Научная статья на тему 'Воспитание и совершенствование художественного вкуса у студентов средствами скульптуры и архитектуры'

Воспитание и совершенствование художественного вкуса у студентов средствами скульптуры и архитектуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
575
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СКУЛЬПТУРА / АРХИТЕКТУРА / ВОСПИТАНИЕ / НАРОДНОЕ ИСКУССТВО / ВКУС / СТИЛЬ / SCULPTURE / ARCHITECTURE / EDUCATION / UPBRINGING / FOLK ART / TASTE / STYLE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Каратайева Нина Фёдоровна

Автор ставит проблему воспитания студентов художественных вузов. Подчеркивается необходимость воспитания художественного вкуса в наши дни по причине определенного упадка пластических искусств. Обобщен опыт художественного воспитания в Высшей школе народных искусств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teaching artistic style by the means of sculpture and architecture

In this article the author discusses the problem of students' education in Arts colleges. The author claims that it is essential to develop a taste in arts for at present we evidence a decay of the plastic arts. The Folk Art Higher School experience in education is summarized

Текст научной работы на тему «Воспитание и совершенствование художественного вкуса у студентов средствами скульптуры и архитектуры»

Н. Ф. Каратайева

(Санкт-Петербург)

ВОСПИТАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА У СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ СКУЛЬПТУРЫ И АРХИТЕКТУРЫ

В статье автор ставит проблему воспитания студентов художественных вузов. Подчеркивается необходимость воспитания художественного вкуса в наши дни по причине определенного упадка пластических искусств. Обобщен опыт художественного воспитания в Высшей школе народных искусств

Воспитание художественного вкуса у студентов во многом зависит от среды, которая окружает их на улице, дома, в институте. Скульптура, как и народное декоративно-прикладное искусство, служит для художественного оформления нашего быта, например, в жилом и общественном интерьерах и обликах зданий в виде рельефов и разнообразных декоративных скульптур, а также многочисленных монументальных памятниках, связанных с историей и историческими личностями государства Российского.

В беседах по скульптуре, проводимых в Высшей школе народных искусств, студенты не только знакомятся с программой заданий по скульптуре, но и получают знания о видах скульптуры и ее значении в истории и развитии искусства нашего государства. На уроках скульптуры обязательно ставятся не только учебные, но и воспитательные задачи. В беседах студентов знакомят с монументальными скульптурными произведениями нашего города, посвященными известным деятелям истории, культуры, напоминающими об исторических событиях.

Программа по скульптуре строится так, чтобы студенты могли научиться выполнять простейшие задания, развили навыки по лепке объемных и рельефных форм и постепенно перешли к сложным заданиям по самостоятельной разработке рельефных и объемных композиций, которые развивают фантазию, понимание пластики и компоновки растительных элементов, птиц и животных. Задания развивают глазомер, приучают к аккуратности и терпению [4].

В программе по скульптуре несколько тем включают изучение народной пластики, эти темы выполняют познавательновоспитательную роль в профессиональной подготовке художников традиционного прикладного искусства по предмету скульптура. Издавна в народе проявлялся интерес к объемным формам. Несколько столетий существуют центры глиняной посуды и игрушек - Каргопольской, Дымковской, Филимоновской, Богородской и других. Россия богата лесом, поэтому по всей стране развивалось искусство резьбы по дереву [2].

Избы украшались резными ставнями и наличниками, фронтонами и карнизами, резными дверями и воротами. При постройке церквей вырезались резные иконостасы и разная церковная утварь. Деревянное зодчество повлияло на развитие каменной архитектуры, в которой стали использоваться рельефные украшения с растительным орнаментом, изображением птиц и животных и заимствовано много мотивов, разработанных народными мастерами. Санкт-Петербург - это синтез архитектуры и скульптуры. Без лепных орнаментов, кружевных решеток, оград и балконов городской скульптуры наш город выглядел бы очень уныло. Растительный мир, отраженный в лепнинах, служит созданию неповторимой красоты городских пейзажей. Все это помогает эстетическому восприятию Санкт-Петербурга, воспитывает чувство любви к прекрасному [6].

Воспитание, развитие и совершенствование художественного вкуса у студентов средствами скульптуры и архитектуры осу-

ществляется через обязательное посещение музеев, через экскурсии по городу и даже работу на пленэре: когда студенты пишут пейзажи, они изучают пропорции зданий, стиль той эпохи и время, когда было построено здание. Студенты выполняют этюды пейзажей летнего сада и на примере парковой скульптуры Летнего сада узнают, что она относится к виду декоративной скульптуры, которая украшает ландшафт Летнего сада.

Летний сад был заложен почти одновременно с городом - это музей скульптуры под открытым небом. Скульптуры для Летнего сада подбирались не только по художественным достоинствам, но и по содержанию, они выполняют роль воспитателей вкуса и связаны с историей России. Часто студенты пишут этюды с Летнего дворца Петра I. 29 барельефов, выполненных архитектором-скульптором А. Шлютером, играют для молодых поколений огромную роль в воспитании патриотизма и знания истории. Исполненные в античном духе, они в аллегорической форме воспевали победы России в Северной войне. Благодаря этим барельефам Летний дворец Петра I обладает большой художественной и исторической ценностью для многих поколений.

Синтезом архитектуры и скульптуры служат не только барельефы на здании, но и объемные скульптуры. У северного фасада дворца установлена скульптурная композиция скульптора XVIII века П. Баратта «Мир и Изобилие», посвященная Ништадт-скому миру со шведами, созданная в 1723 -1725 годах, она прославляет победу России в Северной войне, воспитывает чувство гордости и патриотизма у студентов. Другие статуи этого скульптора - «Слава», «Мореплавание», «Архитектура», «Правосудие», «Милосердие» и др. - это аллегорические изображения идейного и воспитательного значения.

Мастером школы Лоренцо Бернини создана нежная скульптурная композиция «Амур и Психея», рассказывающая о трогательной любви. Скульптуры такого плана воспитывают и развивают чувство красоты и эстетического восприятия человеческих чувств.

Летний сад играет огромную воспитательную роль, совершенствует и развивает художественный вкус студентов и оказывает большое духовное влияние как на жизнь простых людей, так и известных художников, музыкантов, литераторов: многие произведения А. С. Пушкина, П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского, В. А. Жуковского, И. А. Крылова и других зародились под сенью листвы Летнего сада.

Когда студенты ВШНИ выполняют задания по вылепливанию животных, им полезно - для углубления профессиональных знаний по скульптуре - посетить Летний сад и внимательно посмотреть и зарисовать фрагменты постамента памятника И. А. Крылова, где скульптором П. К. Клодтом изображены герои его басен, поучиться способу лепки животных, получить знания по анатомии, пропорциям вылепленных животных и композиции.

Примером расширения общекультурного кругозора, эстетического и патриотического воспитания студентов через скульптуру и архитектуру могут быть работы внутри и вокруг Казанского собора, в котором мы проводим экскурсии и во время пленэрной практики студенты делают зарисовки.

Казанский собор построен в честь Казанской иконы Божией матери и победы над Наполеоном в войне 1812 года. Через историю создания Казанского собора студенты знакомятся с историей Российского государства, и эти знания помогают воспитанию патриотических чувств. Казанский собор представляет собой великолепный образец синтеза скульптуры и архитектуры. Построен он в расцвет русского классицизма. В 1800 году Павел I утвердил проект Воронихина по перестройке старого храма, посвященного Казанской иконе и стоявшего на этом месте Невского проспекта. Он хотел построить в столице храм, подобный собору Святого Петра в Риме. Предлагалось возвести Казанский собор силами только русских мастеров и только из русских материалов как произведение до конца национальное. Казанский собор строился 10 лет и является вершиной творчества бывшего крепостного архитектора Воронихина, соз-

давшего грандиозную симфонию в камне, повлиявшую на духовное воспитание многих поколений. Казанский собор играет немалую роль в воспитании наших студентов через беседы на уроках скульптуры, экскурсии и его зарисовки.

Это один из первых памятников русской архитектуры классицизма, в котором фасады обильно украшены сюжетными рельефами и статуями, выполненными в 1804 - 1807 годах крупнейшими мастерами скульптуры С. С. Пименовым, И. П. Марто-сом, И. П. Прокофьевым, В. И. Демут-Мали-новским. Барельефные работы выполнены Ж. Д. Рашеттом.

Воспитательное и патриотическое значение для наших студентов имеет рассказ, связанный с именем полководца М. И. Кутузова. Перед отъездом на войну в 1812 году М. И. Кутузов молился в Казанском соборе перед чудотворной иконой за спасение России. После победы Кутузов передал несколько пудов серебра, отбитого у французов, для киота Казанской иконы и нового иконостаса. В 1813 году М. И. Кутузов был похоронен в Казанском соборе. В соборе были размещены многие трофеи войны с наполеоновской Францией, и в честь победы русского народа над Наполеоном перед собором установили монументальные памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли, выполненные скульптором Б. И. Орловским. Рассказывая о монументальной скульптуре, преподаватель приводит в пример эти памятники.

На примере Казанского собора можно говорить о синтезе произведений архитектуры, скульптуры, живописи, иконописи, вышивки, ювелирного искусства с историческими событиями государственной важности. Новые поколения получают знания об истории государства. Через эти знания воспитываются и укрепляются патриотизм, вера, любовь к культуре и искусству своего народа. Немаловажное значение для воспитания людей играет идеология государства и отношение правительства к памятникам культуры.

После революции 1917 года, сопровождавшейся многими эксцессами, произошло разорение Казанского собора. Если вся ис-

тория русского государства до этого времени была проникнута православной верой и воспитанием человека по христианским заповедям, то теперь новой властью была поставлена цель воспитать нового человека. С этой целью стали уничтожать наследие буржуазного строя и культуры, рушить и ломать исторические и священные сооружения архитектуры и искусства. Тысячи священнослужителей были расстреляны, в том числе и настоятель Казанского собора. (И при этом духовенство дало самый низкий процент эмигрантов). Изъяты были все предметы художественного убранства, с чудотворной Казанской иконы Богоматери снята риза, уничтожен серебряный иконостас [5].

Это тоже история нашего государства, повлиявшая на воспитание и судьбы нескольких поколений и на развитие изобразительного искусства.

Но времена гонений прошли, и 31 декабря 1999 года собору был возвращен статус Кафедрального собора. В 2000 году началось его восстановление, он продолжает вписываться в образ Невского проспекта, где каждый уголок - это целая историческая эпоха [1].

Казанский собор является одновременно памятником зодчества, истории, культуры и монументально-декоративного искусства и несет огромное воспитательное значение - для многих людей и наших студентов, которые приехали учиться с разных уголков России.

Преподаватель, рассказывая о видах скульптуры, объясняет студентам на примере Казанского собора, какая скульптура называется монументальной, декоративной, монументально-декоративной, рельефной. Такие беседы о памятниках расширяют профессиональное художественное образование художника традиционного прикладного искусства.

В данной статье лишь немного затронут огромный потенциал скульптуры и архитектуры города в воспитании вкуса, чувства любви и гордости за нашу страну. Прекраснейший наш город важен в воспитании новых поколений, потому что монументальная и декоративная скульптура - это

искусство, наиболее доступное массовому зрителю, оно перед глазами на улицах, площадях, в парках, соборах, на стенах и в интерьерах зданий.

Искусство скульптуры - одно из самых трудных и зависит от внешних обстоятельств, заказов и вкусов заказчиков и эпохи, в которую они создавались. У каждого времени свои идеалы. XVIII - XIX века раскрыли нам блистательных скульпторов-мо-

нументалистов: Клодта, Козловского, Антокольского, Мартоса, Орловского, Пименова, Демут-Малиновского, Прокофьева, Теребе-нева, Чижова, Шубина, Толстого, Беклеме-шева, Залиманова и других, создавших ядро русской школы скульптуры, их произведения передают любовь к Родине, воспитывают в духе патриотизма, прививают уважение к культуре и вере народа, обогащают духовный мир многих поколений.

Литература

1. Бойко В. В. Православие в культуре России : сб. статей / сост. В. В. Бойко. - М.: Издательский сервис, 2004. - 224 с.

2. Русская глиняная игрушка : альбом / сост. И. Я. Богуславская. - Л.: Искусство Ленинградской области, 1975. - 138 с.

3. Волошина Л. К. Профессиональная деятельность учителя по воспитанию духовного мира школьников на уроках музыкального искусства : автореф. ... канд. пед. наук. - М., 2005. - 22 с.

4. Докучаев В. В. Проблемы преподавания скульптуры на художественно-графическом факультете : сборник научных статей научно-методической конференции Кубанского университета. -Краснодар, 2005. - С.134-135.

5. Мир русской культуры : энцикл. справочник / науч. ред. А. Н. Мячин. - М., 1997. - 616 с.

6. История русского орнамента 10-16 вв. по древним рукописям : альбом / ред. С. Ю. Ивлев. - М.: Арт-родник, 1997. - 32 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.