Научная статья на тему 'Воспитание гражданской позиции и чувств патриотизма у учащейся молодежи'

Воспитание гражданской позиции и чувств патриотизма у учащейся молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ ПО ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. / EDUCATION / CITIZENSHIP / PATRIOTISM / STUDENTS ENROLLED IN SECONDARY VOCATIONAL AND HIGHER EDUCATION PROGRAMS.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Худик Владимир Александрович

В статье рассматривается понятийный аппарат и терминология одного из важных направлений воспитательной работы среди обучающейся молодежи – воспитание гражданской позиции и чувств патриотизма. Обсуждаются возможные эффективные пути подходов в воспитании на основе традиций, культуры и истории России. Гражданственность и патриотизм рассматриваются сквозь призму становления личности в избранном виде будущей профессиональной деятельности, подготовки к труду и защите Отечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Худик Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education of citizenship and feelings of patriotism among students

The article examines the conceptual framework and terminology of one of the important areas of educational work among young students – the education of citizenship and feelings of patriotism. Possible effective ways of approaches in education based on traditions, culture and history of Russia are discussed. Citizenship and patriotism are considered through the prism of personality formation in the chosen form of future professional activity, preparation for work and defense of the Fatherland.

Текст научной работы на тему «Воспитание гражданской позиции и чувств патриотизма у учащейся молодежи»

ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

УДК 371.487

В. А. Худик

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ И ЧУВСТВ ПАТРИОТИЗМА У УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ1

В условиях современных социально-политических преобразований в обществе вопросы воспитания становятся приоритетными среди остальных программ учебно-воспитательной работы с обучающейся молодежью. Подготовка молодых людей к самостоятельной жизни немыслима без формирования у них адекватных чувств гражданственности и патриотизма к родному Отечеству, где учебная и трудовая деятельность способствуют дальнейшему личностному развитию молодых людей, в том числе и после завершения учебы в образовательных учреждениях среднего, средне-профессионального и высшего звена.

В истории отечественного и зарубежного образования вопросам

1 Публикуется по материалам издания: Логинова Н. В., Худик В. А. Представления о гражданской позиции и чувствах патриотизма у старшеклассников: монография / Санкт-Петербургская акад. постдипломного педагогического образования. Санкт-Петербург: СПбАППО, 2007. 130 с. (примеч. ред.).

патриотического воспитания уделялось особое внимание (В. Г. Белинский, А. Дистервег, Я. А. Ко-менский, Я. Корчак, М. В. Ломоносов, И. Г. Песталоцци, Н. И. Пирогов, А. Н. Радищев, Г. С. Сковорода, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский и др.). Причем проявление гражданственности и патриотизма, как качеств личности, рассматривалось отечественной педагогикой в аспекте морально-физических свойств человека, способности быть защитником завоеваний государства [1, 9, 31, 47, 56, 73, 97 и др.]. Взросление личности подрастающего человека понимается в контексте жизненной позиции, которая в новых меняющихся условиях приобретает следующие черты: преданность делу Отечества; проявление социальной и трудовой активности; этнической толерантности и непримиримости к национальным предрассудкам [2, 5, 11, 19, 21, 28, 36, 40, 50, 75, 94 и др.].

Государственные и общественные деятели, ученые, представители религиозных концессий предлагают пути сплочения российско-

го общества после почти полной девальвации понятия «патриотизм» в 90-годах прошлого века, утраты нашим обществом традиционно сильного российского патриотического общественного сознания [18, 22, 34, 39, 44, 67 и др.]. В их выступлениях и статьях подчеркивается необходимость укрепления российского государства, признается тот факт, что реформы, проводимые в стране, нуждаются в четком идеологическом обосновании. А оно может базироваться, как правило, на одном из главных факторов — патриотизме.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время [38, с. 2]. В условиях образовательной среды среднего, средне-профессионального и высшего уровня проблема патриотического воспитания лежит в плоскости создания целевых программ, направленных на формирование у обучающейся молодежи адекватных социальных установок, активной жизненной позиции, готовности к защите завоеваний Отечества. Такими педагогическими технологиями могут выступать реально моделирующие условия взаимодействия образовательной организации и других социальных институтов — военных, полиции, частей пожарной охраны МЧС РФ и др., в деятельности которых отмечается реализация основных принципов профессио-

нально-патриотического долга перед гражданами России и государством.

Обучающиеся образовательных организаций, воспринимая и усваивая технологии педагогического воздействия1, которые несут в себе тематику воспитания гражданственности и патриотизма, обретают стиль жизненных ориентиров гуманитарных аспектов будущей профессиональной деятельности, интегрируются в своей непосредственной учебной деятельности, которая становится для них и профессиональным интересом и мотивационным побуждением к овладению учебой в аспекте освоения профессией и ее реализацией в будущей трудовой деятельности. Условия образовательной среды2 оказывают существенное влияние на организацию учебной деятельности обучающихся, а навыки учебной деятельности служат детерминантами успешной адаптации и обучаемости студентов в

1 Под термином «технология педагогического воздействия» следует понимать особенности установления отношений между субъектами педагогического взаимодействия — педагогом и обучающимися, — используемые при этом психолого-педагогические приемы воздействия на учащихся в процессе обучения и воспитания [122].

2 Понятие «образовательная среда» рассматривается нами в контексте по-требностно-мотивационных ориентиров обучающихся, определяющих особенности их поведения, как субъектов учения.

связи с определением гражданской и военно-патриотической позиции в обществе. Так, для обучающихся медицинских вузов детерминирующими ориентирами служат ценностно-смысловые установки в овладении медицинскими профессиями, обеспечивающими здоровья граждан и эффективность их успешности в различных видах деятельности — учебной, профессионально-трудовой и т. д.

Таким образом, актуальность проблемы разработки концепции воспитания гражданственности и патриотизма определяется необходимостью обновления содержания воспитания и обучения обучающихся не только общеобразовательных школ, но и обучающихся средне-профессиональных и высших учебных заведений. В то же время проблема разработки концепции воспитания гражданственности и патриотизма, понимания сущности воспитания в современных условиях, развитие психолого-педагогической составляющей формирования качеств гражданственности у молодежи имеет также актуальное практическое значение — без воспитания любви к Отечеству, пропаганды исторических традиций, без акцента на защиту интересов России, без привития молодежи чувства уважения к истории России, качеств патриота и гражданина невозможно укрепить духовные силы народа, возродить сильное государство.

В нашем понимании понятия «гражданственность» и «патриотизм» представляют собой инте-

грированные чувства, формирующееся у обучающихся на основе комплексного подхода к воспитанию и формированию у них ответственности и самостоятельности в решении социальных проблем, готовности к участию в жизни общества и защиты гражданских прав и Отечества. Итогом учебно-воспитательной деятельности образовательной организации выступает то, каких выпускников она выпускает в жизнь, насколько молодые люди окажутся подготовленными к новым условиям их дальнейшей социализации в профессиональной деятельности и жизни общества. В этой связи еще в свое время известный русский мыслитель Н. Г. Чернышевский отмечал, что историческое значение каждого человека измеряется заслугами Родине, а человеческое достоинство — силою его патриотизма. А великий русский педагог К. Д. Ушинский считал, что духовность человека проявляется в патриотических чувствах, воспитание которых закладывается в семье, школе, в личном примере взрослых. В этом смысле понятия «патриотизм», «гражданственность» несут в себе исконно исторические, культурологические, антипедагогические и психологические характеристики, отражающие суть народа и его глубокий исторический смысл.

На долю педагогики выпала честь сохранить преемственность в реализации принципов воспитания гражданина, патриота Отечества. И на каждом историческом этапе развития и становления Рос-

сии, данные понятия и принципы соответственно изменялись, но Человек, носитель духовности олицетворял в себе эпоху и сфор-мированность чувств своего отношения к родному Отечеству. Педагогическая наука концентрировала в себе передовые технологии воспитания и подготовки молодежи к обустройству и защите родного Отечества.

Проблема воспитания гражданственности и патриотизма в отечественной педагогике не нова, она имеет глубокие корни [6—8, 15, 20, 27, 52, 66, 78 и др.]. Однако существующая напряженность в обществе в связи с конфликтами на этнической почве вновь ставит эту проблему, как одну из ведущих в учебно-воспитательной работе образовательных организаций. При этом особое внимание уделяется комплексным программам, интегрирующим различные подходы воспитания чувств «гражданственности» и «патриотизма» у обучающихся. Проектирование таких программ объективно требует психолого-педагогического обоснования [45, 60, 69 и др.], что позволяет в целом говорить об особенностях формирования личности подрастающего человека в онтогенетическом аспекте (Л. И. Божович [21], И. С. Кон [55], Д. И. Фельдштейн [119] и др.).

В основе психолого-педагогического обоснования таких программ лежат исходные социальные (общественно-значимые) детерминанты личностного развития обучающихся — формирование

иерархической структуры ценностных ориентаций, направленности личности, что определяет отношение молодых людей к окружающему миру, их поведение и нравственно-этические нормы. Процесс воспитания — это не фиксированные во времени и пространстве воздействующие микро-факторы1, а пролонгированные в онтогенетическом аспекте влияющие макрофакторы2, среди которых особое внимание отводится семье, школе, колледжу, вузу, отдельным социальным институтам и группам, средствам массовой информации. Как справедливо отметила М. А. Горбова, «по мере своего развития ребенок постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу класса, школы, народу», а вершиной «патриотического воспитания является осознание себя гражданином России» [37, с. 4]. Интегрированный характер воздействия различных социальных факторов способствует

1 Под микрофакторами (от греч. micros — малый [107, с. 310]) понимается роль отдельно взятых механизмов психолого-педагогического воздействия (воспитания), осу-ществляемых в семье, школе, колледже, вузе, других социальных институтах.

2 Под макрофакторами (от греч. makros — длинный, большой [107, с. 290]) понимается роль среды, как устойчивой социальной системы, реализующей выработанную концепцию психолого-педагогического воздействия (воспитания) в семье, школе, колледже, вузе, других социальных институтах.

формированию чувств гражданина своей страны и отношения к ней. Однако нередко получается так, что образовательная организация и другие социальные институты находятся в явной противоположности к итогам своего воздействия.

Для формирования гражданских и патриотических качеств личности обучающихся особенно важны знания, приобретаемые в ходе учебно-познавательной деятельности и во время внеучебных социально-направленных мероприятий. В области разработки теории, содержания и методов воспитания гражданственности и патриотизма, тем не менее, наблюдается дефицит работ, направленных на использование знаний о по-требностно-мотивационной сфере личности учащихся в связи с овладением ими навыками военно-патриотической деятельности, формированием мировоззренческой и гражданской позиции в современных условиях, заключенных в региональном компоненте образовательного пространства. «Региональное своеобразие образовательной среды, — как пишет С. А. Лисицын, — позволяет педагогам-воспитате-лям, специалистам разных ведомств, принимающим участие в воспитании молодого поколения, ...обращаться к прошлому и настоящему северо-запада русской земли, историческим памятникам и военно-патриотическому прошлому, .что позволяет создать уникальную ситуацию воспитания гражданина и патриота России,

чей патриотизм основан на глубинных корнях любви к своей малой родине» [29, с. 12].

В этой связи важной теоретикометодологической позицией современной педагогики является: исследование особенностей становления личности подрастающего человека в условиях конкретного влияния социокультурных факторов; изучение роли исторического и социального контекста на формирование понятий и представлений о гражданственности и патриотизме; развитие чувств к родному краю, как «малой родине» и составляющей Российского государства.

Генезис понятий «гражданственность» и «патриотизм» следует рассматривать с позиций социально-политических преобразований, происходящих в обществе. Исторически так и сложилось, что данные понятия отражали суть перемен, состояние развития и зрелости граждан, готовых отстоять идеологические, политические и социальные устои, мировоззрение и убеждение поколений, относящееся к прошлому, настоящему и будущему в развитии общества. Однако в психологическом смысле данные понятия представляют собой суть новообразований личности, живущей в то или иное историческое время и впитавшей в себя культуру, ценности, мотивы поведения конкретной эпохи. Изучение традиций воспитания гражданственности и патриотизма, осуществление преемственности в поиске эффективных путей фор-

мирования личности подрастающего поколения остается одной из главных задач отечественной педагогики.

Этимологически происхождение слов «гражданственность» и «патриотизм» в русском языке следует рассматривать в едином общественно-направленном значении, когда суть применения терминов отражала характер бытия людей, их нравственность, духовность и отношение к Отечеству. С этими понятиями связан целый ряд других понятий, относящихся к таким чувствам, как «гражданская тревога», «гражданское беспокойство», «чувство долга», «любовь к Родине», «добродетель» и др.

Так, в Толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даля происхождение слов «гражданственность» и «патриотизм» поясняется через их использование в разговорной речи применительно к значению этих понятий в жизни русских людей [41—43]. Значение этих слов и близких к их значению нашли свое отражение и в других толковых словарях [107]. Обычаи и нравы, социальный статус и род занятий людей объединялись конкретной участью личности в жизни общества, отражая ее отношение к государству, правам и обязанностям граждан (табл. 1).

Как видим, значение слов отражает не только принадлежность человека к определенному статусу, но и характеризует совокупность чувств, сформированных в процессе воспитания и являющихся мерилом убеждений личности, со-

ставляющей семью, общество, государство в целом. В отечественной литературе существует немало определений понятий «гражданственность» и «патриотизм» [14, 30, 33, 35 и др.], которые сводятся к анализу совокупности психических форм отражения объективной действительности посредством эмоций, идей, убеждений и действий, направленных на процветание Родины [1]. Интегрированные определения анализируемых понятий, характеризующих сознание и самосознание личности [1, 14, 22, 39, 75, 79 и др.], относятся к философским, психолого-педагогическим исследованиям становления личности под влиянием соответствующего социально-политического и экономического обустройства государства в различные его исторические периоды. Так, учитывая это, Б. З. Вульфов, говорит о единстве воспитания гражданственности и патриотизма, как черт личности, отмечая, что «гражданственность как ведущая черта личности проявляется в готовности наиболее полно выразить себя в социальном плане во имя успешного развития страны и своего собственного» [30, с. 31]. Следовательно, воспитание гражданственности, гражданской активности, патриотизма в молодежной среде % потребность общества, вступившего на путь коренных преобразований, становления системы правовых отношений.

Конечно же, целесообразно рассмотрение генезиса формирования чувств «гражданственности»

Таблица 1

Слова-понятия и их значения, относящиеся к толкованию

«гражданственности» и «патриотизма»

Слово-понятие Значение

Государство — царство, империя, королевство, земля, страна под управлением государя [41, с. 956].

Гражданин, граждане, гражданка — городской житель, горожанин, посадский — член общины или народа, состоящего под одним общим управлением; каждое лицо или человек, из составляющих народ, землю, государство [41, с. 962].

Гражданство — состояние гражданина; звание, права и обязанности его [41, с. 962].

Гражданственный — к гражданству относящийся [41, с. 962].

Гражданственность — состояние гражданской общины; понятия и степень образования, необходимые для составления гражданского общества [41, с. 962].

Отечество — родная земля, отчизна, где кто-либо родился, вырос; корень, земля народа, к коему кто-либо по рождению, языку, вере, принадлежит; государство в отношении к подданным своим; родина в обширном смысле [42, с. 1879].

Отчизна — отечество, родина [42, с. 1989].

Патриот — любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отече-ственник или отчизник [43, с. 56]; от греч. patriotes — земляк, соотечественник — человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины [107, с. 367].

Патриотизм — любовь к отчизне (к отечеству) [43, с. 56]; от греч. patris — родина, отечество — любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу [107, с. 367].

Патриотический — отчизненный, отечественный, полный любви к отчизне [43, с. 56]; проникнутый патриотизмом, выражающий патриотизм; свойственный патриоту [107, с. 367].

Родина — родимая земля, чье-либо место рожденья; в обширном значении — земля, государство, где кто-либо родился [43, с. 1697].

и «патриотизма» в историко-педа- ском новообразованием, состав-гогическом аспекте, поскольку ляющим духовное, нравственноименно в процессе воспитания в этическое содержание такой ее семье, образовательной организа- стороны, как убеждения, мировоз-ции и других социальных институ- зрения, направленность личности. тах данные свойства становятся В истории отечественного обра-характеристикой личности, устой- зования вопросам патриотическо-чивым социально-психологиче- го и гражданского воспитания уде-

лялось особое внимание [6—7, 49-50, 52, 54, 62, 64—65, 71, 103 и др.]. При этом преемственными являлись традиции, культура и быт, которые передавались от поколения к поколению.

История отечественной педагогики берет свое начало от Древней Руси, запечатленная в устном народном творчестве, летописях и первых литературных произведениях. Книги нравственно-религиозного содержания раскрывали понятия «добра» и «зла» — формировали общее представление о гражданственности и патриотизме: «добро, несущее благо родной земле, способствующее ее благополучию, а зло — все, что наносит ей ущерб и разорение» [64]. Литературные произведения того времени свидетельствовали о героическом и трагическом прошлом Руси, показывали героизм русского народа в борьбе с монголо-татарскими завоевателями; эти произведения и сейчас имеют глубоко патриотическое значение — ни одно поколение молодежи воспитывалось на традициях и культуре родного Отечества, подвигах защитников Родины, воспетых в произведениях устного народного творчества [4, 12, 24—25, 40, 101, 116 и др.].

Основные понятия древнерусской истории — это моральные заповеди человеколюбия и делания добра другому, приумножение общего блага для родного Отечества [6]. Эти понятия с большей отдачей формировались у молодых людей, граждан России во времена соци-

ально-политических преобразований при царствовании Петра Великого. При Петре I проявление патриотических чувств носило общегосударственный (национальный) характер, проявление патриотизма независимо от сословия становилось высшей целью и добродетелью [6—7]. Основные понятия «Бог», «Царь», «Родина» сливались в единое целое и составляли идею воспитания — «создание гражданина—служащего на благо Отечества» [цит. по 101, с. 17].

По истине национальный характер воспитание гражданственности и патриотизма у граждан России приобретают идеи просветительской деятельности, берущие свое начало со второй половины XVIII века.

Видные ученые, литературные деятели, педагоги того времени — Я. П. Козельский, М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев, Д. И. Фонвизин и др. — уделяли внимание созданию концепции воспитания гражданина, в основе которой такие качества, как добродетель, благородство, свобода личности. Так, великий русский мыслитель и педагог М. В. Ломоносов считал, что воспитание человека-гражда-нина, человека-патриота должно быть главной целью педагогического процесса, реализуемого посредством изучения языка и традиций, воспитывающего любовь к родному Отечеству [65]. Именно М. В. Ломоносову принадлежит идея о воспитательном значении русского языка в формировании патриотизма, распространении

грамотности и развития науки. Революционно-демократическое обоснование чувств патриотизма и служения Отечеству было высказано А. Н. Радищевым, отмечавшим, что «истинный человек и сын Отечества есть одно и то же», «тот есть, прямо благороден, которого сердце не может не трепетать от нежной радости при едином имени Отечества» [100, с. 205—206].

Дальнейшее утверждение национально-патриотического воспитания граждан находим в философско-педагогическом наследии ученых, писателей и педагогов XIX — начало ХХ веков (В. Г. Белинский, Т. Н. Грановский, В. А. Жуковский, Н. И. Пирогов, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов и др.). Так, В. Г. Белинский, указывая на итоги воспитания, говорил о необходимости привития чувства патриотизма и любви, служению Отечеству: «Всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с Отечеством... Любить свою родину — пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своим способствовать этому» [16, с. 488—489]. Н. Г. Чернышевский главной целью воспитания видел подготовку молодых людей к служению Отечеству — активному участию в общественных делах, а это возможно при правильном формировании у них «взглядов на жизнь, .представления о добре, правде, долге.» [123, с. 72]. Н. М. Карамзин связал данное воспитание со следующими этапами — «физической

привязанностью к Отечеству и нравственной любовью к нему, которая возникает в той среде, в которой происходит воспитание и образование человека» [цит. по 8, с. 59—61].

Национально-гуманистическое воспитание гражданина и патриота Отечества впервые обобщено великим русским педагогом К. Д. Ушинским [117], создавшим народную педагогику, где основными понятиями являлись: трудолюбие, любовь, ответственность, достоин-ство,гордость.

Воспитание подрастающего поколения, по его мнению, нужно начинать от привития ребенку национальной культуры, любви к родине и к труду. Последователи развития идей К. Д. Ушинского стремились с помощью патриотического воспитания возродить национальное самосознание, национальную гордость, любовь к родному языку, природе, культуре, что оформлялось в педагогическую систему обучения и воспитания в российских школах (В. Я. Стою-нин, В. И. Водовозов, И. А. Ильин, В. Н. Сорока-Росинский, А. А. Ца-ревский и др.).

При этом особое место ученые-педагоги уделяли разработке учебных дисциплин: русской истории и литературе, географии и этнографии России, что должно было способствовать формированию мировоззрения, воспитанию нравственности и патриотических чувств [см.: 66, 101]. В частности, В. Н. Сорока-Росинский [108], писал о необходимости возрождения

национальной школы с национальным воспитанием в российском духе, для чего необходимо было развитие наук и их преподавание для будущих педагогов.

После Великой Октябрьской революции 1917 года концепция воспитания в отечественной педагогике было подчинена задачам строительства социализма, подготовки всесторонне развитой, социально-активной личности. В советской школе воспитание чувств «гражданственности» и «патриотизма» имело стройную систему учебно-воспитательных мероприятий, направленных на формирование зрелой личности-строителя коммунистического общества. Основные понятия отечественной педагогики, относящиеся к таким свойствам, как «патриотизм», «гражданственность» рассматривались сквозь призму марксистско-ленинской философии и конкретных социально-политических преобразований, происходящих в советском обществе.

В. И. Ленин писал: «Патриотизм — одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств» [63, с. 190]. Воспитание патриотических чувств и формирование нового гражданина основывалось на коммунистических убеждениях, созидании нового общества, и носило классовый (интернациональный) характер.

Единство интернационального и патриотического воспитания рассматривалось отечественной советской педагогикой, как глав-

нейшая черта гражданского формирования личности (С. И. Плак-сий, А. Г. Баюнахметова [96]). Проявление чувств интернациона-лизма1 связывалось с классовой борьбой (пролетарский интернационализм2) и непримиримостью к буржуазной идеологии, оказанию помощи рабочему классу в их борьбе за гражданские права.

Проявление чувства патриотизма в условиях социалистического строя, как отмечает А. Я. Розенберг [104], выражалось в любви к родине, в особом отношении к своей стране. При этом автор предлагает разложить это понятие-чувство на следующие составные части:

а) гордость достижениями своей страны в различных областях жизнедеятельности,

б) верность родине в борьбе с врагами и готовность к самопожертвованию,

в) забота об интересах и судьбах страны, подчинение им личных интересов и всей жизни,

1 Интернационализм [лат. inter между + nationis народ] — «принцип солидарности всех народов, основанный на их равенстве и равноправии, на совместной борьбе против эксплуатации, угнетения, экономической и социально-политической несправедливости; уважение и признание социально-исторического и культурного наследия народов всего мира» [107, с. 198].

2 Пролетарский интернационализм — «международное классовое единство и солидарность пролетариата и трудящихся всех стран в борьбе за уничтожение капитализма и построение социализма...» [107, с. 198].

г) уважение к историческому прошлому родины и ее традициям,

д) привязанность к месту жительства (селу, городу, району, области, стране в целом).

Воспитание в условиях социалистического общества традиционно определялось как специально организованное педагогическое воздействие на развивающуюся личность с целью формирования у нее определяемых обществом социальных свойств и качеств (С. И. Дмитриева [88], Н. П. Аксенова [3], Т. К. Ахаян [11], Д. И. Ве-приняк [24], И. С. Марьенко [72],

A. Д. Солдатенко [91], Н. С. Сун-цов [86] и др.). В педагогической теории вопросы воспитания подрастающего поколения лежали в плоскости знакомства учащихся с родной страной, ее историей, культурой и бытом и при активном участи подрастающих людей в жизни общества и происходящих переменах (Ф. Д. Ахмерова [12], Л. В. Бай-бородова, М. И. Рожков [13], Е. В. Белоусова [17], Т. И. Власова [26],

B. И. Лутовинов [69], Ю. Н. Трифонов [115] и др.).

Педагогические исследования советского периода по вопросам воспитания гражданственности и патриотизма достаточно разнообразны и многочисленны [82—84, 86—92, 101]. В них раскрываются как теоретико-методологические аспекты понятий, характеризующих патриотизм советских людей, их гражданские позиции и убеждения, так и прикладные — методические вопросы воспитания чувств гражданственности и патриотизма

на примерах исторических и культурных, боевых и трудовых традиций советского народа в различные периоды строительства социализма.

Педагогические основы воспитания гражданственности и патриотизма в отечественной советской педагогике были заложены ее основателями — А. В. Луначарским,

A. С. Макаренко, Н. К Крупской. Так, А. С. Макаренко данные понятия рассматривал в единстве с формированием других черт личности советского человека — дисциплинированностью, организованностью, ответственностью, жизнерадостностью, трудоспособностью. Указывая на цели воспитания в советской школе, он отмечал, что каждый воспитанник «должен быть смелым, мужественным, честным, трудолюбивым патриотом» [70, с. 115]. Трудовое воспитание в основе своей было направлено на подготовку молодых к преобразованиям в сфере общественно-экономической жизни страны.

В послевоенный период отечественная педагогика широко использовала в военно-патриотическом воспитании молодежи боевые подвиги советских людей на фронтах Великой Отечественной войны и трудового тыла (Т. И. Березина [19], А. Э. Измайлов [50],

B. М. Самосудов [84] и др.). Разнообразие методических подходов способствовало воспитанию чувств, готовности стать на защиту Отечества [34, 81, 97, 99, 118, 120 и др.].

Педагогические исследования 50—70 годов в большей степени

отражали воспитательную политику государства в плане подготовки молодых людей к защите Отечества и трудовому служению. Особая роль в развитии идей воспитания гражданина принадлежала В. А. Сухомлинскому [109—112], который подчеркивал, что одна из главных задач школы — «подготовка учащихся к повседневному труду для общества как к патриотической деятельности» [109, с. 112]. При этом взаимодействие педагога и учащегося в этом процессе он рассматривал, как движущуюся силу формирования личности подрастающего человека. Целый ряд исследований этого периода времени посвящен поиску путей преемственности в формировании патриотизма, посредством трудового воспитания, формирования ценностных ориентаций школьников, то есть в контексте подготовки подрастающего поколения к социальной активности и будущей трудовой деятельности (Л. У. Алимова [4], В. И. Косолапов [57], И. С. Ма-рьенко [72], А. И. Сытин [113], М. А. Терентия [114] и др.).

Последние 10—15 лет перед распадом СССР (конец 70-х — 80-е годы ХХ века) отличались усилением классовой борьбы, социально-политическими преобразованиями в странах социалистического лагеря. Военно-патриотическое воспитание молодежи шло в ракурсе поиска научно-обоснованной технологии формирования патриотического сознания, чувств гражданина социалистического государства [46, 77, 93, 98], опреде-

ления эффективных методов обучения, формирования коммунистической и интернациональной сознательности при усвоении учебных дисциплин [24, 76, 195 и др.]. Педагогические исследования этого периода времени были связаны также с патриотическим воспитанием учащейся молодежи посредством воспитания чувств любви к родному краю, природе (И. Е. Крав-цев [59], И. С. Марьенко [73], В. И. Петрова [95], М. А. Терентий [114], Ф. И. Хвалов [121] и др.). Так, И. Е. Кравцев, характеризуя понятие «патриотизм» как «любовь к своему Отечеству, ...земле отцов, к родному языку, передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа» [59, с. 24], рассматривает одной из задач патриотического воспитания школьников — воспитание любви к родной природе, ее богатствам, красоте родного края. О. И. Повелко содержание понятия «патриотизм» также рассматривает через формирующиеся чувства: «любовь к своей Родине, следование нравам, традициям, обычаям. и любовь к родной природе» [98, с. 9].

Педагогические исследования постсоветского периода определили новые концепции патриотического воспитания, где во главу угла были поставлены: 1) национальные идеи возрождения духовности России, наметившиеся в конце XIX — начале ХХ века [15, 17, 20, 27, 32, 52, 78, 80, 102 и др.], но не получившие своего дальнейшего развития в советский период и 2) формирование личности-гражда-

нина, живущей в демократическом обществе [5, 22—23, 33, 35, 39, 53, 68, 115 и др.]. И хотя в этот период времени отношение к понятиям «гражданственность» и «патриотизм» имело несколько ограниченный характер, было вытеснено социально-экономическими преобразованиями государственных форм собственности, поиск и теоретикометодологическое обоснование новых концепций воспитания и формирования личности подрастающего поколения продолжался [28—30, 33, 38, 54, 60, 69 и др.].

В условиях демократизации общества, многопартийности идеи патриотизма и гражданственности берутся на вооружение различными партиями и движениями порой противоположными в идеологических позициях на природу обустройства государства. Искажая исторические и культурно-этнические предпосылки, они обостряют конфликты на этнической почве, разрушают устои нравственноэтической сферы.

Целый ряд исследований последних 10—15 лет в области педагогики, методики обучения и воспитания актуализируют вопросы воспитания гражданственности и патриотизма с учетом специфики суверенности государств после распада СССР, межэтнической толерантности, взаимопроникновения культур и сохранения национальной самобытности народов и конкретной личности-гражданина (А. В. Беляев [18], А. С. Гаязов [35], Н. В. Иполлитова [51], Ш. Ш. Хай-рулин [120] и др.).

Интерес представляют исследования интегрирующие понятия «гражданственность» и «патриотизм», как единое целое, как культурно-историческое и этническое в самосознании народов, объединение и развитие которых обусловлено единой историей, культурой, социально-экономическими условиями жизни. И, хотя некоторые исследователи обращают внимание на не равенство данных понятий с точки зрения их емкости и направленности, они отмечают их органическую взаимосвязь в аспекте формирования общечеловеческих ценностей (А. В. Беляев [18], А. М. Новиков [80], В. Н. Устя-кин [116] и др.). Так, А. М. Новиков говорит о прямой последовательной связи в формировании чувств патриотизма, проявляющихся в готовности реализовывать, «начиная с детских лет высоких социально значимых качеств... в интересах общества и государства» [80, с. 49]. Другой исследователь — А. Г. Голев [36], опираясь на учение В. А. Сухомлинского, — считает патриотическое воспитание фундаментом нравственного развития личности и говорит о необходимости воспитания у школьников таких чувств, как «гражданская тревога», «гражданское беспокойство» о судьбе страны.

Методический аспект воспитания становится центральным, когда затрагиваются все возможные пути формирования личности и самосознания не только в учебновоспитательной работе (Л. А. Алы-шевская [5], А. Г. Голев [36],

Е. А. Казаева [53], А. И. Поберез-кин [97]), но и при использовании конкретных приемов — восприятия и понимания художественного образа, литературы (С. Н. Винникова [25]), формирования ценностных ориентаций (Н. А. Григорьева [40]) и нравственно-эстетических чувств (В. Н. Устякин [116], В. И. Лутовинов [68]), туристскокраеведческой деятельности

(М. А. Горбова [37], Е. Н. Зорькин [48], Д. С. Сенюк [106]), экологического воспитания (О. П. Мелехова [74], М. В. Шептуховский [124], О. Н. Шитикова [125]). Диссертационные исследования последнего времени лишний раз подтверждают наличие многофакторности в вопросах воспитания

гражданина-патриота своего Отечества, указывая на многогранность подходов и поиск эффективных методов в работе с подрастающим поколением по подготовке их к самостоятельной жизни и участию в демократических преобразованиях современного общества. Разрабатываются и внедряются в практику работы муниципальные программы воспитания «гражданственности» и «патриотизма», учитывающие этнические, региональные, образовательные и другие социальные факторы (И. В. Костру-лева [58], А. М. Новиков [80], Ю. В. Лазарев [61], В. И. Лутовинов [69] и др.). На фоне диверсификации1 образования (М. В. Ар-

1 Диверсификация [лат. diversus разный + facere делать] — разнообразие, разностороннее развитие (например, производства, ассортимента) [107, с. 162].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18

тюхов [10]) реализация инновационных программ становится приоритетным направлением развития отечественного образования, а, следовательно, — и подготовки молодых людей к социальным преобразованиям и общественной жизни.

Сущность понятий «гражданственность» и «патриотизм» в отечественной педагогике трактуется с позиций глубокого личностного смысла, сформированности убеждений; понимания личностью своих прав и обязанностей, руководствуясь ими в действиях на благо народу, Отчизне. Единство понятий «гражданственность» и «патриотизм» в плане нравственного сознания личности следует рассматривать как интегрированные свойства — характеристики по-требностно-мотивационной и этической сфер, формирующиеся под влиянием целенаправленного обучения и воспитания. Говоря о понятиях «гражданственность» и «патриотизм», нельзя говорить о них вне связи с формирующимися чувствами человека к родному краю, обществу, стране в целом. Именно благодаря воспитанию у человека формируются моральноэтические качества личности, которые и характеризуют его потреб-ностно-мотивационную и эмоционально-чувственную сферы, отражающие отношение личности к себе и окружающему и свидетельствующие об истинных его чувствах к народу и Отчизне.

Психологический аспект понимания чувств «гражданственности» и «патриотизма» лежит в пло-

скости описания характеристик формирующейся личности, ее по-требностно-мотивационной и эмоционально-волевой сфер под влиянием обучения и воспитания (Б. Г. Ананьев, К. К. Платонов), в процессе самореализации и поиске «себя» (И. С. Кон, Д. И. Фельдштейн), проявления направленности личности и ее вершинных качеств — самосознания и критичности (Л. И. Божович, В. В. Столин).

Определение понятий «гражданственность» и «патриотизм», следовательно, затрагивает как социальный (общественный) аспект, отражающий уровень развития государства, его историко-политические и экономические устои, так и личностный (психологический) аспект, свидетельствующий о нравственно-этическом, духовном развитии человека под влиянием культуры, воспитания и обучения и раскрывающий особенности проявления личности с позиций гражданина собственного Отечества. Эти понятия в истории отечественной педагогики, так или иначе, всегда были связаны в единую концепцию воспитания личности подрастающего поколения, подготовки ее к общественной и трудовой деятельности, формирования духовного мировоззрения гражда-нина-защитника Родины на основе исторического прошлого опыта и духовности Отечества.

Анализ литературы по проблеме воспитания гражданственности и патриотизма у учащейся молодежи свидетельствует о разнообразии подходов к изучению эффективно-

сти применения воспитательных программ, затрагивающих отдельно вопросы формирования у молодого поколения гражданских или патриотических чувств, тогда как интегрированный характер воспитательных воздействий на личность обучающегося, в связи со становлением гражданской позиции и чувств патриотизма, учены-ми-педагогами достаточно не исследуется. Заслуживает внимание разработанная в отечественной педагогике система проектирования учебных программ, обеспечивающих эффективное включение личности обучающегося в воспитательные мероприятия. Однако направленность программ объективно требует учета особенностей их реализации как в образовательной среде, так и вне ее, и особенно, в условиях деятельности различных молодежных движений, организаций. Проектирование программ воспитания чувств гражданственности и патриотизма требует психолого-педагогического обоснования этапов и методического сопровождения реализации принципов воспитания. Образовательная среда выступает первоначальным звеном в формировании у обучающихся интереса и отношения к гражданским ценностям общества и страны в целом, воспитание которых осуществляется с помощью специально разработанных программ. В то же время остается недостаточно изученной проблема эффективности разрабатываемых и используемых воспитательных программ с учетом

регионального муниципального образовательного компонента, влияющего на общий уровень личностного развития обучающихся, их интересы и чувства.

Целесообразность исследований в этом направлении продиктовано рядом обстоятельств:

1) необходимостью выявления общих методологических и методических принципов проектирования программ воспитания гражданственности и патриотизма в системе среднего, средне-профессионального и высшего образования;

2) использованием новых психолого-педагогических технологий

в разработке программ обучения и воспитания, в том числе и в сфере социальных установок личности;

3) участием субъектов педагогического взаимодействия — педагога и обучающегося — в моделировании и корригировании воспитательных программ на основе учета эффективности использования программы по формированию у субъектов учения ценностных отношений к обществу и государству в целом;

4) дальнейшим совершенствованием учебно-воспитательной работы с обучающимися с учетом региональной муниципальной концепции образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агаев А. Патриотизм и интернационализм советского человека. — М., 1975.

2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.

3. Аксенова Н. П. Организационно-педагогические основы военнопатриотического воспитания старшеклассников: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 1970.

4. Алимова Л. У. Воспитание патриотизма и интернационализма у старшеклассников средствами искусства: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 1975.

5. Алышевская Л. А. Формирование национального самосознания старшеклассников в учебно-воспитательной работе школы: Дисс. ... канд. пед. наук. Минск, 1993.

6. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства, XIV—XVII вв. / Редкол. тома:

С. Ф. Егоров и др. М.: Педагогика, 1985. 367 с.

7. Антология педагогической мысли России, XVIII век / АПН СССР; Редкол.: Г. Н. Волков и др. М.: Педагогика, 1985. 479 с.

8. Антология педагогической мысли России первой половины XIX века. М., 1987.

9. Аронов А. А. Воспитывать патриотов: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. 175 с.

10. Артюхов М. В. Диверсификация муниципальной системы образования. Опыт и перспективы. М.: Образование, 2003. № 1.

11. Ахаян Т. К. Мировоззрение и гражданская активность школьников // Педагогика школы. М.: Просвещение, 1977. С. 74—92.

12. Ахмерова Ф. Д. Патриотическое воспитание на уроках русского языка:

В 4—8 классах. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1985. 105 с.

13. Байбородова Л. В., Рожков М. И. Воспитательный процесс в современной школе. Ярославль, 1998. 380 с.

14. Батракова И. С. О соотношении понятий «гражданственность» и «патриотизм» в теории воспитания // Наука образования. Омск, 2000. Вып. 18. С. 28—37.

15. Беленцов С. И. Проблема гражданского воспитания в русской педагогике и школе в конце Х1Х — начале ХХ вв.: Дисс. ... канд. пед. наук, 2000. — 198 с.

16. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. М.: АН СССР, 1954. Т. 4.

17. Белоусова Е. В. Использование традиций русского народа в нравственном воспитании младших школьников: Дисс. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 1998. 172 с.

18. Беляев А. В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи: Дисс. ... докт. пед. наук. Ставрополь, 1997. 428 с.

19. Березина Т. И. Трудовое воспитание детей в народной педагогике Сибири: Дисс. ... канд. ист. наук. Новосибирск, 1991. 203 с.

20. Блинов В. И. Развитие образования в России в ХУШ — начале ХХ вв. под влиянием изменений ценностных ориентаций, представлений об идеале человека и целях его воспитания: Дисс. ... докт. пед. наук. М., 2001. 423 с.

21. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.

22. Бондаревская Е. В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности // Опыт разработки концепции воспитания: Научно-методический сбор-

ник. Ростов-на-Дону: РГПУ, 1993. С. 11—42.

23. Васильев Н. И. Педагогические условия формирования и развития гражданский качеств старшеклассников: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Якутск, 1995. 19 с.

24. Веприняк Д. И. Повышение эффективности патриотического и интернационалистического воспитания школьников (на материале изучения литературы и внеурочной деятельности учащихся 7—8-х классов): Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 1987.

25. Винникова С. Н. Патриотическое воспитание курсантов вузов внутренних войск МВД России средствами художественной литературы: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. СПб., 1998.

26. Власова Т. И. Воспитание духовности школьников в пространстве русской культуры. Инновационная школа. 1997. № 4. С. 45—51.

27. Волжина О. И. Развитие идеи гражданского воспитания подрастающего поколения (историко-педагогический аспект): Дисс. ... канд. пед. наук. М., 1991. 183 с.

28. Воспитание в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости: «Круглый стол». Педагогика. 2000. № 5. С. 41—58.

29. Воспитание в современном образовательном учреждении. Теория и практика: Пособие для специалистов по воспитанию / Под ред. С. А. Лисицына, С. В. Тарасова. СПб.: ЛОИРО, 2005. 240 с.

30. Вульфов Б. З. Цель и сущность гражданского воспитания // Воспитание гражданина в советской школе / Под ред. Г. Н. Филонова. М., 1990. С. 29—35.

31. Вырщиков А. Н. Военно-патриотическое воспитание школьников: теория и практика. М.: Педагогика, 1990. 148 с.

32. Гагаев П. А. Культурно-исторический аспект развития отечественных философско-педагогических учений XVIII — ХХ вв.: Дисс. ... докт. пед. наук. Волгоград, 2000. 426 с.

33. Гаджиев К. С. Концепция гражданского воспитания: Идейные истоки и основные вехи формирования. Вопросы философии. 1991. № 7. С. 31—35.

34. Галимова Х. Х. Педагогические условия интернационального и патриотического воспитания студентов: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Уфа, 1993.

35. Гаязов А. С. Теория и практика гражданского воспитания учащейся молодежи на современном этапе: Автореф. дисс. ... докт. пед. наук. Челябинск, 1996.

36. Голев А. Г. Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений у старшеклассников. Пятигорск, 1996.

37. Горбова М. А. Воспитание патриотизма у старшеклассников игровыми формами туристско-краеведческой деятельности: Дисс. ... канд. пед. наук. М., 1999. 148 с.

38. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 гг. Народное образование. 2001. № 7.

С. 247—252.

39. Гражданское самосознание — основа мировоззрения личности: Методическое пособие для учителей / Под ред. Р. М. Роговой. М., 2000. 89 с.

40. Григорьева Н. А. Формирование у старшеклассников ценностной ориентации на Отечество (на примере

гуманитарных дисциплин). Автореф. дисс. ... канд. наук. Волгоград, 1998.

41. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. 4-е изд.

С.-Петербург-Москва: Издание Т-ва М. О. Вольфъ, 1912. Т. 1. 1744 с.

42. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. 4-е изд. С.-Петербург-Москва: Издание Т-ва М. О. Вольфъ, 1911. Т. 2. 2030 с.

43. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. 3-е изд. С.-Петербург-Москва: Издание Т-ва М. О. Вольфъ, 1911. Т. 3. 1782 с.

44. Духовно-нравственное воспитание в образовательных учреждениях / Под ред. В. А. Беляевой. Рязань, 2000. 182 с.

45. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования: Учебное пособие. СПб.: Просвещение, 1995. 234 с.

46. Зелин М. Б. Формирование гражданского самочувствия учащихся начальных классов сельской школы: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 1988.

47. Злыгостеев Ю. К. Военно-патриотическое воспитание учащейся молодежи во внеурочной и внешкольной работе (на материале Карачаево-Черкесской республики): Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 1966. 20 с.

48. Зорькин Е. Н. Подготовка будущего учителя начальных классов к осуществлению туристско-краеведческой деятельности с младшими школьниками: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Нижний Новгород, 1997.

49. Зубайраев А. Л. Патриотическое воспитание: духовная сфера, опыт. Советская педагогика. 1990. № 5.

50. Измайлов А. Э. Патриотическое и интернациональное воспитание: опыт военных лет. Советская педагогика. 1985. № 8.

51. Ипполитова Н. В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся: Дисс. ... докт. пед. наук. Челябинск, 2000.

52. История воспитания и образования в России XVIII века / Сост. Д. И. Латышина. М.: Изд-во Российского открытого университета, 1992. 136 с.

53. Казаева Е. А. Воспитание основ гражданственности у детей старшего школьного возраста: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2000.

54. Кобылянский В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма. Педагогика. 1998. № 5. С. 14—19.

55. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 207 с.

56. Конжиев Н. М. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе. М.: Педагогика, 1986.

57. Косолапов В. И. Воспитание советского патриотизма у учащихся 8—10-х классов средней школы: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 1954.

58. Кострулева И. В. Содержание и организация патриотического воспитания учащихся в условиях регионализации образования: Дисс. . канд. пед. наук. Ставрополь, 2004. 156 с.

59. Кравцев И. Е. Пролетарский интернационализм. Отечество и патриотизм. Киев: Наукова думка, 1865. 211 с.

60. Крнюшкин Н. П. Разработка региональной концепции образования: Теоретические проблемы и технология внедрения: Дисс. ... канд. пед. наук. Саратов, 1994. 260 с.

61. Лазарев Ю. В. Национально-региональный компонент в формировании патриотически ориентированной личности старшеклассника: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 1999.

62. Латышина Д. И. История педагогики: История образования и педагогической мысли. М.: Гардарики, 2002. 603 с.

63. Ленин В. И. Ценные признания Питирима Сорокина // ПСС. Изд. 5-е. М.: Изд-во политической литературы, 1974. Т. 37. С. 188—197.

64. Лихачев Д. С. Помнить о своих корнях. Воспитание школьников.

1993. № 3.

65. Ломоносов М. В. О воспитании и образовании / Сост. Т. С. Бутырина. М.: Педагогика, 1991.

66. Лунников А. М. История педагогики: Учеб. пособ. для студентов пед. высш. заведений. Екатеринбург,

1994. С. 36—239.

67. Лутовинов В. И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России // Педагогика. 1997. № 3. С. 52—56.

68. Лутовинов В. И. Патриотизм и проблемы его формирования у российской молодежи в современных условиях (социально-философский анализ): Автореф. дисс. ... докт. философ. наук. М., 1998.

69. Лутовинов В. И. Патриотическое воспитание молодежи: концепция, программа, организационно-методические основы: Пособие для педагогов, руководителей образовательных учреждений и организаторов работы с молодежью. М.: АПК и ПРО, 2001. 284 с.

70. Макаренко А. С. Доклад в педучилище / Собр. соч. М., 1951. Т. 5. С. 407—419.

71. Макаренко А. С. Воспитание гражданина. М.: Просвещение, 1988.

72. Марьенко И. С. Воспитание советского патриотизма у учащихся среднего школьного возраста во внеклассной работе: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 1950.

73. Марьенко И. С. Нравственное становление личности школьника. М.: Педагогика, 1985. 103 с.

74. Мелехова О. П. Экологическое образование и нравственное воспитание. Высшее образование в России. 1994. № 4. С. 40-43.

75. Метелица Л. В. Единство интернационального и патриотического воспитания. М.: Мысль, 1982. 207 с.

76. Мищенко Л. И. Патриотическое воспитание младших школьников: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 1982. 26 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

77. Моносзон Э. И. Проблемы теории и методики коммунистического воспитания школьников. М., 1978.

78. Мосолов В. А. Приоритеты воспитания: прошлое и настоящее (Опыт историко-педагогического исследования русской духовности): Курс лекций. СПб., 1996. 302 с.

79. Мосолов В. А. Парадигмы воспитания в педагогической мысли России XI-ХХ вв.: Дисс. ... докт. пед. наук. СПб., 2000. 423 с.

80. Никитин А. Ф. Единство нравственного и гражданского воспитания. Советская педагогика. 1990. № 7. С. 32-36.

81. Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе: Парадокс наследия. Пути вектора развития. М., 2000.

82. Овчинников Р. Н. Военно-патриотическое воспитание как фактор формирования нравственного опыт старшеклассников: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 1973.

83. Патриотическое воспитание: содержание, формы, методы: Из опыта идеол. работы Компартии Белоруссии (1966-1975) / Павлов С. Е. и др. Минск: Беларусь, 1979. 175 с.

84. Патриотическое воспитание младших школьников в семье: Метод.

материалы в помощь учителю нач. классов — лектору ун-та пед. знаний / Омский гос. пед. институт / Сост. С. С. Мартынова. Омск: ОПИ, 1987. 25 с.

85. Патриотическое воспитание молодежи на героических традициях партии и народа: (К 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне): Сб. ст. / Науч. ред. В. М. Самосудов. Омский: ОГПИ им. А. М. Горького, 1984. 124 с.

86. Патриотическое воспитание учащихся на уроках и во внеклассной работе: Пособ. для учителя / Под ред. Н. С. Сунцова. М.: НИИ школ, 1979. 117 с.

87. Патриотическое и интернациональное воспитание советской молодежи: Рек. указат. лит. / Авт.-сост. А. И. Клименко. М.: Знание, 1988. 46 с.

88. Патриотическое и интернациональное воспитание советской молодежи в условиях развитого социализма / С. И. Дмитриева и др. / Под общ. ред. Д. Н. Щербакова. Киев — Одесса: Вища школа, 1980. 124 с.

89. Патриотическое и интернациональное воспитание учащихся: Библиограф. указат. лит. за 1968—1973 гг. / Сост. Л. М. Горбатенко. Л.: ВНИИ профтехобразования, 1974.

90. Патриотическое и интернациональное воспитание учащихся национальных школ союзных республик: Сб. науч. тр. / АПН СССР, НИИ пре-под. рус. языка в нац. шк. / Отв. ред. Т. Ф. Посадскова. М.: АПН СССР, 1988. 88 с.

91. Патриотическое и интернациональное воспитание школьников: Сб. науч. тр. / Под ред. А. Д. Солдатенко-ва, Т. Слоуки. М.: НИИ общей педагогики, 1975. 161 с.

92. Патриотическое и интернациональное воспитание школьников:

Указат. лит. за 1965—1976 гг. / Сост. К. Г. Гильманова, А. Ф. Фаткуллина, П. И. Федоров. Уфа.: Б. и., 1979. 105 с.

93. Патриотическое сознание: сущность и формирование / В. И. Бойко, Р. В. Бобков, Л. И. Бублик и др.; отв. ред. В. И. Бойко. Новосибирск: Наука, 1985. 254 с.

94. Перминов В. И. Воспитание любви к Родине у младших школьников в учебной и внеклассной деятельности: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 1974.

95. Петрова В. И. Воспитание и развитие нравственного сознания и поведения школьников: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 1982. 26 с.

96. Плаксий С. И., Баюнахмето-ва А. Г. Сочетание патриотизма и интернационализма — характерная черта социалистического образа жизни: Патриотическое воспитание молодежи (Методические рекомендации). М.: Б. и., 1985. 35 с.

97. Поберезкин А. И. Военно-патриотическое воспитание молодежи в современных условиях: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Томск, 2000.

98. Повелко О. А. Формирование у подростков понятий о советском патриотизме: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Киев, 1980. 28 с.

99. Подгорнов А. В. Ориентация учащейся молодежи на гражданскопатриотические ценности: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Курган, 1999.

100. Радищев А. Н. Избранные педагогические сочинения. М., 1952.

101. Райхлина Е. Л. Создание и функционирование педагогической системы патриотического воспитания старшеклассников в процессе изучения литературы: Дисс. ... канд. пед. наук. Тула, 2003. 183 с.

102. Рождественская Р. Л. Патриотическое воспитание подрастающего

поколения в истории отечественной педагогики (Х1—ХХ вв.): Дисс. ... докт. пед. наук. Брянск, 1997. 386 с.

103. Рожков М. И. Организация воспитательного процесса в школе. М.: Владос, 2000. 256 с.

104. Розенберг А. Я. Патриотическое и интернациональное воспитание учащихся педагогических училищ в процессе преподавания педагогики: Методич. рекомендации. М.: Министерство просвещения СССР, 1983. 19 с.

105. Саклешина Л. А. Патриотическое воспитание старшеклассников в процессе обучения: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1979.

106. Сенюк Д. С. Духовно-патриотическое воспитание старшеклассников в процессе туристско-краеведческой работы: Дисс. канд. пед. наук. М., 2002. 134 с.

107. Словарь иностранных слов. 11-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1984. 608 с.

108. Сорока-Росинский А. И. Педагогические сочинения / Сост. А. Т. Губко. М.: Педагогика, 1991.

109. Сухомлинский В. А. Воспитание советского патриотизма у школьников: Из опыта работы сельской школы. М., 1959.

110. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 1971.

111. Сухомлинский В. А. Родина и сердце. М.: Молодая гвардия, 1980.

112. Сухомлинский В. А. Как воспитывать настоящего человека. М.: Педагогика, 1990.

113. Сытин Г. В. Воспитание советского патриотизма у детей в детских домах: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 1953.

114. Терентий М. А. Теория и практика патриотического и интернационального воспитания подрастающе-

го поколения. Кишинев: Стипница, 1978. 276 с.

115. Трифонов Ю. Н. Сущность и основные проявления патриотизма в условиях современной России (социально-философский анализ): Авто-реф. дисс. ... канд. философ. наук. М., 1997. 21 с.

116. Устякин В. Н. Патриотическое и нравственно-эстетическое воспитание учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 1996. 23 с.

117. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании // Педагогические соч.: в 6 т. М.: Педагогика, 1988. Т. 1. С. 194-256.

118. Фарфоровский В. Ф. Военнопатриотическое воспитание школьников (во внеурочное время): Пособие для учителя. М., 1981.

119. Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. 3Л М.: Педагогика, 1989. 208 с.

120. Хайрулин Ш. Ш. Патриотическое воспитание курсантов военного вуза в условиях оптимизации образовательного процесса: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Челябинск, 1996.

121. Хвалов Ф. И. Воспитание советского патриотизма у учащихся 5-7 классов семилетней и средней школы: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 1985. 26 с.

122. Худик В. А., Качалова А. В., Щеглов В. И. Становление «психологического поля» личности у лиц юношеского возраста с профессионально-педагогической направленностью. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. 136 с.

123. Чернышевский Н. Г. Избранные педагогические произведения. М.: Изд-во АНП РСФСР, 1953. 324 с.

124. Шептуховский М. В. При-

родная среда как фактор воспитания школьников-подростков: Автореф.

дисс. ... канд. пед наук. М., 1988. 30 с.

125. Шитикова О. Н. Эколого-патриотическое воспитание младших подростков в современной общеобразовательной школе: Дисс. . канд. пед. наук. Шадринск, 2002. 161 с.

Поступила в редакцию: 16.08.2024 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.