Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ЗАНЯТИЙ ФИЗКУЛЬТУРОЙ'

ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ЗАНЯТИЙ ФИЗКУЛЬТУРОЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
262
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Будина Диана Олеговна, Новоселова Анастасия Александровна

Одним из основных показателей, характеризующих состояние здоровья населения, является физическое развитие. Физические качества - функциональные свойства организма, определяющие двигательные возможности человека. В данной статье представлены цели и задачи физического воспитания, необходимость занятий физической культурой, а также приведен перечень качеств и методики их развития.One of the main indicators characterizing the health status of the population is physical development. Physical qualities are the functional properties of the body that determine the motor capabilities of a person. This article presents the goals and objectives of physical education, the need for physical education, as well as a list of qualities and methods of their development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ЗАНЯТИЙ ФИЗКУЛЬТУРОЙ»

УДК 61

Медицинские науки

Будина Диана Олеговна, студент, Кировский государственный медицинский

университет, г. Киров Новоселова Анастасия Александровна, студент, Кировский государственный

медицинский университет, г. Киров Калабин Юрий Владимирович, научный руководитель, старший преподаватель кафедры физической культуры, Кировский государственный

медицинский университет, г. Киров

ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ЗАНЯТИЙ ФИЗКУЛЬТУРОЙ

Аннотация: Одним из основных показателей, характеризующих состояние здоровья населения, является физическое развитие. Физические качества -функциональные свойства организма, определяющие двигательные возможности человека. В данной статье представлены цели и задачи физического воспитания, необходимость занятий физической культурой, а также приведен перечень качеств и методики их развития.

Ключевые слова: состояние здоровья, физическое развитие, физические качества, методики развития.

Abstract: One of the main indicators characterizing the health status of the population is physical development. Physical qualities are the functional properties of the body that determine the motor capabilities of a person. This article presents the goals and objectives of physical education, the need for physical education, as well as a list of qualities and methods of their development.

Keywords: health status, physical development, physical qualities, methods of development.

Физические качества - совокупность морфофункциональных свойств личности, выражающих ее готовность к осуществлению активных двигательных действий, активность, проявляющаяся в целесообразной двигательной деятельности.

К основным физическим качествам относят: силу, ловкость, выносливость, быстроту, гибкость.

Целью физического воспитания студентов является формирование у них физических качеств, необходимых для сохранения и укрепления здоровья, а также для подготовки к будущей профессиональной деятельности.

Задачами физического воспитания студентов являются:

1) формирование правильного отношения к физической культуре, цели на здоровый образ жизни и самосовершенствование, необходимости в регулярных занятиях физическими культурой;

2) освоение программы, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья, психическое и физическое благополучие и совершенствование способностей, качеств и свойств личности;

3) обеспечение физической подготовленности, необходимой для дальнейшей профессиональной деятельности студента;

4) приобретение опыта, который в дальнейшем понадобится для достижения студентом жизненных и профессиональных целей [1].

Физические качества, средства и методики их развития

1) Сила - способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечных усилий.

Средствами развития силы мышц являются такие упражнения, как:

- Упражнения с внешним сопротивлением.

К таким упражнениям относятся:

Упражнения с тяжестями - применяя такие упражнения, происходит воздействие не только на отдельные мышцы, но и на отдельные части мышц.

Упражнения с партнёром.

Упражнения с сопротивлением упругих предметов.

Упражнения в преодолении сопротивления внешней среды - к таким упражнениям относят бег в гору, по песку, воде и т.п.

- Упражнения с преодолением веса собственного тела.

Данные упражнения подразделяются на:

Гимнастические силовые упражнения - подтягивание различным хватом на перекладине, отжимания и т.п.

Легкоатлетические прыжковые упражнения: короткие (5 повторных отталкивания) и длинные (многократные отталкивания) прыжковые упражнения, прыжки с возвышения с последующим отталкиванием.

Гимнастические силовые упражнения - необходимы для развития мышц рук, плечевого пояса, брюшного пресса и спины.

- Изометрические упражнения - упражнения, способствующие одновременному напряжению максимально возможного количества двигательных единиц работающих мышц. Такие упражнения проводятся в пассивном напряжении (удержание груза и т.п.) и в активном напряжении мышц (в течение 5-10 сек. в определённой позе). [2]

2) Ловкость - комплексное качество, помогающее быстро осваивать новые движения и успешно действовать.

Методические рекомендации по развитию ловкости: - Создание непривычных исходных положений и условий для выполнения упражнений.

- "Зеркальное" выполнение упражнения.

- Изменение скорости, темпа движения и способа выполнения упражнений.

- Усложнение упражнения.

- Комбинированность упражнений.

- Проведение асимметричных упражнений, упражнений с предметами.

- Высокая скорость выполнения упражнений. - Постоянное усложнение упражнений [2].

3) Гибкость - способность к выполнению движений с большой амплитудой. Общая гибкость - это подвижность во всех суставах, позволяющая

выполнять разнообразные рабочие и спортивные движения с большой амплитудой.

Специальная гибкость - значительная подвижность в отдельных суставах, участвующих в профессиональной деятельности или отдельном виде спорта. Упражнения для воспитания гибкости:

- упражнения с увеличением амплитуды. Путём систематических упражнений значительно увеличивается эластичность связочного аппарата и подвижность в суставах. К таким упражнениям относятся наклоны, вращения, махи и т.п., выполняемые с наиболее возможной амплитудой.

Такие упражнения могут быть активными и пассивными, т.е. выполняться самостоятельно, с помощью партнёра, с отягощением или без него. Упражнения на растягивание должны выполняться с постепенным увеличением амплитуды [3].

4) Выносливость - способность совершать работу определённой интенсивности в течение как можно большего времени, преодолевая сопротивление внешней и внутренней среды.

Под общей выносливостью понимают способность выполнять работу невысокой интенсивности в течение продолжительного времени за счёт аэробных источников энергообеспечения. Для воспитанию общей выносливости применяются циклические упражнения такие, как продолжительный бег, передвижение на лыжах, плавание, гребля, велосипед. Общая выносливость характеризуется высокоэкономичной и эффективной работой сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма. Методы воспитания общей выносливости: непрерывный, повторный, переменный, интервальный и смешанный варианты выполнения упражнения. Специальная выносливость - способность длительное время поддерживать эффективную работоспособность в определённом виде двигательной деятельности. К видам такой выносливости относят: силовая выносливость, статическая выносливость, скоростная выносливость. Силовая выносливость -это способность длительное время выполнять динамическую работу,

требующую значительных нервно-мышечных усилий. Осуществляется с помощью упражнений с отягощениями, с преодолением собственного веса и веса партнёра, упражнений с различными сопротивлениями и т. д.

Статическая выносливость - это способность поддерживать мышечное напряжение при отсутствии движений. Осуществляется с помощью упражнений в висах, упорах или удержания груза, изометрические упражнения. Скоростная выносливость - это способность в течение определённого времени выполнять работу с соревновательной и повышающей её интенсивностью. Такая выносливость предполагает выработку способности сохранять силу на протяжении всей дистанции [3].

5) Быстрота - это способность осуществлять движения с определённой скоростью, зависящая от подвижности мышц и мышечной силы. Наиболее важным качеством является скоростная сила, от которой зависит частота движений.

Упражнения, поддерживающие мышечное напряжение можно отнести к скоростно-силовым. Скорость выполнения характеризуется временем двигательной реакции, скоростью одиночного движения, частотой движений. Время двигательной реакции в ряде движений может не коррелироваться с другими проявлениями быстроты. Существенную роль играет здесь фактор наследственности. Предпосылками быстроты, скоростных способностей выступает подвижность нервных процессов, а также уровень нервно-мышечной координации, поддающейся направленной тренировке.

Быстрота определяется подвижностью нервных процессов, координацией мышц со стороны центральной нервной системы, особенностями строения и сократительными свойствами мышц. Развитие быстроты - это, в сущности, развитие способности быстро осуществлять движения. Эффективны стартовые ускорения, бег на короткие отрезки с максимальной скоростью. Увеличение максимальной частоты в различные возрастные периоды неодинаково [4].

Физическая культура и спорт - неотъемлемая части жизни человека. Значение физической культуры и спорта для здоровья, развития и общего

состояния человека неоспоримо велико. У человека, систематически занимающегося физической культурой физиологические резервы выше, чем у человека незанимающегося. Это даёт ему возможность достаточно легко компенсировать внезапное воздействие многих факторов окружающей среды без ущерба для своего здоровья. Систематические занятия физкультурой и спортом позволяют сохранить физиологические резервы на достаточно длительное время, что обеспечивает высокий уровень здоровья и работоспособности. Двигательная активность оказывает большое влияние на укрепление иммунной системы, обеспечивая устойчивость организма к факторам внешней среды.

Библиографический список:

1. Дяченко А.П. Психиологические и педагогические аспекты ППФП студентов-медиков //Медицинские проблемы физической культуры. Республиканский межведомственный сборник N 12. Изд-во"Здоровье". - Киев, 1993. -С. 113-115.

2. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М., 2017.

3. Анищенко B.C. Физическая культура. Учеб. пособие. М., 2013.

4. Развитие физических качеств у студентов [Электронный ресурс]. URL: https://topuch.ru/referat-po-teme-razvitie-fizicheskih-kachestv-u-studentov/index. html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.