Научная статья на тему 'Воспитание патриотических чувст у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с родным краем'

Воспитание патриотических чувст у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с родным краем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1135
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МОНИТОРИНГ / МУЗЕЙ / HISTORY / PATRIOTIC EDUCATION / MONITORING / MUSEUM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дедюкина Марфа Ивановна, Тимофеева Анна Дмитрьевна

В статье рассматриваются методические основы организации мониторинга уровней развития патриотических чувств любви к родному краю в подготовительной группе. С этой целью подобраны критерии и показатели для изучения уровней развития, проведена диагностика детей подготовительной группы, описаны результаты исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дедюкина Марфа Ивановна, Тимофеева Анна Дмитрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION OF PATRIOTIC FEELINGS IN PRESCHOOL CHILDREN THROUGH FAMILIARIZATION WITH THE NATIVE LAND

The article discusses the methodological foundations of the organization of monitoring the levels of Patriotic feelings of love for the native land in the preparatory group. To this end, selected criteria and indicators for the study of levels of development, diagnosis of children of the preparatory group, describes the results of the study.

Текст научной работы на тему «Воспитание патриотических чувст у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с родным краем»

Эти обмены могут иногда становиться довольно шумными, в том числе вызывая обзывания и ругань, но всегда присутствует поток юмора. Существует взаимопонимание, что различия во мнениях не следует воспринимать слишком серьезно. Игра состоит из насмешливого гнева, притворного негодования и шутливого поведения. Как бы сильно вы ни относились к своему «моему», вы не должны показывать свои чувства - это всего лишь игра. Любой намек на хвастовство резко осуждается, если только он не сделан «иронично», в такой преувеличенной манере, что его явно считают шуткой [Fox, 2005: 55-56].

Все понимают, что на самом деле победить в игре невозможно. Никто никогда не признает точку зрения другого. Участники просто устают или скучают и меняют тему. Они могут даже жалко качать головой из-за глупости своего противника [Fox, 2005: 56].

У англичан есть особое шестое чувство обнаружения иронии. Юмор в английской повседневной жизни может проявляться по-разному; например, это может быть ирония, занижение или самоуничижение. Это может появиться в любой ситуации: в поезде, на работе, в магазине или на улице. Юмор - чрезвычайно важная часть английской повседневной жизни и общения. В то время как в большинстве других культур есть определенное время и место для юмора, в английском общении всегда есть скрытое течение юмора.

Выводы. Юмор очень часто встречается в английской повседневной жизни, потому что англичане используют его постоянно, независимо от того, когда и где они находятся. В общении на английском всегда есть юмор. В каких ситуациях англичане используют юмор? В английском общении нет особого времени или места для юмора, как во многих других культурах. Они используют его в любой ситуации, так или иначе. Англичанин использует юмор сознательно. Это зависит от ситуации. Англичане в основном даже не понимают, что они делают, например, занижение самооценки. Это просто естественно.

Какие есть типы английского юмора? Существуют различные типы юмора; ирония, занижение, самоуничижение, даже жалобы. Это все тонкости юмора. Влияют ли социальные классы на использование юмора? Основные принципы юмора бесклассовые, но над классовыми различиями часто подшучивают.

Если вы переезжаете в Англию, чтобы учиться или работать, или если вы встречаетесь или работаете с англичанами, очень важно понимать англичан и их культуру, и особенно их использование языка и юмора. Трудно адаптироваться к английской культуре, если вы не можете общаться на английском языке и не понимаете скрытых, невысказанных правил английского поведения. Вы должны знать, что вы можете или не можете сказать в определенных ситуациях, и как вести себя в них. Если вы переезжаете за границу, вам следует как можно раньше изучить культуру. Это даст вам лучшее представление о том, с чем вы столкнетесь в новой культуре, и чего ожидать. В лучшем случае вы полностью избежите культурного шока.

Юмор - очень важная часть английской жизни. Английское чувство юмора иногда бывает трудно понять иностранцам. Это основная часть трудовой жизни - например, если вы не понимаете английское выражение иронии, вам может быть трудно общаться с англичанами и не понимать, что они на самом деле означают. Английское чувство юмора очень важно для иностранца, чтобы понять и оценить. Если вы это сделаете, у вас все получится.

Юмор - это только часть английской культуры, но очень важная.

Английская культура в целом, и особенно английский юмор, очень увлекательна.

Литература:

1. Аверинцев С. О духе времени и чувстве юмора / Новый мир. - М.: Наука, 2001. - №1. - С. 137-140.

2. Барский JI.A. Это просто смешно! Или зеркало кривого королевства / Анекдоты: системный анализ, синтез, классификация. - М.: Х.Г.С., 1992. - 303 с.

3. Кулинич М.А. Лингвокультурология Юмора (на материале английского языка) - Самара, 2005

4. ^te Fox, Watching the English (Смотря английский), 2005 - 428 c.

5. Ronowicz & Yallop, English: One Language, Different Cultures. - 1999

6. Sav Haigh, Twitter - 2004

7. Майкл Шарвуд-Смит. Собрание сочинений - 2003

8. Mikes, Playlist. - 1958

9. Salminen & Poutanen, History - 1996

10. Терри Tan, Twitter - 1999

Педагогика

УДК: 371

кандидат педагогических наук, доцент Дедюкина Марфа Ивановна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студент 2 курса Тимофеева Анна Дмитрьевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ КРАЕМ

Аннотация. В статье рассматриваются методические основы организации мониторинга уровней развития патриотических чувств любви к родному краю в подготовительной группе. С этой целью подобраны критерии и показатели для изучения уровней развития, проведена диагностика детей подготовительной группы, описаны результаты исследования.

Ключевые слова: история, патриотическое воспитание, мониторинг, музей.

Annоtation. The article discusses the methodological foundations of the organization of monitoring the levels of Patriotic feelings of love for the native land in the preparatory group. To this end, selected criteria and indicators for the study of levels of development, diagnosis of children of the preparatory group, describes the results of the study. Keywords: History, Patriotic education, monitoring, Museum.

Введение. История - это могучая и вечная живая сила, которая творит патриота, гражданина. В музее истории Якутска ведущее место занимает поисково-исследовательская работа по сбору материалов об

истории республики. Собранный материал обрабатывается и представляется на тематических экскурсиях. Жизнь и деятельность односельчан является наглядным примером патриотического воспитания [4, с. 90].

Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства - начинает формироваться уже в дошкольном возрасте.

Еще классики педагогики, такие как Я.А. Каменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский в своих трудах поднимали тему патриотического воспитания. Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста [3, с. 70].

Изложение основного материала статьи. Патриотизм - это важнейшая ценность, имеющая принципиальное значение. Дошкольный возраст - это время, когда закладывается фундамент воспитания ребенка как личности, когда определяется устойчивое представление о добре и зле, усваиваются правила нравственности и нормы поведения, проявляется собственная воля и характер, выстраиваются взаимоотношения с родителями, друзьями, с окружающими людьми, раскрывается качественное своеобразие творческой индивидуальности ребенка [2, с. 190].

В гражданско-патриотическом воспитании экскурсии играют особую роль, благодаря которой, дошкольники ближе узнают историю своего родного края, культуру своего народа, его обычаи и традиции. Экскурсии расширяют кругозор детей, наглядно демонстрируют достижения техники, строительства, помогают ощутить себя частью природного, культурного и социального пространства [3, с. 250].

Согласно ФГОС ДО, с целью установления уровня познавательного развития, знаний, умений и навыков, предусмотренных программой ДОУ необходимо проводить различные тесты, опросы, анкеты.

Исходя из этого, необходимым условием патриотического воспитания дошкольников является ознакомление с родным краем.

Началом работы по теме опыта стало проведение диагностики по определению исходных уровней знаний детей о ближайшем окружении, культуре и истории нашего края, которая проводилась в форме индивидуальных бесед, наблюдений, игровых ситуаций.

Работа по патриотическому воспитанию посредством ознакомления дошкольников с родным краем охватывает этапы:

I этап - начальный (констатирующий)

На данном этапе была проведена первичная диагностика по выявлению уровня сформированности патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста, проанализирована и методическая литература по теме опыта, разработан перспективный план работы на 2 месяца.

Для выявления уровней патриотического чувства в подготовительной группе нами был использован метод диагностики, выделены критерии, показатели и уровни патриотического развития детей, согласно требованиям программ ДОУ [1, с. 120].

В исследовании приняли участия дети подготовительной группы в количестве 15 человек. Также были разработаны вопросы для беседы, которые позволяют оценить уровень патриотической воспитанности дошкольников. Показателями патриотической воспитанности дошкольников по эмоционально ценностному критерию являлись:

- отсутствие пассивности при ответах;

- эмоционально-ценностное отношение к историческому и духовному наследию своего поселка;

- наличие патриотических чувств к своему родному краю.

Детям предлагалось задание «Нарисуй свой родной край».

Для оценивания уровня применяли балловую систему:

Исходя из ответов детей, по всем заданиям определялся уровень развития нравственно-патриотических чувств и сформированности знаний о родном крае у старших дошкольников:

Высокий уровень. Дети имеют широкие представления о родном крае, их представления носят разносторонний характер; они с удовольствием рассказывают о г. Якутске, памятниках; проявляют активность и познавательный интерес к знакомству с родным краем - задают вопросы, направленные на уточнение и получение новой информации. Проявляют положительное эмоционально-окрашенное отношение к своему родному краю, с интересом рисуют город, могут объяснить, что им нравиться в родном крае, с удовольствием рассуждают, что бы они хотели изменить, что бы они хотели сделать, чтобы жизнь была лучше.

Средний уровень. Дети имеют некоторые представления о родном крае - знают ее символику. Самостоятельно рассказывают о г. Якутске, не активно, но с удовольствием могут отвечать на вопросы взрослого, увлекаются отдельными, понравившимися им, эпизодами. Дети проявляют положительное отношение к родному краю, могут рассказать, что им нравится в родном крае, но их отношение недостаточно им осознанно, дошкольники не стремятся предлагать свои идеи по улучшению жизни.

Низкий уровень. Дети имеют достаточно узкие представления о г. Якутске, могут перепутать названия города, не знают символики. На вопросы педагога отвечают односложно и неэмоционально. У дошкольников отсутствуют к изучению жизни родного края, они не интересуются и не задают вопросов о Якутске. Дети этого уровня в целом проявляют свое положительное отношение к г. Якутск.

Исследование показало, 5 детей (33,3%) имеют высокий, 5 детей (33,3%) имеют средний и 5 детей (33,3%) имеют низкий уровень патриотической воспитанности.

Исходя из анализа результатов выполнения заданий, у каждого ребенка сильны те, или иные показатели. Самый высокий общий результат пятерым детям. Они правильно отвечали на поставленные вопросы. У дошкольников отсутствовала пассивность при ответе на вопросы. Было заметно желание познавать историю родного края. Для этих детей характерна активность.

5 детей показали средний уровень. Эти дошкольники правильно отвечали на поставленные вопросы. У них был отмечен средний объем словаря патриотической направленности. Интерес к изучению и пополнению знаний патриотической направленности не устойчив, проявляется под педагогическим и родительским воздействием.

5 дошкольников имеют недостаточный уровень патриотической воспитанности. На большинство вопросов не ответили. У детей данной группы не сформирован интерес и готовность к изучению и пополнению знаний патриотической направленности.

Данные исследования доказывают, что уровень патриотической воспитанности у старших дошкольников требует от педагогов.

II этап - основной (формирующий)

На основном этапе проводилась разработка занятий, воображаемых ситуаций, экспериментирование, составление маршрутов экскурсий, индивидуальных форм работы с детьми по патриотическому воспитанию, корректировка методов и средств достижения поставленных задач.

Каждая неделя соответствовала определенной тематике: 1 неделя - «Моя семья»; 2 неделя - «Мой родной край»; 3 неделя - «Наш родной край - Якутск» и 4 неделя - «Достопримечательности Якутска».

Экскурсия - это методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними.

Познавательные экскурсии в детском саду должны стать частью учебно-воспитательной системы образовательного учреждения. Их нужно рассматривать как сильнейшее образовательное и воспитательное средство, позволяющее на практике ознакомить молодое поколение с природным наследием, историей и культурой родного поселка, развивать в детях эстетические чувства, любовь к Родине, отзывчивость к высшим интересам духовности и нравственности.

Экскурсии призваны помочь дошкольникам пережить и осмыслить все, что было в прошлом. Усвоение дошкольникам идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России. Это достигается тогда, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем воспитанника в ярких, эмоциональных образах, пробуждая в нем чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. В то же время, знания о Родине должны вызывать не только гордость за ее достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность решением существующих проблем.

История - это могучая и вечная живая сила, которая творит патриота, гражданина. В музее истории Баягинского наслега ведущее место занимает поисково-исследовательская работа по сбору материалов об истории наслега. Собранный материал обрабатывается и представляется на тематических экскурсиях. Жизнь и деятельность односельчан является наглядным примером патриотического воспитания. За последний год скомплектованы материалы и оформлены экспозиционные выставки музея по следующим темам: «История Баяги», «Великая Отечественная Война», «Дорогами войны», «Наши знаменитые люди», «Достопримечательности Баяги», «Музей-Усадьба братьев Малгиных», «Традиция Баягинского наслега». Изданы книгипо материалам музея, как «Будённай колкоз историятыттан», «Баайа§алар сэрии сылларыгар», «Ытык Ийэ» и др. эти книги состоят из ценных архивных документов. Ценные архивные материалы вызывают большой интерес, заставит «посмотреть в глаза» великой войне и сделав частью документально-исторической экскурсии.

В гражданско-патриотическом воспитании экскурсии играют особую роль, благодаря которой, дошкольники ближе узнают историю своего поселка, культуру своего народа, его обычаи и традиции. Экскурсии расширяют кругозор детей, наглядно демонстрируют достижения техники, строительства, помогают ощутить себя частью природного, культурного и социального пространства.

III этап - заключительный (контрольный)

На данном этапе мы систематизировали и обобщили результаты работы, выявили уровень сформированности патриотических чувств у детей дошкольного возраста и проанализировали полученные данные.

С целью выявления эффективности проведенной работы, во время формирующего этапа эксперимента, был проведен контрольный эксперимент по выявлению изменений в уровне патриотической воспитанности детей контрольной и экспериментальной групп.

По итогам проведенного эксперимента мы увидели, что у детей подготовительной группы значительно повысился уровень знаний по патриотической воспитанности, дети стали лучше ориентироваться в символах республики, знают людей, которые прославили родной край, узнают на фотографиях достопримечательности Якутска. Дети закрепили знания об истории родного края, познакомились с достопримечательностями Якутска.

Таким образом, патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Конечно, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к своему Отечеству.

Выводы. На основании глубокого изучения проблемы и анализа научно- методической литературы, мы можем сделать следующие выводы:

1. Патриотизм дошкольника характеризуется желанием ребёнка активно взаимодействовать с близким и понятным ему окружающим миром, проявлением любознательности, сопереживания на деятельностном уровне.

2. Сущность воспитания патриотизма заключается в том, чтобы «завести» у ребенка «внутренний механизм», сформировать отзывчивость, образно мыслящее воображение, изобретательность, находчивость, применяя при этом необходимые средства влияния на эмоционально-чувственную сферу.

3. Воспитание патриотизма успешно осуществляется в процессе познания им родного дома, природы, культурного наследия родного края и эмоционального взаимодействия с окружающими.

4. Воспитание патриотических чувств пронизывает все сферы деятельности ребёнка, при этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре своей Родины и чувства сопричастности, привязанности к ним.

5. Педагогическими условиями патриотического воспитания являются: эвристическая предметная среда в детском саду и семье, тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей.

Литература:

1. Авторизованная «Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников», Савченко В.И. - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013

2. Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н.В. Алешина. - М.: ЦГЛ, 2005. - 256 с.

3. Буткевич, В.В. Гражданское воспитание детей и учащейся молодёжи: учебное пособие для педагогов / В.В. Буткевич. - Минск: НИО,2007. - 280 с.

4. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет; Автор: Зацепина М.Б. - Мозаика-Синтез, 2010

Педагогика

УДК: 81'233'243:378.091.33-028.22

кандидат педагогических наук Дельвиг Наталья Андреевна

Севастопольский государственный университет (г. Севастополь); старший преподаватель Иванова Валентина Николаевна Севастопольский государственный университет (г. Севастополь); старший преподаватель Петрунина Юлия Викторовна

Севастопольский государственный университет (г. Севастополь)

РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ БУДУЩИМИ ЛИНГВИСТАМИ

Аннотация. В статье рассматривается методический потенциал использования видеоматериалов в процессе работы над развитием навыков иноязычной речемыслительной деятельности. Авторами приводится характеристика таких понятий, как и «беглость и скорость речи», а также анализируются методические особенности каждой из используемых дефиниций.

Описывается алгоритм последовательной постановки учебных задач на основе одной из базовых тем учебной программы по направлению обучения «лингвистика», направленных на достижение конечной цели данного вида учебной деятельности, а именно - стимулирования иноязычных речевых процессов, в значительной степени повышающих качество устного монологического высказывания.

Авторами также приводится разработанная критериальная шкала для оценивания степени сформированности иноязычной речемыслительной деятельности, а также характеристика оценочных параметров, способствующих адекватно определить степень готовности будущих лингвистов к осуществлению устной иноязычной коммуникации.

Ключевые слова: речемыслительная детельность, беглость речи, критериальная шкала, психологический барьер, социокультурная функция.

An^taHo^ The article deals with the problem of methodological value of using the video in the process of improving the oral monologue speaking skills by means of verbal-minded mechanism activation. The authors demonstrate the meaning of such terms as "verbal-minded motorics", "speech spontaneity", "speech fluency" as well as the methodological specialties of each of the definitions used. It provides the characteristics of the academic consequent setting tasks based on one of the major themes included into future linguists training curriculum, their final objective being directed to stimulating foreign-language speaking skills and improving oral monologue communication. The authors also introduce the criteria scale of evaluating the verbal-minded skills level and some estimated parameters contributing to proper defining future linguists readiness to oral foreign-language communication.

Keywords: speech fluency, speech spontaneity, criteria scale, psychological barrier, social cultural function.

Введение. Современная система подготовки специалиста, осуществляющего международную коммуникацию, характеризуется постоянным динамичным поиском путей повышения эффективности способов формирования навыков иноязычной устной речи.

Учитывая специфику обучения будущих лингвистов, к формированию качественных характеристик устной речи предъявляются повышенные требования, таким образом, выпускник языкового вуза должен обладать следующими базовыми компетенциями:

- уметь свободно выражать свои мысли, адекватно используя разнообразные языковые средства с целью выделения релевантной информации;

- владеть особенностями официального, нейтрального и неофициального регистров общения;

- быть готовым преодолевать влияние стереотипов и осуществлять межкультурный диалог в общей и профессиональной сферах общения.

В полной мере развитию данных компетенций способствует активизация иноязычной речемыслительной деятельности, подразумевающей под собой определенные характеристики, такие как беглость и спонтанность речи, что приближает уровень владения иностранным языком к билингвальному.

Изложение основного материала статьи. В методике преподавания иностранного языка термин «речемыслительная деятельность» трактуется как деятельность, осуществляемая осознанно или подсознательно с использованием информационной опоры, и представляемая в рамках определенного языка с учетом артикуляционной функции (фонетической корректности речи) и сформированности навыков устной речи, реализуемой в условиях отсутствия психологического барьера [5].

В современной науке достаточно большое количество работ посвящено формированию механизма речемыслительной деятельности, которая осуществляется в постоянно меняющихся коммуникативных условиях. Именно поэтому уровень сформированности речемыслительного навыка представляет собой истинный критериальный показатель иноязычной компетенции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В связи с тем, что данный вид речевой деятельности действительно максимально приближен к языковым реалиям, говорящий может испытывать определенные психологические трудности, вызванные концентрацией эмоционального напряжения, возникающего в момент говорения. Помимо этого, зачастую устная речь осложняется отсутствием возможности составления письменных опор, а алгоритм построения самого высказывания также имеет непредсказуемый характер, хотя и требует связности и грамотности высказываний.

В полной мере реализации данного вида речевой деятельности способствует использование видеоматериалов. Для оптимизации навыка речемыслительной деятельности могут использоваться новостные программы, рекламные ролики, отрывки из художественных фильмов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.