Научная статья на тему 'Воспитание ценностных основ личности в процессе формирования социокультурной среды региона'

Воспитание ценностных основ личности в процессе формирования социокультурной среды региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
607
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / КОМПЕТЕНТНОСТИ ЧЕЛОВЕКА / РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ СФЕР / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION PERSONAL / SOCIOCULTURAL ENVIRONMENT / PERSONAL COMPETENCE / DEVELOPMENT GIFTEDNESS / CREATIVE POTENTIAL / INTEGRATION EDUCATIONAL AND CULTURAL SECTORS / SUPPLEMENTAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Приходько Ольга Александровна

В работе описаны современные подходы к становлению ценностных качеств и нравственных приоритетов, которые лежат в основе принципов воспитания личности в процессе формирования социокультурной среды региона. Формулируются задачи, направленные на формирование человека одаренного, способного к продуктивной творческой деятельности, на формирование человека как достойного представителя региона. Выделены вопросы компетентности личности в современном обществе. А также обозначены характеристики ценностно-ориентирующей деятельности социокультурных учреждений, имеющих опыт внедрения новых форм организации культурно-образовательной деятельности подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education of basical personal values in forming social and cultural region

This work describes modern approaches to formation of value and moral priorities, based on the principle of individual education in forming social and cultural region. Problems formulated are aimed at forming of a gifted person, who is able to do effective creative activity, at forming a person as a deserved regional representative. The issues of personal competence are stated in a modern society. And also it is defined the features of value-orientation activity of social and cultural institutions, which are experienced in application of a new organizational forms of cultural and educational activity of rising generation.

Текст научной работы на тему «Воспитание ценностных основ личности в процессе формирования социокультурной среды региона»

УДК 379.08

О. А. ПРИХОДЬКО

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОСНОВ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ

СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ РЕГИОНА

В работе описаны современные подходы к становлению ценностных качеств и нравственных приоритетов, которые лежат в основе принципов воспитания личности в процессе формирования социокультурной среды региона. Формулируются задачи, направленные на формирование человека одаренного, способного к продуктивной творческой деятельности, на формирование человека как достойного представителя региона. Выделены вопросы компетентности личности в современном обществе. А также обозначены характеристики ценностно-ориентирующей деятельности социокультурных учреждений, имеющих опыт внедрения новых форм организации культурно-образовательной деятельности подрастающего поколения.

Ключевые слова: воспитание личности, социокультурная среда, компетентности человека, развитие одаренности, творческий потенциал, интеграция образовательной и культурной сфер, дополнительное образование.

В современных условиях большую актуальность приобретает формирование ценностных мировоззренческих основ подрастающего поколения. Непрерывное развитие и воспитание личности в течение всей жизни является фактором развития общества. Предоставление возможностей человеку постоянно развиваться и образовываться вне зависимости от возраста способствует гармонизации общественных отношений.

В связи с этим возрастает необходимость разработки и реализации новых подходов к становлению нравственных приоритетов, которые лежат в основе принципов воспитания личности.

В процессе формирования социокультурной среды региона решаются задачи, направленные на реализацию программ развития ценностных качеств личности, формирующих человека, способного к продуктивной творческой деятельности в различных сферах, на формирование человека как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя его культурных ценностей и традиций.

Каждый человек самостоятельно выбирает жизненную позицию, принимая ответственность за сделанный выбор; способность к самоопределению становится важнейшим качеством личности. Необходимость гармонизации ценностных отношений и приоритет личностного самоопределения привели к выстраиванию системы аксиологического воспитания. Центральная проблема такого воспитания — формирование ценностных ориентаций личности.

Воспитание личности предполагает освоение ребенком своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, своей семье, родному краю, Отечеству, планете Земля. Это вопросы не только философские, педагогические, экономические, но и, прежде всего, социокультурные.

Воспитание человека — явление социальной жизни и, одновременно, явление культуры, так как воспроизводит, передает, фиксирует и развивает её.

По мнению профессора Е. В. Бондаревской: цель воспитания — воспитание человека культуры, а основная задача — создание культурной среды развития личности ребенка [1].

В. А. Караковский считает, что содержание воспитания определяют общечеловеческие ценности, в том числе культура.

Н. Е. Щуркова в содержании воспитания выделяет человека как носителя культуры. Моральная составляющая цели воспитания: человек есть существо моральное, обладающее способностью быть нравственным. Формирование образа жизни, достойной Человека [2, с. 39 — 51].

Системность воспитания задается целью. Цель воспитания — развитие личности.

Социокультурная среда, играет ключевую роль в целенаправленном формировании ценностных ориентаций, норм, установок личности; в формировании национальной идентичности; в успешной социализации подрастающего поколения.

Развитие региона напрямую зависит от его внутреннего потенциала, а внутренний потенциал напрямую зависит от молодежи. Следовательно, формирование ценностных ориентаций молодого поколения — одна из главных стратегических государственных задач. В этом смысле молодежь — гарант обеспечения развития государства.

Именно молодежи подсилу сделать страну по-настоящему успешной и конкурентоспособной, но, она, в свою очередь, нуждается в создании здоровой социокультурной среды.

В деятельности социокультурных учреждений региона делается акцент не только на развлечение и организацию досуга детей, а, в первую очередь, на гражданско-патриотическое воспитание, пропаганду здорового образа жизни, формирование ценностных ориентиров и нравственных идеалов, где каждый ребенок становится участником культурного процесса.

Ценностно-ориентирующие виды деятельности в контексте саморазвития личности, способной продуктивно реализовывать себя в современных условиях, ведут к становлению модели воспитания, ориентированного на ценности, определяющие качество его жизнедеятельности в быстро меняющемся социуме.

Социокультурная среда ставит ребенка в условия, когда он сам начинает действовать творчески, используя выбираемые им ценности, нормы, знания и образы. В связи с этим важное значение приобретают вопросы компетентности, которые широко обсуждаются на мировом уровне. Международная комиссия по образованию пришла к выводу, что будущий прогресс человечества в современных условиях будет зависеть не столько от экономического роста, сколько от уровня развития личности. Рассмотрев перспективы развития образования в XXI веке, ЮНЕСКО поставлен вопрос о переходе от классического понятия «человеческие ресурсы» к созданию концепции «компетентности человека», которая предполагает максимальный и всесторонний учет интересов человека: овладение не только профессиональной компетентностью, но и знаниями, умениями и навыками, необходимыми для конкурентоспособности на рынках труда, развития культуры, охраны и улучшения здоровья, защиты окружающей среды [3, с. 56 — 59].

В различных исследованиях компетентность характеризуется следующими качествами:

— представлением о смысле работы;

— культурным уровнем;

— познавательными и эвристическими способностями;

— информационной грамотностью;

— развитием деловых и межличностных отношений;

— самосовершенствованием своих возможностей и способностей.

Компетентность предполагает не столько объем знаний и опыта, сколько умение актуализировать накопленные знания и умения и в нужный момент использовать их в процессе реализации своих профессиональных функций [4].

Компетентность формируется на основе создания собственного практического опыта и его тщательного анализа [5, с. 45 — 49].

В нашем исследовании компетентность предполагает раскрытие личностных качеств человека, которые состоят из когнитивной, мотивационной и операционально-технологической составляющей, а также этической, социальной и поведенческой функции.

Соответственно, актуальные проблемы развития компетентности личности в современном обществе связаны с задачами воспитания, которые заключают в себе:

— приобщение молодого поколения к ценностям культуры, духовности и нравственности;

— создание условий для развития ребенка как субъекта культуры и собственного жизнетворче-ства;

— оказание помощи ребенку в развитии творческого потенциала, склонностей, способностей и жизненном самоопределении;

— социальную защиту и охрану детства, жизни и здоровья детей и среды обитания.

Научное знание о воспитании требует переосмысления с позиций нынешних жизненных реалий, тенденций общественного и социокультурного раз-

вития, особенностей современных детей и выделения новых акцентов в воспитании. Прежде всего, обновления содержания воспитания и его технологий. Перехода с традиционного «мероприятийного» подхода в воспитании на проблемный, что созвучно компетентностному подходу.

Приоритетными должны стать технологии, которые позволяют обогащать опыт созидательной жизни молодых людей по решению значимых для них личных и общественных проблем, — технологии, которые позволяют им увидеть, осмыслить проблему, захотеть ее решать, научиться ставить цели и планировать свою деятельность, анализировать, оценивать ее, выражать свое отношение к произошедшему — самосовершенствоваться.

Подрастающее поколение необходимо учить творческой деятельности по схеме «ищу — и нахожу», «думаю — и узнаю», «пробую — и делаю».

Проблема развития интеллектуальных и творческих способностей ребенка связана с задачей создания условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [6].

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованной деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). Здесь необходимо добавить творческую деятельность.

Можно отметить положительную динамику включения творческого потенциала одаренных детей в социокультурную среду нашего региона. Практически все общественные социально-значимые проекты проводятся с участием одаренных детей. Большое количество юных омичей принимают участие и становятся победителями олимпиад, научно-практических конференций, творческих конкурсов, фестивалей, спортивных соревнований регионального, межрегионального, всероссийского и международного уровней.

Социокультурная среда Омского региона формируется с учетом воспитания ценностных качеств личности, развития интеллектуальных и творческих способностей юных омичей. Примером тому является деятельность учреждений социокультурной сферы.

К 100-летию со дня рождения народного художника РСФСР А. Н. Либерова состоялась передвижная выставка «Наследие Либерова глазами детей», по итогам которой был выпущен каталог детских работ.

В целях поддержки и дальнейшего творческого развития юных в рамках проекта «Новые имена» — регионам России» проведены мастер-классы с участием профессоров Московской консерватории им. П. И. Чайковского, а также президента Международного благотворительного общественного фонда «Новые имена» Дениса Мацуева. В результате участия в мастер-классах были открыты новые имена талантливых детей Омского региона.

Летом 2012 года в г. Суздале состоялась XX летняя творческая школа межрегионального благотворительного общественного фонда «Новые имена», в ко-

торой приняли участие, пройдя конкурсный отбор, и ребята Омской области.

Начал свою работу фестиваль-конкурс «Музыкальная провинция», который вошел в перечень региональных конкурсов приоритетного национального проекта «Образование».

Не первый год в Омской области проводится Межрегиональный (открытый) конкурс юных исполнителей имени В. Я. Шебалина. Конкурс проходит в двух номинациях: «фортепиано» и «духовые и ударные инструменты».

В 2012 году впервые состоялся проект «Передвижная Московская академия искусств в Омске» организованный совместно с Фондом социально-культурных инициатив, президентом которого является Светлана Медведева. В рамках проекта прошли мастер-классы известных деятелей культуры и преподавателей ведущих вузов России для учащихся образовательных учреждений в сфере культуры по различным специальностям: акварель, аккордеон, гитара, академический вокал.

В целях выявления и всесторонней поддержки одаренных детей и творческой молодежи открыт областной конкурс детского творчества «Утренняя звезда Омска».

Команда талантливой молодежи приняла участие в XI молодежных Дельфийских играх России в г. Москве, а также в VII открытых молодежных Дельфийских играх государств-участников СНГ «Энергия молодых» в г. Астане.

Творческая группа школьников Омской области, занимающихся в фольклорных коллективах, приняла участие в XII Всероссийском фестивале-конкурсе национальных культур «Моя Федерация» в ФГБОУ ВДЦ «Океан» (г. Владивосток).

В целях реализации творческих способностей детей налажены творческие связи с Международной детской художественной галереей в Москве.

С 2005 года в городе Омске реализуется программа Intel «Путь к успеху», международная программа, которая является частью глобального проекта компании Intel «Инновации в образовании» и базируется на идеях современного образования (сотрудничества, критического мышления, грамотности в сфере информационных технологий).

В результате остается стабильным число одаренных детей, удостоенных почетных наград различного уровня. В 2011 году десяти обучающимся города Омска присуждены премии Президента Российской Федерации; всего с 2006 года 96 омских школьников удостоены данной премии. В течение пяти последних лет 509 обучающихся получили денежное поощрение Губернатора Омской области.

Создана электронная база данных «Одаренные дети».

Общая численность детей в возрасте от 5 до 18 лет, занимающихся в учреждениях дополнительного образования различной ведомственной принадлежности, составляет 154 806 человек. Кроме того, 78 тысяч детей осваивают программы дополнительного образования в кружках общеобразовательных учреждений, что составляет около 60% от общей численности детей этого возраста.

Самыми популярными в учреждениях дополнительного образования являются детские спортивные объединения, в которых занимаются более 41% от общего числа обучающихся, а также объединения художественного творчества (27%).

В Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Омское государственное

училище (техникум) олимпийского резерва» обучается 111 юных талантливых спортсменов, которые составляют резерв сборной команды России. Между Минспортом и перспективными спортсменами ежегодно заключаются договоры о сотрудничестве для достижения высоких результатов российского и международного уровня. За высокие спортивные достижения на международном уровне юные спортсмены получают спортивные звания и материальное вознаграждение.

Ежегодно вручается спортивная премия Губернатора Омской области «Доблесть» в номинации «Олимпийская надежда».

В БУК г. Омска «Омская филармония» существует особое подразделение — Детская филармония, которая дает возможность юным музыкантам проявить себя, выступая на концертных площадках региона, а также воспитывает свою публику, подготавливая ее к большому искусству с малых лет. «Омская филармония» является организатором V Межрегионального фестиваля-конкурса русской песни имени Е. В. Калугиной, целью которого является сохранение и развитие музыкального наследия Сибири, расширение культурных связей и выявление талантливой молодежи Омской области. Совместно с Международыным благотворительным фондом Владимира Спивакова налажен «Музыкальный мост «Москва — Омск». В рамках этого проекта на сцене Концертного зала состоялся концерт стипендиатов Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова с Омским академическим симфоническим оркестром под управлением художественного руководителя и главного дирижера Дмитрия Васильева.

В рамках IX областного фестиваля национальных культур «Единение» состоялся IV Региональный конкурс «Жас дарын — Молодые таланты», XII Региональный конкурс детского казахского творчества «Анши балапан — Поющий птенец». Совместно с Омской митрополией Русской Православной Церкви прошел IV областной детский православный фестиваль «Преображение». В рамках фестиваля проведены: творческий конкурс «Православная планета» и выставка-конкурс декоративно-прикладного и художественного творчества «Красота Божьего мира».

Все более востребованными становятся естественнонаучная, социально-педагогическая и культурологическая направленность дополнительного образования, реализуются новые направления в техническом творчестве (робототехника, историческая реконструкция), в эколого-биологических и турист-ско-краеведческих объединениях возрастает интерес детей к проектной, поисковой деятельности [7].

В Омском регионе продолжается работа по обеспечению условий, способствующих поиску и поддержке одаренных детей, раскрытию их потенциальных возможностей в рамках реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.

Дополнительное образование в системе формирования социокультурной среды способствует многогранному развитию личности, раскрытию ее способностей, ранней профориентации. Дети имеют возможность выбирать то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы. Дополнительное образование помогает раннему самоопределению, дает возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи.

В регионе происходит активная интеграция образовательной и культурной сфер, которая является важнейшим механизмом воспитания и становления гармонично развитой личности.

Библиографический список

1. Бондаревская, Е. В. Смыслы и стратегии личностно-ори-ентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. - 2001. -№ 1. - С. 45-48.

2. Степанов, Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина. -М. : ТЦ Сфера, 2003. - С. 39-51.

3. Зимняя, И. А. Компетентность человека — новое качество результата образования /И. А. Зимняя // Проблемы качества образования : материалы XIII Всероссийского совещания. - М., 2003. - С. 56-59.

4. Зеер, Э. Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование: теоретико-методологический аспект / Э. Ф. Зеер. - Екатеринбург : Изд-во РГППУ, 2001. - 238 с.

5. Кузьмина, Н. В. Творческий потенциал специалиста:

акмеологические проблемы развития / Н. В. Кузьмина // Гуманизация образования НИИ РАО. - М., 2004. - С. 45-49.

6. Рабочая концепция одаренности. Издание второе, расширенное и переработанное. Министерство образования Российской Федерации. — М., 2003. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/rko/rko-001-.htm (дата обращения: 16.12.2013).

7. Доклад о соблюдении прав и интересов ребенка на территории Омской области в 2012 году. Информационно-аналитический обзор. - Омск, 2013. Омская Губерния. Портал Правительства Омской области. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://deti.omskportal.ru/ru/public/sitelist/deti/ doc.html (дата обращения: 16.12.2013).

ПРИХОДЬКО Ольга Александровна, соискатель по кафедре социально-культурной деятельности факультета культуры и искусств. Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 12.02.2014 г. © О. А. Приходько

УДК 1599 В. В. ЧЕШЕГОРОВ

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,

г. Омск

СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНОЕ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ СТУДЕНТА ВУЗА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ПОНИМАНИЯ

Периодизация и детализация субъект-объектного позиционирования студента вуза в процессе профессионального становления предполагает корреляцию динамических черт личности и культурных единиц, находящих отражение в дидактических артефактах, социально ориентированных трансформациях.

Ключевые слова: объективизация, персоноакция, позиционирование, социально ориентированная трансформация.

Развивающемуся российскому обществу необходимы предприимчивые, образованные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, обладающие набором общекультурных и профессиональных компетенций. Задача подготовки профессионала, для которого переход от функционально-ролевой позиции к экзистенциальной в сфере деятельности приобретает все более значимый характер. За счет изменений в структуре и содержании профессиональное образование будет более полно учитывать интересы, склонности и способности студентов в соответствии с их намерениями в продолжении образования, а образовательное учреждение становится открытым пространством для молодых людей в приобретении субъектного опыта, связанного с активным освоением социальных отношений [1].

Парадигма «субъект-субъектности» в настоящее время имеет многовариантный, обширный характер исследований на методологическом и методиче-

ском уровне, но ее технологизация оставляет поле для познания и продуктивных дискуссий. Зачастую за декларативностью и формализацией обозначенного подхода в системе высшего профессионального образования, в этом контексте нечетко просматривается позиция студента из-за симулятивной обратной связи или ее ангажированной селекции. Диалоговые коммуникации ограничиваются информативным и интерактивным позиционированием, хотя для изучения режима субъект-субъектности основную роль играет перцепция. Восприятие запускает интрапсихический маятник объект-субъ-ектности индивидуума. Субъектность требует обязательного условия — свободы выбора. Занятие объектной позиции должно быть непринужденным, основанным на глубоком познавательном интересе. Для исследования феномена нужна технологическая пролонгация исследования взаимодействия студент — преподаватель: интеракция — транзакция — персоноакция. Выход на обмен личностным содержанием позволяет диагностировать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.