Научная статья на тему 'Воспитание культуры здоровья школьников: психологический аспект'

Воспитание культуры здоровья школьников: психологический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
631
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / CULTURE OF HEALTH / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / MENTAL HEALTH / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / PSYCHOLOGICAL HEALTH / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / PSYCHOLOGICAL READINESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гаркуша И.С.

В статье рассматривается соотношение психического и психологического здоровья личности, приводятся основные характеристики данных феноменов. Определяется важность и востребованность формирования психологического здоровья, психологической грамотности в процессе воспитания культуры здоровья школьников в условиях современной образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Schoolchildren’s upbringing of health culture: psychological aspect

This article considers the correlation of psychic and psychological personality’s health, provides main characteristics of these phenomena. It also determines the necessity and demand of psychological health formation, psychological competence in the process of schoolchildren health culture upbringing in the conditions of modern educational organization.

Текст научной работы на тему «Воспитание культуры здоровья школьников: психологический аспект»

®

дискуссия

журнал научных публикаций

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Н. С. Гаркуша, канд. пед. наук, доцент, кафедра художественно-эстетического образования,

Белгородский институт развития образования,

г. Белгород, Россия,

garnatalya@mail.ru

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Одним из ключевых направлений государственной политики в сфере образования — как в России, так и за рубежом является создание образовательного пространства, обеспечивающего полноценное и гармоничное развитие личности при сохранении его здоровья. При этом согласно ст. 34. п. 9 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» учащимся общеобразовательной организации гарантируется охрана жизни, здоровья и защита от физического и психического насилия, что требует пересмотра устоявшейся системы организации обучения, воспитания школьников и подтверждает востребованность гуманистической парадигмы образования.

Прогрессивной тенденцией в реализации деятельности в рамках обозначенного направления является воспитание культуры здоровья школьников. Культурное отношение к здоровью — это -глубоко осмысленный способ существования современного человека, при отсутствии которого невозможно удовлетворить элементарные потребности личности: физиологические, психологические, социальные.

В настоящее время :

формирование научного понимания культуры здоровья личности является актуальной проблемой. По нашему мнению, это составная часть общей культуры личности,

Культурное отношение к здоровью - это глубоко осмысленный способ существования современного человека, при отсутствии которого невозможно удовлетворить элементарные потребности личности: физиологические, психологические, социальные.

отражающая осознанное ценностное отношение человека к собственному здоровью, основанная на ведении здорового образа жизни, выраженная в полноценном физическом, психическом, духовно-нравственном и социальном развитии.

Стоит отметить, что феномен «культура здоровья» в ментальном представлении российских педагогов вызывает определенную трудность в понимании его сущности. Сам термин «здоровье» является предметом изучения различных наук (медицина, психология, педагогика, социология, демография и пр.), а его характеристика зависит от особенностей их философско-мировоззренче-ских представлений о человеке и конкретно-научных, экспериментально проверяемых знаний о механизмах функционирования человеческого организма. В этой связи организацию процесса воспитания культуры здоровья подрастающего поколения в общеобразовательной организации необходимо начинать с осмысления термина «культура здоровья» как психолого-педагогического феномена.

Современные исследователи дефиниции «культура здоровья» (Л. М. Аллакаева, Э. Н. Вайнер, В. Н. Ирхин, С. В. Кулева, Е. В. Конькина, В. А. Магин, М. В. Меличева, Т. Ю. Никифорова, Е. Г. Но-вослодская, И. Н. Нотфуллин, Н. Е. Пол-

№ 1 (42) ЯНВАРЬ 2014

ДИСКУССИЯ !

журнал научных публикаций

тавцева, Н. И. Резанова, Е. Л. Семенова, Н. И. Соловьева, В. В. Сокорев, О. Л. Треще-ва, С. И. Троицкая и др.) указывают на следующие составляющие её аспекты (в разных соотношениях): сома- =

тический, физический, психический, социальный, духовно-нравственный, интеллектуальный. Однако в трудах других ученых-педагогов часто употребляются такие понятия, как «психологический аспект здоровья», «психологическое здоро- =

вье». Попробуем разобраться в правомерности и целесообразности использования в характеристике культуры здоровья школьников понятий «психическое здоровье» и «психологическое здоровье».

В многочисленных трудах российских и зарубежных педагогов и психологов достаточно часто упоминается дефиниция «психическое здоровье». По определению Всемирной организации здравоохранения, психическое здоровье (духовное или душевное, иногда — ментальное здоровье) — это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества1. В данной трактовке заложено понимание психического здоровья как фундаментальной основы для полноценной жизнедеятельности человека, а не просто отсутствие симптомов психических заболеваний.

На наш взгляд, происходит подмена понятий «психическое здоровье» и «психологическое здоровье». Анализ научных трудов в области психологии здоровья показал, что данного мнения придерживаются и другие российские исследователи. Так, проблему психологического здоровья как личностного феномена предлагает дифференцировать М. В. Хватова, выделяя её среди близких, но иных направлений изучения психологических особенностей соматически здоровой личности2. Впервые пришла к выводу о необходимости введения новой дефиниции «психологическое здоровье» И. В. Дубровина. По её мнению, понятие «психическое здоровье» относится к опре-

Психическое здоровье традиционно интерпретируется как собственная жизнеспособность индивида, обеспеченная полноценным развитием и функционированием психического аппарата Оно является предпосылкой здоровья психологического.

деленным психическим процессам и механизмам, а термин «психологическое здоровье» — к индивидуально-личностным характеристикам человека3.

Изучая контекст различий психического и психологического здоровья, В. И. Слобод-чиков, А. В. Шувалов приходят к выводу, что психическое здоровье традиционно интерпретируется как собственная жизнеспособность индивида, обеспеченная полноценным развитием и функционированием психического аппарата. Оно является предпосылкой здоровья психологического. Состояние психологического здоровья характеризует индивида как субъекта жизнедеятельности, распорядителя душевных (и не только) сил и способностей4.

Рассмотрение данных феноменов в контексте педагогической деятельности, а именно в процессе воспитания культуры здоровья школьников приводит к следующим выводам:

— психическое здоровье связано с определенным уровнем развития психических процессов, состояний, свойств личности, служит основой для благоприятного формирования психологического здоровья и не является ни предметом, ни объектом изучения педагогической науки;

- психологическое здоровье - характеристика целостной личности, которой присуще саморазвитие, самореализация, самосовершенствование на основе имеющихся психофизических природных задатков; в определенной степени является результатом профессиональной педагогической деятельности.

Важно отметить, что смена традиционной парадигмы обучения и воспитания подрастающего поколения на гуманистическую изменила стратегические целевые ориентиры всей системы образования, установив в качестве приоритетных признание ценности и индивидуальности личности школьника, его прав на свободу, развитие и проявление способностей. В этой связи педагогическая забота о психологическом здоровье школьников, выражающаяся в профилактике негативного воздействия экзогенных и эндогенных факторов на развитие, ста-

ш

дискуссия

журнал научных публикаций

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

новление и самореализацию личности, является весьма актуальной.

Важной составляющей психологического здоровья как компонента культуры здоровья личности яв- -

ляется психологическая грамотность (или здоровое мышление). Психологическая грамотность характеризуется знаниями особенностей и закономерностей собственной психики, на основе которых вырабатывается индивидуальное эффективное поведение, выражающееся в способности, умении и навыках выстраивать взаимоотношения, разумно относиться к себе и другим, влиять на окружающих людей и противостоять их влиянию.

В процессе воспитании культуры здоровья, при формировании психологической грамотности происходит закладка стереотипов здорового образа жизни, умения управлять своими чувствами и эмоциями, что в результате благоприятно сказывается на поведении детей и молодежи и эффективном функционировании общества в целом. Трудно переоценить значение здорового мышления в профилактике девиантного поведения и вредных привычек у школьников.

Несомненно, формированием психологической грамотности должен заниматься квалифицированный специалист. Тем не менее на сегодняшний день не во всех образовательных организациях имеются психологи. Поэтому ответственность за создание благоприятной образовательной среды и специально организованных психолого-педагогических условий для формирования и развития личности школьников несут все субъекты образовательного процесса, в том числе родители, тьюторы, классные руководители, воспитатели, учителя-предметники и пр. Специалисты с педагогическим образованием, имеющие базовые знания в области психологии, в процессе педагогического взаимодействия имеют возможность проводить психологическую профилактику, консультирование, поддержку и социально-психологическое обучение и тем самым формировать здоровое мышление у школьников и обеспечивать их защищенность от психического и физического насилия.

Акцент необходимо сделать на проблеме здоровья целостной личности - с точки зрения единства физического, психического, духовно-нравственного и социального развития.

Здоровое мышление как динамический процесс формируется под влиянием естественного хода повседневной жизнедеятельности, взаимодействия обучающихся с окружающими людьми и в результате педагогического влияния. В этом отношении наибольшую эффективность имеет применение в процессе воспитания культуры здоровья школьников современных активных, интерактивных форм и методов (игровые, исследовательские формы, автоматизированное обучение, методы проектов, дискуссий, мозгового штурма, критических ситуаций и пр.).

Вместе с тем акцент необходимо сделать на проблеме здоровья целостной личности — с точки зрения единства физического, психического, духовно-нравственного и социального развития. Этому будет способствовать созданная общими усилиями психологически комфортная образовательная среда (атмосфера позитивного, уважительного, доброжелательного отношения к каждому обучающемуся), обеспечивающая безболезненную адаптацию к образовательной среде, защищённость от психологического насилия, а также эффективность воспитания культуры здоровья школьников и успешность реализации подрастающего поколения в социуме во взрослой жизни. I'

1. Herrman H et al. (2005). Introduction: promoting mental health as a public health priority. In: Herrman H, Saxena S, Moodie R, eds. Promoting mental health: concepts, emerging evidence, practice. Geneva, World Health Organization: http://www.who.int/mental_ health/evidence/MH_Promotion_Book.pdf.

2. Хватова М. В. Концепция развития акмеологиче-ских ресурсов психологического здоровья молодежи: дисс. ... д-ра. псих. наук. Тамбов, 2012. 554 с.

3. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / под ред. И.В. Дубровиной. 4-е изд. Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 176 с.

4. Слободчиков В. И., Шувалов А. В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей // Вопросы психологии. 2001. № 4. С. 96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.