Научная статья на тему 'Воспитание нравственной позиции сотрудника органов внутренних дел '

Воспитание нравственной позиции сотрудника органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
17
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нравственность / нравственная ценность / нравственная позиция / воспитание нравственной позиции / сотрудник органов внутренних дел / morality / moral value / moral position / education of a moral position / employee of the internal affairs bodies

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кравцов Олег Игоревич, Кортушова Юлия Александровна

Актуальность. Современная государственная политика Российской Федерации направлена на сохранение и укрепление традиционных духовных нравственных ценностей. В июле 2021 г. в Стратегии национальной безопасности России Указом Президента Российской Федерации укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей было обозначено в качестве национальных интересов. 9 ноября 2022 г. был издан Указ Президента Российской Федерации № 809, закрепляющий защиту традиционных российских духовно-нравственных ценностей как одну из задач по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации на ближайшее десятилетие. Решение данной задачи находит свое отражение в характере требований, предъявляемых к сотрудникам правоохранительных органов в современных условиях. Происходит переосмысление профессиональных задач, нравственных требований, в том числе к профессиональной этике сотрудников органов внутренних дел. От полицейского сегодня требуются не только специальные знания и навыки, но и высокий уровень нравственных качеств. В связи с этим воспитание у сотрудников полиции нравственной позиции становится одним из главных направлений в работе с личным составом органов внутренних дел. Проблема. Каковы содержание нравственной позиции как психолого-педагогического феномена, ее роль как регулятора поведения, и каким образом ее можно воспитать у сотрудника органов внутренних дел? Целью данной работы является раскрытие содержания нравственной позиции сотрудника органов внутренних дел, определение педагогических факторов становления и развития профессионально-нравственной позиции сотрудника полиции. Методы: системный подход, личностно-ориентированный подход. Выводы. 1. Воспитание нравственной позиции сотрудника полиции – актуальная педагогическая цель работы с личным составом органов внутренних дел. 2. Основой нравственной позиции выступают моральные нормы и ценности, которые осознаются и принимаются человеком как личностно значимые. Нравственная позиция представляет собой внутренние правила, убеждения, принципы, ценности, которым человек ежедневно следует. Нравственная позиция сотрудника полиции включает в себя осознание профессии полицейского, корреляцию личных ценностей с нравственными ценностями службы, профессионально-нравственное самосознание. 3. Социальная среда, собственный опыт, приобретенный в общении с другими людьми, пример руководителя, личностное саморазвитие и самоанализ – основные факторы воспитания нравственной позиции сотрудника органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кравцов Олег Игоревич, Кортушова Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education of the Moral Position of an Employee of the Internal Affairs Bodies

Relevance. The modern state policy of the Russian Federation is aimed at preserving and strengthening traditional spiritual and moral values. In July 2021, in the National Security Strategy of Russia, by Decree of the President of the Russian Federation, the strengthening of traditional Russian spiritual and moral values was designated as national interests. In November 2022 A Decree of the President of the Russian Federation № 809 was issued, consolidating the protection of traditional Russian spiritual and moral values as one of the tasks to ensure the national security of the Russian Federation for the next decade. The solution to this problem is reflected in the nature of the requirements imposed on law enforcement officers in modern conditions. There is a rethinking of professional tasks, moral requirements, including the professional ethics of employees of internal affairs bodies. Today, a policeman requires not only special knowledge and skills, but also a high level of moral qualities. In this regard, the education of police officers in a moral position is becoming one of the main directions in working with the personnel of the internal affairs bodies. Problem. What is the content of the moral position as a psychological and pedagogical phenomenon, its role as a regulator of behavior, and how can it be educated by an employee of the internal affairs bodies? Goal. The purpose of this work is to reveal the content of the moral position of an employee of the internal affairs bodies, to determine the pedagogical factors of the formation and development of the professional and moral position of a police officer. Methods: a systematic approach, a personalityoriented approach. Conclusions. 1. Education of the moral position of a police officer is an actual pedagogical goal of working with the personnel of the internal affairs bodies. 2. The moral position is based on moral norms and values that are recognized and accepted by a person as personally significant. A moral position represents internal rules, beliefs, principles, and values that a person follows on a daily basis. The moral position of a police officer includes awareness of the profession of a policeman, the correlation of personal values with the moral values of the service, professional and moral self-awareness. 3. The social environment, one’s own experience gained in communicating with other people, the example of a leader, personal self–development and introspection are the main factors in educating the moral position of an employee of the internal affairs bodies.

Текст научной работы на тему «Воспитание нравственной позиции сотрудника органов внутренних дел »

I_

ВОПРОСЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кравцов Олег Игоревич,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами, Академия управления МВД России, Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8

E-mail: mtv-psy@mail.ru

Кортушова Юлия Александровна,

слушатель 1-го курса 2-го факультета, Академия управления МВД России, Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, 8

E-mail: mtv-psy@mail.ru

Научная специальность: 5.8.1 Общая педагогика, история педагогики и образования

УДК 37

Дата поступления: 1 октября 2023 г.

Дата принятия статьи в печать: 19 декабря 2023 г.

Oleg Igorevich Kravtsov,

Candidate of Pedagogy,

Associate Professor at the Department

of Psychology,

Pedagogy and Organization of Work with Personnel,

Management Academy of the Ministry

of the Interior of Russia,

Russian Federation, 125171, Moscow,

Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8

E-mail: mtv-psy@mail.ru

Yulia Aleksandrovna Kortushova,

1st Year Listener of the 2nd Faculty, Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: mtv-psy@mail.ru

Scientific specialty:

5.8.1. General pedagogy, history

of pedagogy and education

Воспитание нравственной позиции сотрудника органов внутренних дел

Education of the Moral Position of an Employee of the Internal Affairs Bodies

Аннотация

Актуальность. Современная государственная политика Российской Федерации направлена на сохранение и укрепление традиционных духовных нравственных ценностей. В июле 2021 г. в Стратегии национальной безопасности России Указом Президента Российской Федерации укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей было обозначено в качестве национальных интересов. 9 ноября 2022 г. был издан Указ Президента Российской Федерации № 809,закрепляющий защиту традиционных российских духовно-нравственных ценностей как одну

Abstract

Relevance. The modern state policy of the Russian Federation is aimed at preserving and strengthening traditional spiritual and moral values. In July 2021, in the National Security Strategy of Russia, by Decree of the President of the Russian Federation, the strengthening of traditional Russian spiritual and moral values was designated as national interests. In November 2022 A Decree of the President of the Russian Federation № 809 was issued, consolidating the protection of traditional Russian spiritual and moral values as one of the tasks to ensure the national security of the Russian Federation

из задач по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации на ближайшее десятилетие.

Решение данной задачи находит свое отражение в характере требований, предъявляемых к сотрудникам правоохранительных органов в современных условиях. Происходит переосмысление профессиональных задач, нравственных требований, в том числе к профессиональной этике сотрудников органов внутренних дел. От полицейского сегодня требуются не только специальные знания и навыки, но и высокий уровень нравственных качеств. В связи с этим воспитание у сотрудников полиции нравственной позиции становится одним из главных направлений в работе с личным составом органов внутренних дел.

Проблема. Каковы содержание нравственной позиции как психолого-педагогического феномена, ее роль как регулятора поведения, и каким образом ее можно воспитать у сотрудника органов внутренних дел?

Целью данной работы является раскрытие содержания нравственной позиции сотрудника органов внутренних дел, определение педагогических факторов становления и развития профессионально-нравственной позиции сотрудника полиции.

Методы: системный подход, личностно-ори-ентированный подход.

Выводы. 1. Воспитание нравственной позиции сотрудника полиции - актуальная педагогическая цель работы с личным составом органов внутренних дел. 2. Основой нравственной позиции выступают моральные нормы и ценности, которые осознаются и принимаются человеком как лич-ностно значимые. Нравственная позиция представляет собой внутренние правила, убеждения, принципы, ценности, которым человек ежедневно следует. Нравственная позиция сотрудника полиции включает в себя осознание профессии полицейского, корреляцию личных ценностей с нравственными ценностями службы, профессионально-нравственное самосознание. 3. Социальная среда, собственный опыт, приобретенный в общении с другими людьми, пример руководителя, личностное саморазвитие и самоанализ -основные факторы воспитания нравственной позиции сотрудника органов внутренних дел.

Ключевые слова: нравственность; нравственная ценность; нравственная позиция; воспитание нравственной позиции; сотрудник органов внутренних дел.

for the next decade.

The solution to this problem is reflected in the nature of the requirements imposed on law enforcement officers in modern conditions. There is a rethinking of professional tasks, moral requirements, including the professional ethics of employees of internal affairs bodies. Today, a policeman requires not only special knowledge and skills, but also a high level of moral qualities. In this regard, the education of police officers in a moral position is becoming one of the main directions in working with the personnel of the internal affairs bodies.

Problem. What is the content of the moral position as a psychological and pedagogical phenomenon, its role as a regulator of behavior, and how can it be educated by an employee of the internal affairs bodies?

Goal. The purpose of this work is to reveal the content of the moral position of an employee of the internal affairs bodies, to determine the pedagogical factors of the formation and development of the professional and moral position of a police officer.

Methods: a systematic approach, a personality-oriented approach.

Conclusions. 1. Education of the moral position of a police officer is an actual pedagogical goal of working with the personnel of the internal affairs bodies. 2. The moral position is based on moral norms and values that are recognized and accepted by a person as personally significant. A moral position represents internal rules, beliefs, principles, and values that a person follows on a daily basis. The moral position of a police officer includes awareness of the profession of a policeman, the correlation of personal values with the moral values of the service, professional and moral self-awareness. 3. The social environment, one's own experience gained in communicating with other people, the example of a leader, personal self-development and introspection are the main factors in educating the moral position of an employee of the internal affairs bodies.

Keywords: morality; moral value; moral position; education of a moral position; employee of the internal affairs bodies.

В современных условиях, при которых деятельность органов внутренних дел подвергается критике со стороны отдельных представителей общества и социальных групп,

предъявляются высокие требования к личностным и профессиональным качествам сотрудника полиции. В ходе реформирования полиции произошло переосмысление профессиональ-

37

38

ных задач, характера и особенностей морально-нравственных требований, предъявляемых к сотрудникам органов внутренних дел. Сегодня полицейскому требуются не только специальные знания и навыки, но и высокий уровень развития нравственных качеств. Поэтому воспитание нравственной позиции у правоохранителей становится одним из приоритетных направлений в работе с личным составом.

В течение нескольких веков тема нравственности активно изучалась философами. Каждому этапу развития общества соответствовали свои определения нравственных ценностей, морали, добра и зла. Да и само понимание нравственности менялось, соответствуя духу времени.

Т. Джефферсон отмечал, что нравственность человека должна рассматриваться в контексте интересов общества. Чувство справедливости является основой человеческой природы и основой нравственности [1, с. 701].

Известный французский психолог Г. Ле-бон отмечал, что нравственность предполагает уважение норм и правил, принятых в современном обществе, подавление собственного «Эго» и развитие таких чувств, как справедливость, самоотвержение, самопожертвование [8, с. 222].

В словаре по этике категория нравственности определяется сферой личностной нравственной свободы, когда требования общества и внутренние побуждения личности совпадают [14, с. 216].

Нравственность, выступая психолого-педагогическим феноменом, представляет собой присвоение моральных норм и принципов через личностное восприятие, с опорой на собственный характер и психологические особенности, в результате чего человек старается поступать «только так, и никак не иначе». Сущностный аспект нравственности состоит в выполнении личностью определенных моральных норм, основанных на внутренней потребности, а также способности следовать им на протяжении всей своей жизни [5, с. 8].

В правоведении под нравственностью понимаются моральные и этические нормы, обосновывающие поведение людей в определенных жизненных обстоятельствах [7, с. 103].

Основу нравственности составляют нормы морали и идеалы. Внутренние правила, убеждения, принципы, которых человек ежедневно придерживается — это и есть его нравственная позиция, та устойчивая система ценностей и смыслов, которая будет им всегда отстаиваться.

Нравственная позиция является главным результатом нравственного воспитания, определяя систему этических отношений личности к окружающему обществу и своей роли в нем. Именно

поэтому мы начали рассматривать нравственную позицию с определения нравственности.

Нравственная позиция органично вписывается в такой важнейший компонент структуры личности, как характер, представляющий собой совокупность наиболее характерных и устойчивых черт личности. Характер человека формируется в процессе воспитания, социализации и включенности человека в определенный вид деятельности, проявляясь в его действиях и поступках. Поведение высоконравственной личности полностью отвечает моральным запросам общества, характеризует зрелую и сформировавшуюся личность человека и гражданина. Следование своим нравственным принципам и идеалам позволяет определить основные приоритеты, расставляемые человеком для достижения своих целей.

Формирование нравственной позиции человека начинается с детства. Аристотель утверждал, что «нравственность рождается привычкой» [2, с. 78]. Л. И. Божович полагала, что мораль, закрепляясь в характере человека в виде привычек, становится способом нравственного поведения. И это является «второй человеческой натурой» [4, с. 262].

Воспитание нравственной позиции — важная задача, которая решается в течение длительного процесса. К. Д. Ушинский отмечал, что нравственность не является следствием умственного развития. Воспитание и человеческая общность имеют более сильное влияние на формирование нравственного человека, чем обучение наукам и удовлетворение личных познавательных интересов [16, с. 256].

Другим фактором развития нравственной позиции является социальная среда, в которой живет человек. Л. И. Божович отмечала, что подросток, усваивая моральные нормы и правила общества, превращает их в собственные нравственные нормы и правила [3, с. 323].

При воспитании нравственной позиции немаловажным является собственный опыт человека, приобретенный в общении с другими людьми, личностное саморазвитие и внутренний самоанализ. В. С. Мухина отмечала, что общественные отношения имеют личностное отражение через присвоение значимых для общества идеалов, через усвоение принятых правил поведения [9, с. 114].

В своих работах Л. И. Божович указывала, что влияние условий жизнедеятельности ребенка на формирование его личности косвенно связано со сложившимся ранее опытом воспитания, что находит отражение в отношении ребенка к действительности [16, с. 61].

Итак, нравственная позиция формируется в детстве и юности. В зрелом возрасте она уже, как правило, сформирована, но, вместе с тем,

различные факторы социального окружения, принадлежности к определенной профессии способны на нее влиять и вносить определенные коррективы.

B. С. Мухина подчеркивает, что внешнее воздействие способно оказывать влияние на изменение внутренней позиции человека, его отношения к тем или иным реалиям жизни. Среда в таком случае выступает не как «создатель личности», а как фактор ее саморазвития [9, с. 143].

Как отмечает в своей работе Е. А. Плеханова, одной из психологических сфер личности выступает нравственность и, как следствие, нравственная позиция. Она претерпевает множественные изменения в течение всей жизни, подвергаясь воздействию сложных механизмов. К таким механизмам относятся: психические, психологические, социально-психологические, духовные [12, с. 61].

C. Л. Рубинштейн отмечал, что, обладая определенными нравственными ценностями, человек становится небезразличен к обществу. Стремление к моральным ценностям — это стремление к более высокому уровню развития личности [13, с. 383].

Поступая на службу в правоохранительные органы, молодой сотрудник уже имеет определенным образом сформировавшуюся нравственную позицию. Верность профессионально-служебным принципам и идеалам помогает преодолеть все тяготы службы, особенно если сотрудник оказывается в ситуации необходимого морального выбора. Только ситуация морального выбора помогает понять нравственную ценность того или иного поступка и является стимулом к нравственному развитию сотрудников полиции. Таким образом происходит актуализация нравственных ценностей [6, с. 45].

Зачастую в современном обществе проблема нравственного выбора подменяется вопросом: как может быть решена эта проблема? Человек не задумывается, плохо или хорошо он поступает, для него становится важным только то, как добиться тех или иных целей [11, с. 135].

Отношение граждан к полиции несомненно зависит от нравственного поведения каждого сотрудника. И здесь очень актуальными становятся слова С. Л. Рубинштейна: «Для всего моего существования как человека фундаментальным является существование другого человека, то, что я существую для него, каким я ему представляюсь. Я живу на виду у людей: каждый мой поступок и каждый мой жест приобретают то или иное значение, в зависимости от того, чем он является для другого человека» [13, с. 386].

Подтверждением тому, что нравственная составляющая по праву может считаться одним из важнейших профессиональных качеств

современного полицейского в России, является Кодекс этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, который закрепляет к прохождению службы в правоохранительных органах требования, основанные на профессиональных традициях Министерства внутренних дел Российской Федерации, нравственностях и ценностях, принятых в современном российском обществе1.

Справедливость, беспристрастность и объективность при принятии решений должны стать неотъемлемой чертой личности каждого полицейского. Отношения в служебном коллективе необходимо выстраивать на доверии, взаимоуважении и взаимовыручке, что, в свою очередь, способствует формированию здорового морально-психологического климата в подразделении и, как следствие, успешности в решении профессиональных задач.

Главная задача в воспитании молодых сотрудников органов внутренних дел состоит в том, чтобы они смогли осознать и личностно принять нравственный смысл профессии. С. А. Нефёдов выделил основные цели нравственного воспитания среди правоохранителей:

— воспитание сотрудника с учетом профессионально-нравственного идеала, тех требований, которые предъявляет государство на современном этапе;

— осознание сотрудником социальной значимости службы в полиции;

— мотивация полицейского к совершенствованию своего морального облика;

— культивирование нравственных ценностей;

— управление нравственно-значимой деятельностью сотрудников, формируя у них такие основные нравственные качества, как доблесть, патриотизм, гордость за свою службу, «честь мундира» [10, с. 186].

Профессионально-нравственная позиция сотрудника органов внутренних дел включает в себя осознание значимости и ответственности профессии полицейского, корреляцию личных ценностей с нравственными ценностями службы, профессионально-нравственное самосознание. В дальнейшем все это находит свое выражение в готовности к соблюдению нравственных правил на практике при повседневном выполнении своих профессиональных и служебных обязанностей.

Вопросом воспитания нравственности задавались многие ученые. С. Л. Рубинштейн, пытаясь ответить на этот вопрос, говорил, что воспитывать — это значит самому стараться жить настоящей жизнью, совершать поступки, являющиеся

1 Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 26 июня 2020 г. № 460 (ред. от 2 мая 2023 г.).

К

X

<

аз

О <

а ш

О

О и О X аз л а ы а С и X

3

и о а С О ва

39

40

моральными, жизненно важными условиями для другого человека. Кроме того, он считал, что своим поведением и своими поступками нужно создавать такие условия для жизни людей, при которых формируются внутренние условия морального поведения. При этом необходимо на свои поступки получать ответную реакцию — поступки другого человека, которые, в свою очередь, формируют его внутренние нравственные устои. Воспитательный поступок — это поступок, который становится реальным условием жизни для других людей [13, с. 386].

Эта позиция находит свое отражение в реализации воспитательной функции, которая возлагается на руководителя органа внутренних дел как непосредственного наставника и воспитателя своих подчиненных. Для молодых сотрудников профессионально-нравственный руководитель является ориентиром, примером для подражания. Руководитель для своих подчиненных должен стать идеалом. В работе с личным составом ему необходимо основываться не на принципе «делай, так как я сказал», а главным должен стать принцип «делай, как я!». Таким образом, равняясь на своего руководителя, сотрудник будет воспитывать у себя качества нравственной личности [15, с. 34].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важнейшее значение в деле воспитания нравственной позиции сотрудника органов внутренних дел имеет профильное образование. За время обучения в образовательных организациях МВД России у полицейского формируется профессиональный склад мышления, происходит укрепление и развитие его личной нравственной позиции. Нравственно-этическое воспитание является одним из приоритетных направлений в воспитательной работе с личным составом органов внутренних дел. Порядок организации соответствующего морально-психологического

Список литературы:

1. Антология мировой философии : в 4 т. Москва : Мысль, 1970. Т. 2. 776 с.

2. Аристотель : Собр. соч. в 4 т. Москва : Мысль, 1983. Т. 4. 830 с.

3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Москва : Просвещение, 1968. 464 с.

4. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. Москва : Институт практической психологии, 1995. 349 с.

5. Бражникова А. Г. Нравственность как психологический феномен // Вестник университета Российской академии образования. 2018. № 2. С. 4-10.

6. Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. Москва : Логос, 2010. 183 с.

обеспечения деятельности полиции закреплен в специальном ведомственном приказе2.

Хотелось бы отметить и другие инструменты воспитания нравственной позиции сотрудников, применяемые в органах внутренних дел. В их числе: занесение на Доску почета, объявление различных поощрений за доблестную службу, проведение круглых столов, конференций, совместных совещаний, организация профессиональных соревнований по вопросам выполнения сотрудниками своих профессиональных обязанностей.

Проведенный анализ проблемы воспитания нравственной позиции сотрудника органов внутренних дел позволяет сделать следующие выводы:

1. Воспитание нравственной позиции сотрудника органов внутренних дел - актуальная педагогическая цель работы с личным составом.

2. Основой нравственной позиции выступают моральные нормы и ценности, которые осознаются и принимаются человеком как лич-ностно значимые. Нравственная позиция представляет собой внутренние правила, убеждения, принципы, ценности, которым человек ежедневно следует. Нравственная позиция сотрудника полиции включает в себя осознание профессии полицейского, корреляцию личных ценностей с нравственными ценностями службы, профессионально-нравственное самосознание.

3. Социальная среда, собственный опыт, приобретенный в общении с другими людьми, пример руководителя, личностное саморазвитие и самоанализ — основные факторы воспитания нравственной позиции сотрудника органов внутренних дел.

2 Вопросы организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 25 декабря 2020 г. № 900.

References:

1. Antologiya mirovoj filosofii : v 4 t. Moskva : Mysl', 1970. T. 2. 776 s.

2. Aristotel' : Sobr. soch. v 4 t. Moskva : Mysl', 1983. T. 4. 830 s.

3. Bozhovich L. I. Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste. Moskva : Prosveshchenie, 1968. 464 s.

4. Bozhovich L. I. Problemy formirovaniya lich-nosti. Moskva : Institut prakticheskoj psihologii, 1995. 349 s.

5. Brazhnikova A. G. Morality as a psychological phenomenon // Bulletin of the University of the Russian Academy of Education. 2018. № 2. S. 4-10.

6. Zdravomyslov A. G. Potrebnosti. Interesy. Cen-nosti. Moskva : Logos, 2010. 183 s.

7. Копылов А. В. Нравственность как философская и правовая категория // Правовая политика и правовая жизнь. 2016. № 4. С. 134—138.

8. Лебон Г. Психология народов и масс. Москва : АСТ, 2022. 384 с.

9. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. Москва : Издательский центр «Академия», 2006. 608 с.

10. Нефёдов С. А. Формы и методы организации правового и духовно-нравственного воспитания курсантов и слушателей в системе профессиональной подготовки на примере Казанского юридического института МВД России // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2016. № 2 (24). С. 132-134. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formy-i-metody-organizatsii-pravovogo-i-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-kursantov-i-slushateley-v-sisteme-professionalnoy-podgotovki (дата обращения: 17.11.2023).

11. Павлова Е. Н, Савельева А. Г. Нравственное развитие личности // Наука и современность. 2014. № 29. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/nravstvennoe-razvitie-lichnosti (дата обращения: 05.07.2023).

12. Плеханова Е. А. Механизм формирования нравственности // Педагогический журнал Башкортостана. 2019. № 4 (83). С. 60-67. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/mehanizmy-formirovaniya-nravstvennosti (дата обращения: 05.07.2023).

13. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. Санкт-Петербург : Питер, 2003. 512 с.

14. Словарь по этике / под ред. И. С. Кона. Москва : Изд-во политической литературы, 1981. 433 с.

15. Темняков Д. А. Особенности формирования нравственной культуры руководящего состава полиции // Полицейская деятельность. 2022. № 3. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-nravstvennoy-kultury-rukovodyaschego-sostava-politsii (дата обращения: 17.11.2023).

16. Ушинский К.Д. Русская школа / отв. ред. О. А. Платонов. Москва : Институт русской цивилизации, 2015. 688 с.

Для цитирования:

Кравцов Олег Игоревич, Кортушова Юлия Александровна. Воспитание нравственной позиции сотрудника органов внутренних дел // Педагогика и психология: академический журнал. 2024. № 1 (4). С. 36-41.

7. Kopylov A. V. Morality as a philosophical and a legal category // Legal policy and legal life. 2016. № 4. S. 134-138.

8. Lebon G. Psihologiya narodov i mass. Moskva : AST, 2022. 384 s.

9. Muhina V. S. Vozrastnaya psihologiya. Fenom-enologiya razvitiya. Moskva : Izdatel'skij centr "Akademiya", 2006. 608 s.

10. Nefyodov S. A. Forms and methods of organization of legal and spiritual and moral education of cadets and trainees in the system of professional training on the example of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Bulletin of the Kazan Law Institute of MIA Russia. 2016. № 2 (24). C. 132-134. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formy-i-metody-organizatsii-pravovogo-i-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-kursantov-i-slush-ateley-v-sisteme-professionalnoy-podgotovki (data obrashcheniya: 17.11.2023).

11. Pavlova E. N, Savel'eva A. G. Nravstvennoe razvitie lichnosti // Nauka i sovremennost'. 2014. № 29. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/nravstvennoe-razvitie-lichnosti (data obrashcheniya: 05.07.2023).

12. Plekhanova E. A. The mechanism of formation of morality // Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2019. № 4 (83). C. 60-67. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/mehanizmy-formi-rovaniya-nravstvennosti (data obrashcheniya: 05.07.2023).

13. Rubinshtejn S.L. Bytie i soznanie. Chelovek i mir. Sankt-Peterburg : Piter, 2003. 512 s.

14. Slovar' po etike / pod red. I. S. Kona. Moskva : Izd-vo politicheskoj literatury, 1981. 433 s.

15. Temnyakov D. A. Features of the formation of the moral culture of the police leadership // Police activity. 2022. № 3. URL: https://cy-berleninka.ru/article/n/osobennosti-formi-rovaniya-nravstvennoy-kultury-rukovodyas-chego-sostava-politsii (data obrashcheniya: 17.11.2023).

16. Ushinskij K.. D. Russkaya shkola / otv. red. O. A. Platonov. Moskva : Institut russkoj civili-zacii, 2015. 688 s.

For citation:

Kravtsov Oleg Igorevich, Kortushova Yulia Aleksandrovna. Education of the Moral Position of an Employee of the Internal Affairs Bodies // Pedagogy and Psychology Academic Journal. 2024. № 1 (4). P. 36-41.

к S

X

<

M

о

HQ <

а ш

О

О и О X аз

а и а С и X

3

и о а С О ва

41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.