Научная статья на тему 'Воспитание ответственности с точки зрения педагогики и психологии'

Воспитание ответственности с точки зрения педагогики и психологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1741
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ВОЛЯ / UPBRINGING / RESPONSIBILITY / WILL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косарев Кирилл Викторович

В статье раскрывается содержание понятий «воспитание ответственности», «формирование ответственности». Обосновывается актуальность исследования данного вопроса. Автор приходит к выводу, что ответственность является качеством, присущим личности, и, как любое качество, может быть сформировано. Ответственность определяется как отношение к моральным нормам, существующим в обществе. Необходимым элементом для формирования ответственности является проявление воли. Формирование ответственности происходит на всех этапах жизни человека. Приведены мнения ученых психологов и педагогов по поводу воспитания ответственности. Указаны социальные институты формирования ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Косарев Кирилл Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education of liability from the point of view of pedagogy and psychology

The article reveals the content of the concepts of “education responsibility”, “formation of responsibility”. The relevance of the study of this issue is substantiated. The author comes to the conclusion that “responsibility” is a quality inherent in the personality and how any quality can be formed. Responsibility is defined as an attitude towards the moral norms that exist in society. The necessary element for the formation of responsibility is the manifestation of will. Formation of “responsibility” occurs at all stages of a person's life. The author presents the opinions of the scientific psychologists and educators about the “education of responsibility”. The social institutions for the formation of “responsibility” are indicated.

Текст научной работы на тему «Воспитание ответственности с точки зрения педагогики и психологии»

Information about authors

Zvyagintsev Maksim Valeryevich: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), lecturer of Chair of Combat, Tactical and Special and Physical training, candidate of pedagogic sciences. E-mail: BTSandFP@gmail.com

УДК 351.85

© Косарев К. В., 2018

ВОСПИТАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

В статье раскрывается содержание понятий «воспитание ответственности», «формирование ответственности». Обосновывается актуальность исследования данного вопроса. Автор приходит к выводу, что ответственность является качеством, присущим личности, и, как любое качество, может быть сформировано. Ответственность определяется как отношение к моральным нормам, существующим в обществе. Необходимым элементом для формирования ответственности является проявление воли. Формирование ответственности происходит на всех этапах жизни человека. Приведены мнения ученых — психологов и педагогов — по поводу воспитания ответственности. Указаны социальные институты формирования ответственности.

Ключевые слова; воспитание; ответственность; воля.

© Kosarev K. V., 2018

EDUCATION OF LIABILITY FROM THE POINT OF VIEW OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY

The article reveals the content of the concepts of "education responsibility", "formation of responsibility ". The relevance of the study of this issue is substantiated. The author comes to the conclusion that "responsibility" is a quality inherent in the personality and how any quality can be formed. Responsibility is defined as

an attitude towards the moral norms that exist in society. The necessary element for the formation of responsibility is the manifestation of will. Formation of "responsibility" occurs at all stages of a person's life. The author presents the opinions of the scientific psychologists and educators about the "education of responsibility ". The social institutions for the formation of "responsibility" are indicated.

Keywords; upbringing; responsibility; will.

В последнее время в обществе Любая полноценная личность

можно наблюдать смену парадигм. должна обладать качеством ответ-

Этот процесс можно наблюдать в различных сферах — экономике, политике, взаимодействии социальных институтов педагогики. В этой связи одним из важных вопросов является вопрос о воспитании подрастающего поколения. Изменения, происходящие в обществе, безусловно, оказывают влияние на его членов. С одной стороны, можно наблюдать возрастание возможностей личности и ее роста. С другой стороны, это приводит к усилению индивидуализации, что порой формирует у личности циничное отношение к окружающим. Как у трагического персонажа бессмертного произведения классика русской литературы И. С. Тургенева Евгения Базарова, которое можно выразить следующей цитатой: «Если в этом безрадостном мире существует продажная любовь, то почему бы не быть и продажной совести»?

ственности. Как и любое другое человеческое качество, ответственность можно воспитать. Стоит отметить, что современный подход к образованию направлен на развитие самостоятельности личности. Самостоятельность невозможна без воспитания ответственности, при этом понятие ответственности не является исключительно институтом педагогической науки. Ответственность, прежде всего, — это качество личности, именно поэтому необходимо рассматривать данный вопрос с позиций различных наук. Стоит отметить, что воспитание ответственности всегда формируется в соответствии с потребностями общества. Общество как живая социальная структура постоянно изменяется, следовательно, воспитание ответственности также меняется одновременно с ним. В этой связи представляется актуальным обратиться к во-

просам понимания и формирования ответственности.

Проблема воспитания ответственности сложна и многогранна. Многие известные ученые-педагоги высказывались относительно этого вопроса. Среди них можно выделить труды Ю. П. Азарова, Г. С. Арефьевой, М. И. Бобневой, Р. И. Косолапо-ва, В. С. Маркова, Н. А. Минкиной, В. М. Ломова, Л. С. Славина и др., а также труды признанных классиков отечественной педагогической науки А. С. Макаренко, B. С. Сухомлин-ского, Н. К. Крупской, С. Т. Шацкого и др.

Что понимается под ответственностью?

В. П. Прядеин под ответственностью понимает «гарантирование субъектом достижения результата (цели) собственными силами на основе самостоятельно принятого решения, осознанного долга и совести» [9, с. 33].

Данный подход интересен, однако если говорить о том, что ответственность — это цель, то тогда для достижения цели необходим мотив. Советский психолог А. Н. Леонтьев предлагал рассматривать мотив как системное качество личности, по-

буждаемое к определенной деятельности [3]. При исследовании мотива мы будем углубляться в исследование понятия «воля», так как в основе многих человеческих процессов лежит волевой элемент. Однако, по нашему мнению, понимание ответственности как цели приводит к путанице. Представляется правильным понимание ответственности как качества, присущего личности.

Нам близка позиция, высказанная И. Е. Максимовой: «Ответственность — качество личности, определяющее отношение и поведение человека на основе должного, характеризующееся способностью предвидения результатов своей деятельности и отвечать за нее» [7, с. 33].

Как уже отмечалось, ответственность — универсальная категория, рассматриваемая разными научными отраслями. Так, в психологии существуют разные подходы в понимании этого института.

1) Ответственность — это склонность личности придерживаться определенных норм, сложившихся в обществе (А. Л. Слободский). В данной концепции налицо волевой элемент личности. Можно даже сказать, что воля является главным

качеством личности, выбирая «ответственное» или «безответственное» поведение субъект реализует волевое усилие.

2) Ответственность — это социально-психологический феномен, складывающийся в результате совместной деятельности (Е. Д. Дорофеев). Сторонники данного понимания рассматривают ответственность через призму врожденных и приобретенных личностных качеств, которые проявляются в рамках взаимодействия людей в обществе.

3) Ответственность — это достижение результата личностью (Л. И. Дементий). Приверженцы данного подхода раскрывают ответственность через овладение ситуацией субъектом.

4) Ответственность представляет собой единство поведения и мотивации (Л. С. Славина).

Представляется верным понимать ответственность как единство всех четырех направлений. С одной стороны, ответственность представляет собой личностное качество, с другой стороны — это качество, связано с «врожденными идеями», которые получили определенный вектор развития в зависимости от соци-

альной среды, в которой находится субъект. Важным элементом является мотивация личности к определенному поведению.

В педагогике фундаментом для понимания ответственности являются идеи, выработанные А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинским. Их идеи характеризует следующее высказывание: «Вопрос отношения товарища к товарищу — это не вопрос дружбы, не вопрос любви, не вопрос соседства, а это вопрос ответственной зависимости. Даже если товарищи находятся в равных условиях, идут рядом в одной шеренге, исполняя приблизительно одинаковые функции, связываются не просто дружбой, а связываются общей ответственностью в работе, общим участием в работе коллектива. А в особенности интересными являются отношения таких товарищей, которые не идут рядом в одной шеренге, где зависимость не равная, где один товарищ подчиняется другому товарищу» [4, с. 210-211].

Безусловно, концепция ответственной зависимости интересна и важна, однако возникает вопрос о том, насколько эти идеи применимы сейчас, к современным подросткам.

Идеология в обществе, где творил А. С. Макаренко, была несколько иной, так же, как и исторический контекст. Современная молодежь более свободна, более индивидуальна и живет в другом мире, как с точки зрения экономики, так и с точки зрения бытовой обеспеченности.

В этой связи представляется правильным понимать ответственность как качество личности, выражающее его отношение к нравственным нормам общества, вырабатываемым им в процессе социального взаимодействия.

Рассмотрим вопрос о том, что такое воспитание ответственности. А. С. Макаренко определял воспитание ответственности как процесс по созданию и выработку устойчивых привычек поведения [6].

В. С. Юркевич утверждает, что «воспитание ответственности воспринимают как выработку навыка по преодолению трудностей, преобладание "надо" над "хочу"» [12, с. 80].

Также в литературе можно встретить высказывание о том, что педагогическая наука рассматривает воспитание как «целенаправленную содержательную деятельности педагогов и родителей, которая содействует

максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни» [8, с. 377].

Таким образом, воспитание ответственности — это процесс, направленный на формирование определенных личностных качеств, которые выражаются в отношение к нравственным нормам, существующим в обществе.

Дополняет данную картину высказывание Т. И. Радиковой: «Воспитание ответственности подростка определяется как процесс его взаимодействия с одноклассниками, учителем, обществом в условиях специально организованной учебной деятельности и ее средствами, результатом которого является приобщение подростка к социальным и нравственным ценностям и его становление как личности на определенном этапе развития» [10, с. 13].

Автор понимает процесс воспитания как взаимодействие, что, безусловно, верно однако стоит внести уточнение: данный процесс должен быть не хаотичным, а контролируемым. Велика роль педагога, который

фактически и будет формировать данное качество.

В диссертации Л. И. Кайды, посвященной формированию ответственности курсантов внутренних войск, «под воспитанием ответственности у будущих офицеров в процессе обучения иностранному языку понимается организованная система взаимодействий между преподавателем и курсантами, ведущая к повышению у обучающихся готовности к добросовестному отношению к учебной деятельности и к выполнению ими других воинских обязанностей» [1, ^ 15].

Ценность данного мнения состоит в том, что ответственность воспринимается как обязанность — обязанность выполнять и совершать определенные действия. Иными словами, ответственность — это обязанность совершать порой то, что совершать субъект не имеет желания, а воспитание ответственности — это процесс формирования волевого отношения к соблюдению нравственных норм, сложившихся в обществе.

Ответственность формируется не только педагогами, но и различными социальными институтами.

Первичным институтом формирования ответственности является семья. В литературе справедливо отмечают, что «семья — основной источник практического научения и опыта семейной жизни, воспитания человека как семьянина. В ней, как показывает опыт, у ребенка рождаются нравственно-эмоциональные ценности, необходимые для будущей семейной жизни, — супружеские чувства, отцовские и материнские, сыновние и дочерние привязанности. На примере матери девочка получает первые уроки женственности, а мальчик на примере отца — мужественности» [2, ^ 56].

Семья — это то, с чем впервые сталкивается ребенок, те поступки, которые совершают его родители, кажутся ему безоговорочно правильными, так как в силу развития ребенок еще не способен обладать критическим мышлением. Те требования, которые выдвигают в отношении ребенка родители, кажутся ему естественным ходом вещей, поэтому роль родителей очень важна при формировании ответственности.

Другим институтом формирования ответственности является социальная среда, в которой существует

ребенок. Роль коллектива важна, и в этой связи следует вспомнить слова классика. А. С. Макаренко говорил, что «организация и чувство ответственности перед коллективом — это дается трудно, но зато когда дается — это очень сильное средство» [5, с. 495]. При этом формирование ответственности в коллективе — это сложный процесс, который обладает множеством нюансов, которые не могут быть рассмотрены в данной статье, так этот вопрос заслуживает отдельного внимания.

Еще одним социальным институтом формирования ответственности является учебное заведение. Учебные заведения бывают различными, и группы людей, проходящих обучение в них, также различаются. Прежде всего это возрастные различия: младшие школьники, средние школьники, старшие школьники, студенты, курсанты и т. д. Разный возраст, разное жизненное восприятие. Если младшие школьники, с одной стороны, представляют собой «чистый холст», то лица, поступившие в высшее учебное заведение, уже имеют определенные жизненные установки и отношение к ответственности. Если в первом случае

речь идет о том, что педагог может формировать ответственность, то во втором случае роль педагога сводится к корректировке уже существующего отношения.

Стоит выделить самовоспитание (процесс видения себя, своих качеств и их изменения) для формирования ответственности. В литературе отмечают, что «самовоспитание — систематическая и сознательная дея-тельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности. Самовоспитание призвано укреплять и развивать способность к добровольному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные чувства, необходимые привычки поведения, волевые качества» [11, с. 66].

В этой связи роль самовоспитания важна не менее других институтов по формированию ответственности, при этом стоит сказать, что по сути самовоспитание представляет собой в определенном смысле рефлексию тех установок, которые получены в семье, социуме и образовательном учреждении.

Таким образом, воспитание от- ственность формируется как соци-

ветственности представляет собой альными институтами, образова-

процесс формирования отношения тельными учреждениями, так и са-

субъекта нравственным нормам, мостоятельно субъектом. сложившимся в обществе. Ответ-

Литература

1. Кайда, Л. И. Воспитание ответственности у курсантов вузов внутренних войск МВД России в процессе обучения иностранному языку : автореф. дис. ... канд. пед. наук. — СПб., 2003.

2. Кикоть, В. Я., Столяренко, А. М. Юридическая педагогика : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 021100 «Юриспруденция». — М.: Юнити-Дана, 2004.

3. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977.

4. Макаренко, А. С. Педагогические сочинения: в 8 т. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1983. — Т. 4.

5. Макаренко, А. С. Педагогические сочинения: в 8 т. / А. С. Макаренко. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1983. — Т. 5.

6. Макаренко, А. С. Собрание сочинений: в 4 т. — М.: Правда, 1987.

7. Максимова, И. Е. Психологические условия организации процесса воспитания ответственности как личностного качества младших школьников из неблагополучных семей.// Научный диалог. — 2012. — Вып. № 1.

8. Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. — М., 2001.

9. Прядеин, В. П. Понятия ответственности, исполнительности, воли как объекты психолого-педагогического исследования.// Научный диалог. — 2012. — Вып. № 1.

10. Радикова, Т. И. Воспитание ответственности как социально значимого качества у подростков средствами учебной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Ижевск, 2007.

11. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. — 3-е изд. — М.: Школа-Пресс, 2000.

12. Юркевич, В. С. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек // Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология». — М.: Знание, 1986. — № 11.

Сведения об авторе

Косарев Кирилл Викторович: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин. E-mail: writer99@mail.ru

Information about the author

Kosarev Kirill Viktorovich: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), the senior lecturer of the Chair of Civil Law. E-mail: writer99@mail. ru

УДК 343.85

© Куликов М. В., 2018

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С КАДРАМИ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ США: ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются некоторые аспекты организации кадровой работы в пенитенциарной системе США. Освещены вопросы приема на службу, организации первоначальной подготовки и повышения квалификации работника. Рассмотрены особенности подготовки сотрудников в национальных учебных центрах и учебных заведений на уровне штата (на примере Университета Спрингфилда, штат Иллинойс).

Ключевые слова: пенитенциарные учреждения; кадровая работа; первоначальная подготовка; повышение квалификации; Объединенные федеральные центры подготовки сотрудников правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.