ж
■V
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
удк 378+070 в. А. ЕВДОКИМОВ
Омский гуманитарный институт
ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЖУРНАЛИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье анализируются проблемы формирования политической культуры граждан России, воспитания толерантности как составной части политической культуры, а также последствия участия средств массовой информации в конфликтах. Автор предлагает меры, направленные на совершенствование журналистского образования в высших учебных заведениях.
В обществе переходного типа, переживающем Конфликты могут быть тем острее, чем активнее в
процесс преобразования советской политической нихучаствуютсредствамассовойинформации(СМИ).
системы со всеми институтами, структурами, отно- Журналисты энергично участвуют во внутриполити-
шениями, культурой, традициями в систему социаль- ческой борьбе, формировании массового сознания,
| ного партнерства, часто вспыхивают конфликты. могут влиять напринятие политических решений. По
Они охватывают различные сферы социальной жиз- мере продвижения к развитому постиндустриально-
ни. Конфликт, представляющий собой столкновение му информационному обществу значение деятель-
двух или более сторон, оспаривающих друг у друга ности СМИ возрастает. Утверждается даже, что «с
право на распределение властных полномочий и помощью специальных техник влияния СМИ осу-
ресурсов, — неотъемлемый фактор развития общее- ществляют концептуальную власть над массовым со-
тва. Однако отдельные нерегулируемые конфликты знанием и целенаправленно формируют обществен-
могут иметь разрушительный характер. Эскалация ное мнение» [1, с. 79].
стала формой управления конфликтами или обостре- Толерантность является важнейшей составной 0- ния конкурентного взаимодействия. В связи с этим частью политической культуры участников полити-5 актуально воспитание толерантности граждан, то ческого процесса. Однако пока в «политической есть терпимости к чужим мнениям и чувствам, ува- культуре не утвердились правила толерантного веде-
жения к людям другой культуры и традиций- ния споров и конфликтов» [2, с. 16]. Более того, ориен-
тация на такие правила воспринимается многими субъектами политики как проявление слабости, часто они отвергают саму возможность ведения переговоров с соперником в споре, поиск компромисса.
Политическая культура в России не может не носить переходный характер. Она впитала противоречивый и трагический опыт, накопленный в XX веке.
Процесс формирования политической культуры жителей России нельзя не рассматривать сквозь призму краха советской политической системы и распада СССР как единого государства. В России с ее персонификацией политики и самой государственной системы утвердилась тенденция перенесения дихотомии «друг-враг» из политической в другие сферы жизни. Общепринятые типологизации едва ли применимы к российской политической культуре, которая, по справедливому мнению М.М. Ковалевой, представляет собой определенную систему нормативных ценностей,убеждений (верований), ориента-ций, в совокупности выраженных в традициях, которые присущи большой социальной группе (нации) и влияют на ее политическое мировоззрение и поведение.
Необходимость воспитания толерантности осознана федеральными органами власти. Принята Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» на 2001-2005 годы, В соответствии с ней в регионах открыты исследовательские и обучающие центры толерантности, внедрены специальные учебные программы в вузах и школах. Разработаны принципы контент-анализа содержания материалов СМИ, который необходим и журналистам, и надзорным органам. Согласно данной программе предполагается переориентация СМИ на активную работу, направленную на предупреждение кризисов. Однако в бюджете Российской Федерации на 2005 годне предусмотрено финансирование данной программы [3, с. 3], что едва ли обоснованно.
В общественной жизни граждане ищут ориентиры, чтобы придать осмысленность направлению своего движения. «Чтобы знать направление, индивид должен иметь внутренний компас, а чтобы он работал, снаружи должны быть магнитные поля, позволяющие отличить север от юга, правду от неправды, желательную линию поведения от нежелательной, а также оттенки, находящиеся между этими крайностями» [4, с. 43]. Однако СМИ в недостаточной мере исполняют роль «магнитных полей» или каналов коммуникации, а также аккумулируют и агрегируют структурированные интересы. Модели развития многих теле-, радиокомпаний, газет не предусматривают инициирование дискуссий по поводу важных социально-экономических проблем. Кроме того, сталкиваясь с ограничениями доступа к общественно значимым сведениям, СМИ не могут гарантировать «потребителям» возможность обеспечения их необходимой для выработки мнений и принятия решений всесторонней, объективной информацией.
Потребность в получении такой информации особенно актуальна в условиях конфликта. Вследствие того, что, освещая то или иное конкурентное взаимодействие, СМИ часто игнорируют выполнение конструктивной функции интеграции политических субъектов, их разногласия могут перерасти в информационную войну. В свою очередь последствия конфликтов, информационных войн отрицательным образом отражаются на политической культуре жителей регионов: складывается устойчивое недоверие граждан к органам власти, растет уверенность насе-
ления в коррумпированности й криминогенное™ политических институтов, появляется убеждение в невозможности влияния гражданина на процесс разработки и принятия политических решений.
Субъекты ориентируют СМИ на борьбу до «победы» над конкурентом. Журналистам дозволяется использовать любые формы нападения на противника, что снижает их ответственность за достоверность публикаций, теле- и радиосюжетов. Они послушно исполняют роль механизма претворения воли субъектов политики в жизнь. В информационном пространстве возникают сегменты, закрытые для критики. Это вызывает неудовольствие немалой части граждан, рассчитывающих на разностороннее отражение СМИ событий общественно-политической жизни, ибо наибольшую угрозу для гражданского общества и демократического государства представляет использование СМИ для политического манипулирования — неявного управления политическим сознанием и поведением людей. По мере обострения конфликтов СМИ могут драматизировать противоречия, провоцировать субъекты на продолжение конкурентного взаимодействия.
Представляется, что в интересах совершенствования журналистского образования важно вести работу в следующих направлениях.
Во-первых, студентам факультетов журналистики в рамках изучения курса «Основы журналистики» и других важно уяснить, что журналистика, общественные связи и политическая реклама — разные типы массовой информационной деятельности. У каждого из данных типов имеются собственные функции, подчас полярные, Так, журналистика ориентируется на выполнение коммуникативной, организаторской, идеологической и других функций, должна следовать принципу объективности, содействовать не раздорам между субъектами и объектами политики, а их интеграции в интересах достижения общественного согласия. Службы общественных связей, политические рекламисты главной целью считают, в частности, не объективное освещение явлений действительности и установление диалога с аудиторией, а защиту любой ценой интересов субъекта политики, в том числе манипулирование мнениями «потребителей». Смешение функций разных типов массовой информационной деятельности, все более ярко проявляющееся стремление субъектов политики использовать СМИ в качестве инструмента РЯ-деятельнос-ти приводит к искажению предлагаемой гражданам информации о фактах и явлениях действительности. Это тем более опасно для общества, что многие «потребители» некритически воспринимают политическую рекламу и продукты деятельности служб по связям с общественностью, доверяют им как явлениям журналистики.
Во-вторых, студентам факультетов журналистики необходимо глубже изучать особенности поведения СМИ в конфликтных ситуациях и возможности участия журналистов в предупреждении конфликтов. В настоящее время, в частности, тема «Плюрализм и толерантность» рассматривается в курсе «Основы журналистики», в политологии предусматривается ознакомление студентов с темами «Политические конфликты и их разрешение», «Политикаи СМИ», в культурологии - ознакомление с темой «Роль СМИ в формировании культуры общества». Однако не изучаются понятие «политическая культура», участие СМИ в политических конфликтах (лишьв курсе «Международное гуманитарное право и СМИ» предусмотрено изучение темы «Роль и ответственность
I СМИ при освещении международных и внутренних вооруженных конфликтов»). В ходе обучения внимание сосредотачивается на изучении понятий, принципов и в гораздо меньшей степени учитывается возможность приложения знаний в условиях деятельности выпускника факультета журналистики.
В-третьих, необходимо содействовать воспитанию политической культуры студентов, акцентировать их внимание на том, что в условиях постиндустриального информационного общества иное мнение политика, журналиста в дискуссии, конфликте воспринимается не как антагонистическое, а как мнение, заслуживающее если не уважения, то безусловного внимания и учета. Соперник в споре не является только противником, а рассматривается как возможный партнер, интересы которого если и не совпадают с интересами субъекта политики, но также являются законными. Согласно демократическому менталитету интересы каждой из соперничающих групп представляют собой компонент общенационального интереса. Политическая культура журналиста может быть рассмотрена, например, в рамках курса «Основы журналистики».
В-четвертых, при изучении концепций свободы журналистики, моделей развития СМИ в рамках курса «Основы журналистики» необходимо более глубокое изучение студентами модели социальной ответственности, предполагающей выполнение СМИ миротворческих функций, создание условий для сближения сторон в конфликтных ситуациях, а также материалов СМИ, которые стремятся следовать данной модели. «Среди сложностей... следует назвать отсутствие в среде журналистов ясного понимания той социальной роли, которую журналистика должна играть в обществе» [5, с. 119]. Журналистика могла бы проявить себя как институт гражданского общества, если бы была ориентирована на формирование у «потребителей» гражданской позиции, стимулирование граждан к участию в формулировании общественно значимых решений, устранение конфликтов. Следование модели социальной ответственности предполагает, что СМИ сознательно способствуют установления согласия между различными субъектами и объектами политического процесса, настроены не на провоцирование конфликтов, а на развитие отношений социального партнерства в обществе. Путь к этому лежит через формирование новой политической культуры журналистов, составной частью которой является толерантность. Журналисты должны осознать необходимость проявления терпимости, подчинения собственных целей общественным интересам, ценностям конструктивного диалога власти и общества. Пока же в политической культуре
многих регионов России преобладают нормы и ценности авторитарно-традиционалистского типа, отражающие низкий общественный статус личности и доминирование государственных форм регулирования жизни над механизмами самоуправления и самоорганизации общества.
В-пятых, в ходе обучения на факультетах журналистики необходимо подчеркивать важность участия журналистов в распространении идей самоорганизации людей, их кооперативных взаимодействий. Следует отметить, что и в России, и в Европе в целом накоплен опыт самоорганизации граждан. В нашей стране существовали вече, община, земство. Однако опыт их деятельности забыт. В то же время в Европе сформировались традиции самостоятельных действий граждан в рамках общины или коммуны, города, района, квартала, отдельного дома. Взаимоотношения государства и структур самоуправления юридически оформлены, в соответствии с разграничением полномочий разделены ресурсы и собственность. Однако ни в политологии, ни в других курсах, изучаемых на факультетах журналистики, не рассматриваются возможности СМИ содействовать становлению гражданского общества, распространению идей самоорганизации людей.
В-шестых, совершенствование навыков журналистов, работающих в редакциях СМИ, может вестись в рамках системы переподготовки и повышения квалификации кадров. Профессионалы могут приобрести разносторонние знания посредством образования в смежных с журналистикой областях.
Библиографический список
1. Кащук A.A. Внушающее воздействие СМИ и эффекты внушения// Политическая культура России: История, современное состояние, тенденции, перспективы. Сб. науч. ст. Вып. 5, СПб., 2004.
2. Паначева A.C. Политическая культура современного российского региона (наматериалах Приморского края): Автореф. дис.... канд. полит, наук. Владивосток, 2004.
3. ГонтмахерЕ. Терминатор возвращается// Российская газета. 2004. N 149.
4. Дарендорф Р. После 1989. Мораль, революция и гражданское общество. Размышления о революции в Европе. М., 1998,
5. Сидоров В.А. Роль СМИ в достижении социальной толерантности и общественного согласия // Проблемы теории журналистики: В поисках новой парадигмы. Екатеринбург, 2002.
ЕВДОКИМОВ Владимир Анатольевич, кандидат политических наук, заведующий кафедрой информационных технологий в СМИ и РИ, проректор.
Российские научные журналы
ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Основан в 1993 г. Выходит на русском языке. С 2000 года журнал выпускается в виде следующих тематических серий. «Физика. Математика», «Химия. Биология. Фармация», «Геология», «Лингвистика и межкультурная коммуникация», «География, геоэкология», «Гуманитарные науки», «Проблемы высшего образования», «Экономика и управление», «Филология, журналистика».
В каждой тематической серии публикуются обзоры, оригинальные статьи, краткие сообщения по актуальным проблемам наук, атакже рецензии на книги и персоналии, посвященные известным ученым и заслуженным деятелям образования, связанным с университетом и системой высшего образования и науки, информация о конференциях, проводимых университетом, объявления, реклама и т.д. Ежегодно издаются один - два номера каждой тематической серии.
Адрес: 394006, Россия, г. Воронеж, Университетская площадь, 1. Телеграф: Россия, Воронеж, 22,
Факс: +7 4732 207521, +7 4732 208755. Е-шаИ: [email protected] m