Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ ГОРОДСКОГО ПАТРИОТИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ КАК ПРЕДИКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ'

ВОСПИТАНИЕ ГОРОДСКОГО ПАТРИОТИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ КАК ПРЕДИКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ГОРОДСКОЙ ПАТРИОТИЗМ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / ПЕРЦЕПЦИЯ ОБРАЗА ГОРОДА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ / EDUCATION / URBAN PATRIOTISM / VALUE ORIENTATIONS / GENDER DIFFERENCES / PERCEPTION OF THE IMAGE OF THE CITY IN THE YOUTH ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пирогланов Шамсуддин Шахретович, Сабадин Дмитрий Андреевич, Бережной Николай Александрович

В статье рассматривается проблема формирования городского патриотизма в молодежной среде, приобретающая все большую актуальность в контексте формирования базовых ценностей и активной гражданской позиции современной молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пирогланов Шамсуддин Шахретович, Сабадин Дмитрий Андреевич, Бережной Николай Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION OF URBAN PATRIOTISM IN YOUTH ENVIRONMENT AS A PREDICTOR FOR FORMING A VALUE SYSTEM: A GENDER ASPECT

The article deals with the problem of forming urban patriotism in the youth environment, which is becoming increasingly relevant in the context of the formation of basic values and active citizenship of modern youth.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ ГОРОДСКОГО ПАТРИОТИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ КАК ПРЕДИКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ»

В связи с этим необходимо учитывать, что овладение средствами драматизации способствует тому, чтобы осуществить перенос замысла драматурга с языка литературы на язык действия; выделить в этой связи основные (по мысли и силе эмоционального воздействия) эпизоды урока.

Перспективным является обращение к действиям самого педагога, содержащим артистизм, то есть проявлению способности к импровизации в условиях педагогического процесса: приобретение навыков хорошего рассказчика, а также владение искусством отбора наиболее эстетически яркой, смысловой информации, которая направлена на развитие познавательного интереса обучающихся.

Выводы. Таким образом, искусство создания и воплощения замысла урока или внеурочного занятия заключается в способности педагога как творца понять, что является особенно важным и необходимым для собственно эстетического воспитания младшего школьника. Из этого следует, что педагог должен уметь примерять такие роли на себя, чтобы сделать свои занятия интересными и востребованными, тем самым помогая не только эстетическому воспитанию младшего школьника, но и развитию личности в целом.

Необходимо учитывать, что процесс воспитания в урочной и внеурочной деятельности, хотя и имеет много общего, но у каждого из этих видов деятельности есть своя специфика: прежде всего обязательный и избирательный характер деятельности учащихся; кроме того определенность и вариативность содержания; заданная структура и логика обучения и свободное общение во внеурочной деятельности; одновозрастной или разновозрастной состав учащихся (в том числе постоянный и изменчивый состав групп учащихся).

Возможности эстетического воспитания младшего школьника средствами драматизации базируются на знании индивидуальных особенностей учащихся, а также знании учащимися друг друга, что позволяет в большей степени использовать влияние классного коллектива на эстетическую направленность развития личности обучающегося.

Литература:

1. Байбородова, Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л.В. Байбородова. - М.: Просвещение, 2014. - 176 с.

2. Ильенков, Э.В. Личность и творчество / Э.В. Ильенков. - 1999. - 272 с. ISBN: 5-7859-0075-0

3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. П 24 для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и ... Под ред. С.А. Смирнова. - 4-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 512 с.

4. Петрунина, М.А. Формирование социальной активности обучающихся: учебное пособие / М.А. Петрунина; Мин-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет». - Оренбург: ГБУ РЦРО, 2016. - 56 с.

5. Попова, В.И. Пути и средства развития коммуникативно-ролевого опыта студента педвуза. Гуманитарные чтения «Севастопольская гавань»: материалы научно-практической конференции, Севастополь, 20-21 сентября 2019 года / под ред. Е.А. Барминой. - Севастополь : ФГАОУ ВО «СевГУ», 2019. - С. 131-136 с.

6. Русакова, Т.Г. Педагогическая поддержка становления духовного мира дошкольника и младшего школьника / Т.Г. Русакова // Вестник Оренбургского государственного университета. Приложение: Гуманитарные науки. - 2005. - № 4.1. - С. 141-146.

7. Щуркова, Н.Е. Стратегия воспитания: человек в пространстве ценностей гуманистической культуры // Народное образование. - 2017. - № 8(1464). - С. 95-104.

Педагогика

УДК 37.017.4

кандидат педагогических наук, старший преподаватель

100 кафедры общевоенных дисциплин Пирогланов Шамсуддин Шахретович

Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени

Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (г. Краснодар);

курсовой офицер-преподаватель Сабадин Дмитрий Андреевич

Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени

Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (г. Краснодар);

преподаватель 100 кафедры общевоенных дисциплин Бережной Николай Александрович

Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени

Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (г. Краснодар)

ВОСПИТАНИЕ ГОРОДСКОГО ПАТРИОТИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ КАК ПРЕДИКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования городского патриотизма в молодежной среде, приобретающая все большую актуальность в контексте формирования базовых ценностей и активной гражданской позиции современной молодежи.

Ключевые слова: воспитание, городской патриотизм, ценностные ориентации, гендерные различия, перцепция образа города в молодежной среде.

Annotation. The article deals with the problem of forming urban patriotism in the youth environment, which is becoming increasingly relevant in the context of the formation of basic values and active citizenship of modern youth.

Keywords: education, urban patriotism, value orientations, gender differences, perception of the image of the city in the youth environment.

Введение. Сегодня все чаще актуализируется проблема утрачивающегося с каждым днем неравнодушия по отношения к территории проживания. Если старшее поколение продолжает являться инициатором городского патриотизма, то молодежь с ее огромными возможностями нужно приобщать к данному процессу. Нужно развивать территориальную активность молодого населения через педагогические и воспитательные технологии приобщения юношей и девушек к решению актуальных задач, связанных с созданием комфортной, благоустроенной среды проживания, развитие социального творчества городских

семей, домохозяйств - это, на сегодняшний день, одна из приоритетных воспитательных задач по формированию городского патриотизма.

Изложение основного материала статьи. Для активизации и поддержки гражданской активности молодежи во всех сферах городской жизни нужно предоставлять возможность в той или иной форме участвовать в ее реализации, их голос должен учитываться и при подведении итогов ее выполнения. Особую значимость эта проблема приобретает в связи с необходимостью передавать молодому поколению историческое наследие территорий города [1].

Основанный в 1793 г. Краснодар - столица благодатного хлебного края, ежегодно радушно принимает миллионы гостей из разных уголков страны и зарубежья. Многие туристы, путешествующие в сезон отпусков в Крым на железнодорожном транспорте, специально делают здесь остановку по дороге в Севастополь, Феодосию, Ялту или, возвращаясь с великолепных курортов полуострова, чтоб полюбоваться красотами удивительного города с почти миллионным населением. Цветущий город радует всех не только интересными архитектурными решениями, но и большим количеством исторических памятников [2].

Можно много говорить о тех замечательных элементах исторического наследия, которые необходимо сохранять и беречь. Основной вектор для начала решения этой проблемы был направлен на изучение мнения молодых людей об их отношении к городу, в котором они проживают, о том, представляет ли он для них какую-то ценность.

На первом этапе эмпирического исследования была применена анкета, позволяющая всесторонне оценить следующие особенности целевой аудитории: количество лет проживания в городе Краснодар, ряд биографических характеристик респондентов, количественные показатели гендерного состава выборки, семейное положение, уровень образования, род деятельности, осуществляемый в данном городе. Особый интерес, релевантный цели нашего исследования, составили ответы на вопросы, касающиеся непосредственно отношения к городу: например, как часто респонденты гуляют по городу, любят ли они его, какие ассоциативные образы возникают у них при упоминании города, какое место города является любимым, что именно больше всего нравится в городской жизни или связывает с Краснодаром.

Определенный блок вопросов данной анкеты был направлен на изучение диалога с городом, на процессы взаимодействия и вовлеченности в ритм жизни города Краснодар: какие потребности удовлетворяет город, принимают ли респонденты сложившийся ритм города, или, например, если бы представилась возможность что-то поменять в ритме жизни города, то что участники эксперимента хотели бы изменить, чувствуют ли они причастность к городскому пространству/ сообществу, принимают ли участие в жизни города и как именно.

Особый интерес, на наш взгляд, представляют ответы на вопросы о новых возможностях, появляющихся для жителей Краснодара и что хотелось бы поменять в городской жизни.

Вы любите Краснодар?

"Да

Скор ее д а, чем нет

Мне многое в нем нравится, но мно го е хотелось бы изменить Скорее нет, чем да ■ Нет

Рисунок 1. Количественные данные, характеризующие отношение к городу Краснодар респондентов мужской части выборки, %

При обобщении ответов на вопрос, связанный с желанием что-то поменять в ритме жизни города 10% испытуемых назвали транспортную инфраструктуру и дороги, 10% - старые дома, а основная часть мужской выборки (80%) ничего не стали бы менять.

Чувствуете ли Вы причастность к городскому пространству/сообществу?

Нет 0

Скорее нет, чем да 21,42

Скор ее д а, чем нет

Да

1 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50

Рисунок 2. Количественные данные, характеризующие наличие-отсутствие чувства причастности к городскому пространству-сообществу среди респондентов мужской части выборки, %

50 45 40 35 30 25 20 15 10

Принимаете ли Вы участие в жизни города?

42,86

28,57 28,57

0

Да

Скорее да. чем нет Скорее нет, чем да

Нет

Рисунок 3. Количественные данные, характеризующие активное-пассивное-отсутствующее участие в жизни города респондентов мужской части выборки, %

На вопрос, раскрывающий вариативность участия респондентов в жизни города были названы следующие виды занятий:

- экологическая жизнь города;

- волонтерство;

- активная гражданская позиция;

- участие в различных соревнованиях;

- охрана чистоты города.

В качестве новых возможностей, которые появляются для жителей Краснодара, были названы: развитие футбола; продвижение в «Лидеры Кубани»; появление новых мест работы и возможностей строительства карьеры; интенсивный рост индустрии недвижимости; продление трамвайных веток; развитие общественного транспорта в целом.

Что бы Вы хотели поменять в городской жизни?

■ Транспортную инфраструктуру Городские мероприятия Архитектурный облик Торговля

■ Развлечения

■ Хотел поменять что-то еще. Укажите что именно

Рисунок 4. Количественные данные, характеризующие необходимые изменения в жизни города по мнению респондентов мужской части выборки, %

В ходе обработки анкет женской части целевой аудитории были получены следующие эмпирические данные.

Вы любите Краснодар?

■Да

Скор ее д а, чем нет

Мне многое в нем нравится, но многое хотелось бы изменить Скорее нет, чем да ■ Нет

Рисунок 5. Количественные данные, характеризующие отношение к городу Краснодар респондентов женской части выборки, %

На вопрос об ассоциациях, которые вызывает город Краснодар у респондентов женской части выборки, проживающих в городе Краснодар свыше 10 лет были названы только положительные образы ассоциативного ряда: дом, Родина, солнце, море, детство, семья, друзья, счастье. Каждая из этих ассоциаций встретилась у 5-7,5% респондентов.

При обобщении ответов на вопрос, связанный с желанием что-то поменять в ритме жизни города 70% испытуемых назвали транспортную инфраструктуру и дороги, 20% - старые ветхие дома, необходимо изменить внешний вид города, уменьшить количество приезжих с конфликтным и «токсичным» менталитетом, 20% сетовали на проблему затопления улиц и «транспортный коллапс из-за пробок в часы пик», рынок труда сделать более доступным для молодежи, а основная часть женской выборки (75%) ничего не стали бы менять.

Чувствуете ли вы причастность к городскому пространству/сообществу

■ Да ■ Скорее да. чем нет Скорее нет, чем да Нет

Рисунок 6. Количественные данные, характеризующие наличие-отсутствие чувства причастности к городскому пространству-сообществу среди респондентов женской части выборки, %

Принимаете ли Вы участие в жизни города?

О 5 10 15 20 25 30 35 40

Рисунок 7. Количественные данные, характеризующие активное-пассивное-отсутствующее участие в жизни города респондентов мужской части выборки, %

На вопрос, раскрывающий вариативность участия респондентов женской части выборки в жизни города были названы те же виды занятий, что и в мужской части выборки:

- экологическая жизнь города;

- волонтерство;

- творчество;

- участие в различных соревнованиях;

- охрана чистоты города путем сортировки ТКО.

В качестве новых возможностей, которые появляются для жителей Краснодара, были названы: озеленение города, строительство новых школ и торгово-развлекательных центров, развитие футбола; поддержка малого бизнеса и частного предпринимательства, развитие SMM (Social-Media-Marketing); появление новых мест работы и возможностей строительства карьеры; интенсивный рост индустрии недвижимости; продление трамвайных веток; развитие общественного транспорта в целом, низкая цена на объекты недвижимости привлекательна с точки зрения инвестиций.

Рисунок 8. Количественные данные, характеризующие необходимые изменения в жизни города по мнению респондентов женской части выборки, %

Выводы. По результатам проведенного эмпирического исследования можно прийти к выводу о том, что молодежь неравнодушна к проблемам территорий проживания. В свободных ответах на вопросы примененной анкеты молодые люди говорили о том, что можно с минимальными затратами продолжать украшать облик города. Сегодня весьма грустно смотреть на заброшенные и пустынные парки, скверы и другие общественные места. А профессионально сделанные, в позитивном ключе, монументальные скульптуры, могут заметно скрасить эти места, - считают участники нашего анкетирования. Темы для творчества могут быть самые разнообразные (как детские, так и взрослые). Это могут быть персонажи русских народных сказок, всенародно любимых художественных фильмов и мультфильмов (с узнаваемым портретным сходством), изображения из мира природы: звери, животные, флора. Это может быть русский фольклор, это могут быть лирически-романтические темы человеческих взаимоотношений.

Так, например, каждый гражданин на уровне быта может позаботиться о том, чтобы отдельно сортировать опасные отходы - токсичные, взрывоопасные или радиоактивные. Среди таких отходов -батарейки, ведь одна батарейка загрязняет 20 квадратных метров земли и 400 литров воды. Поэтому для начала следует узнать, где поблизости расположены пункты переработки мусора и сдавать отсортированный мусор туда. А для сортировки остального мусора завести дома контейнеры. Каждый может самостоятельно открыть пункты приема батареек - в многоквартирном доме, у себя на работе или в университете.

Значительно уменьшить использование мусора позволит ношение экосумки и отказ от использования одноразовых вещей - салфеток, посуды, полотенец. Полезной для экологии будет отказ от покупки шоколадок, завернутых в фольгу - это вещество очень долго разлагается. Правильные экологические паттерны поведения состоят в том, чтобы отдавать предпочтение вещам, изготовленным из повторно переработанных материалов.

Исторический центр неповторим. Застройка эры, предшествующей глобализации, обладает собственными уникальными и ни с чем не сравнимыми оттенками, обоснованными историей, климатом и культурой. Это привлекает туристов, которые тратят немалые суммы в культурных центрах мира. Прогрессивное общество ценит свое прошлое, сохраняет, преумножает и зарабатывает на нем. А тесная связь центра города с историей страны иногда помогает разрабатывать новые туристические продукты. Мегаполисы становятся комфортнее для своих жителей. В развитых странах городские власти делают все, что изменяет жизнь горожан к лучшему: появляется новый функциональный транспорт, прогрессивная инфраструктура, дороги и современные здания со всеми удобствами.

Но в старых городах остается исторический центр - районы, которые часто не соответствуют требованиям жизни в современном обществе. Улицы там не способны выдерживать активный городской трафик, а реставрация порой обходится дороже, чем новые строения. Тем не менее, исторический центр -место, которое ассоциируется с городом в первую очередь. Он напоминает о прошлом и рассказывает, кто мы, откуда пришли и куда движемся. Без него пропала бы взаимосвязь человека и места обитания, а будни наполнись бы серостью типовой застройки. Современное общество давно приняло ценность исторического центра, обеспечив его заботой и защитой.

Таким образом, в современной образовательной среде необходимо создавать все необходимые условия для формирования городского патриотизма в молодежной среде, как базовой ценности, позволяющей сохранить и украсить территорию проживания.

Литература:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Кузьмин А.В., Трифонов Ю.Н. О структуре патриотизма // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2016. №6. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 08.02.2020).

2. Томилина Светлана Николаевна, Манецкая Светлана Викторовна Современный патриотизм: сущность и проблемы // Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU. 2015. №110. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 08.02.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.