Научная статья на тему 'Воспитание нравственности школьников на основе различных методологических подходов'

Воспитание нравственности школьников на основе различных методологических подходов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1691
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ГУМАННОСТЬ / ПАРАДИГМЫ ВОСПИТАНИЯ / MORAL / BREEDING / METHODOLOGICAL APPROACH / HUMANITY / PARADIGM OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шилин Артем Леонидович

Исследуются проблемы нравственности воспитания детей в контексте современной образовательной системы и различные научно-методологические подходы к вопросу нравственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATION OF STUDENT MORAL BEHAVIOR ON THE BASE OF DIFFERENT METHODOLOGICAL APPROACHES

This article discusses the problem of moral education of children, in the context of modern educational system and the various scientific and methodological approaches to the issues of morality.

Текст научной работы на тему «Воспитание нравственности школьников на основе различных методологических подходов»

УДК 373.3/.5

А. Л. Шилин

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ

Исследуются проблемы нравственности воспитания детей в контексте современной образовательной системы и различные научно-методологические подходы к вопросу нравственности.

Ключевые слова: нравственность, воспитание, методологический подход, гуманность, парадигмы воспитания.

В современном образовательно-воспитательном пространстве одной из важнейших проблем является воспитание нравственности у современных школьников. Проблемы обучения и воспитания нравственного человека, способного на личностный рост и достижения, стоят достаточно остро для современной школы. Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представление о последствиях нарушения норм или данного поступка для окружающих людей.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.

Существуют различные подходы к вопросу воспитания в целом и в частности к проблематике нравственного воспитания. Мы придерживаемся следующего определения понятия воспитания -это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса, это деятельность по передаче новому поколению общественно-исторического опыта, процесс целенаправленного формирования убеждений, нравственных норм, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих необходимые условия для развития и активной жизни человека в обществе [1]. Воспитанию принадлежит ведущая роль в индивидуальном, нравственном, умственном и физическом развитии человека. Знаний, навыков и умений, формируемых в процессе обучения, недостаточно для развития целостной личности и обеспечения ее жизнедеятельности в обществе. Для этого необходимо формирование более глубоких личностных образований и убеждений, мировоззрения, устойчивых отношений к миру и другим людям, нравственных форм поведения, воли и воспитанности.

Проблема формирования нравственной личности, по мнению А. С. Макаренко, может быть реше-

на только в том случае, если в каждом человеке видеть личность.

Л. А. Григорович дал следующее определение нравственности - «это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм» [2].

И. С. Марьенко обозначил «нравственность как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т. д.» [3].

Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В. А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обоснованно считал, что ее системообразующий признак - нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания -развитие нравственных чувств личности» [4].

Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т. е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек.

Перестройка воспитательной работы требует, чтобы учитель ясно понимал цель своей работы, мог оценить промежуточные и конечные результаты развития личности каждого своего ученика. Показатель эффективности воспитания следует искать как в свойствах воспитательной системы, так и в ее результатах - в развитии ребенка, его воспитанности.

М. И. Шилова отмечает, что, характеризуя воспитанность школьников, учитель исходит, прежде всего, из целей обучения и воспитания. Критерии оценки избираются разные. Одни считают главным

послушание и исполнительность, вежливость и культуру поведения. Другие отдают предпочтение дисциплинированности, ответственному отношению к учению и общественной активности. Третьи пытаются дать оценку мировоззрению и убеждениям своих воспитанников [5]. Мы в свою очередь понимаем под основным критерием воспитанности нравственность, нравственность поведения, поступков, мыслей.

Как правило, нравственные идеалы формируются в рамках гуманистического мировоззрения как обобщенной системы взглядов и убеждений, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде, и центрируется вокруг человека. При этом отношение человека содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми. Гуманность - это интегральная характеристика личности, включающая комплекс свойств, выражающих отношение человека к человеку. Она представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. Как качество личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми: внимательности и доброжелательности; умения понять другого человека; в способности к сочувствию, сопереживанию; терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению; в готовности прийти на помощь другому человеку. Особой воспитательной силой обладает пример гуманного отношения учителя к ученикам [2].

В психологическом словаре понятие «гуманность» определяется как «обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуется в общении и деятельности в аспектах содействия, соучастия, помощи». Однако если исходить из связи гуманизма и гуманности, то содержание понятия «гуманность» должно раскрываться прежде всего через признание ценности человека, которая понимается как единство двух сторон - естественной жизни каждого индивида и социальной, куда входят все функции, выполняемые человеком в обществе, в том числе и уровень развития его личностных качеств [6].

Гуманность является одним из основных критериев оценки в воспитании нравственности у современных школьников.

В процессе теоретического обоснования принципа гуманности и объяснения природы нравственного воспитания выделяют три основные парадигмы, представляющие определенное отношение к социальным и биологическим детерминантам.

Парадигма социального воспитания (П. Бурдье, Ж. Капель, Л. Кро, Ж. Фурастье, Б. Скиннер) ориентируется на приоритет социума в воспитании человека. Ее сторонники предлагают корректировать наследственность с помощью формирования соответствующего социокультурного мира воспитуемого.

Сторонники второй, биопсихологической, парадигмы (Р. Галь, А. Медичи, Г. Миаларе, К. Роджерс, А. Фабр) признают важность взаимодействия человека с социокультурным миром и одновременно отстаивают независимость индивида от влияний последнего.

Третья парадигма акцентирует внимание на диалектической взаимозависимости социальной и биологической, психологической и наследственной составляющих в процессе воспитания (З. И. Васильева, Л. И. Новикова, А. С. Макаренко, В. А. Су-хомлинский, Ю. К. Бабанский) [7].

Нас с позиции воспитания и моделирования нравственности у школьников интересует именно третья парадигма. Она предполагает возможность соединения в себе различных аспектов формирования личности, что полностью оправдывает в себе комплексный подход к воспитанию. Советским исследователем Ю. К. Бабанским большее внимание в воспитании уделяется комплексному подходу. Для успешного применения на практике принципа комплексного подхода к воспитанию педагог должен обеспечить соблюдение целого ряда условий. Их можно подразделить на научно-методические, учебно-материальные, морально-психологические и организационно-педагогические. Прежде всего учителям необходимо хорошо усвоить методологическую и теоретическую сущность принципа комплексного воспитания, а также овладеть системой методических умений, с помощью которых можно осуществить его в практической деятельности на уроках, внеклассных мероприятиях и во время индивидуальной работы с учащимися. Надо подчеркнуть, что речь идет не только об умении проводить отдельные виды идейно-политического, нравственного, трудового воспитания, но и о их сочетании в реальном воспитательном процессе. Достичь этого лишь теоретическим путем невозможно. Необходимы специальные методические упражнения, изучение опыта коллег, анализ собственного опыта, выявление типичных затруднений и преодоление их путем целеустремленного самообразования.

Невозможным является воспитание нравственности без развития всех составляющих личности. Только многогранность, структурность и системность подходов в воспитании позволяют воспитать нравственного человека, ориентированного на собственный личностный рост, в котором так заинтересована современная школа.

В своем труде по педагогике С. Ю. Белолипецкая выделила основные принципы воспитания, которые, на наш взгляд, позволяют воспитать нравственность у ребенка не выходя из структуры комплексного подхода:

1. Общественная направленность воспитания. Единство жизни и воспитания. (Принцип требует оптимального соответствия государственных, общественных и личных потребностей в воспитательном процессе.)

2. Принцип единства умственного и трудового воспитания. (Учение есть труд, учебный труд - это самый тяжелый труд. Поощрение ребенка к деятельности.)

3. Принцип единства труда и наслаждения. (Труд должен приносить радость, эстетическое наслаждение от любой работы.)

4. Принцип бескомпромиссности нравственных требований. (Предполагает требование от ребенка, чтобы он поступал в соответствии со своими идеалами, даже если его никто не видит и не оценит и даже против обстоятельств, традиций.)

5. Принцип единства этического и эстетического. (Главное в эстетическом воспитании - сформировать духовный мир ребенка.)

6. Принцип подхода к ребенку с оптимистической позиции.

7. Принцип единства требовательности и уважения. (Следует объяснять ребенку нормы и правила поведения.)

8. Принцип учета половых различий.

9. Личностный подход. (Опора на личностные качества ребенка (направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, установки, доминирующие мотивы).

10. Принцип единства воспитательных воздействий. (Личность воспитанника формируется под влиянием семьи, окружающих взрослых, общественных организаций, ученического коллектива). Он требует, чтобы все лица, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли согласованные требования.

11. Принцип меры. (Не навредить, учитывать последствия наказаний, порицаний, критики.)

12. Принцип гуманизации воспитания. (Заключается в предоставлении ребенку в педагогическом процессе необходимого общественного простора для наилучшего проявления индивидуальности, самореализации; недопустимо использование таких средств, которые способны спровоцировать ребенка на антисоциальные проявления.) [8].

Для воспитания нравственности у ребенка важно правильно и обьективно оценивать его личностные достижения, осуществлять воспитание согласно комплексу его принципов и создать условия для гуманистического развития личности воспитуемо-го. При соблюдение данных условий можно воспитать самостоятельного человека, ответственного за свою жизнь.

Список литературы

1. Электронный словарь «на Академике». 1^1.: Мр:Мс.асаЬетю.гиМ1с.п8)Мс_пе\«_рИ1!о8орИу/274/ВОСПИТАНИЕ

2. Григорович Л. А., Марцинковская Т. Д. Педагогика и психология: учеб. пособие. М.: Гардарики, 2003. 480 с.

3. Марьенко И. С. Нравственное становление личности школьника. М.: Педагогика, 1985. 368 с.

4. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 1971.

5. Шилова М. И. Учителю о воспитанности школьников. М.: Педагогика, 1990. 144 с.

6. Психология: Словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990. 21 с.

7. Воробьева В. Н. Гуманитарная психология: предмет и задачи // Вопросы психологии. 1995. № 2. 19-30 с.

8. Белолипецкая С. Ю. Психология и педагогика: учебное пособие. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2004. 223 с.

Шилин А. Л., аспирант.

Новосибирский государственный педагогический университет.

Ул. Вилюйская, 28, Новосибирск, Новосибирская область, Россия, 630126.

E-mail: artemushka12@rambler.ru

Материал поступил в редакцию 03.06.2010.

A. L. Shilin

INVESTIGATION OF STUDENT MORAL BEHAVIOR ON THE BASE OF DIFFERENT METHODOLOGICAL APPROACHES

This article discusses the problem of moral education of children, in the context of modem educational system and the various scientific and methodological approaches to the issues of morality.

Key words: moral, breeding, methodological approach, humanity, paradigm of education.

Novosibirsk State Pedagogical University.

Ul. Vilyuyskaya, 28, Novosibirsk, Novosibirsk region, Russia, 630126.

E-mail: artemushka12@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.