Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ КАК МИССИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА'

ВОСПИТАНИЕ КАК МИССИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
университет / воспитание / «третья миссия» / общество / регион / university / education / “third mission” / society / region

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокин Сергей Эдуардович

Исследование посвящено вопросу роли воспитательной работы в деятельности современного российского университета. Автор рассматривает этот вопрос через призму концепции «третьей миссии» университетов. Рассмотрев основные научные подходы к определению воспитания и «третьей миссии» университетов с помощью методов социальнофилософского анализа, автор выявляет взаимосвязи между этими феноменами. В работе дается оценка нормативных и методических документов по реализации воспитательной работы в образовательных организациях высшего образования, представляется практический опыт ведущих вузов России, выявляются основные тенденции в развитии воспитательной работы в российских университетах. Также рассматриваются социальные эффекты воспитательной работы в университетах для региональной экономики и общественной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION AS THE MISSION OF A MODERN RUSSIAN UNIVERSITY

The study is devoted to the role of educational work in the activities of a modern Russian university. The author examines this issue through the prism of the concept of the “third mission” of universities. Having considered the main scientifi c approaches to the defi nition of education and the “third mission” of universities using methods of sociophilosophical analysis, the author identifi es the interrelationships between these pheno mena. The paper evaluates the normative and methodological docu ments on the implementation of educational work in educational institutions of higher education, presents the practical experience of leading universities in Russia, identifi es the main trends in the development of educational work in Russian universities. The social effects of educational work at universities for the regional economy and the public sphere are also considered.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ КАК МИССИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»

20. Lozickij V. L. Didakticheskaja rol' komponentov obrazovatel'nogo segmenta Respublikanskoj informacionno-obrazovatel'noj sredy [The didactic role of the components of the educational segment of the Republican information and educational environment]. Sovremennye naukoemkie tehnologii, 2023, no. 8, pp. 154-158. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39747 (accessed 17.03.2024). (In Russian).

21. Lozickij V. L. Didakticheskij podhod kak nauchno-metodicheskaja osnova pri sozdanii i primenenii jelektronnyh sredstv obuchenija v oblasti social'no-gumanitarnyh disciplin (na primere istorii) [The didactic approach as a scientific and methodical basis for

creating and applying electronic tutorials in the field of social sciences and humanities (on the example of history)]. Vestnik Polesskogo gosudarstvennogo universitete. Serija obshhestven-nyh i gumanitarnyh nauk, 2009, no. 2, pp. 45-49. (In Russian).

22. Lozickij V. L. Didakticheskij potencial jelektronnyh sredstv obuchenija pri podgotovke studentov jekonomicheskih special'nostej vuzov [Didactic potential of electronic tutorials by preparation of students of economic specialties of high schools]. Vestnik Polesskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija obshhestvennyh i gumanitarnyh nauk, 2012, no. 1, pp. 72-77. (In Russian).

УДК/UDC 316.344.32+378.4 DOI 10.54509/22203036_2024_3_22 EDN VGMBDE

Сорокин Сергей Эдуардович

доктор философских наук, доцент, профессор кафедры регионоведения, международных отношений и политологии, ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова», г. Архангельск

Sorokin Sergey E.

Doctor of Philosophy Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Regional Studies, International Relations and Political Science, M. V. Lomonosov Northern (Arctic) Federal University, Arkhangelsk

ВОСПИТАНИЕ КАК МИССИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА EDUCATION AS THE MISSION OF A MODERN RUSSIAN UNIVERSITY

Аннотация. Исследование посвящено вопросу роли воспитательной работы в деятельности современного российского университета. Автор рассматривает этот вопрос через призму концепции «третьей миссии» университетов. Рассмотрев основные научные подходы к определению воспитания и «третьей миссии» университетов с помощью методов социально-философского анализа, автор выявляет взаимосвязи между этими феноменами. В работе дается оценка нормативных и методических документов по реализации воспитательной работы в образовательных организациях высшего образования, представляется практический опыт ведущих вузов России, выявляются основные тенденции в развитии воспитательной работы в российских университетах. Также рассматриваются социальные эффекты воспитательной работы в университетах для региональной экономики и общественной сферы.

Abstract. The study is devoted to the role of educational work in the activities of a modern Russian university. The author examines this issue through the prism of the concept of the "third mission" of universities. Having considered the main scientific approaches to the definition of edu-

cation and the "third mission" of universities using methods of socio-philosophical analysis, the author identifies the interrelationships between these phenomena. The paper evaluates the normative and methodological documents on the implementation of educational work in educational institutions of higher education, presents the practical experience of leading universities in Russia, identifies the main trends in the development of educational work in Russian universities. The social effects of educational work at universities for the regional economy and the public sphere are also considered.

Ключевые слова: университет, воспитание, «третья миссия», общество, регион.

Keywords: university, education, "third mission", society, region.

Введение

В настоящее время российские университеты находятся в поиске фундаментальных принципов своей деятельности, смысловых основ существования, определяя свою миссию и место в обществе.

Наша страна вступила в непростой период своего развития, требующий максимальной консолидации общества и его социальных институтов, среди которых - университеты.

Традиционно университеты существовали как организации, выполняющие образовательные функции, проводящие научные исследования, готовящие кадры для экономики, однако в настоящее время возросла их роль в выполнении задач по воспитанию молодежи.

Университеты плотно интегрированы в экономическую, политическую и социальную сферу жизни общества, находятся с ним в синергетической связи.

Актуальным представляется анализ миссии современных российских университетов с точки зрения воспитательного компонента. В различные исторические периоды среди большого спектра задач, которые решали университеты, приоритет отдавался тем, которые были наиболее востребованы обществом в его текущем состоянии.

Целью статьи является выявление роли воспитания в системе университетского образования на текущем этапе. Задачами исследования являются анализ современных практик воспитательной работы в университетах, выявление существующих тенденций и перспективных направлений этой работы,установление связей между воспитательной работой и реализацией «третьей миссии» университетов.

На наш взгляд, современная общественно-политическая и социально-экономическая ситуация обуславливает усиление роли университетов в целом и их работы по воспитанию молодежи - в частности. Кроме того, современные подходы к организации воспитательной работы в университетах требуют научного осмысления, в том числе и с позиций социальной философии.

В условиях нарастания внешних угроз особенно остро начинает проявляться «борьба за умы» молодого поколения, которое должно выбрать те ценности и мировоззренческие принципы, которые лягут в основу будущего развития нашего государства.

Безусловно, эта работа должна вестись, начиная с периода обучения в школе, однако именно в университете, становясь совершеннолетним, молодой человек превращается в полноценного субъекта общественно-политической жизни, получая возможность в полной мере выражать свои взгляды и предпочтения.

Методология

Вопросы миссии университета, его роли в развитии общества достаточно многогранны, и при их рассмотрении необходимо применять междисциплинарный под-

ход, опираясь на методы как социальной философии, так и других наук, а также использовать комплексные межпредметные подходы.

Вместе с тем основным методом исследования выступает социально-философский анализ. При выборе методологии исследования воспитания как социального феномена, автор опирался на работы ведущих исследователей по этому направлению - А. М. Муд-рика, Е. В. Бондаревской, Т. В. Пушкаревой и других.

Вопросы реализации «третьей миссии» университетов рассматриваются в контексте понимания образования как социокультурного феномена, выполняющего ряд важных функций, в том числе в части социализации и формирования мировоззрения молодого поколения.

В качестве методологических основ используются труды М. Мархла и А. Паусиста, Н. А. Медушевского, О. В. Перфильевой, Н. В. Головко, Е. В. Кудряшовой и других.

Результаты

Развитие образования во многом обуславливается: конкретным историческим типом общества; стоящими перед ним задачами; уровнем экономического, социального, культурного развития, государственного устройства, проходящих политических процессов, идеологических принципов и ценностей. Поэтому цели, содержание и структура образовательного процесса определяется общественными потребностями.

Н. В. Бордовская выделяет ряд социокультурных функций образования: «трансляция образцов деятельности и поведения, устоявшихся форм морали; адаптация молодежи к жизни в обществе, формирование у нее образа будущего; накопление и развитие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала страны; ускорение процесса развития отдельной личности и общества в целом» [1, с. 87].

Образование может быть рассмотрено как социокультурная система, то есть как «деятельность по формированию социального субъекта, его отдельных свойств и качеств, реализующуюся через специальные (искусственно созданные) механизмы трансляции» [2, с. 27].

Воспитание является неотъемлемой частью образования. Подходов к его определению достаточно много, при этом мнения исследователей разделяются еще на стадии определения его сущности - это явление, деятельность, процесс, ценность, система, управление и что-то иное.

Согласно российскому законодательству, воспитание - это «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения

и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [3].

Различные исследователи понимают воспитание как «относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой характера групп и организаций, в которых оно осуществляется» [4, с. 66], «педагогический компонент социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека» [5, с. 118], «целенаправленное влияние на развитие личности» [6, с. 10], «процесс средовой диагностики, средового проектирования и средового продуцирования воспитательного результата» [7, с. 109].

Эмиль Дюркгейм говорил о том, что в процессе воспитания «каждый индивид находит в обществе готовые модели поведения или решения (коллективные верования, обычаи, мораль) и не в его силах их изменить» [8, с. 58].

Конечной целью воспитания является успешная социализация молодого человека, под которой подразумевается «процесс усвоения человеком существующих в обществе социальных норм, ценностей, типичных форм поведения, а также установление им новых индивидуальных норм, отвечающих интересам всего общества» [9, с. 23].

А. М. Мудрик обращает внимание на отличия воспитания от «стихийной социализации», которые заключаются в том, что «в основе воспитания лежит социальное действие» [10, с. 127], оно носит системный, дискретный и парциальный характер.

Таким образом, формы и методы воспитания обуславливаются логикой социального развития, особенностями конкретного исторического периода, общественно-политического устройства.

Университетам как субъектам воспитательной деятельности при ее организации необходимо не только опираться на общие гуманистические ценности и принципы, но и учитывать текущие общественные запросы, воспринимая себя как институты, решающие общегосударственные задачи.

Важность воспитательной работы обозначена и в Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденных Распоряжением Правительства РФ 29 ноября 2014 г. № 2403-р.

Согласно этому документу, «ключевой задачей является воспитание патриотично настроенной молодежи с независимым мышлением, обладающей созидательным мировоззрением, профессиональными зна-

ниями, демонстрирующей высокую культуру, в том числе культуру межнационального общения, ответственность и способность принимать самостоятельные решения, нацеленные на повышение благосостояния страны, народа и своей семьи» [11].

Повышенное внимание к воспитательной миссии университетов четко обозначается на уровне руководства государства и, в частности, Министерства науки и высшего образования РФ.

Министр науки и высшего образования Российской Федерации В. Н. Фальков отмечал, что «если мы посмотрим с вами даже классические произведения: в книге «Миссия университета» Ортега-и-Гассет говорил, что невозможно дать образование студенту без воспитания. Просто у него это было выражено другими словами: задача университета - поднять того, кто поступил в университет, на уровень идей своего времени. То есть сформировать не только профессиональные знания, но и четкую нравственную картину» [12].

Необходимо сказать, что усиление воспитательного компонента в работе российских университетов происходит уже несколько лет.

Так, с 2021 г. во всех университетах были разработаны и приняты Рабочие программы воспитания, также были выделены обязательные для университетов освобожденные должности проректоров по молодежной политике и воспитательной деятельности.

Создаются новые структурные подразделения, усиливающие воспитательную работу, - центры карьеры и трудоустройства, психологические службы, студенческие медиацентры.

Также с 1 сентября 2023 г. все поступившие на 1-й курс студенты изучают курс «Основы российской государственности», в ходе которого они знакомятся с вопросами политического устройства нашего государства, российским мировоззрением, перспективами социально-экономического развития.

Можно выделить основные тенденции в развитии воспитательной работы в российских университетах:

1. Детерминирование воспитательной деятельности в университетах федеральной «повесткой». Если раньше федеральный центр в лице профильного органа исполнительной власти задавал рамочные направления воспитательной работы, к примеру развитие добровольчества, поддержка студенческих отрядов, органов студенческого самоуправления, а сами университеты могли либо действовать внутри нее, либо выбирать собственные приоритеты, то в настоящее время ситуация изменилась. На протяжении последних 3-5 лет усилился процесс выстраивания университетов под решение федеральных задач по работе с молодежью.

Он шел постепенно, и сегодня можно констатировать то, что он практически завершен. Существует ряд общефедеральных проектов, которые являются обязательными для реализации в университетах, к примеру конкурс «Твой ход», и которые являются ключевыми при оценке эффективности работы по воспитательному направлению.

2. Единые межведомственные подходы к приоритетам воспитательной работы, которая выразилась, прежде всего, в выработке общих подходов со стороны Министерства науки и высшего образования и Федерального агентства по делам молодежи. Также можно отметить включение в общую систему региональных органов по делам молодежи, которые получают те же задачи, что облегчает процесс взаимодействия между ними и университетами.

3. Повышение значимости воспитательного направления и перенос ответственности за его реализацию непосредственно на ректоров университетов. В противовес тому, как еще 5-7 лет назад можно было наблюдать периферийность воспитательной работы в ряде университетов, о чем косвенно говорило и отсутствие профильных проректоров, сейчас воспитательная миссия является ключевой наряду с образовательной и научной. На состоявшихся совещаниях руководство Минобрнауки четко обозначило личную ответственность ректоров за проведение воспитательной работы, она включена в систему оценки качества работы руководителей университетов.

4. Воспитание становится задачей всех подразделений университета. Решение новых задач, поставленных руководством страны перед университетами, невозможно лишь силами служб профильного проректора. Они непосредственно касаются и образовательного направления, в определенной степени - научного, международного, инфраструктурного блоков, медиа-служб и еще многих сфер деятельности университетов. Также в проведение воспитательной работы должны быть вовлечены и преподаватели вне зависимости от профиля работы, поскольку именно они находятся в постоянной связи с обучающимися и могут, с одной стороны, фиксировать имеющиеся настроения в студенческой среде, а с другой - быть проводниками тех идей, которые сегодня лежат в основе воспитания.

5. Приоритетность патриотического воспитания среди других форм работы. Текущая общественно-политическая ситуация диктует необходимость усиления патриотического направления, а также подстройку работы по иным направлениям под эти задачи. Традиционные направления воспитательной работы, такие как развитие добровольчества, поддержка дви-

жения студенческих отрядов, студенческое творчество реализуются сейчас через призму их вклада в работу по патриотическому воспитанию. Необходимо отметить и работу Российского общества «Знание», которое успешно реализует просветительские проекты, в том числе в университетской среде, в ходе которых студенты узнают о важных событиях в истории нашей страны, знакомятся с ее достижениями прошлого и настоящего. Кроме того, в условиях проведения специальной военной операции появляется возможность реализовывать проекты, направленные на поддержку военнослужащих и членов их семей, что создает практическую основу для проявления патриотизма.

В настоящее время повышается значение воспитательной работы, которая является одной из ключевых миссий университета.

Еще К. Ясперс в качестве важных функций университета выделял «исследование, преподавание и обучение профессиям; образование и воспитание...» [13, с. 67].

Именно в университетах завершается формирование мировоззрения, жизненных принципов и ценностей молодого человека, и он получает возможность на практике реализовать свои внутренние устремления, включаясь в общественную жизнь университета, региона, страны. Многие исследователи говорят о том, что воспитание можно рассматривать в качестве элемента «третьей миссии» современного университета.

«Третью миссию» обычно рассматривают с точки зрения двух подходов - философско-культурологичес-кого (с точки зрения участия университетов в формировании культуры) и социально-экономического (их роли в обеспечении прогресса в экономике и социальной сфере).

По мнению Д. В. Повзуна, миссия университета -это «совокупность представлений об основополагающих ценностях, целях и пространстве развития образовательного учреждения, о том, что он несет, производит вовне, зачем он нужен обществу, государству, людям» [14, с. 17].

Миссия также определяется через «стратегическую цель, выражающую смысл и назначение организации» [15, с. 105].

Проблематика «третьей миссии» исследуется в работах как зарубежных (М. Мархл, А. Паусист, Г. Ицковиц, Л. Лейдесдорф, Ю. Караянис, М. Унгер, В. Полт и др.), так и отечественных (Н. А. Медушевский, О. В. Перфильева, Т. А. Балмасова, А. А. Аузан, И. В. Головко, О. В. Зине-вич, Е. А. Рузанкина, А. О. Грудзинский, Е. В. Кудряшова, С. Э. Сорокин и др.) исследователей.

Выделяя сущностные основы «третьей миссии» университетов, исследователи говорят о «совокупности

специфических услуг, основанных на действиях и возможностях, служащих для блага общества» [16, с. 23], «активной социальной позиции университета в отношении своей территории, обусловленной многосторонним взаимодействием с различными заинтересованными участниками» [17, с. 20], «включенности университета в решение значимых для общества проблем» [18, с. 6].

Важнейшим аспектом реализации университетами «третьей миссии» является их участие в социальном развитии региона, в котором они расположены, либо макрорегиона, который входит в сферу их интересов. Это «область оказания социальных услуг, участия университета в развитии городских пространств, взаимодействие с местным сообществом, культурная среда, студенческая активность» [19, с. 2961].

Ряд исследователей, к примеру, P. Montesinos, J-M. Carot, F. Mora выделяют три фактора, лежащих в основе «третьей миссии»: социальный, предпринимательский и инновационный [20, с. 197].

Перфильева О. В. отмечает такой аспект, как «взаимодействие в рамках воспитательной и социальной работы» [21, с. 136].

Выполнение этих задач непосредственно связано с реализацией политики социальной ответственности университетов. Это «добровольно взятые на себя организацией обязательства вносить вклад в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах» [22, с. 29].

Необходимо отметить, что социальные эффекты воспитательной работы в университете будут влиять на процесс социально-экономического развития региона его местонахождения, что будет являться формой реализации им своей «третьей миссии».

Прежде всего, университет выполняет важную задачу социализации молодежи, под которой понимают «двусторонний процесс постоянной передачи обществом и освоения индивидом в течение всей его жизни социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения, позволяющий индивиду функционировать в данном обществе» [23, с. 187].

Именно в университете происходит процесс активного формирования у молодого человека мировоззрения, жизненных принципов и ценностных ориен-таций. От того, какими они будут, зависит не только направление дальнейшего развития самого студента, но и общественно-политическая и экономическая ситуация в регионе. Нацеленность обучающихся в университете на созидательную деятельность, участие в делах общества, проявление инициативы и ответственности поможет формированию пласта креативной, патриотически настроенной и готовой к обще-

ственно активной жизни молодежи. Освоение студентами в процессе учебы навыков самоорганизации, работы в команде, реализации собственных проектов и инициатив позволит повысить их конкурентоспособность на рынке труда, ускорит карьерное продвижение.

Не меньшее значение имеет и политическое просвещение. Знание и понимание исторических процессов развития нашего государства и современной общественно-политической ситуации позволит правильно ориентироваться в информационном поле, противодействовать манипулятивным технологиям, удер-жит от совершения необдуманных или противозаконных действий. Это важно в условиях идеологического противостояния и защиты нашей страной своего ментального суверенитета.

Кроме того, проводя эффективную воспитательную работу, университеты фактически формируют общественные настроения у большой, социально активной части общества. Известно, что именно студенческая молодежь всегда являлась авангардом трансформационных социальных процессов, в том числе революционных, чутко реагируя на призывы к совершению тех или иных действий. В настоящее время это усиливается теми возможностями распространения информации, которые предоставляет сеть Интернет. Поэтому крайне важно, с одной стороны, формировать критическое отношение к любым попыткам вовлечения молодежи в действия, противоречащие интересам страны и ее граждан, а с другой - показывать важность объединения и сплочения на основе традиционных российских ценностей ради достижения перспективных задач развития нашего государства.

Выявляя, поддерживая и продвигая общественно активных представителей студенческой молодежи, университеты участвуют в воспитании будущих лидеров, руководителей в различных отраслях экономики, политики, социальной сферы, то есть, по сути, формируют облик региональной элиты. И эта элита должна быть носителем лучших человеческих качеств, быть профессиональной, нацеленной на развитие страны и ее регионов.

Безусловно, необходимо сказать и о таких социальных эффектах воспитательной работы в университетах, как снижение числа проявлений асоциальных явлений, к которым можно отнести как совершение правонарушений, так и различные аддикции (наркомания, алкоголизм, табакокурение). Профилактическая работа, идущая в рамках воспитательной деятельности, способствует повышению уровня социальной безопасности, развитию человеческого капитала региона.

Заключение

Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что в настоящее время значение воспитательного направления в работе российских университетов растет. Воспитание становится одной из миссий, определяющих смысловые основы деятельности университетов, их роль и место в обществе. С помощью методологии концепции «третьей миссии» университетов можно анализировать процессы трансформации университетов в соответствии с проходящими общественно-политическими процессами.

В ходе исследования были выявлены актуальные тенденции развития воспитательной работы в российских университетах, направления влияния на процессы социально-экономического развития регионов, социальные эффекты.

Сделаны выводы о том, что на текущем этапе исторического развития нашего государства значение воспитательного направления в работе университетов усиливается, что обуславливается существующими внешними и внутренними вызовами, требующими консолидации общества вокруг традиционных ценностей. Работа университетов по формированию мировоззрения, жизненных ориентиров молодого поколения является залогом сохранения единства, целостности и сплоченности российского общества, поддержания социально-политической стабильности, экономического развития нашего государства.

Перспективность исследования данного вопроса заключается в поиске путей выстраивания экосистемы воспитательной работы в университетах, включающей в себя участие всех заинтересованных групп и эффективно решающей задачи, стоящие перед нашим государством.

Литература

1. Бордовская Н. В. Об интеграции психологического и педагогического знания // Инновации в образовании. 2008. № 1. С. 86-88.

2. Философия образования высшей школы : монография / Т. А. Белогурова, С. Н. Климов, Н. Ю. Налетова и др.; под общ. ред. С. Н. Климова, И. А. Климова. М. : Московский гос. ун-т путей сообщ., 2015. 226 с.

3. Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 11.07.2024).

4. Леванова Е. А., Мудрик А. В., Серякова С. Б., Пушкарева Т. В., Тарабакина Л. В., Звонова Е. В. Воспитание как процесс эффективного функционирования метасистемы «личность -группа - общество» // Вестник Вятского государственного университета. 2020. № 3 (137). С. 65-75. DOI: 10.25730/ VSU.7606.20.041.

5. Поляков С. Д. Психопедагогика воспитания и обучения. Опыт популярной монографии. М. : Новая школа, 2004. 160 с.

6. Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! : Теория и практика шк. воспитат. систем. М. : Новая шк., 1996. 155 с.

7. Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании. М. ; Нижний Новгород : Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002. 157 с.

8. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / пер. с фр. А. Б. Гофмана. М. : Канон, 1995. 164 с.

9. Гонтарева Г. А. Общее образование в контексте социализации личности // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2012. Т. 3. № 2. с. 16-25. EDN PNFVGT.

10. Мудрик А. В. Воспитание как социальный феномен // Сибирский педагогический журнал. 2006. № 1. С. 126-128. EDN PLURGF.

11. Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р // Консультант Плюс. URL: https://docs.cntd.ru/document/420237592?ysclid=lk9fdut 2fj496876570 (дата обращения: 11.07.2024).

12. Валерий Фальков: воспитательная работа - это один из приоритетов в работе ректора [Электронный ресурс] // сайт Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/67940/ (дата обращения: 11.07.2024).

13. Ясперс К. Идея университета. Минск : БГУ 2006. 118 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Повзун В. Д. Миссия университета - история и современность // Вестник ОГУ 2005. № 1. С. 17-23.

15. Гительман Л. Д. Преобразующий менеджмент: Лидерам организаций и консультантам по управлению. М. : Дело, 1999. 217 c.

16. Marhl M., Pausits A. Third Mission Indicators for New Ranking Methodologies // Evaluation in Higher Education. 2011. No. 5. Р. 43-64. DOI: 10.15393/j5.art.2013.1949.

17. Медушевский Н. А., Перфильева О. В. Интерпретация третьей роли университетов на современном этапе // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение. 2016. № 3 (5). С. 19-31. EDN YHCNAN.

18. Головко Н. В., Зиневич О. В., Рузанкина Е. А. Третья миссия университета и модель многопользовательского управления для регионального развития // Сравнительная политика. 2018. Т. 9. № 1. С. 5-17. EDN YRIDNY.

19. Кудряшова Е. В., Сорокин С. Э. Проблемы реализации «третьей миссии» в условиях трансформирующейся роли университетов // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9. № 3. С. 2958-2966. DOI 10.15372/ PEMW20190308. EDN AYNQDY.

20. Montesinos P., Carot J-M., Mora F. Third Mission ranking for world class universities: Beyond teaching and research // Higher Education in Europe. 2008. Vol. 33 (2-3). P. 195-199.

21. Перфильева О. В. Университет и регион: на пути к реализации третьей функции // Вестник международных организаций. 2011. № 1 (32). C. 133-144.

22. Богдан Н. Н., Климова Т. В. Социальная политика и социальная ответственность организаций : учеб. пособие / РАНХиГС; Сиб. ин-т упр. Новосибирск : изд-во СибАГС, 2014. 216 с.

23. Ковалева И. А. Социализация личности: норма и отклонение // Ин-т молодежи. М. : Голос, 1996. 222 с.

References

1. Bordovskaja N. V. Ob integracii psihologicheskogo i pedagogi-cheskogo znanija [On the integration of psychological and

pedagogical knowledge]. Innovacii v obrazovanii, 2008, no. 1, pp. 86-88. (In Russian).

2. Filosofija obrazovanija vysshej shkoly. Monografija [Philosophy of higher education. Monograph]. Eds. S. N. Klimova, I. A. Kli-mova. Moscow, 2015, 276 p. (In Russian).

3. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ [On Education in the Russian Federation. Federal Law no. 273-FZ of December 29, 2012]. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed 11.07.2024). (In Russian).

4. Levanova E. A., Mudrik A. V., Serjakova S. B., Pushkareva T. V., Tarabakina L. V., Zvonova E. V. Vospitanie kak process jeffek-tivnogo funkcionirovanija metasistemy "lichnost' - gruppa -obshhestvo" [Education as a process of effective functioning of the "personality - group - society" meta-system]. Vestnik Vjat-skogo gosudarstvennogo universiteta, 2020, no. 3 (137), pp. 65-75. DOI: 10.25730/VSU.7606.20.041. (In Russian).

5. Poljakov S. D. Psihopedagogika vospitanija i obuchenija. Opyt populjarnoj monografii [Psychopedagogy of education and training. Experience popular monographs]. Moscow, 2004, 160 p. (In Russian).

6. Karakovskij V. A., Novikova L. I., Selivanova N. L. Vospitanie? Vospitanie... Vospitanie! Teorija i praktika shk. vospitat. sistem [Theory and practice of school educational systems]. Moscow, 1996, 155 p. (In Russian).

7. Manujlov Ju. S. Sredovoj podhod v vospitanii [Environmental approach in education]. Moscow; Nizhny Novgorod, 157 p. (In Russian).

8. Djurkgejm Je. Sociologija. Ee predmet, metod, prednaznachenie [Sociology. Its subject, method, purpose]. Moscow, 1995, p. 164. (In Russian).

9. Gontareva G. A. Obshhee obrazovanie v kontekste socializacii lichnosti [General education in the context of personal socialization]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina, 2012, vol. 3, no. 2, p. 23. (In Russian).

10. Mudrik A. V. Vospitanie kak social'nyj fenomen [Learning how to socialize a phenomenon]. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal, 2006, no. 1, p. 127. (In Russian).

11. Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj molodezhnoj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda. Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 29.11.2014 no. 2403-r [On the approval of the Fundamentals of the State Youth Policy of the Russian Federation for the period up to 2025. Decree of the Government of the Russian Federation dated 29.11.2014 no. 2403-r]. URL: https://docs. cntd.ru/document/420237592?ysclid=lk9fdut2fj496876570 (accessed 11.07.2024). (In Russian).

12. Valerij Fal'kov: vospitatel'naja rabota - jeto odin iz prioritetov v rabote rektora [Valery Falkov: educational work is one of the priorities in the rector's work]. URL: https://minobrnauki.gov. ru/press-center/news/novosti-ministerstva/67940/ (accessed 11.07.2024). (In Russian).

13. Jaspers K. Ideja universiteta [The idea of the university]. Minsk, 2006, p. 118. (In Russian).

14. Povzun V. D. Missija universiteta - istorija i sovremennost' [The mission of the University is history and modernity]. Vestnik OGU, 2005, no. 1, pp. 17-23. (in Russian).

15. Gitel'man L. D. Preobrazujushhij menedzhment: Lideram organi-zacij i konsul'tantam po upravleniju [Preobrazuyushchij menedzh-ment: Lideram organizacij i konsul'tantam po upravleniyu]. Moscow, 1999, 217 p. (In Russian).

16. Marhl M., Pausits A. Third Mission Indicators for New Ranking Methodologies. Evaluation in Higher Education, 2011, no. 5, pp. 43-64. DOI: 10.15393/j5.art.2013.1949. (In English).

17. Medushevskij N. A., Perfil'eva O. V. Interpretacija tret'ej roli univer-sitetov na sovremennom jetape [Interpretation of the third role of universities at the present stage]. Vestnik RGGU. Serija: Politologija. Istorija. Mezhdunarodnye otnoshenija. Zarubezhnoe regionovede-nie. Vostokovedenie, 2016, no. 3, pp. 19-31. (In Russian).

18. Golovko N. V., Zinevich O. V., Ruzankina E. A. Tret'ja missija universiteta i model' mnogopol'zovatel'skogo upravlenija dlja regional'nogo razvitija [The third mission of the University and the multi-user management model for regional development]. Sravnitel'naja politika, 2018, no. 1, pp. 5-17. (In Russian).

19. Kudrjashova E. V., Sorokin S. Je. Problemy realizacii "tret'ej missii" v uslovijah transformirujushhejsja roli universitetov [Problems of implementation of the "third mission" in the context of the transforming role of universities]. Professional'noe obrazovanie v sovre-mennom mire, 2019, vol. 9, no. 3, pp. 2958-2966. (In Russian).

20. Montesinos P., Carot J-M., Mora F. Third Mission ranking for world class universities: Beyond teaching and research. Higher Education in Europe, 2008, vol. 33 (2-3), pp. 195-199. (In English).

21. Perfil'eva O. V. Universitet i region: na puti k realizacii tret'ej funkcii [University and region: towards the implementation of the third function]. Vestnik mezhdunarodnyh organizacij, no. 1 (32), pp. 133-144. (In Russian).

22. Bogdan N. N., Klimova T. V. Social'naja politika i social'naja otvetstvennost' organizacij. Ucheb. posobie [Social policy and social responsibility of organizations]. Novosibirsk, 2014, 216 p. (In Russian).

23. Kovaleva I. A. Socializacija lichnosti: norma i otklonenie [Socialization of personality: norm and deviation]. Institute of Youth, Moscow, 1996, 222 p. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.