Научная статья на тему 'Воспитание молодежи средствами искусства'

Воспитание молодежи средствами искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2440
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ГРАМОТА / РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ / МЕТОДЫ / РИСУНОК / ЖИВОПИСЬ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ART / ICONIC CHARTER / DEVELOP SKILLS / TECHNIQUES / DRAWING / PAINTING / ARTS AND CRAFTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мальцева Л. В., Попова Н. Н., Промзинцева А. В., Гончарова Ю. А.

Статья посвящена, как в нашем современном обществе воспитать молодежь средствами искусства. С помощью искусства привить им любовь, доброту, уважение. Научить основам изобразительной грамоты, как выполнять произведения искусства, развить умения, навыки и художественно-творческие способности. Проявить интерес к различным видам искусства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание молодежи средствами искусства»

Мальцева Л.В.1, Попова Н.Н.2, Промзинцева А.В.3, Гончарова Ю.А.4 ©

:д.п.н., профессор, кафедра ДНИ и дизайна; 2,3,4 магистрант, Кубанский государственный университет

ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА

Аннотация

Статья посвящена, как в нашем современном обществе воспитать молодежь средствами искусства. С помощью искусства привить им любовь, доброту, уважение. Научить основам изобразительной грамоты, как выполнять произведения искусства, развить умения, навыки и художественно-творческие способности. Проявить интерес к различным видам искусства.

Ключевые слова: искусство, изобразительная грамота, развитие способностей, методы, рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусство.

Keywords: art, iconic charter, develop skills, techniques, drawing, painting, arts and crafts.

Воспитания молодежи в нашем современном обществе средствами искусства нельзя отрывать от конкретных задач здесь формируется сознание не отвлеченно, «не вообще», а в тесной связи с жизнью, с деятельностью миллионов людей, строящих свое будущее. В художественных образах созданных художниками, наш народ осознает и себя, и свой труд, свои цели, идеалы, мечты. Развивая, молодежь средствами искусства мы тем самым способствуем более глубокому и правильному пониманию окружающую действительность, помогаем различать в ней все передовое, прогрессивное.

Освоение прошлого, постоянный поиск в современном изобразительном искусстве, направленность на будущее - важное условие эстетического и духовного развития как личности. Отличая способности в одних склонности к живописи, в других - к рисунку, к декоративной деятельности, проводя такие занятия, дают возможность наиболее успешно содействовать развитию у молодежи эмоционального отношения к занятиям, а значит, концентрации на работе всех сил. Это создает условие для развития не только художественно - творческих способностей, но и нужного отношения к любому труду - как к потребности, радости.

Разносторонний характер проводимых занятий с молодежью по искусству будет содействовать развитию их творческой личности. Встречаясь на этих занятиях с различными творческими задачами, работая в различных материалах, они смогут применить полученные навыки в любой области материальной и духовной деятельности.

Творческая сторона требует постоянного развития при изучении изобразительной грамоты, а это означает необходимость внимания преподавателя к развитию художественного воображения, зрительной памяти, эстетической восприимчивости, духовного развития. Совершенно очевидно, что, развивая эти качества надо одновременно с выработкой умений и навыков грамотного пользования средствами изобразительного искусства. И для преподавателя наиболее трудная задача - вырабатывать у них умения и навыки грамотного пользования средствами искусства, одновременно содействовать развитию индивидуальности каждого.

Это развитие у молодежи будет, происходит в ходе восприятия искусства, и в самостоятельной творческой деятельности. Восприятия искусства, общение с ним -наиболее доступная из форм художественной деятельности. Действие искусства

©Мальцева Л.В., Попова Н.Н., Нромзинцева А.В., Гончарова Ю.А., 2012 г.

существенно расшилось с развитием: радио, кино, телевидения, средства звукозаписи и воспроизведения, развития компьютерной сети (Интернета).

Пробуждая интерес у молодого поколения к различным видам изобразительного искусства, следует учитывать, что подлинное, личностное восприятие искусства не может быть кем-то навязано, оно должно быть как можно более естественным и непринужденным. Однако глубина эстетического восприятия искусства зависит не столько от частоты встреч с ним, сколько от качества этих встреч. Поэтому так важен отбор выдающихся художественных ценностей произведений. Каждый вид искусства, располагая своими специфическими средствами воздействия, вносит вклад в дело эстетического воспитания молодого поколения. При этом следует заметить, что разные виды искусства в жизни нашей молодежи на разных этапах его становления занимают отнюдь не равные позиции.

Концепция преподавателя изобразительного искусства заключается в том, чтобы воспитать внутреннюю потребность молодежи к общению с изобразительным искусством. В самостоятельной творческой деятельности будь то ребенок, учащихся, студент или просто человек получают возможность закрепить свои знания и умения в работе. Участвуя в кружках изобразительного искусства, посещая художественные школы, кружки музыки, театра, танца, познавая на практике законы того или иного искусства, они обогащают себя как личность.

Для нашего современного общества, для сегодняшней семьи, школы, вузов эта проблема приобретает особое значение. Ведь развитое эстетическое отношение к бытию неотъемлемо от нашего представления о всесторонне развитой, личности ребенка, школьника, студента, его соприкосновение с искусством способствует нравственно -эстетическому развитию.

Анализируя, все это можно практически решить нравственные проблемы, пробудить у молодого поколения желание кому-то подражать, от других отличается -точно так же, как если бы речь шла о людях, окружающих нас в действительности. С силой примера (как положительного, так и отрицательного) живущих рядом людей. Труднее дается понимание того, что и природа ценна уже самим фактом своего существования, что и она ждет от человека равноправного общения, а не одностороннего пользования ей в своих целях. Но сегодня уже неудивительно, когда отношение к природе тоже рассматривается как важная нравственная характеристика человека.

Для восприятия искусства нет ничего пустого в произведениях художников, писателей, композиторов; оно не минует ни одной малости в нем (звука, пятна, штриха, линии): ведь только воспринимая полностью форму, можно воспринимать всю полноту художественного содержания. Воспринимать произведение может только тот человек, который в значительной мере сформировавшийся как личность и прошедший путь эстетического развития, научившиеся искать разгадку внутреннего содержания произведения в конкретных, непосредственно воспринимаемых особенностях формы.

К таким традиционным формам общения с искусством можно отнести театр, художественные конкурсы, олимпиады, дискуссии, прогулки на природу, турниры, вечера отдыха, лектории, юбилейные торжества, музейные экскурсии. Их широкая традиционность объясняется обращение к средствам, несущим в себе наивысшие ценности: истина, добро, красота, искусство, наука. Мораль, игра, общение, труд, познание. Именно значимость средств, которые обеспечивают реальность названных форм, обусловила их универсальность.

Форма, средство, метод и цель стягиваются в тугой педагогический узел. Если форма зависит от средства, а средство отбирается согласно методу, то сам метод проистекает из цели воспитания и задачи, поставленной на данный период работы со студентами, школьниками.

Искусство неизбежно влияет на развитие личности, его культуре. Обращаясь к нему, нужно понять, что это не просто развлечение, она участвует в их жизни, помогает формированию нравственных качеств. Увлечение должно идти на пользу воспитания, к этому нельзя относиться равнодушно. Именно во взаимоотношениях и общении удовлетворяются очень важные и человеческие потребности, чрезвычайно важные для роста всесторонней, эстетически, гармонично и духовно развитой личности будущего гражданина нашего общества.

Таким образом, искусство в процессе исторического развития обогащается и углубляется, приобретая новое содержание. Предметом искусства является человек в единстве своей социальной и духовной жизни, которое конкретно выражается всего интеллектуальном, эмоциональном и физическом бытии. В предмете искусства человек выступает как целостность, элементы которой органически взаимосвязаны.

Неповторимость и богатство художественных образов проявляются через его видовое, родовое жанровое многообразие, то есть через исторически конкретную художественную культуру, единичным и реальным носителем которой является художественное произведение. Произведения искусства находятся в создании молодого поколения: вне их они существуют в искусстве как форма общественного сознания. В нем - как функционирование этой формы в определенной исторически сложившейся художественной и духовной культуре, в своеобразии конкретного и воспринимаемого ими художественного творения.

В реализации художественного таланта огромное значение имеют субъективные моменты: величайшая трудоспособность и волевое напряжение, мобилизация ими всех своих духовных, эмоциональных и интеллектуальных сил, сосредоточенность и стремление к глубокому проникновению, в сущности, времени, в котором они живут. А это значит, что художественное истинное произведение должно отвечать не только на вопросы художественной, эстетической жизни, но и на коренные социальные, политические, моральные вопросы времени, то есть быть универсальным духовным феноменом, обнаружить в своих работах ростки будущего.

Для рассмотрения проблемы воспитания молодежи средствами искусства было выявлено.

1.Знание изобразительных умений и навыков при изучении основ изобразительной грамоты: а) владение изобразительными средствами; б) объемно-пространственное изображение в работах на тему; в) пластическая выразительность изображения.

2. Способности в изобразительном искусстве: а) рисунки, отражающие силу воображения; б) изображения, отражающие глубину замысла сюжета; в) изображения, отражающие широту мышления и воображения.

3. Нравственно-эстетические особенности студентов, школьников: а) изображения, отражение духовно-нравственные переживания сюжета; б) изображения, показывающие характер художественно-эстетического видения.

4. Эмоционально-чувственные направленности студентов, школьников при выполнении своих работ: а) соответствие эмоциональной направленности при образном мышлении и воображении; б) выразительность изображения персонажей в тематическом рисовании, в декоративных работах.

На основании этого был проведен эксперимент, в ходе которого выяснились вопросы: а) современное состояние преподавания изобразительного искусства в школе, вузе и особенности эстетического воспитания молодежи средствами искусства; б) определение этапов развития при выполнении учебно-творческих заданий на занятиях, как при выполнении отдельного рисунка, так и в ходе серии заданий; в) определение качественного уровня выполнения заданий по изобразительному искусству; г) выявление

степени сопричастности школьников к выполняемому заданию и нахождение методов активизации их проникновения в сущность сюжета изображаемых событий.

При этом были поставлены конкретные задачи: а) определить реальный уровень в обучении основам изобразительной и декоративно-прикладной грамоты; б) подтвердить необходимость и значимость метода контроля знаний, умений и навыков при изучении изобразительной и декоративно-прикладной грамоты; в) определить возможные причины пробелов в знаниях и умениях по изобразительному и декоративно-прикладному искусству; г) интерес к предметам декоративно-прикладного искусства; д) способность к творчеству.

Для определения уровня формирования эстетического отношения к предметам народного декоративно-прикладного искусства были выявлены критерии: 1) наличие теоретических знаний об особенностях народных промыслов; 2) интерес к предметам народного декоративно-прикладного искусства и наличие эстетически-оценочных суждений при их восприятии; 3) наличие художественного вкуса; 4) способность к творчеству.

Для определения уровня художественного вкуса были определены критерии: 1) понятие о соразмерности, пропорциональности частей предмета; 2) соответствие материала назначению вещи; 3) цветовое решение вещи.

В тоже время наиболее эффективными методами, приемами формирования и развивая художественно-творческие способности у молодежи будут в том случае если: 1) сосредоточить внимания на основные знания и умения, позволяющие весь учебный материал привести в четкую систему; 2) применение межпредметных связей; 3) использование в учебном процессе системы наглядных, учебно-методических пособий; 4) систематическое использование технических средств обучения; 5) связь национального искусства и искусства других национальностей и, прежде всего, русского искусства.

Особое значение приобретает при изучении изобразительной грамоты рисования с натуры. На этих занятиях изучается закон перспективы, цветоведения. Узнаются закономерности строения предметов, пространственное расположение этих предметов, их характерные особенности. Знание правил выполнения работы с натуры является важным условием успеха в практической работе. Необходимо преподавателю рассказать, что надо делать в начале, какие задачи решать, а процессе работы и как ее завершить.

Процесс живописного изображения этюда с натуры, как и процесс выполнения рисунка, имеет общие правила, которые одинаково применимы при исполнении натюрморта, пейзажа, головы или фигуры человека. При решении задач живописного изображения объемной формы предметов, их материала и расположения в пространстве, основным является закон тоновых и цветовых отношений, который требует построения на изобразительной плоскости пропорциональных натуре взаимных отношений предметов по светлоте и цвету. Только в результате построения правильных цветовых отношений между предметами и передачи светотеневых градаций на каждой форме проявляется объем, пространство, материал и состояние освещенности.

Особое значение на занятиях приобретает техника исполнения. Техника исполнения - штрих, письмо, мазки красками, ее прозрачность или рельеф мазков, фактура рисунка или живописи - также выразительные средства искусства. Любое произведение, исполняется в каком - то материале. Выполняя ту или иную свою работу учащихся, студент будут находиться в полной зависимости от материала, его качества, его обилия и разнообразия. Оно стимулирует, иногда подсказывает содержание. Искусство развивает те или иные способности: в одном случае графические, в другом - живописные или декоративные.

Таким образом, воспитания молодежи средствами искусства является важнейшим условием в учебном процессе. Так как в нем должны быть отражены текущие и

перспективные потребности общества. Учебный процесс, который в школе, вузе выступает инструментарием конструирования и осуществления этой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.