Научная статья на тему 'Воспитание толерантности через развитие культуры межнационального общения в условиях проектной деятельности'

Воспитание толерантности через развитие культуры межнационального общения в условиях проектной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
386
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ / КУЛЬТУРА НАРОДОВ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТОЛЕРАТНОСТЬ / INTERNATIONAL COMMUNICATION / MULTICULTURAL IDENTITY / PROJECT ACTIVITIES / ETHNIC TRADITIONS / CULTURES / INNOVATION / TOLERATNOST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амиршадян Алла Юрьевна

Статья посвящена вопросам поликультурной идентичности через межнациональное взаимодействие. В статье рассматривается вопрос воспитания межнациональной толерантности посредством проектной деятельности. Данная технология рассматривается нами как инновационная форма работы, которая может cлужить oдним из срeдств приoбщeния к межнациональным трaдициям, культуре других народов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tolerance education through the development of culture of interethnic communication in terms of project activities

The article is devoted to issues of multicultural identity through interethnic interaction. The article discusses the question of interethnic tolerance through project activities. This technology is considered as an innovative form of work, which can serve as a means of inclusion to ethnic traditions and cultures of other peoples.

Текст научной работы на тему «Воспитание толерантности через развитие культуры межнационального общения в условиях проектной деятельности»

Перспективы Науки и Образования. 2016. 5 (23)

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive16/16-05/ Дата публикации: 1.11.2016 № 5 (23). С. 52-54. УДК 37

А. Ю. Амиршадян

Воспитание толерантности через развитие культуры межнационального общения в условиях проектной деятельности

Статья посвящена вопросам поликультурной идентичности через межнациональное взаимодействие. В статье рассматривается вопрос воспитания межнациональной толерантности посредством проектной деятельности. Данная технология рассматривается нами как инновационная форма работы, которая может служить oдним из средств приобщения к межнациональным традициям, культуре других народов.

Ключевые слова: межнациональное общение, поликультурная идентичность, проектная деятельность, межнациональные традиции, культура народов, инновационная деятельность, толератность

Perspectives of Science & Education. 2016. 5 (23)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive16/16-05/ Accepted: 1 October 2016 Published: 1 November 2016 No. 5 (23). pp. 52-54.

A. Y. Ami rshadyan

Tolerance education through the development of culture of interethnic communication in terms of project activities

The article is devoted to issues of multicultural identity through interethnic interaction. The article discusses the question of interethnic tolerance through project activities. This technology is considered as an innovative form of work, which can serve as a means of inclusion to ethnic traditions and cultures of other peoples.

Keywords: international communication, multicultural identity, project activities, ethnic traditions, cultures, innovation, toleratnost

условиях гуманизации и демократизации общества, проблема толерантности к разным национальностям весьма актуальна, так как на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития: этика и стратегия ненасилия, идея терпимости к чужим позициям, ценностям, культурам, необходимость диалога и взаимопонимания, поиска компромиссов [3].

Россия - многонациональное государство, поэтому людей нужно приобщать не только к культуре своего народа, но и к уважительному, доброму отношению к представителям других культур. Задача современного воспитательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен

«Живи с другими так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями» Пифагор

вышли воспитанники не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции [2]. Важно формировать у подрастающего поколения умение строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть [1].

Национальный состав нашего Центра разнообразен. Наше учреждение посещают русские, армяне, азербайджанцы, украинцы... И для них очень важно знать, что их язык и культурные ценности их семьи уважаемы и приняты в обществе.

Перспективы Науки и Образования. 2016. 5 (23)

Поэтому одним из важнейших моментов в концепции развития УДО является то, что мы - это «Центр творчества для всех», в нем должны найти свое место, чувствовать себя как дома все воспитанники, независимо от их индивидуальных способностей и национальных особенностей. А для этого нужно было создать в коллективе благоприятный психологический климат, соответствующий принципам гуманного межличностного общения.

Одним из главных средств формирования толерантности у воспитанников является приобщение его к культуре и традициям народов, проживающих на территории Воронежа и Воронежской области.

Образовательное пространство нашего учреждения ориентировано на удовлетворение гражданского заказа на качественное образование [2].В условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений для достижения основного результата образования - познания мира, эффективной реализации и освоения обучающимися образовательной программы, индивидуального развития всех обучающихся на основе усвоения универсальных учебных действий необходимо создание единого образовательного пространства в рамках одного образовательного учреждения [6].

Требования ФГОС нового поколения предполагают: «...активную роль всех участников образовательного процесса в формировании компетентной личности; ... обеспечение перехода в образовании ... от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию своих возможностей» и предусматривают составление и внедрение «...программ развития у обучающихся универсальных учебных действий» [4].

Одной из самых главных направлений в работе по совершенствованию творческого опыта обучающихся осуществляется в едином образовательном пространстве учреждения дополнительного образования, которое выстраивает образовательную и воспитательную деятельность ребенка как самостоятельную, разнообразную и активную деятельность считаю взаимодействие семьи и школы [5].

Исходя из этой позиции, был разработан и реализован долгосрочный творческо-исследова-тельский проект «Дружат семьи всей Земли».

Содержание проекта ориетировано на развитие интереса и уважения к культуре людей разных национальностей, чувства патриотизма, формирование навыков и норм поведения с другими людьми, что приводит к осознанию и накапливанию своего жизненного опыта.

Целью проекта было укрепление межнациональных связей, возрождение, поддержка и развитие родовых и семейных традиций.

Главные задачи, которые мы ставили перед собой, заключались в укреплении института се-

мейных отношений, духовной близости и понимания между старшими и младшими поколениями; приобщение к культурным ценностям других народов; обогащение знаний о культуре, традициях других стран; воспитание молодежи в духе любви и уважения к национальным традициям и культурным ценностям других народов. Участниками проекта были семьи разных национальностей Центра творчества.

Проект реализовывался в три этапа. На первом этапе (подготовительном) который проходил с сентября по март, главной задачей было привлечение семей разных национальностей к сотрудничеству. Проходило это посредством сетевого взаимодействия с педагогами, администрацией, родителями обучающихся.

В результате агитационной политики к участию в проекте были привлечены семьи представляющие Таджикистан, Грузию, Армению, Россию, Казахстан, Азербайджан.

После чего с семьями - участницами проходило обсуждение заданной тематики постановка проблемы, перспективное планирование проекта, обсуждение организационных вопросов.

С октября по март проходил 2 этап, практический. На этом этапе происходила непосредственная реализация самого проекта участниками.

Семьи в течение нескольких месяцев под руководством координатора проекта работали над исследовательскими и творческими работами:

октябрь - творческая работа «Визитка моей страны» (визитная карточка семьи с информативной частью о представляемой стране);

ноябрь - «Национальное блюдо (представляющее особенности национальной кухни»);

декабрь - творческо-исследовательская работа «Герб моей семьи»;

январь - творческо-исследовательская работа «Древо семьи»;

февраль - творческая работа «Минута славы» (творческий номер, отражающий специфику и колорит народа).

На третьем, итоговом этапе (март) проходила защита проекта в форме семейной праздничной программы «Дружат семьи всей Земли», на которой семьи демонстрировали подготовленные творческие и исследовательские работы. Помимо презентаций семей, на мероприятии выступали творческие коллективы учреждения.

Визитки семей представляли собой видеоролики, содержание которых включало информацию о культуре, быте, обычаях, традициях, истории страны, отражение национальной самобытности, в этом же ролике они знакомили нас со своей семьей. В процессе просмотра члены семей комментировали видеофрагменты.

Презентация герба и древа включала устное описание данной работы: обоснование изображения, семьи-участницы творчески представляли свои работы - пели гимны, рассказывали стихи и т.д.

Perspectives of Science & Education. 2016. 5 (23)

В «Минуте славы» семьи демонстрировали творческие номера отражающие колорит народа. Это были песни, танцы, стихи, былины.

Кулинарный конкурс «Национальное блюдо» прошел с особым успехом. На мероприятии семьи рассказывали об особенностях национальной кухни и презентовали свои блюда, рассказывали рецепты. После меро-

приятия прошла дегустация блюд участниками и гостями.

По итогам проекта семьи были награждены в номинациях, получили памятные призы от ЦРТДиЮ, а также сертификаты и дипломы за активное участие в проекте. Информация о данном мероприятии опубликована на сайте ЦРТДиЮ, в газете «Новое поколение».

ЛИТЕРАТУРА

2.

3.

4.

5.

6.

Амиршадян А.Ю. Организация поддерживающего поведения учителя в образовательном процессе // Перспективы науки и образования 2014. №1. URL: http://pnojournal.wordpress.com/archive14/ Амиршадян А.Ю. Формирование поликультурного пространства в учреждении дополнительного образования: в сб. методических рекомендаций для общеобразовательных организаций Воронежской области. «Организация и проведение мероприятий, направленных на укрепление гражданского единства и гармонизацию межнациональных отношений». С. 99-106.

Амиршадян А.Ю. Формирование поликультурной идентичности в УДО. Методический сборник публикаций «Социокультурное взаимодействие как условие развития детей и подростков», Воронеж 2015. Под общей редакцией кандидата педагогических наук, директора МКУ ЦРО и МП Э.А. Морылевой Амиршадян А.Ю. Воспитательная деятельность: взаимодействие основного и дополнительного образования: сборник научных трудов открытой городской конференции-семинара (27-29 марта 2013 г.) / [ред. кол.: И.Д. Демакова, М.В. Шакурова, Т.А. Фалькович]. - Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2013. - 276 с.

На пути к толерантному сознанию / Отв. ред. А.Г.Асмолов. - М.: Смысл, 2000. - 255с.

Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников: учено-методическое пособие - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг. - 2003. - 192 с.

Информация об авторе Амиршадян Алла Юрьевна

Педагог-психолог Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей Центр развития творчества детей и юношества, г.Воронеж

Information about the author

Amirshadyan Alla Yurievna

Educational psychologist Municipal budget institution of additional education of children Center of development of creativity of children and youth, Voronezh

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.