Научная статья на тему 'Воспитание нравственной культуры журналиста'

Воспитание нравственной культуры журналиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
569
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ЖУРНАЛИСТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / ЖУРНАЛИСТСКАЯ ЭТИКА / MORAL CULTURE / JOURNALISTIC WORK / JOURNALISM ETHICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмадиев Фарит Вафиевич

Статья затрагивает вопросы адаптации молодого журналиста, воспитания нравственной культуры как необходимого условия развития свободы творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL EDUCATION OF A JOURNALIST

The article deals with issues of adaptation of a young journalist, nurturing moral culture as a necessary condition for the development of creative freedom.

Текст научной работы на тему «Воспитание нравственной культуры журналиста»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 30 (245). Философия. Социология. Культурология. Вып. 22. С. 96-99.

Ф. В. Ахмадиев

воспитание нравственной культуры журналиста

Статья затрагивает вопросы адаптации молодого журналиста, воспитания нравственной культуры как необходимого условия развития свободы творчества.

Ключевые слова: нравственная культура, журналистское творчество, журналистская этика.

По мнению исследователей, адаптация молодого поколения, в том числе будущих журналистов, к новым социально-экономическим условиям проходит в сложной духовно-кризисной ситуации, что оказывает непосредственное влияние на их жизненные ориентиры, мировоззрение и поведение. Моральное сознание молодежи настолько дезориентировано, что наблюдается устойчивая тенденция роста преступности, наркомании, «пивного» алкоголизма, проституции, случаев подростковой беременности, суицида и т. д. Ценностные ориентации личности сегодня являются теми психологическими образованиями, которые обусловливают ее отношение к себе, к другим, к окружающему миру и в значительной мере детерминируют особенности ее целенаправленного поведения1. В таких условиях возникает «необходимость культивировать воспитательными средствами способность личности к повышенному моральному самоконтролю»2. Этому могут способствовать нравственное воспитание и этическое просвещение молодежи, которые включают «формирование у человека соответствующих убеждений, нравственных склонностей, чувств, привычек, устойчивых моральных качеств личности»3.

Огромную роль в духовно-нравственном развитии молодого поколения специалистов должна сыграть ориентация на гуманитаризацию образования. По мнению современных ученых, прикладная этика характеризуется принципиально более высокой степенью конкретности, чем классическая теоретическая этика4. В преподавании этики, по мнению А. А. Гусейнова, различаются «два аспекта: этика как составной элемент профессиональной подготовки специалиста (философа, учителя, юриста и т. д.) и этика как момент становления студента в качестве личности»5.

По мнению исследователей, этическое образование в России «в рамках самостоятельной дисциплины или в рамках других социальных и гуманитарных дисциплин - должно стать неотьем-лемым элементом профессиональной подготовки

специалистов. Это должно быть педагогически современное образование, открытое моральным вызовам времени и оснащенное новейшими образовательными технологиями» (Р. Г. Апресян). В условиях трансформирующейся России возникает необходимость воспитательных воздействий, направленных на формирование у субъекта морали способности к устойчивым нравственным волеизъявлениям высокой степени самостоятельности и ответственности6.

Задача этического просвещения молодых журналистов - превращение субъекта внешней моральной регуляции в субъекта внутренней моральной регуляции. Именно «этическое просвещение способствует воспитанию критического (самокритического) морального мышления, совестливого мировоззренческого отношения к миру»7. Этические знания дают ответы на многие смысложизненные вопросы, встающие перед современным человеком. Сама добродетель, по мнению Аристотеля, должна была стать своего рода «собранием поучений, предназначенных для наставления юношества на путь благой жизни»8.

Основной задачей нравственного воспитания и этического просвещения на сегодняшний день является становление духовной личности. Духовная личность - это «интеллектуально развитый, нравственно здоровый, этически просвещенный, культурный человек, способный ориентироваться в сложном современном мире, безошибочно отличать истину от заблуждений, добро от зла... »9 Одним из существенных факторов повышения нравственной культуры журналистского творчества является качественная профессиональная подготовка и воспитание журналистских кадров. В частности, попытки исследовать проблемы и перспективы журналистского образования сделаны российскими исследователями - преподавателями факультетов журналистики ведущих высших учебных заведений (результаты опубликованы в сборнике материалов международной научной конференции, прошедшей в Москве 4-6 февраля 2008 г.10).

Участники конференции наметили круг проблем, решение которых способствовало бы в определенной мере повышению уровня нравственной культуры будущих журналистов.

Некоторые исследователи говорят о кадровом кризисе медиаиндустрии, наступившем в России. Например, С. М. Гуревич приводит данные о постоянном количественном росте СМИ: насчитывается 70 тысяч зарегистрированных печатных и электронных изданий. По его мнению, потребность в журналистских кадрах растет с каждым годом, а ежегодный выпуск достигает по стране всего лишь двух тысяч дипломированных журналистов.

Н. А. Костикова, в частности, обращается к проблеме новых методологических оснований для организации профессионального образования журналистов с высокой нравственной культурой. Опыт западных ученых используется отечественными педагогами порой без критического осмысления. Наиболее эффективно, по мнению Костиковой, могут быть использованы:

- ориентация на практическое наполнение учебного процесса;

- признание важности общегуманитарной подготовки (иностранные языки, изучение культур разных стран и народов);

- предоставление возможности студентам в период обучения формировать потребность в свободе выражения мнений с учетом того факта, что профессиональный успех во многом зависит от особенностей эмоционально-психического и волевого склада личности11.

Большой инновационный опыт по преподаванию журналистики как творческой профессии позволяет надеяться на перспективность будущих кадров. В. А. Сидоров, в частности, поднимает важную проблему интеллектуального и творческого характера профессии журналиста; по его мнению, «интеллект, талант и время бытия - составляющие творческого потенциала журналиста. И вместе с тем его условия»12. В. А. Сидоров считает, что журналист сознательно соединяет свою судьбу с судьбой времени, это и есть время бытия журналиста: «Журналист как личность возвышается интеллектом, за которым усматривается постижение

времени бытия - социальной, политической

12

и нравственной динамики»12.

Л. С. Макарова, в частности, затрагивает важную тему воспитания социальной ответственности у молодых журналистов. Опыт качественной

прессы и талантливых мастеров слова необходим для студентов. Одним из способов развития ответственности является участие молодежи в творческих конкурсах.

И. А. Фатеева ставит вопрос об отсутствии в России форм профессиональной подготовки журналистов. «Особенно остро дефицит профессиональной подготовки стал ощущаться после исчезновения журналистских школ и техникумов, то есть учреждений начального и среднего уровня»13. Зарубежный опыт профессиональной подготовки журналистов - волонтариат в Германии. Большое внимание уделяется длительным стажировкам в редакциях. Автор напоминает, что в России в середине ХХ в. после окончания четырехлетнего курса университета студент проходил годичную практику в редакции. Необходима практико-ориентированная модель журналистского образования - делает вывод исследователь.

Исследователи утверждают, что проблема формирования и развития профессиональной культуры журналиста и сегодня является наиболее актуальной для современного корпоративного сообщества, ибо современная практика преподносит все новые и новые примеры именно журналистского бескультурья14. В частности, В. Олешко ставит вопрос о необходимости преподавания предмета «Профессиональная культура журналиста»: «Структура подобного курса, как нам кажется, должна определяться, в первую очередь, концептуальным обоснованием проблемы развития профессиональной культуры журналистов, творческих ее составляющих, а также принципом систематизации ее общеметодологических, содержательных и, главное, практических составляющих. Глубокие изменения, происходящие в мире, порождают серьезные трудности и противоречия различных типов, когда к ним подходят с точки зрения лишь традиционной организации того или иного вида профессиональной деятельности и управления. Ведь развиваются не только новые технологии, но и стиль управления, новая логика взаимодействия творческой личности и общества, постоянно совершенствуются аксиологические принципы. Это и должно стать логикой профессиональной культуры журналистов, этим в первую очередь и должно быть обусловлено, на мой взгляд, содержание книг, посвященных этой актуальнейшей проблеме»15.

Нравственная культура журналиста неразрывно связана с необходимостью развития в нем определенных профессиональных качеств. Прежде всего, это талант, литературные, творческие способности, любовь к профессии и работоспособность. Успеха в профессии добиваются те, у кого сильно развита творческая доминанта, желание заниматься журналистикой. Журналист должен быть образованным человеком, у которого широкая эрудиция сочетается с глубокой компетентностью в той сфере, которую он освещает, чему немало способствуют природная любознательность и способность постоянно учиться, пополнять свои знания.

Безусловно, нужно уметь работать быстро, оперативно, быть мобильным, подвижным. Очень важны и такие качества, как адаптивность, умение приспособиться к любым обстоятельствам, работать в любой обстановке; находчивость, быстрота реакции и мужество, смелость, желание идти на риск, инициативность, выносливость, стрессоустойчивость.

Нельзя представить журналиста без таких свойств, как коммуникабельность, умение общаться с людьми, понимать их потребности и интересы, эмпатия (способность понять нужды и настроение другого человека, посочувствовать ему). Наблюдательность, умение удивляться, объективность, интуиция - тоже родовые свойства журналиста16.

Нравственная культура журналиста - духовная основа его профессиональной самостоятельности и востребованности. Настоящий журналист исходит, прежде всего, из общественных интересов, и главным в его мыслях и делах являются не собственные удобства, а социальная и моральная ответственность за то, что он пишет и для чего это делает. Именно служение людям, своим читателям, помощь им в решении их жизненных проблем - наиболее важная моральная мотивация журналиста в его работе, а не только гонорар и зарплата, хотя и они являются существенным фактором. Однако же не это, последнее, заставляет журналистов работать, несмотря на мизерную зарплату, в оппозиционной властям печати, рисковать жизнью при сборе и публикации скрываемой кем-то информации и т. п.

Понимание журналистом своей политической, социальной и духовной роли, возможности активно влиять на общественные процессы является для него источником морального удовлетворения своей работой. Личная причастность

к важнейшим событиям общественной жизни развивает обостренное чувство долга. Гордость за свою профессию объясняет и требовательность к себе и к коллегам, критичность в отношении некомпетентных сотрудников, случайно попавших в журналистский коллектив. Здесь следует подчеркнуть, что такие чувства характерны для журналиста, отличающегося единством личных целей и ценностей с целями и ценностями общества: «.если микросреда “работает” в соответствии с макросредой, то есть направление ее воздействий согласуется с общей социальной ситуацией, личность, пребывающая в этой конкретной микросреде, осваивает широкую социальную среду, характерные для нее воззрения и идеалы, считают психологи. В противном случае сотрудники имеют совсем иную мотивацию

17

своей деятельности»17.

Исследователи говорят о комплексном характере журналистского труда, сочетающего в себе несколько видов деятельности - литературную, содержащую собственное творчество журналиста (создание информационно-публицистических текстов), редакторскую (правка и доработка авторских текстов) и организаторскую, включающую в себя массовую работу с аудиторией, авторским активом. «С одной стороны, он, подобно литератору или представителю другой творческой профессии, свободен в сборе материала, разработке темы, выборе художественных средств при написании текста, то есть он создает литературное произведение в соответствии со своими склонностями, индивидуальными особенностями. С другой стороны, его материал является лишь одним из элементов в общем “концерте газеты”, в системе газетного номера, который создается коллективно, всей редакцией. И как элемент он должен быть подчинен целому, то есть соответствовать общей идее номера, его тематике, жанровым особенностям и т. д. Поэтому при подготовке материала к публикации его коллективно дорабатывают в нужном направлении. Эти функции возлагаются на заведующего отделом, работников секретариата, заместителя редактора. Коллективная сторона в работе над материалом может выражаться также в совместном обсуждении автором и его коллегами темы будущего выступления, жанровой формы и других сторон работы.

При таком подходе к делу молодому журналисту, недавно пришедшему в редакцию, важно

понять свою роль и место в общем процессе производства газеты, развивать способности наиболее оптимально сочетать личные творческие устремления с коллективными интересами редакции. Добровольное и сознательное самоограничение журналистом своих личных планов, согласование их с задачами коллектива, стоящими перед ним в данный момент, с теми целями, которые оправдывают эти ограничения, нисколько не ущемляют его творчество, а наоборот, приводят к гармонии в его отношениях с самим собой, с коллегами, коллективом в целом. Недостаточное же понимание и учет индивидуально-коллективного характера журналистского труда нередко приводят к тому, что новички обижаются, видя, как их работа подвергается правке, считают это посягательством на их творческую индивидуальность, вступают в конфликты, что сказывается на уровне социально-психологического климата отдела»18.

Таким образом, воспитание нравственной культуры журналиста неразрывно связано с его профессиональным становлением. От уровня нравственной культуры, соблюдения норм профессиональной этики зависят результаты журналистского труда.

Примечания

1 Мухамедьярова, Е. Р. Взаимосвязь «образа Я» и ценностных ориентаций в раннем юношеском возрасте // Психологические проблемы бытия человека

в современном обществе. Психологическое обеспечение различных сфер деятельности : материалы науч.-практ. конф. Магнитогорск, 2003.

2 Зотов, Н.Д. Нравственное самоопределение личности. М., 1983. С. 3.

3 Воспитание нравственное // Словарь по этике / под ред. И. С. Кона. Изд. 3-е. М., 1975. С. 43.

4 Гусейнов, А. А. Об этическом образовании // Вестн. Рос. филос. о-ва. 2003. № 2.

5 Там же. С. 6.

6 Зотов, Н. Д. Указ. соч.

7 Валеева, З. Р. Нравственное отчуждение (социально-философский очерк). Уфа : РИЦ БашГУ, 2007. С. 93.

8 Аристотель. Этика / пер. Н. В. Брагинский, Т. А. Миллер. М., 2002. С. 64.

9 Рахматуллина, З. Я. Культура общения и взаимопонимания. Уфа, 2002. С. 158.

10 СМИ в условиях глобальной трансформации социальной среды. М., 2008.

11 Там же. С. 43.

12 Там же. С. 78.

13 Там же. С. 450.

14 Олешко, В. Ф. Журналистика как творчество. М., 2005.

15 Там же. С. 182.

16 Свитич, Л. Г. Профессия: журналист. М., 2003.

17 Грабельников, А. А. Работа журналиста в прессе. М., 2001. С. 66-67.

18 Там же. С. 67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.