развиваются такие положительные качества, как уважение друг к другу, любовь к Родине, верность, искренность, верность традициям, прославление национальных ценностей. Воспроизведение песенок, служит для обучения детей языку, звуковому диапазону. Вместе с тем у детей развиваются: находчивость, сообразительность, умение слушать и вдумываться в слова (анализ песенки), выполнение адекватных действий.
Таким образом в общеобразовательной школе для формирования морально-нравственных качеств у детей необходимо изучать народные и классические песни и музыкальные произведения.
Список литературы
1. Кароматов Ф. Узбекская народная музыка (20-акпд). Том 2. Т.: "Наука", 1985. 174 С.
2. Каххоров Н.В. Вокальные инструменты/ Учебное пособие. Т.: "Иктикод-финансы", 2008. 314 С.
ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Ниязова Г.Д.
Ниязова Гулбахор Давроновна - преподаватель, кафедра дошкольного воспитания, факультет дошкольного образования, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: нравственное воспитание - важная составляющая всестороннего развития личности. Он представляет собой процесс, направленный на приобщение детей к этическим представлениям и знаниям, воспитание в них нравственных чувств и качеств личности, культуры позитивных отношений и поведения. Ключевые слова: нравственное сознание, моральное мышление и знания, формирование культурных поведенческих и позитивных отношений, стимулирование нравственных чувств и отношений, нормы и правила поведения.
В процессе нравственного воспитания ребенок становится морально совершенным. В процессе развития нравственных представлений прежде всего они начинают осознанно понимать свои отношения с окружающими; в их отношениях, которые они разделяют со своими сверстниками и взрослыми, развиваются уроки этики.
Педагогическая наука считает воспитание и образование важным фактором нравственного развития ребенка. Результаты многих исследований по педагогике и психике показывают, что дошкольное воспитание является важнейшим этапом духовного становления ребенка. В этот же период под влиянием образования и воспитания, ориентированного на определенную цель, начинают формироваться нравственные качества личности, а к 6-7 годам, когда возникает более устойчивая форма нормы позитивного поведения, ребенок становится все более занятым в отношениях с окружающими с точки зрения этических правил и норм, поэтому важно с самого первого возраста воспитывать детей.
Традиции узбекского народа, образ жизни, образование, воспитание, культура уходят корнями в далекие века. Люди нашего нынешнего и будущего поколений должны хорошо знать и соблюдать узбекскую национальную духовность. Только тогда общество будет благополучным, люди будут вести спокойную и культурную жизнь.
С древнейших времен в творчестве Восточных классиков нравственность занимала центральное место. Начиная с произведений авторов Аль-Хорезми, Абу Наср
Фараби, Абу Райхон Беруни, Абу Али ибн Сина, «Кутадгу Билик» («Знание, приносящее счастье») Юсуфа Хосиба, «Хибатул хакойик« («Дары истины») Ахмада Югнаки, «аль-Адаб аль-муфрад» имама Исмаила Аль-Бухари, а также в бессмертной поэзии Алишера Навои.
Вопросы воспитания, нравственности в произведениях Кошифи для многих написаны кратко, обоснованно, лаконично в качестве шаблона, образца, нормы приличия. По мнению Кошифи, человеческое достоинство зависит от образования, которое он имеет. Только тогда его можно считать культурным. «Мораль заключается в том, чтобы защитить душу от плохих слов и непристойного поведения, уважать себя и других», - говорит ученый. Близкое к его мнению мнение, мы видим и в творчестве А.Навои. «Любезный человек - это благо всех людей и приятно для всех людей», -говорит великий поэт. Этими словами он утверждает, что нравственность человека измеряется тем, насколько он вежлив, этичен, и призывает всех людей быть добрыми.
Задача и содержание воспитания детей дошкольного возраста. Эта задача состоит в том, что требуется воспитание нравственности и развития духовного мира ребенка, его сознания, нравственных чувств, личностных качеств и поведения. Задачами нравственного воспитания в основном являются:
• Воспитывать у детей нравственные чувства, воображение и поведение.
• Воспитание культуры поведения и позитивных отношений.
• Устранение негативных ощущений в поведении.
Эти общие задачи конкретизируются по возрастным группам и находят свое отражение в содержании учебного воспитательного процесса. Задача и содержание нравственного воспитания основывается на соблюдении основных принципов и педагогических условий нравственного воспитания в детском саду. В соответствии с задачами и содержанием нравственного воспитания детей дошкольного возраста разработаны его принципы. К ним относятся:
• идейно-воспитательная работа, направленная на определенную цель;
• связь нравственного воспитания с жизнью и временем;
• активность детей;
• обучение в команде;
• систематичность и последовательность воспитательной работы;
• отзывчивость;
• единство воспитательного воздействия семьи, сада и взрослых;
• склонение к положительным качествам у ребенка;
• предусмотреть всестороннее развитие личности ребенка.
Немаловажное значение имеет применение различных методов и приемов в нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Методы нравственного воспитания-это деятельность, направленная на овладение детьми нравственным воображением и знаниями, воспитание в них нравственного поведения и позитивных отношений, нравственных чувств и качеств личности. Методы нравственного воспитания делятся на следующие группы:
1-группа методов, направленных на формирование морального сознания, то есть нравственного воображения и знаний, желания их выполнять.
II группа методы, направленные на формирование культурного поведения и позитивных отношений.
III группа-это вспомогательные методы, направленные на стимулирование моральных чувств и отношений.
Все групповые методы обеспечивают воспитание нравственных чувств и личностных качеств.
Основные требования, предъявляемые к методам данных групп: активное участие самих детей в специально созданной ситуации, чтобы обратить внимание детей на их
представления о добре и зле, обсудить нормы нравственного поведения; экстравагантное отношение к чувствам каждого ребенка.
Категорически запрещается критиковать ребенка неуместно, смеяться над ним, пренебрегать им. Во всех методах используется комплексно с определенной последовательностью. Основные функции этих методов включают: позитивные, нравственные чувства у детей, сочувствие к героям произведений, которые читаются детям, радость от успеха, печаль вместе с неудачей; раскрыть содержание некоторых этических правил, которые непонятны детям; использование сюжетов на этические темы.
Таким образом, для того, чтобы дети овладели нравственными представлениями и понятиями и превратили их в повседневную привычку, должна быть организована интенсивная деятельность детей под руководством взрослых. Воспитатель применяет все средства и методы воспитания у ребенка нравственных чувств в его личности, так как он может научить его образцам хорошего поведения.
Список литературы
1. Богданова, О.С. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя / ред. И.А. Каиров, О.С. Богданова. - М.: Просвещение, 2010. 318 с.
2. Короткова, Л.Д. Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами авторской сказки / Л.Д. Короткова. - М.: Перспектива, 2011. 549 с.
3. Акабирова Л.Х., Атаева Г.И. Особенности уроков с применением информационных технологий// Проблемы педагогики. № 2(47), 2020. С. 42-44.