го о сс
ы
о л
^ л го
О CD
к о
(D го го
л го
о
Ы VO
сс и о
и
а. си
о-а
О
1— ü с
Библиографический список
1. Вербицкий А.А. Проблемы педагогической диагностики в образовании // Технологии построения систем образования с заданными свойствами: Материалы III Международной научно-практической конференции. М., 2013.
2. Тарева Е.Г. Контроль в компетентностной образовательной парадигме // Технологии построения систем образования с заданными свойствами: Материалы III Международной научно-практической конференции. М., 2013.
М.А. Янбухтина
Воспитание сплоченности в коллективе и толерантных взаимоотношений в студенческой среде
В статье на основании теоретического анализа имеющихся исследований, изучения практики организации работы вуза, собственного опыта работы со студентами рассмотрен вопрос воспитания сплоченности в коллективе и толерантных взаимоотношений в студенческой среде. Автор акцентирует свое исследование на проблеме организации комфортной среды в коллективе/ группе студентов, фрагментарно дает описание используемых педагогических технологий и организационно-педагогических действий (формы и методы). Ключевые слова: сплоченность, толерантность, студенческая среда, воспитательный процесс, педагогические технологии.
Образовательный процесс как педагогическое явление во все времена был обращен к проблемам человека, а воспитательная деятельность направлена на создание комфортных условий для развития личности.
В основу нашего исследования положен личностно-деятельностный подход, широко используемый в воспитательном процессе на всех образовательных уровнях, согласно которому личность рассматривается как субъект деятельности, формируется в ней и в общении с другими
ш
людьми, определяет ее характер (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.М. Митина, С.Л. Рубинштейн и др.), при этом содержательная сторона деятельности и общения личности в коллективе мотивирует ее жизненную активность. В центре исследования находится студенческая молодежь.
В условиях учебно-воспитательного процесса в вузе студент осуществляет деятельность в форме учебного сотрудничества, совместной S учебной деятельности. При этом важно, чтобы совместная деятельность приносила положительные эмоции, радость, чтобы участники коллектива охотно проводили время вместе, общались между собой, уважали друг друга и приходили на помощь, выражали готовность разбираться с неизбежными трудностями, возникающими в группе. Когда в коллективе создан комфортный микроклимат, ее участники обретают уверенность, стремятся учиться и творить. Именно поэтому необходимо обращать внимание на сплоченность коллектива и уровень толерантных взаимоотношений в студенческой среде.
В педагогике разрабатываются различные теоретические направления и подходы к проблеме выявления наиболее эффективных методов формирования сплоченного коллектива, развивающегося в рамках толерантной педагогической среды, определения путей построения адекватного этой задаче пространства в молодежной среде. В работах А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого среда рассматривается как важный фактор сплоченности коллектива.
Мы в своем исследовании обратились к студенческому сообществу как важнейшему социокультурному молодежному объединению, в котором происходит формирование личности, ее приобщение к культурным ценностям человеческого общества в соответствии с природными задатками индивидуума и конкретными социальными условиями, при которых природные задатки могут быть реализованы.
В студенческом коллективе ее члены занимаются общественно ценной и личностно значимой совместной деятельностью. В нем формируются особый тип взаимоотношений, для которых характерны высокая сплоченность, ответственность за результаты совместной деятельности, высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи, терпимость к чужому мнению, положительное отношение друг к другу и др.
Сплоченность группы, сплоченность коллектива - характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадений оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам, людям, идеям, событиям и прочему, особенно значимым для группы в целом [3].
В психолого-педагогических исследованиях групповая сплоченность рассматривается как показатель прочности, единства и устойчивости
л
го о ^
о 1 межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе, харак-В ^ о теризующийся взаимной эмоциональной притягательностью членов 5 ¡з о. группы и удовлетворенностью группой, считается, что при этом важно § у ° наличие в коллективе совпадения интересов, взглядов, ценностей
О. си
о и ориентации участников; однородность по возрастному показателю; _ ^ наличие комфортного психологического климата и т.д.
Благоприятно влияют на сплоченность студенческой группы различные неформальные мероприятия, четкое разделение функций и обязанностей между членами коллектива, хорошая организация учебного места, численность и наличие общей цели.
Важность педагогической работы по сплоченности студенческого коллектива состоит в том, что он является базой для накопления молодыми людьми позитивного социального опыта. Это означает, что коллектив лишь тогда является благоприятной средой для индивидуального развития личности, когда студент занимает благоприятный статус в системе межличностных отношений. Однако в студенческой среде нередки случаи, когда часть студентов в коллективе оказываются в психологической «изоляции», образовываются не связанные между собой группировки, возникают конфликты.
Характер выявленных нами дисгармонических межличностных отношений в студенческом коллективе указывают на необходимость целенаправленного формирования толерантности у студентов в вузе.
Формирование толерантных взаимоотношений, по мнению Г.В. Сол-датовой, возможно через развитие жизненно важных социальных навыков, позволяющих молодежи учиться жить в мире и согласии с собой и другими. Навыки позитивного взаимодействия проявляются при принятии решений, в конфликтных ситуациях, при формировании социальной адекватности и компетентности, социально-психологической устойчивости, социальной чувствительности [4].
Становление толерантности предполагает использование целостного воспитательного подхода, который активизирует ее проявление в какой-либо ситуации в результате стечения обстоятельств (хорошее настроение, диалог об интересующем предмете, доброжелательный настрой другого) и через признание возможных отношений, предлагаемых другими на основе норм, правил поведения, принятыми в обществе, подталкивает к доброжелательным отношениям в группе (проявление толерантности к членам своей группы на основе совместной деятельности, в результате которой накапливается опыт толерантного отношения друг к другу), а затем от них - к становлению толерантности, выходящей за пределы группы (проявление толерантности,
распространяющейся на членов других групп, на основе ценностных ориентации), готовность студента к самосовершенствованию.
Несформированность толерантных ценностей - это не просто отсутствие чувства солидарности, это непринятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе. На практике оно проявляется в обычной невежливости, пренебрежительном отношении к другим и пр. Коммуникативная негибкость, т.е. неумение ни с кем найти общий язык, провоцирует нежелание общаться, боязнь контактов и, как следствие, агрессию.
Мы считаем, чтобы быть готовым к полноценной жизни в условиях открытого общества, необходимо иметь опыт самостоятельных, активных, социально значимых действий, совершаемых в условиях в совместной деятельности. В воспитательном процессе учитываются индивидуальные особенности студентов, создаются ситуации для самовыражения каждого в деятельности, предоставляется свобода для выражения своей идентичности, приветствуется плюрализм взглядов, культурных различий, пресекаются все виды предвзятости, предубеждения, угнетения и подавления.
На наш взгляд, реальную помощь может оказать реализация альтернативных образовательных проектов среди студентов. Данные проекты не должны являться частью учебных планов вузов. Они могут быть реализованы на основе молодежных форумов (лагерей) с активным привлечением волонтерских ресурсов. Немаловажный аспект данных мероприятий - особая роль молодежных групп, которые должны выступать не исключительно потребителями информационно-образовательного продукта, но и активными участниками его создания и совершенствования. Основной формой такой работы могут выступать тренинги.
В ходе социально-психологического тренинга, основанного на методах групповой работы, происходит овладение знаниями социально-психологического характера и корректируется поведение. В процессе тренинга формируются навыки межличностного взаимодействия, развивается способность к рефлексии и умение быстро и гибко реагировать на ситуацию и перестраивать свое поведение
Например, Е.А. Леванова, один из ведущих отечественных специалистов в области педагогики профессионального образования, предлагает использовать элементы практико-ориентированного тренинга «Психопластика», адаптированного для студенческой аудитории, как средства самовыражения при восприятии другого, куда входят упражнения на постановку мимики, пантомимики, используется язык жестов, поз, интонации, тембра и других качеств голоса [2]. Из этого тренинга
91
о ^
X О
б ^
С IX
ш
л
го о ^
о 1 нам были полезны игровые методы повышения уровня взаимодействия В е^ о в группе - игры-соревнования, которые решают задачи взаимодей-| ¡з а. ствия в микрогруппах, если отношения сложились в них, что называ-§ у ° ется, «не так, как следовало» (возник конфликт или отношения просто о-е- стали напряженными). При использовании подобного элемента тренин-_ ^ га возможен личностный рост участника группового процесса, т.к. эти упражнения, адаптированные к определенной ситуации, эффективно разрешают межличностные конфликтные ситуации; их организация предполагает также включение общения конфликтующих друг с другом участников группы.
К числу методов, которые используются в практике, можно также отнести, например, деловые игры и тренинги, основанные на разрешении смоделированных профессиональных ситуаций, в результате которых происходит интериоризация проигрываемых механизмов нахождения компромиссного решения. Наиболее известные из них можно найти в книге К. Фопеля «Сплоченность и толерантность в группе» в циклах «Знакомимся друг с другом», «Игры, которые объединяют», «Создадим благоприятную атмосферу для учебы» и др. [6].
К используемым методам можно также отнести также дискуссии и кейс-стади, в которых у студентов формируется готовность решать возникающие проблемы и противоречия на паритетных началах, не прибегая к давлению и агрессии, а также приобретается опыт решения возможных профессиональных конфликтов, нахождения компромисса в «острых» ситуациях, не позволяющих пренебречь чьими-либо мнениями и интересами.
Следует также упомянуть об организации публичных акций, ориентированных на социально-гражданскую мобилизацию молодежи. Данный формат может быть задействован на всех уровнях: федеральном, субъектов федерации, муниципальном, локальном. Данные акции могут иметь как относительно самостоятельный (специальный, единичный) характер, так и быть включены в более масштабные массовые мероприятия, приуроченные к праздникам или памятным датам.
К основным критериям сформированное™ толерантности у студентов можно отнести: умение контролировать себя; сопереживание и сочувствие; признание за «другим» права на отличие; исключение принуждающего действия и др.
Воспитание сплоченности коллектива и толерантных взаимоотношений в студенческой среде - это специально организованный воспитательный процесс взаимодействия субъектов образовательной и воспитательной деятельности, направленный на формирование у молодежи
навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
При формировании толерантности студента, безопасного стиля поведения в вузовском сообществе, кроме массовых форм работы, находят свое применение и индивидуальные в виде беседы, консультации, обмена мнениями, анкетирования. Особенно это возможно при работе с группой в качестве куратора или тьютора, когда идет формирования коллектива при встрече со специалистами, при организации работы в волонтерских отрядах, участии в организации Дня Донора, олимпиады по какому-либо предмету, экскурсии, студенческой конференции, тренинга.
Технология проектной деятельности позволяет активизировать учащегося как субъекта учебно-познавательной деятельности, реализовать его личностный потенциал. С одной стороны, это личностно-ориенти-рованная технология, а с другой - она создает условия для взаимодействия и сотрудничества в группе, актуализируя коллективный субъект учебной деятельности. Взаимодействие студентов, при котором они берут на себя не только индивидуальную ответственность, но и коллективную, начинают помогать друг другу, отвечать за успехи каждого, развивают такие качества, входящие в понятие толерантности, как способность воспринимать и принимать как безусловно ценную любую личность в своем окружении (без какой-либо дополнительной оценки его качеств), способность к эмпатии, свободу и открытость к новым идеям, позитивное, оптимистическое отношение к ситуации, способность к рефлексивной самооценке [5].
Мы считаем, что сплоченность студенческой группы повышает уровень толерантности всех ее членов. Общая цель работы в коллективе ориентирует на формирование толерантной личности в широком социальном контексте, в ней происходит управляемый процесс формирования умений строить общение, вступать во взаимоотношения, пребывать в сообществе без внутреннего конфликта и невротизации, взаимодействовать. В сплоченной студенческой группе значительно увеличивается уровень эмоций и переживаний участников, т.е. в ней гораздо легче создать благоприятную, эмоционально насыщенную атмосферу, активизировать не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу личности.
Библиографический список
1. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. М., 2009.
2. Леванова Е.А. Подросток. Концепция психопластики личности. М., 2002.
о о
д
ф
го о к
so! 3. Словарь практического психолога. URL: http://vocabulary.ru/slovari/slovar-
0 ^ m prakticheskogo-psihologa.html (lfnf j,hfotybzA 12/03/2016).
^ ^ PS 4. Солдатова Г.В. Практическая психология толерантности, или Как сделать
s § ^ так, чтобы зазвучали лучшие струны человеческой души? // Век толерант-
1 У ° ности. 2002. № 6.
Q. Ф
о 5. Толстикова С.Н. Приемы и методы воспитания толерантности как цен-
_ ^ ностной категории личности в образовательной среде // Вестник МГГУ
им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2012. № 3 (II). С. 112-117.
6. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические группы и упражнения / Пер. с нем. М., 2002.