавказского таможенного управления подтверждает наши доводы о том, что имеется необходимость совершенствования имеющихся подходов в воспитательной работе с личным составом таможенных органов.

Таблица

Сравнительный анализ состояния служебной дисциплины в таможенных органах _Северо-Кавказского таможенного управления_

№ п/п Наименование мероприятия 2018 г. 2019 г.

1 Количество допущенных должностными лицами нарушений служебной (трудовой) дисциплины (всего, из них грубых) 1257 (30 грубых нарушений) 1159 (17 грубых нарушений)

2 Показатель нарушителей служебной дисциплины по отношению к фактической численности таможни, % 0,27% 0,28%

3 Количество нарушителей служебной (трудовой) дисциплины 557 586

4 Количество нарушителей служебной (трудовой) дисциплины, допустивших два и более нарушений служебной дисциплины 297 259

5 Объявлено дисциплинарных взыскания 291 323

6 Количество служебных проверок, проведенных по фактам нарушения должностными лицами и работниками служебной (трудовой) дисциплины, в том числе по фактам: 367 394

- нарушения права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле; 187 200

- нарушения законодательства, связанные с правоохранительной деятельностью; 73 61

- иных нарушений 107 133

7 Количество должностных лиц 2117 2056,5

С целью снижения количества выявленных правонарушений среди личного состава в Ми-нераловодской таможне, в рамках воспитательно-профилактической и антикоррупционной работы за отчетный период были проведены мероприятия, которые оказали положительный эффект на сознание личного состава, но, по нашему мнению, этого недостаточно для достижения желаемого результата.

Заключение (выводы)

Проведя детальный и обстоятельный анализ, нами предлагаются следующие профилактические меры для усиления воспитательного воздействия на должностных лиц и работников Минераловодской таможни:

- ввести в практику организации воспитательно-профилактической работы тесное взаимодействие заместителей начальника таможни и начальников структурных подразделений с должностными лицами отдела инспектирования и профилактики правонарушений (далее по тексту - ОИПП) с предложением о заслушивании нарушителей служебной дисциплины с периодичностью не реже, чем один раз в месяц и не чаще, чем один раз в квартал;

- вменить в обязанности начальникам структурных подразделений предоставлять по итогам квартала отчеты в произвольной форме о результатах воспитательно-профилактической работы с предложениями по совершенствованию применяемых методов и средств в ОИПП;

- возложить на начальников структурных подразделений проведение профилактических бесед с подчиненными должностными лицами о недопустимости использования ими в личных и иных интересах служебной информации, полученной при выполнении должностных обязанностей, в том числе в течение года после прекращения права на допуск к конфиденциальным сведениям, также о юридических последствиях нарушения такого запрета;

- в рамках реализации положений по патриотическому воспитанию с должностными лицами и работниками таможенных органов предлагается включать в пункты плана организацию и проведение чемпионатов таможенных органов по различным видам спорта, спартакиады с участием сборных команд Северо-Кавказского таможенного управления и таможенных органов Северо-Кавказского федерального округа, спортивных праздников и

соревнований в таможенных органах (по отдельным планам) с участием команд ВУЗов, осуществляющих подготовку специалистов таможенного дела.

Анализ работ, в которых исследуется воспитательный механизм с личным составом таможенных органов, свидетельствует о том, что профессиональная деятельность и ее результат имеют прямые связи с особенностями субъекта деятельности. Это дало возможность выявить скрытые стороны процесса воспитательной работы и способствовало выбору новых подходов и действенных рекомендаций.

Литература

1. Судоргин Н.И. Совершенствование мониторинга кадрового потенциала таможенной службы Российской Федерации : Монография. Москва : Российская таможенная акад., 2013. 66 с.

2. Доклад о ходе выполнения мероприятий, предусмотренных планом ФТС России по противодействию коррупции в таможенных органах Российской Федерации. URL.: https ://customs. gov. ru/storage/document/do cument_info/2021-01/25/2020.docx (дата обращения 22.05.2021)

3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 176 с.

4. Красильников А.Ю. Воспитание профессиональной ответственности личности : на примере сотрудников таможенных органов : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Красильников Александр Юрьевич; [Место защиты: Пятигор. гос. лингвист. ун-т]. Пятигорск, 2009. 23 с. URL.: https://search.rsl.ru/ru/record/01003472618 (дата обращения 20.05.2021)

5. Красильников А.Ю. Патриотическое воспитание и его роль в обучающем процессе и в процессе служебной деятельности. Россия на рубеже тысячелетий: общество, наука, образование. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 8. Минеральные Воды : МВФ МОСА -МФ АПУ, 2009. 198 с.

6. Приказ Министра обороны РФ от 28.02.2005 № 79 «О совершенствовании воспитательной работы в вооруженных силах Российской Федерации». URL:

https://base.garant.ru/188408/ (дата обращения 30.05.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Рукавицын В.М. Воспитательно-профилактическая работа в таможенных органах Российской Федерации (на примере Курской таможни). / В.М. Рукавицын, Р.А. Рогов, В.В. Ко-варда // «Экономика и социум». №10 (29). 2016. URL: https://readera.org/read/140116239 (дата обращения 28.05.2021).

8. Указ Президента РФ от 16 ноября 1998 г. N 1396 «Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации» Справочно-правовая система «Гарант». URL: https://base.garant.ru/12113722/#friends (дата обращения 28.05.2021).

References

1. Sudorgin N.I. Sovershenstvovanie monitoringa kadrovogo potenciala tamozhennoj slu-zhby Rossijskoj Federacii [Improving the monitoring of the personnel potential of the customs Service of the Russian Federation: Monograph]. Moscow: Russian Customs Academy, 2013. 66 p. (In Russian)

2. Doklad o khode vypolneniya meropriyatii, predusmotrennykh planom FTS Rossii po protivo-deistviyu korruptsii v tamozhennykh organakh Rossiiskoi Federatsii [Report on the implementation of the measures provided for in the plan of the Federal Customs Service of Russia on combating corruption in the customs authorities of the Russian Federation]. URL.: https://cus-toms.gov.ru/storage/document/docu-ment_info/2021-01/25/2020.docx. (In Russian)

3. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Yu. Pedagogicheskii slovar': Dlya stud. vyssh. i sred. ped. ucheb. Zavedenii [Pedagogical dictionary: For students]. M.: Izdatel'skii tsentr «Akademiya», 2005. pp. 25-26. (In Russian)

4. Krasil'nikov A.Yu. Vospitanie profession-al'noj otvetstvennosti lichnosti : na primere sotrudnikov tamozhennyh organov : avtoreferat dis. ... kandidata pedagogicheskih nauk [Education

of professional responsibility of the individual : on the example of customs officers: abstract of the dissertation of the candidate of pedagogical sciences]: 13.00.01. Pyatigorsk, 2009. 23 p. URL.: https://search.rsl.ru/ru/record/01003472618 (accessed: 20.05.2021). (In Russian)

5. Krasil'nikov A.Yu. Patrioticheskoe vospitanie i ego rol' v obuchayushchem protsesse i v protsesse sluzhebnoi deyatel'nosti [Patriotic education and its role in the educational process and in the process of official activity]. Rossiya na rube-zhe tysyacheletii: obshchestvo, nauka, obra-zovanie. Mezhvuzovskii sbornik nauchnykh trudov [Russia at the turn of the Millennium: society, science, education. Interuniversity collection of scientific papers]. Vypusk 8. Mineral'nye Vody : MVF MOSA MF APU, 2009. 198 p. (In Russian)

6. Prikaz Ministra oborony RF ot 28.02.2005 № 79 «O sovershenstvovanii vospitatel'noi raboty v vooruzhennykh silakh Rossiiskoi Federatsii» [Order of the Minister of Defense of the Russian Federation No. 79 dated 28.02.2005 "On improving educational work in the Armed Forces of the Russian Federation"] URL: https://base.garant.ru/188408/ (accessed: 30.05.2021). (In Russian)

7. Rukavitsyn V.M. Vospitatel'no-profil-akticheskaya rabota v tamozhennykh organakh Rossiiskoi Federatsii (na primere Kurskoi tamo-zhni) [Educational and preventive work in the customs authorities of the Russian Federation (on the example of the Kursk customs)] / V.M. Rukavitsyn, R.A. Rogov, V.V. Kovarda. Ekonomika i sotsium, №10 (29), 2016. URL: https://read-era.org/read/140116239 (accessed: 28.05.2021). (In Russian)

8. Ukaz Prezidenta RF ot 16 noyabrya 1998 g. N 1396 «Ob utverzhdenii Distsiplinarnogo ustava tamozhennoi sluzhby Rossiiskoi Federatsii» [Decree of the President of the Russian Federation No. 1396 of November 16, 1998 "On approval of the Disciplinary Charter of the Customs Service of the Russian Federation"]. URL: https://base.gar-ant.ru/12113722/#friends (accessed: 28.05.2021). (In Russian)

KRASILNIKOV Alexander Yurievich

Associate Professor of the Chair of creative management and law, PhD., Associate Professor,

Pyatigorsk State University, Russia, Pyatigorsk

THE ROLE OF EDUCATIONAL WORK WITH THE WORLD IN THE CUSTOMS AUTHORITIES OF RUSSIA AS A FORM OF ANTI-CORRUPTION

Abstract. The article considers the concept of educational work with personnel in the customs authorities of Russia and its role in the fight against corruption. It is noted, that education in customs bodies is a complex daily process of influencing the consciousness of customs personnel using methods of education, with the aim of comprehensively forming spiritual, physical, professional and moral qualities for the successful performance of official tasks. Educational work with personnel is the most important task of customs authorities, presented in the current conditions by a complex mechanism, acting in the form of a regulator of legal relations in the customs system. The customs process is a complex activity that requires sufficient knowledge, high qualifications, sufficient level of cultural development and education from customs officials. The conclusions in our study are based on the results of the reporting data of the anti-corruption service in the Russian customs system, which confirm the need to improve educationally - preventive work with the personnel of the Russian customs authorities.

Keywords: educational work, anti-corruption, personnel, customs authorities, methods of education, officials.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.