Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ КАК ТРАДИЦИОННАЯ ЦЕННОСТЬ И АКТУАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА'

ВОСПИТАНИЕ КАК ТРАДИЦИОННАЯ ЦЕННОСТЬ И АКТУАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
399
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТЫВАЮЩАЯ СРЕДА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / МЕТОД АНКЕТИРОВАНИЯ / ВОСПИТАНИЕ / ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПАТРИОТИЗМ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Огоновская А.С., Огоновская И.С.

В статье рассматривается понятие «воспитание», выделяются его ключевые признаки, анализируются факторы, влияющие на процесс воспитания и затрудняющие воспитательные практики в образовательных учреждениях, актуализируются провозглашенные государством цели и задачи образования и воспитания как его составной части, представляются общие компетенции ФГОС СПО с позиции воспитательных результатов. Теоретическая часть работы посвящена осмыслению воспитания как явления, а также особенностям формулирования данного понятия в законе «Об образовании в Российской Федерации» и отражения в стандартах СПО. В практической части статьи приводятся результаты проведенного на базе Свердловского областного музыкально-эстетического колледжа исследования ценностных ориентиров будущих педагогов, которое позволяет видеть последствия влияния факторов на современную молодежь. Проанализировав результаты анкетирования, авторы публикации предложили пути создания воспитывающей среды в образовательном учреждении. Работа адресована профессионально-педагогическому и научному сообществу системы среднего профессионального образования, а также заместителям директоров по воспитательной работе и педагогам общеобразовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATIVE EDUCATION AS A TRADITIONAL VALUE AND RELEVANT SOCIAL PRACTICE

The authors of the article consider the concept of “upbringing” and highlight its key features, analyze the factors that affect the upbringing process and complicate educational practices in educational institutions. They actualize the state-proclaimed goals and objectives of education in general and upbringing as its component and present the general competencies of the FSES SPE from the standpoint of educational results. The theoretical part of the work focuses on comprehending the concept of “education” as a whole and the specifics of its formulation in the law “On Education in the Russian Federation” and in vocational education standards. The practical part of the article is related to the study of the value orientations of future teachers, carried out on the basis of the Sverdlovsk Regional College of Music and Aesthetics, which makes it possible to see the consequences of the influence of the factors on modern youth. Based on the findings of the survey, the authors of the publication propose ways to create an educational environment in an educational institution. The work is addressed to the professional-pedagogical and scientific community of the secondary vocational education system, as well as to deputy directors for educational work and teachers of general educational organizations.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ КАК ТРАДИЦИОННАЯ ЦЕННОСТЬ И АКТУАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА»

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

профессиональное образование и рынок труда

vocational education and labour market

Воспитание как традиционная ценность и актуальная социальная практика

А. С. Огоновская1, И. С. Огоновская2

Свердловский областной педагогический колледж, Екатеринбург, Россия Специализированный учебно-научный центр (СУНЦ) Уральского федерального университета, Екатеринбург, Россия

Огоновская Анжелика Станиславовна — кандидат педагогических наук, преподаватель Свердловского областного педагогического колледжа, ORCID: 0000-00026995-7252, e-mail: a.ogonovskaja@yandex.ru

Огоновская Изабелла Станиславовна — кандидат исторических наук, доцент Специализированного учебно-научного центра (СУНЦ) Уральского федерального университета, ORCID: 0000-0002-0834-6757, e-mail: izabella-irro@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается понятие «воспитание», выделяются его ключевые признаки, анализируются факторы, влияющие на процесс воспитания и затрудняющие воспитательные практики в образовательных учреждениях, актуализируются провозглашенные государством цели и задачи образования и воспитания как его составной части, представляются общие компетенции ФГОС СПО с позиции воспитательных результатов. Теоретическая часть работы посвящена осмыслению воспитания как явления, а также особенностям формулирования данного понятия в законе «Об образовании в Российской Федерации» и отражения в стандартах СПО. В практической части статьи приводятся результаты проведенного на базе Свердловского областного музыкально-эстетического колледжа исследования ценностных ориентиров будущих педагогов, которое позволяет видеть последствия влияния факторов на современную молодежь. Проанализировав результаты анкетирования, авторы публикации предложили пути создания воспитывающей среды в образовательном учреждении. Работа адресована профессионально-педагогическому и научному сообществу системы среднего профессионального образования, а также заместителям директоров по воспитательной работе и педагогам общеобразовательных организаций.

Ключевые слова: воспитывающая среда, педагогическое образование, профессиональное образование, гражданственность, метод анкетирования, воспитание, общие компетенции, патриотизм, педагогический колледж

Статья поступила в редакцию 2 мая 2021 г

Для цитирования: Огоновская А. С., Огоновская И. С. Воспитание как традиционная ценность и актуальная социальная практика // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 3. С. 33-48. https://doi.Org/10.52944/PORT.2021.46.3.004

© Огоновская А. С., Огоновская И. С., 2021

профессиональное

образование и рынок труда ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

vocational education and labour market

Formative education as a traditional value and relevant social practice

A. S. Ogonovskaya1, I. S. Ogonovskaya2

1Sverdlovsk Regional Pedagogical College, Yekaterinburg, Russia

Specialized Educational and Scientific Center of the Ural Federal University,

Yekaterinburg, Russia

Angelika S. Ogonovskaya — Candidate of Science (Pedagogy), Teacher of the Sverdlovsk Regional Pedagogical College, ORCID: 0000-0002-6995-7252, e-mail: a.ogonovskaja@yandex.ru

Izabella S. Ogonovskaya — Candidate of Science (History), Associate Professor of Specialized Educational and Scientific Center, Ural Federal University, ORCID: 00000002-0834-6757, e-mail: izabella-irro@mail.ru

Abstract. The authors of the article consider the concept of "upbringing" and highlight its key features, analyze the factors that affect the upbringing process and complicate educational practices in educational institutions. They actualize the state-proclaimed goals and objectives of education in general and upbringing as its component and present the general competencies of the FSES SPE from the standpoint of educational results. The theoretical part of the work focuses on comprehending the concept of "education" as a whole and the specifics of its formulation in the law "On Education in the Russian Federation" and in vocational education standards. The practical part of the article is related to the study of the value orientations of future teachers, carried out on the basis of the Sverdlovsk Regional College of Music and Aesthetics, which makes it possible to see the consequences of the influence of the factors on modern youth. Based on the findings of the survey, the authors of the publication propose ways to create an educational environment in an educational institution. The work is addressed to the professional-pedagogical and scientific community of the secondary vocational education system, as well as to deputy directors for educational work and teachers of general educational organizations.

Keywords: educational environment, citizenship, pedagogical education, vocational education, general competences, patriotism, teacher training college, the survey method

For citation: Ogonovskaya, A. S., & Ogonovskaya, I. S. (2021). Formative education as a traditional value and actual social practice. Vocational Education and Labour Market, 3, 33-48. https://doi.org/10.52944/PORT.2021.463.004

Введение

При рассмотрении понятия «воспитание» можно обратиться к целому ряду авторитетных мнений, каждое из которых ценно и значимо. Воспитание — это: «облагораживание не только всех и во всем, но и всесторонне» (Коменский, 1996); «действие, оказываемое взрослыми поколениями на поколения, не созревшие для социальной жизни» (Дюрк-гейм, 1899); «многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления — и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает»» (Су-хомлинский, 1979); «формирование убеждений, норм, правил, идеалов,

профессиональное образование и рынок труда

vocational education and labour market

социально значимых отношений, установок, мотивов, способов и правил общественно ценного поведения идейно-политического, нравственного, трудового, эстетического и гигиенического характера» (Бабанский, 1989); «воспитание жизни в ребенке» (Амонашвили, 1987); «научение свободе, научение самоосвобождению» (Соловейчик, 1989).

Воспитывать — это значит: «способствовать развитию какого-нибудь организма посредством свойственной ему пищи, материальной или духовной» (Ушинский, 2004); «возбудить и развить у ребенка некоторое число физических, интеллектуальных и моральных состояний, которые требует от него и политическое общество в целом и социальная среда, к которой он в частности принадлежит» (Дюркгейм, 1899); «... организовать жизнь; в правильной жизни правильно растут дети» (Выготский, 1926); «воспитать у него (ребенка — авт.) перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость» (Макаренко, 1981); «вырастить скромного в быту, непритязательного, нежадного, независтливого человека — но стремящегося к высоким целям, к большой жизни» (Соловейчик, 1989).

Все представленные определения даны в разные исторические эпохи. Они отражают многообразие научно-философских взглядов на цели воспитания (облагораживание, духовное обогащение, социальная зрелость, общественно ценное поведение и др.), по-разному видят доминантные способы воспитания (формирование, научение, саморазвитие, помощь в раскрытии, организация среды) и заказчиков воспитания (сам человек, взрослое поколение, общество), противоречат друг другу (с одной стороны, нормы и правила, с другой — свобода и самоосвобождение). Вместе с тем объединяющим мотивом всех определений является представление о воспитании как о процессе развития человека в той или иной области, включенности его в созидание собственной жизненной траектории на основе освоенных ценностей и налаженных коммуникаций с окружающим миром.

В представлении авторов данной статьи воспитание — это, прежде всего, процесс облагораживания и духовного обогащения человека посредством воспитанного в нем стремления к сознательному и непрекращающемуся действию — обновлению, непрерывному саморазвитию, самосовершенствованию. Роль педагога в данном случае заключается в сопровождении этого движения с помощью создания воспитывающей среды, в которой происходит самоактуализация, самовоспитание, самовосхождение личности, созидающей «средства жизни и самое жизнь» (Щуркова, 2005).

Цель российского образования в настоящее время сформулирована в законе «Об образовании в РФ»: интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое и (или) профессиональное развитие человека, удовлетворение его образовательных потребностей и интересов. Процесс воспитания определяется в этом документе как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, на формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к окружающим, закону и правопорядку, бережного

профессиональное

образование и рынок труда ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

vocational education and labour market

отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

Актуальность темы воспитания связана с существующим противоречием между процессом воспитания, транслирующим традиционные ценности, и реальными социальными практиками, затрудняющими освоение и присвоение этих ценностей.

Цель данной статьи — выделить факторы, влияющие на процесс воспитания современной молодежи, рассмотреть позитивные и негативные последствия этого влияния на будущих педагогов и предложить пути создания образовательной среды, положительно влияющей на развитие личностных и профессиональных качеств обучающихся.

Воспитание: проблемы и риски

Как отмечают Н. В. Бордовская и А. А. Реан, многочисленные воспитательные факторы можно разделить на две группы: объективные (генетическая наследственность и состояние здоровья человека; социальная и культурная принадлежность семьи; обстоятельства биографии; культурная традиция; профессиональный и социальный статус; особенности страны и исторической эпохи) и субъективные (психические особенности, мировоззрение, ценностные ориентации, внутренние потребности и интересы как воспитателя, так и воспитуемого; система отношений с социумом; организованные воспитательные воздействия на человека со стороны отдельных людей, групп, объединений и всего сообщества) (Бордовская, Реан, 2007). Все названные факторы оказывают серьезное влияние на педагогическую практику. В последнее время в воспитательной практике также приходится учитывать ряд внешних обстоятельств:

• процесс глобализации, имеющий целый ряд позитивных результатов («прозрачность» государственных границ, неограниченное количество источников информации, ускоренное распространение знаний и технологий, расширение личных и общественных связей, развитие туризма, возможность обучения и трудовой деятельности в другой стране), обострил существующие проблемы (незаконный оборот наркотиков, распространение детской порнографии, призывы подростков к самоубийству и т. д.);

• социальные сети, расширив круг коммуникации, затруднили «живое» общение молодых людей и их вовлечение в реальные социальные практики;

• «второе великое переселение народов», решающее проблему нехватки трудовых ресурсов и формирующее поликультурную среду, значительно усилило антимигрантские настроения и возложило дополнительную нагрузку на здравоохранение и образование;

• дистанционное обучение, успешно решающее определенные образовательные задачи (к примеру, в период пандемии), увеличило нагрузку на педагогов и обучающихся, лишило их возможности обмениваться жизненным опытом, заряжаться эмоционально и обогащаться ценностно — при том, что «дистант» позволяет решать лишь «ограниченное число образовательных задач при ограниченном уровне качества» (Блинов, Сергеев, 2021).

Значительное влияние на ценностные ориентиры молодежи оказывают также внутрироссийские реалии. Назовем основные из них: дрейф от традиционных российских ценностей (Родина, семья, мужчина-защитник, женщина-мать, соборность, взаимопомощь, нестяжательство) к ценностям глобализирующегося мира (космополитизм, культ потребления, семьи «сЫЫйтее»), разрушающим устойчивые социальные связи и значительно затрудняющие процедуры передачи опыта поколений; антипатриотизм, антигражданственность и бездуховность У1Р-персон и медийных лиц; слабый воспитательный потенциал современных СМИ; усилившееся воздействие на молодежь не всегда позитивного и конструктивного «интернетовского общественного мнения» и т. д.

профессиональное образование и рынок труда

vocational education and labour market

Будущие педагоги в пространстве и времени: результаты исследования и обсуждение

Обозначенные выше факторы серьезно влияют на умы, жизненные ориентиры и поведенческие стратегии молодых россиян, многие из которых не признают идеалов и отрицают общепринятые нормы поведения, живут в виртуальном приукрашенном мире и утрачивают способность к взаимодействию с людьми в реальной жизни, отстаивают свои права и при этом осознанно нарушают права других людей, не стремятся к саморазвитию в культурном и профессиональном плане, не готовы к семейным отношениям и гражданской ответственности за свою страну. В педагогической практике в связи с этим возникает множество проблем, обусловленных недоверием молодежи к людям старшего поколения с их коллективизмом, альтруизмом и патриотизмом, неприятием предлагаемых методов обучения и воспитания, непониманием ограничений нравственного плана и др. Все выше сказанное относится и к будущим педагогам.

Требования к ним обозначены в ФГОС СПО. К примеру, для таких специальностей, как «Дошкольное образование», «Преподавание в начальных классах», «Педагогика дополнительного образования», «Музыкальное образование»1, выделены следующие компетенции с ценностными ориентирами: ОК 1 (понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес); ОК 4 (осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития); ОК 6 (работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами); ОК 7 (ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся (воспитанников), организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса); ОК 8 (самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации); ОК 11 (строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм).

1 Специальности СПО. Группа специальностей «Образование и педагогические науки»: 44.02.01 — дошкольное образование; 44.02.02 — преподавание в начальных классах; 44.02.03 — педагогика дополнительного образования. Группа специальностей «Музыкальное искусство»: 53.02.01 — музыкальное образование. Утверждены приказом Министерства образования и науки РФ № 1199 от 29 октября 2013 г.

профессиональное образование и рынок труда

vocational education and labour market

Для выявления пробелов в воспитании будущих педагогов и определения перспективных направлений развития компетенций в феврале 2021 г. было проведено анкетирование 169 студентов 2-3 курсов Свердловского областного музыкально-эстетического педагогического колледжа (СОМЭПК)1. Респонденты — молодые люди в возрасте 16-19 лет, обучающиеся по специальностям «Музыкальное образование» (20 чел.), «Педагогика дополнительного образования» (28 чел.), «Преподавание в начальных классах» (78 чел.), «Дошкольное образование» (43 чел.). Анкета включала 30 вопросов, касающихся отношения студентов к будущей профессии, их ценностных ориентиров, отношения к людям и к современным средствам массовой информации (интернет, социальные сети). На каждый вопрос, за небольшим исключением, давалось четыре варианта ответа, из которых надо было выбрать один. Результаты анкетирования были обсуждены со студентами во время занятий по педагогике.

Как показало анкетирование (таблица 1), большинство студентов ценят профессию педагога: 70,4% опрошенных хотят получить ее осознанно, 75,7% считают, что это вечная профессия, без которой невозможно развитие отдельного человека, общества и страны в целом. Заработная плата оказалась приоритетной только для 1,2% респондентов, в то время как удовлетворение от работы и возможность саморазвиваться — для 83,4%. Подавляющая часть студентов (80,5%) планируют работать после окончания колледжа в учреждениях образования и культуры.

Таблица 1

Отношение студентов СОМЭПК к будущей профессии

Итого

Вопрос Варианты ответов чел. %

1. Вы посту- С большим уважением относитесь к педагогической профессии и хотите стать педагогом 119 70,4

пили в пед- слышали о том, что в нем интересно учиться 29 17,2

колледж, потому что: не смогли поступить в другое учебное заведение 12 7,1

этот колледж находится близко к месту вашего проживания 9 5,3

2. Профессия педагога — это: вечная профессия, без которой невозможно развитие отдельного человека, общества и страны в целом 128 75,7

профессия сегодняшнего дня бесперспективная устаревшая профессия вообще ненужная профессия 29 4 8 17,2 2,4 4,7

3. В будущей профессии для вас важнее всего: получение удовлетворения от работы 70 41,4

возможность саморазвиваться 71 26 2 42,0 15,4 1,2

новые полученные знания заработная плата

4. Придя применить полученные знания методики и давать хорошие уроки 79 46,7

на работу в школу, создать команду единомышленников из числа педагогов и обучающихся 17 10,1

вы хотели бы больше реализовать собственные творческие проекты 45 26,6

всего: установить доброжелательные отношения с родителями обучающихся 28 16,6

1 С 1 марта 2021 г. СОМЭПК входит в состав Свердловского областного педагогического колледжа (СОПК).

профессиональное образование и рынок труда

vocational education and labour market

Итого

Вопрос Варианты ответов чел. %

5. Более всего в будущей профессии вы боитесь, что:

6. Обучение в колледже помогает вам:

7. Ваше отношение к успехам в учебе:

8. Самые важные качества педагога:

9. По

окончании колледжа вы планируете работать:

не найдете контакта с коллегами

не найдете контакта с детьми

не сможете научить детей тому, что знаете сами

придется писать много бумаг

получить востребованную обществом профессию

вырасти в культурном плане

получить знания, которые пригодятся вам как будущим мамам и папам

подготовиться к поступлению в вуз

учитесь хорошо, потому что педагогическая профессия

к этому обязывает

стараетесь учиться хорошо, потому что это показатель личной успешности

учитесь удовлетворительно, потому что вам не хватает времени на подготовку к занятиям

равнодушны к сессионным и дипломным отметкам, так как на будущую зарплату они не влияют знание своего предмета любовь к детям принципиальность требовательность высокие нравственные качества умение создать атмосферу сотрудничества и взаимопонимания

навыки общения

умение поддерживать дисциплину

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

терпение

ответственность

в образовательном учреждении

в учреждении культуры (клуб, Дом культуры и др.)

в учреждении, не имеющем отношения к образованию

и культуре

вообще не по специальности

26 52 52 39 74

39

29

27 43

69

29

28

107 139 5

27 55

91

25 33 14 11 96

40

13 20

15,4 30,8 30,8

23.0 43,8

23.1

17.2

16,0 25,4

40.8 17,2

16,6

21,1 27,4 1,0 5,3 10,8

17.9

4,9 6,5 2,8 2,2 56,8

23.7

7,7

11.8

Отвечая на вопрос о самых важных качествах педагога, респонденты выбрали следующие позиции: любовь к детям — 27,4%, знание предмета — 21,1%, умение создать атмосферу сотрудничества и взаимопонимания — 17,9%, высокие нравственные качества педагога — 10,8%. Первый и последний показатели стали предметом дискуссии на занятиях по педагогике, в ходе которой студенты отмечали, что в их профессию идут, прежде всего, люди, которые любят детей, и что личный пример педагога всегда важен. Вполне возможно, что столь низкие проценты объясняются тем, что в учебной практике больше внимания уделяется методике преподавания предмета и значительно меньше — обсуждению проблем ценностных ориентиров будущих педагогов.

С последним обстоятельством, скорее всего, связана и проблема мотивации студентов к учебе: 16,6 % респондентов равнодушны к своим учебным достижениям, 40,8% учатся для самопрезентации и только

профессиональное образование и рынок труда

vocational education and labour market

25,4% учатся хорошо, так как профессия обязывает их развивать в себе качества, необходимые в выбранной сфере деятельности.

Разговор со студентами показал, что под самопрезентацией они подразумевают поведение, направленное на создание впечатления о себе у окружающих («показать всем...», «доказать другим...»), а не рассматривают ее в более широком смысле — как умение представить свои достижения, развитые навыки коммуникации, творческие проекты. Все это актуализирует вопрос развития навыков профессиональной и личностной самопрезентации («быть, а не казаться») в подготовке будущих педагогов.

При рассмотрении темы гражданственности и патриотизма (таблица 2) выяснилось, что только 43,2% студентов считают, что гражданин должен не только защищать свои права, но и выполнять обязанности перед государством. Всего 27,2% респондентов выбрали позицию об ответственности за судьбу своей страны, и лишь 18,3% студентов отметили, что патриотизм заключается не в абстрактной любви к Родине, а в активной созидательной деятельности на ее благо. Назвать права и обязанности гражданина России студенты колледжа смогли частично при обсуждении итогов анкетирования и разговоре о Конституции Российской Федерации. Большинство участников дискуссии согласились с тем, что будущее страны в полной мере зависит от их гражданской позиции. В качестве приоритетных направлений воспитательного процесса в современной школе респонденты выбрали патриотическое воспитание (20,1%), приобщение детей к культурному наследию (15,4%), духовное и нравственное воспитание (15,0%).

Таблица 2

Ценностные ориентиры студентов СОМЭПК

Итого

Вопрос Варианты ответов голосов о/ %

10. Гражданственность — это:

11. Патриотизм — это:

12. Ваше отношение

к общественной жизни:

13. Ваше отношение

к коллективу и коллективным делам:

73 43,2

умение защищать собственные права 25 14,!

выполнение своих конституционных обязанностей 25 14,! умение отстаивать свои права и выполнение обязанностей перед государством правовая и политическая культура, готовность выполнять

гражданские обязанности, ответственность за судьбу своей 46 27,2 страны

любовь к своей Родине 26 15,4

любовь к малой родине 21 12,4

готовность защищать свою Родину 91 53,9

активная созидательная деятельность на благо Отечества 31 18,3

стараетесь во всем участвовать, так как это интересно 38 22,5

участвуете только тогда, когда этого требуют педагоги 57 33,7

участвуете редко, так как вам это неинтересно 53 31,4

никогда не участвуете 21 12,4

вы коллективист и любите участвовать в коллективных делах 44 26

вы по натуре одиночка и не любите работать в коллективе 24 14

вам нравится участвовать только в коллективных творческих 96 57 проектах

это устаревшие понятия, не актуальные для сегодняшнего дня 5 3

профессиональное образование и рынок труда

vocational education and labour market

Итого

Вопрос Варианты ответов голосов о/ %

14. Наиболее приоритетные направления воспитательного процесса в современной школе — это:

15.Влияние педагога

на уровень культуры населения в целом велико, если он:

16. Для повышения собственного культурного уровня вы лично:

17. Российское общество, в том числе школа, становится все более поликультурным, и вы:

18. Образцами для подражания для вас являются:

19. Предпочтительные для вас передачи на телевидении:

гражданское воспитание патриотическое воспитание духовное и нравственное воспитание приобщение детей к культурному наследию популяризация научных знаний

физическое воспитание и формирование культуры здоровья

трудовое воспитание и профессиональное самоопределение

экологическое воспитание

сам является носителем высокой культуры

обучает детей культуре поведения

мотивирует детей к чтению художественной литературы, посещению театра, просмотру высокохудожественных фильмов

занимается просвещением родителей

читаете художественную литературу вне программы колледжа самостоятельно (вне учебных занятий) посещаете театры, музеи, выставки

интересуетесь новостями культуры

ничего не делаете, так как вам достаточно того, что вы получаете в колледже

положительно относитесь к людям другой национальности, прибывшим в Россию из других стран, готовы помогать их детям в обучении и решении возникающих проблем принимаете появление мигрантов как факт и будете обучать их детей, помогать им в решении проблем в случае острой необходимости

принимаете появление мигрантов, но не хотели бы обучать их детей

категорически против мигрантов и считаете, что их приезд в Россию на постоянное место жительства следует остановить успешные публичные люди (бизнесмены, шоу-мены, актеры, звезды эстрады, телеведущие и др.) люди с политического «Олимпа» (депутаты, лидеры политических партий, члены правительства и т. д.) педагоги, которые обучали вас в школе ваши родители

веселые, развлекательные (КВН, «Камеди-клаб», «Маска», «Привет, Андрей» и др.)

«жизненные» («Секрет на миллион», «ДНК», «Давай поженимся» «Пока все дома» и др.)

серьезные, умные («Умники и умницы», «Что? Где? Когда?», «Игры Разума» и др.)

спортивные («Ледниковый период», «Форд Боярд» и т. д.)

12 34 27 26 13 20 18 19 50 58

41

7,1 20,1 16,0 15,4 7,7 11,8 10,7 11,2 29,6 34,3

24,3

20 11,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

36 21,3

32 18,9

22 13,0

79 46,8

42 24,9

66 39,0

48 28,4

13 7,7

57 33,7

13 7,7

40 23,6

59 35,0

60 35

72 43

25 15 12 7

Умение работать в коллективе и команде — одна из общих компетенций, обозначенная ФГОС СПО. Навык такой деятельности студенты приобретают на занятиях с использованием интерактивных технологий, а также участвуя в общественной жизни, в том числе в работе органов студенческого самоуправления, поисковых и волонтерских отрядах,

профессиональное образование и рынок труда

vocational education and labour market

спортивно- и культурно-массовых мероприятиях, в социальных акциях. Между тем, только 22,5% обучающихся обозначили свой интерес к общественной жизни колледжа, 33,7% отметили, что участвуют во всем только по требованию педагога, 31,4% указали, что участвуют очень редко, потому что им это неинтересно, и 12,4% написали, что вообще никогда ни в чем не участвуют. При этом 26,0% отнесли себя к коллективистам, 56,8% подчеркнули, что любят участвовать только в коллективных творческих делах, 14,2% заявили, что они «по натуре одиночки», 3% сочли понятия «коллектив» и «коллективное дело» устаревшими.

Результат опроса по данному аспекту актуализирует необходимость более пристального внимания педагогов колледжа к проблеме включения студентов в практику коммуникации, привлечения их к проведению групповых / массовых мероприятий. Отсутствие у студента педагогического колледжа собственной практики работы в коллективе, понимания важности участия в общественной жизни значительно затруднит его профессиональную деятельность. Вместе с тем при рассмотрении выше обозначенной проблемы следует обратить внимание на то, что 19,5% респондентов по окончании колледжа не планируют работать в учреждениях образования и культуры, вполне возможно, что именно они никогда не участвуют в общественной жизни. Опрос показал, что 7,1% учатся в СОМЭПК потому, что не смогли поступить в другой колледж, и 5,3% — по причине близости колледжа к дому.

Вследствие современных миграционных процессов образовательные учреждения России становятся все более поликультурными. Один из вопросов анкеты был посвящен проблеме отношения будущих педагогов к мигрантам и готовности обучать их детей. В целом здесь очевидны настроения интолерантности: 7,7% респондентов категорически против предоставления мигрантам права на постоянное место жительства, 28,4% — не собираются обучать их детей и помогать им в решении различного рода проблем, 39% студентов принимают факт присутствия детей мигрантов в школе, однако будут помогать им только в случае острой необходимости. В дискуссии по этому вопросу многие студенты выразили озабоченность по поводу появления большого количества мигрантов и подчеркнули, что не хотят работать в школах, где учатся их дети. Среди причин своего нежелания они назвали, прежде всего, трудности общения с людьми, которые не знают русский язык.

Личностный и профессиональный рост невозможен без мотивации к саморазвитию. По мнению 87% студентов, обучение в колледже способствует повышению их культурного уровня — однако художественную литературу вне программы читают только 21,3%, с удовольствием самостоятельно посещают театры и музеи 18,9%, интересуются новостями культуры 13% обучающихся. 46,8% респондентов довольствуются теми знаниями в области культуры, которые получают в колледже. Даже такой потенциально развивающий ресурс, как Интернет, используется студентами в качестве справочника при выполнении домашних заданий, а не для повышения уровня собственной культуры: только 1,8% используют «всемирную паутину» для просмотра признанных и высоко оцененных специалистами фильмов, передач на темы культуры и истории (таблица 4). Вместе с тем будущие педагоги считают, что смогут влиять на культурный уровень населения страны, убеждая детей, в том числе

собственным примером, читать художественную литературу, посещать театры, смотреть высокохудожественные фильмы, осваивать культуру поведения и т. д.

Анкетирование показало, что практически одинаковое влияние на студентов оказывают родители (35%) и успешные публичные люди из сферы предпринимательства и шоу-бизнеса (33,7%). Влияние школьных учителей частично сохраняется (23,6%), но авторитет российских политиков признали всего 7,7% респондентов (таблица 3). Связано это с тем, что люди «наверху» используют «двойные стандарты»: «говорят одно, а делают другое», «призывают быть честными, а сами...». Бизнесмены и шоумены авторитетны для будущих педагогов, потому что «получают большие деньги», «ведут яркую жизнь», «могут себе позволить все», «живут во дворцах» и т. д. В единичных случаях прозвучали оценки типа «они не патриоты своей страны, так как зарабатывают в России, а живут за границей», «некоторые их них позволяют себе хамское отношение к другим людям», «эти люди живут только для себя».

Что касается телевидения, то большая часть студентов отдает предпочтение «жизненным» и развлекательным передачам, что соответствует их возрасту. Свой интерес к таким реалити-шоу, как «Дом-2», «Битва экстрасенсов», «Последний герой» они объясняют интересной жизнью героев, возможностью пережить яркие эмоции, которых не хватает в реальной жизни.

Пять вопросов анкеты были посвящены проблеме доверия будущих педагогов окружающим людям и государству (таблица 3). Большинство (84,6%) надеются в этой жизни на себя, 10,7% — на родителей, 3% — на государство и 1,7% — на друзей. При этом, утверждают опрошенные, 51,5% родителей считают своих детей взрослыми и вообще не вмешиваются в их жизнь, 34,3% продолжают контролировать, 2,4% полностью равнодушны к проблемам детей. Важно отметить, что 11,8% студентов сами сделали так, чтобы родители не вмешивались в их дела, полагая, что это является высшим проявлением самостоятельности. В трудную минуту жизни будущие педагоги готовы обратиться, прежде всего, к родителям (60,9%), к друзьям «по жизни» (32%), педагогам и кураторам (3,6%), к друзьям из социальной сети (3,5%). Одновременно с этим 46,7% респондентов высказали мнение о готовности помочь любому человеку, 21,3% — только близкому другу, 32% заявили о том, что подумают, «а помог бы мне этот человек в подобной ситуации?».

Таблица 3

Отношение студентов СОМЭПКк людям (коллегам, друзьям, родителям)

профессиональное образование и рынок труда

vocational education and labour market

Вопрос Варианты ответов Итого

голосов %

20. В своей жизни вы надеетесь, прежде всего: на родителей 18 10,7

на государство 5 3,0

на друзей 2 1,7

только на самого себя 143 84,6

всегда готовы помочь любому 79 46,7

21. В трудной жиз- поможете только своему близкому другу 36 21,3

ненной ситуации другого человека не будете помогать, так как это личные проблемы другого человека 0 0

вы: подумаете, прежде чем помочь, а помог бы мне этот человек в трудную минуту 54 32,0

профессиональное образование и рынок труда

vocational education and labour market

Вопрос Варианты ответов Итого

голосов %

22. В трудную минуту своей жизни вы обратитесь: к родителям 103 60,9

к педагогам, куратору 6 3,6

к друзьям «по жизни» 54 32,0

к друзьям в социальных сетях 6 3,5

не вмешиваются в ваши дела, так как считают вас вполне самостоятельными 87 51,5

23. Ваши родители: по-прежнему контролируют вас, аргументируя это тем, что их жизненный опыт больше 58 34,3

абсолютно равнодушны к вашей судьбе и никогда не спрашивают о ваших проблемах и успехах 4 2,4

не вмешиваются в ваши дела, так как вы сами этого хотели 20 11,8

получить поддержку коллег, в том числе педагогов-ста-жистов 71 42

24. Придя в школу прежде всего получить поддержку педагогов с опытом 39 23,1

по окончании колледжа, вы бы хотели: получать советы опытных педагогов только тогда, когда вам это потребуется 11 6,5

самостоятельно осуществлять педагогическую деятельность, приобретая собственный опыт 48 28,4

Полученные результаты, с одной стороны, говорят о возрастающей ответственности молодежи за свою судьбу и жизненный выбор, стремлении самостоятельно решать свои проблемы и самостоятельно «входить» в профессию, о сохраняющемся доверии к родителям, к которым студенты хотели бы обратиться в трудную минуту, с другой — о самодостаточности, которая может привести к разрыву семейных и дружеских связей, эгоцентризму и одиночеству.

Значимую роль в жизни современной молодежи играет интернет и связанные с ним информационные и коммуникационные возможности (таблица 4). Студенты видят в нем инструмент расширения кругозора по интересующим проблемам, однако одновременно с этим не осознают его пользы при подготовке к учебным занятиям и не рассматривают его в качестве средства для повышения культурного уровня — интерес студентов направлен прежде всего на развлекательный контент (67,5%). Одновременно с этим 94% респондентов понимает необходимость трезво оценивать полученную из интернета информацию.

Таблица 4

Отношение студентов СОМЭПК к современным средствам массовой информации

Вопрос Варианты ответов Итого

голосов %

инструмент расширения кругозора по интересующим проблемам 136 80

помощник в подготовке к учебным занятиям 10 6

25. Интернет — это: ориентир для понимания процессов, происходящих в мире 20 12

средство для просмотра признанных и высоко оценен-

ных специалистами фильмов, передач на темы культуры 3 2

и истории

Вопрос Варианты ответов Итого

голосов %

26. Более всего развлекательные 114 67,5

в интернете научно-популярные 29 17,1

вас интересуют сайты, форумы, политические 13 7,7

приложения: спортивные 13 7,7

27. Ваше доверительное (полностью доверяете полученной инфор- 5 3,0

отношение мации)

к информацион- выборочно-доверительное (доверяете только некоторой 70 41,4

ному контенту, информации)

получаемому из интернета: доверительно-критичное (доверяете, но проверяете) критичное (не доверяете вообще) возможность широкого человеческого общения 89 5 80 52,6 3,0 47,3

28. Социальные сети для вас — возможность получить новую информацию 77 12 0 45,6 7,1 0

это: хорошее средство от скуки важный инструмент для личностного роста

вас оскорбляет и возмущает 13 7,7

29. Ненорма- вас не задевает — вам все равно 80 47,3

тивная лексика в социальных сетях: иногда вас задевает, иногда нет (по настроению) 49 29,0

совсем не оскорбляет, и вы можете сами иногда употреблять нецензурные слова 27 16,0

должен соответствовать сложившемуся образу высоконравственного человека 63 37,3

30. Педагог в социальной сети: иногда может позволять себе вольности в закрытой группе 57 33,7

может иногда позволить себе вольность в открытой группе 3 1,8

имеет право быть, как все, когда хочет 46 27,2

профессиональное образование и рынок труда

vocational education and labour market

Свое присутствие в социальных сетях 47,3% респондентов объясняют потребностью общения, 45,6% — необходимостью получить информацию, чтобы выполнить домашнее задание и подготовиться к практике, а также узнать о новинках техники, косметики, одежды, рецептов еды, то есть информации, которая не расширяет культурно-исторический кругозор, не развивает чувство прекрасного и не дает образцов достойного поведения. Обращает на себя внимание и отношение к ненормативной лексике в социальных сетях: 7,7% будущих педагогов негативно оценивают такую коммуникативную практику, 47,3% «все равно», каким языком общающиеся выражают свои мысли, 16% признаются, что сами употребляют бранные слова. Одновременно с этим 27,2% респондентов считают, что в социальной сети педагог может вести себя как все («он тоже человек») и 33,7% считают позволительными вольности в закрытой группе. Отметим, что данная тема вызвала наиболее бурное обсуждение в группах и показала необходимость серьезного разговора с будущими педагогами по вопросам личной и профессиональной этики.

Заключение

В целом проведенное исследование показало, что студенты педагогического колледжа в полной мере понимают главное предназначение педагогической профессии — облагораживать и развивать человека, — выбирают ее осознанно и считают перспективной. Вместе с тем реалии

профессиональное

образование и рынок труда ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

vocational education and labour market

современной жизни вносят определенные коррективы в ценностные ориентиры студентов, что затрудняет воспитание подрастающего поколения. Будущим педагогам придется решать очень сложные проблемы, и поэтому необходимо развивать их личностные качества, формировать устойчивые представления о том, что «что такое хорошо и что такое плохо», акцентировать внимание на их личной ответственности за собственные слова, поступки, дела, окружающий социум и, самое главное, — за судьбу малой родины и Отечества в целом.

Чтобы добиться такого результата, необходимо создать в образовательном учреждении такую воспитывающую среду, которая позволила бы смикшировать негативные последствия глобализации, интернетизации, дистанционализации, интолерантизации и т. д, а также наполнить жизнь студентов позитивными гражданскими, духовными, информационными, творческими, событийными и социальными действиями. Инструментами воспитания могут быть:

• педагогические практики, позволяющие студентам оценить значение будущей профессии и не потерять интереса к ней в ходе обучения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• коллективные творческие дела, в которых каждый человек нужен, важен, полезен, готов прийти на помощь и пережить незабываемые эмоции;

• многообразные социальные практики: участие в студенческом самоуправлении, поисковом отряде, волонтерском движении, обществах защиты животных и др.;

• открытые дискуссии по наиболее острым проблемам современной жизни, позволяющие понять значение базовых национальных ценностей (Отечество, семья, литература, искусство и т. д.) и осознать негативные последствия «двойных стандартов» в человеческих и общественных отношениях;

• практические шаги по приобщению молодежи к чтению интересных для них книг, фильмов, спектаклей, выставок с последующим обсуждением важных этических, культурологических и мировоззренческих проблем;

• межкультурный диалог на основе принципов толерантности, обеспечивающий взаимообогащение представителей различных культур, их развитие и самоопределение;

• наставничество по линии «педагог-наставник — студент», в результате которого возникают отношения доверия и взаимопонимания, возрастает ответственность обоих субъектов воспитательного процесса за результаты личностного и профессионального взаимодействия;

• осмысленные, продуманные, реализованные и отрефлексирован-ные воспитательные мероприятия, в которых студенты выступают в роли инициаторов, авторов и исполнителей, самореализуются, самоактуализируются и по-настоящему самопрезентуются;

• «встречи» педагогов и студентов в социальных сетях, которые можно использовать как дополнительный ресурс воспитательного влияния (обсуждение новых фильмов, состоявшихся экскурсий, классных часов или уроков мужества, обмен полезными советами, совместное решение возникших в группе проблем, проведение индивидуальных бесед с обучающимися);

• воспитательные центры образовательного учреждения (музеи, клубы, секции, кружки), позволяющие обучающимся реализовать свои способности и таланты.

Литература

1. Амонашвили Ш. А. Единство цели: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1987.

2. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды / Сост. М. Ю. Ба-банский. М.: Педагогика, 1989.

3. Блинов В. И., Сергеев И. С. Модели смешанного обучения в профессиональном образовании: типология, педагогическая эффективность, условия реализации // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 1. С. 4-25. https://doi.org/10.24412/2307-4264-2021-01-04-25.

4. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: учебное пособие. СПб.: Питер, 2007.

5. Выготский Л. С. Педагогическая психология. Краткий курс. М.: Работник просвещения, 1926.

6. Дудина М. Н. Личность. Образование. Воспитание (теоретико-методологический аспект). Екатеринбург: УрГУ, 1998.

7. Дюркгейм Э. Метод социологии. Киев; Харьков: Изд-во Ф. А. Иоган-сона, 1899.

8. Каган М. С. Философия культуры: учеб. пособие. СПб.: Петрополис, 1996.

9. Колесникова И. А., Нагавкина Л. С., Барышников Е. Н. Программа и словарь педагогических понятий по проблеме воспитания. Петербургская концепция. СПб., 1994.

10. Коменский Я. А. Всеобщий совет об исправлении дел человеческих // Антология гуманной педагогики. Коменский / Сост. И. Д. Чечель. М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 1996.

11. Макаренко А. С. Педагогическая поэма. М.: Педагогика, 1981.

12. Соловейчик С. Л. Педагогика для всех: Книга для будущих родителей. М.: Дет. лит., 1989.

13. Сухомлинский В. А. Воспитание коллективизма у школьников. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.

14. Сухомлинский о воспитании / Сост. и авт. вступит. очерков С. Соловейчик. М.: Политиздат, 1979.

15. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.

16. Щуркова Н. Е. Ключевой вопрос воспитания и профессиональный субъект воспитания // Воспитать человека: сб. норм.-прав., науч.-метод., орг.-практ. мат-лов по проблемам воспитания / Сост. В. А. Березина, Л. И. Виноградова. М.: Вентана-Граф, 2005.

профессиональное образование и рынок труда

vocational education and labour market

References

Amonashvili, Sh. A. (1987). Edinstvo celi: posobie dlya uchitelya [Unity of purpose: a teacher's guide]. Prosveshchenie. (In Russ.)

Babanskij, Yu. K. (1989). Izbrannye pedagogicheskie trudy [Selected pedagogical works]. Pedagogika. (In Russ.)

Blinov, V. I., & Sergeev, I. S. (2021). Models of blended learning in vocational education: typology, pedagogical effectiveness, implementation conditions // Vocational Education and Labour Market, 1, 4-25. https://doi. org/10.24412/2307-4264-2021-01-04-25 (In Russ.)

профессиональное образование и рынок труда

vocational education and labour market

Bordovskaya, N. V., & Rean, A. A. (2007). Pedagogika: uchebnoe posobie [Pedagogy: training manual]. St. Petersburg: Piter. (In Russ.)

Vygotskij, L. S. (1926). Pedagogicheskaya psihologiya. Kratkij kurs [Pedagogical psychology. Short course]. Rabotnik prosveshcheniia. (In Russ.)

Dudina, M. N. (1998). Lichnost'. Obrazovanie. Vospitanie (teoretiko-metodolog-icheskij aspekt) [Personality. Education. Formative education (theoretical and methodological aspect)]. Ural State University. (In Russ.)

Dyurkgejm, E. (1899). Metod sociologii [Method of sociology] Kiev; KharKov: F. A. Ioganson Publ. (In Russ.)

Kagan, M. S. (1996). Filosofiya kul'tury: ucheb. posobie [Philosophy of culture: textbook]. Petropolis. (In Russ.)

Kolesnikova, I. A., Nagavkina, L. S., & Baryshnikov, E. N. (1994). Programma i slovar' pedagogicheskih ponyatij po probleme vospitaniya [The program and the dictionary of pedagogical concepts on the problem of education. The St. Petersburg concept.]. St. Petersburg. (In Russ.)

Komensky, J. A. (1996). General consultation on an improvement of all things human. In I. D. Chechel (Orig.). Anthology of humane pedagogy. Komensky. Shalva Amonashvili Publishing house. (In Russ.)

Makarenko, A. S. (1981). Pedagogicheskaya poema [The pedagogical poem]. Pedagogika. (In Russ.)

Solovejchik, S. L. (1989). Pedagogika dlya vsekh: Kniga dlya budushchih roditelej [Pedagogy for everyone: A book for future parents]. Detskaya literatura. (In Russ.)

Suhomlinskij, V. A. (1956). Vospitanie kollektivizma u shkol'nikov [Education of collectivism among schoolchildren]. APN RSFSR. (In Russ.)

Solovejchik, S. (Ed.). (1979). Suhomlinskij o vospitanii [Sukhomlinsky about education]. Politizdat. (In Russ.)

Ushinskij, K. D. (2004). Chelovek kak predmet vospitaniya: Opyt pedagogich-eskoj antropologii [Man as a subject of education: The experience of pedagogical anthropology]. FAIR-PRESS. (In Russ.)

Shchurkova, N. E. (2005). Klyuchevoj vopros vospitaniya i professional'nyj sub'ekt vospitaniya [The key issue of education and the professional subject of education]. In Berezina, V. A., & Vinogradova, L. I. (Eds.). Vospi-tat' cheloveka [Educate a person]. Ventana Graf. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.