Комаров В.П.
Оренбургский государственный университет
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА
В условиях глубоких и радикальных социально-культурных изменений в стране необходима специальная подготовка молодого человека - будущего специалиста к полноценному взаимодействию на основе воспитания у него культуры общения. Преподавателю университета предлагается совокупность толерантных педагогических средств, направленных на решение данной задачи в образовательном процессе.
В условиях социально-экономических изменений и политических преобразований, происходящих в нашем обществе, востребован человек с возросшим чувством собственного достоинства, высоким уровнем культуры общения, ориентированный на сотрудничество, толеран-тно относящийся к взглядам других людей.
Данное положение актуально для высшей профессиональной школы ввиду принятого нами к исследованию возрастного периода (юношеский возраст), имеющего свои психолого-возрастные особенности. Студенческая молодежь изначально включена в ту или иную систему связей, сложившихся между людьми различных интерсоциальных групп, и они оказывают определяющее влияние на формирование отношения и поведения. В этих условиях необходима специальная подготовка молодого человека к полноценному взаимодействию на основе развития у него культуры общения. Следовательно, ответственность здесь возлагается на педагогические коллективы университета - ведущего центра развития образования в городе и области, способствующего распространению научных знаний и осуществляющего культурно-просветительскую деятельность среди населения.
Определение понятия культуры общения возможно, по нашему мнению, при рассмотрении данного феномена в категориальных пределах, примыкающих к понятию «межличностные отношения», с одной стороны, и к понятию «толерантность» - с другой, - через понятия «общение» и «культура».
Вполне очевидно, категория «культура» относится к числу ключевых общенаучных понятий, краткое концептуальное значение которого необходимо обозначить в русле изучения данного вопроса. Несмотря на множество определений понятия «культура», данных философами (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, В.С. Биб-лер, Н.З. Чавчавадзе), психологами (Л.С. Выготский, М.С. Каган, Н.Б. Крылов и др.), лингвистами (Е.М. Верещагин, Г.В. Колшанский, В.Г. Костомаров), педагогами (Б.М. Бим-Бад, А.А. Леонтьев, В.А. Сластенин), все их можно объединить в три большие группы:
1. Культура как общее интеллектуальное и духовное развитие человека.
2. Культура как творение рук человеческих. Можно выделить материальную и духовную культуру.
3. Культура как образ жизни какой-либо общности людей.
Энциклопедия «Народы России» дает, на наш взгляд, пожалуй, самое всеобъемлющее определение, которое мы берем за основу в своем исследовании: «Культура - система внебиологических форм обеспечения жизнедеятельности человека... она охватывает все стороны жизни человека -биологическую (еда, сон, отдых), производственную (создание средств материального жизнеобеспечения - орудий, пищи, одежды), духовную (язык и речевая деятельность, мировоззрение, эстетическая деятельность), социальную (коммуникация, социальные отношения)» (см. 6). Другими словами, культура - это стиль жизни, характерный для каждой социальной группы, который не передается по наследству, а конструируется самими членами этой группы и познается индивидом в процессе образования, самообразования и иного информационного воздействия. Такое рассмотрение культуры, принятое в развитых демократиях, гораздо больше соответствует демократическому менталитету и поведению, нежели элитарное толкование культуры как некого набора гуманитарных знаний по литературе, музыке, этике, этикету и т. п.
Основные составляющие культуры: родной язык, история, религия, традиции, особенности национального характера, обряды, фольклор и т. д.
Однако представляется целесообразным обращать внимание молодежи не только на общие элементы культур, - чем больше они узнают об индивидуальных особенностях различных культур, тем понятнее им будут чужие поступки, взгляды, так как понимание «культура как спрессованный опыт тысячелетий, передаваемый и осваиваемый в процессе образования, включает в себя культуру поведения, общения, чувств, мышления и практической конструктивной деятельности» (см. 6).
Необходимо учитывать, что человек есть пересечение многих культур, следовательно, он может быть моно- или мультиидентичен. Другими словами, человек поликультурен, даже если он воспитывался и образовывался в определенном типе культуры.
Основная черта культуры, которая явственно проявилась на пороге XXI века и, видимо, будет определять ее развитие в следующем столетии, - ее диалогичностъ.
«Общение в культуре, то есть бытие в культуре - это всегда в потенции, в замысле - общение между различными культурами, даже если оба (автор и читатель) живем в одной и той же культуре» (А.Н. Леонтьев).
Несомненно, в общении выявляются общественные связи людей. Любые человеческие действия и отношения (экономические, политические, правовые, межнациональные и др.) обязательно реализуются через общение людей друг с другом. Эти действия всегда сопровождаются переживанием и мыслями, за которыми открываются их определенные интересы и цели. В процессе общения достигается необходимая организация и единство действий индивидов, входящих в группу, формируется общность чувств, настроений, мыслей и взглядов
Общение как «непосредственно переживаемая реальность и конкретизация общественных отношений, их персонификация, личностная форма» служит самоопределению личности, без чего человек выпал бы из совместной деятельности. Она выступает как одна из существенных побудительных сил внутренней активности личности, лежащих в основе формирования наиболее значимых и глубоко личностных характеристик духовного облика человека -убеждений, мировоззренческих чувств, системы субъективных отношений к миру. В процессе общения развивается интеллект человека, его эмоциональная и волевая сфера.
Заметим, в основе трудностей межличностного общения студентов всегда лежит конкретная причина, к примеру, непонимание партнера по общению, традиционная обида и т. д. Критериями трудностей общающихся могут служить их личностные признаки. Это дисконтактность, плохая коммуникация или ее отсутствие, противодействие. Любое следствие возникших трудностей в межличностном общении студентов определяет уровень их сложности. По степени усложнения это может быть непонимание, недоверие, враждебность. При этом у общающихся вызываются соответствующие психические состояния: недоумение, неудовлетворенность, раз-
дражительность. В результате взаимодействия отношения общающихся сторон могут приобретать различный характер: индифферентность, антипатию, конфликтность.
В литературе высказывается мнение, что в целом культуру человеческого общения можно рассматривать как процесс формирования и развития личности в общении с другими людьми (Г.М. Андреева, A.A. Бодалев, Л.П. Буева, А.И. Донковцев, И.С. Кон, Р.Л. Кричевский, Б.Ф. Ломов, Б.Д. Парыгин и др.). Культура общения не в меньшей степени, чем труд, служит средством развития сознания, которое по своей природе и по способу осуществления диалогично: в его основе лежит наличие у человека определенных коммуникативных качеств, предназначенных для реализации общения.
В процессе разнопланового общения индивид развивается как личность, приобщаясь к культурным нормам и нравственным законам своего общества. Личность, владеющая культурой общения, имеет ряд критериев, которые определяют уровень его развития. Среди них такие, как: а) использование средств общения в соответствии с целью и адресатом; б) владение приемами организации текста, адекватно отражающего действительность соответствующего замыслу речи; в) умение точно выражать свои мысли и умение слушать. Совокупность названных коммуникативных умений составляют культуру общения. Понятие «культура общения» трактуется как совокупность умений и навыков в области средств общения и законов межличностного взаимодействия, которые способствуют взаимопониманию, эффективному решению задач общения.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет нам конкретизировать понятие «культура общения» как социально-психологическое явление, вмещающее в себя богатое многообразие духовных и материальных форм сосуществования и взаимодействия людей в конкретном социальном пространстве разнообразных, равноправных и равноценных культур, а так же подразумевающее определенное отношение личностей к этому многообразию.
Сущность рассматриваемого феномена заключается во взаимосвязи внутреннего (складывающийся характер ценностных отношений молодежи к особенностям и многообразию различных культур и их представителям) и внешнего (направленность общения в межличностном взаимодействии, предполагающее сотрудничество и взаимопонимание его субъектов) как единого целого в личностном качестве.
Поиск путей и средств воспитания культуры общения опирается на классическое положение отечественной науки (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн) о единстве и взаимосвязи всех сторон духовной жизни человека - единстве разума, чувств и действий, т. к. воздействия внешнего мира на человека отражаются в нем в виде чувств, мыслей, побуждений, проявлений воли. Из этого следует, что формирование качеств личности происходит в результате развития трех основных структурных компонентов: интеллектуального, эмоционально-волевого и практического.
Культура общения - интегративное качество личности, включающее знания о данном феномене, чертах толерантной личности; эмпа-тийность, способность объективно оценивать людей; вступление в диалогические отношения, установление сотрудничества и определяющее активную нравственную позицию во взаимодействии с людьми, независимо от их интеркультурной принадлежности.
В структуре культуры общения мы выделяем три компонента:
1) познавательный - знания о межличностном общении, представления о чертах толерантной личности;
2) эмоционально-оценочный - способность объективно оценивать людей, эмпатийность;
3) поведенческий - вступление в диалогические отношения, установление сотрудничества в процессе взаимодействия.
Методом моделирования определяются содержательные характеристики каждого структурного компонента интегративного личностного качества культуры общения, которые являются показателями их уровней сформированности.
Первый, познавательный компонент включает представления:
- о культуре общения как сложной системе, включающей ряд содержательных элементов, соответствующих разным сторонам и формам субъектов общения;
- о составных частях и характеристиках, раскрывающих сущность понятия «культура общения»;
- о теоретических основах межличностного общения, о сущности и состоянии интерсоциальных отношений в стране, обществе, регионе.
Второй, эмоционально-оценочный компонент отражает эмоционально-нравственные характеристики личности, проявляющиеся в чувствах, убеждениях, аффектах, оценочных суждениях.
Третий, поведенческий компонент предполагает: проявления действий и поступков по отношению к людям разной интерсоциальной принадлежности, характеризующиеся, возможно, доброжелательностью, тактичностью, формализмом, безучастием, пренебрежительностью.
При использовании количественных и качественных характеристик данного феномена складывается модель воспитанника, владеющего полноценной культурой общения, на основе заданных характеристик:
- проявление интереса к жизни и культурам различных интерсоциальных групп и их представителям, адекватное восприятие их своеобразия;
- целостное представление о теории и практике интерсоциального общения и толерантного взаимодействия;
- принятие общечеловеческих, интерсоциальных ценностей, основанных на достижениях мировой культуры;
- соблюдение этических и правовых норм поведения в межличностном общении;
- прогнозирование конфликтных межличностных ситуаций и их упреждение.
Уровень культуры общения является результатом следующих объективных факторов: а) экономических, б) социально-политических, в) демографических, г) религиозно-культурных, д) состояния образовательной среды и т. д. Субъективную основу уровня культуры общения составляют конкретные параметры личности: направленность; образованность; воспитанность; социализированность; общая культура; развитость психических процессов и свойств личности. При этом формирование установок толерантного сознания и поведения молодого человека в межличностном общении является приоритетной задачей.
Анализ философской, психологической, педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме (А.Г. Асмолов, А.М. Байбаков, Б.З. Вульфов, В.А. Лекторский, Г.У. Сол-датова, П.В. Степанов, М. Уолцер) позволяет сделать вывод о том, что в современной педагогической теории понятие «толерантность» еще дискутируется и не имеет четкого статуса.
В нашем исследовании толерантность рассматривается как целостное образование, состоящее из взаимосвязанных элементов, частей. В соответствии с данным подходом толерантность есть единое, гармонически функционирующее целое, каждая часть которого выполняет какую-то функцию, жизненно важную для целого. При этом каждый отдельный элемент не просто выполняет присущую ему роль (назна-
чение), а представляет собой звено, без которого толерантность не может существовать в качестве целостного образования.
Изучение состояния процесса воспитания у студенческой молодежи толерантности (на основе анализа учебных программ гуманитарных и социальных дисциплин, а также воспитательных мероприятий и передового педагогического опыта) позволяет выявить элементы, которые частично раскрывают содержание понятия «толерантность» и его характеристики.
Данные констатирующего эксперимента позволили сделать вывод о том, что уровень толерантности студентов вуза недостаточно высок, т. к. в образовательном процессе работа по воспитанию исследуемого личностного качества ведется эпизодично, бессистемно.
Исследование знаний о толерантности выявило, что большинство студентов (88,9%) определяют ее как «терпимость», «терпение», «сдержанность», т. е. как пассивное качество, 11,1% студентов не имеют представления о толерантности или оно искажено. Культура своего народа достаточно знакома 63% студентов, культура других народов - лишь 12,9%; интересуются событиями, связанными с межнациональными, межконфессиональными отношениями в стране, области, только 37,9%.
Изучение эмпатии студентов показало, что высокой эмпатийностью обладают лишь 10,2%, объективно оценивают людей 25,9% студентов.
При исследовании стилей поведения во взаимодействии мы получили следующие результаты: сотрудничество характерно для 21,3%, компромисс и приспособление - для 45,4%, соперничество и избегание - для 33,3%. Вызывает тревогу тот факт, что трети студентов присущи неконструктивные стили поведения, каковыми являются соперничество и избегание. Кроме того, мы наблюдали конфликтные ситуации в студенческих группах, оскорбления и насмешки в адрес студентов нерусских национальностей или приехавших из сельской местности.
Вышесказанное убеждает нас в том, что успешное воспитание культуры общения студенческой молодежи возможно при реализации толерантного подхода.
В работе мы придерживаемся точки зрения И.А. Зимней, которая под педагогическими требованиями понимает обязательность выполнения правил и условий реализации подхода к исследованию, в нашем случае - толерантного.
Успешному решению данной задачи будет способствовать соблюдение комплекса организационно-педагогических требований:
- проектирование педагогической деятельности с учетом структуры и содержания культуры общения, возможностей образовательного процесса;
- реализация задач воспитания культуры общения, основывающихся на принципах гуманизма, диалога культур, сотворчества субъектов взаимодействия образовательного процесса;
- привитие целостности знаний о толерантной личности как ценностном качестве, обусловливающей адекватное содержание воспитательного процесса;
- применение форм и методов воспитания проблемно-поискового, имитационно-ролевого характера, способствующих позитивному межличностному взаимодействию.
Эффективность воспитания культуры общения студентов обеспечивается реализацией педагогических функций:
- проектирование педагогической деятельности с учетом структуры и содержания культуры общения, возможностей образовательного процесса;
- реализация задач воспитания культуры общения, основывающихся на принципах гуманизма, диалога культур, сотворчества субъектов взаимодействия образовательного процесса;
- привитие целостности знаний о толерантной личности как ценностном качестве, обусловливающей адекватное содержание воспитательного процесса;
- применение форм и методов воспитания проблемно-поискового, имитационно-ролевого характера, способствующих позитивному межличностному взаимодействию.
Реализация функции проектирования педагогической деятельности, осуществляемой с учетом структуры и содержания толерантности, возможностей образовательного процесса, позволяет осуществить теоретический анализ исследуемой проблемы, изучить ее состояние в практике, определить начальный уровень толерантности студентов. Выявление источников исследовательского поиска (общечеловеческие гуманистические идеалы, которые своеобразно, порой неточно и неполно находят свое отражение в так называемом социальном заказе; достижения всего комплекса наук о человеке, а также рекомендации, вытекающие из современных научных подходов; передовой опыт прошлого и настоящего, в том числе новаторский; педагогический потенциал коллектива педагогов и воспитанников, окружающей социальной среды; творческий потенциал профессионального педагогического работника) позволяет постро-
ить модель воспитания культуры общения как сложную, открытую, способную к самоорганизации и саморазвитию систему, отражающую его цель, принципы, содержание, формы, методы, педагогические требования.
Структурно-функциональная модель отражает логику и динамику исследуемого процесса в соответствии с целью, содержанием (формирование системы знаний о культуре общения, ценностных отношений, особенностей личностного взаимодействия), принципами (гуманизма, диалога культур, сотворчества субъектов взаимодействия); педагогическими требованиями, реализуемыми в образовательном процессе; инструментарием отслеживания результативности процесса воспитания (уровни, критерии, показатели и диагностические методики их определения).
Модель отличает: 1) единство и разнообразие составных компонентов (педагог, студент, микросреда, макросреда); 2) соответствие организации учебно-воспитательного процесса интересам и потребностям воспитанников; 3) характер взаимоотношений студентов в учебной группе (микросреде).
Интеграция педагогических усилий является системообразующим фактором функционирования процесса воспитания культуры общения студентов, механизмом, обеспечивающим целостность системы, ее совершенствование и развитие.
Реализация задач воспитания культуры общения, основывающаяся на принципах гуманизма, диалога культур, сотворчества субъектов взаимодействия образовательного процесса, позволяет осуществить диалоговое взаимодействие студентов, обеспечивающее их взаимопонимание и духовное взаимообогащение как представителей разных культурных общностей, утвердить ценность человека как личности, его права на свободу, развитие и проявление своих способностей, способствовать развитию инициативы и самостоятельности воспитанников, совместному творческому решению преподавателем и студентами возникающих проблем. На занятиях создается такая форма организации содержания учебного материала, при помощи которой педагогу удается создать творческую ситуацию, прямо или косвенно задать цель, условия и требования учебно-творческой деятельности, в процессе которой студенты активно овладевали знаниями, умениями, навыками, развивали творческие способности.
Целостность знаний о толерантности как ценностном личностном качестве, обусловливающая адекватное содержание процесса воспитания культуры общения студентов, вызыва-
ет необходимость использования комплекса средств, включающих адекватную систему педагогических мер для успешного решения рассматриваемого вопроса.
Воспитанник, владеющий знаниями о толерантности как ценности и обладающий ею как личностным качеством, умеет уважать и ценить то, что есть у других народов и их представителей, является их вкладом в общественное развитие, оберегает то, что создано всеми народами и что свято для них.
Так, в качестве средства повышения уровня культуры общения студентов применяется практический курс «Воспитание толерантности». Это позволяет ввести в оборот термин «толерантность», привить умения и навыки позитивного взаимодействия с представителями различных культур, национальностей, конфессий, социальных групп, взглядов, убеждений.
Кроме того, осуществляется включение недостающих содержательных аспектов толерантности в образовательные программы гуманитарных и социальных дисциплин и воспитательные планы. Данные мероприятия способствуют приобретению большинством студентов (63%) необходимого уровня знаний о толерантности, ценностного отношения к представителям иных культур, наций, конфессий, социальных групп, носителям иных взглядов, убеждений (54,7%), а также умений и навыков взаимодействия с ними (46,3%).
Позитивное взаимодействие студентов -представителей различных культур достигалось посредством форм и методов проблемно-поискового, имитационно-ролевого характера при формировании структурных компонентов: познавательного, эмоционально-оценочного и поведенческого.
При формировании познавательного компонента культуры общения используются следующие формы и методы:
- лекция - пресс-конференция, в процессе которой преподаватель предлагает студентам задать интересующие их вопросы по теме. Лекция излагается не как ответы на вопросы, а как связный текст, в ходе изложения которого формируются ответы. В конце лекции преподаватель проводит анализ вопросов как отражение интересов и знаний студентов;
- познавательная игра, например, «Диалог культур», «Агент», применение которой предполагает создание специальных ситуаций, моделирующих реальность, в которых могли бы оказаться студенты в жизни. Главное назначение этого метода - стимулирование интереса к
получению новых знаний о толерантности. Такие стимулы студент получает в игре, где он выступает активным преобразователем действительности.
На формирование эмоционально-оценочного компонента оказывают влияние:
- семинар-дискуссия, когда на обсуждение выносятся актуальные проблемные вопросы. Сначала студенты индивидуально их обдумывают, затем образуют пары и малые группы по 4-6 человек, в которых эти вопросы обсуждаются. Смысл состоит в том, что вопросы уже были обсуждены в парах, сложились какие-то устойчивые мнения, и дискуссия в малой группе будет более осмысленной. В конце занятия отводится время для общегрупповой дискуссии;
- ролевая игра, например, «Волшебная лавка», «Групповая картинка», в которой разыгрывается определенная ситуация и поведение человека в этой обстановке. Основная задача игры - научить студента ориентироваться в различных жизненных ситуациях, давать объективную оценку своему поведению, а также поведению других, устанавливать контакты, уметь становиться на позицию другого.
Формирование поведенческого компонента достигается формами и методами:
- семинар - проблемные ситуации, предполагал рассмотрение проблемных ситуаций, которые могут возникать при общении с представителями различных культур, национальностей, конфессий, социальных групп, взглядов. Задача студента - выстроить модель своего поведения, найти наиболее оптимальное и верное решение, все возможные варианты выхода из сложившегося положения;
- упражнения, например «Паутина предрассудков», «Превращения», «Я - высказывание,
Ты - высказывание», направленные на развитие трех сторон общения, проявляющихся одновременно (коммуникация, интеракция, перцепция).
В результате применения указанных форм и методов позитивное взаимодействие участников образовательного процесса проявляется в сотрудничестве (характеризуется равенством позиций в общении, «чувством партнера», умением принять его таким, каков он есть, отсутствием стереотипности в восприятии других), компромиссе (подразкмевает совместное определение целей деятельности, совместное ее планирование, распределение сил и средств на основе возможностей каждого) и приспособлении (предполагается в тех случаях, когда позиция партнера является приемлемой, характеризуется вниманием к партнеру, эмоциональной стабильностью по отношению к субъекту взаимодействия).
Предположение о том, что развитие культуры общения студентов возможно, если освоение ими знаний об этой сфере социальной действительности становится основой для осознанного вхождения в нее и утверждения толерантного отношения к ее субъектам, в основном находит свое подтверждение в ходе проводимого исследования.
Толерантный подход к воспитанию культуры общения студенческой молодежи позволяет высветить внутреннюю сторону взаимосвязи субъектов межличностного взаимодействия.
Показателем значимости процесса воспитания культуры общения студентов являются их высказывания: например, ощутили ценность обретенных способностей, помогающих полноценно взаимодействовать с другими людьми.
Список использованной литературы:
1. Байбаков A.M. Введение в педагогику толерантности: Учеб. - метод. пос. для педагогов и студентов. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2002. - 12 с.
2. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учеб. пособие. - M.: ИНФРА - M., 2000. - 224 с.
3. Вульфов Б.З. Воспитание толерантности: сущность и средств // Внешкольник. - 2002. - №6. - С. 12 - 16.
4. Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования // Педагогика. - 2002. - №7. - С. 3 - 12.
5. Горянина В.А. Психология общения. Учеб. пособие /В.А. Горянина. - M.: ИЦ «Академия», 2002. - 416 с.
6. Комаров В.П., Исаева О.В., Гайсина Л.Ф., Гамова Н.А. Толерантность в общении студенческой молодежи: Монография. -- Самара: Изд-во Сам ГПУ, 2003. - 216 с.
7. Комаров В.П. Культура межнационального общения учащихся (Теоретические основы воспитания). - Оренбург: ОГУ, 1999.- 130 с.
8. Куницына В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.
9. Рогов Е.И. Психология общения. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 336 с.
10. Сапрыкина Г.В. Коммуникативная культура как элемент базовой культуры личности //Вестник Оренбургского государственного педагогического университета.- 2000.- №4 (30). - С. 285 - 296.
11. Соколова В.В. Культура речи и культура общения. - М.: Просвещение, 1995.- С. 190 - 193.
12. Степанов П.В. Толерантный человек: как его воспитать? // Народное образование. - 2001. - №6. - С. 152 - 156.
13. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч. метод. ст. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2002. - 368 с.
14. Томсон П. Самоучитель общения. - СПб.: Питер, 2000. - 256 с.
15. Трубина Л. Толерантная и интолерантная личность: основные черты и отличия //Воспитание школьников. - 2003. - №2. -С. 33 - 35.