Научная статья на тему 'Воспитание сплоченности в коллективе и толерантных взаимоотношений в студенческой среде'

Воспитание сплоченности в коллективе и толерантных взаимоотношений в студенческой среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
808
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЛОЧЕННОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКАЯ СРЕДА / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / TEAM SPIRIT / TOLERANCE / STUDENT ENVIRONMENT / EDUCATIONAL PROCESS / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Янбухтина Марина Александровна

В статье на основании теоретического анализа имеющихся исследований, изучения практики организации работы вуза, собственного опыта работы со студентами рассмотрен вопрос воспитания сплоченности в коллективе и толерантных взаимоотношений в студенческой среде. Автор акцентирует свое исследование на проблеме организации комфортной среды в коллективе/ группе студентов, фрагментарно дает описание используемых педагогических технологий и организационно-педагогических действий (формы и методы).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Янбухтина Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fostering team building and tolerant relationships among students

The article is focused on the issue of fostering team building and tolerant relationships among students based on theoretical analysis and the author’s practical experience. The author pays attention to the problem of setting up comfortable environment in a team/group of students, and also describes the use of educational technologies and organization-educational activities (forms and methods).

Текст научной работы на тему «Воспитание сплоченности в коллективе и толерантных взаимоотношений в студенческой среде»

го о сс

ы

о л

^ л го

О CD

к о

(D го го

л го

о

Ы VO

сс и о

и

а. си

о-а

О

1— ü с

Библиографический список

1. Вербицкий А.А. Проблемы педагогической диагностики в образовании // Технологии построения систем образования с заданными свойствами: Материалы III Международной научно-практической конференции. М., 2013.

2. Тарева Е.Г. Контроль в компетентностной образовательной парадигме // Технологии построения систем образования с заданными свойствами: Материалы III Международной научно-практической конференции. М., 2013.

М.А. Янбухтина

Воспитание сплоченности в коллективе и толерантных взаимоотношений в студенческой среде

В статье на основании теоретического анализа имеющихся исследований, изучения практики организации работы вуза, собственного опыта работы со студентами рассмотрен вопрос воспитания сплоченности в коллективе и толерантных взаимоотношений в студенческой среде. Автор акцентирует свое исследование на проблеме организации комфортной среды в коллективе/ группе студентов, фрагментарно дает описание используемых педагогических технологий и организационно-педагогических действий (формы и методы). Ключевые слова: сплоченность, толерантность, студенческая среда, воспитательный процесс, педагогические технологии.

Образовательный процесс как педагогическое явление во все времена был обращен к проблемам человека, а воспитательная деятельность направлена на создание комфортных условий для развития личности.

В основу нашего исследования положен личностно-деятельностный подход, широко используемый в воспитательном процессе на всех образовательных уровнях, согласно которому личность рассматривается как субъект деятельности, формируется в ней и в общении с другими

ш

людьми, определяет ее характер (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.М. Митина, С.Л. Рубинштейн и др.), при этом содержательная сторона деятельности и общения личности в коллективе мотивирует ее жизненную активность. В центре исследования находится студенческая молодежь.

В условиях учебно-воспитательного процесса в вузе студент осуществляет деятельность в форме учебного сотрудничества, совместной S учебной деятельности. При этом важно, чтобы совместная деятельность приносила положительные эмоции, радость, чтобы участники коллектива охотно проводили время вместе, общались между собой, уважали друг друга и приходили на помощь, выражали готовность разбираться с неизбежными трудностями, возникающими в группе. Когда в коллективе создан комфортный микроклимат, ее участники обретают уверенность, стремятся учиться и творить. Именно поэтому необходимо обращать внимание на сплоченность коллектива и уровень толерантных взаимоотношений в студенческой среде.

В педагогике разрабатываются различные теоретические направления и подходы к проблеме выявления наиболее эффективных методов формирования сплоченного коллектива, развивающегося в рамках толерантной педагогической среды, определения путей построения адекватного этой задаче пространства в молодежной среде. В работах А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого среда рассматривается как важный фактор сплоченности коллектива.

Мы в своем исследовании обратились к студенческому сообществу как важнейшему социокультурному молодежному объединению, в котором происходит формирование личности, ее приобщение к культурным ценностям человеческого общества в соответствии с природными задатками индивидуума и конкретными социальными условиями, при которых природные задатки могут быть реализованы.

В студенческом коллективе ее члены занимаются общественно ценной и личностно значимой совместной деятельностью. В нем формируются особый тип взаимоотношений, для которых характерны высокая сплоченность, ответственность за результаты совместной деятельности, высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи, терпимость к чужому мнению, положительное отношение друг к другу и др.

Сплоченность группы, сплоченность коллектива - характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадений оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам, людям, идеям, событиям и прочему, особенно значимым для группы в целом [3].

В психолого-педагогических исследованиях групповая сплоченность рассматривается как показатель прочности, единства и устойчивости

л

го о ^

о 1 межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе, харак-В ^ о теризующийся взаимной эмоциональной притягательностью членов 5 ¡з о. группы и удовлетворенностью группой, считается, что при этом важно § у ° наличие в коллективе совпадения интересов, взглядов, ценностей

О. си

о и ориентации участников; однородность по возрастному показателю; _ ^ наличие комфортного психологического климата и т.д.

Благоприятно влияют на сплоченность студенческой группы различные неформальные мероприятия, четкое разделение функций и обязанностей между членами коллектива, хорошая организация учебного места, численность и наличие общей цели.

Важность педагогической работы по сплоченности студенческого коллектива состоит в том, что он является базой для накопления молодыми людьми позитивного социального опыта. Это означает, что коллектив лишь тогда является благоприятной средой для индивидуального развития личности, когда студент занимает благоприятный статус в системе межличностных отношений. Однако в студенческой среде нередки случаи, когда часть студентов в коллективе оказываются в психологической «изоляции», образовываются не связанные между собой группировки, возникают конфликты.

Характер выявленных нами дисгармонических межличностных отношений в студенческом коллективе указывают на необходимость целенаправленного формирования толерантности у студентов в вузе.

Формирование толерантных взаимоотношений, по мнению Г.В. Сол-датовой, возможно через развитие жизненно важных социальных навыков, позволяющих молодежи учиться жить в мире и согласии с собой и другими. Навыки позитивного взаимодействия проявляются при принятии решений, в конфликтных ситуациях, при формировании социальной адекватности и компетентности, социально-психологической устойчивости, социальной чувствительности [4].

Становление толерантности предполагает использование целостного воспитательного подхода, который активизирует ее проявление в какой-либо ситуации в результате стечения обстоятельств (хорошее настроение, диалог об интересующем предмете, доброжелательный настрой другого) и через признание возможных отношений, предлагаемых другими на основе норм, правил поведения, принятыми в обществе, подталкивает к доброжелательным отношениям в группе (проявление толерантности к членам своей группы на основе совместной деятельности, в результате которой накапливается опыт толерантного отношения друг к другу), а затем от них - к становлению толерантности, выходящей за пределы группы (проявление толерантности,

распространяющейся на членов других групп, на основе ценностных ориентации), готовность студента к самосовершенствованию.

Несформированность толерантных ценностей - это не просто отсутствие чувства солидарности, это непринятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе. На практике оно проявляется в обычной невежливости, пренебрежительном отношении к другим и пр. Коммуникативная негибкость, т.е. неумение ни с кем найти общий язык, провоцирует нежелание общаться, боязнь контактов и, как следствие, агрессию.

Мы считаем, чтобы быть готовым к полноценной жизни в условиях открытого общества, необходимо иметь опыт самостоятельных, активных, социально значимых действий, совершаемых в условиях в совместной деятельности. В воспитательном процессе учитываются индивидуальные особенности студентов, создаются ситуации для самовыражения каждого в деятельности, предоставляется свобода для выражения своей идентичности, приветствуется плюрализм взглядов, культурных различий, пресекаются все виды предвзятости, предубеждения, угнетения и подавления.

На наш взгляд, реальную помощь может оказать реализация альтернативных образовательных проектов среди студентов. Данные проекты не должны являться частью учебных планов вузов. Они могут быть реализованы на основе молодежных форумов (лагерей) с активным привлечением волонтерских ресурсов. Немаловажный аспект данных мероприятий - особая роль молодежных групп, которые должны выступать не исключительно потребителями информационно-образовательного продукта, но и активными участниками его создания и совершенствования. Основной формой такой работы могут выступать тренинги.

В ходе социально-психологического тренинга, основанного на методах групповой работы, происходит овладение знаниями социально-психологического характера и корректируется поведение. В процессе тренинга формируются навыки межличностного взаимодействия, развивается способность к рефлексии и умение быстро и гибко реагировать на ситуацию и перестраивать свое поведение

Например, Е.А. Леванова, один из ведущих отечественных специалистов в области педагогики профессионального образования, предлагает использовать элементы практико-ориентированного тренинга «Психопластика», адаптированного для студенческой аудитории, как средства самовыражения при восприятии другого, куда входят упражнения на постановку мимики, пантомимики, используется язык жестов, поз, интонации, тембра и других качеств голоса [2]. Из этого тренинга

91

о ^

X О

б ^

С IX

ш

л

го о ^

о 1 нам были полезны игровые методы повышения уровня взаимодействия В е^ о в группе - игры-соревнования, которые решают задачи взаимодей-| ¡з а. ствия в микрогруппах, если отношения сложились в них, что называ-§ у ° ется, «не так, как следовало» (возник конфликт или отношения просто о-е- стали напряженными). При использовании подобного элемента тренин-_ ^ га возможен личностный рост участника группового процесса, т.к. эти упражнения, адаптированные к определенной ситуации, эффективно разрешают межличностные конфликтные ситуации; их организация предполагает также включение общения конфликтующих друг с другом участников группы.

К числу методов, которые используются в практике, можно также отнести, например, деловые игры и тренинги, основанные на разрешении смоделированных профессиональных ситуаций, в результате которых происходит интериоризация проигрываемых механизмов нахождения компромиссного решения. Наиболее известные из них можно найти в книге К. Фопеля «Сплоченность и толерантность в группе» в циклах «Знакомимся друг с другом», «Игры, которые объединяют», «Создадим благоприятную атмосферу для учебы» и др. [6].

К используемым методам можно также отнести также дискуссии и кейс-стади, в которых у студентов формируется готовность решать возникающие проблемы и противоречия на паритетных началах, не прибегая к давлению и агрессии, а также приобретается опыт решения возможных профессиональных конфликтов, нахождения компромисса в «острых» ситуациях, не позволяющих пренебречь чьими-либо мнениями и интересами.

Следует также упомянуть об организации публичных акций, ориентированных на социально-гражданскую мобилизацию молодежи. Данный формат может быть задействован на всех уровнях: федеральном, субъектов федерации, муниципальном, локальном. Данные акции могут иметь как относительно самостоятельный (специальный, единичный) характер, так и быть включены в более масштабные массовые мероприятия, приуроченные к праздникам или памятным датам.

К основным критериям сформированное™ толерантности у студентов можно отнести: умение контролировать себя; сопереживание и сочувствие; признание за «другим» права на отличие; исключение принуждающего действия и др.

Воспитание сплоченности коллектива и толерантных взаимоотношений в студенческой среде - это специально организованный воспитательный процесс взаимодействия субъектов образовательной и воспитательной деятельности, направленный на формирование у молодежи

навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

При формировании толерантности студента, безопасного стиля поведения в вузовском сообществе, кроме массовых форм работы, находят свое применение и индивидуальные в виде беседы, консультации, обмена мнениями, анкетирования. Особенно это возможно при работе с группой в качестве куратора или тьютора, когда идет формирования коллектива при встрече со специалистами, при организации работы в волонтерских отрядах, участии в организации Дня Донора, олимпиады по какому-либо предмету, экскурсии, студенческой конференции, тренинга.

Технология проектной деятельности позволяет активизировать учащегося как субъекта учебно-познавательной деятельности, реализовать его личностный потенциал. С одной стороны, это личностно-ориенти-рованная технология, а с другой - она создает условия для взаимодействия и сотрудничества в группе, актуализируя коллективный субъект учебной деятельности. Взаимодействие студентов, при котором они берут на себя не только индивидуальную ответственность, но и коллективную, начинают помогать друг другу, отвечать за успехи каждого, развивают такие качества, входящие в понятие толерантности, как способность воспринимать и принимать как безусловно ценную любую личность в своем окружении (без какой-либо дополнительной оценки его качеств), способность к эмпатии, свободу и открытость к новым идеям, позитивное, оптимистическое отношение к ситуации, способность к рефлексивной самооценке [5].

Мы считаем, что сплоченность студенческой группы повышает уровень толерантности всех ее членов. Общая цель работы в коллективе ориентирует на формирование толерантной личности в широком социальном контексте, в ней происходит управляемый процесс формирования умений строить общение, вступать во взаимоотношения, пребывать в сообществе без внутреннего конфликта и невротизации, взаимодействовать. В сплоченной студенческой группе значительно увеличивается уровень эмоций и переживаний участников, т.е. в ней гораздо легче создать благоприятную, эмоционально насыщенную атмосферу, активизировать не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу личности.

Библиографический список

1. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. М., 2009.

2. Леванова Е.А. Подросток. Концепция психопластики личности. М., 2002.

о о

д

ф

го о к

so! 3. Словарь практического психолога. URL: http://vocabulary.ru/slovari/slovar-

0 ^ m prakticheskogo-psihologa.html (lfnf j,hfotybzA 12/03/2016).

^ ^ PS 4. Солдатова Г.В. Практическая психология толерантности, или Как сделать

s § ^ так, чтобы зазвучали лучшие струны человеческой души? // Век толерант-

1 У ° ности. 2002. № 6.

Q. Ф

о 5. Толстикова С.Н. Приемы и методы воспитания толерантности как цен-

_ ^ ностной категории личности в образовательной среде // Вестник МГГУ

им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2012. № 3 (II). С. 112-117.

6. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические группы и упражнения / Пер. с нем. М., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.