Научная статья на тему 'Воспитание культуры межнационального общения в педагогическом вузе'

Воспитание культуры межнационального общения в педагогическом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
811
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРЕННЫЕ НАРОДЫ СИБИРИ / INDIGENOUS PEOPLES OF SIBERIA / МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / CULTURE OF INTER-ETHNIC COMMUNICATION / ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / CREATIVE ASSOCIATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касенова Н.Н.

В статье анализируется теоретический и практический опыт по формированию культуры межнационального общения у представителей коренных народов Сибири, обучающихся в Новосибирском педагогическом вузе. Автор приходит к выводу о том, что специально организованная воспитательная работа в педагогическом вузе, с привлечением студенческих национальных землячеств, включение студентов малых народов Сибири и Дальнего Востока (алтайцев, бурят, тувинцев, якутов, др.) в творческие национальные объединения, их приобщения к разнообразным национальным мероприятиям позволяет заложить прочную основу по формированию культуры межнационального общения и взаимодействия. Формирование культуры межнационального общения и взаимодействия также оказывает позитивное влияние на общее развитие студенческой молодёжи, их профессиональную подготовку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Касенова Н.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education of culture of interethnic communication in a pedagogical university

The article examines the theoretical and practical experience on the formation of culture of international dialogue among representatives of indigenous peoples of Siberia enrolled in the Siberian Pedagogical University. The author concludes that a specially organized educational work in pedagogical high school, with the assistance of student national communities, including students of the small peoples of Siberia and the Far East (Altai, Buryatia, Tuva, Yakuts, etc.) In the creative national associations, their familiarizing various national activities allows lay a solid foundation for a culture of international dialogue and cooperation. Formation of culture of international dialogue and cooperation also has a positive impact on the overall development of the student youth, their professional training.

Текст научной работы на тему «Воспитание культуры межнационального общения в педагогическом вузе»

УДК 316.77

Воспитание культуры межнационального

общения в педагогическом вузе

Н.Н. КАСЕНОВА,

аспирант кафедры социальной и семейной педагогики ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет»

(Россия, 129226, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 4, стр. 1)

E-mail: kasenova_n@mail.ru

В статье анализируется теоретический и практический опыт по формированию культуры межнационального общения у представителей коренных народов Сибири, обучающихся в Новосибирском педагогическом вузе. Автор приходит к выводу о том, что специально организованная воспитательная работа в педагогическом вузе, с привлечением студенческих национальных землячеств, включение студентов малых народов Сибири и Дальнего Востока (алтайцев, бурят, тувинцев, якутов, др.) в творческие национальные объединения, их приобщения к разнообразным национальным мероприятиям позволяет заложить прочную основу по формированию культуры межнационального общения и взаимодействия. Формирование культуры межнационального общения и взаимодействия также оказывает позитивное влияние на общее развитие студенческой молодёжи, их профессиональную подготовку.

Ключевые слова: коренные народы Сибири, межнациональное общение, творческое объединение

Ежегодно увеличивается поток негативной информации в обществе, связанный с проблемами межнационального общения. Порой бытовой конфликт перерастает через средства массовой информации в крупную межнациональную трагедию и расценивается как конфликт межнационального характера. Это порождает накопление отрицательных предрассудков и социальных установок.

Как указывает в своих работах известный российский учёный А.М. Егорычев, отечественное образование, включая высшую профессиональную школу, должно расширить поле этнокультурного воспитания обучающихся [1-3]. Другой известный учёный-педагог Л.В. Мардахаев, пишет о необходимости постоянной социализации обучаемых на всех уровнях российского образования, подготовки молодого поколения к жизни в поликультурном пространстве нашей страны [4].

Соответственно, перед каждой образовательной организацией встает проблема формирования культуры межнационального общения среди обучающейся молодежи. Перед любым вузом, ведущим подготовку будущих специалистов, встает проблема, связанная с формированием и развитием культуры межнациональных отношений и взаимодействий у студенческой молодежи в поликультурном образовательном пространстве РФ.

Как указывают исследователи, современной молодежи свойственна низкая культура межнационального общения, которая ведёт к отрицательным действиям. В работе Н.Г. Марковой были описаны причины подобных ситуаций: «...наличие таких деструктивных элементов в межнациональных взаимодействиях, как нетерпимость к чужому мнению, эгоизм, внутренняя неприязнь, амбициозность, категоричность суждений, неспособность идти на компромисс, отсутствие здравого смысла, наличие национальных предрассудков, недопонимание реальных процессов, происходящих в обществе, мире, отсутствие у студентов культуры понимания и культуры восприятия различий, утрата правильности восприятия себя (концепция «Я») и других (концепция «Они»), культуроцентризм [5, с. 4-5].

Понятно, что данные причины необходимо минимизировать, а в дальнейшем полностью ликвидировать. Данный процесс организуется и выполняется преподавательским составом вуза, который приобщает студентов к национальным культурам через понимание и принятие их ценностей и особенностей, диалоговое взаимодействие с их представителями. Учет принципа поликультурности должен стать педагогическим приоритетом. Его соблюдение является залогом формирования культуры межнационального общения и взаимодействия, основой формирования умений и согласия жить в мире с другими.

Россия — многонациональная страна, на территории которой проживают 193 нации и народности. Тем не менее, это намного меньше, чем в Индии, где их 420, или в Индонезии, где более 570 наций и народностей. Этническое многообразие может по примеру многих стран стать фактором силы, а не дезинтеграции, а само общество — это органическое единство трех составных частей: Личность, Нация, Народ [6, с. 7].

Таким образом, перед каждым вузом, особенно педагогическим, возникает необходимость разработки теоретико-методических основ формирования культуры межнационального общения у обучающихся.

В педагогической науке появились определенные исследования по изучению культуры межнационального общения. В разные годы конца XX -

начала XXI вв., исследованием культуры межнационального общения в студенческой среде занимались: М.Б. Насырова (2010), Н.Н. Назаренко (2011), Л.Ф. Дашкевич (2009), И.В. Глухова (2008), М.И. Прокохина (2005), Н.Ф. Чипинова (2004), О.Л. Алексеева (2002), СА. Машкова (2000), А.Н. Некрасова (1992), Н.Г. Маркова (2010), О.В. Матвеева (1998), Р.И. Кусарбаев (2001), ЭА. Потокова (2002), Р.З. Хайруллин (2011), Г.П. Шаглиева (2010), др.

Помимо культуры межнационального общения, уделяли большое внимание этнопедагогической подготовке учителя: Ш.М.-Х. Арсалиев (1999), Г.Н. Волков (1971), Т.И. Березина (1998), ВА. Николаев (1998), К.Ж. Кожахметова (1998), Н.В. Кергилова (2004) и др.

Познакомившись с научными трудами разных авторов, можно сделать вывод о том, что проблема формирования культуры межнационального общения неплохо изучена. Однако разработка технологий формирования культуры межнационального общения у представителей коренных народов Сибири не была предметом специального исследования.

В исследовании автора были выделены самые многочисленные группы представителей коренных народов Сибири, обучающихся в Новосибирском государственном педагогическом университете (НГПУ): из республик Алтай (алтайцы), Бурятия (буряты), Тыва (тувинцы) и Саха (Якутии) (якуты (саха)).

Республика Алтай (алтайцы). Это один из тюр-коязычных народов Южной Сибири. В дореволюционный период алтайцы не представляли единой этнической общности. Это были отдельные племена: алтай-кижи, кумандинцы, теленгиты, телесы, телеуты, тубалары, челканцы, шорцы. Процесс национальной консолидации алтайцев начался в советский период [7].

Данный этнос проживает в основном на территории Республики Алтай. Исследователь В.Г. Крысько выделял у алтайцев следующие качества: умеренность и простота в обыденной жизни, неприхотливость, стремление к сохранению близких кровнородственных связей в течение жизни многих поколений, уважительное отношение к древним традициям и привычкам, беспрекословное следование им, высокая степень организованности совместных действий [8, с. 86].

Материалы исследований этого этноса свидетельствуют о традиционности народа к своему укладу жизни, простоте отношений и взаимодействии со своим народом даже за пределами своей малой Родины.

Республика Бурятия (буряты). Монголо-язычный народ Сибири. Основная масса народа сосредоточена в республике Бурятия. В IX-XIV веках Забайкалье оказалось в центре монгольских политических событий, в том числе в создании единого Монгольского государства во главе с Чингисханом [9]. Это обстоятельство повлияло на формирование бурятского этноса.

В.Г. Крысько отмечал у бурят «выдержанность, рассудительность, немногословность, слабое выражение эмоций и чувств, внутренняя уравновешенность, а с другой — активно функционировали коллективизм, взаимопомощь, взаимовыручка, исполнительность, устойчивость родственных связей, немногословность и сдержанность в межличностных отношениях, уважительное отношение к старшим, стремление обойти острые углы, комфортность, терпеливость во взаимоотношениях» [8, с. 88-89].

Республика Тыва (тувинцы). Тувинцы (самоназвание — тыва) — один из тюркоязычных народов, составляющий основное население Тувы; значительное число тувинцев (около 20 тыс.) проживает в Монгольской Народной Республике. Общая численность тувинцев — примерно 311 тыс. человек. Тувинский язык относится к уйгурской группе тюркских языков [10].

Согласно этнопсихологическому словарю ВГ. Крысько, тувинцы «отличаются большой работоспособностью, настойчивостью, старательностью и выносливостью, стремлением к четкой организации труда, выполнением своих обязанностей в строгом соответствии с поставленными задачами и продуманными планами» [8, с. 86]. В подтверждении слов ученого можно сказать, этот этнос отличается особым отношением к трудовой деятельности и талантам в художественно-прикладном искусстве.

Республика Саха (Якутия) (якуты (саха)). Тюркский народ, коренное население Якутии. Якутский язык принадлежит к тюркской группе языков. Много монголизмов (примерно 30% слов монгольского происхождения), также имеется около 10% слов неизвестного происхождения. В более позднее время присоединились русизмы. В расовом отношении якуты являются представителями центральноази-атского антропологического типа североазиатской расы [11]. В.Г. Крысько выделял, что саха «хорошо подготовлены в физическом отношении, терпеливы, обладают заметными организаторскими способностями» [8, с. 90].

Рассмотрев уникальность каждого представленного народа, хочется подчеркнуть значимость для этих народов образования, включая высшее, которое они стремятся получить в разных вузах страны. Государственные вузы Новосибирска предлагают для абитуриентов обширный выбор перспективных образовательных программ.

Новосибирский государственный педагогический университет (НГПУ) вобрал в себя все лучшие традиции педагогического образования России и мира в целом. НГПУ — крупнейший педагогический вуз страны, в стенах которого ежегодно проводятся международные и межрегиональные научные конференции, семинары, мастер-классы и круглые столы. Он активно сотрудничает с зарубежными партнерами: заключено 6 соглашений о сотрудничестве в области науки, образования и культуры; входит в состав многих международных организаций

54 т-

на правах полноправного члена. Преподаватели, аспиранты и студенты университета проходят стажировки за рубежом, обучаются в международных языковых школах дальнего (Япония, Китай, Франция, Германия, Швеция, Болгария, Италия, США, Турция, Испания, Пакистан, Новая Зеландия), а также ближнего зарубежья (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Молдова, Узбекистан, Азербайджан, Украина, Беларусь). В НГПУ, в рамках мобильного обмена преподавателями, работают преподаватели и научные сотрудники из Японии, Китая, Франции, Польши, Италии, Турции, вузов России. В НГПУ активно ведется научно-исследовательская работа студентов: создано несколько студенческих научных объединений; ежегодно публикуется более 150 студенческих научных работ; организуется участие студентов в российских и региональных конференциях и олимпиадах [12].

В Новосибирский государственный педагогический университет поступают многие из представителей коренных народов Сибири, которые хотят в будущем связать свою жизнь с педагогической деятельностью. География поступающих в 2014 г. (бюджет) представлена ниже, %:

Регион

НСО ..........................................................75

Республика Бурятия ..............................11,1

Республика Саха (Якутия)......................14,1

Иркутская область ..................................21,1

Красноярский край ................................22,1

Республика Тыва ....................................40,2

Кемеровская область..............................86,5

В 2014 г. наблюдался большой интерес у абитуриентов из других регионов к поступлению в НГПУ. Из Республики Тыва только на бюджетные места поступило 40 человек.

При этом встают очень важные аспекты (социально-педагогический и этно-педагогический) профессиональной подготовки представителей коренных народов Сибири. Профессиональная подготовка будущих педагогов не может состояться, до тех пор, пока студент первокурсник не адаптируется ко всем специфическим особенностям данного вуза, города, региона. В связи с этим проблема адаптации студентов является важным аспектом любого вуза.

В педагогических вузах возникает необходимость в моделировании межнационального образовательного пространства, как особой социально-педагогической среды, которая направлена на развитие потенциала студента в культурном и творческом аспектах. Образовательное пространство, построенное с учетом адаптационных процессов, позволит «реализовывать ценностное, уважительное отношение к личности, гуманное отношение между людьми, педагогическую и социально-психологическую поддержку и защиту личности» [13]. Такое образовательное пространство дает возможность студен-

там, представителям коренных народов Сибири, педагогического вуза культурно самовыражаться, приобщаться к мировым и региональным культурно-историческим ценностям, повышать профессиональную подготовку и оттачивать свои навыки в педагогическом мастерстве.

НГПУ по составу студентов является полиэтнич-ным университетом Новосибирска. Здесь обучаются студенты из разных регионов России (Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Саха (Якутия) и т.д.) и зарубежных стран (Казахстан, Кыргызстан, Китай, др.). С учётом этого, в университете актуализирована проблема воспитательной деятельности, организации и реализации мероприятий, направленных на развития межкультурных и межнациональных коммуникаций. Таким примерами в НГПУ могут являться, общеуниверситетские мероприятия, как: «Лунный новый год», «День родного языка», «Масленица», «День Востока», др. [5].

Подобные мероприятия нужны для того, чтобы создать неформальную атмосферу для межкультурного общения. Представителям коренных народов Сибири быстрее адаптироваться и влиться в студенческую среду. На сегодняшний день главным приоритетом образования становится качество межкультурного образования, его адекватность запросам и потребностям российского общества и государства, личности и отношениям между ними на всех уровнях. В НГПУ была организованна сотрудниками кафедры педагогики и методики начального образования социально-педагогическая работа по адаптации представителей коренных народов Сибири, формированию у них культуры межнационального общения.

В организации деятельности по формированию у студентов культуры межнационального общения исследовательская группа опиралась на теоретические основы российских учёных.

Так Л.Ф. Суржикова выделила пять моделей введения национально-регионального этнокультурного компонента в содержании общего образования в вузе, такие как: межпредметную, модульную, монопредметную, комплексную и дополняющую [14].

Межпредметная модель позволит равномерно распределить определенный материал по всем дисциплинам в вузе, где «вопросы национального и регионального своеобразия культуры, социально-экономические проблемы региона, России и стран мирового сообщества рассматриваются здесь в русле общего содержания и рассредоточены по разным дисциплинам и темам» [14, с. 96].

Модульная модель может реализовываться за счет включения в учебные предметы гуманитарного цикла специальных модулей, т.е. тем, которые подчеркнут уникальную особенность каждого региона России, других народов и целых стран. В рамках данной модели, разработаны и введены актуальные

темы, касающихся представителей коренных народов Сибири, их быта, культуры, традиций, смыслов и ценностей. Например: на практических занятиях по дисциплине «Основы религиозных культур и светская этика» — тему «История верования народов России»; на практических занятиях по дисциплине «Здоровьесберегающие технологии в образовании младших школьников» — темы: «Физическое воспитание у народов Южной Сибири и Севера», «Роль национальных детских игр в сохранении здоровья младших школьников» и др.

Монопредметная модель предполагает углубленное изучение представителями коренных народов Сибири этнической культуры своего народа и других, в том числе, истории своей страны и других государств, родного языка, географии на специально выделенных для этой цели дисциплинах курса. Это нашло выражение в таких дисциплинах как «Культура и межкультурное взаимодействие в современном мире», «Поликультурное образование», где рассматриваются такие темы, как «Культура и культурное многообразие мира», «Особенности межличностной коммуникации при межкультурном общении», «Психологические основы межкультурного взаимодействия», «Стереотипы и предрассудки в межкультурном взаимодействии народов мира», «Этнические и социально-экономические особенности региона», «История возникновения и развития поликультурного образования», «Социокультурное окружение учащихся», «Поликультурное образование в общеобразовательных школах Западной Сибири».

Комплексная модель может быть реализована в виде объединенных предметов (интегративных), например, в которой отдельные блоки целых наук, можно связать («Этнопедагогика и этнопсихология», «Математика и информатика»); культура может быть связана с историей народов («Этнокуль-тура народов Сибири»); знание правил родной речи с культурой общения («Русский язык и культура речи») и т.д.

Дополняющая модель реализует изучение студентами культуры народов и воспитание культуры межнационального общения через различные национальные мероприятия, этнические сообщества, соответствующие кружки и секции. Данные мероприятия, деятельность сообществ, кружков и секций помогает приблизить молодёжь к культуре разных народов проживающих в России и за её пределами.

В 2013 г. в НГПУ было организовано творческое объединение (ТО) Института детства «Дружба народов». Данное объединение даёт студенту НГПУ (алтайцу, буряту, тувинцу и якуту, др.) следующие возможности:

• повысить свой научно-исследовательский уровень (участие в конференциях); по дисциплинам, связанным с межкультурным общением и взаимодействием, получить хороший опыт общения и взаимодействия;

• получить дополнительную возможность улучшить навыки системного мышления, анализа и обобщения, стать специалистом в рамках конкретного вопроса и в дальнейшем использовать опыт в написании курсовой и дипломной работы;

• расширить свой кругозор и круг общения; развить коммуникативные возможности, не боятся публичных выступлений;

• пополнить своё портфолио, что позволит ему претендовать на повышенную стипендию во время учёбы, а в дальнейшем, при окончании вуза, представить его при трудоустройстве.

Необходимо отметить, что у всех активистов данного сообщества отмечается повышенный интерес к вопросам, связанных с межнациональным общением. Все они выбрали темы курсовых работ с данным направлением.

Дискуссия является одной из важнейших форм коммуникации. Дискуссия плодотворный метод решения спорных вопросов и вместе с тем своеобразный способ познания. В дискуссии снимается момент субъективности, убеждения одного человека или группы людей получают поддержку других и тем самым определенную обоснованность [15]. Проведение дискуссий о роли молодежи в современном российском обществе, развитие молодежных образовательных проектов и укрепление международных контактов, является одним из эффективных методов формирования культуры межнационального общения [16, с. 39].

Практика показала, что дополнительно к перечисленному для педагогического вуза очень важно проводить мероприятия, которые будут воспитывать у представителей коренных народов Сибири уважение к другим этносам, к принятию уникальности каждой культуры, её ценностей. Ярким примером может являться совместное проведение национальных фольклорных концертов, где студенты видят всю красоту и уникальность национального колорита каждого представленного этноса (в танце, песне, национальном костюме, игре). Проведенный в рамках «Недели этнотолерантности-2014» фольклорный концерт, с представителями из трёх студенческих землячеств (алтайцев, бурятов, тувинцев) показал хорошие результаты.

Алтайское землячество выступило с представлением стихотворения «Алтай» и песни «Саналар» на родном языке. Бурятское землячество выступило с национальным танцем «Йохор», который представил студенческий ансамбль «Саган дали». Тувинское землячество выступило с танцем и песней «Тывам».

В дальнейшем в рамках фольклорного концерта был проведён мастер-класс по национальным играм (алтайцев, казахов, тувинцев, якутов, бурятов, чукчей, хакасов, эвенков), где все участники были разделены на смешенные группы с разным этническим составам вместе со студентами Института детства. После данного мероприятия, у студентов, предста-

вителей коренных народов Сибири были отмечены подъём настроения, интерес к этническим культурам, сформированы основы взаимодействия и коллективизма.

Интересным воспитательным мероприятием также может служить встреча с интересными и выдающимися деятелями культуры, литературы, науки, которые являются представителями определенного этноса. Так в 2012 г. была организованна встреча с выпускником студии «Алтай» Андреем Александровичем Модоровым. В данной школе мальчики обучаются по авторской методике, где обязательно дают детям музыкальное образование, помимо этого, большой акцент направлен на развитие духовности и нравственности.

А.А. Модоров на встречу пришёл в национальном алтайском костюме, и с национальными инструментами (топшур и комус). Он рассказал, как учился в данной студии, ответил на все вопросы студентов, сыграл на национальных инструментах и спел национальные песни. Данная встреча оказала на студентов большое впечатление, многие из студентов заинтересовались культурой народов Алтая, захотели научиться играть на национальных инструментах.

Оказывают существенную помощь при формировании культуры межнационального общения у представителей коренных народов Сибири современные информационные технологии. Примером может служить открывшийся 16 декабря 2013 г. при Институте детства Ресурсный центр научно-методического сопровождения начального образования. Центр оснащен системой видеоконференции, интерактивной доской с возможностью трехмерного изображения, также в кабинете имеется документ-камера, система интерактивного опроса и аудиосистема.

Данный центр позволил расширить возможности преподавателя при проведении различных мероприятий и занятий. Появилась возможность быстро и эффективно входить в пространство Интернета, на расстоянии связываться с различными интересными людьми.

24 февраля 2014 г. Институтом детства (НГПУ, г. Новосибирск) совместно с психолого-педагогическим факультетом (ГАГУ, г. Горно-Алтайск) был организована онлайн-встреча — «Брейн-ринг» на тему «Народы России». Начало действиям положили представления команд, которые дружно продекламировали свои названия и девизы. Программа мероприятия представляла собою ряд заданий на знание традиций и обычаев народов России. Был отдельный конкурс для капитанов команд, а завершились программа анализом ситуации из кинофильма «Класс».

Дополнительным мероприятием посредством Интернета был вебинар на тему «Слова-благопо-желания (алкыш состор) — основа духовно-нравственного воспитания детей», который провела О.Н. Пустогачева, специалист по коренным наро-

дам Сибири и Севера. Обсуждались процессы по использованию слов-благопожеланий при воспитании чувства любви к родному языку, к родной земле и к народам её населяющим; воспитание любви и уважения к родителям, родным, к их занятиям [17, с. 26].

На заключительном этапе для представителей коренных народов Сибири был показан фильм и предложено прочесть книгу «Gruwell Erin. The Freedom Writers Diary». Книга была посвящена учительнице и 150 её подросткам, которые писали, чтобы изменить себя и мир вокруг [18]. По результатам окончательных подсчётов были названы победители. Представители коренных народов Сибири выразили надежду, что в следующем году могут вновь принять участие в интернет-встречах, продолжить изучать новые культуры.

В дальнейшем планируется провести другие мероприятия, посвященные культуре межнационального общения, такие, как интернет-конференции, вебинары, пригласить интересных людей без выезда к нам. Отсюда следует, что современные информационные технологии позволяют межнациональное общение приблизить к большому количеству пользователей, создают реальную возможность вовлечь в процесс взаимодействия большее количество студентов разных вузов.

В процессе проведённой работы, студенты, представители коренных народов Сибири смогли узнать, что их стереотипы, связанные с определёнными этносами были во многом ошибочными, они расширили свой кругозор, научились находить новые пути выхода из конфликтных ситуаций, овладели умением критически мыслить и вести равноправный диалог.

Таким образом, углублённый анализ научной литературы по данному направлению, практический опыт исследовательской группы по организации процесса формирования у студентов НГПУ культуры межнационального общения позволяет говорить о том, что высшее педагогическое образование должно выполнять важную миссию, которая в своей социально-педагогической реализации будет организовывать и направлять студентов, представителей коренных народов Сибири на тот путь, который будет подталкивать каждого из них к получению новых знаний, позволять познавать красоту и уникальность этнокультурного многоцветия каждого народа, проживающего на планете Земля.

Российским школам, где совместно обучаются представители разных этносов и народов РФ с уникальной национальной культурой, с разнообразными национальными традициями и обычаями, психологическим укладом и менталитетом, необходимы квалифицированные педагоги, которые способны реализовать весь свой педагогический потенциал (включая этнокультурный), который они приобрели в процессе обучения в педагогическом вузе [1, с. 278].

М 57

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Егорычев А.М. Национальные духовные традиции в формировании российской системы образования // Aima mater (Вестник высшей школы). — 2010. — № 2. — С. 30-36.

2. Егорычев А.М. Национальное образование как основной фактор социального развития России: традиции и современность // Вестник Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы. — 2009. — № 4. — С. 16-22.

3. Егорычев А.М. Традиции и инновации в мировой системе образования: поиск оптимального варианта // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков. — 2013. — № 7. — С. 129-141.

4. Мардахаев Л.В. Социализация человека как социально-педагогический процесс // Педагогическое образование и наука. — 2009. — № 4. — С. 21-26.

5. Малый Е. Дружба народов в НГПУ // Весь университет. — 2015. — № 3. С. 18-19. Адрес доступа: http://press. nspu.ru/fiie.php/1/_gazet_/71/018.pdf (дата обращения: 26.03.2015).

6. Жуков В.И. Межнациональные отношения в исторической политике государств // Ученые записки Российского государственного социального университета. — 2012. — № 1. — С. 4-7.

7. Алтайцы. Адрес доступа: http://www.ejonok.ru/names/ % D0%90%D0% BB%D1%82% D0% B0%D0% B9%D1%86% D1%8B (дата обращения: 26.09.2015).

8. Крысько В.Г. Этническая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2002. — 320 с.

9. Кто такие Буряты??? Адрес доступа: https://otvet.maii. ru/question/15635083_(дата обращения: 26.09.2015).

10. Тувинцы Адрес доступа: http://www.ejonok.ru/names /%D0%A2%D1%83%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%86 %D1%8B (дата обращения: 26.09.2015).

11. Кто такие Якуты? Адрес доступа: https://otvet.mail. ru/question/74738391 (дата обращения: 26.09.2015).

12. Стратегия развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Новосибирский государственный педагогический университет» на 2010-2015 гг. — Новосибирск: Изд. НГПУ, 2010. — 31 с.

13. Беспалова Е.Н. Система мероприятий, направленных на социальную адаптацию студентов, представителей коренных малочисленных народов Сибири к условиям профессионального образования // III Общероссийская студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» 15-20 февраля 2011 г. Адрес доступа: http://www.rae. ru/forum2011/pdf/1433.pdf (дата обращения: 05.03.2015).

14. Суржикова Л.Ф. Формирование этнической толерантности специалистов по социальной работе в вузе: Дисс. кандидата пед. наук. — М., 2009. — 189 с.

15. Косолапова МА, Ефанов В.И., Кормилин ВА, Боков ЛА. Положение о методах интерактивного обучения студентов по ФГОС-3 в техническом университете: для преподавателей ТУСУР — Томск: ТУСУР, 2012. Адрес доступа: http://www.tusur.ru/export/sites/ru.tusur.new/ru/education/ documents/inside/12.8.doc (дата обращения: 19.04.2014).

16. Агавелян О.К., Касенова Н.Н., Кергилова Н.В. Психологические условия формирования этнической идентичности и этнической толерантности студентов республики Алтай // Сибирский педагогический журнал. — 2012. — № 7. — С. 36-40.

17. Пустогачева О.Н. Слова-благопожелания (алкыш состор) — основа духовно-нравственного воспитания детей // История педагогики естествознания. — 2012. — № 1. — С. 26-27.

18. Gruwell Erin. The Freedom Writers Diary Адрес доступа: http://www.twirpx.com/file/450812/ (дата обращения: 26.09.2015).

EDUCATION OF CULTURE OF INTERETHNIC COMMUNICATION IN A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Kasenova N.N., postgraduate student, Russian state social University, Moscow. E-mail: kasenova_n@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ABSTRACT

The article examines the theoretical and practical experience on the formation of culture of international dialogue among representatives of indigenous peoples of Siberia enrolled in the Siberian Pedagogical University. The author concludes that a specially organized educational work in pedagogical high school, with the assistance of student national communities, including students of the small peoples of Siberia and the Far East (Altai, Buryatia, Tuva, Yakuts, etc.) In the creative national associations, their familiarizing various national activities allows lay a solid foundation for a culture of international dialogue and cooperation. Formation of culture of international dialogue and cooperation also has a positive impact on the overall development of the student youth, their professional training.

Keywords: indigenous peoples of Siberia, the culture of inter-ethnic communication, creative association.

REFERENCES

1. Yegorychev A.M. Alma mater (Vestnik vysshey shkoly). 2010, no. 2, pp. 30-36. (In Russian).

2. Yegorychev A.M. Vestnik Uchebno-metodicheskogo ob»yedineniya vuzov Rossii po obrazovaniyu v oblasti sotsial'noy raboty. 2009, no. 4, pp. 16-22. (In Russian).

3. Yegorychev A.M. Aktual'nyyeproblemy filologii i metodikiprepodavaniya inostrannykh yazykov. 2013, no. 7, pp. 129-141. (In Russian).

4. Mardakhayev L.V. Pedagogicheskoye obrazovaniye i nauka. 2009, no. 4, pp. 21-26. (In Russian).

5. Malyy Ye. Ves' universitet. 2015, no. 3, pp. 18-19. Available at: http://press.nspu.ru/file.php/1Z_gazet_/71/018.pdf (accessed 26.03.2015). (In Russian).

6. Zhukov V.I. Uchenyye zapiski Rossiyskogo gosudarstvennogo sotsial'nogo universiteta. 2012, no. 1, pp. 4-7. (In Russian).

7. Altaytsy [Altaians]. Available at: http://www.ejonok.ru/names/%D0%90%D0%BB%D1%82%D0%B0%D0%B9%D1%86%D1% 8B (accessed 26.09.2015).

8. Krys'ko V.G. Etnicheskaya psikhologiya [Ethnic psychology]. Moscow, Akademiya Publ., 2002, 320 p.

9. Kto takiye Buryaty? [Who are the Buryats?]. Available at: https://otvet.mail.ru/question/15635083 (accessed 26.09.2015).

10. Tuvintsy [Tuvinians]. Available at: http://www.ejonok.ru/names/%D0%A2%D1%83%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%86%D 1%8B (accessed 26.09.2015).

11. Kto takiye Yakuty? [Who are the Yakuts?]. Available at: https://otvet.mail.ru/question/74738391 (26.09.2015).

12. Strategiya razvitiya gosudarstvennogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya vysshego professional'nogo obrazovaniya «Novosibirskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet» na 2010-2015 gg [The development strategy of the Novosibirsk State Pedagogical University for 2010-2015]. Novosibirsk, NGPU Publ., 2010, 31 p.

13. Bespalova Ye.N. Sistema meropriyatiy, napravlennykh na sotsial'nuyu adaptatsiyu studentov, predstaviteley korennykh malochislennykh narodov Sibiri k usloviyamprofessional'nogo obrazovaniya [The system of measures aimed at social adaptation of students, representatives of the indigenous peoples of Siberia to the conditions of professional education]. III Obshcherossiyskaya studencheskaya elektronnaya nauchnaya konferentsiya «Studencheskiy nauchnyy forum» 15-20 fevralya 2011 goda [III All-Russian student e-conference «Student scientific forum» February 15-20, 2011]. Available at: http://www.rae.ru/forum2011/pdf/1433.pdf (accessed 05.03.2015).

14. Surzhikova L.F. Formirovaniye etnicheskoy tolerantnosti spetsialistov po sotsial'noy rabote v vuze. Diss. ... kandidata ped. nauk [Formation of ethnic tolerance of social work at the university. Diss. Cand. Sci.(Ped.)]. Moscow, 2009, 189 p.

15. Kosolapova M.A., Yefanov V.I., Kormilin V.A., Bokov L.A. Polozheniye o metodakh interaktivnogo obucheniya studentov po FGOS-3 v tekhnicheskom universitete: dlya prepodavateley TUSUR [Regulation on methods of interactive teaching students on the GEF-3 at the Technical University: for teachers TUSUR]. Tomsk, TUSUR Publ., 2012. Available at: http://www.tusur.ru/export/sites/ru.tusur.new/ ru/education/documents/inside/12.8.doc (accessed 19.04.2014).

16. Agavelyan O. K., Kasenova N. N., Kergilova N. V. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2012, no. 7, pp. 36-40. (In Russian).

17. Pustogacheva O.N. Istoriyapedagogiki yestestvoznaniya. 2012, no. 1, pp. 26-27. (In Russian).

18. Gruwell Erin. The Freedom Writers Diary. Available at: http://www.twirpx.com/file/450812/ (accessed 26.09.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.