Научная статья на тему 'Воспитание, самовоспитание, иновоспитание'

Воспитание, самовоспитание, иновоспитание Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
136
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание, самовоспитание, иновоспитание»

150

Высшее образование в России • № 11, 2005

И. РОМАНЕЦ, канд. психол. наук, первый зам. ген. директора ВДЦ «Орлёнок»

Признание «Орлёнка» крупнейшей экспериментальной площадкой отечественной науки подчеркивается тем вниманием, которое уделяется Центру со стороны государственных, политических и общественных структур страны. У нас складываются серьезные деловые связи с РАГС при Президенте России, с Центром общественных наук МГУ им. М.В. Ломоносова, с РАО и другими научными и научно-методическими центрами России и зарубежья.

Как показывают результаты исследований, поколение российской молодежи в последнее десятилетие по основным показателям социального и физического развития заметно уступает предыдущим. Оно менее здорово физически, слабее развито умственно, все более негативно относится к общественно полезной деятельности, в большей мере отчуждено от общества и государства.

Современная ситуация размытости ценностных ориентиров и установок приводит к маргинальности и интолерантному поведению современной молодежи.

Опыт Центра позволяет вести мониторинг социальных явлений в среде российских детей и молодежи до 16 лет. Среди категорий мониторинга - ценностные ориентиры детства как показатели состояния социальной идентичности, которые Центр обязан корректировать и позитивно развивать.

Современные дети очень прагматичны. С удовольствием включаются в любую деятельность, если ожидают успех лично для себя. Серьезно относятся к любой познавательной и образовательной деятельности. Остро нуждаются в друзьях-сверстниках, в собеседниках-взрослых, с которыми можно обсудить интимные и житейские проблемы. При этом практически утеряли навыки

Воспитание,

самовоспитание,

иновоспитание

коллективной жизни и совместной деятельности - сказывается отсутствие массовых детских и юношеских организаций. Очень мало читают, отсюда довольно много жаргонной речи, не всегда умеют анализировать происходящее (не хватает слов).

Большинство имеют хронические заболевания, поэтому быстро переутомляются от физических, интеллектуальных и психоэмоциональных нагрузок. Очень мало занимаются спортом: для кого-то недоступен, кому-то просто лень. Не любят дисциплины - стремятся к самоутверждению. Хорошо знают свои права, слабо - обязанности члена общества. Подвержены многим вредным привычкам. С восторгом включаются в творческие дела, где можно попробовать и показать себя. К сожалению, очень редко идентифицируют себя с какой-то социальной общностью.

Как показали наши исследования, молодежь в настоящее время усваивает идеи, взгляды рыночной экономики, имеет дело с

Образовательный комплекс

151

опытом их внедрения в жизнь, порой неоднозначного и противоречивого по результатам.

Образовательные притязания молодежи следующие: считают для себя желательным образование не ниже высшего две трети, некоторые считают желательным получение и второго высшего образования. Полученное образование оценивается молодыми людьми как важный инструмент встраивания в социально-экономическую структуру общества.

Помимо адаптации к социально-экономическим условиям современная молодежь вынуждена приспосабливаться к новым политическим условиям. С 2002 года более половины молодых людей проявляют интерес к политике, причем каждый пятый ежедневно читает, смотрит и обсуждает политическую информацию. Это высокий показатель.

В современных условиях качественного усложнения всей системы многоплановых человеческих отношений проблема отношений взрослых и детей приобрела особую остроту и значимость. Речь идет не просто о проблеме «отцов и детей» в ее привычной оценке, а о взаимодействии поколений -взрослого сообщества и растущих людей, о реально обусловленной позиции взрослых по отношению к детству как к субъекту взаимодействия, особому состоянию, которое общество проходит в своем постоянном воспроизводстве.

В рамках современного детства, ставшего, с одной стороны, значительно более активным в оценке окружающего мира в це-

лом, а с другой - более инфантильным в плане социальной направленности, качественно изменяются отношения внутри детского сообщества. Это связано, в частности, с тем, что ныне к минимуму сведены структуры, обеспечивающие формирование детского социума.

Наблюдаются различия между структурами социальных идентичностей среди российских детей. Урусских детей гораздо слабее представлена идентификация по религиозной и этнической принадлежности (чем у их сверстников из национальных республик и этносов России). Можно предположить, что старшее поколение «малых народов» России смогло сохранить и затем транслировать исконные ментальные ценности, народные традиции и ритуалы детям и молодежи, воспитать в ней гордость за свою национальную принадлежность, несмотря на многолетнее насаждение атеистического и интернационального мировоззрения. На этой почве мы довольно часто (особенно в начале смены) сталкиваемся с межнациональным непониманием. 70 лет господства социалистической идеологии привели к тому, что сегодня минимальное количество русских молодых людей идентифицируют себя по религиозной принадлежности. Возможно, наличие подобной нравствен-

152

Высшее образование в России • № 11, 2005

ной опоры могло бы помочь молодежи в сложном процессе поиска себя в многообразном мире.

Для российских подростков характерна политическая пассивность, усталость от политики и в то же время - высокая степень «романтической» идентификации с «человечеством», присущей именно молодежи.

Российские дети стремятся к достижению успеха и финансовой независимости, к реализации себя в профессиональной и учебной деятельности, к созданию гармоничной семьи. Можно сделать вывод, что нашим детям свойственна надежда на лучшее, оптимизм и уверенность в своих силах.

Современной педагогике лета требуется обогащение содержания деятельности детских оздоровительных лагерей и комплексов путем включения культурно-исторического, духовно-нравственного, идеологического, социально-психологического и других компонентов, важнейших достижений в области социально-гуманитарных наук, педагогики и психологии.

Какой же должна быть идеология воспитания?

Анализ и формирование воспитывающей среды, которая и является, по нашему

мнению, иновоспитанием, откуда развивающийся человек в состоянии черпать интеллектуальную, творческую энергию саморазвития, самовоспитания во имя своего будущего и будущего своей страны и народа, - одно из направлений нашей работы.

Мы стремимся возродить в детской среде лагеря онтологические категории истинного гражданства и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, помочь молодому человеку сформировать у себя активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе.

Речь идет о философско-мировоззрен-ческой подготовке детей и молодежи, помощи ей в определении смысла жизни, формировании ценностного самосознания, воспитании уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитии социальной и гражданской ответственности как важнейшей характеристики, проявляющейся в заботе о благополучии своей страны, ее укреплении и защищенности.

Основными смыслами нашей педагогической деятельности в сфере воспитания, самовоспитания и иновоспитания стали Культура, История, Духовность и Патриотизм.

Уважаемые коллеги!

Во Всероссийском детском центре «Орлёнок» с 1994 года функционирует педагогический колледж по подготовке социальных педагогов, с 2002 года открыт филиал Сочинского государственного университета туризма и курортного дела.

Лучшим подтверждением развития идеи непрерывного многоуровневого профессионального образования в «Орлёнке» служит система «школа — педагогический колледж — вуз». Слагаемые эффективности работы педагогического колледжа и социально-педагогического центра «Орлёнок» включают в себя: апробированную модель образовательной деятельности с системой организации непрерывной практики студентов; постоянное взаимодействие с образовательными и научными учреждениями федерального уровня; предоставление возможности и создание необходимых условий для получения обучающимися современного качественного образования посредством интеграции разных отраслей знания и их взаимного обогащения; формирование профессиональной элиты, выявление и целевую поддержку наиболее талантливых детей и молодежи.

В колледже функционирует институт кураторства, обеспечивающий педагогическую поддержку и индивидуальное сопровождение каждого студента на протяжении всего периода обучения. Большое внимание уделяется организации производственной практики.

Все студенты колледжа и СПЦ «Орлёнок» активно участвуют в социально значимой деятельности, организуемой с детьми и молодежью в ВДЦ, Туапсинском районе и Краснодарском крае, а также в программах российского и международного сотрудничества студенческой молодежи, в краевых, всероссийских и международных конкурсах, семинарах, конференциях, различных исследовательских и творческих проектах.

Выпускники колледжа работают в социально-педагогических и социально-психологических службах учреждений образования, предприятий, организаций, коммерческих структур, благотворительных организаций.

А. Ковалева, начальник управления образовательных программ ВДЦ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.