Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / НЕЯЗЫКОВОЙ ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова О.Л., Скопова Л.В.

В статье рассматривается воспитательная функция обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Обосновывается актуальность развития патриотических качеств личности при изучении профессионально ориентированного иностранного языка. Анализируются специально разработанные модули для знакомства с аутентичной иноязычной информацией и применения различных активных технологий. Делается вывод об эффективности модульной методики и аналитико-компаративного подхода к изучению иноязычной тематики и необходимости системной работы по воспитанию патриотизма у студентов посредством профессионально ориентированного иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соколова О.Л., Скопова Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTISM FOSTERING IN STUDENTS OF NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES IN THE PROCESS OF PROFESSIONALLY ORIENTED FOREIGN LANGUAGE TEACHING

The article deals with the educational function of teaching a foreign language in a non-linguistic university. The relevance of the development of patriotic qualities during the study of a professionally oriented foreign language is substantiated. The authors analyze specially designed modules for learning authentic foreign language information and apply various active technologies. The conclusion is made about the effectiveness of the modular methodology and the analytical-comparative approach in the study of foreign language. The importance of systematic work on the education of patriotism among students through a professionally oriented foreign language is stressed.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

Научно-методическое обеспечение

образовательного процесса

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В статье рассматривается воспитательная функция обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Обосновывается актуальность развития патриотических качеств личности при изучении профессионально ориентированного иностранного языка. Анализируются специально разработанные модули для знакомства с аутентичной иноязычной информацией и применения различных активных технологий. Делается вывод об эффективности модульной методики и аналитико-компаративного подхода к изучению иноязычной тематики и необходимости системной работы по воспитанию патриотизма у студентов посредством профессионально ориентированного иностранного языка.

О. Л. СОКОЛОВА,

кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков Уральского государственного экономического университета (Екатеринбург) sokolova_oa@usue.ru

Л. В. СКОПОВА,

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры иностранных

языков Уральского государственного

экономического университета

(Екатеринбург)

l-skopova@mail.ru

The article deals with the educational function of teaching a foreign language in a non-linguistic university. The relevance of the development of patriotic qualities during the study of a professionally oriented foreign language is substantiated. The authors analyze specially designed modules for learning authentic foreign language information and apply various active technologies. The conclusion is made about the effectiveness of the modular methodology and the analytical-comparative approach in the study of foreign language. The importance of systematic work on the education of patriotism among students through a professionally oriented foreign language is stressed.

Ключевые слова: воспитание патриотизма, профессионально ориентированный иностранный язык, неязыковой вуз

Key words: education of patriotism, professionally oriented foreign language, non-linguistic university

Воспитание патриотизма всегда оставалось важной задачей российского общества. Так, в Конституции Российской Федерации главная роль отводится воспитанию молодежи, а в Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года одним из основных принципов государственной национальной политики становится «развитие гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения» [7; 10].

В федеральных государственных образовательных стандартах подчеркивается, что одним из приоритетных направлений в структуре ценностных ориентиров системы образования является воспитание патриотизма на основе гражданской ответственности и диалоге культур.

В последние годы информационная война, развязанная против России, приводит к появлению чуждых нашей стране идей и подмене первичных национально-культурных духовных ценностей. Это влечет за собой снижение духовной культуры молодого поколения в период взросления, когда трудно правильно оценить иноязычную агрессию, пропагандирующую лучшую жизнь и мифическое социально-экономическое благоденствие за рубежом. Недооценка патриотического воспитания приводит к расшатыванию социально-экономических, культурных и духовных основ развития государства. В связи с этим не вызывает сомнения приоритетность патриотического воспитания в общей системе

воспитания граждан России, особенно молодежи, от которой зависит будущее страны, ее экономический рост и политическая стабильность [1; 6].

Вслед за В. В. Николиной, мы считаем, что «воспитание патриотизма реализуется во взаимосвязи нескольких социальных институтов: семьи, системы образования, интернета и средств массовой информации, церкви, культурных организаций» [6, с. 18], в результате чего первостепенную значимость приобретают общегосударственные ценности вместо основных личных ценностных ориентиров. Учитывая, что воспитание патриотизма представляет собой комплексный, системный и длительный процесс, мы рассматриваем возможности обучения профессионально ориентированному иностранному языку (далее — ПОИЯ) как одного из средств развития патриотического мировоззрения.

Темой патриотического воспитания посредством иностранного языка (далее — ИЯ) в школах и вузах занимались такие авторы, как Т. Н. Астафурова, А. И. Богданова, Л. Банникова, М. Бриски-на, О. Н. Васичкина, Е. И. Вишневский, А. Н. Глухова, Е. М. Сергеева, Т. С. Сергей-чик, Е. М. Полукарова и др.

Проблемы воспитания патриотизма у студентов технических вузов посредством иностранного языка рассматривались в диссертациях Т. И. Забурдаевой, О. И. Мои-сеенко, О. В. Немирович, И. Г. Трофимовой,

Е. Н. Титовой, O.A. Никитиной, Е. А. Теняко-вой, Н. В. Матвеевой, Т. И. Шакировой [12].

Воспитательные возможности обучения иностранным языкам отмечались в методической литературе, однако анализ современной российской практики образования позволяет выявить некоторые малоизученные аспекты исследуемой проблемы. В научных работах, исследующих данный вопрос, большое внимание уделяется лингвострановедческой и социально-культурной тематике, тогда как вопросы разработки и применения методов воспитания патриотизма в рамках обучения ПОИЯ в неязыковом вузе изучены недостаточно.

Таким образом, сегодня в обществе сложилась следующая ситуация: с одной стороны, появилась необходимость в подготовленных специалистах экономического профиля со знанием ПОИЯ, обладающих социально-патриотическими качествами личности, с другой — существует дефицит высокообразованных специалистов, готовых всемерно развивать российскую экономику для повышения жизненного уровня всех граждан нашей страны. В связи с указанным противоречием нам представляется чрезвычайно актуальным изучение технологий развития патриотических качеств у студентов неязыкового вуза, осваивающих ПОИЯ.

Мы поддерживаем мнение Т. И. Ша-

Обучение ИЯ в неязыковом вузе направлено на комплексное развитие коммуникативной, когнитивной, информационной, социокультурной, профессиональной и общекультурной компетенций.

кировои, что патриотическое воспитание будет успешным, если в тематику иноязычного общения включить информацию патриотического содержания и использовать задания на основе метода лингвострановедческой компарации [12]. Также считаем целесообразным исследовать возможности воспитания патриотизма в процессе изучении ПОИЯ.

Таким образом, объектом нашего исследования явилось воспитание патриотизма в процессе обучения ПОИЯ в неязыковом вузе; предметом исследования — профес-

сионально ориентированный иностранный язык как средство формирования патриотических качеств у студентов вуза. Целью исследования стала разработка модульной методики, обеспечивающей формирование патриотических качеств у студентов неязыкового вуза в процессе обучения ПОИЯ.

Поставленная цепь позволила сформулировать гипотезу: патриотическое воспитание станет успешным, если в иноязычный тематический материал ПОИЯ будет включена дополнительная информация патриотического содержания, требующая решения проблем; если будут предлагаться задания на основе аналитико-компара-тивного метода и применяться активные технологии обучения, способствующие осознанию своего гражданско-патриотиче-ского мировоззрения.

В работе использовались такие методы научного исследования, как анализ педагогической, методической, лингвистической литературы по изучаемой проблеме, беседы, анкетирование, опытное обучение, статистический анализ.

Особенностью ПОИЯ является то, что предлагаемое для изучения содержание и усваиваемые коммуникативные компетенции имеют профессиональную направленность, а задачей обучения считается овладение иноязычными коммуникативными компетенциями для их применения в будущей профессиональной деятельности.

Методика обучения ПОИЯ предусматривает реализацию нескольких подходов: коммуникативно-компетентностного, интегративного, социокультурного, личностно ориентированного и когнитивного [13].

Обучение ИЯ в неязыковом вузе направлено на комплексное развитие коммуникативной, когнитивной, информационной, социокультурной, профессиональной и общекультурной компетенций. И. Л. Бим отмечает, что иноязычная коммуникативная компетенция включает языковую, речевую, социокультурную, компенсаторную и учебно-познавательную компетенции [5].

По мнению И. Д. Зимней, компетенция познавательной деятельности — это «постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения; проблемные ситуации — их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание; исследование; интеллектуальная деятельность» [2].

Формируя патриотическое мировоззрение у студентов посредством ПОИЯ, преподаватели неязыкового вуза реализуют в комплексе обучающую, воспитывающую и развивающие функции.

На начальном этапе исследования в 2014—2015 годах нами был проведен анкетный опрос студентов Уральского государственного экономического университета (далее — УрГЭУ), осваивавших ПОИЯ. Цель анкетирования — выяснить отношение студентов к изучению ПОИЯ, а также их оценку роли ПОИЯ в жизни, учебном процессе, в развитии, воспитании личностных и гражданско-патриотических качеств, в будущей профессиональной деятельности.

В 2015 году делался диагностирующий срез для определения состояния патриотического воспитания среди студентов; в последующие годы разрабатывались модули для практического применения на занятиях по ПОИЯ.

С 2019 по 2021 год было организовано обучение по модульной методике освоения ПОИЯ в различных группах с целью привлечения большего контингента обучаемых.

В 2022 году проводился констатирующий срез для оценки результатов модульного подхода, нацеленного на воспитание патриотизма при обучении ПОИЯ.

В предварительном анкетировании участвовало 450 студентов различных курсов и специальностей: экономисты, юристы, технологи, специалисты индустрии туризма, ресторанного бизнеса, международных отношений и др. На вопрос: «Считаете ли Вы необходимым изучение ПОИЯ для Вашей будущей профессии?» — 87 % сту-

дентов ответили утвердительно. Только 3 % респондентов не увидели в этом необходимости, причем это были студенты юридических специальностей. При ответах на вопрос о положительном факторе изучения ПОИЯ мнения респондентов распределились следующим образом'_

■/ 88 % отметили важную образовательную роль, позволяющую узнавать новые факты о жизни в других странах, получать новые знания, расширять и обогащать свой кругозор;

■/ 75 % оценили коммуникативную функцию ПОИЯ, помогающую общаться с иностранными гражданами, вести переписку с деловыми партнерами, пользоваться иноязычными знаниями в поездках за рубеж;

■/ 73 % выделили межкультурную составляющую языка, которая знакомит с национально-культурными и профессиональными особенностями, традициями, укладом, менталитетом различных народов мира;

■/ 70 % сделали акцент на лингвистическом аспекте ПОИЯ, обогащающем также тезаурус родного языка и профессиональную терминологию;

✓ 43 % выделили развивающую функцию, влияющую на кругозор и желание пополнять свои представления об окружающей действительности;

•/ 5 % отметили воспитательное значение ПОИЯ, в том числе и патриотических качеств личности.

Анализ данных предварительного анкетирования ясно показал, что воспитание чувства патриотизма не осознается в качестве важного и значимого в развитии личности при изучении в вузе ПОИЯ. В процессе обучения происходит некоторое смещение акцентов, когда в роли основных задач выделяется овладение иноязычными компетенциями общения. На основании данных анкеты мы сделали

Анализ данных предварительного анкетирования ясно показал, что воспитание чувства патриотизма не осознается в качестве важного и значимого в развитии личности при изучении в вузе ПОИЯ.

В связи с коммуникативной направленностью обучения считаем методически целесообразным располагать материал в последовательности, которая отражает профессионально значимые коммуникативные потребности студентов.

вывод о необходимости совершенствования методики преподавания ПОИЯ в вузе, в частности усиления воспитательной роли и патриотической направленности образования.

Для решения задачи воспитания патриотизма средствами ПОИЯ мы провели опытное обучение, разработав модульную методику, состоящую из трех этапов:

■/ ознакомительно-познавательного, основой которого выступает рецептивная деятельность по ознакомлению с иноязычным материалом;

■/ аналитико-компаративного, базирующегося на рецептивно-продуктивной деятельности, сравнении и анализе информации на иностранном языке, выделении важных тезисов, кратких высказываниях по изученным текстам;

■/ деятельностно-констатирующе-зо, основанного на продуктивной творческой деятельности, состоящей из различных активных технологий коммуникации.

При отборе содержания по формированию патриотизма учитываются рабочие программы по ПОИЯ и конкретная тематика занятий. На начальном этапе обучения по модульной методике включаются дополнительные лингвострановедческие тексты, характеризующие межкультурные особенности, корпоративную культуру страны изучаемого языка, а также особенности родного края, темы граж-данственно-патриотиче-ской, гуманистической направленности.

На последующих этапах предлагаются материалы, связанные с будущей профессией, международными и отечественными достижениями, тексты о знаменитых ученых, новшествах в профессиональной сфере. Учебные тексты включают в себя информацию патриотического содержания с целью организации обсуждений, дискуссий, обмена мнениями. В связи с коммуникативной

направленностью обучения считаем методически целесообразным располагать материал в последовательности, которая отражает профессионально значимые коммуникативные потребности студентов и обеспечивает реализацию их общения средствами иностранного языка, воспитания патриотических качеств и создания условий для становления культуры гражданственности.

По нашему мнению, изучение любой тематики и разных ситуаций общения можно представить с различных точек зрения. На первом этапе происходит знакомство с иноязычным материалом, расставляются определенные акценты, отмечаются незаметные с первого взгляда факты и мнения.

На втором этапе важную роль играют аналитические способы мышления: анализ, сравнение, выделение главного, синтез, формулирование выводов. Поскольку патриотические чувства не следует насаждать, желательно процесс обучения ПОИЯ построить таким образом, чтобы студенты сравнивали факты и делали самостоятельные умозаключения при помощи и поддержке преподавателя в качестве тьютора [9; 13; 14].

На третьем этапе в процессе совместного творческого сотрудничества преподавателя и студентов развиваются иноязычные профессиональные коммуникативные навыки обучающихся. Педагогически четко сформулированная проблемная задача позволяет им высказывать свои мысли и формировать адекватное отношение к событиям в стране и за рубежом, критически перерабатывать информацию, не только изучать новостные программы, но и объективно осмысливать аналитическую информацию, фактические данные, синтезировать полученный иноязычный материал и делать правильные выводы [3; 8; 11].

Основной предметной компетенцией при обучении ПОИЯ является иноязычная коммуникативная компетенция, в

процессе формирования которой у студентов происходит воспитание патриотизма, включающая в себя следующие компетенции:

■/ языковая (овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами профессионального общения и патриотического воспитания);

■/ речевая (совершенствование коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме);

•/ социокультурная (приобретение новых знаний и развитие умений выявлять как общее страны изучаемого языка и родной страны, так и их социокультурные особенности);

•/ компенсаторная (формирование умений коммуникации при недостатке языковых средств);

■/ учебно-познавательная (совершенствование в освоении иностранного языка, владение процессами анализа и синтеза, аргументированными оценкой и самооценкой).

Иноязычная коммуникативная компетенция патриотического воспитания позволяет обсуждать ряд проблем, связанных с патриотической направленностью, содействующих развитию самосознания, гражданственности, интереса к истории и экономическим достижениям России, к событиям, происходящим в мировом экономическом сообществе.

Реализация социокультурной компетенции дает возможность достойно представлять свою страну в межкультурном пространстве, чему способствует хорошее знание своей культуры, чувство гордости за технические и экономические успехи родной страны и желание защитить интересы своего народа.

В рамках ПОИЯ коммуникативная компетенция состоит из ряда других профессионально ориентированных компетенций, которые средствами иностранного языка позволяют формировать конкурентоспо-

собного специалиста, гражданина и патриота своей страны. В процессе воспитания патриотизма при обучении ПОИЯ формируются следующие компетенции:

✓ лингвистическая (иноязычные языковые и речевые знания и умения);

■/ тциппинаяиптичепцая (мвжкупкгур-ные знания, реалии и достижения своей страны и других стран);

✓ прагматическая (использование коммуникативных действий в ситуациях профессионального общения и аргументированного отстаивания своих гражданских позиций).

Прагматическая компетенция состоит из компетенции дискурса (умения построить высказывания и объединить их в текст) и функциональной компетенции. Последняя представляет собой умения вести сравнительно-аналитическую работу, использовать иноязычные высказывания в профессионально значимых коммуникативных функциях, таких как поиск и отбор фактов и важной информации по специальности, аргументация, выражение своего взгляда на ситуацию, выяснение других мнений, отстаивание своей гражданской позиции.

Приведем пример модульной методики изучения темы по французскому языку: «Экономика Франции и экономическая ситуация в современной России».

На первом этапе приводятся аутентичные тексты, рассказывающие о состоянии французской экономики, актуальные цифры из современной прессы, высказывания знаменитых экономистов.

На втором этапе студенты на французском языке знакомятся с состоянием российской экономики, с разными мнениями экспертов о проблемах экономического роста и перспективах развития экономики в нашей стране. Кроме этого, рассматривается роль молодежи в поступательном движении России, в технологических про-

Иноязычная коммуникативная компетенция патриотического воспитания позволяет обсуждать ряд проблем, связанных с патриотической направленностью, способствующих развитию самосознания, гражданственности.

рывах, прогрессивных высокоточных производствах, в применении и развитии современных информационных технологий. Анализируя иноязычную информацию, в том числе экономические показатели, обучающиеся сравнивают уровень жизни Франции и России, в результате чего некоторые критерии оказываются не в пользу нашей страны. Однако мнение о достижениях России изменится, если внимание студентов акцентировать на положительных явлениях: эволюции экономического роста, опережении в отдельных важнейших областях производства, наличии свободных рабочих мест на рынке труда и возможностях трудоустройства молодежи, на социальной поддержке молодых семей и специалистов и т. п.

Далее предлагается анализ аутентичных источников и подборка текстов из средств массовой информации о реальной жизни французов. Изучаются темы об уровне постоянно растущей безработицы, безудержной инфляции, обнищании простых граждан, высоком налогообложении, нехватке средств на обучение и лечение, постоянном страхе перед воинствующим исламским фундаментализмом, боязни терактов, о воровстве и экономических махинациях, потере работы и многих других недостатках и фобиях. В прессе публикуются сообщения о забастовках французских рабочих и служащих, о манифестациях и требованиях повышения зарплат «желтых жилетов», о перебоях и прекращении работы транспортных сетей. Особенно остро ощущаются панические настроения среди молодежи, безуспешно ищущей работу, когда даже обладатели вузовских дипломов десятилетиями остаются безработными.

На третьем этапе обучения применяются различные формы интерактивной работы — дискуссии, кейс-технологии,

После аналитико-компара-тивного анализа фактов по предложенной экономической тематике студенты самостоятельно приходят к мысли о том, что наша страна богата природными ресурсами и человеческим потенциалом.

деловые игры. В результате ознакомления с социально-экономическими реалиями повседневной жизни французского общества, аналитико-компаративного изучения экономических данных и социальных показателей студенты могут сделать вывод о том, что даже в развитых странах существует множество задач, требующих решения. Красивая картинка о безоблачном процветающем проживании французов рассыпается при столкновении с реальными явлениями и жизненными неурядицами. После аналитико-компаративного анализа фактов по предложенной экономической тематике студенты самостоятельно приходят к мысли о том, что наша страна богата природными ресурсами и человеческим потенциалом, владеет разработками новейших технологий, а граждане могут рассчитывать на социальную защиту и имеют возможности для трудоустройства, то есть у нас есть все условия для экономического подъема и роста благосостояния жителей России.

В результате модульной методики работы над учебным материалом, состоящей не только из лингвистического наполнения на иностранном языке, но и сравнения противоположных точек зрения, разных видов информации, аргументированных дискуссий, вырабатывается аналитический подход к изучению реалий профессиональной среды страны изучаемого языка. Исследование профессиональной тематики на разных уровнях бинома — с положительной и отрицательной сторон явления — помогают студентам выработать собственное гражданско-патриоти-ческое мировоззрение, воспитать чувства гордости за свою Родину, ответственности за сохранение ее богатств, патриотизма и готовности содействовать экономическому процветанию России.

Развитию чувства патриотизма способствует применение активных технологий обучения ПОИЯ, таких как:

■/ деловые игры;

✓ проблемные ситуации;

■/ индивидуальные и групповые формы творческой работы;

■/ разыгрывание ситуаций делового общения;

✓ кейс-технологии; ■/ подготовка проектов и презентаций; ■/ конференции на профессиональные темы и др. [4; 11; 13; 15].

Особый интерес представляет методика «перевернутый класс», предложенная Е. В. Ерофеевой и О. Л. Соколовой, когда студенты самостоятельно выбирают материал, а затем обсуждают его на занятии [14].

В работе Н. В. Матвеевой представлены, на наш взгляд, интересные способы воспитания патриотических качеств у учащихся туристического колледжа [4]. Мы применяем подобные активные формы работы, однако упор делаем на самостоятельную творческую иноязычную проектную деятельность.

По окончании опытного обучения в марте 2022 года нами проводилось отсроченное анкетирование 300 студентов, результаты которого несколько отличаются от результатов 2014 года, что отражено в таблице.

Результаты анкетирования студентов Уральского государственного экономического университета

№ Вопросы анкеты Количество утвердительных ответов, %

п/п 2014—2015 годы (п = 450) 2022 год (п = 300)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Необходимость изучения ПОИЯ 87 89

2 Образовательная (познавательная) роль ПОИЯ 88 89

3 Коммуникативная функция ПОИЯ 75 82

4 Лингвистический аспект 70 74

5 Межкультурная коммуникация 73 78

6 Развивающая функция 43 77

7 Воспитательное значение (чувство патриотизма) 5 32

Согласно показателям, представленным в таблице, можно констатировать, что отношение студентов к изучению ПОИЯ, его роли в развитии иноязычных компетенций и воспитании патриотических качеств личности значительно изменилось. Анализ процентного соотношения демонстрирует увеличение утвердительных ответов, отмечающих положительный эффект изучения ПОИЯ. Так, в плане воспитательной функции (воспитание чувства патриотизма) количество положительных ответов выросло на 27 %; развивающей — на 34 %, что подтвердилось в беседах со студентами в процессе профессионально ориентированного изучения иностранного языка. Следует также подчеркнуть, что отношение студентов юридических специальностей

изменилось в пользу изучения иностранного языка и составило 32 %.

Преподаватели ПОИЯ имеют возможность оценить динамику развития мировоззрения и патриотических качеств личности студентов не только через их суждения на иностранном языке, но и их поведение, эмоции, мотивацию, намерения, продукты практической деятельности.

Будущие выпускники приняли активное участие в собеседовании, отвечая на вопросы: «Каковы Ваши планы на будущее?»; «Помогает ли модульное изучение ПОИЯ в будущей деятельности?»; «Откроете ли Вы свой бизнес в России?». Большинство студентов (98 %) отметили положительное влияние модульной методики обучения ПОИЯ на участие в конференциях, фору-

мах, конкурсах, на успешное прохождение преддипломной практики, выбор места будущей работы, на намерение приносить пользу своему региону и стране.

Также студенты УрГЭУ активно участвуют в ежегодном Евразийском экономическом форуме молодежи, где выступают с научными докладами на профессиональную тематику, привлекая иноязычные источники, сравнивая фактические данные, рассказывая о своих открытиях и подчеркивая достижениях российской науки.

Каждый год кафедра иностранных языков проводит студенческий международный конкурс эссе на иностранных языках, где исследуются важные проблемы социально-общественной жизни и деловой сферы. Активное участие студентов отмечено в конкурсе проектов на иностранном языке «Креативная экономика». Дополнительный патриотический импульс получают студенты нашего вуза, регулярно участвующие в межвузовских чемпионатах Worldskills и в программе стажировок Work and travel.

Следует отметить, что воспитание патриотических качеств у студентов осуществляется не только средствами ПОИЯ, но и всем комплексом учебных дисциплин в процессе обучения и вне учебной деятельности в вузе. Результатами этого являются активная гражданская позиция выпускников, их позитивный, деловой настрой на будущую профессиональную деятельность, желание приносить пользу своему народу, применяя свои профессиональные компетенции, знания иностранного языка и положительный зарубежный опыт. Считаем необходимым упомянуть также и о том, что ряд выпускников решили отправиться работать в Крым и на Донбасс, мотивируя свой выбор тем, что они заинтересованы организовать там предприятия общепита и гостиничные хозяйства, чтобы повысить

качество предоставляемых услуг, привлечь туристические потоки, способствовать экономической активности для улучшения уровня жизни граждан.

В заключение отметим, что обучение ПОИЯ в вузе может внести ощутимый вклад в воспитание гражданско-патриоти-ческой позиции у студентов при условии, что процесс обучения будет системно организован, благодаря регулярной, содержательной и разнообразной работе по применению модульной методики и активных технологий обучения.

В ходе опытного обучения с применением модульной методики изучения ПОИЯ студенты овладели аналитическими компетенциями, в числе которых выявление положительных достижений российских граждан в технической и экономической сферах, анализ положительных и отрицательных явлений в мировой общественно-экономической жизни. Следовательно, мы можем констатировать, что наша гипотеза об усилении патриотического воспитания студентов средствами ПОИЯ с использованием дополнительного иноязычного тематического материала патриотического содержания и применением ана-литико-компаративных заданий и активных технологий обучения подтвердилась. Владение иноязычными профессиональными коммуникативными компетенциями позволяет отличать полезную и прогрессивную информацию от ложной, активизировать участие в научной и общественной жизни вуза, поддерживает намерение применять положительный международный опыт на благо своей страны.

В перспективе нашей дальнейшей работы — создание и апробация модульной методики, реализующей воспитание патриотизма при изучении различных иноязычных профессиональных тематик.

ЛИТЕРАТУРА_

1. Астафурова, Т. Н. Патриотическое воспитание студентов в процессе обучения иностранному языку / Т. Н. Астафурова // Научно-методический электронный журнал

«Концепт». — 2017. — Том 19. — С. 1—3. — URL: http://e-concept.ru/2017/770392.htm (дата обращения: 14.03.2022).

2. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя / / Аспирантура и докторантура : официальный сайт Российского государственного гуманитарного университета. — URL: http://aspirant.rggu.ru/article.html?id=50758 (дата обращения: 02.03.2022).

3. Колобкова, А. А. Аспект российской национальной идентичности в ценностной мотивации изучения иностранного языка в неязыковом вузе / А. А. Колобкова // Педагогический журнал. — 2019. — Том 9. — № 2. — С. 669—676.

4. Матвеева, Н. В. Преемственность в патриотическом воспитании студентов колледжа и вуза на занятиях по иностранному языку / Н. В. Матвеева // Среднее профессиональное образование. — 2017. — № 9. — С. 9—14.

5. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность : коллективная монография / под редакцией А. А. Миролюбова. — Обнинск : Титул, 2010. — 464 с. — ISBN 978-5-86866-524-0.

6. Николина, В. В. Ценностно-целевые ориентиры воспитания патриотизма в контексте социокультурных трансформаций Российского общества / В. В. Николина // Нижегородское образование. — 2021. — № 2. — С. 13—21.

7. Новый текст Конституции РФ с поправками 2020. — URL: http://duma.gov.ru/news/48953/ (дата обращения: 17.01.2022).

8. Полукарова, Е. М. Патриотическое воспитание на уроках английского языка / Е. М. Полукаро-ва // Nsportal.ru : образовательная социальная сеть. — URL: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2020/10/28/patrioticheskoe-vospitanie-na-urokah (дата обращения: 07.02.2022).

9. Соколова, О. Л. Организация самостоятельной работы по иностранному языку в вузе как способ индивидуализации обучения / О. JI. Соколова, J1. В. Скопова // Нижегородское образование. — 2016. — № 4. — С. 65—72.

10. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. — URL: http://council.gov.ru/media/files/41d536d68ee9fecl5756.pdf (дата обращения: 21.01.2022)

11. Трофимова, И. Г. О патриотическом воспитании студентов технических специальностей в процессе изучения иностранного языка / И. Г. Трофимова, Г. 3. Агафонова, И. Г. Никитина. — DOI: 10.37972/chgpu.2020.107.2.026 // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. — 2020. — № 2 (107). — С. 210—218.

12. Шакирова, 71 И. Формирование патриотических качеств у студентов в процессе обучения в вузе (на примере дисциплины «Иностранный язык») : монография / Т. И. Шакирова. — Калуга : КГУ им. К. Э. Циолковского, 2013. — 118 с. — ISBN 978-5-88725-302-2.

13. Erofeeva, Е. Methodology of Developing a Professionally-Oriented Course Book for French as a Second Foreign Language / E. Erofeeva, L. Skopova. — DOI: 10.26170/FK20-01-15 // Philological Class. — 2020. — Volume 25. — № 1. — P. 153—163.

14. Erofeeva, E. The flipped classroom in foreign language teaching: didactic principles and analysis of experience / E. Erofeeva, O. Sokolova. — DOI: 10.26710/fkl8-04-10 // Philological Class. — 2018. — № 4 (54). — C. 72—77.

15. Kryukova, O. Patriotic education by means of a foreign language in a non-linguistic university / O. Kryukova, E. Timofeeva // Modern technologies in the field of agricultural production and education : материалы XII Международной научно-практической конференции на иностранных языках (Кемерово, 21 октября 2021 г.). — Кемерово : Кузбасская государственная сельскохозяйственная академия, 2021. — С. 260—264.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.