Научная статья на тему 'Воспитание мальчиков на основе традиционных видов занятий народов Севера'

Воспитание мальчиков на основе традиционных видов занятий народов Севера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИИ / ПРОМЫСЕЛ / ПРОМЫСЛОВЫЕ ТРАДИЦИИ / ОХОТА / РЫБАЛКА / ВОСПИТАНИЕ / TRADITIONS / FISHING / TRADE TRADITIONS / HUNTING / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андросова Мария Ивановна, Афанасьева Лира Иппатьевна, Иванов Михаил Айолович

Вопрос воспитания подрастающего поколения всегда актуален. В статье рассматривается многовековой опыт воспитания мальчиков через традиционные виды занятий народов Севера, а именно охоту и рыбалку. В древности необходимо было подготовить ребенка с раннего возраста к самостоятельной жизни в тяжелых климатических условиях Севера. Он должен был знать промысловые традиции и обряды, которые передавались из поколения в поколение. Полученные, в ходе исследования, данные свидетельствуют о том, что на сегодняшний день промысловые традиции народов Севера трансформировались в увлечения (хобби).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RAISING BOYS ON THE BASIS OF TRADITIONAL OCCUPATIONS OF THE PEOPLES OF THE NORTH

Young generation educational issue is always important. Centuries-old educational experience examined in the article through the traditional types of pastimes of Northern peoples, such as hunting and fishing. In ancient times, they needed to prepare a child to the adult life in severe climate conditions of the North. Any child should have known hunting traditions and rites that passed from generation to generation. Nowadays, as authors agree, hunting traditions of Northern peoples turned from necessity to hobby.

Текст научной работы на тему «Воспитание мальчиков на основе традиционных видов занятий народов Севера»

5. Ганчукова Д.Р. Некоторые особенности включения детей с ограниченными возможностями здоровья в учебную деятельность общеобразовательной школы // Вестник педагогических инноваций. 2014. №3 (35). С. 109-114.

6. Масликова Т.В Тамбовской области обсудили проблемы инклюзивного образования детей // Учительская газета. 8 мая 2015 [электронный ресурс] URL: http://www.ug.ru/news/15011 (дата обращения: 29.09.2018).

7. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. (Психологические проблемы). М., 1994. - 216 с.

8. Субботин С.В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристики метаиндивидуальности учителя. Дис. ... канд. психол. наук. Пермь, 1992. - 152 с.

Педагогика

УДК: 37.01

старший преподаватель Андросова Мария Ивановна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Афанасьева Лира Иппатьевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Иванов Михаил Айолович

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)

ВОСПИТАНИЕ МАЛЬЧИКОВ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИОННЫХ ВИДОВ ЗАНЯТИЙ НАРОДОВ

СЕВЕРА

Аннотация. Вопрос воспитания подрастающего поколения всегда актуален. В статье рассматривается многовековой опыт воспитания мальчиков через традиционные виды занятий народов Севера, а именно охоту и рыбалку. В древности необходимо было подготовить ребенка с раннего возраста к самостоятельной жизни в тяжелых климатических условиях Севера. Он должен был знать промысловые традиции и обряды, которые передавались из поколения в поколение. Полученные, в ходе исследования, данные свидетельствуют о том, что на сегодняшний день промысловые традиции народов Севера трансформировались в увлечения (хобби).

Ключевые слова: традиции, промысел, промысловые традиции, охота, рыбалка, воспитание.

Annotation. Young generation educational issue is always important. Centuries-old educational experience examined in the article through the traditional types of pastimes of Northern peoples, such as hunting and fishing. In ancient times, they needed to prepare a child to the adult life in severe climate conditions of the North. Any child should have known hunting traditions and rites that passed from generation to generation. Nowadays, as authors agree, hunting traditions of Northern peoples turned from necessity to hobby.

Keywords: traditions, fishing, trade traditions, hunting, fishing, education.

Введение. Многовековой опыт жизнедеятельности якутов, эвенов в суровых климатических условиях Северного края регламентировался особыми законами, определявшими уклад жизни в тайге. Это навыки изготовления, применения охотничьих и рыболовных снастей, которые трансформировались в промысловые традиции и обряды.

Изложение основного материала статьи. Опыт жизнедеятельности и промысловые традиции северных народов нашли свое отражение в жанрах фольклора и обрядовых практиках. Все это имело большой педагогический потенциал. Эти традиции также входили в систему традиционного воспитания детей того времени. Основной целью воспитания являлось последовательное включение детей в реальную жизнь. Ставились две задачи воспитания детей: во-первых, подготовка ребенка с раннего возраста к самостоятельной жизни; во-вторых, продолжение традиций народа. Необходимыми элементами воспитания были забота о всестороннем физическом развитии детей, привитие им накопленного опыта жизни, а именно суммы нравственных и этических норм.

Забота о всестороннем физическом развитии детей объясняется необходимостью воспитать в ребенке качества настоящего хозяина тайги и тундры, который мог бы успешно бороться с жестоким морозом, невыносимой жарой, ветрами, с бесконечными капризами природы. Так как жизнь без этой борьбы лишается естественного содержания, социального смысла и эстетической привлекательности. Многовековой опыт семейного воспитания накапливается в жесточайшей борьбе за существование и выживание. Так, из литературных источников известно, что дети играли только до 6-7 лет, затем особое внимание уделялось его физическому здоровью и труду. Ребенок в течение дня постоянно был занят полезным для семьи делом. Так, традиционно-присваивающая экономика северных народов опиралась в основном на личную сноровку, на овладение секретами беспрерывного жизнеобеспечения. Усвоение подрастающим поколением всей суммы нравственных и этических норм народа обуславливалось нормами общения с другими людьми, принципами мудрости своего народа, его нравственными устоями, значимостью взаимной поддержки, способствовало необходимости формирования таких жизненно важных человеческих качеств, как усердие, смелость, терпеливость, сдержанность. Воспитание шло в русле подготовки к тяжелой жизни северянина. Этот процесс длительный и сложный, требующий постоянного общения со старшим поколением. Стремление подходить к данному идеалу человека накладывает определенный отпечаток на все методы воспитания детей того времени.

Трудовые навыки непосредственным образом связаны с занятием северян: охотой и рыболовством, а также животноводством. Данные виды деятельности развивались в экстремальных природных условиях и требовали огромного вклада физических и морально - волевых усилий. Дети, так же как и взрослые, были наравне вовлечены в систему трудового воспитания.

В прошлом охотничий промысел занимал жизнеустанавливающее значение у северных народов .Зависимость от природы научила северные народы бережно относиться к природе родного края. Так, охотничий промысел для северных народов буквально до середины прошлого столетия был одним из важных функций жизнеобеспечения семьи после животноводства и оленеводства.

Разновозрасный состав младшего поколения семьи позволял взрослым членам удачно оргагнизовывать труд в семье. Домашний труд оставался главной частью выживания семьи в трудных северных условиях. Мужская часть семьи занималась промыслом, охотой.

Промысловые традиции являются одним из способов воспитания юношей. Так, подрастающее поколение обучали быть на охоте приметливыми, наблюдать в какой местности какая дичь водится, учили ориентироваться на местности, выслеживать зверя, учили беречь свою лошадь, оленя, следить за исправностью охотничьих снастей и т.д., тем самым, приобщая их к промысловым традициям и обычаям.Так, например, с малых лет мальчик понимал, что такое «мясная» охота. В перечень обьектов мясной охоты входили все виды местных диких животных и птиц, мясо которых считалось сьедобным. К подростковому возрасту юноша уже наравне с отцом и родственниками участвовал в данном виде охоты. Это была охота на лося, медведя, изюбра, косулю, кабаргу, дикого северного оленя, снежного барана, зайца-беляка, водоплавающую птицу. Сейчас практически на половину из перечисленных живоных охота не ведется, т.к. они занесены в перечень редких животных, занесенных в Красную книгу РФ.

Многовековой опыт лова каждого обьекта охоты имел свои традиции и обычаи, которые переходили из поколения в поколения. Некоторые из них осохранились и до нашего времени. В современное время особо популярным видом охоты является охота на лося, косулю, медведя, зайца и водоплавающую дичь.

Еще со времен палеолита таежный великан - лось является основным обьектом мясной охоты. Каждый мальчик, юноша в Якутии знает, что в народных поверьях часть промысловых зверей выделена в особую группу, так называемых, «байанайдаах» бултар (дичь с Байанаем), т.е. которая находится под прямым покровительством якутского бога охоты Баяная.Так, например, с мелкой дичью можно было не использовать особых церемоний, то при добыче дичи с Баянайем, требовалось строго придерживаться особых условностей и исполнения определенных обрядов. Отцы собственным примером прививали молодому поколению исполнение определенных обрядов. Выполнение обрядов обуславливало успех в дальнейшей охоте, почитание Баяная. При добыче крупного животного требовалось обязательно накормить, в знак благодарности, кусками мяса духа - хозяина огня и идол амулет, который заменял самого Баяная.

Подростки совместно с старшими братьями изготавливали оружия и снасти для крупного улова, тем самым прививались навыки охотничества, усваивались тонкости изготовления орудий и снасти. В охоте на лося, например, применялись самоловные орудия, оставляемые на охотничьих угодиях, которые располагались около жилища. В промежутках между выполнением домашних обязанностей подростки-юноши помогали отцам осматривать места, где были оставлены эти орудия. Так к самоловным орудиям относились волчья яма, самострелы и петля. Волчья яма раньше других вышла из использования, так как была очень трудоемкой в изготовлении и наблюдались трудности вынимать попавшую крупную добычу и ее быстрой порчи. Нужно отметить, что туша лося, попав в волчью яму, быстро портилась в любое время года. Густая длинная шерсть лося имеет прекрасные теплоизоляционные свойства, что по истечении нескольких часов после кончины большая туша начинает портиться под воздействием тепла собственного тела.

Традиционная охота на зайца начиналась осенью до снегопада.Старшие подростки, а в то время это уже был взрослый человек, помимо домашних обязанностей должны были обеспечивать большую семью зайчатиной и боровой дичью. Если в 6 - 8 лет младшие сыновья являлись активными наблюдателями традиций, то старшие подростки являлись активными участниками данного процесса. Младшим сыновьям доверяли ловить уток при помощи рыболовных крючков. Эта деятельность учила младших сноровке, смекалке и ловкости.

Как спортивные состязания проходила зимняя рыбная ловля неводом. Выходило все мужское поколение села от детей до пожилых стариков. Чувство сплоченности поколений, дань промысловым традициям и азарт сохранила эту традицию до наших дней. В ноябрьские морозы выбираются все жители села; кто то стучит по льду,кто держит веревки и т.д. Управляет этим процессом старейшина, уважаемый человек. В его обязанности входит управление процессом ловли неводом (мунха).

Почти все мужское население Северного края в первой половине 20 века могли ходить на охоту. Это являлось неотъемлемой частью жизни северного мужчины. И каждый юноша должен был уметь превосходно пользоваться снастями и знать все особенности видов охоты. Веселые соревнования устраивали между молодежью в пробивании пешней проруби.

Таким образом, сын у северных народов должен был вырасти хорошим охотником, кормильцем и опорой семьи. Мужчинам и их занятиям приписывался более высокий статус. Постепенно посвящая сына во все дела, которыми занимаются мужчины, у юноши закрепляли привычку к посильному участию в хозяйственных делах. Следуя, за отцом или другими взрослыми мужчинами, как бы прикрепленными в силу традиции и личных отношений к нему в качестве добровольных наставников, он начинает понемногу, но уверенно утверждаться в обществе, приобретать чувство собственного достоинства.

Таким образом, мы рассмотрели и описали лишь отдельные черты традиционного воспитания мальчиков у народов Севера. Традиционная этнопедагогическая культура народов - тема обширная. И так, имеющиеся фрагментарные и этнографические сведения (в трудах В.Л. Серошевского, В.Г. Богораз-Тана и др.) позволяют нам показать усредненную картину процесса воспитания мальчиков у изучаемых народов.

Но с изменением социальной структуры общества, существовавшая система воспитания детей в семье, которая взаимосвязана к условиям культурного социально-экономического развития, неизбежно видоизменяется. На наш взгляд, много положительного, с таким трудом накопленного столетиями семейной национальной педагогикой северян было утрачено за какие то последние 70-80 лет. Совершенно изменилась сущность семейного воспитания. Удлинился период детства, изменились запросы материальные и духовные.

Опрос, который был организован среди подрастающего поколения (возраст от 8 до 12 лет), с целью изучения знаний в области традиционных занятий народов Севера, показал следующие результаты:

вопросы жители сельского социума жители городского социума

Участвует ли ваш отец в традиционной сезонной охоте? 88 % 40%

Участвуете ли вы в традиционной ловле рыбы «мунха»? 62 % 22 %

Существует ли в Вашей семье половозрастная дифференциация при выполнении домашнего труда? 76 % 45 %

Распространен ли в вашей семье опыт коллективного труда? 86 % 39 %

Участвовали ли вы в «мясной» охоте со взрослыми? 54 % 11 %

Наблюдения показывают, что больше знаний о традиционных занятиях народов Севера у детей, живущих в сельской местности, чем в городе.

Сегодня на воспитание ребенка оказывает влияние большое количество самых различных факторов. Формирование личности нового человека происходит под влиянием не только специальной, целенаправленной работы, но и всего уклада жизни общества. Сравнивая воспитание прошлого и настоящего нужно подчеркнуть что, по мере развития общества ребенок постепенно отошел от деятельности взрослых: разобщились потребности и интересы родителей и детей, исчезла объективная причина прохождения детьми жизненной школы непосредственно в семье. Сузились, по сравнению с прошлым, вопросы, нуждающиеся в совместном обсуждении в семье.

Для возрождения и популяризации традиционных занятий народов Севера на базе Педагогического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова ежегодно проводится республиканский конкурс творческих продуктов «Ай уол». Это этнопедагогический и профориентационный конкурс, направленный на выявление творческих, способных юношей. Целевой аудиторией выступают юноши 7-11 классов РС(Я). В конкурсе 7 номинаций - одна из них посвящена, выбранной нами теме «Охота, рыбалка, туризм». Проведение подобных конкурсов способствует приобщению подростков к промысловым традициям и обычаям народов Севера, так как осуществляется принцип преемственности поколений.

Выводы. На современном этапе развития общества, назрела необходимость сохранения промысловых традиций народов Севера как части культурного наследия народа, бережного отношения к природе, преемственности поколений и привлечение отцов к воспитанию мальчиков.

Литература:

1. Андросова, М.И., Афанасьева, Л.И. Этнокультурные традиции семейного воспитания народов Северо-востока России // Проблемы современного педагогического образования. 2017. - выпуск 55, часть 6 С. 10-17.

2. Николаев, Семен Иванович. Народ Саха / Сомоготто. - Якутск: Якутский край, 2009. - 300 с.

3. Наслежно-улусное социальное воспитание. Ч. 1 и 2 / Под ред. Д.А. Данилова и А.Г. Корниловой. М.: РАО, 1997. - 127 с.

4. Репринцева, Г.И., Азизова, Н.Р. Семейные традиции воспитания детей в культуре и быту народов России : Учебно-метод. Пособие / Г.И. Репринцева, Н.Р. Азизова - М.: ФОРУМ, 2013. - 304 с.

Педагогика

УДК : 372.47:373.2

кандидат педагогических наук, доцент Анисимова Людмила Сергеевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта); старший преподаватель Бажан Зинаида Ивановна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения

высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЕМА МОДЕЛИРОВАНИЯ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ ПРИ РЕШЕНИИ ПРОСТЫХ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ

Аннотация. Статья посвящена определению специфики организации практической работы с дошкольниками по формированию их элементарных представлений о решении текстовых задач. Авторами представлен вариант диагностического инструментария и содержания экспериментальной программы исследования проблемы формирования приема моделирования у старших дошкольников при решении простых текстовых задач на сложение и вычитание на занятиях по математике.

Ключевые слова: старший дошкольник, простая текстовая задача, прием моделирования, формулы-схемы на сложение и вычитание.

Annatation. The article is devoted to the organization's specifics of practical work with preschoolers on the basic ideas about the solution of text task's formation. The authors presented a variant of the diagnostic tools and the content of the experimental research program. The formation of a modeling method for solving simple text tasks is an actual problem, but it is not sufficiently represented in the methodological literature.

Keywords: senior preschooler, a simple text task, a modeling method, formulas for addition and subtraction.

Введение. Современные тенденции развития дошкольного образования связаны с его переориентацией на приоритет развивающей функции по отношению к информационной. В связи с этим на первый план выдвигается задача целенаправленного обучения дошкольников познавательной деятельности, то есть способам познания окружающего мира: наблюдению, анализу, сравнению, классификации, моделированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.