Д. А. Бельтюков
Воспитание здорового образа жизни у студентов педагогического колледжа
Национальная доктрина образования в РФ нацелена на воспитание патриотов России, формирование у молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, активной жизненной и профессиональной позиции. Невозможно добиться вышеуказанного без воспитания здорового образа жизни.
Как показывает практика, среди обучающихся в педагогическом колледже только 13 % студентов имеют хорошие показатели здоровья.
Анализируя результаты входного тестирования, разработанного с учетом проживания в районах Крайнего Севера и свидетельствовавшего о развитии физических качеств студентов, мы можем сделать вывод о том, что лишь 40 % обучающихся в колледже по физическим качествам могут быть оценены на оценку «положительно». У многих студентов отмечается как недостаточная техническая подготовленность (незнание строевых приемов и умения игры в волейбол, баскетбол, футбол), так и ослабленное здоровье. Только у 20 % студентов, поступивших в этом году в колледж, отмечается хорошая физическая подготовка, а у 5 % студентов хорошее здоровье. В связи с этим двух часов занятий физической культурой в неделю явно недостаточно для повышения уровня здоровья студентов, формирования у них жизненно важных двигательных навыков и готовности освоения новых технологических приемов. Исходя из этого, физкультурно-оздоровительная работа в колледже построена таким образом, что главное внимание уделяется физической подготовке студентов, техническому осознанию выполнения физических упражнений, различного рода соревнованиям и т. д. Такой подход, несомненно, ведет к формированию правильной осанки, профилактике плоскостопия, повышению функционального состояния организма и как следствие формированию здорового образа жизни. С этой целью в колледже ведутся дополнительные кружки по гимнастике, легкой атлетике, настольному теннису. Особо благоприятное воздействие на организм оказывают и занятия по лыжной подготовке. Хорошая материальная лыжная база колледжа позволяет обеспечить всех студентов лыжным инвентарем, что, в свою очередь, способствует успешному проведению занятий на свежем воздухе, а значит, и оздоровлению организма.
Одной из доминирующих форм физкультурно-оздоровительной работы колледжа является конкурс «Самая лучшая группа», который учитывает достижения студентов в разных направлениях их
85
деятельности. Ключевым моментом конкурса являются спортивнооздоровительные мероприятия, которые направлены на воспитание здорового образа жизни.
Традиционное проведение в колледже Дня здоровья - это важная ступень к здоровому образу жизни. В такие дни студенты имеют возможность совершить лыжные прогулки с обязательным участием в лыжных индивидуальных гонках и эстафетах, посетить городской каток, а в весенне-осеннее время поучаствовать в спортивных конкурсах, проводимых на природе. Конкурсная программа мероприятий составляется студентами старших курсов, представителями студенческого совета, преподавателями физической культуры и медицинским работником колледжа. Этапы конкурса предполагают участие всех студентов независимо от медицинской группы здоровья. Здесь участники с хорошей физической подготовкой показывают свои умения и навыки в легкоатлетических и игровых конкурсах, в турнирах по силовому многоборью и т. д. Студенты специальной медицинской группы принимают участие в интеллектуальных соревнованиях на свежем воздухе, в демонстрации умений ставить правильно палатку, разжигать костер, собирать туристические снаряжения, готовить пищу в походных условиях и т. д. Особое внимание на Дне здоровья уделяется оформлению и защите плакатов «Здоровый образ жизни - фундамент общества». Данный конкурс обязывает каждого участника осмыслить значимость оформления содержания плаката, связать их информационный материал с личным опытом студента, показать значимость плаката в воспитании здорового образа жизни. Все это, несомненно, несет заряд жизни, хорошее настроение и желание следовать правильному образу жизни.
Мероприятия оздоровительной направленности проводятся и в стенах колледжа. Это такие мероприятия, как «Спорт, музыка, грация», «Школа выживания», «Соревнования по настольному теннису», игра «Снайпер» и др. На этих мероприятиях студенты показывают свои умения красиво двигаться, действовать в экстремальных ситуациях и быстро реагировать на изменяющиеся условия.
Венцом спортивных мероприятий, проводимых в течение учебного года, является награждение лучшей группы поощрительной поездкой на станцию Собь (Уральские горы), где главное внимание вновь уделяется спортивным мероприятиям. Это и лыжные походы на водопады с обязательным обучением спуску и подъему на лыжах по склонам гор, и подвижные игры на природе, и организация соревнований по зимнему футболу. Помимо всего этого, студенты получают возможность употреблять чистую родниковую воду, проводить время на свежем воздухе, общаться с природой.
86
Поездка на Собь приводит не только к сплочению групп, повышению защитных свойств организма, но и влияет на дальнейшую мотивацию к обучению.
Именно физическая культура является естественным мостиком, соединяющим социальное и биологическое в развитии человека, в становлении его личности.
Исходя из этого, мы считаем, что при целенаправленной организации любой учебно-воспитательной деятельности доминирующим условием повышения качества знаний является физическая подготовка студентов не только на уроках физкультуры, но и на внеурочных мероприятиях, проводимых в рамках здорового образа жизни.
На опыте проведения подобных мероприятий в нашем колледже мы уверенно можем сделать вывод о том, что именно такой подход способствует физическому совершенству и духовному обогащению будущего педагога.
Л. П. Бестужева
Модульно-компетентностное проектирование программы дисциплины «Математика» по направлению подготовки «Экономика»
В настоящее время в системе высшего профессионального образования осуществляется переход на новые стандарты, реализующие компетентностный подход, так называемые ФГОС ВПО, или, как их еще называют, стандарты третьего поколения. Утвержден макет этих стандартов, согласно которому ведущие вузы, в том числе и экономические, разрабатывают проекты ФГОС ВПО по направлениям как для бакалавриата, так и для магистратуры. Перед профессорско-преподавательским составом встает задача создания рабочих программ дисциплин в соответствии с будущими новыми нормативными документами.
Ориентиром в нашей работе является проект ФГОС ВПО по направлению подготовки 61б - «Экономика», квалификация (степень) бакалавр. ООП этого стандарта предусматривает изучение циклов, один из которых математический. В этом цикле перечислены дисциплины, составляющие базовую (обязательную) часть: математический анализ, линейная алгебра, теория вероятностей и математическая статистика; и вариативную (профильную): методы оптимальных решений или теория игр по выбору вуза. Отметим, что эти дисциплины являются традиционными для изучения будущими
87