Научная статья на тему 'Воспитание культуры общения студентов университета'

Воспитание культуры общения студентов университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
884
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комаров В.П.

В условиях глубоких и радикальных социально-культурных изменений в стране необходима специальная подготовка молодого человека будущего специалиста к полноценному взаимодействию на основе воспитания у него культуры общения. Преподавателю университета предлагается совокупность толерантных педагогических средств, направленных на решение данной задачи в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL EDUCATION OF INTERCOURSE OF UNIVERSITY STUDENTS

The special training of a young man, who is a future specialist, to the full interaction on the base of his upbringing of intercourse culture is necessary in the country in conditions of deep, radical, social and cultural changes. University teachers are offered the aggregate of tolerant teaching means, directed to the task solution at educational process.

Текст научной работы на тему «Воспитание культуры общения студентов университета»

Комаров В.П.

Оренбургский государственный университет

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА

В условиях глубоких и радикальных социально-культурных изменений в стране необходима специальная подготовка молодого человека - будущего специалиста к полноценному взаимодействию на основе воспитания у него культуры общения. Преподавателю университета предлагается совокупность толерантных педагогических средств, направленных на решение данной задачи в образовательном процессе.

В условиях социально-экономических изменений и политических преобразований, происходящих в нашем обществе, востребован человек с возросшим чувством собственного достоинства, высоким уровнем культуры общения, ориентированный на сотрудничество, толеран-тно относящийся к взглядам других людей.

Данное положение актуально для высшей профессиональной школы ввиду принятого нами к исследованию возрастного периода (юношеский возраст), имеющего свои психолого-возрастные особенности. Студенческая молодежь изначально включена в ту или иную систему связей, сложившихся между людьми различных интерсоциальных групп, и они оказывают определяющее влияние на формирование отношения и поведения. В этих условиях необходима специальная подготовка молодого человека к полноценному взаимодействию на основе развития у него культуры общения. Следовательно, ответственность здесь возлагается на педагогические коллективы университета - ведущего центра развития образования в городе и области, способствующего распространению научных знаний и осуществляющего культурно-просветительскую деятельность среди населения.

Определение понятия культуры общения возможно, по нашему мнению, при рассмотрении данного феномена в категориальных пределах, примыкающих к понятию «межличностные отношения», с одной стороны, и к понятию «толерантность» - с другой, - через понятия «общение» и «культура».

Вполне очевидно, категория «культура» относится к числу ключевых общенаучных понятий, краткое концептуальное значение которого необходимо обозначить в русле изучения данного вопроса. Несмотря на множество определений понятия «культура», данных философами (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, В.С. Биб-лер, Н.З. Чавчавадзе), психологами (Л.С. Выготский, М.С. Каган, Н.Б. Крылов и др.), лингвистами (Е.М. Верещагин, Г.В. Колшанский, В.Г. Костомаров), педагогами (Б.М. Бим-Бад, А.А. Леонтьев, В.А. Сластенин), все их можно объединить в три большие группы:

1. Культура как общее интеллектуальное и духовное развитие человека.

2. Культура как творение рук человеческих. Можно выделить материальную и духовную культуру.

3. Культура как образ жизни какой-либо общности людей.

Энциклопедия «Народы России» дает, на наш взгляд, пожалуй, самое всеобъемлющее определение, которое мы берем за основу в своем исследовании: «Культура - система внебиологических форм обеспечения жизнедеятельности человека... она охватывает все стороны жизни человека -биологическую (еда, сон, отдых), производственную (создание средств материального жизнеобеспечения - орудий, пищи, одежды), духовную (язык и речевая деятельность, мировоззрение, эстетическая деятельность), социальную (коммуникация, социальные отношения)» (см. 6). Другими словами, культура - это стиль жизни, характерный для каждой социальной группы, который не передается по наследству, а конструируется самими членами этой группы и познается индивидом в процессе образования, самообразования и иного информационного воздействия. Такое рассмотрение культуры, принятое в развитых демократиях, гораздо больше соответствует демократическому менталитету и поведению, нежели элитарное толкование культуры как некого набора гуманитарных знаний по литературе, музыке, этике, этикету и т. п.

Основные составляющие культуры: родной язык, история, религия, традиции, особенности национального характера, обряды, фольклор и т. д.

Однако представляется целесообразным обращать внимание молодежи не только на общие элементы культур, - чем больше они узнают об индивидуальных особенностях различных культур, тем понятнее им будут чужие поступки, взгляды, так как понимание «культура как спрессованный опыт тысячелетий, передаваемый и осваиваемый в процессе образования, включает в себя культуру поведения, общения, чувств, мышления и практической конструктивной деятельности» (см. 6).

Необходимо учитывать, что человек есть пересечение многих культур, следовательно, он может быть моно- или мультиидентичен. Другими словами, человек поликультурен, даже если он воспитывался и образовывался в определенном типе культуры.

Основная черта культуры, которая явственно проявилась на пороге XXI века и, видимо, будет определять ее развитие в следующем столетии, - ее диалогичностъ.

«Общение в культуре, то есть бытие в культуре - это всегда в потенции, в замысле - общение между различными культурами, даже если оба (автор и читатель) живем в одной и той же культуре» (А.Н. Леонтьев).

Несомненно, в общении выявляются общественные связи людей. Любые человеческие действия и отношения (экономические, политические, правовые, межнациональные и др.) обязательно реализуются через общение людей друг с другом. Эти действия всегда сопровождаются переживанием и мыслями, за которыми открываются их определенные интересы и цели. В процессе общения достигается необходимая организация и единство действий индивидов, входящих в группу, формируется общность чувств, настроений, мыслей и взглядов

Общение как «непосредственно переживаемая реальность и конкретизация общественных отношений, их персонификация, личностная форма» служит самоопределению личности, без чего человек выпал бы из совместной деятельности. Она выступает как одна из существенных побудительных сил внутренней активности личности, лежащих в основе формирования наиболее значимых и глубоко личностных характеристик духовного облика человека -убеждений, мировоззренческих чувств, системы субъективных отношений к миру. В процессе общения развивается интеллект человека, его эмоциональная и волевая сфера.

Заметим, в основе трудностей межличностного общения студентов всегда лежит конкретная причина, к примеру, непонимание партнера по общению, традиционная обида и т. д. Критериями трудностей общающихся могут служить их личностные признаки. Это дисконтактность, плохая коммуникация или ее отсутствие, противодействие. Любое следствие возникших трудностей в межличностном общении студентов определяет уровень их сложности. По степени усложнения это может быть непонимание, недоверие, враждебность. При этом у общающихся вызываются соответствующие психические состояния: недоумение, неудовлетворенность, раз-

дражительность. В результате взаимодействия отношения общающихся сторон могут приобретать различный характер: индифферентность, антипатию, конфликтность.

В литературе высказывается мнение, что в целом культуру человеческого общения можно рассматривать как процесс формирования и развития личности в общении с другими людьми (Г.М. Андреева, A.A. Бодалев, Л.П. Буева, А.И. Донковцев, И.С. Кон, Р.Л. Кричевский, Б.Ф. Ломов, Б.Д. Парыгин и др.). Культура общения не в меньшей степени, чем труд, служит средством развития сознания, которое по своей природе и по способу осуществления диалогично: в его основе лежит наличие у человека определенных коммуникативных качеств, предназначенных для реализации общения.

В процессе разнопланового общения индивид развивается как личность, приобщаясь к культурным нормам и нравственным законам своего общества. Личность, владеющая культурой общения, имеет ряд критериев, которые определяют уровень его развития. Среди них такие, как: а) использование средств общения в соответствии с целью и адресатом; б) владение приемами организации текста, адекватно отражающего действительность соответствующего замыслу речи; в) умение точно выражать свои мысли и умение слушать. Совокупность названных коммуникативных умений составляют культуру общения. Понятие «культура общения» трактуется как совокупность умений и навыков в области средств общения и законов межличностного взаимодействия, которые способствуют взаимопониманию, эффективному решению задач общения.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет нам конкретизировать понятие «культура общения» как социально-психологическое явление, вмещающее в себя богатое многообразие духовных и материальных форм сосуществования и взаимодействия людей в конкретном социальном пространстве разнообразных, равноправных и равноценных культур, а так же подразумевающее определенное отношение личностей к этому многообразию.

Сущность рассматриваемого феномена заключается во взаимосвязи внутреннего (складывающийся характер ценностных отношений молодежи к особенностям и многообразию различных культур и их представителям) и внешнего (направленность общения в межличностном взаимодействии, предполагающее сотрудничество и взаимопонимание его субъектов) как единого целого в личностном качестве.

Поиск путей и средств воспитания культуры общения опирается на классическое положение отечественной науки (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн) о единстве и взаимосвязи всех сторон духовной жизни человека - единстве разума, чувств и действий, т. к. воздействия внешнего мира на человека отражаются в нем в виде чувств, мыслей, побуждений, проявлений воли. Из этого следует, что формирование качеств личности происходит в результате развития трех основных структурных компонентов: интеллектуального, эмоционально-волевого и практического.

Культура общения - интегративное качество личности, включающее знания о данном феномене, чертах толерантной личности; эмпа-тийность, способность объективно оценивать людей; вступление в диалогические отношения, установление сотрудничества и определяющее активную нравственную позицию во взаимодействии с людьми, независимо от их интеркультурной принадлежности.

В структуре культуры общения мы выделяем три компонента:

1) познавательный - знания о межличностном общении, представления о чертах толерантной личности;

2) эмоционально-оценочный - способность объективно оценивать людей, эмпатийность;

3) поведенческий - вступление в диалогические отношения, установление сотрудничества в процессе взаимодействия.

Методом моделирования определяются содержательные характеристики каждого структурного компонента интегративного личностного качества культуры общения, которые являются показателями их уровней сформированности.

Первый, познавательный компонент включает представления:

- о культуре общения как сложной системе, включающей ряд содержательных элементов, соответствующих разным сторонам и формам субъектов общения;

- о составных частях и характеристиках, раскрывающих сущность понятия «культура общения»;

- о теоретических основах межличностного общения, о сущности и состоянии интерсоциальных отношений в стране, обществе, регионе.

Второй, эмоционально-оценочный компонент отражает эмоционально-нравственные характеристики личности, проявляющиеся в чувствах, убеждениях, аффектах, оценочных суждениях.

Третий, поведенческий компонент предполагает: проявления действий и поступков по отношению к людям разной интерсоциальной принадлежности, характеризующиеся, возможно, доброжелательностью, тактичностью, формализмом, безучастием, пренебрежительностью.

При использовании количественных и качественных характеристик данного феномена складывается модель воспитанника, владеющего полноценной культурой общения, на основе заданных характеристик:

- проявление интереса к жизни и культурам различных интерсоциальных групп и их представителям, адекватное восприятие их своеобразия;

- целостное представление о теории и практике интерсоциального общения и толерантного взаимодействия;

- принятие общечеловеческих, интерсоциальных ценностей, основанных на достижениях мировой культуры;

- соблюдение этических и правовых норм поведения в межличностном общении;

- прогнозирование конфликтных межличностных ситуаций и их упреждение.

Уровень культуры общения является результатом следующих объективных факторов: а) экономических, б) социально-политических, в) демографических, г) религиозно-культурных, д) состояния образовательной среды и т. д. Субъективную основу уровня культуры общения составляют конкретные параметры личности: направленность; образованность; воспитанность; социализированность; общая культура; развитость психических процессов и свойств личности. При этом формирование установок толерантного сознания и поведения молодого человека в межличностном общении является приоритетной задачей.

Анализ философской, психологической, педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме (А.Г. Асмолов, А.М. Байбаков, Б.З. Вульфов, В.А. Лекторский, Г.У. Сол-датова, П.В. Степанов, М. Уолцер) позволяет сделать вывод о том, что в современной педагогической теории понятие «толерантность» еще дискутируется и не имеет четкого статуса.

В нашем исследовании толерантность рассматривается как целостное образование, состоящее из взаимосвязанных элементов, частей. В соответствии с данным подходом толерантность есть единое, гармонически функционирующее целое, каждая часть которого выполняет какую-то функцию, жизненно важную для целого. При этом каждый отдельный элемент не просто выполняет присущую ему роль (назна-

чение), а представляет собой звено, без которого толерантность не может существовать в качестве целостного образования.

Изучение состояния процесса воспитания у студенческой молодежи толерантности (на основе анализа учебных программ гуманитарных и социальных дисциплин, а также воспитательных мероприятий и передового педагогического опыта) позволяет выявить элементы, которые частично раскрывают содержание понятия «толерантность» и его характеристики.

Данные констатирующего эксперимента позволили сделать вывод о том, что уровень толерантности студентов вуза недостаточно высок, т. к. в образовательном процессе работа по воспитанию исследуемого личностного качества ведется эпизодично, бессистемно.

Исследование знаний о толерантности выявило, что большинство студентов (88,9%) определяют ее как «терпимость», «терпение», «сдержанность», т. е. как пассивное качество, 11,1% студентов не имеют представления о толерантности или оно искажено. Культура своего народа достаточно знакома 63% студентов, культура других народов - лишь 12,9%; интересуются событиями, связанными с межнациональными, межконфессиональными отношениями в стране, области, только 37,9%.

Изучение эмпатии студентов показало, что высокой эмпатийностью обладают лишь 10,2%, объективно оценивают людей 25,9% студентов.

При исследовании стилей поведения во взаимодействии мы получили следующие результаты: сотрудничество характерно для 21,3%, компромисс и приспособление - для 45,4%, соперничество и избегание - для 33,3%. Вызывает тревогу тот факт, что трети студентов присущи неконструктивные стили поведения, каковыми являются соперничество и избегание. Кроме того, мы наблюдали конфликтные ситуации в студенческих группах, оскорбления и насмешки в адрес студентов нерусских национальностей или приехавших из сельской местности.

Вышесказанное убеждает нас в том, что успешное воспитание культуры общения студенческой молодежи возможно при реализации толерантного подхода.

В работе мы придерживаемся точки зрения И.А. Зимней, которая под педагогическими требованиями понимает обязательность выполнения правил и условий реализации подхода к исследованию, в нашем случае - толерантного.

Успешному решению данной задачи будет способствовать соблюдение комплекса организационно-педагогических требований:

- проектирование педагогической деятельности с учетом структуры и содержания культуры общения, возможностей образовательного процесса;

- реализация задач воспитания культуры общения, основывающихся на принципах гуманизма, диалога культур, сотворчества субъектов взаимодействия образовательного процесса;

- привитие целостности знаний о толерантной личности как ценностном качестве, обусловливающей адекватное содержание воспитательного процесса;

- применение форм и методов воспитания проблемно-поискового, имитационно-ролевого характера, способствующих позитивному межличностному взаимодействию.

Эффективность воспитания культуры общения студентов обеспечивается реализацией педагогических функций:

- проектирование педагогической деятельности с учетом структуры и содержания культуры общения, возможностей образовательного процесса;

- реализация задач воспитания культуры общения, основывающихся на принципах гуманизма, диалога культур, сотворчества субъектов взаимодействия образовательного процесса;

- привитие целостности знаний о толерантной личности как ценностном качестве, обусловливающей адекватное содержание воспитательного процесса;

- применение форм и методов воспитания проблемно-поискового, имитационно-ролевого характера, способствующих позитивному межличностному взаимодействию.

Реализация функции проектирования педагогической деятельности, осуществляемой с учетом структуры и содержания толерантности, возможностей образовательного процесса, позволяет осуществить теоретический анализ исследуемой проблемы, изучить ее состояние в практике, определить начальный уровень толерантности студентов. Выявление источников исследовательского поиска (общечеловеческие гуманистические идеалы, которые своеобразно, порой неточно и неполно находят свое отражение в так называемом социальном заказе; достижения всего комплекса наук о человеке, а также рекомендации, вытекающие из современных научных подходов; передовой опыт прошлого и настоящего, в том числе новаторский; педагогический потенциал коллектива педагогов и воспитанников, окружающей социальной среды; творческий потенциал профессионального педагогического работника) позволяет постро-

ить модель воспитания культуры общения как сложную, открытую, способную к самоорганизации и саморазвитию систему, отражающую его цель, принципы, содержание, формы, методы, педагогические требования.

Структурно-функциональная модель отражает логику и динамику исследуемого процесса в соответствии с целью, содержанием (формирование системы знаний о культуре общения, ценностных отношений, особенностей личностного взаимодействия), принципами (гуманизма, диалога культур, сотворчества субъектов взаимодействия); педагогическими требованиями, реализуемыми в образовательном процессе; инструментарием отслеживания результативности процесса воспитания (уровни, критерии, показатели и диагностические методики их определения).

Модель отличает: 1) единство и разнообразие составных компонентов (педагог, студент, микросреда, макросреда); 2) соответствие организации учебно-воспитательного процесса интересам и потребностям воспитанников; 3) характер взаимоотношений студентов в учебной группе (микросреде).

Интеграция педагогических усилий является системообразующим фактором функционирования процесса воспитания культуры общения студентов, механизмом, обеспечивающим целостность системы, ее совершенствование и развитие.

Реализация задач воспитания культуры общения, основывающаяся на принципах гуманизма, диалога культур, сотворчества субъектов взаимодействия образовательного процесса, позволяет осуществить диалоговое взаимодействие студентов, обеспечивающее их взаимопонимание и духовное взаимообогащение как представителей разных культурных общностей, утвердить ценность человека как личности, его права на свободу, развитие и проявление своих способностей, способствовать развитию инициативы и самостоятельности воспитанников, совместному творческому решению преподавателем и студентами возникающих проблем. На занятиях создается такая форма организации содержания учебного материала, при помощи которой педагогу удается создать творческую ситуацию, прямо или косвенно задать цель, условия и требования учебно-творческой деятельности, в процессе которой студенты активно овладевали знаниями, умениями, навыками, развивали творческие способности.

Целостность знаний о толерантности как ценностном личностном качестве, обусловливающая адекватное содержание процесса воспитания культуры общения студентов, вызыва-

ет необходимость использования комплекса средств, включающих адекватную систему педагогических мер для успешного решения рассматриваемого вопроса.

Воспитанник, владеющий знаниями о толерантности как ценности и обладающий ею как личностным качеством, умеет уважать и ценить то, что есть у других народов и их представителей, является их вкладом в общественное развитие, оберегает то, что создано всеми народами и что свято для них.

Так, в качестве средства повышения уровня культуры общения студентов применяется практический курс «Воспитание толерантности». Это позволяет ввести в оборот термин «толерантность», привить умения и навыки позитивного взаимодействия с представителями различных культур, национальностей, конфессий, социальных групп, взглядов, убеждений.

Кроме того, осуществляется включение недостающих содержательных аспектов толерантности в образовательные программы гуманитарных и социальных дисциплин и воспитательные планы. Данные мероприятия способствуют приобретению большинством студентов (63%) необходимого уровня знаний о толерантности, ценностного отношения к представителям иных культур, наций, конфессий, социальных групп, носителям иных взглядов, убеждений (54,7%), а также умений и навыков взаимодействия с ними (46,3%).

Позитивное взаимодействие студентов -представителей различных культур достигалось посредством форм и методов проблемно-поискового, имитационно-ролевого характера при формировании структурных компонентов: познавательного, эмоционально-оценочного и поведенческого.

При формировании познавательного компонента культуры общения используются следующие формы и методы:

- лекция - пресс-конференция, в процессе которой преподаватель предлагает студентам задать интересующие их вопросы по теме. Лекция излагается не как ответы на вопросы, а как связный текст, в ходе изложения которого формируются ответы. В конце лекции преподаватель проводит анализ вопросов как отражение интересов и знаний студентов;

- познавательная игра, например, «Диалог культур», «Агент», применение которой предполагает создание специальных ситуаций, моделирующих реальность, в которых могли бы оказаться студенты в жизни. Главное назначение этого метода - стимулирование интереса к

получению новых знаний о толерантности. Такие стимулы студент получает в игре, где он выступает активным преобразователем действительности.

На формирование эмоционально-оценочного компонента оказывают влияние:

- семинар-дискуссия, когда на обсуждение выносятся актуальные проблемные вопросы. Сначала студенты индивидуально их обдумывают, затем образуют пары и малые группы по 4-6 человек, в которых эти вопросы обсуждаются. Смысл состоит в том, что вопросы уже были обсуждены в парах, сложились какие-то устойчивые мнения, и дискуссия в малой группе будет более осмысленной. В конце занятия отводится время для общегрупповой дискуссии;

- ролевая игра, например, «Волшебная лавка», «Групповая картинка», в которой разыгрывается определенная ситуация и поведение человека в этой обстановке. Основная задача игры - научить студента ориентироваться в различных жизненных ситуациях, давать объективную оценку своему поведению, а также поведению других, устанавливать контакты, уметь становиться на позицию другого.

Формирование поведенческого компонента достигается формами и методами:

- семинар - проблемные ситуации, предполагал рассмотрение проблемных ситуаций, которые могут возникать при общении с представителями различных культур, национальностей, конфессий, социальных групп, взглядов. Задача студента - выстроить модель своего поведения, найти наиболее оптимальное и верное решение, все возможные варианты выхода из сложившегося положения;

- упражнения, например «Паутина предрассудков», «Превращения», «Я - высказывание,

Ты - высказывание», направленные на развитие трех сторон общения, проявляющихся одновременно (коммуникация, интеракция, перцепция).

В результате применения указанных форм и методов позитивное взаимодействие участников образовательного процесса проявляется в сотрудничестве (характеризуется равенством позиций в общении, «чувством партнера», умением принять его таким, каков он есть, отсутствием стереотипности в восприятии других), компромиссе (подразкмевает совместное определение целей деятельности, совместное ее планирование, распределение сил и средств на основе возможностей каждого) и приспособлении (предполагается в тех случаях, когда позиция партнера является приемлемой, характеризуется вниманием к партнеру, эмоциональной стабильностью по отношению к субъекту взаимодействия).

Предположение о том, что развитие культуры общения студентов возможно, если освоение ими знаний об этой сфере социальной действительности становится основой для осознанного вхождения в нее и утверждения толерантного отношения к ее субъектам, в основном находит свое подтверждение в ходе проводимого исследования.

Толерантный подход к воспитанию культуры общения студенческой молодежи позволяет высветить внутреннюю сторону взаимосвязи субъектов межличностного взаимодействия.

Показателем значимости процесса воспитания культуры общения студентов являются их высказывания: например, ощутили ценность обретенных способностей, помогающих полноценно взаимодействовать с другими людьми.

Список использованной литературы:

1. Байбаков A.M. Введение в педагогику толерантности: Учеб. - метод. пос. для педагогов и студентов. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2002. - 12 с.

2. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учеб. пособие. - M.: ИНФРА - M., 2000. - 224 с.

3. Вульфов Б.З. Воспитание толерантности: сущность и средств // Внешкольник. - 2002. - №6. - С. 12 - 16.

4. Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования // Педагогика. - 2002. - №7. - С. 3 - 12.

5. Горянина В.А. Психология общения. Учеб. пособие /В.А. Горянина. - M.: ИЦ «Академия», 2002. - 416 с.

6. Комаров В.П., Исаева О.В., Гайсина Л.Ф., Гамова Н.А. Толерантность в общении студенческой молодежи: Монография. -- Самара: Изд-во Сам ГПУ, 2003. - 216 с.

7. Комаров В.П. Культура межнационального общения учащихся (Теоретические основы воспитания). - Оренбург: ОГУ, 1999.- 130 с.

8. Куницына В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Рогов Е.И. Психология общения. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 336 с.

10. Сапрыкина Г.В. Коммуникативная культура как элемент базовой культуры личности //Вестник Оренбургского государственного педагогического университета.- 2000.- №4 (30). - С. 285 - 296.

11. Соколова В.В. Культура речи и культура общения. - М.: Просвещение, 1995.- С. 190 - 193.

12. Степанов П.В. Толерантный человек: как его воспитать? // Народное образование. - 2001. - №6. - С. 152 - 156.

13. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч. метод. ст. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2002. - 368 с.

14. Томсон П. Самоучитель общения. - СПб.: Питер, 2000. - 256 с.

15. Трубина Л. Толерантная и интолерантная личность: основные черты и отличия //Воспитание школьников. - 2003. - №2. -С. 33 - 35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.