Научная статья на тему 'Воспитание ценностного отношения учащихся к родному языку: социально-культурный аспект'

Воспитание ценностного отношения учащихся к родному языку: социально-культурный аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIO-CULTURAL ACTIVITY / КУЛЬТУРНЫЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ / POLITICAL AND CULTURAL CONTEXTS / ЦЕННОСТИ / КОНЦЕПТЫ / CONCEPTS / ТЕЗАУРУС / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / COGNITIVE MAPPING AND NATIONAL IDENTITY / СТРАТЕГИИ В ОБУЧЕНИИ / DISCOURSE AND COMMUNICATION IN THEIR SOCIAL / AN ANALYSIS OF VALUES IN SOCIAL INTERACTION / UNDERSTANDING CULTURE THROUGH KEY WORDS / TREASURY / COGNITION RUSSIA CONCEPTS IN LANGUAGE AND CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салтыкова Марина Викторовна

В статье анализируется необходимость формирования ценностного отношения к родному языку в условиях модернизации российского образовательного пространства. Изложена теория языковой личности, представлена смена парадигмы коммуникационного акта, обоснована опасность денационализации и необходимость культурной и национальной самоидентификации в современных условиях распространения идей глобализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Салтыкова Марина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The questions of understanding own culture through values, lingual treasury and concepts are considered in this article. The essence of the analysis of values in lingual training, capable to become a conceptual basis of transition to a new education paradigm is stated.

Текст научной работы на тему «Воспитание ценностного отношения учащихся к родному языку: социально-культурный аспект»

восстановления здоровья и творческого потенциала; компенсации — приобщения к тем личностно значимым социально-культурным ценностям, удовлетворение потребностей в период подготовки и проведения государственного праздника.

Примечания

1. Жарков А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности / А. Д. Жарков. - М: Изд-во МГУК, 2007. - 600 с.

М. В. Салтыкова

ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ К РОДНОМУ ЯЗЫКУ: СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ

В статье анализируется необходимость формирования ценностного отношения к родному языку в условиях модернизации российского образовательного пространства. Изложена теория языковой личности, представлена смена парадигмы коммуникационного акта, обоснована опасность денационализации и необходимость культурной и национальной самоидентификации в современных условиях распространения идей глобализма. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, культурный и политический контекст, ценности, концепты, тезаурус, языковая личность, национальная самоидентификация, стратегии в обучении.

The questions of understanding own culture through values, lingual treasury and concepts are considered in this article. The essence of the analysis of values in lingual training, capable to become a conceptual basis of transition to a new education paradigm is stated. Keywords: socio-cultural activity, discourse and Communication in their Social, Political and Cultural Contexts; an Analysis of Values in Social Interaction; Understanding Culture through Key Words; Treasury; Concepts; Cognitive Mapping and National Identity; Cognition Russia Concepts in Language and Culture.

Решением Организации Объединенных Наций 21 февраля во всем мире отмечается Международный день родного языка. Данное решение принято не случайно, ибо современный этап культурно-исторического развития общества практически во всех его аспектах воспринимается людьми как глобальный кризис. Как следствие, ценности национальной культуры, как классической, так и народной, вытесняются образами массовой культуры.

Англоязычная монополия в экономических и компьютерных системах, ориентация языкового сознания на субкультуры молодежи и криминалитета, снижение общей культуры нации - все это делает культуру речи проблемой сверхважной для нашего общества, поэтому формирование в обществе взгляда на родной язык как явление духовной культуры, воспитание ценностного отношения к языку как национальному феномену являются одной из приоритетных задач отечественной педагогики.

Практика освоения родного языка свидетельствует, что воспитание ценностного отношения теснейшим образом связано с процессом этнопсихологического развития человека, обуславливающего обязательное повторение последовательности стадий филогенеза в онтогенезе. Поэтому в развитии ребенка можно выделить определенные стадии его отношения к этнокультурной среде (сказочно-мифологическая (до 7 лет); религиозно-мистическая (до 11 лет); технотронно-сциентическая).

Например, если ребенок, родившийся в Подмосковье, был лишен сказочно-таинственных отношений с миром и вместо Бабы-Яги, Снегурочки, Колобка и Ивана-дурака родители с раннего возраста «обеспечили» ему компьютер, технотронные игрушки, Пикемонов, Гарри Поттера и фантазии Дж. Толкиена, то, таким

Социально-культурная деятельность

образом, были сформированы условия для этнофункционального психического дизонтогенеза, то есть нарушения проработки содержаний стадий онтогенеза. Нарушение этнической идентичности человека является частным случаем этнофункционального психического дизонтогенеза. Довольно часто в сложных жизненных ситуациях у людей с несформированной системой этнических ценностей возникают различные психосоматические расстройства, депривации, алкогольная и наркотическая зависимости. Таким образом, причиной дезадаптированности в относительно позднем возрасте является недостаточно сформированные в детстве сказочно-таинственные отношения к миру.

Проработка сказочно-мифологической стадии этнофункционального онтогенеза включает в себя, прежде всего, установление целостной связи всех сторон отношений ребенка к живой природе: двигательно-поведенческого, ощущений, чувств, представлений. Это и есть та основа, на которой осуществляется «эстетический» период развития ребенка, предшествующий полноценному становлению «этического» периода (1, с. 256). По мнению академика А. В. Сухарева, «...современная молодежь, формально воспитывающаяся в русской культурной среде (в особенности в больших городах), как правило, в своем развитии в значительной степени бывает лишена необходимой полноты сказочно-таинственных отношений с живой природой и целостного представления о чувстве добра и зла как устойчивых основ мировоззрения» (2, с. 24).

В современных исследованиях педагогики социально-культурной сферы наблюдается повышенный интерес к теме самоидентификации и этнической принадлежности как к форме культурной защищенности учащихся. Сегодня, после многолетних дискуссий, утвердилось определение социально-культурной деятельности как общественно ценной деятельности по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры. В контексте нашего исследования, мы разделяем точку зрения В. В. Туева, утверждающего, что «социально-культурная деятельность — это управляемый обществом и его социальными институтами процесс приобщения человека к культуре и активного включения самого человека в этот процесс» (3, с. 359).

Как проявление самодеятельной творческой активности учащихся в освоении языка социально-культурная деятельность представляет собой процесс рефлексии по осознанию себя творцом и хранителем родного языка. Фактически, развивая традиции внешкольного образования, современная социально-культурная деятельность реализуется в обучающих и внешкольных сферах образовательных учреждений, объединяя усилия педагогической и родительской общественности в процессе создания культуротворческой среды и формирования познавательного интереса и любви к родному языку на основе развития творческих способностей личности, что позволяет носителям языка в дальнейшем бережно относиться к национальным традициям, заботиться о сохранении родного языка и культуры.

Воспитание ценностного отношения к родному языку учащихся формируется на основе процесса интериоризации языковых концептов, определяющих духовные ценности этноса, включающих понятийные, образные, поведенческие и культурные измерения; языковые концепты в виде концептуальной памяти, закрепленной в тезаурусе языковой личности, обеспечивают стабильность и преемственность духовной культуры этноса, а также устойчивое формирование языковой картины мира.

Данный тезис обуславливает необходимость инициации различных социально-культурных проектов на основе изучения языка, культуры, истории, традиций и т.д., организации досугового общения и развития межкультурной коммуникации

учащихся; расширения межкультурных связей движения клубов исторической реконструкции, способствующих самоидентификации учащихся.

Например, в рамках одного из социально-культурных проектов Подмосковья «Грамотное поколение» с 17 по24 мая 2009 года прошли Дни славянской письменности и культуры, в которых приняли участие более 120 химкинских и московских школьников. Учащиеся имели возможность участвовать в викторине и написать сочинения на конкурс «Наша кириллица — духовная кормилица». Им были предложены различные патриотические темы: о любви к родному языку, к семье, к корням своего рода. Дети с доминирующим правополушарным мышлением творили образы в картинах и стихах, рисовали генеалогическое древо своего рода, создавали коллажи и инсталляции. Участники клуба исторических реконструкций «Свентовит» представили театрализованный обряд древних славян «День земли», который праздновался нашими предками перед началом посевных работ и др.

Педагогические технологии воспитания ценностного отношения к родному языку на основе этнофункционального подхода базируются на единстве языкового тезауруса, лексикона, прагматикона и социально-культурной рефлексии. Методика предполагает целостность, обеспечение единства структурных (цель, содержание процесса, результат) и функциональных компонентов (принципы, этапы, педагогическое содействие, критерии, уровни сформированности ценностного отношения к родному языку), ориентирована на моделирование социально-культурных проектов, направленных на приобщение учащихся к культуре своего отечества посредством изучения фольклора, стилистики жанрового многообразия форм устного народного творчества, совершенствования исполнительских навыков и формирования устойчивого интереса к истории народной культуры на основе личностного интереса и самодеятельной активности.

Как следствие, в рамках культуротворческой направленности социально-культурных проектов реализуются многоаспектные функции воспитания, образования, просвещения; творческие функции духовного производства, инновации, индивидуального и группового творческого труда; коммуникативные функции досугового общения и рекреации в процессе языковой и творческой деятельности участников.

Идея материальной и духовной ценности родного языка для его носителей является созидающей, ведь развитие общества идет через развитие языка и наоборот. Определяя значение изучения родного языка, К. Д. Ушинский писал: «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного языка» (4, с. 558). Поэтому, спустя столетия, мы вновь подтверждаем педагогическую истину великого ученого, создателя отечественной методики образования, что высшая цель воспитания — это духовно-нравственное становление личности учащихся, проявляющееся в совершенстве родной речи и внутренней гармонии души гражданина и патриота России. Язык — это средство выражения мысли, духовного общения. Сохранение единства и чистоты языка способствует сохранению единства нации, то есть народа в целом.

Примечания

1. Гумбольдт В. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества (1830-1835) / В. Гумбольдт // Избранные труды по языкознанию. - М., 1984.

2. Сухарев А. В. Введение в этнофункциональную психологию и психотерапию / А. В. Сухарев. - М., 2003.

3. Туев В. В. Феномен клуба: историко-педагогический анализ: дис. ... д-ра пед. наук / В. В. Туев. - М., 1998.

4. Ушинский К. Д. Собр. соч. / К. Д. Ушинский; АПН РСФСР. - М., 1949. - Т. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.