• коммуникационная составляющая информационных технологий, с одной стороны, обеспечивает двустороннюю связь "преподаватель-студент", а с другой - позволяет вовлечь в решение учебной задачи более чем двух субъектов, что, в свою очередь, стимулирует коллективную форму организации познавательной деятельности студентов; все виды коммуникаций не зависят вот временных ограничений.
Определенные направления обеспечат создание стройной логической системы инженерной подготовки в высшем учебном педагогическом заведении будущего инженера-педагога.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1995. 168 с.
2. Концептуальные основы развития педагогического образования Украины и ее интеграции в европейское образовательное пространство // Образование. 2005. № 2, 3. С. 2-3.
3. Лазарев М.И. Технология компонентов системы знаний инженерных дисциплин // Проблемы образования. К., 2002. Вип. 27. С. 42-54.
4. Сидоренко В., Бшевич С. Фундаментал1защя профессиональной подготовки как один из приоритетных направлений развития высшего образования Украины // Высшее образование Украины. 2004. № 3. С. 35-41.
О.И. Гуренко
ВОСПИТАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Национально-демографическая карта современной Украины характеризуется полиэтнично-стью. Поэтому процессы межэтнического взаимодействия, которые осуществляются в государстве, порождают новые социально-культурные и педагогические проблемы. Одна из таких проблем - формирование нового поколения граждан Украины, достойных продолжателей традиции предыдущих поколений, преемников духовной культуры своего народа, способных сосуществовать и бесконфликтно общаться с представителями иноэтнического населения, сохраняя при этом национальную самобытность в условиях компактного проживания в многонациональном образовательно-культурном пространстве. Итак, речь идет о воспитании этнической толерантности у подрастающего поколения.
По мнению психологов и педагогов (Ю. Ивкова, И. Кленицкая, Н. Щеголихина и прочие), воспитание этнической толерантности приобретает особое значение в старшем школьному возрасте, когда происходит окончательное осознание собственной этнической принадлежности и конструируется этническое мировоззрение. В этом возрасте на формирование этнического сознания учеников наибольшее влияние осуществляют педагоги в образовательных учреждениях, целеустремленно влияя на развитие самосознания личности. Наряду с этим, поиск социальной и личностной идентичности в юношеском возрасте обуславливает появление более сознательного отношения старшеклассников к межэтническим отношениям и формированию собственной позиции.
Итак, учитывая особенности современной украинской ситуации межэтнического взаимодействия и роль школы в формировании этнической толерантности учеников, можно определить следующие противоречия между: увеличением полиэтничности украинского социума и недостаточной подготовленностью школьников к межэтническому общению; необходимостью толерантного отношения к разным этническим группам и недостаточной разработанностью технологий, направленных на формирование этнической толерантности.
Разрешение этих противоречий обуславливает поиск действенных путей воспитания у подрастающего поколения этнической толерантности и культуры межнационального общения. Поэтому, целью статьи есть теоретическое исследования проблемы воспитания этнической толерантности у старшеклассников общеобразовательной школы.
Раздел V. Педагогика
Задачи статьи: раскрыть сущность понятий "толерантность", "этническая толерантность"; определить концептуальные основы воспитания этнической толерантности в украинской ученической молодежи.
В научной литературе существуют разные подходы к толкованию термина "толерантность", "этническая толерантность". Впервые толерантность была сформулирована как философская категория в связи с проблемой нетерпимости, которая привела к Тридцатилетней войне.
В краткой философской энциклопедии слово "толерантность" - латинского происхождения 'Чо1егапйа" - терпение, терпимость к другому роду взглядов, обычаев, привычек. Этот термин имеет почти одинаковое значение в разных языках: в английском - готовность быть терпимым; в французском - положительное отношение к человеку, который думает и действует иначе, чем ты сам; в китайском - быть великодушным по отношению к другим; в арабском - милосердие, терпение, сочувствие; в русском и украинском - умение принять другого таким, каким он есть [4].
Ведущие отечественные исследователи этой проблемы (Ю. Ивкова, М. Миронова и прочие) трактуют толерантность как готовность личности к построению отношений с представителями другой социальной, национальной, моральной, культурной среды, как искусство отношения к людям, уважение разных культур и религий, мыслей и взглядов других, дружелюбие и мирный настрой к окружающим [3; 5].
Некоторые ученые (Р. Шаймарданов и прочие) определяют несколько видов толерантности: возрастная, гендерная, географическая, маргинальная, межклассовая, образовательная, политическая, расовая, религиозная, сексуально-ориентационная, физиологическая, речевая, этническая (или межнациональная).
Раскроем сущность этнической толерантности.
Исследователи в области этнопсихологии (А. Асмолов, О. Шлягина, Т. Стефаненко и прочие) рассматривают этническую толерантность как сложное установочное образование личности. Этническая толерантность проявляется в разных критических ситуациях межличностного и личностного выбора тогда, когда выработанные в другом социокультурном образе жизни этнические стереотипы и нормы решения проблем не срабатывают, а новые нормы или стереотипы находятся в процессе формирования. Этническая толерантность личности проявляется также в проблемно-конфликтных ситуациях взаимодействия с представителями других этнических групп.
Г. Абдулкаримов трактует этническую толерантность как одну из разновидностей толерантности в социальной сфере. Исследователь считает, что основой этнической толерантности есть положительная этническая идентичность. Ее сформированность обуславливает готовность к совместной деятельности личности с представителями других этносов. В процессе взаимодействия с ними этническая толерантность постепенно становится частью этнического менталитета, который включает в себя систему ценностей и стереотипов демократического поведения. Последние базируются на принципах толерантности в межнациональных отношениях [1].
Отметим, что такие социальные явления как этническая толерантность и культура межнационального общения находятся в определенной подчиненности. В своем педагогическом исследовании Э. Герасимова поставила в одну линию понятия "толерантность", "культура межэтнического общения" и "моральность". Именно в такой развивающей последовательности ученая усматривает движение от единичного к общему: толерантность - культура общения - нравственность. В общем виде эта схема охватывает толерантность (терпимость к чужим мыслям, верованиям, поведению) - составную часть культуры общения между людьми, а нравственность представляет собой одну из составных частей моральной культуры [2].
С точки зрения русской исследовательницы Н. Лебедевой, уровень этнокультурной компетентности, психологическая готовность к межкультурному и межконфессиональному диалогу, опыт и привычки межкультурного взаимопонимания и взаимодействия являются социально -психологическими факторами, которые влияют на этническую толерантность.
Для повышения этнической толерантности в поликультурных регионах Н. Лебедева и другие рекомендуют вводить в педагогический процесс разных учебных заведений факультативы и предметы, направленные на изучение культур народов, которые проживают в полиэтнической
зоне. Это, по мнению ученых, способствует развитию этнокультурной компетентности подрастающего поколения и повышению позитивности их собственной этнической идентичности. Кроме этого, работа по развитию этнического самосознания должна объединяться с интенсивной работой относительно развития личности молодежи, воспитание у нее самостоятельности и социальной ответственности. Это разрешит предупредить развитие зависимости от этнической группы и не допустит переход самоидентификации с этнической группой в этнофанатизм и национализм.
Исследуя проблему воспитания этнической толерантности у учащейся молодежи, профессор Т. Дмитриев указал, что этническая толерантность является доминантой культуры межнациональных отношений. Развивать ее как направленность личности нужно в процессе обучения, создавая условия для конструктивного взаимодействия с представителями других этносов. В своей работе "Многокультурное образование" ученый выделил следующие уровни развития этнической толерантности в образовании: обучение толерантности (развитие в ученика терпимости относительно культурных особенностей других этносов; формирование готовности допускать в их оценке отклонения от принятых в обществе стандартов), изучение и поддержка другой культуры (путем понимания и принятия культурного плюрализма больше узнать о культуре другой этнической группы, лучше понять ее), уважение к культурным отличиям (становление личности, которая высоко оценивает другую культуру), утверждение культурных отличий (уровень поликультурного образования и культурного становления).
Исходя из этого исследователь делает вывод о том, что наиболее эффективным способом формирования толерантности есть воспитание, которое оказывает содействие формированию у учеников привычек критического независимого мышления и суждений. Воспитанники учатся проявлять терпимость - признают то, что люди отличаются интересами, положением, внешним видом, и владеют правом жить в мире, сохраняя собственную индивидуальность.
Соглашаемся с ученым в том, что развивать этническую толерантность у учеников общеобразовательной школы нужно, прежде всего, в процессе воспитания. Следуя за Э. Герасимовой, Т.Зеловой, М.Мироновой и другими, определяем методы воспитания этнической толерантности у старшеклассников: убеждение (умное доведение необходимости толерантного поведения), самоубеждение (осознанное, самостоятельное формирование у себя комплекса взглядов вследствие поиска решения любой социальной проблемы), внушение и связанные с ним приемы аттракции, стимулирование, методы влияния на волевую сферу учеников, методы влияния на сферу саморегуляции, метод коррекции, методы влияния на предметно-практическую сферу, методы влияния на экзистенциональную сферу и прочие.
В заключение следует отметить, что проблема воспитания этнической толерантности в учащейся молодежи актуальна на современном этапе как в этнопсихологии, так и в педагогике. Психологи исследуют психологическую сущность этнической толерантности и механизмы ее формирования в подрастающей молодежи. В свою очередь специалисты в сфере педагогики разрабатывают и апробируют действенные технологии воспитания этнической толерантности и культуры межнационального общения в учащихся общеобразовательной школы в условиях современной полиэтнической среды.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Абдулкаримов Г.Г. Толерантность в межнациональных отношениях в уральском регионе: социологический анализ: Автореф. дисс... канд. социол. наук. Екатеринбург, 2004. 22 с.
2. Герасимова Э.П. Формирование этнической толерантности подростков средствами национального музыкального искусства в учреждениях дополнительного образования: Автореф. дисс... канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2006. 20 с.
3. Ивкова Ю.П. Формирование этнической толерантности старшеклассников в деятельности классного руководителя: Автореф. дисс... канд. пед. наук. Петрозаводск, 2006. 24 с.
4. Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс, 1994.
5. Миронова М.С. Формирование этнической толерантности как нравственной основы личности учащегося в современной российской школе. Красноярск, 2005. 60 с.