ВОСПИТАНИЕ КОМАНДИРСКИХ КАЧЕСТВ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И.Н. Хромов
В статье рассматриваются методические приемы, позволяющие в процессе военной подготовки формировать у будущих педагогов профессионального обучения педагогическое мышление.
В современных условиях в системе образования осуществляется переход на новые ценности и новое понимание смысла развития, воспитания и психологической поддержки личности. Правомерно вести речь и о совершенствовании педагогического процесса и современного педагогического мышления. Ведь глубинной сутью, главной задачей педагогической деятельности является возвышение человека, утверждение и развитие всего лучшего, что заложено в нем, т.е. индивидуальных качеств, освоение индивидуумом норм общественной морали, культивирование внутренней свободы и творчества. Практика показывает, что этот процесс является сложным, противоречивым и неравномерным. Формируется новая культура воспитания, открывающая выход воспитания на гуманистическую модель, освоение демократических способов организации жизни в образовательных учреждениях всех типов, видов и категорий, а также в армии и на флоте [1].
Наряду с важностью всех направлений воспитания для всех граждан Российской Федерации возрастает его роль в воспитании воспитателей, т.е. будущих руководителей предприятий, организаций и даже государств, но особенно это актуально для формирования педагогического мышления будущих педагогов и офицеров-воспитателей. Формирование педагогического мышления у педагогов профессионального обучения в области компьютерных технологий в ходе военной подготовки студентов имеет свои особенности. Прежде всего, утверждать новое педагогическое мышление - значит, учитывать свойства самого мыслительного процесса, его возможности. Важно в рамках нового педагогического мышления мобилизовать интеллект на продуктивный поиск эффективных путей повышения результативности и качества учебно-воспитательного процесса.
Концепция поддержания обороноспособности нашей страны в современных условиях предусматривает комплектование до половины первичных офицерских должностей в Вооруженных Силах Российской Федерации офицерами, прошедшими военное обучение по программам подготовки офицеров запаса в гражданских образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Из этого вытекает задача повышения качества подготовки офицеров запаса на военных кафедрах вузов. Образование, включающее обучение и воспитание специалистов, предусматривает привитие им всех профессионально значимых качеств необходимых не только современному руководителю предприятия, организации и т.д., но и офицеру-воспитателю.
Основными направлениями воспитания студентов как будущих педагогов и офицеров в современных условиях являются следующие: государственно-патриотическое; профессиональное (военно-профессиональное); духовно-нравственное; социально-правовое; экологическое; физическое [2].
Важнейшей формой воспитания командирских качеств будущих педагогов и офицеров является самовоспитание. Педагогический анализ процесса самовоспитания студентов позволяет говорить о ряде логически взаимосвязанных и взаимообусловленных этапов работы человека над собой. Подробнее об этом говорилось ранее [3].
Начальным этапом в самовоспитании выступает самопознание. Самопознание представляет собой сложный процесс определения своих способностей и возможно-
стей, уровня развития требуемых качеств личности. Методически правильно организованное самопознание осуществляется по трем направлениям - самосознание себя, самоизучение, самооценка [4].
Самосознание позволяет студенту, проходящему военное обучение по программам подготовки офицеров запаса, глубже осознать и уяснить систему требований, предъявляемых к нему не только как к будущему специалисту конкретной воинской специальности, но и как к будущему офицеру-воспитателю, понять свои задачи и представить перспективу своего дальнейшего развития.
Практика убеждает: уровень педагогического мастерства офицеров самым непосредственным образом влияет на качество обучения и воспитания студентов, высокие результаты в военном обучении по программам подготовки офицеров запаса.
Исходя из квалификационных требований, выпускник военной кафедры гражданского учебного заведения профессионального образования - офицер запаса должен:
• обладать развитым абстрактно-логическим мышлением, собственным компетентным мнением, уметь принимать обоснованные решения в нестандартных условиях обстановки и организовывать их выполнение;
• знать требования к организации боевой подготовки в армии и на флоте, уметь планировать мероприятия по поддержанию и совершенствованию боевой и мобилизационной готовности, проводить учения, учебные занятия и тренировки по боевой подготовке;
• знать психолого-педагогические основы управленческой деятельности, уметь воспитывать подчиненных, поддерживать крепкую воинскую дисциплину и высокое морально-психологическое состояние личного состава, обеспечивать безопасные условия служебной деятельности;
• обладать культурой межнационального общения, уметь сплачивать личный состав, укреплять дружбу между воинами различных национальностей, обеспечивать учет и уважение их национальных чувств, традиций и обычаев;
• обладать твердой и непреклонной волей, уметь контролировать свои эмоции и чувства и волю других;
• иметь развитое чувство собственного достоинства, уметь постоять за себя, защитить свое личное достоинство и уважать достоинство других;
• уметь видеть главное в работе, четко определять цели и проявлять настойчивость в их достижении, осуществлять подбор исполнителей и рационально распределять обязанности между ними, доводить начатое дело до конца, контролировать исполнение приказов и распоряжений подчиненными;
• знать основы работы с людьми, проявлять чуткость и внимательность к подчиненным, сочетать высокую требовательность и принципиальность с уважением их личного достоинства;
• знать и точно соблюдать правила и положения, установленные воинскими уставами, законами, иметь образцовый внешний вид и строевую подтянутость;
• владеть компьютерными технологиями сбора, хранения, обработки и использования информации;
• обладать стремлением к самосовершенствованию, уметь планировать профессиональную карьеру, профессиональное и личностное саморазвитие, приобретать новые знания и использовать для этого современные информационные образовательные технологии;
• обладать верой в себя, в свои силы и способности, в свое призвание, в правильность выбора жизненного пути, в успех;
• знать и неукоснительно соблюдать правила воинского этикета, проявлять вежливость и тактичность в отношении со старшими командирами и начальниками, товарищами по службе и подчиненными;
• быть честным и порядочным, сохранять незыблемую верность слову, единству слова и дела [5].
Все эти качества - знания, навыки и умения - правомочно определить под единым термином - командирские качества.
Рассмотрим, каким же образом и благодаря каким методическим приемам, применяемым во время обучения по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах, осуществляется формирование педагогического мышления у будущих педагогов профессионального обучения.
Прежде всего, педагогическое мышление есть определенное видение и понимание учителем ученика, самого себя, окружающего мира, выступающее основанием для вычленения и решения задач в педагогическом взаимодействии. В свою очередь, практическое педагогическое мышление - это анализ конкретных педагогических ситуаций с использованием теоретических закономерностей развития педагогического взаимодействия и принятие на основе этого реального педагогического решения, которое воплощается [6].
Таким образом, рассмотрев исследуемую проблему, можно выдвинуть гипотезу: военная подготовка способна существенно влиять на формирование будущих педагогов, на их психологическую адаптацию к профессиональной деятельности, на формирование у них педагогического мышления.
Это обусловлено тем, что, согласно государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования, военная подготовка проводится в объеме 450 академических часов и 225 часов самостоятельной работы студентов за время обучения в вузе. Кроме этого, студенты проходят дополнительную практику в период проведения учебных военных сборов в войсковых частях и на кораблях, на которую отводятся 144 часа аудиторного времени и 71 час самостоятельной работы студентов. Общая трудоемкость военного обучения по программам подготовки офицеров запаса -1008 часов, что составляет, как правило, свыше 10% общего объема часов освоения основной образовательной программы.
Рассмотрим пути достижения поставленных перед нами целей и применяемые при этом методические приемы.
Обладание развитым абстрактно-логическим мышлением, собственным компетентным мнением достигается высоким уровнем подготовки по дисциплинам, составляющим общефедеральный компонент ГОС ВПО.
Умение принимать обоснованные решения в нестандартных условиях обстановки и организовывать их выполнение, прививаемое на военной кафедре, позволяет будущему педагогу более уверенно строить учебно-воспитательный процесс и в учебном заведении. Умение базируется на полученной в вузе педагогической практике и совершенствуется во время военного обучения.
Знание требований к организации боевой подготовки в армии и на флоте, умение планировать мероприятия по поддержанию и совершенствованию боевой и мобилизационной готовности, проводить учения, учебные занятия и тренировки по боевой подготовке - это только разновидность педагогической практики, привязанная к военно-профессиональному обучению, позволяющая шире представлять диапазон конкретных педагогических ситуаций, которая достигается благодаря глубокому изучению руководящих документов и отработки навыков в учебные часы.
Знание психолого-педагогических основ управленческой деятельности, умение воспитывать подчиненных, поддерживать крепкую воинскую дисциплину и высокое морально-психологическое состояние личного состава, обеспечивать безопасные усло-
вия служебной деятельности - эти качества, заложенные в часы профессиональной подготовки, совершенствуются благодаря глубокому изучению правовых документов в курсах общественно-государственной подготовки и воинских уставов, регламентирующих повседневную деятельность личного состава.
Обладание культурой межнационального общения, умение сплачивать личный состав, укреплять дружбу между воинами различных национальностей, обеспечивать учет и уважение их национальных чувств, традиций и обычаев, как нигде, необходимы в Вооруженных Силах. Данный фактор значительно влияет на взгляды, установки, позиции, поведение и действия военнослужащих, что позволяет освоившему его будущему педагогу увереннее чувствовать себя в многонациональной аудитории обучаемых.
Обладание твердой и непреклонной волей, умение контролировать эмоции, чувства и волю других, достигающее наивысшей точки в период прохождения учебных военных сборов, позволяет будущему педагогу управлять любым коллективом. Студент, готовящий себя как будущего офицера запаса, которому предстоит руководить подчинёнными, должен вырабатывать у себя эмоционально-волевую устойчивость и следующие правила поведения: постоянно сохранять спокойствие, не выражать волнения внешне; никогда не принимать необдуманных решений; тщательно взвешивать и анализировать свои поступки; не поддаваться первому впечатлению; не отступать перед трудностями; на учебных занятиях и дежурстве действовать с полной отдачей сил.
Развитое чувство собственного достоинства, умение постоять за себя, защитить свое личное достоинство и уважать достоинство других - важное качество педагога, формируемое всем укладом военного обучения.
Знание основ работы с людьми, умение проявлять чуткость и внимательность к подчиненным, сочетать высокую требовательность и принципиальность с уважением их личного достоинства основывается на педагогической составляющей подготовки педагогов по основной специальности. На совершенствование этих качеств существенно влияет личная примерность офицеров военных кафедр.
Знание и точное соблюдение правил и положений, установленных воинскими уставами, законами, поддержание образцового внешнего вида и строевой подтянутости -значимые качества офицеров, позволяющие будущим педагогам решать многие задачи в педагогическом взаимодействии.
Владение компьютерными технологиями сбора, хранения, обработки и использования информации есть особенность военной подготовки будущих специалистов образовательной отрасли «Информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии», т.е. их профессиональная педагогическая подготовка. Студенты названной специальности не только самостоятельно разрабатывают компьютерные обучающие программы, используемые в учебном процессе, но и квалифицированно объясняют другим студентам правила работы с программами. Для разработки подобных программ студенты должны очень глубоко изучить соответствующую тему, а также динамику моделируемых процессов. Это способствует более глубокому изучению теоретических положений и выработке практических навыков в обслуживании вооружения и военной техники.
Стремление к самосовершенствованию, умение планировать профессиональную карьеру, профессиональное и личностное саморазвитие, приобретать новые знания и использовать для этого современные информационные образовательные технологии -важная черта современного офицера, способствующая, в том числе, развитию будущего педагога. Вера в себя, в свои силы и способности, в свое призвание, в правильность выбора жизненного пути, в успех - это качество, как никому другому, свойственно будущим специалистам образовательной отрасли «Информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии» и прививается методом упражнения при решении различных задач.
Честность и порядочность, верность слову, единству слова и дела - основа основ педагогического мышления, прививаемая во время всего обучения в вузе и особенно военной подготовки с использованием различных методических приемов.
В заключение хочется отметить, что программы подготовки офицеров запаса и воспитания командирских качеств будущих педагогов реально выполняются.
Непременным условием результативного воспитания командирских качеств выступает систематическая и целеустремленная работа по формированию и совершенствованию положительных и устранению отрицательных качеств личности в соответствии с программой воспитания командирских качеств.
Под методами воспитания командирских качеств понимается некая совокупность приемов разнородного педагогического воздействия на человека со стороны его самого и общества в интересах выработки требуемых личностных качеств. Прием же следует рассматривать как более частное воздействие на человека, представляющее в каждом конкретном случае какой-то единичный акт.
Система методов и приемов воспитания командирских качеств для каждого будущего офицера индивидуальна. Вместе с тем, анализ практики воспитания командирских качеств позволяет выделить группу наиболее эффективных методов - самоубеждение, самообязательство, самоорганизация жизни и деятельности, аутотренинг, самоконтроль, а также соответствующие методы, применяемые офицерами-воспитателями.
В основе метода аутотренинга лежит эмоционально-волевая тренировка, суть которой заключается в развитии способностей к воздействию на психорегулирующие процессы. В ходе таких тренировок человек в состоянии сам себе создать модель представлений, чувств, эмоций, состояний, а также ввести эту модель в свою психику путем сосредоточения внимания или многократного повторения.
Рассмотренные методы воспитания командирских качеств на практике реализуются совокупностью различных однородных по своему педагогическому предназначению приемов. К числу наиболее распространенных приемов воспитания командирских качеств у будущих педагогов профессионального обучения относятся самовнушение, самоупражнение, самокритика, самопоощрение, самопринуждение, самонапоминание, самоотчет [3].
Анализ процесса воспитания командирских качеств дает основание заключить, что это сложный и многоплановый педагогический процесс с присущими ему внутренними противоречиями. Процесс работы будущих офицеров над собой не должен уходить из поля зрения профессорско-преподавательского состава военных кафедр, он должен рассматриваться как составляющая часть процесса формирования педагогического мышления и кафедры технологий профессионального обучения. Им необходимо постоянно управлять, осуществлять педагогическое руководство.
В настоящей статье рассмотрено влияние педагогических приемов, применяемых в ходе военной подготовки, на формирование у будущих педагогов специальности «Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии)» педагогического мышления, на их психологическую адаптацию к профессиональной деятельности, воспитание в них смелости, решительности, патриотизма, умения достигать поставленных перед собой целей [4].
Литература
1. Потеев М.И., Горлушкина Н.Н. Инновационная направленность воспитания воспитателей при подготовке педагогов профессионального обучения и преподавателей высшей школы. / Межвузовский сб. научно-метод. ст. «Проблемы подготовки преподавателей высших учебных заведений по воспитательной работе со студентами в
современных условиях». Под ред. А.С. Бургонского. СПб: СПб ГУ ИТМО., 2004. С. 247-258.
2. Хромов И.Н. Формирование патриотизма у студентов - будущих педагогов профессионального обучения в области компьютерных технологий в ходе военного обучения. / Межвузовский сб. научно-метод. ст. «Проблемы подготовки преподавателей высших учебных заведений по воспитательной работе со студентами в современных условиях». Под ред. А.С. Бургонского. СПб: СПб ГУ ИТМО., 2004. С. 266-272.
3. Гавриш В.М., Хромов И.Н. Методика самовоспитания командирских качеств у студентов, проходящих военное обучение по программам подготовки офицеров запаса / Научно-тех. вестник СПб ГУ ИТМО. Вып. 12. СПб: СПб ГУ ИТМО, 2004. С. 207210.
4. Корчемный П.А., Лаптев Л.Г., Михайловский В.Г. Военная психология и педагогика: Учебн. пособие. М. Совершенство, 1998. 384 с.
5. Хромов И.Н. О влиянии военной подготовки студентов специальности «Профессиональное обучение» на формирование педагогов профессионального обучения. / Межвузовский сборник научно-методических статей «Информационные технологии в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании». Под ред. проф. М.И. Потеева. СПб: СПб ГУ ИТМО. 2003. С. 84-92.
6. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2001. 176 с.