Научная статья на тему 'Воспитание профессиональной чести и достоинства курсантов в образовательных организациях МВД России'

Воспитание профессиональной чести и достоинства курсантов в образовательных организациях МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ЧЕСТЬ / ДОСТОИНСТВО / НРАВСТВЕННОСТЬ / ДУХОВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОСТЬ / ГРАЖДАНСКИЙ ДОЛГ / ОТВАГА / EDUCATION / HONOR / DIGNITY / MORALITY / SPIRITUALITY / PROFESSIONALISM / CIVIC DUTY / COURAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Витольник Галина Адамовна, Витольник Владимир Николаевич

Профессиональная честь во все времена составляла важнейшей составляющей нравственного облика сотрудника органов внутренних дел. Наличие чести всегда считалось необходимостью для профессиональной деятельности. Процесс воспитания профессиональной чести у курсантов образовательных организаций МВД России является одной из важных составляющих процесса подготовки курсантов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Витольник Галина Адамовна, Витольник Владимир Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION OF PROFESSIONAL HONOR AND DIGNITY OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA

Professional honor has always been the most important component of the moral image of the employee of the internal Affairs bodies. The presence of honor has always been considered a necessity for professional activities. Process of education of professional honor at cadets of the educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia is one of important components of process of preparation of cadets

Текст научной работы на тему «Воспитание профессиональной чести и достоинства курсантов в образовательных организациях МВД России»

разнообразную деятельность, направленную на формирование эстетического отношения к природе, придает целостность этому процессу, преодолевая фрагментарность.

Литература:

1. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика, 1995. - N4. - С. 29-36.

2. Винокурова Н.Ф., Зулхарнаева А.В. Методика реализации компетентностного при изучении экологического краеведения. Современные проблемы науки и образования. 2018. № 3. С. 97.

3. Винокурова Н.Ф., Николина В.В., Ефимова О.Е. Методологические основы формирования экологической культуры школьников на основе идей экоразвития // Образование и наука. 2016. №5(134). С. 25-40.

4. Дирин Д.А. Геоэкологический подход в концепции культурного ландшафта: сб. статей - Алтайский государственный университет (Барнаул), 2013. - С. 129-133.

5. Николаев. В.А. Ландшафтоведение: эстетика и дизайн: Учебное пособие - М.:«Аспект Пресс», 2003. - 174 с.

6. Е.Ю. Колбовский Е.Ю. «Эстетическая оценка ландшафтов: проблемы методологии: статья -Ярославский педагогический вестник - 2011 - № 4 - Том 3. - С. 161-165

7. Красовская Т. М. «Эстетические функции ландшафтов: методические приемы оценок и сохранения»: сб. статей - Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского (Симферополь), 2014. - С. 51-55

8. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. Учеб. Пособие. - М.: Прометей, 1992.

9. Максаковский В.П. Географическая культура: учебное пособие для студентов вузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. - 1998.

10. Рыбаков А.В. Географическое краеведение как фактор патриотического воспитания младших школьников: сб. статей - Марийский государственный университет, 2015. - 187-190 с.

11. Смирнов Е.А. Эстетическое воспитание учащихся в начальном курсе школьной географии: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, 2010. - 25 с.

Педагогика

УДК 378.2

доцент кафедры педагогики и социальной психологии, учебно-научного комплекса

исследования проблем кадрово-воспитательной работы и морально-психологического

обеспечения деятельности ОВД, кандидат педагогических наук, доцент Витольник Галина Адамовна

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Санкт-Петербург); доцент кафедры огневой подготовки,

кандидат педагогических наук, доцент Витольник Владимир Николаевич

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Санкт-Петербург)

ВОСПИТАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА КУРСАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ

Аннотация. Профессиональная честь во все времена составляла важнейшей составляющей нравственного облика сотрудника органов внутренних дел. Наличие чести всегда считалось необходимостью для профессиональной деятельности. Процесс воспитания профессиональной чести у курсантов образовательных организаций МВД России является одной из важных составляющих процесса подготовки курсантов

Ключевые слова: воспитание, честь, достоинство, нравственность, духовность, профессиональность, гражданский долг, отвага.

Annotation. Professional honor has always been the most important component of the moral image of the employee of the internal Affairs bodies. The presence of honor has always been considered a necessity for professional activities. Process of education of professional honor at cadets of the educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia is one of important components of process of preparation of cadets

Keywords: education, honor, dignity, morality, spirituality, professionalism, civic duty, courage.

Введение. На сегодняшний день одной из первостепенных задач, стоящих перед системой российского образования, в которую входят образовательные организации МВД России, является духовно-нравственное развитие личности обучающихся. Развитие и воспитание у курсантов (сотрудника органов внутренних дел) нравственности, духовности, правосознания, гражданского долга является актуальной парадигмой, как успешного личностного роста, так и усиления позиций России в мировом сообществе.

Укрепление и развитие российской государственности невозможно реализовать без полноценного возрождения традиций духовности и нравственности во всех сферах жизнедеятельности общества. В рамках реформирования органов внутренних дел Российской Федерации, одной из самых актуальных задач является не только формирование профессионализма будущего сотрудника органов внутренних дел, но и внимание к развитию его духовно-нравственных личностных характеристик. Для современного сотрудника органов внутренних дел важнейшими фундаментальными основаниями его служебной деятельности, а также духовно-нравственного развития стали такие категории как любовь к Родине, отвага, честь и достоинство, служебный долг.

В контексте исследования проблемы воспитания профессиональной чести психолого-педагогический интерес заключается в том, что сотрудник правоохранительной системы объективно и необходимо должен быть обучен и воспитан в профессионально-нравственном отношении, как на уровне сознания, так и на уровне поведения. В противном случае он теряет юридическое и моральное право заниматься правоохранительной деятельностью. Безусловно, любая профессия налагает на человека определенные

правовые и нравственные обязанности. Однако, есть такие виды деятельности в нашем обществе, для выполнения которых недостаточно овладеть определенной системой знаний и навыков. Необходимо еще и моральное право, чтобы заниматься этим видом деятельности. Именно таков труд сотрудника органов внутренних дел. Отсюда и воспитание профессиональной чести сотрудника органов внутренних дел рассматривается как способ превращения культуры общества в культуру данной конкретной личности - в широком смысле, а в узком смысле - воспитание профессиональной чести есть процесс перехода в знания, умения, навыки, ценности и способности.

Изложение основного материала статьи. Представление о чести личности начали формироваться уже на первых этапах развития человеческого общества. В те далекие времена люди не выделяли себя из племени, рода. В связи с этим оскорбление человека, принадлежащего к какому-либо роду, воспринималось как оскорбление всего рода. Обычай кровной мести возник на этой основе. Вместе с этим, в условиях первобытнообщинного строя формируются элементарно-нравственные представления о чести и достоинстве личности.

Что касается воспитания профессиональной чести курсанта (здесь и далее под курсантом будем понимать сотрудника органов внутренних дел, обучающегося в образовательных организациях МВД России) в нашем понимании совпадает с вершиной (АКМЭ) его интеллектуального развития. Этот уровень достигается в результате социально-профессиональной деятельности сотрудника с одной стороны, а с другой стороны - в результате разрешения противоречий между объективными социальными условиями и потребностями личности. Движущей силой данного явления выступает противоречие между достигнутым уровнем и высшим, необходимым уровнем профессиональной чести сотрудника.

Воспитание профессиональной чести курсантов (сотрудника) предполагает формирование специалистов широкого профиля, способных практически ориентироваться в таких сложных явлениях, как мораль и право, где мораль является важнейшим рычагом развития законности, а прочная законность - неотъемлемой частью нравственности человека. Система воспитания профессиональной чести курсантов строится, исходя из этических основ государства и общества, тесного взаимодействия нравов, добродетелей и законов. Здесь нельзя обойтись без фундаментального изучения педагогической теории. Сотрудник правоохранительной системы объективно и необходимо должен быть обучен и воспитан в профессионально-нравственном отношении, как на уровне сознания, так и на уровне поведения. В противном случае он теряет юридическое и моральное право заниматься правоохранительной деятельностью. Безусловно, любая профессия налагает на человека определенные правовые и нравственные обязанности. Однако, есть такие виды деятельности в нашем обществе, для выполнения которых недостаточно овладеть определенной системой знаний и навыков. Необходимо еще и моральное право, чтобы заниматься этим видом деятельности. Именно таков труд сотрудника органов внутренних дел, педагога, врача, судьи.

В ходе глубокого реформирования органов внутренних дел страны обнаружилось явное несоответствие их «внутренней жизни» новым нравственно-правовым и социальным реалиям. На одном полюсе этих реалий - крепнущее осознание курсантами (сотрудниками) своих неотъемлемых прав и свобод человека и гражданина, сфера которых оказалась куда более широкой, чем было принято считать еще вчера. На другом -невозможность в рамках существующих форм служебных отношений обеспечить качественное повышение результативности деятельности по защите жизни, здоровья, прав и свобод гражданина, всех видов собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. Следствием этого явились отсутствие социального престижа службы в правоохранительных органах.

Практика показывает, что, как правило, недостаток профессиональной чести отдельных курсантов (сотрудников) сводит на нет их другие положительные качества. Профессиональные знания, служебный опыт, приводит к так называемой, а по существу - духовно - нравственной деформации. К тому же, профессиональная честь личности представляет большую самостоятельную ценность. Речь идет не только о чести государственных служащих, их в поведении и отношении, но и о чести нравственного самосознания личности. Профессиональная честь, как правило, проявляется в гражданственности, честности, справедливости, дисциплинированности, исполнительности, компетентности и других духовно-нравственных и профессиональных качествах. Утверждающийся в педагогике органов внутренних дел принцип «от человека знаний - к человеку культуры» определяет статус профессиональной чести курсанта (сотрудника) как одного из приоритетных направлений учебно-воспитательной деятельности.

Анализ исследования убеждает, что честь сотрудника органов внутренних дел - это заслуживаемое безупречным выполнением гражданского и служебного долга личное и профессиональное достоинство, доброе имя, все то, что дает ему как профессионалу право на доверие, уважение и признание народа (общества), а также личная удовлетворенность и успешность труда по избранной профессии. Гражданственность является основой воспитания профессиональной чести, ее формирование связано с определенным, достаточно высоким уровнем духовно-нравственной культуры общества на данной ступени его развития. Понятие гражданственности имеет сложную структуру, содержит как профессиональные, так и духовно-нравственные характеристики.

Важно подчеркнуть, что гражданственность проявляется в поступках, в поведении человека. Она отражает определяемую уровнем духовно-нравственной культуры меру овладения личностью гражданскими правами и умением исполнять профессиональные обязанности.

Невозможно построить оптимально действующую систему воспитания профессиональной чести без раскрытия ее информационно-регулятивной структуры, так как информация является обязательной предпосылкой важного целенаправленного воздействия. С помощью современной теории информации различные потоки трансформируются в конкретные программы воспитательного воздействия.

Воспитательное воздействие - это не обособленный элемент системы воспитания профессиональной чести, а ее управляющий механизм, без которого она не могла бы выполнять свои специфические функции. Всякий воспитательный процесс есть целенаправленное социально-экономическое и нравственно-психологическое воздействие на осознание и поведение курсанта с позиций и интересов определенных общественных сил. Поэтому отдельные структурные звенья воспитательного процесса являются компонентами и воспитательного воздействия.

В широком смысле слова субъектом формирующего воздействия может быть любой фактор социализирующего воздействия, то есть всякое лицо или коллектив, которые наделены обществом соответствующими воспитательными функциями. Субъект организационного и целенаправленного

воспитательного воздействия подчинен требованиям общества, определяющим способ воздействия на объект и предмет воспитания. Он воспринимает и передает информацию, осуществляя это через механизмы воспитательного воздействия.

Объект воспитательного воздействия - это курсант или группа курсантов. В сложном процессе воспитания профессиональной чести необходимо различать личность как объект воспитательного воздействия и предмет этого воздействия - свойства и качества сознания и поведения. Воспитываемая личность оказывается здесь субъектом воздействия по отношению к предмету воспитания, в чем проявляется одна из наиболее специфических особенностей механизма воспитания профессиональной чести. Духовно-нравственное формирование личности - единый процесс воспитания и самовоспитания, где человек одновременно и объект и субъект воспитательного воздействия.

Воспитательные программы должны быть гибки, подвижны, разнообразны и поэтому возможен выбор различных вариантов в зависимости от объекта и конкретной ситуации воспитания профессиональной чести. Более того, сам воспитательный процесс имеет вероятностный характер, результаты процесса не достигаются и количественными характеристиками воспитания существует неразрывная связь, которая находит свое отражение в понятии - мера воспитательного воздействия. Данное понятие выражает факт, что любое качество может сочетаться не с всякими количественными характеристиками, а лишь с такими, которые лежат в определенных пределах, специфических для данного предмета.

Таким образом, мера воспитательного воздействия - это определенный количественный интервал значений и свойств, в рамках которого может существовать данное качество воспитания профессиональной чести. Мера не сводится к механическому применению воспитателем каких-то готовых предписаний, подобных аптекарским рецептам, а является внутренне выработанной манерой действия.

Процесс формирования меры воспитательного воздействия основывается на следующих основных предпосылках:

- изучение объекта воспитательного воздействия - личности курсанта;

- овладение целями и методикой воспитательного воздействия, то есть педагогическими принципами, нормами, правилами и критериями оценки;

- умение ориентироваться в обстановке;

- наличие определенного педагогического опыта и профессионального умения.

Главное значение здесь имеет овладение сложной диалектической связью между объектом воспитания профессиональной чести, средствами воздействия и практическим результатом. Мера определяет границы, масштабы и качественную определенность воспитательного воздействия, придает ему стабильность и в то же время гибкость, динамику. Мера воспитательного воздействия, по существу, является основой педагогического стиля работы, она лежит и в основе педагогического такта, определяет его сущность. Такт выражает меру разумности, целесообразности отношения одного курсанта к другому, подходы воспитателя к воспитуемому. Главным в выработке меры профессионально-нравственного воздействия является сочетание требований с уважением личного достоинства каждого человека. Этот фундаментальный принцип воспитания вытекает из глубокого гуманистического содержания общечеловеческой морали.

Воспитание профессиональной чести курсанта (сотрудника) и его готовности добровольно выполнять общественные требования - важнейшие стороны сохранения личностной целостности. Не менее важна выработка соответствующих устойчивых форм профессионально-нравственного поведения, связанных с ценностными эталонами курсанта. Последнее играет главную роль в выборе, определении меры и санкционировании профессионально-нравственных поступков.

Выводы. Таким образом, воспитание профессиональной чести складывается из трех основных сфер воздействия на курсанта (сотрудника). Первая, самая широкая, - стихийное, непреднамеренное влияние на него условий его жизни, окружающей среды и обстоятельств повседневного бытия. Вторая, более узкая сфера - целенаправленное влияние на курсанта (сотрудника) людей, желающих сформировать его по определенной модели. Это действия родителей, начальников курса, преподавателей и общественных организаций. Третья, самая узкая сфера воспитательной деятельности - самовоспитание личности. Оно становится возможным лишь в определенном возрасте и на основе сравнительно высокого уровня интеллекта и воли. Таким образом, характеризуя содержание понятия профессиональной чести курсанта и слушателя (сотрудника ОВД), следует выделить:

Во-первых, это глубоко осознанное и ответственное отношение к своему долгу и служебным обязанностям. Ибо честь сотрудника ОВД - в достойном выполнении долга, и наоборот, выполнение долга есть дело чести. Способность сознательно относится к своим обязанностям, видеть меру своей ответственности за конкретный участок деятельности, делать все, чтобы не уронить своей чести в глазах окружающих, является важным показателем нравственной зрелости сотрудника. Устав внутренней службы требует, чтобы каждый сотрудник дорожил традициями и честью своего коллектива.

Во-вторых, это наличие у сотрудника ОВД постоянной способности волевой готовности достойно выполнять свой служебный долг в любых условиях, в любое время. Чувство чести в данном случае выступает сильным моральным стимулом, мобилизующим сотрудника на образцовое выполнение своих служебных обязанностей. Волевой компонент во многом определяет проявление нравственных качеств сотрудника в реальных условиях, позволяет как бы, самоутвердиться личности. Недаром поэтому говорят: «Исполни свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть».

Отсутствие у сотрудника этого волевого компонента влечет за собой недобросовестное отношение к своему служебному долгу, чревато тяжелыми последствиями в сложной обстановке. Вот почему так важно ряду сотрудников отрешиться от формализма в своей деятельности и службе, настойчиво работать над собой. Путь к этому известен - честно и с достоинством выполнять свой долг. Ведь «человек, изменяющий своему долгу и лишенный чувства чести, - писал Г.В. Плеханов, - достоин глубочайшего презрения, совершенно независимо от того, что он носит: рабочую блузу, штатский пиджак или военный мундир» [10]. Личность, неукоснительно следующая велению долга, исподволь формирует кристаллы чести, одухотворяющей постоянную готовность к выполнению служебных обязанностей и профессионального предназначения.

Наконец, в - третьих, содержанию понятий чести и достоинства присуще признание обществом, коллективом реальных заслуг сотрудника. Это выражается в одобрении, поощрении, славе, находит свое отражение в репутации сотрудника, в его авторитете, означающем степень нравственной «власти» одних личностей в силу их определенных достоинств над сознанием других.

Литература:

1. Федеральный закон от 07.02.2011 г. № З-ФЗ (ред. От 13.07.2015, с изм. от 14.12.2015) «О полиции» // Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, №7, ст. 900.

2. Федеральный закон от 30.11.2011 г. №342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. -2011. - №49 (ч.1). - Ст. 7020.

3. Витольник Г.А. Воспитание профессиональной чести курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России: монография. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2017. - 129 с.

4. Витольник Г.А., Душкин А.С. Педагогические основы воспитательной работы в органах внутренних дел: учебное пособие - СПб: Изд-во СПбУ МВД России,2014. - 126 с.

5. Гейжан Н.Ф, Витольник Г.А, Душкин А.С. Педагогика: учебное наглядное пособие. - СПб: Изд-во СПБ ун-та МВД России, 2014. - 68 с.

6. Дутов Ю.И. Формирование правовой культуры курсантов образовательных учреждений МВД России: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Елец 2006 г.

7. Педагогика: учебник / под общ. ред. Кочина А.А. - СПб: СПб ун-та МВД России, 2014. - 292 с.

8. Олейников В.С., Душкин А.С., Трипутин С.Н. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: теория и практика: монография. - СПб.: Изд-во СПб университета МВД России, 2016. - 156 с.

9. Честь и долг сотрудника органов внутренних дел: учебное пособие / под общ. ред. доктора педагогических наук, доктора юридических наук, профессора В.Я. Кикотя. - М.: ЦОКР МВД России, 2009. - 216 с.

10. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. Т.З. - М., 1957. - 247 с.

Педагогика

УДК 378.02

кандидат филологических наук, доцент Волынкина Светлана Вадимовна

Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого (г. Красноярск)

ВОЗМОЖНОСТИ МУЛЬТИМЕДИА В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ

Аннотация. В статье уточняется сущность понятия «мультимедиа», рассматриваются возможности мультимедийных образовательных технологий, выделяются положительные и отрицательные аспекты их применения с позиций обучающего и обучаемого. Главным образом статья посвящена изучению использования инструментов мультимедиа в конкретной предметной области - в обучении студентов высшей школы русскому языку. В практической части исследования представлен личный лингводидактический опыт применения мультимедиа-технологий на занятиях по русскому языку и культуре речи.

Ключевые слова: обучение, мультимедийные технологии, интерактивные технологии, лингводидактика, русский язык.

Annotation. The article specifies the essence of the notion "multimedia" and considers various possibilities of multimedia technologies in the education setting, looking at positive and negative aspects of their application from both the position of the teacher and that of the learner. The article is mostly dedicated to mastering multimedia tools in a specific subject area-teaching the Russian language to students of a higher education institution. The practical findings of the study comprise first-hand experience of teaching language through multimedia technologies in the lessons of Russian and culture of speech.

Keywords: teaching, multimedia technologies, interactive technologies, language education, Russian language.

Введение. Появление новых технологий в современном обществе способствовало стремительному развитию всех областей человеческой жизнедеятельности. Значительной модернизации, в частности, подверглась система высшего образования. Современные компьютеры позволяют на новом уровне проводить информационное обеспечение образовательного процесса - использовать цветную графику, флеш-анимацию, презентации и видеолекции нового поколения, компьютерное тестирование для контроля качества обучения, кейс-технологии. Особенностью перечисленных средств обучения является их интерактивность -возможность корректировать процесс обучения, получать дополнительную информацию, выбирать режим работы и т.д. Интерактивное обучение предполагает активный способ реализации познавательной деятельности, при котором учащийся является главным участником процесса обучения. Кроме того, современное техническое обеспечение позволяет одновременное использование нескольких информационных средств: звука, видео, графики, текста и пр. Комбинированное представление информации в разных формах получило название мультимедиа-технологий.

Исследователь П.Е. Гаранина обращает внимание на то, что мультимедиа-технологии способствуют более эффективной мотивации учащихся к процессу обучения [2]. Поскольку учащиеся сегодня имеют опыт взаимодействия с техническими средствами обработки, передачи, хранения и представления информации в повседневной жизни, интересуются их использованием в качестве средства для проведения досуга, представляется необходимым максимально эффективно использовать данный интерес в образовательной деятельности - как способ привлечения внимания к предмету, как средство мотивации обучающегося.

Правильной организацией учебного процесса на современном этапе развития общества может быть признана только такая система обучения, которая учитывает особенности мышления современной молодёжи: высокую скорость и поверхностный характер восприятия образов; интерес к нетекстовой информации в виде визуальных символов; способность мгновенно обрабатывать мощные потоки информации; эмоциональное, ассоциативное мышление; отсутствие критического осмысления полученной информации. В совокупности названные процессы именуются «клиповым мышлением» [19].

Формулировка цели статьи. В связи с вышесказанным считаем необходимым рассмотрение особенностей применения мультимедиа инструментов в образовательном процессе в целом и при изучении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.