Научная статья на тему 'Воспитание коллективизма у учащихся в процессе занятий в школьном оркестре'

Воспитание коллективизма у учащихся в процессе занятий в школьном оркестре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1357
341
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / КОЛЛЕКТИВИЗМ / ЗАНЯТИЯ В ШКОЛЬНОМ ОРКЕСТРЕ / САМОУПРАВЛЕНИЕ В КОЛЛЕКТИВЕ / СТАДИИ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВИСТСКИХ ОТНОШЕНИЙ / EDUCATION / COLLECTIVISM / LESSONS AT SCHOOL ORCHESTRA / SELF-GOVERNMENT OF COLLECTIVE / STAGES OF DEVELOPMENT COLLECTIVE ATTITUDES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гиндин М. Д., Терехов П. П.

В статье рассматривается роль воспитания коллективизма через музыкальное образование учащихся в процессе занятий в школьном оркестре на примере детей обычных и коррекционных школ Израиля, раскрыты этапы развития коллективистских отношений в оркестровом коллективе в условиях его деятельности в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гиндин М. Д., Терехов П. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education of collectivism of pupils in the process of lessons in the school orchestra

In the article we consider a significance of education in collectivism through music upbringing of pupils in the process of lessons at school orchestra. We can see it for example, in usual’s and correct schools of Israel. There are open stages of education collective attitudes in the orchestra, in conditions of his activities at school

Текст научной работы на тему «Воспитание коллективизма у учащихся в процессе занятий в школьном оркестре»

УДК 373.1

М.Д.Гиндин, П.П.Терехов

ВОСПИТАНИЕ КОЛЛЕКТИВИЗМА У УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ В ШКОЛЬНОМ ОРКЕСТРЕ

В статье рассматривается роль воспитания коллективизма через музыкальное образование учащихся в процессе занятий в школьном оркестре на примере детей обычных и коррекционных школ Израиля, раскрыты этапы развития коллективистских отношений в оркестровом коллективе в условиях его деятельности в школе.

Ключевые слова: воспитание, коллективизм, занятия в школьном оркестре, самоуправление в коллективе, стадии развития коллективистских отношений.

M.D.Gindin, P.P.Terekhov EDUCATION OF COLLECTIVISM OF PUPILS IN THE PROCESS OF LESSONS IN THE SCHOOL ORCHESTRA

In the article we consider a significance of éducation in collectivism through music upbringing of pupils in the process of lessons at school orchestra. We can see it for example, in usual's and correct schools of Israel. There are open stages of education collective attitudes in the orchestra, in conditions of his activities at school.

Key words: education, collectivism, lessons at school orchestra, self-government of collective, stages of development collective attitudes.

Среди различных видов искусства одним из ведущих по силе воздействия на людей является музыка в силу специфичности ее эмоционального содержания. Она является наиболее действенным средством пробуждения в человеке человека. Поэтому музыка играет важную роль в деле воспитания молодежи.

Большой художественно-нравственный потенциал имеется у оркестрового исполнительства, которое не только развивает музыкальные способности детей, их художественный вкус, но и содействует развитию общих способностей и определенных черт характера, важнейшей из которых является коллективизм. Проблема формирования коллективизма у детей и молодежи чрезвычайно актуальна в настоящее время, т.к. всё явственнее наблюдается тенденция обособления личности. В наше время в большинстве своём людей интересуют личные проблемы, в связи с этим проблемы коллектива уходят на второй, а порой на третий и четвертый план. Поэтому необходимость сплочения людей и, в первую очередь, детей и молодежи, выдвигается в качестве основных задач.

Проблема развития коллективистских качеств личности возникла очень давно, ещё в первобытном обществе, когда слово «коллектив» был синонимом слова «жизнь». Эта проблема переходила из века в век и является актуальной и для нашего времени.

Необходимость коллективистского воспитания учащихся в условиях целенаправленной учебно-воспитательной работы в школе широко пропагандировали выдающиеся советские педагоги Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий и др. Основной целью воспитания, как считал А.В.Луначарский, должно быть всестороннее развитие такой личности, которая умеет содружествовать, которая связана с другими сочувствием и мыслью социально.

Современная концепция воспитательного коллектива (Т.А.Куракин, А.И.Новикова, А.В.Мудрик) рассматривает его как своеобразную модель общества, отражающую не столько форму его организации, сколько те отношения, которые ему присущи, ту атмосферу, которая ему свойственна, ту систему человеческих ценностей, которая в нем принята. При этом детский коллектив рассматривается как модель, в которой отражаются отношения сегодняшнего дня, общества и тенденции его развития. Для общества детский коллектив, будучи его ячейкой, является средством достижения стоящих перед ним задач, а для ребенка он выступает, прежде всего, своеобразной средой его обитания и освоения опыта, накопленного предшествующими поколениями.

Оркестр - музыкальный коллектив, деятельностью которого является творческий процесс инструментального исполнительства, организованный творческими целями и задачами. В коррекционной школ в г.Бэйт Шемеш, Израиль, где один из авторов статьи М.Д.Гиндин работает с детьми, требующими коррекции в учебе и поведении, каждый класс превращается в музыкальный ансамбль (небольшие группы - 5-7 человек). К каждому празднику с каждым классом - ансамблем изучаются общие музыкальные произведения, а на общешкольном концерте все выступают вместе как один большой оркестр.

Класс (формальный первичный коллектив) - это объединение учащихся, связанных совместной деятельностью. Черты: небольшое количество детей, заметно выраженная разновозрастность состава (неравномерность развития детей, обусловленная неодинаковой тяжестью дефекта), существование параллельных групп с идентичным составом учащихся.

В коллективе существуют микрогруппы, стихийно возникающие на ситуационно-эмоциональной основе, начинаются они с 2-3 человек. Интересы и действия их не всегда совпадают с интересами коллектива. Есть дети-одиночки, дети-активисты, количество которых возрастает с возрастом детей. Стоит задача: создать предпосылки для успешного формирования в классе коллективистских связей и отношений.

Важнейшей функцией коррекционно-воспитательной работы в этом направлении является постоянный подъем ребенка на новый уровень развития путем формирования новых личностных качеств и перестройки сложившейся у него жизненной позиции из личностно-индивидуального в коллективистское, в новые виды деятельности и общения. Достигается это не назидательными беседами, а организацией жизнедеятельности детей и созданием благоприятных для этого условий. Приемы таковы:

• накопление у детей опыта совместной деятельности и общения, способствующих их сплочению в коллектив (деятельность педагога направлена на вопросы урегулирования межличностных взаимоотношений в какой-то из общностей детей; педагог вмешивается в процесс образования микрогруппы, регулирует его, учитывая психофизические возможности, оказывает влияние на выдвижение активистов, но не без согласия большинства детей);

• формирование актива детей, коллектива (на первом этапе - учитель и воспитатель, постепенно роль организатора переходит к детскому активу: старосте и т.д.);

• создание нормального социально-психологического микроклимата в коллективе (воспитание у детей сочувствия, устранение озлобленности).

Педагоги программируют деятельность органов самоуправления, направляют каждое их действие, учат искусству руководства другими. Затем постепенно освобождают учащихся от опеки, дают им инициативу и самостоятельность.

В целях развития общественной сознательности и активности учащихся во вспомогательной школе, как и в массовой, существует ученическое самоуправление. Воспитательные задачи успешно решаются в тех школах, где организовано самоуправление. Происходит перестройка жизненных позиций из пассивных в активные: привычка трудиться на пользу коллектива, ставить общественные интересы выше личных. Структуру самоуправления организуют:

1. Внутриансамблевая деятельность (осуществляют отдельные учащиеся: староста, дежурный и лица, выполняющие поручения (расставить стулья, пульты и разложить инструменты перед началом занятия ансамбля). Их деятельностью руководит учитель.

2. Общешкольный оркестр (имеет коллективный орган). Содействует сплочению коллектива, выступает как действенное средство воспитания личности.

В младших классах учитель временно берет на себя основные функции управления. В старших - обязанности по организации работы класса возлагаются на старосту.

Какова роль коллектива в воспитании требующих коррекции детей и особенности формирования детского коллектива во вспомогательной школе? Детский коллектив - это устойчивая социально-психологи-ческая общность, которая является разновидностью трудового коллектива общества и характеризуется:

• постоянным и длительным пребыванием детей вместе, в одном и том же составе;

• наличием единой цели и задач в деятельности коллектива;

• сообща выполняемой деятельностью (учебной, трудовой, игровой, общественной);

• наличием определённой организации с органами самоуправления;

• единством стиля поведения и отношений, обязательными для всех дисциплиной и ответственностью, отношениями равенства, дружбы и товарищества, взаимного понимания и помощи.

Роль детского коллектива во вспомогательной школе весьма значительна. Ведь именно через коллективную деятельность требующие коррекции учащиеся на практике овладевают нравственными нормами поведения. Социальное развитие этих детей, понимание норм общественной морали, что необходимо для самостоятельной жизни и участия в общественном производстве, осуществляется в процессе жизни и развития ребенка в коллективе.

Приобретенные в коллективе формы сотрудничества переходят в индивидуальные формы поведения ребенка. Это, как указывал Л.С.Выготский, является принципом построения высших психических функций и их становления.

Во вспомогательной школе это важнейшее направление воспитательной работы значительно осложнено, так как оно находится в прямой зависимости от специфики состава учащихся, что в свою очередь оказывает определяющее влияние на развитие коллектива.

Личностные и деловые отношения между умственно отсталыми детьми складываются весьма трудно и медленно. Эти дети, как правило, недостаточно коммуникабельны, им присущи неадекватность реакций, неспособность глубоко осознать характер своих отношений с окружающими. Весьма характерным проявлением в поведении умственно отсталых детей является неумение понять интересы партнера по общению и, в особенности, соотнести свои конкретные личные интересы с общими интересами коллектива.

У учащихся вспомогательной школы (особенно в младших классах) основная часть признаков коллектива слабо выражены, а то и вовсе отсутствуют. Социальные отношения умственно отсталых детей вначале имеют сугубо личностный характер. Доминирует забота о собственном комфорте и сохранении себя (в силу недугов, переживаний и раздражении и т.д.).

Хорошо организованный детский коллектив - прообраз коллектива взрослых. Усваивая нормы поведения, сложившиеся в коллективе сверстников, ученик тем самим готовится к жизни в коллективе взрослых людей. Умственно отсталый школьник, затрудняющийся в усвоении этических правил, находит здесь яркие и близкие ему примеры, стимулирующие к положительным поступкам, благодаря чему нравственное ему становится яснее, а поступки более продуманными. Личные чувства и переживания, как и поступки, чётче регулируются сознанием чувства ответственности за себя и коллектив.

Воспитательное влияние коллектива на умственно отсталого ребенка не возникает автоматически, с момента включения в него. Умственно отсталым детям, как и нормальным, свойственно влечение к другим людям, контактам с ними, из которых впоследствии развиваются коллективистские отношения.

В формировании коллектива учащихся вспомогательной школы одним из важных факторов является правильная организация музыкально-оркестровой деятельности. Трудно переоценить воздействие коллектива на личность ребенка в процессе музыкальной деятельности. Большое значение в общении умственно отсталых учащихся имеют их коммуникативные возможности и оркестровой деятельности.

К предпосылкам, которые способствуют формированию детского оркестрового коллектива в школе, относятся:

► Педагогическое руководство детским коллективом.

► Наличие перспективы (близкой - научиться играть на инструменте, средней - выступать в школе, далекой - выступление за пределами школы).

► Наличие органов самоуправления (староста, ответственные за подготовку класса к репетиции ансамбля).

► Создание и сбережение позитивных традиций.

► Наличие необходимого тона и стиля в коллективе.

► Организация коллективной деятельности учащихся для достижения целей.

► Обеспечение системы параллельного действия в коллективе.

► Особенности работы по созданию и укреплению детского оркестра в школе.

► Преодоление у детей психических наслоений, тормозящих сплочение коллектива.

► Направленность коррекционной работы на преодоление инертности общения детей и ограниченности его поля.

► Направленность коррекции на преодоление общественной пассивности и индиферентности детей.

► Формирование новых личностных качеств и перестройка сложившейся у ребенка жизненной позиции.

► Накопление у детей опыта совместной деятельности и общения.

► Создание нормального социально-психологического климата в коллективе.

►Активное вмешательство руководителя оркестра в процесс образования коллектива и его руководящая

роль.

Формирование детского оркестрового коллектива во вспомогательной школе можно разделить по стадиям:

Первая стадия. Учитель (руководитель оркестра) решает воспитательные задачи единолично. Ученики занимают нейтральную позицию, сосредотачивая все внимание на своем поведении. Господствующее положение принадлежит межличностным отношениям, в которых лишь в зачаточном состоянии находится ориентация на класс. Детский коллектив является лишь объектом воспитания.

Вторая стадия. У части учеников происходит перестройка с пассивной на активную социальную позицию, они начинают оказывать свое определенное воспитательное влияние на других школьников. Учитель в решении воспитательных задач уже не одинок, а опирается на детский актив, как на своих помощников. Происходит процесс преобразования межличностных отношений во внутри коллективные. Однако последние еще не занимают господствующего положения, поскольку создателем является лишь небольшая часть коллектива.

Третья стадия. Руководящая роль воспитателя сохраняется, но при этом все ученики, за немногим исключением, занимают активную позицию в воспитательном процессе, господствующее положение приобретают коллективные отношения. Связи между отдельными детьми настолько укрепляются, что возникает такое единство, социальная целостность, когда созревают все черты, характеризующие общность детей как коллектив. Он начинает действовать как мощная воспитательная сила.

При правильно организованной работе оркестрового коллектива, при развитом самоуправлении его участников создаются условия для выработки и проявления у них определенных норм поведения, общения с товарищами, уважения к труду учителя, дисциплины, воли, чувства ответственности и целеустремленности, серьезного отношения к порученному делу, внимания и усидчивости, стремления отдать свои способности общему делу. Все эти и многие другие качества развиваются именно в коллективных занятиях. Осознание детьми значимости их совместной деятельности, общности цели, зависимости каждого из них от успеха всех, успеха всего коллектива от успеха каждого участника оркестра способствует интенсивному развитию всех способностей и качеств личности учащихся. Коллективное творчество, общение в коллективе - основа воспитательной системы, организованной с помощью средств оркестровой деятельности.

В Израиле много делается для того, чтобы дети с ограниченными возможностями могли жить полноценной жизнью. Для них создаются кружки, клубы по интересам. После 21 года они живут отдельно от родителей на квартире вместе с воспитателями по одному человеку в комнате, имеют персональный компьютер и телевизор. На квартире их учат жить самостоятельной жизнью, следить за порядком, ходить в магазин, помогать товарищам, быть дежурными, то есть жить в коллективе. Как я считаю, навыки коллективизма, которые они приобрели в нашей школе, занимаясь в оркестре, им необходимы для их социализации в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.