И. Ю. Шустова. Воспитание школьников как эффект дружеского общения с детьми
УДК 37.01
воспитание школьников как эффект дружеского общения с детьми
и. Ю. Шустова
Шустова Инна Юрьевна, доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Институт стратегии развития образования Российской академии образования, Москва, Россия, [email protected]
Цель представленного в статье исследования связана с определением роли общения педагога со школьниками как значимого условия воспитания. Воспитание истолковано автором как живой процесс взаимодействия, основанием которого являются реальные отношения, процессы и явления как естественные события окружающей воспитанника действительности, способные порождать осмысление культурных и жизненных смыслов, ценностей. Подчеркнуто, что дружеское общение порождает пространство детско-взрослой со-бытийной общности, где проявляются и пересекаются ценности и смыслы детей и взрослых, возникает общее ценностно-смысловое пространство, значимое для участников, задающее эталон человеческих отношений, выстраиваемых на основе гуманистических ценностей. Позиционное взаимодействие рассмотрено как совместность (общность), возникающая через общий интерес, общую значимую деятельность, совместное проживание трудностей и радостей, общие эмоции и переживания. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в педагогической практике образовательных организаций. Ключевые слова: воспитание, общение, жизненные ценности, детско-взрослая общность, позиционное взаимодействие.
йС1: 10.18500/2304-9790-2018-7-2-191 -193 Актуализация проблемы исследования
Важной задачей современного воспитания видится организация взрослым непосредственного дружеского общения с детьми, в котором проявляются запросы и интересы детей, их отношение к себе и к другим. Воспитание - это живой процесс, важно, чтобы воспитатель опирался на реальные человеческие межличностные отношения, процессы и явления как естественные события окружающей воспитанника действительности, способные вызвать эмоциональные переживания, осмысление жизненных ценностей, проявление личной позиции, осознание собственных желаний и возможностей. Именно в таком общении педагог становится значимым для ребенка, а следовательно, значимыми становятся и те знания, ценности, культурные образцы и нормы, которые он передает во взаимодействии с ним.
Педагогу важно понимать, на каких принципах он выстраивает общение с детьми, насколько интересно и значимо для них данное общение, что оно пробуждает и направляет в их сознании и самосознании. Н. Б. Крылова делала акцент на понимании: «В каких ситуациях общение,
взаимодействие ребенка и взрослого становится воспитывающим, а в каких - формальной коммуникацией или даже негативным последствием для ребенка или подростка <...> чтобы понять, эффективно ли воспитание, надо смотреть на него глазами ребенка (себя - ребенка), а не взрослого, тем более педагога, умудренного, зажатого рамками своего всегда ограниченного опыта и односторонними педагогическими теориями» [1, с. 11].
Профессиональная позиция педагога-воспитателя, особенно при общении с детьми, - это целостное отражение его не только как профессионала, но и как человека, личности.
Профессиональная позиция педагога-воспитателя в общении
Позиция педагога в общении - его постоянное самоопределение с ориентацией на жизнь, на будущее, на развитие ребенка. Воспитание - это во многом деятельность педагога в процессе, работа с «живой ситуацией» взаимодействия с детьми. Педагог должен ориентироваться не на «мертвые истины», а на собственные ценности, интересы и ценности детей, на понимание и поддержку процесса взросления ребенка. Работа с детьми определяется не столько общественно значимыми целями, задаваемыми государством или определяемыми педагогическим коллективом школы, педагогом, сколько запросом, исходящим от детей в непосредственном с ними общении. Важно увидеть и понять, что по-настоящему волнует детей, значимо для них, является задачей их саморазвития.
В основе профессиональной деятельности педагога лежит его умение взаимодействовать с ребенком, с детским коллективом. Именно в общении он является носителем культурных гуманистических ценностей и смыслов, делает их основой своего отношения к другим. Взаимодействие с детьми должно быть ориентированным на выход в смысловое пространство, на уровень общечеловеческих ценностей и смыслов.
По мнению И. Д. Демаковой, в процессе взаимодействия с детьми педагог проявляет всю глубину личностного в себе, «опирается на гуманистическое внутреннее образование - положительное мировосприятие, отношение к детству как самоценности <...> педагог-гуманист развивает и у себя, и у своих воспитанников неприятие насилия, жестокости по отношению к человеку и ко всему живому, тонкое осознание экзистенциальной неповторимости каждого человека,
© Шустова И. Ю., 2018
191
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 2(26)
демонстрирует конструктивность, способность принять на себя всю полноту ответственности за свою деятельность» [2, с. 46].
Во взаимодействии с детьми педагог ощущает себя причастным миру детства, бережно и уважительно относится к личности ребенка и его самостоятельности. Это отчетливо прописано в присяге педагога 825-й московской школы, вступающего в учительскую профессию: «Обещаю быть верным другом детей, видеть и уважать в каждом ученике человека, быть всегда честным, искренним и справедливым, не заводить любимчиков, не попрекать неудачников, дорожить доверием своих воспитанников, беречь ребячьи тайны, никогда не предавать своих детей» [3, с. 226].
Н. Б. Крылова большое внимание в своих работах уделяет характеру взаимодействия взрослых и детей и отмечает: «Чтобы воспитание состоялось как проявление подлинного взаимодействия, необходимо что-то, что открывает канал влияния взрослого на ребенка, одновременно создавая са-мо-образовательную (не педагогическую и не развивающую!) ситуацию для ребенка» [1, с. 11—12]. Взаимодействие с детьми должно порождать пространство детско-взрослой общности, со-бытийной общности, где взрослый и ребенок бытийствуют, искренне и открыто проявляют себя, где проявляются и пересекаются ценности и смыслы детей и взрослых, возникает общее ценностно-смысловое пространство, значимое для участников и задающее эталон человеческих отношений, выстраиваемых на основе гуманистических ценностей.
Взаимодействие в детско-взрослой общности должно выстраиваться как позиционное, это пространство, где участники взаимодействия смогут открыто проявить свои позиции, на равных взаимодействовать друг с другом. В такой ситуации дети равны педагогу в проявлении своих человеческих качеств, своей личной позиции. Н. Б. Крылова отмечает: «... надо выйти за рамки его ролевых отношений со взрослыми и рассматривать общение и взаимодействие в экзистенциальном плане, опираясь на логику гуманной педагогики и гуманистической психологии, на логику саморазвития, самоопределения, самореализации, самообразования со стороны ребенка и логику педагогической поддержки его со стороны взрослого» [1, с. 12].
Открытое общение помогает преодолению «смыслового барьера» между взрослыми и детьми, между разными поколениями, это поиск способов проявить общие интересы, общие ценности и смыслы взрослых и детей. В школе должно появиться пространство, где дети смогут открыто высказать свои позиции, на равных общаться и взаимодействовать друг с другом, со взрослыми. Это пространство возникает, прежде всего, в непосредственном общении: в нем раскрываются как позиции и возможности школьников, их опыт, их внутренние ресурсы, так и педагогическое мастерство педагогов.
192
В дружеском открытом общении решается главная задача воспитания - направлять и поддерживать жизненное самоопределение воспитанников, формировать общечеловеческие гуманистические ценностеи, передать культурный опыт и ценности.
Важно, чтобы это общение стимулировало пробуждение личных смыслов, понимание законов социальной и культурной жизни, видение себя (своего места, роли) в мире. О. С. Газман отмечал: «Поиск совместно с детьми нравственных образцов, лучших образцов духовной культуры, культуры деятельности, выработка на этой основе собственных ценностей, норм и законов жизни составляют содержание работы воспитателя.» [4, с. 60].
Общение с детьми предполагает возникновение детско-взрослой общности, совместность, совместность как равенство педагога и воспитанников в своей человеческой сущности, общее позиционное взаимодействие, где рождаются значимые объединяющие всех мысли, общее понимание, единое ценностно-смысловое пространство. Совместность как общность возникает через общий интерес, общую значимую деятельность, совместное проживание трудностей и радостей, общие эмоции и переживания. Это значимый опыт для школьников, их взросление и социализация.
Отметим несколько важных позиций, которые обязательно должен учитывать воспитатель для организации общения с воспитанниками. В нем, с одной стороны, должно происходить формирование живых связей в ситуации взаимного интереса и взаимопонимания, с другой - должна проявляться индивидуальная позиция каждого, характеризующая его отношение к другим, к миру, к общему предмету взаимодействия. Следовательно, оно должно выводить участников на позиционное взаимодействие.
Оно должно выстраиваться в эмоционально комфортной атмосфере доверия и взаимопонимания.
Важно, чтобы это общение побуждало каждого участника обратиться к своим жизненным принципам, понять свои жизненные культурно-нравственные ценности, лучше понять позиции других, переосмыслить свою.
Общение должно строиться вокруг общего значимого предмета (интересной всем темы, значимого события, общей цели и пр.), тогда оно выводит участников на осмысленное сотрудничество, осознание общих значимых целей и задач, на построение программы общего действия для их реализации, осуществление совместной деятельности, где каждый осознает свой вклад и свою ответственность.
Необходимо, чтобы в основе общения лежало равенство и взаимоуважение. Все равны в возможности проявить себя, свою позицию и получить обратную связь: нет правильных и неправильных мнений, нет оценивания, нет статусных и ролевых ограничений во взаимодействии.
Научный отдел
И. Ю. Шустова. Воспитание школьников как эффект дружеского общения с детьми
Особое значение в общении имеет позиция взрослого [5]. Взрослый должен избегать стереотипов педагогического поведения: оценивать, давать советы и рекомендации, доминировать в обсуждениях с предложениями. Его задача - создать пространство для открытого диалога на равных, где проявляются и пересекаются позиции участников, происходит их проблематизация и уточнение, возникновение общих смыслов. В зависимости от ситуации взрослый может находиться на нескольких позициях: поддерживать слабых и нерешительных; сдерживать особо активных, не слушающих других; прояснить и уточнить то, что прозвучало; проблематизировать мнения для выхода на новое содержательное понимание; провоцировать, выводя ситуацию в конфликтный напряженный контекст; экспертное мнение; рефлексировать и пр. Он удерживает два уровня взаимодействия: связанное с чувством безопасности, комфорта, теплоты в межличностных отношениях и одновременно создающее общее интеллектуальное напряжение, когда рождаются интересные мысли, оттачиваются позиции, возникают общие озарения в понимании жизненных смыслов, значимых для всех участников.
Заключение
Еще раз отметим, что воспитание - это процесс живого, непосредственного общения педагога и воспитанников, в основе которого лежат реальные отношения, процессы и явления как естественные события окружающей воспитанника действительности, способные вызвать осмысление культурных и жизненных смыслов, ценностей.
Библиографический список
1. Крылова Н. Б. Свободное воспитание в семье и школе : культурные практики детей. М., 2007. 192 с.
2. Демакова И. Д. Януш Корчак : живая педагогика изменяющегося мира. М., 2013. 200 с.
3. КараковскийВ. А. Воспитание для всех. М., 2008. 240 с.
4. Газман О. С. Неклассическое воспитание : от авторитарной педагогики к педагогике свободы. М., 2002. 296 с.
5. Шустова И. Ю. Воспитание «от ребенка» // Педагогика. 2015. № 8. С. 53-58.
Образец для цитирования:
Шустова И. Ю. Воспитание школьников как эффект дружеского общения с детьми // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 2 (26). С. 191-193. DOI: 10.18500/2304-9790-2018-72-191-193.
Upbringing of schoolchildren as an Effect of Friendly Communication with Children
Inna Yu. shustova
of the investigated problem can be implemented in the pedagogical practical trainings for educational organizations. Key words: education, communication, life values, child-adult community, positional interaction.
Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education
5/16, Makarenko Str., Moscow, 105062, Russia E-mail: [email protected]
The purpose of the research presented in the article was to connected with the definition of the role of the teacher's communication with schoolchildren as a significant condition of upbringing. Education is interpreted by the author as a living process of interaction, the basis of which are real relationships, processes and phenomena as natural events surrounding the pupil of reality, capable of generating comprehension of cultural and vital meanings and values. It is emphasized that friendly communication generates the space of a child-adult co-existential community, where values and meanings of children and adults are manifested and intersected, a common value-semantic space is emerging that is meaningful for participants, setting the standard for human relations based on humanistic values. Positional interaction is considered as solidity (community), arising through common interest, general meaningful activity, joint living of difficulties and joys, common emotions and experiences. The applied aspect
References
1. Krylova N. B. Svobodnoe vospitanie v sem'e i shkole: kul'turnye praktiki detey [Free Education in Family and School: Cultural Practices of Children]. Moscow, 2007. 192 p. (in Russian).
2. Demakova I. D. Yanush Korchak: zhivaya pedagogika izmenyayushchegosya mira [Janush Korchak: Living Pedagogy of the Changing World]. Moscow, 2013. 200 p. (in Russian).
3. Karakovsky V. A. Vospitanie dlyavsekh [Education for all]. Moscow, 2008. 240 p. (in Russian).
4. Gazman O. S. Neklassicheskoe vospitanie. Otavtoritarnoy pedagogiki k pedagogike svobody [Non-classical education: From authoritarian pedagogy to the pedagogy of freedom]. Moscow, 2002. 296 p. (in Russian).
5. Shustova I. Y. Vospitanie «ot rebenka» [Parenting «from the child»]. Pedagogika [Pedagogy], 2015. no. 8, pp. 53-58 (in Russian).
Cite this article as:
Shustova I. Yu. Upbringing of Schoolchildren as an Effect of Friendly Communication with Children. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Aomeology. Developmental Psychology, 2018, vol. 7, iss. 2 (26), pp. 191-193 (in Russian). DOI: 10.18500/23049790-2018-7-2-191-193.
Педагогика развития и сотрудничества
193