Сегодня в обществе растет озабоченность будущим России в условиях агрессивно глобализирующегося мира и новых вызовов современности. Прогрессивными умами страны все больше овладевает идея необходимости скорейшего проведения курса на выживание страны, народа. Выживания на всех уровнях — генетическом, этническом, демографическом, физическом, социальном, культурном, духовном. Об этом все чаще говорят и пишут политики, ученые, общественные и религиозные деятели, представители культуры и об-
разования (прошедший
Всемирный Русский Народный Собор, последнее послание Президента).
В том, что тема выживания нации выходит сегодня в авангард общественного сознания, есть и немалая заслуга И. М. Ильинского, чьи усилия и труды вот уже более 10 лет посвящены воплощению идеи воспитания жизнеспособных поколений России.
Мы знаем, что, к сожалению, большие и светлые идеи не сразу доходят до сознания людей и за них часто приходится бороться, страдать и платить порой высокую цену. Но
В. А. Ситаров
Воспитание жизнеспособных поколений: позиция И. М. Ильинского
когда эти идеи осознаются и разделяются в обществе, то надолго становятся маяками общественного развития, освещая путь многим поколениям. Как свет высокой звезды не сразу доходит до нас сквозь толщу и мрак Вселенной, но, достигая пределов Земли, помогает нам двигаться в темноте, становясь путеводным, так и смысл высокой идеи требует времени для своего прорастания и укоренения в умах людей. Отрадно думать и надеяться, что и смысл идеи выживания нации, народа благодаря трудам таких людей, как И. М. Ильинский, пробивает себе путь в обществе сквозь толщу лицемерия, безразличия и непонимания, неверия и разобщенности, ханжества и произвола, смуты и дурмана безвременья 90-х, и что у этой идеи есть шанс укорениться, если даже и не в сфере власти, то, по крайней мере, в общественном сознании и научно-образовательном сообществе.
Общеизвестно, что весь пафос научной и человеческой позиции Игоря Михайловича, все помыслы, надежды и усилия обращены к молодежи, к делу воспитания жизнеспособных поколений.
В чем же состоит позиция И. М. Ильинского?
Прежде всего в том, что жизнеспособность видится И. М. Ильинскому в духовнонравственной целостности и гармоничной устойчивости подрастающего поколения, связанного кровными узами с жизнью своей страны и народа, с его культурой, историей, с его судьбой и включенного таким образом в мировую культуру.
Жизнеспособность, по И. М. Ильинскому, — это способность нового поколения «продолжать себя во времени», взяв от старших эстафету претворения в жизнь общечеловеческих ценностей, утверждая их в реалиях настоящего и прокладывая им путь в будущее. Это способность вносить свой уникальный созидательный вклад в культуру и социум.
Жизнеспособность — это способность человека или поколения выжить, не деградируя, в «жестких» и ухудшающихся условиях
социальной и природной среды, развиться и духовно возвыситься, воспроизвести и воспитать потомство, не менее жизнеспособное в биологическом и социальном планах.
В целом, по И. М. Ильинскому, жизнеспособная личность — это личность, живо постигающая современность и жадно впитывающая культуру, опыт, идеалы и ценности. Это личность, преодолевающая свою зависимость от меркантильно-обыденного обихода жизни и сознательно посвящающая себя чему-то большему, чем своему «Я»: заботе о других людях, стране, Родине, культуре. Именно на этом пути самопосвящения человек обретает свою истинную целостность и способность «продолжить себя во времени».
Таким образом, жизнеспособная личность — это человек как бы «подключенный» к культурно-историческому и цивилизационному процессу в качестве его активного, творческого субъекта.
Задачи воспитания жизнеспособного поколения обеспечиваются согласно И. М. Ильинскому следованием принципам гуманизма и духовности, демократизма и патриотизма, конкурентоспособности и толерантности, индивидуализации и вариативности воспитания.
Жизнеспособность молодежи и выживание нации видятся Игорю Михайловичу в сохранении в человеческом облике молодого поколения культурного ядра российской цивилизации. Молодой человек в одно и то же время является носителем как общечеловеческих ценностей, так и ценностей российской культуры, менталитета российского гражданина, что может выступать основой формирования национального самосознания.
В позиции И. М. Ильинского идет речь о формировании личности, умеющей отстаивать свои интересы и достигать их, учитывая при этом интересы своей социальной группы и всего общества.
Одной из наиболее важных проблем реализации концепции воспитания жизнеспособного поколения, по И. М. Ильинскому, является создание положительной мотива-
ции у самих молодых людей на восприятие и усвоение воспитательных воздействий. Для этого необходимо прежде всего гуманизировать систему образования и воспитания.
Сила и притягательность позиции Игоря Михайловича состоят в том, что в ней открывается реальный выход образования и общества в целом на путь устойчивого развития — соединить культуру, этнос, науку и личность на базе общечеловеческих нравственных ценностей в единое лоно воспитания.
Сегодня, когда молодежь растет в условиях духовной гипоксии и нравственного опустошения общественной жизни, когда пленительный свет общечеловеческих ценностей с каждым днем теряет свой живительный блеск в глазах все большей массы людей, когда все некогда запретное становится доступным, осуждаемое — поощряемым, заветное — банальным, далекое — близким, ненавистное — терпимым, позиция И. М. Ильинского выступает живительным источником исцеления общества.
К сожалению, примеры подобной позиции не часто встретишь в сфере современной общественной и научной жизни. В лексиконе сегодняшних «гуманитариев» все реже встречаются такие императивы, как Мудрость, Правда, Честь, Совесть, Добро, Благо, Справедливость. Эти некогда ведущие ценности сегодня стираются, негласно объявляются старой партитурой для сыгранной пьесы цивилизации. На их место приходит более удобный, экономичный и культурно облегченный «пакет» из информированности, политкорректности, продуктивности, лояльности, социабельности, адаптирован-ности и пр.
И вот на этом фоне звучит голос И. М. Ильинского. И язык, которым он разговаривает с обществом, с нами о судьбах образования, воспитания, страны в целом, — это язык культуры, это язык гуманизма великого Я. А. Коменского и Януша Корчака, язык народности К. Д. Ушинского, язык духовности Л. Н. Толстого. Это язык понятный, близкий и современный, идущий как бы из глубин нашей совести.
Ведущая роль в воспитании жизнеспособных поколений, по И. М. Ильинскому, принадлежит образованию. Образованию с большой буквы, то есть той сфере, где зарождается целостное сознание и самосознание человека, где формируется позиция гражданина, патриота, любящего свою страну, гордящегося Родиной, заботящегося о ее процветании, где развивается человек гармоничный, открытый, полноценно постигающий мировую культуру и цивилизацию в целом.
Образование — это то место, где развивающийся человек впервые (и надолго) встречается с обществом и культурой в диалоге, в диалоге поколений, где передается опыт и ценности в живом человеческом общении. Это та область жизни, где, по убеждению Игоря Михайловича Ильинского, посредством формирования Знания, Умения и Понимания личность как бы «возделывает» себя на ниве культуры, и прежде всего культуры национальной. По И. М. Ильинскому, образование, и в частности высшее образование, служа делу воспитания жизнеспособных поколений, должно строится таким образом, чтобы в нем молодой человек обретал свое «Я» на фоне постижения культуры родной страны и ее народа. Именно на этом пути должна развиваться философия образования, теория и практика высшей школы.
Не секрет, что делу образования и воспитания молодежи отданы многие годы и главные усилия Игоря Михайловича. И в этом тоже находит свое проявление гражданская и социальная позиция
Для И. М. Ильинского образование — это своеобразная «колыбель» нации, народа. А общество, и прежде всего государство, в его понимании, — это как бы родители, стоящие над колыбелью своего ребенка. И вот от того, насколько общество и государство заботятся об образовании, как они смогут обустроить эту колыбель, зависит будущее страны. Понятно, что любящие родители стремятся всеми силами как можно лучше наладить, обустроить колыбель своему ребенку, дать все необходимое.
Наше государство, к сожалению, вряд ли можно пока причислить к любящим и заботливым родителям. Непрекращающийся процесс ухода государства из образования, разгосударствления высшей школы на основе подчинения коммерческим интересам приводит к размыванию основ высшей школы. Она оказывается все менее жизнеспособной.
Проходящая ныне реформа под знаком формирования конкурентоспособного специалиста (со слепым введением внешних стандартов) все больше свидетельствует о том, что наше государство ведет себя на манер кукушки, стремящейся подбросить своего птенца в чужое гнездо, то есть снять с себя не только материально-экономическую заботу о высшей школе, но и, что самое опасное, ответственность за формирование социального заказа, а именно — отвечающей культуре и судьбе страны идеи формирования личности гражданина. Сегодня, таким образом, проводится реформа без платформы, без национально-ценностного фундамента. А над колыбелью нации склонился новый родитель — «его величество» рынок (причем фактически нерегулируемый) во всей его культурорастворяющей красе.
Сегодня даже уже в официальных документах понятие «образование» почти повсеместно заменяется термином «образовательные услуги». А как известно, «услуги» не призваны формировать или тем более воспитывать по определению, а могут лишь только удовлетворять.
Как показывает в своих работах И. М. Ильинский, вслед за рынком в высшей школе всемерно утверждаются потребитель-ско-утилитарная философия, политика, теория и практика вузовского строительства.
Коммерческие интересы практически полностью выдавили педагогические и национально-культурные задачи. Сегодня провозглашаемый «реформаторами» курс на конкурентоспособного специалиста, а по сути на формирование экономической личности — это курс на размывание национальной культуры и жизнеспособного общества. И этот факт как тенденция был показан
И. М. Ильинским еще задолго до проводимой реформы высшей школы.
Экономическая личность — это чаще всего человек без эмоционально-ценностного начала, без убеждений и позиции, живущий по принципам: хорошо то, что выгодно; Родина там, где ниже налоги и т. п. Для такого человека сегодня становится невыгодно помогать ближнему, защищать слабого, невыгодно отстаивать справедливость и правду. А завтра уже невыгодно будет защищать Родину, пожертвовать чем-то ради будущего. Это не что иное, как путь к вырождению нации.
Не секрет, что сегодня в мире идет острая борьба за образование, и не только как следствие передвижения рынков образовательных услуг, но и потому, что между мировыми центрами идет борьба за умы молодых людей, то есть как раз за более жизнеспособное поколение. Та страна, которая сможет лучше привлечь молодые умы, обеспечить их подготовку, ментально «перемолов» и привязав их к своим ценностям и стандартам, та обеспечит себе будущее. На этом фоне состояние нашей высшей школы, учитывая ее теперешнее положение и особенно возможное положение после такого реформирования, может привести к тому, что страна превратится в «сырьевой ресурс мозгов» для развитых стран, а уровень национального образования окончательно будет подорван.
В этой связи примечательна позиция И. М. Ильинского, который утверждает, что если сегодня не предложить молодежи достойную систему национального образования, то завтра она выпадет из цивилизационного процесса, а вместе с ней выпадет и вся страна.
В завершение стоит сказать, что позиция И. М. Ильинского в отношении воспитания жизнеспособных поколений — это гражданская позиция, это позиция любого здравомыслящего человека, кому не безразличны судьбы страны, Родины, своих детей. Это позиция патриота, истинного российского интеллигента с большой буквы.
В курсе педагогики, в разделе «Теория и методика воспитания», студентам предлагается более 30 различных воспитательных
концепций. Из разговора с проректором Во-
логодского института бизнеса, доктором педагогических наук, профессором Т. В. Лод-киной я узнал, что в этом учебном году все 58 студентов, у которых она ведет занятия, выбрали именно концепцию И. М. Ильинского. В прошлые годы предпочтение отдавалось также и другим концепциям.
Готовясь к этому докладу, я предложил студентам факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета дать определение понятию «жизнеспособное поколение». Анализируя определения, сформулированные студентами, выяснил, что основные признаки данного понятия совпадают с теми идеями, которые заложены в определении И. М. Ильинского. Этот факт подтверждает жизнеспособность самой анализируемой концепции. Кроме того, студентам было предложено еще и такое задание: дать метафорическую, образную характеристику автору рассматриваемой концепции с учетом того, что она вышла в свет более 10 лет назад. Одна группа студентов охарактеризовала автора как человека, обладающего рыцарской позицией в лучших традициях его благородного, честного и немного романтического прочтения.
В этой связи как бы в продолжение того, что высказали студенты, сам облик уважае-
мого юбиляра в деле образования и развития высшей школы, его позиция в сфере воспитания молодежи могут ассоциироваться в образе рыцаря культуры. Рыцаря, который стоит на страже нравственности, человечности и служит одновременно образцом их воплощения в жизни, работе, в отношениях с окружающими.
Наглядным проявлением позиции И. М. Ильинского в деле воспитания молодежи служит его собственная работа на посту ректора МосГУ, который благодаря его усилиям превратился в уникальный и настоящий островок культуры и надежды, где идет диалог поколений, где сам ректор показывает пример действительного уважения, заботы и внимания по отношению к личности.
В целом позиция И. М. Ильинского в отношении воспитания молодежи исполнена веры, надежды и любви. И именно любовь здесь служит главным чувством, главной силой. Любовь к жизни, любовь к развивающейся личности — вот тот питающий источник позиции Игоря Михайловича, который вдохновляет и зовет к созиданию всех работающих рядом с юбиляром в стенах нашего вуза. Именно любовь вселяет тот оптимизм, веру и надежду в обращении к молодому поколению, которыми исполнена позиция Игоря Михайловича Ильинского.