Научная статья на тему 'Воспитание гражданственности и казахстанского патриотизма учащихся школ в период прохождения учебно-производственной практики'

Воспитание гражданственности и казахстанского патриотизма учащихся школ в период прохождения учебно-производственной практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эмтер А.М.

Патриотизм это моральная категория, неотделимая от индивидуальных и социальных качеств личности. Воспитывать гражданина-патриота означает сформировать человека, подчиняющегося любви к родине, стремление к его процветанию и могуществу, сильную гражданскую позицию. Во время практики студенты Костанайского педагогического колледжа постоянно обращают особое внимание на формирование школы гражданской идентичности, воспитание казахстанского патриотизма.Патриотизм түлғаның жеке және азаматтық сапасынан бөлінбейтін адамгершілік категориясы болып табылады.Азаматты,патриотты тәрбиелеу-Отанына деген сүйіспеншілігі бар,оның гүлденуі мен көркеміне ықпал жасап,нық азаматтық позициясы бар адамды қалыптастыру. Қостанай педагогикалық колледжінің-машықкерлері машықтану қызметінен өту барысында оқушылардың бойына түлғаның азаматтық по-зициясын қалыптастыру.Қазақстандық патриотизмге тәрбиелеу мәселесіне 71 ерекше көңіл аударады.Сабаққа дайындалу және конспект қүру барысында Қазақстан Республикасы,оның табиғатының байлылығы,адамдары біздің еліміздің байлығы,астанасы,туған өлке,оның қайта қүру мүмкіндіктері туралы арнайы жинақталған дидактикалық материалдар пайдалану ойластырылады.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Patriotism is a moral category, inseparable from the individual and so-cial qualities of the person. To bring up the citizen patriot means to form a person that is subject to the love of the motherland, the pursuit of its prosperity and power, strong civil position. During the practice students of Kostanai pedagogical college constantly pay particular attention to the formation of civic identity school, education of Kazakhstan patriotism. During preparation for the lesson and drawing abstract think through the use of specially selected didactic material about the Republic of Kazakhstan, the richness of its nature, the people, to multiply the wealth of our country and the capital, his native land, the possibility of its transformation.

Текст научной работы на тему «Воспитание гражданственности и казахстанского патриотизма учащихся школ в период прохождения учебно-производственной практики»

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И КАЗАХСТАНСКОГО ПАТРИОТИЗМА УЧАЩИХСЯ ШКОЛ В ПЕРИОД ПРОХОЖДЕНИЯ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Эмтер А.М.,

заместитель директора по УПО Костанайского педагогического колледжа

Патриотизм является нравственной категорией, неотделимой от индивидуальных и гражданских качеств личности. Мы прекрасно понимаем, что воспитывать гражданина, патриота - значит формировать человека, 66 которому присущи любовь к Родине, стремле-ние к ее процветанию и могуществу, прочная гражданская позиция.

В Толковом словаре В.Даля дается следующее толкование слова патриот: «Любитель отечества, ревнитель о благе его». Пожалуй, это наиболее точное определение из всех существующих. Именно для со-временных условий нашего непростого времени особенно актуально не только любить свое отечество, быть ему преданным, но (и это самое главное!) стараться сделать что-то на благо своей страны, для ее возрождения, построения экономически мощной, политически стабильной державы.

С чего же начинается формирование патриота? Предельно ясно об этом писал академик Д.С.Лихачев: «...любовь к Родине начинается с ВЕСТНИК «ОРЛГО> -

любви к своей семье, своему дому, к своей школе. Она постепенно растет. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своему селу, к родной природе, к своим землякам, а, созрев, становится сознательной и крепкой до самой смерти любовью к своей стране и ее народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала» [3].

Таким образом, начинается патриот с формирования родственных чувств к членам своей семьи, родственникам, к малой родине, ученическому коллективу, местным традициям, истории. И завершается процесс формирования патриота воспитанием любви к Отечеству, обществу, народу, истории, культуре, традициям. Как когда-то было сказано великим Сенекой: «Если хочешь жить для себя, живи для других».

Казахстанский патриотизм провозглашен как один из основополагающих принципов деятельности Респу-

_1/2013

блики Казахстан [2]. Президент РК Н.Назарбаев обозначил задачу формирования казахстанского патриотизма как один из долгосрочных приоритетов нашего развития. Участие в выполнении данной задачи должны принять в первую очередь образовательные структуры.

В соответствии с новой стратегией развития образования опреде-лены ценности и цели образования с учетом общеказахстанского мен-талитета, национально-исторических и этнических традиций, общей культуры, включающей в себя критическое и этическое измерения, и нацеленной на развитие общепланетарного мышления.

Система образования должна формировать следующие ценности:

- здоровье, культура, общая и функциональная грамотность, профессиональная ориентация как база самореализации личности,

- семья, Родина, мир как основа социализации личности;

- познание, сохранение и преумножение естественного богатства природы как фундамента существования человека и человечества в целом;

- ответственность за себя и страну, справедливость, толерантность, гармония и любовь как условие гармоничного межличностного и межкультурного взаимодействия.

В современных условиях идеологической основой, интегрирую-щей нацию, выступает идеи "Казахстан — моя Родина", "Казахстан — наш общий дом".

Приверженность этим идеям предполагает:

1/2013

- любовь к Родине, обеспечение ее независимости и целостности;

- уважение чувства национального достоинства и гражданственно-сти;

- сохранение языка, культуры и народных традиций.

Школа в первую очередь призвана обеспечить базовые компетенции выпускника, который должен, наряду с другими компетенциями:

- Быть патриотом своей Родины, проявлять гражданскую актив-ность, уметь выносить взвешенные суждения в вопросах морали, этики, социальной справедливости, происходящих социальных событий, понимать политическую систему, быть ориентированным на демократические ценности.

- Понимать и ценить культуру своего народа и культурное многообразие мира; быть приверженным к идеям 57 духовного согласия и толерантности.

- Понимать научную картину мира; проявлять заботу о сохранении окружающей среды; использовать знания и умения для под-держания экологического равновесия.

-Уметь выполнять социальные роли в семье, в сотрудничестве с другими людьми. [1].

Государственный общеобязательный стандарт среднего образования, представляя собой новый этап в способах проектирования и нормирования содержания образования, в качестве главной цели и задач рассматривает становление компетентной, интеллектуально и духовно развитой личности, способной самостоятельно решать социально и личностно значимые проблемы.

В соответствии с заявленной целью -БЕСГНЖ «ОРЛ№>

и задачами общего среднего образования Стандартом регламентирована, кроме предметных и метапредметных результатов обучения, социализация

обучающихся - лич^ностные резуль-68 таты как усвоенная система норм, ориентаций и ценностей, позволяющая выпускнику быть полноправным членом об-щества.

Любому обществу нужны преданные люди, и задача общества со-стоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его предста-вителей. Школа должна поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Эту задачу осознают и ставят перед собой студенты Костанайского педагогического колледжа, осуществляя учебно-практическую подготовку в базовых школьных и дошкольных учебных организациях города и ВЕСТНИК «ОРЛГО> -

области.

Перед началом каждого вида практики в ходе проведения установочных конференций делаются целевые и мо-

тивационные установки на выработку гражданской позиции учащихся школ и дошкольников (это одно из обязательных требований к занятиям, проводимым преподавателями колледжа). Методисты демонстрируют электронный вариант регионального материала, который может быть использован практикантами с целью воспитания патриотизма (гимн Казахстана, государственная символика, данные об

1/2013

известных казахстанских ученых, просветителях - И.Алтынсарине, А.Кунанбаеве, сборники стихов Ша-яхметова, Бердалиновой, Беркеновой, Шалабаева и других местных поэтов, фильмы о Костанае, Астане и др.).

В итоге в ходе проведения практической деятельности обучаю-щиеся-практиканты постоянно уделяют особое внимание формирова-нию гражданскойпозицииличностишколь-ников, воспитанию казах-станского патриотизма. При подготовке к уроку и составлении конспекта продумыва-ется использование специально подобранного дидактического материала о РК, богатстве ее природы, людях, преумножающих богатства нашей страны, о столице, родном крае, возможности его преобразования.

Так, при изучении творчества М.Лермонтова ведется речь об Абае, о переводе им произведений Лермонтова. При изучении казах-ских, русских и др. народных сказок, басен Крылова говорится о нрав-ственных ценностях, одинаковых для всех народов, независимо от национальности.

При прохождении темы имена существительные собственные, нарицательные проводится работа по воспитанию любви к родному краю: Как называется наш город? Какая река протекает? Каким стал город? Ведется беседа о необходимости беречь окружающую природу, используются различные пословицы, поговорки на тему мужества, любви к Родине составляются предложения о Казахстане, событиях, происходящих в стране, рождении Астаны, об интересных памятниках столицы (Байтерек, Пира-

1/2013

мида, памятник трем биям), используются материалы «Посланий Президента народу Казахстана», поднимаются проблемы экологической среды родного края. При изучении поэзии «Ер Таргын», произведения «Махамбет Утемисулы» учащиеся едины во мнении, что защита своего Отечества -святое дело каждого гражданина, патриота Казахстана.

По заданию практикантов учащиеся школ пишут эссе на темы «Богатыри рождаются ради родины», «Атаме-кен - золотой дом»

В материалы уроков неизменно включаются имена учащихся классов разной национальности (казахские, русские, немецкие и др.), утверждается мысль о необходимости дружбы, единства между людьми всех национальностей.

В системе ведется работа по развитию полиязычной среды: неза-висимо от предмета логично, целенаправленно взаимодействуют казахский, русский и английский языки.

На уроках английского языка в начале урока проводятся речевые разминки: Какая сегодня погода в Коста-нае? Какая сегодня погода в других городах Казахстана? При изучении темы «Праздники Великобритании» включается материал о праздниках Казахстана. Учащиеся создают собственный календарь праздников РК, составляют и обсуждают диалоги о родном крае: - Где ты живешь?

- Я живу в Казахстане, в городе Костанае.

- Ты любишь свой родной город?

- Я очень люблю свой город.

- Почему ты любишь город, в ко-

69

■ БЕСШЖ «ОРЛЕУ»

и

тором живешь?

- Это моя маленькая родина. Она как мама.

Обучая названиям цветов (белый, синий, красный, желтый), сту-денты -практиканты показывают своим ученикам, какие цвета включает в себя казахстанский флаг. При введении звуков [P],[T],[Z] студенты вводят слова: patriot, patriotizm. Внеклассные мероприятия на английском языке посвящены Дню Республики, символике РК, рождению Астаны, законодательным актам республики Казахстан.

Классные часы проводятся на темы: «Родная природа», «Тради-ции и обычаи казахского народа», «День Республики», «Мой город Костанай». Во время классных часов звучат гимны РК, демонстрируются слайды с 70 символикой РК, флагом, гербом, ведутся беседы, составляются рассказы о природе Казахстана, национальных героях, декламируются стихотворения казахстанских поэтов.

Учащиеся дошкольного отделения проводят в разных возрастных группах утренники «Отан, оттан да ыстьщ» («Родина жарче огня»), «Мен жэне менщ Отаным» («Я и моя Родина»), «Менщ Yйiм-менiц ел1м» («Мой дом - моя страна»).

Для воспитания гордости и национального самосознания у воспитуемых на показательных занятиях используют символику Казахстана, применяют художественное слово (стихотворения, пословицы, поговорки о Родине, родном крае), разучивают с дошкольниками стихотворения о Родине, о родном крае, проводят беседы на темы «В какой республике, в каком городе ВЕСТНИК «ОРЛГО> -

ты живешь?». Целенаправленно включая на занятиях региональный компонент, рассказывают о родном крае, о его богатствах, природе, проводят наблюдения за окружающей средой, выясняют с детьми особенности климата не только нашего региона, но и всей страны.

На пробной практике по специализации «Английский язык в дошкольных учреждениях» учащиеся колледжа проводят занятия по те-мам «Family» («Семья»), «I am a patriot» («Я патриот»), «My country» («Моя страна»), «My home» («Мой дом»), «My home is Kasakhstan» («Мой дом Казахстан»), проводя параллели с казахским, русским язы-ками (приветствие, диалоги); обращают внимание на государственную символику, флаги разных государств, разучивают на английском языке песенки о родине, о родном крае. Так, при изучении темы о животных непременным становится беседа о животных Казахстана, нашего региона, об отношении гражданина к природным богатствам.

Традиционно 1 июня студенты дошкольного отделения на спор-тивной площадке колледжа проводят для детей микрорайона «Южный» праздник, посвященный Дню защиты детей: игры, конкурсы (рисунки на асфальте, «ТYлкi Алиса жэне мысык Базилио», «Жалмауыз кемшр», «Лягушка - путешественница» и др.), спортивные соревнования, концертные номера, представленные студентами отделения культуры, призы и подарки детям, звучат мелодии детских песен. Сценарий ведется на трех языка:

_1/2013

Бэрше - бэрше кайырлы тац! БYгiн б1з бэрше жаксы кецш-куй1м1зд1 сыйлаймыз еткет. БYгiн ец жаксы кун - Бала-ларды коргау куш!

Всем-всем добрый день! Всем-всем лучезарных улыбок и хорошего настроения! Потому что сегодня действительно добрый день -День защиты детей!

Good afternoon! We wish everybody bright smiles and good mood! Because today is really bright day - Childrens Day!

Таким образом, формирование питание казахстанского патриотизма гражданской позиции школьников стало неотъемлемой частью каждого и детей дошкольного возраста, вос- урока и занятия практикантов.

Тушн

Патриотизм тYЛFаныц жеке жэне азаматтык сапасынан белшбейтш адамгершшк категориясы болып табылады.Азаматты,патриотты тэрбиелеу-Отанына деген CYЙiспеншiлiгi бар,оныц гYЛденуi мен керкемше ыкпал жасап,нык азаматтык позициясы бар адамды калыптастыру.

Костанай педагогикалык колледжiнiц-машыккерлерi машыктану кызметшен ету барысында окушылардыц бойына тYЛFаныц азаматтык по-зициясын калыптастыру.Казакстандык патриотизмге тэрбиелеу мэселесше 71 ерекше кецiл аударады.Сабакка дайындалу жэне конспект KYPУ барысында Казакстан Республикасы,оныц табиFатыныц байлылыFы,адамдары бiздiц елiмiздiц байлыFы,астанасы,туFан елке,оныц кайта ^ру мYмкiндiктерi туралы арнайы жинакталFан дидактикалык материалдар пайдалану ойластырылады.

Resume

Patriotism is a moral category, inseparable from the individual and so-cial qualities of the person. To bring up the citizen patriot means to form a person that is subject to the love of the motherland, the pursuit of its prosperity and power, strong civil position. During the practice students of Kostanai pedagogical college constantly pay particular attention to the formation of civic identity school, education of Kazakhstan patriotism. During preparation for the lesson and drawing abstract think through the use of specially selected didactic material about the Republic of Kazakhstan, the richness of its nature, the people, to multiply the wealth of our country and the capital, his native land, the possibility of its transformation.

1/2013

ВЕСТНИК «ОРЛ№

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.