ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
УДК 371.487
В. А. Худик
ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ И ЧУВСТВ ПАТРИОТИЗМА У УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ1
В условиях современных социально-политических преобразований в обществе вопросы воспитания становятся приоритетными среди остальных программ учебно-воспитательной работы с обучающейся молодежью. Подготовка молодых людей к самостоятельной жизни немыслима без формирования у них адекватных чувств гражданственности и патриотизма к родному Отечеству, где учебная и трудовая деятельность способствуют дальнейшему личностному развитию молодых людей, в том числе и после завершения учебы в образовательных учреждениях среднего, средне-профессионального и высшего звена.
В истории отечественного и зарубежного образования вопросам
1 Публикуется по материалам издания: Логинова Н. В., Худик В. А. Представления о гражданской позиции и чувствах патриотизма у старшеклассников: монография / Санкт-Петербургская акад. постдипломного педагогического образования. Санкт-Петербург: СПбАППО, 2007. 130 с. (примеч. ред.).
патриотического воспитания уделялось особое внимание (В. Г. Белинский, А. Дистервег, Я. А. Ко-менский, Я. Корчак, М. В. Ломоносов, И. Г. Песталоцци, Н. И. Пирогов, А. Н. Радищев, Г. С. Сковорода, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский и др.). Причем проявление гражданственности и патриотизма, как качеств личности, рассматривалось отечественной педагогикой в аспекте морально-физических свойств человека, способности быть защитником завоеваний государства [1, 9, 31, 47, 56, 73, 97 и др.]. Взросление личности подрастающего человека понимается в контексте жизненной позиции, которая в новых меняющихся условиях приобретает следующие черты: преданность делу Отечества; проявление социальной и трудовой активности; этнической толерантности и непримиримости к национальным предрассудкам [2, 5, 11, 19, 21, 28, 36, 40, 50, 75, 94 и др.].
Государственные и общественные деятели, ученые, представители религиозных концессий предлагают пути сплочения российско-
го общества после почти полной девальвации понятия «патриотизм» в 90-годах прошлого века, утраты нашим обществом традиционно сильного российского патриотического общественного сознания [18, 22, 34, 39, 44, 67 и др.]. В их выступлениях и статьях подчеркивается необходимость укрепления российского государства, признается тот факт, что реформы, проводимые в стране, нуждаются в четком идеологическом обосновании. А оно может базироваться, как правило, на одном из главных факторов — патриотизме.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время [38, с. 2]. В условиях образовательной среды среднего, средне-профессионального и высшего уровня проблема патриотического воспитания лежит в плоскости создания целевых программ, направленных на формирование у обучающейся молодежи адекватных социальных установок, активной жизненной позиции, готовности к защите завоеваний Отечества. Такими педагогическими технологиями могут выступать реально моделирующие условия взаимодействия образовательной организации и других социальных институтов — военных, полиции, частей пожарной охраны МЧС РФ и др., в деятельности которых отмечается реализация основных принципов профессио-
нально-патриотического долга перед гражданами России и государством.
Обучающиеся образовательных организаций, воспринимая и усваивая технологии педагогического воздействия1, которые несут в себе тематику воспитания гражданственности и патриотизма, обретают стиль жизненных ориентиров гуманитарных аспектов будущей профессиональной деятельности, интегрируются в своей непосредственной учебной деятельности, которая становится для них и профессиональным интересом и мотивационным побуждением к овладению учебой в аспекте освоения профессией и ее реализацией в будущей трудовой деятельности. Условия образовательной среды2 оказывают существенное влияние на организацию учебной деятельности обучающихся, а навыки учебной деятельности служат детерминантами успешной адаптации и обучаемости студентов в
1 Под термином «технология педагогического воздействия» следует понимать особенности установления отношений между субъектами педагогического взаимодействия — педагогом и обучающимися, — используемые при этом психолого-педагогические приемы воздействия на учащихся в процессе обучения и воспитания [122].
2 Понятие «образовательная среда» рассматривается нами в контексте по-требностно-мотивационных ориентиров обучающихся, определяющих особенности их поведения, как субъектов учения.
связи с определением гражданской и военно-патриотической позиции в обществе. Так, для обучающихся медицинских вузов детерминирующими ориентирами служат ценностно-смысловые установки в овладении медицинскими профессиями, обеспечивающими здоровья граждан и эффективность их успешности в различных видах деятельности — учебной, профессионально-трудовой и т. д.
Таким образом, актуальность проблемы разработки концепции воспитания гражданственности и патриотизма определяется необходимостью обновления содержания воспитания и обучения обучающихся не только общеобразовательных школ, но и обучающихся средне-профессиональных и высших учебных заведений. В то же время проблема разработки концепции воспитания гражданственности и патриотизма, понимания сущности воспитания в современных условиях, развитие психолого-педагогической составляющей формирования качеств гражданственности у молодежи имеет также актуальное практическое значение — без воспитания любви к Отечеству, пропаганды исторических традиций, без акцента на защиту интересов России, без привития молодежи чувства уважения к истории России, качеств патриота и гражданина невозможно укрепить духовные силы народа, возродить сильное государство.
В нашем понимании понятия «гражданственность» и «патриотизм» представляют собой инте-
грированные чувства, формирующееся у обучающихся на основе комплексного подхода к воспитанию и формированию у них ответственности и самостоятельности в решении социальных проблем, готовности к участию в жизни общества и защиты гражданских прав и Отечества. Итогом учебно-воспитательной деятельности образовательной организации выступает то, каких выпускников она выпускает в жизнь, насколько молодые люди окажутся подготовленными к новым условиям их дальнейшей социализации в профессиональной деятельности и жизни общества. В этой связи еще в свое время известный русский мыслитель Н. Г. Чернышевский отмечал, что историческое значение каждого человека измеряется заслугами Родине, а человеческое достоинство — силою его патриотизма. А великий русский педагог К. Д. Ушинский считал, что духовность человека проявляется в патриотических чувствах, воспитание которых закладывается в семье, школе, в личном примере взрослых. В этом смысле понятия «патриотизм», «гражданственность» несут в себе исконно исторические, культурологические, антипедагогические и психологические характеристики, отражающие суть народа и его глубокий исторический смысл.
На долю педагогики выпала честь сохранить преемственность в реализации принципов воспитания гражданина, патриота Отечества. И на каждом историческом этапе развития и становления Рос-
сии, данные понятия и принципы соответственно изменялись, но Человек, носитель духовности олицетворял в себе эпоху и сфор-мированность чувств своего отношения к родному Отечеству. Педагогическая наука концентрировала в себе передовые технологии воспитания и подготовки молодежи к обустройству и защите родного Отечества.
Проблема воспитания гражданственности и патриотизма в отечественной педагогике не нова, она имеет глубокие корни [6—8, 15, 20, 27, 52, 66, 78 и др.]. Однако существующая напряженность в обществе в связи с конфликтами на этнической почве вновь ставит эту проблему, как одну из ведущих в учебно-воспитательной работе образовательных организаций. При этом особое внимание уделяется комплексным программам, интегрирующим различные подходы воспитания чувств «гражданственности» и «патриотизма» у обучающихся. Проектирование таких программ объективно требует психолого-педагогического обоснования [45, 60, 69 и др.], что позволяет в целом говорить об особенностях формирования личности подрастающего человека в онтогенетическом аспекте (Л. И. Божович [21], И. С. Кон [55], Д. И. Фельдштейн [119] и др.).
В основе психолого-педагогического обоснования таких программ лежат исходные социальные (общественно-значимые) детерминанты личностного развития обучающихся — формирование
иерархической структуры ценностных ориентаций, направленности личности, что определяет отношение молодых людей к окружающему миру, их поведение и нравственно-этические нормы. Процесс воспитания — это не фиксированные во времени и пространстве воздействующие микро-факторы1, а пролонгированные в онтогенетическом аспекте влияющие макрофакторы2, среди которых особое внимание отводится семье, школе, колледжу, вузу, отдельным социальным институтам и группам, средствам массовой информации. Как справедливо отметила М. А. Горбова, «по мере своего развития ребенок постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу класса, школы, народу», а вершиной «патриотического воспитания является осознание себя гражданином России» [37, с. 4]. Интегрированный характер воздействия различных социальных факторов способствует
1 Под микрофакторами (от греч. micros — малый [107, с. 310]) понимается роль отдельно взятых механизмов психолого-педагогического воздействия (воспитания), осу-ществляемых в семье, школе, колледже, вузе, других социальных институтах.
2 Под макрофакторами (от греч. makros — длинный, большой [107, с. 290]) понимается роль среды, как устойчивой социальной системы, реализующей выработанную концепцию психолого-педагогического воздействия (воспитания) в семье, школе, колледже, вузе, других социальных институтах.
формированию чувств гражданина своей страны и отношения к ней. Однако нередко получается так, что образовательная организация и другие социальные институты находятся в явной противоположности к итогам своего воздействия.
Для формирования гражданских и патриотических качеств личности обучающихся особенно важны знания, приобретаемые в ходе учебно-познавательной деятельности и во время внеучебных социально-направленных мероприятий. В области разработки теории, содержания и методов воспитания гражданственности и патриотизма, тем не менее, наблюдается дефицит работ, направленных на использование знаний о по-требностно-мотивационной сфере личности учащихся в связи с овладением ими навыками военно-патриотической деятельности, формированием мировоззренческой и гражданской позиции в современных условиях, заключенных в региональном компоненте образовательного пространства. «Региональное своеобразие образовательной среды, — как пишет С. А. Лисицын, — позволяет педагогам-воспитате-лям, специалистам разных ведомств, принимающим участие в воспитании молодого поколения, ...обращаться к прошлому и настоящему северо-запада русской земли, историческим памятникам и военно-патриотическому прошлому, .что позволяет создать уникальную ситуацию воспитания гражданина и патриота России,
чей патриотизм основан на глубинных корнях любви к своей малой родине» [29, с. 12].
В этой связи важной теоретикометодологической позицией современной педагогики является: исследование особенностей становления личности подрастающего человека в условиях конкретного влияния социокультурных факторов; изучение роли исторического и социального контекста на формирование понятий и представлений о гражданственности и патриотизме; развитие чувств к родному краю, как «малой родине» и составляющей Российского государства.
Генезис понятий «гражданственность» и «патриотизм» следует рассматривать с позиций социально-политических преобразований, происходящих в обществе. Исторически так и сложилось, что данные понятия отражали суть перемен, состояние развития и зрелости граждан, готовых отстоять идеологические, политические и социальные устои, мировоззрение и убеждение поколений, относящееся к прошлому, настоящему и будущему в развитии общества. Однако в психологическом смысле данные понятия представляют собой суть новообразований личности, живущей в то или иное историческое время и впитавшей в себя культуру, ценности, мотивы поведения конкретной эпохи. Изучение традиций воспитания гражданственности и патриотизма, осуществление преемственности в поиске эффективных путей фор-
мирования личности подрастающего поколения остается одной из главных задач отечественной педагогики.
Этимологически происхождение слов «гражданственность» и «патриотизм» в русском языке следует рассматривать в едином общественно-направленном значении, когда суть применения терминов отражала характер бытия людей, их нравственность, духовность и отношение к Отечеству. С этими понятиями связан целый ряд других понятий, относящихся к таким чувствам, как «гражданская тревога», «гражданское беспокойство», «чувство долга», «любовь к Родине», «добродетель» и др.
Так, в Толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даля происхождение слов «гражданственность» и «патриотизм» поясняется через их использование в разговорной речи применительно к значению этих понятий в жизни русских людей [41—43]. Значение этих слов и близких к их значению нашли свое отражение и в других толковых словарях [107]. Обычаи и нравы, социальный статус и род занятий людей объединялись конкретной участью личности в жизни общества, отражая ее отношение к государству, правам и обязанностям граждан (табл. 1).
Как видим, значение слов отражает не только принадлежность человека к определенному статусу, но и характеризует совокупность чувств, сформированных в процессе воспитания и являющихся мерилом убеждений личности, со-
ставляющей семью, общество, государство в целом. В отечественной литературе существует немало определений понятий «гражданственность» и «патриотизм» [14, 30, 33, 35 и др.], которые сводятся к анализу совокупности психических форм отражения объективной действительности посредством эмоций, идей, убеждений и действий, направленных на процветание Родины [1]. Интегрированные определения анализируемых понятий, характеризующих сознание и самосознание личности [1, 14, 22, 39, 75, 79 и др.], относятся к философским, психолого-педагогическим исследованиям становления личности под влиянием соответствующего социально-политического и экономического обустройства государства в различные его исторические периоды. Так, учитывая это, Б. З. Вульфов, говорит о единстве воспитания гражданственности и патриотизма, как черт личности, отмечая, что «гражданственность как ведущая черта личности проявляется в готовности наиболее полно выразить себя в социальном плане во имя успешного развития страны и своего собственного» [30, с. 31]. Следовательно, воспитание гражданственности, гражданской активности, патриотизма в молодежной среде % потребность общества, вступившего на путь коренных преобразований, становления системы правовых отношений.
Конечно же, целесообразно рассмотрение генезиса формирования чувств «гражданственности»
Таблица 1
Слова-понятия и их значения, относящиеся к толкованию
«гражданственности» и «патриотизма»
Слово-понятие Значение
Государство — царство, империя, королевство, земля, страна под управлением государя [41, с. 956].
Гражданин, граждане, гражданка — городской житель, горожанин, посадский — член общины или народа, состоящего под одним общим управлением; каждое лицо или человек, из составляющих народ, землю, государство [41, с. 962].
Гражданство — состояние гражданина; звание, права и обязанности его [41, с. 962].
Гражданственный — к гражданству относящийся [41, с. 962].
Гражданственность — состояние гражданской общины; понятия и степень образования, необходимые для составления гражданского общества [41, с. 962].
Отечество — родная земля, отчизна, где кто-либо родился, вырос; корень, земля народа, к коему кто-либо по рождению, языку, вере, принадлежит; государство в отношении к подданным своим; родина в обширном смысле [42, с. 1879].
Отчизна — отечество, родина [42, с. 1989].
Патриот — любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отече-ственник или отчизник [43, с. 56]; от греч. patriotes — земляк, соотечественник — человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины [107, с. 367].
Патриотизм — любовь к отчизне (к отечеству) [43, с. 56]; от греч. patris — родина, отечество — любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу [107, с. 367].
Патриотический — отчизненный, отечественный, полный любви к отчизне [43, с. 56]; проникнутый патриотизмом, выражающий патриотизм; свойственный патриоту [107, с. 367].
Родина — родимая земля, чье-либо место рожденья; в обширном значении — земля, государство, где кто-либо родился [43, с. 1697].
и «патриотизма» в историко-педа- ском новообразованием, состав-гогическом аспекте, поскольку ляющим духовное, нравственноименно в процессе воспитания в этическое содержание такой ее семье, образовательной организа- стороны, как убеждения, мировоз-ции и других социальных институ- зрения, направленность личности. тах данные свойства становятся В истории отечественного обра-характеристикой личности, устой- зования вопросам патриотическо-чивым социально-психологиче- го и гражданского воспитания уде-
лялось особое внимание [6—7, 49-50, 52, 54, 62, 64—65, 71, 103 и др.]. При этом преемственными являлись традиции, культура и быт, которые передавались от поколения к поколению.
История отечественной педагогики берет свое начало от Древней Руси, запечатленная в устном народном творчестве, летописях и первых литературных произведениях. Книги нравственно-религиозного содержания раскрывали понятия «добра» и «зла» — формировали общее представление о гражданственности и патриотизме: «добро, несущее благо родной земле, способствующее ее благополучию, а зло — все, что наносит ей ущерб и разорение» [64]. Литературные произведения того времени свидетельствовали о героическом и трагическом прошлом Руси, показывали героизм русского народа в борьбе с монголо-татарскими завоевателями; эти произведения и сейчас имеют глубоко патриотическое значение — ни одно поколение молодежи воспитывалось на традициях и культуре родного Отечества, подвигах защитников Родины, воспетых в произведениях устного народного творчества [4, 12, 24—25, 40, 101, 116 и др.].
Основные понятия древнерусской истории — это моральные заповеди человеколюбия и делания добра другому, приумножение общего блага для родного Отечества [6]. Эти понятия с большей отдачей формировались у молодых людей, граждан России во времена соци-
ально-политических преобразований при царствовании Петра Великого. При Петре I проявление патриотических чувств носило общегосударственный (национальный) характер, проявление патриотизма независимо от сословия становилось высшей целью и добродетелью [6—7]. Основные понятия «Бог», «Царь», «Родина» сливались в единое целое и составляли идею воспитания — «создание гражданина—служащего на благо Отечества» [цит. по 101, с. 17].
По истине национальный характер воспитание гражданственности и патриотизма у граждан России приобретают идеи просветительской деятельности, берущие свое начало со второй половины XVIII века.
Видные ученые, литературные деятели, педагоги того времени — Я. П. Козельский, М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев, Д. И. Фонвизин и др. — уделяли внимание созданию концепции воспитания гражданина, в основе которой такие качества, как добродетель, благородство, свобода личности. Так, великий русский мыслитель и педагог М. В. Ломоносов считал, что воспитание человека-гражда-нина, человека-патриота должно быть главной целью педагогического процесса, реализуемого посредством изучения языка и традиций, воспитывающего любовь к родному Отечеству [65]. Именно М. В. Ломоносову принадлежит идея о воспитательном значении русского языка в формировании патриотизма, распространении
грамотности и развития науки. Революционно-демократическое обоснование чувств патриотизма и служения Отечеству было высказано А. Н. Радищевым, отмечавшим, что «истинный человек и сын Отечества есть одно и то же», «тот есть, прямо благороден, которого сердце не может не трепетать от нежной радости при едином имени Отечества» [100, с. 205—206].
Дальнейшее утверждение национально-патриотического воспитания граждан находим в философско-педагогическом наследии ученых, писателей и педагогов XIX — начало ХХ веков (В. Г. Белинский, Т. Н. Грановский, В. А. Жуковский, Н. И. Пирогов, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов и др.). Так, В. Г. Белинский, указывая на итоги воспитания, говорил о необходимости привития чувства патриотизма и любви, служению Отечеству: «Всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с Отечеством... Любить свою родину — пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своим способствовать этому» [16, с. 488—489]. Н. Г. Чернышевский главной целью воспитания видел подготовку молодых людей к служению Отечеству — активному участию в общественных делах, а это возможно при правильном формировании у них «взглядов на жизнь, .представления о добре, правде, долге.» [123, с. 72]. Н. М. Карамзин связал данное воспитание со следующими этапами — «физической
привязанностью к Отечеству и нравственной любовью к нему, которая возникает в той среде, в которой происходит воспитание и образование человека» [цит. по 8, с. 59—61].
Национально-гуманистическое воспитание гражданина и патриота Отечества впервые обобщено великим русским педагогом К. Д. Ушинским [117], создавшим народную педагогику, где основными понятиями являлись: трудолюбие, любовь, ответственность, достоин-ство,гордость.
Воспитание подрастающего поколения, по его мнению, нужно начинать от привития ребенку национальной культуры, любви к родине и к труду. Последователи развития идей К. Д. Ушинского стремились с помощью патриотического воспитания возродить национальное самосознание, национальную гордость, любовь к родному языку, природе, культуре, что оформлялось в педагогическую систему обучения и воспитания в российских школах (В. Я. Стою-нин, В. И. Водовозов, И. А. Ильин, В. Н. Сорока-Росинский, А. А. Ца-ревский и др.).
При этом особое место ученые-педагоги уделяли разработке учебных дисциплин: русской истории и литературе, географии и этнографии России, что должно было способствовать формированию мировоззрения, воспитанию нравственности и патриотических чувств [см.: 66, 101]. В частности, В. Н. Сорока-Росинский [108], писал о необходимости возрождения
национальной школы с национальным воспитанием в российском духе, для чего необходимо было развитие наук и их преподавание для будущих педагогов.
После Великой Октябрьской революции 1917 года концепция воспитания в отечественной педагогике было подчинена задачам строительства социализма, подготовки всесторонне развитой, социально-активной личности. В советской школе воспитание чувств «гражданственности» и «патриотизма» имело стройную систему учебно-воспитательных мероприятий, направленных на формирование зрелой личности-строителя коммунистического общества. Основные понятия отечественной педагогики, относящиеся к таким свойствам, как «патриотизм», «гражданственность» рассматривались сквозь призму марксистско-ленинской философии и конкретных социально-политических преобразований, происходящих в советском обществе.
В. И. Ленин писал: «Патриотизм — одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств» [63, с. 190]. Воспитание патриотических чувств и формирование нового гражданина основывалось на коммунистических убеждениях, созидании нового общества, и носило классовый (интернациональный) характер.
Единство интернационального и патриотического воспитания рассматривалось отечественной советской педагогикой, как глав-
нейшая черта гражданского формирования личности (С. И. Плак-сий, А. Г. Баюнахметова [96]). Проявление чувств интернациона-лизма1 связывалось с классовой борьбой (пролетарский интернационализм2) и непримиримостью к буржуазной идеологии, оказанию помощи рабочему классу в их борьбе за гражданские права.
Проявление чувства патриотизма в условиях социалистического строя, как отмечает А. Я. Розенберг [104], выражалось в любви к родине, в особом отношении к своей стране. При этом автор предлагает разложить это понятие-чувство на следующие составные части:
а) гордость достижениями своей страны в различных областях жизнедеятельности,
б) верность родине в борьбе с врагами и готовность к самопожертвованию,
в) забота об интересах и судьбах страны, подчинение им личных интересов и всей жизни,
1 Интернационализм [лат. inter между + nationis народ] — «принцип солидарности всех народов, основанный на их равенстве и равноправии, на совместной борьбе против эксплуатации, угнетения, экономической и социально-политической несправедливости; уважение и признание социально-исторического и культурного наследия народов всего мира» [107, с. 198].
2 Пролетарский интернационализм — «международное классовое единство и солидарность пролетариата и трудящихся всех стран в борьбе за уничтожение капитализма и построение социализма...» [107, с. 198].
г) уважение к историческому прошлому родины и ее традициям,
д) привязанность к месту жительства (селу, городу, району, области, стране в целом).
Воспитание в условиях социалистического общества традиционно определялось как специально организованное педагогическое воздействие на развивающуюся личность с целью формирования у нее определяемых обществом социальных свойств и качеств (С. И. Дмитриева [88], Н. П. Аксенова [3], Т. К. Ахаян [11], Д. И. Ве-приняк [24], И. С. Марьенко [72],
A. Д. Солдатенко [91], Н. С. Сун-цов [86] и др.). В педагогической теории вопросы воспитания подрастающего поколения лежали в плоскости знакомства учащихся с родной страной, ее историей, культурой и бытом и при активном участи подрастающих людей в жизни общества и происходящих переменах (Ф. Д. Ахмерова [12], Л. В. Бай-бородова, М. И. Рожков [13], Е. В. Белоусова [17], Т. И. Власова [26],
B. И. Лутовинов [69], Ю. Н. Трифонов [115] и др.).
Педагогические исследования советского периода по вопросам воспитания гражданственности и патриотизма достаточно разнообразны и многочисленны [82—84, 86—92, 101]. В них раскрываются как теоретико-методологические аспекты понятий, характеризующих патриотизм советских людей, их гражданские позиции и убеждения, так и прикладные — методические вопросы воспитания чувств гражданственности и патриотизма
на примерах исторических и культурных, боевых и трудовых традиций советского народа в различные периоды строительства социализма.
Педагогические основы воспитания гражданственности и патриотизма в отечественной советской педагогике были заложены ее основателями — А. В. Луначарским,
A. С. Макаренко, Н. К Крупской. Так, А. С. Макаренко данные понятия рассматривал в единстве с формированием других черт личности советского человека — дисциплинированностью, организованностью, ответственностью, жизнерадостностью, трудоспособностью. Указывая на цели воспитания в советской школе, он отмечал, что каждый воспитанник «должен быть смелым, мужественным, честным, трудолюбивым патриотом» [70, с. 115]. Трудовое воспитание в основе своей было направлено на подготовку молодых к преобразованиям в сфере общественно-экономической жизни страны.
В послевоенный период отечественная педагогика широко использовала в военно-патриотическом воспитании молодежи боевые подвиги советских людей на фронтах Великой Отечественной войны и трудового тыла (Т. И. Березина [19], А. Э. Измайлов [50],
B. М. Самосудов [84] и др.). Разнообразие методических подходов способствовало воспитанию чувств, готовности стать на защиту Отечества [34, 81, 97, 99, 118, 120 и др.].
Педагогические исследования 50—70 годов в большей степени
отражали воспитательную политику государства в плане подготовки молодых людей к защите Отечества и трудовому служению. Особая роль в развитии идей воспитания гражданина принадлежала В. А. Сухомлинскому [109—112], который подчеркивал, что одна из главных задач школы — «подготовка учащихся к повседневному труду для общества как к патриотической деятельности» [109, с. 112]. При этом взаимодействие педагога и учащегося в этом процессе он рассматривал, как движущуюся силу формирования личности подрастающего человека. Целый ряд исследований этого периода времени посвящен поиску путей преемственности в формировании патриотизма, посредством трудового воспитания, формирования ценностных ориентаций школьников, то есть в контексте подготовки подрастающего поколения к социальной активности и будущей трудовой деятельности (Л. У. Алимова [4], В. И. Косолапов [57], И. С. Ма-рьенко [72], А. И. Сытин [113], М. А. Терентия [114] и др.).
Последние 10—15 лет перед распадом СССР (конец 70-х — 80-е годы ХХ века) отличались усилением классовой борьбы, социально-политическими преобразованиями в странах социалистического лагеря. Военно-патриотическое воспитание молодежи шло в ракурсе поиска научно-обоснованной технологии формирования патриотического сознания, чувств гражданина социалистического государства [46, 77, 93, 98], опреде-
ления эффективных методов обучения, формирования коммунистической и интернациональной сознательности при усвоении учебных дисциплин [24, 76, 195 и др.]. Педагогические исследования этого периода времени были связаны также с патриотическим воспитанием учащейся молодежи посредством воспитания чувств любви к родному краю, природе (И. Е. Крав-цев [59], И. С. Марьенко [73], В. И. Петрова [95], М. А. Терентий [114], Ф. И. Хвалов [121] и др.). Так, И. Е. Кравцев, характеризуя понятие «патриотизм» как «любовь к своему Отечеству, ...земле отцов, к родному языку, передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа» [59, с. 24], рассматривает одной из задач патриотического воспитания школьников — воспитание любви к родной природе, ее богатствам, красоте родного края. О. И. Повелко содержание понятия «патриотизм» также рассматривает через формирующиеся чувства: «любовь к своей Родине, следование нравам, традициям, обычаям. и любовь к родной природе» [98, с. 9].
Педагогические исследования постсоветского периода определили новые концепции патриотического воспитания, где во главу угла были поставлены: 1) национальные идеи возрождения духовности России, наметившиеся в конце XIX — начале ХХ века [15, 17, 20, 27, 32, 52, 78, 80, 102 и др.], но не получившие своего дальнейшего развития в советский период и 2) формирование личности-гражда-
нина, живущей в демократическом обществе [5, 22—23, 33, 35, 39, 53, 68, 115 и др.]. И хотя в этот период времени отношение к понятиям «гражданственность» и «патриотизм» имело несколько ограниченный характер, было вытеснено социально-экономическими преобразованиями государственных форм собственности, поиск и теоретикометодологическое обоснование новых концепций воспитания и формирования личности подрастающего поколения продолжался [28—30, 33, 38, 54, 60, 69 и др.].
В условиях демократизации общества, многопартийности идеи патриотизма и гражданственности берутся на вооружение различными партиями и движениями порой противоположными в идеологических позициях на природу обустройства государства. Искажая исторические и культурно-этнические предпосылки, они обостряют конфликты на этнической почве, разрушают устои нравственноэтической сферы.
Целый ряд исследований последних 10—15 лет в области педагогики, методики обучения и воспитания актуализируют вопросы воспитания гражданственности и патриотизма с учетом специфики суверенности государств после распада СССР, межэтнической толерантности, взаимопроникновения культур и сохранения национальной самобытности народов и конкретной личности-гражданина (А. В. Беляев [18], А. С. Гаязов [35], Н. В. Иполлитова [51], Ш. Ш. Хай-рулин [120] и др.).
Интерес представляют исследования интегрирующие понятия «гражданственность» и «патриотизм», как единое целое, как культурно-историческое и этническое в самосознании народов, объединение и развитие которых обусловлено единой историей, культурой, социально-экономическими условиями жизни. И, хотя некоторые исследователи обращают внимание на не равенство данных понятий с точки зрения их емкости и направленности, они отмечают их органическую взаимосвязь в аспекте формирования общечеловеческих ценностей (А. В. Беляев [18], А. М. Новиков [80], В. Н. Устя-кин [116] и др.). Так, А. М. Новиков говорит о прямой последовательной связи в формировании чувств патриотизма, проявляющихся в готовности реализовывать, «начиная с детских лет высоких социально значимых качеств... в интересах общества и государства» [80, с. 49]. Другой исследователь — А. Г. Голев [36], опираясь на учение В. А. Сухомлинского, — считает патриотическое воспитание фундаментом нравственного развития личности и говорит о необходимости воспитания у школьников таких чувств, как «гражданская тревога», «гражданское беспокойство» о судьбе страны.
Методический аспект воспитания становится центральным, когда затрагиваются все возможные пути формирования личности и самосознания не только в учебновоспитательной работе (Л. А. Алы-шевская [5], А. Г. Голев [36],
Е. А. Казаева [53], А. И. Поберез-кин [97]), но и при использовании конкретных приемов — восприятия и понимания художественного образа, литературы (С. Н. Винникова [25]), формирования ценностных ориентаций (Н. А. Григорьева [40]) и нравственно-эстетических чувств (В. Н. Устякин [116], В. И. Лутовинов [68]), туристскокраеведческой деятельности
(М. А. Горбова [37], Е. Н. Зорькин [48], Д. С. Сенюк [106]), экологического воспитания (О. П. Мелехова [74], М. В. Шептуховский [124], О. Н. Шитикова [125]). Диссертационные исследования последнего времени лишний раз подтверждают наличие многофакторности в вопросах воспитания
гражданина-патриота своего Отечества, указывая на многогранность подходов и поиск эффективных методов в работе с подрастающим поколением по подготовке их к самостоятельной жизни и участию в демократических преобразованиях современного общества. Разрабатываются и внедряются в практику работы муниципальные программы воспитания «гражданственности» и «патриотизма», учитывающие этнические, региональные, образовательные и другие социальные факторы (И. В. Костру-лева [58], А. М. Новиков [80], Ю. В. Лазарев [61], В. И. Лутовинов [69] и др.). На фоне диверсификации1 образования (М. В. Ар-
1 Диверсификация [лат. diversus разный + facere делать] — разнообразие, разностороннее развитие (например, производства, ассортимента) [107, с. 162].
18
тюхов [10]) реализация инновационных программ становится приоритетным направлением развития отечественного образования, а, следовательно, — и подготовки молодых людей к социальным преобразованиям и общественной жизни.
Сущность понятий «гражданственность» и «патриотизм» в отечественной педагогике трактуется с позиций глубокого личностного смысла, сформированности убеждений; понимания личностью своих прав и обязанностей, руководствуясь ими в действиях на благо народу, Отчизне. Единство понятий «гражданственность» и «патриотизм» в плане нравственного сознания личности следует рассматривать как интегрированные свойства — характеристики по-требностно-мотивационной и этической сфер, формирующиеся под влиянием целенаправленного обучения и воспитания. Говоря о понятиях «гражданственность» и «патриотизм», нельзя говорить о них вне связи с формирующимися чувствами человека к родному краю, обществу, стране в целом. Именно благодаря воспитанию у человека формируются моральноэтические качества личности, которые и характеризуют его потреб-ностно-мотивационную и эмоционально-чувственную сферы, отражающие отношение личности к себе и окружающему и свидетельствующие об истинных его чувствах к народу и Отчизне.
Психологический аспект понимания чувств «гражданственности» и «патриотизма» лежит в пло-
скости описания характеристик формирующейся личности, ее по-требностно-мотивационной и эмоционально-волевой сфер под влиянием обучения и воспитания (Б. Г. Ананьев, К. К. Платонов), в процессе самореализации и поиске «себя» (И. С. Кон, Д. И. Фельдштейн), проявления направленности личности и ее вершинных качеств — самосознания и критичности (Л. И. Божович, В. В. Столин).
Определение понятий «гражданственность» и «патриотизм», следовательно, затрагивает как социальный (общественный) аспект, отражающий уровень развития государства, его историко-политические и экономические устои, так и личностный (психологический) аспект, свидетельствующий о нравственно-этическом, духовном развитии человека под влиянием культуры, воспитания и обучения и раскрывающий особенности проявления личности с позиций гражданина собственного Отечества. Эти понятия в истории отечественной педагогики, так или иначе, всегда были связаны в единую концепцию воспитания личности подрастающего поколения, подготовки ее к общественной и трудовой деятельности, формирования духовного мировоззрения гражда-нина-защитника Родины на основе исторического прошлого опыта и духовности Отечества.
Анализ литературы по проблеме воспитания гражданственности и патриотизма у учащейся молодежи свидетельствует о разнообразии подходов к изучению эффективно-
сти применения воспитательных программ, затрагивающих отдельно вопросы формирования у молодого поколения гражданских или патриотических чувств, тогда как интегрированный характер воспитательных воздействий на личность обучающегося, в связи со становлением гражданской позиции и чувств патриотизма, учены-ми-педагогами достаточно не исследуется. Заслуживает внимание разработанная в отечественной педагогике система проектирования учебных программ, обеспечивающих эффективное включение личности обучающегося в воспитательные мероприятия. Однако направленность программ объективно требует учета особенностей их реализации как в образовательной среде, так и вне ее, и особенно, в условиях деятельности различных молодежных движений, организаций. Проектирование программ воспитания чувств гражданственности и патриотизма требует психолого-педагогического обоснования этапов и методического сопровождения реализации принципов воспитания. Образовательная среда выступает первоначальным звеном в формировании у обучающихся интереса и отношения к гражданским ценностям общества и страны в целом, воспитание которых осуществляется с помощью специально разработанных программ. В то же время остается недостаточно изученной проблема эффективности разрабатываемых и используемых воспитательных программ с учетом
регионального муниципального образовательного компонента, влияющего на общий уровень личностного развития обучающихся, их интересы и чувства.
Целесообразность исследований в этом направлении продиктовано рядом обстоятельств:
1) необходимостью выявления общих методологических и методических принципов проектирования программ воспитания гражданственности и патриотизма в системе среднего, средне-профессионального и высшего образования;
2) использованием новых психолого-педагогических технологий
в разработке программ обучения и воспитания, в том числе и в сфере социальных установок личности;
3) участием субъектов педагогического взаимодействия — педагога и обучающегося — в моделировании и корригировании воспитательных программ на основе учета эффективности использования программы по формированию у субъектов учения ценностных отношений к обществу и государству в целом;
4) дальнейшим совершенствованием учебно-воспитательной работы с обучающимися с учетом региональной муниципальной концепции образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агаев А. Патриотизм и интернационализм советского человека. — М., 1975.
2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
3. Аксенова Н. П. Организационно-педагогические основы военнопатриотического воспитания старшеклассников: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 1970.
4. Алимова Л. У. Воспитание патриотизма и интернационализма у старшеклассников средствами искусства: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 1975.
5. Алышевская Л. А. Формирование национального самосознания старшеклассников в учебно-воспитательной работе школы: Дисс. ... канд. пед. наук. Минск, 1993.
6. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства, XIV—XVII вв. / Редкол. тома:
С. Ф. Егоров и др. М.: Педагогика, 1985. 367 с.
7. Антология педагогической мысли России, XVIII век / АПН СССР; Редкол.: Г. Н. Волков и др. М.: Педагогика, 1985. 479 с.
8. Антология педагогической мысли России первой половины XIX века. М., 1987.
9. Аронов А. А. Воспитывать патриотов: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. 175 с.
10. Артюхов М. В. Диверсификация муниципальной системы образования. Опыт и перспективы. М.: Образование, 2003. № 1.
11. Ахаян Т. К. Мировоззрение и гражданская активность школьников // Педагогика школы. М.: Просвещение, 1977. С. 74—92.
12. Ахмерова Ф. Д. Патриотическое воспитание на уроках русского языка:
В 4—8 классах. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1985. 105 с.
13. Байбородова Л. В., Рожков М. И. Воспитательный процесс в современной школе. Ярославль, 1998. 380 с.
14. Батракова И. С. О соотношении понятий «гражданственность» и «патриотизм» в теории воспитания // Наука образования. Омск, 2000. Вып. 18. С. 28—37.
15. Беленцов С. И. Проблема гражданского воспитания в русской педагогике и школе в конце Х1Х — начале ХХ вв.: Дисс. ... канд. пед. наук, 2000. — 198 с.
16. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. М.: АН СССР, 1954. Т. 4.
17. Белоусова Е. В. Использование традиций русского народа в нравственном воспитании младших школьников: Дисс. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 1998. 172 с.
18. Беляев А. В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи: Дисс. ... докт. пед. наук. Ставрополь, 1997. 428 с.
19. Березина Т. И. Трудовое воспитание детей в народной педагогике Сибири: Дисс. ... канд. ист. наук. Новосибирск, 1991. 203 с.
20. Блинов В. И. Развитие образования в России в ХУШ — начале ХХ вв. под влиянием изменений ценностных ориентаций, представлений об идеале человека и целях его воспитания: Дисс. ... докт. пед. наук. М., 2001. 423 с.
21. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
22. Бондаревская Е. В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности // Опыт разработки концепции воспитания: Научно-методический сбор-
ник. Ростов-на-Дону: РГПУ, 1993. С. 11—42.
23. Васильев Н. И. Педагогические условия формирования и развития гражданский качеств старшеклассников: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Якутск, 1995. 19 с.
24. Веприняк Д. И. Повышение эффективности патриотического и интернационалистического воспитания школьников (на материале изучения литературы и внеурочной деятельности учащихся 7—8-х классов): Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 1987.
25. Винникова С. Н. Патриотическое воспитание курсантов вузов внутренних войск МВД России средствами художественной литературы: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. СПб., 1998.
26. Власова Т. И. Воспитание духовности школьников в пространстве русской культуры. Инновационная школа. 1997. № 4. С. 45—51.
27. Волжина О. И. Развитие идеи гражданского воспитания подрастающего поколения (историко-педагогический аспект): Дисс. ... канд. пед. наук. М., 1991. 183 с.
28. Воспитание в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости: «Круглый стол». Педагогика. 2000. № 5. С. 41—58.
29. Воспитание в современном образовательном учреждении. Теория и практика: Пособие для специалистов по воспитанию / Под ред. С. А. Лисицына, С. В. Тарасова. СПб.: ЛОИРО, 2005. 240 с.
30. Вульфов Б. З. Цель и сущность гражданского воспитания // Воспитание гражданина в советской школе / Под ред. Г. Н. Филонова. М., 1990. С. 29—35.
31. Вырщиков А. Н. Военно-патриотическое воспитание школьников: теория и практика. М.: Педагогика, 1990. 148 с.
32. Гагаев П. А. Культурно-исторический аспект развития отечественных философско-педагогических учений XVIII — ХХ вв.: Дисс. ... докт. пед. наук. Волгоград, 2000. 426 с.
33. Гаджиев К. С. Концепция гражданского воспитания: Идейные истоки и основные вехи формирования. Вопросы философии. 1991. № 7. С. 31—35.
34. Галимова Х. Х. Педагогические условия интернационального и патриотического воспитания студентов: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Уфа, 1993.
35. Гаязов А. С. Теория и практика гражданского воспитания учащейся молодежи на современном этапе: Автореф. дисс. ... докт. пед. наук. Челябинск, 1996.
36. Голев А. Г. Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений у старшеклассников. Пятигорск, 1996.
37. Горбова М. А. Воспитание патриотизма у старшеклассников игровыми формами туристско-краеведческой деятельности: Дисс. ... канд. пед. наук. М., 1999. 148 с.
38. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 гг. Народное образование. 2001. № 7.
С. 247—252.
39. Гражданское самосознание — основа мировоззрения личности: Методическое пособие для учителей / Под ред. Р. М. Роговой. М., 2000. 89 с.
40. Григорьева Н. А. Формирование у старшеклассников ценностной ориентации на Отечество (на примере
гуманитарных дисциплин). Автореф. дисс. ... канд. наук. Волгоград, 1998.
41. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. 4-е изд.
С.-Петербург-Москва: Издание Т-ва М. О. Вольфъ, 1912. Т. 1. 1744 с.
42. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. 4-е изд. С.-Петербург-Москва: Издание Т-ва М. О. Вольфъ, 1911. Т. 2. 2030 с.
43. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. 3-е изд. С.-Петербург-Москва: Издание Т-ва М. О. Вольфъ, 1911. Т. 3. 1782 с.
44. Духовно-нравственное воспитание в образовательных учреждениях / Под ред. В. А. Беляевой. Рязань, 2000. 182 с.
45. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования: Учебное пособие. СПб.: Просвещение, 1995. 234 с.
46. Зелин М. Б. Формирование гражданского самочувствия учащихся начальных классов сельской школы: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 1988.
47. Злыгостеев Ю. К. Военно-патриотическое воспитание учащейся молодежи во внеурочной и внешкольной работе (на материале Карачаево-Черкесской республики): Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 1966. 20 с.
48. Зорькин Е. Н. Подготовка будущего учителя начальных классов к осуществлению туристско-краеведческой деятельности с младшими школьниками: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Нижний Новгород, 1997.
49. Зубайраев А. Л. Патриотическое воспитание: духовная сфера, опыт. Советская педагогика. 1990. № 5.
50. Измайлов А. Э. Патриотическое и интернациональное воспитание: опыт военных лет. Советская педагогика. 1985. № 8.
51. Ипполитова Н. В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся: Дисс. ... докт. пед. наук. Челябинск, 2000.
52. История воспитания и образования в России XVIII века / Сост. Д. И. Латышина. М.: Изд-во Российского открытого университета, 1992. 136 с.
53. Казаева Е. А. Воспитание основ гражданственности у детей старшего школьного возраста: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2000.
54. Кобылянский В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма. Педагогика. 1998. № 5. С. 14—19.
55. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 207 с.
56. Конжиев Н. М. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе. М.: Педагогика, 1986.
57. Косолапов В. И. Воспитание советского патриотизма у учащихся 8—10-х классов средней школы: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 1954.
58. Кострулева И. В. Содержание и организация патриотического воспитания учащихся в условиях регионализации образования: Дисс. . канд. пед. наук. Ставрополь, 2004. 156 с.
59. Кравцев И. Е. Пролетарский интернационализм. Отечество и патриотизм. Киев: Наукова думка, 1865. 211 с.
60. Крнюшкин Н. П. Разработка региональной концепции образования: Теоретические проблемы и технология внедрения: Дисс. ... канд. пед. наук. Саратов, 1994. 260 с.
61. Лазарев Ю. В. Национально-региональный компонент в формировании патриотически ориентированной личности старшеклассника: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 1999.
62. Латышина Д. И. История педагогики: История образования и педагогической мысли. М.: Гардарики, 2002. 603 с.
63. Ленин В. И. Ценные признания Питирима Сорокина // ПСС. Изд. 5-е. М.: Изд-во политической литературы, 1974. Т. 37. С. 188—197.
64. Лихачев Д. С. Помнить о своих корнях. Воспитание школьников.
1993. № 3.
65. Ломоносов М. В. О воспитании и образовании / Сост. Т. С. Бутырина. М.: Педагогика, 1991.
66. Лунников А. М. История педагогики: Учеб. пособ. для студентов пед. высш. заведений. Екатеринбург,
1994. С. 36—239.
67. Лутовинов В. И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России // Педагогика. 1997. № 3. С. 52—56.
68. Лутовинов В. И. Патриотизм и проблемы его формирования у российской молодежи в современных условиях (социально-философский анализ): Автореф. дисс. ... докт. философ. наук. М., 1998.
69. Лутовинов В. И. Патриотическое воспитание молодежи: концепция, программа, организационно-методические основы: Пособие для педагогов, руководителей образовательных учреждений и организаторов работы с молодежью. М.: АПК и ПРО, 2001. 284 с.
70. Макаренко А. С. Доклад в педучилище / Собр. соч. М., 1951. Т. 5. С. 407—419.
71. Макаренко А. С. Воспитание гражданина. М.: Просвещение, 1988.
72. Марьенко И. С. Воспитание советского патриотизма у учащихся среднего школьного возраста во внеклассной работе: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 1950.
73. Марьенко И. С. Нравственное становление личности школьника. М.: Педагогика, 1985. 103 с.
74. Мелехова О. П. Экологическое образование и нравственное воспитание. Высшее образование в России. 1994. № 4. С. 40-43.
75. Метелица Л. В. Единство интернационального и патриотического воспитания. М.: Мысль, 1982. 207 с.
76. Мищенко Л. И. Патриотическое воспитание младших школьников: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 1982. 26 с.
77. Моносзон Э. И. Проблемы теории и методики коммунистического воспитания школьников. М., 1978.
78. Мосолов В. А. Приоритеты воспитания: прошлое и настоящее (Опыт историко-педагогического исследования русской духовности): Курс лекций. СПб., 1996. 302 с.
79. Мосолов В. А. Парадигмы воспитания в педагогической мысли России XI-ХХ вв.: Дисс. ... докт. пед. наук. СПб., 2000. 423 с.
80. Никитин А. Ф. Единство нравственного и гражданского воспитания. Советская педагогика. 1990. № 7. С. 32-36.
81. Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе: Парадокс наследия. Пути вектора развития. М., 2000.
82. Овчинников Р. Н. Военно-патриотическое воспитание как фактор формирования нравственного опыт старшеклассников: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 1973.
83. Патриотическое воспитание: содержание, формы, методы: Из опыта идеол. работы Компартии Белоруссии (1966-1975) / Павлов С. Е. и др. Минск: Беларусь, 1979. 175 с.
84. Патриотическое воспитание младших школьников в семье: Метод.
материалы в помощь учителю нач. классов — лектору ун-та пед. знаний / Омский гос. пед. институт / Сост. С. С. Мартынова. Омск: ОПИ, 1987. 25 с.
85. Патриотическое воспитание молодежи на героических традициях партии и народа: (К 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне): Сб. ст. / Науч. ред. В. М. Самосудов. Омский: ОГПИ им. А. М. Горького, 1984. 124 с.
86. Патриотическое воспитание учащихся на уроках и во внеклассной работе: Пособ. для учителя / Под ред. Н. С. Сунцова. М.: НИИ школ, 1979. 117 с.
87. Патриотическое и интернациональное воспитание советской молодежи: Рек. указат. лит. / Авт.-сост. А. И. Клименко. М.: Знание, 1988. 46 с.
88. Патриотическое и интернациональное воспитание советской молодежи в условиях развитого социализма / С. И. Дмитриева и др. / Под общ. ред. Д. Н. Щербакова. Киев — Одесса: Вища школа, 1980. 124 с.
89. Патриотическое и интернациональное воспитание учащихся: Библиограф. указат. лит. за 1968—1973 гг. / Сост. Л. М. Горбатенко. Л.: ВНИИ профтехобразования, 1974.
90. Патриотическое и интернациональное воспитание учащихся национальных школ союзных республик: Сб. науч. тр. / АПН СССР, НИИ пре-под. рус. языка в нац. шк. / Отв. ред. Т. Ф. Посадскова. М.: АПН СССР, 1988. 88 с.
91. Патриотическое и интернациональное воспитание школьников: Сб. науч. тр. / Под ред. А. Д. Солдатенко-ва, Т. Слоуки. М.: НИИ общей педагогики, 1975. 161 с.
92. Патриотическое и интернациональное воспитание школьников:
Указат. лит. за 1965—1976 гг. / Сост. К. Г. Гильманова, А. Ф. Фаткуллина, П. И. Федоров. Уфа.: Б. и., 1979. 105 с.
93. Патриотическое сознание: сущность и формирование / В. И. Бойко, Р. В. Бобков, Л. И. Бублик и др.; отв. ред. В. И. Бойко. Новосибирск: Наука, 1985. 254 с.
94. Перминов В. И. Воспитание любви к Родине у младших школьников в учебной и внеклассной деятельности: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 1974.
95. Петрова В. И. Воспитание и развитие нравственного сознания и поведения школьников: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 1982. 26 с.
96. Плаксий С. И., Баюнахмето-ва А. Г. Сочетание патриотизма и интернационализма — характерная черта социалистического образа жизни: Патриотическое воспитание молодежи (Методические рекомендации). М.: Б. и., 1985. 35 с.
97. Поберезкин А. И. Военно-патриотическое воспитание молодежи в современных условиях: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Томск, 2000.
98. Повелко О. А. Формирование у подростков понятий о советском патриотизме: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Киев, 1980. 28 с.
99. Подгорнов А. В. Ориентация учащейся молодежи на гражданскопатриотические ценности: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Курган, 1999.
100. Радищев А. Н. Избранные педагогические сочинения. М., 1952.
101. Райхлина Е. Л. Создание и функционирование педагогической системы патриотического воспитания старшеклассников в процессе изучения литературы: Дисс. ... канд. пед. наук. Тула, 2003. 183 с.
102. Рождественская Р. Л. Патриотическое воспитание подрастающего
поколения в истории отечественной педагогики (Х1—ХХ вв.): Дисс. ... докт. пед. наук. Брянск, 1997. 386 с.
103. Рожков М. И. Организация воспитательного процесса в школе. М.: Владос, 2000. 256 с.
104. Розенберг А. Я. Патриотическое и интернациональное воспитание учащихся педагогических училищ в процессе преподавания педагогики: Методич. рекомендации. М.: Министерство просвещения СССР, 1983. 19 с.
105. Саклешина Л. А. Патриотическое воспитание старшеклассников в процессе обучения: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1979.
106. Сенюк Д. С. Духовно-патриотическое воспитание старшеклассников в процессе туристско-краеведческой работы: Дисс. канд. пед. наук. М., 2002. 134 с.
107. Словарь иностранных слов. 11-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1984. 608 с.
108. Сорока-Росинский А. И. Педагогические сочинения / Сост. А. Т. Губко. М.: Педагогика, 1991.
109. Сухомлинский В. А. Воспитание советского патриотизма у школьников: Из опыта работы сельской школы. М., 1959.
110. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 1971.
111. Сухомлинский В. А. Родина и сердце. М.: Молодая гвардия, 1980.
112. Сухомлинский В. А. Как воспитывать настоящего человека. М.: Педагогика, 1990.
113. Сытин Г. В. Воспитание советского патриотизма у детей в детских домах: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 1953.
114. Терентий М. А. Теория и практика патриотического и интернационального воспитания подрастающе-
го поколения. Кишинев: Стипница, 1978. 276 с.
115. Трифонов Ю. Н. Сущность и основные проявления патриотизма в условиях современной России (социально-философский анализ): Авто-реф. дисс. ... канд. философ. наук. М., 1997. 21 с.
116. Устякин В. Н. Патриотическое и нравственно-эстетическое воспитание учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 1996. 23 с.
117. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании // Педагогические соч.: в 6 т. М.: Педагогика, 1988. Т. 1. С. 194-256.
118. Фарфоровский В. Ф. Военнопатриотическое воспитание школьников (во внеурочное время): Пособие для учителя. М., 1981.
119. Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. 3Л М.: Педагогика, 1989. 208 с.
120. Хайрулин Ш. Ш. Патриотическое воспитание курсантов военного вуза в условиях оптимизации образовательного процесса: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Челябинск, 1996.
121. Хвалов Ф. И. Воспитание советского патриотизма у учащихся 5-7 классов семилетней и средней школы: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 1985. 26 с.
122. Худик В. А., Качалова А. В., Щеглов В. И. Становление «психологического поля» личности у лиц юношеского возраста с профессионально-педагогической направленностью. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. 136 с.
123. Чернышевский Н. Г. Избранные педагогические произведения. М.: Изд-во АНП РСФСР, 1953. 324 с.
124. Шептуховский М. В. При-
родная среда как фактор воспитания школьников-подростков: Автореф.
дисс. ... канд. пед наук. М., 1988. 30 с.
125. Шитикова О. Н. Эколого-патриотическое воспитание младших подростков в современной общеобразовательной школе: Дисс. . канд. пед. наук. Шадринск, 2002. 161 с.
Поступила в редакцию: 16.08.2024 г.