Научная статья на тему 'Воспитание вундеркинда на примере педагогическойдеятельности Леопольда Моцарта'

Воспитание вундеркинда на примере педагогическойдеятельности Леопольда Моцарта Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
343
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ВУНДЕРКИНД / ЛЕОПОЛЬД МОЦАРТ / ОДАРЕННОСТЬ / ТАЛАНТ / ГЕНИАЛЬНОСТЬ / ВОЛЬФГАНГ / ОБУЧЕНИЕ / КОМПОЗИТОР / КУЛЬТУРА / МУЗЫКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Голубков Владимир Олегович

В данной статье рассмотрен опыт Леопольда Моцарта по воспитанию сынавундеркинда. Приведены особенности семейной педагогики Моцартов, выделены и проанализированы особенности влияния отца Вольфганга на становление личности сына.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание вундеркинда на примере педагогическойдеятельности Леопольда Моцарта»

Воспитание вундеркинда на примере педагогической деятельности Леопольда Моцарта

Голубков Владимир Олегович Студент, ФГБОУ ВПО «ЛГПУ» E-mail: v. lefart@gmail. com

Аннотация: в данной статье рассмотрен опыт Леопольда Моцарта по воспитанию сына-вундеркинда. Приведены особенности семейной педагогики Моцартов, выделены и проанализированы особенности влияния отца Вольфганга на становление личности сына.

Ключевые слова: воспитание, вундеркинд, Леопольд Моцарт, одаренность, талант, гениальность, Вольфганг, обучение, композитор, культура, музыка

Некоторые дети с детства проявляют черты одаренности, которые восхищают окружающих: кто-то к семи годам говорит на нескольких языках, кто-то способен наизусть рассказать всю книгу, другой уже в пять лет обыгрывает в шахматы взрослых. Про таких детей говорят, что они вундеркинды. «Вундеркинд» - слово, заимствованное из немецкого языка в котором Wunderkind — это сочетание слов Wunder "чудо" и Kinder "ребенок" [6].

Анализ литературы показывает, что случаи гениальности среди детей более чем реальны, хотя и редки: на одного вундеркинда приходятся сотни тысяч, а то и миллионы менее одаренных детей.

Феномен вундеркиндов до сих пор не разгадан до конца, однако точно известно, что гениальность как-то связана со стимуляцией определенных участков человеческого мозга при рождении или во время его взросления.

Как правило, одаренным детям пророчат блестящее будущее. Но далеко не все одаренные дети становятся великими личностями. Значит, одного врождённого таланта мало. Необходимо воздействие внешних факторов, среди которых не последнее место, а возможно и главное занимает правильное воспитание ребенка в семье и поддержка его таланта родителями.

27 января 2016 года исполнилось 260 лет со дня рождения одного из самых великих и светлых гениев музыки, чье творчество является одной из вершин музыкальной культуры всего человечества - Вольфганг Амадей Моцарт. Моцарт прожил недолгую жизнь - всего 35 лет, но его талант подарил миру около 700 произведений - 17 опер, 49 симфоний, 15 месс, десятки концертов для различных инструментов, более 100 квартетов, сотни небольших инструментальных и вокальных произведений [7].

Гений Моцарта проявился еще в раннем детстве: в три года Вольфганг научился играть на клавире, в пять сочинял небольшие произведения, в семь - написал свою первую симфонию, в двенадцать - первую оперу «Бастьен и Бастьена», в 14 лет - стал членом Болонской академии, хотя по правилам Болонской академии нельзя было принимать в члены академии лиц, моложе двадцати шести лет. Исключение было сделано лишь для вундеркинда Вольфганга Амадея Моцарта.

Но смог бы Моцарт стать великим музыкантом, несмотря на его прирожденный талант, если бы не поддержка его отца Леопольда Моцарта, который не только сумел вовремя распознать, заметить музыкальную одаренность сына, но и помог развить и укрепить этот талант?

«Гениями не рождаются, гениями становятся» (Ласло Полгар), и детство Моцарта, то, как он воспитывался в семье, только подчеркивает правоту этого знаменитого выражения.

Леопольд Моцарт был посредственным музыкантом и сам знал об этом, но также хорошо знал, что он хороший педагог это он написал знаменитейшее учебное пособие «Опыт основательной скрипичной школы» (1756) по которой учили детей по всей Европе. Но это не приносит Леопольду

славы и денег и все свои педагогические способности он направляет на собственных детей.

У Наннерль - старшей сестры Вольфганга рано обнаружились незаурядные музыкальные способности, и отец гения Леопольд Моцарт начал обучать ее игре на клавире, попутно уча играть и маленького сына, присутствовавшего на занятиях сестры. При этом занятия с сыном скорее происходили в шутку, но только поначалу, так как музыкальные способности трехлетнего Вольфганга превосходили все фантазии. Слух, чувство ритма, память маленького вундеркинда были поразительны. Но особенно поражало Леопольда Моцарта какая-то особая восприимчивость сына: он понимал все с полуслова, и без нажима, перенимал все, что показывал отец. Демонстрируя подлинную гениальность, обладая невероятным музыкальным слухом и великолепной памятью, маленький гений уже в три года так играл на клавесине, что превосходил по мастерству многих взрослых наиболее способных учеников отца, а в пять лет стал сочинять небольшие пьесы.

Наблюдая за стремительным музыкальным развитием Вольфганга, Леопольд приходит к выводу, что его сын обладает необыкновенной музыкальной одаренностью. Именно осознание этого перевернуло всю жизнь Леопольда Моцарта: отбросив свои честолюбивые замыслы, он решает посвятить свою жизнь служению сыну - «чудо, которому бог повелел родиться в Зальцбурге», и явить это чудо всему миру, иначе это будет тяжким грехом, и преступлением с его стороны [3,с.63-64].

С этого времени Леопольд Моцарт начинает основательно заниматься обучением и образованием сына. Благодаря занятиям с отцом Вольфганг не только обучался игре на скрипке, клавесине и органе, Леопольд Моцарт также давал своим детям и серьезные знания по теории и истории музыки.

В это же время Моцарт старший принял для себя несколько важных решений, прежде всего он решает не отдавать Вольфганга в школу, будет доводить этот божественный инструмент до совершенства сам, для этого у него были все необходимые знания. Вольфганг и Нинель получили хорошее общее образование по истории, географии, математике, знали латынь и итальянский язык. Благодаря усилиям отца, Моцарт был всесторонне образованным человеком, в нем было воспитаны любовь и умения учиться.

Вольфганг занимается по 12 часов в сутки, Леопольд порой принуждал его играть все более сложные произведения постоянно расширяя круг упражнений, он был одержим своей идеей и не щадил ни своих сил, ни сил юного Вольфганга. У любого другого ребенка это отбило бы всякую охоту к занятиям, но маленький Моцарт был одержим, как и отец.

Позже про Леопольда скажут, он воплотил современный тип отца тирана, он решил, что ребенок который по мимо музыки проявлял интерес к математике и физике, станет выдающимся композитором и музыкантом.

Первые гастроли Вольфганга в составе семейного трио - отца и сестры - начались в 6 лет. И успех этого предприятия позволил Леопольду Моцарту сделать вывод, что этому предприятию обеспечен успех при любом аристократическом дворе Европы: обожающие сенсации и чудеса публику, не мог не поразить семилетний мальчик, который виртуозно импровизирует на клавире, скрипке и органе, способный играть на клавиатуре, закрытой платком. К тому же публику умиляла детская непосредственность юного дарования. Например, известен случай, когда Вольфганг, поскользнувшись на паркете и приняв помощь юной эрцгерцогини Марии Антуанетты, предложил той выйти за него замуж в благодарность за ее поступок.

Гастроли длились три года. Жизнь на колесах, многочисленные концерты не могли не сказаться на здоровье детей. И впоследствии именно эти гастроли часто ставили в вину Леопольду Моцарту, за раннюю смерть сына, и, обвиняя его в том, что он, эксплуатируя таланты детей, хотел добиться известности и богатства. Но так ли это? Конечно же, как и любой любящий и желающий добра своему ребенку родитель, Леопольд Моцарт мечтал, чтобы его ребенок находился среди «блеска и суеты столичной придворной жизни, а не прозябал бы, подобно отцу, в жалких провинциальных капеллах»

[3,с.68]. Но не деньги и тщеславие двигали Леопольдом, на то были более глубокие причины, понять которые могли только самые близкие люди. Эти гастроли скорее связаны с верой отца в гений своего сына, с верой в то, что сын станет великим композитором и музыкантом, и свету необходимо было уже сейчас узнать о его существовании, ведь Леопольд будучи сам музыкантом, прекрасно знал, насколько трудно было новому имени пробиться в музыкальном мире и получить европейскую известность. А потому Леопольд Моцарт бросил все свои силы и возможности, чтобы расчистить сыну путь к славе.

И семья Моцартов понимала стремления Леопольда, и шла на жертвы: отказавшись от стабильности устоявшейся жизни, покоя и дохода, Леопольд, частично оставив службу, целиком посвятил свою жизнь развитию таланта сына; Наннерль, имея собственный музыкальный дар, всегда оставалась в тени, являясь лишь партнером в совместных с братом дуэтах.

Да, Вольфгангу много пришлось трудиться. Томас Эдисон как-то сказал, что гений это лишь 1%вдохновения и 99% труда. Леопольд Моцарт как никто другой понимал это, и в семье Моцартов никогда не поощрялась праздность. Будучи сам музыкантом, Леопольд Моцарт осознавал, что насколько бы не велика была музыкальная одаренность сына, без упорного труда невозможно достичь тех результатов, которые явил миру Вольфганг. Только труд позволит расти и крепнуть музыкальному таланту его сына. В письме к своему зальцбургскому коллеге Хагенауэру, он писал: «Поймите, друг мой, всевышний одарил их необычайным талантом; если я сложу с себя попечение о них, это будет означать, что я отступился и от него... Вам известно, что мои дети приучены трудиться. Они понимают: чтобы чего-то достигнуть, нужна железная воля.... Если бы что-либо могло отвлечь их от работы - я бы умер с горя» [4].

Приученный с детства трудится, Вольфганг и, будучи взрослым, никогда не позволял себе праздности. По словам супруги композитора, Констанции, Моцарт сочинял даже тогда, когда беседовал с друзьями, или играл на бильярде. Часто работал до 2 часов ночи, а уже в 4 утра уже был на ногах, чтобы продолжить работу [5,с.83-88].

Стоит отметить, что для воспитания таланта очень важна атмосфера гармонии и любви в семье. Отношения в семье музыкального гения в полной мере отвечали этим требованиям. О том, что Вольфганг обожал своего отца, говорят слова юного гения, которые были произнесены им еще в детстве: «После Бога только папа», а свои письма к отцу уже, будучи взрослым, Моцарт начинал иногда словами «О лучший из отцов!» [цит. по кн.:4]. Это был редкий случай гармоничных отношений между отцом и сыном, благодарного ученика и мудрого учителя.

Таким образом, Леопольд Моцарт правил миром сына, и правил мудро. О его мудрости и дальновидности говорит тот факт, что имея собственные музыкальные сочинения, он никогда не вписывал их в учебную тетрадь сына: учил его только технике, но не стилю, так как свой стиль Вольфганг должен был найти самостоятельно. Именно поэтому отец, гастролируя по Европе, знакомил сына со всей палитрой существующих стилей и жанров, но при этом тщательно следил, чтобы никто из композиторов не оказал определяющее воздействие на стиль Вольфганга [1]. Давая сыну подражать всем, и никому в отдельности, Леопольд знал, что талант Вольфганга сам отберет все самое лучшее и создаст свой собственный неповторимый стиль. Так все и случилось.

Мудрейшая стратегия воспитания Леопольда Моцарта в высшей степени оправдала себя:

гармоничные взаимоотношения в семье;

атмосфера любви и поддержки;

трудолюбие, отсутствие праздности;

чуткое внимание родителей к индивидуальным особенностям своих детей;

стремление к творчеству, чувству прекрасного; отсутствие обособленности жизни детей от взрослых - все это позволило Вольфгангу Моцарту стать одним из величайших композиторов

всех времен.

Леопольд Моцарт, несмотря на то, что имел собственные неплохие музыкальные сочинения, и написав, прославившую его книгу «Опыт основательной скрипичной школы», о которой немецкий композитор и музыкальный педагог Карл Фридрих Цельтер отзывался, что она «является таким трудом, в котором будут нуждаться до тех пор, пока скрипка останется скрипкой» [3,62-63], в памяти потомков остался как отец своего знаменитого сына. И, учитывая, сколько было сделано для развития и поддержки таланта своего сына, думаем, что Леопольд Моцарт и не желал чего-либо большего. Прав был Гайдн, когда говорил, что «кто знает, появился бы на свете такой композитор, как Вольфганг, не будь у него такого отца, как Леопольд» [2, с.19].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аберт Герман. В.А. Моцарт. Часть 2. Кн.1. 1783-1791. - М.: Музыка, 1983г. - 520 с., нот

2. Каневский Л. «Интервью о Моцарте, впервые опубликованное через 125 лет». Журнал «Музыкальная жизнь», 1985, №15 - С. 19.

3. Кац, Б.А. Времена - люди - музыка: Документальные повести о музыке и музыкантах / Б. Кац . -2. изд. - Ленинград: Музыка, 1988. - 141 с.

4. Майя Шварцман. Выбор и риск Леопольда Моцарта//Скрипичный ключ. - С.2012, август, № 2

(37)

5. Эйнштейн А. Моцарт. Личность. Творчество/ Пер. с нем. Mozart. Sein Charakter. Sein Werk. -М.: Музыка, 1977. - 454 с.

6. Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов/ Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. — 7-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004. — 398, [2] с.

7. http://pelikan.ucoz.com/publ/5-1-0-8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.