УДК 37.033
Воспитание экологической культуры и популяризация ботанических знаний -ботанический рисунок в ботаническом саду Голубева И.В.
Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия
Аннотация. В статье рассматривается опыт применения подходов техники ботанической иллюстрации в занятиях по популяризации ботанических знаний для широкого круга участников на базе коллекций НОЦ - Ботанический сад Петра I биологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и других ботанических садов России в рамках проекта «Рисуем в ботанических садах».
Ключевые слова: популяризация науки, ботаника, ботаника и искусство, ботаническая иллюстрация, экологическая культура
Cultivation of Enviromental Culture and Promotion of Botanical Knowledge -Botanical Art in Botanical Garden
Golubeva I.
M.V. Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia [email protected]
Summary. The article analyzes the experience of utilizing botanical illustration techniques in classes aimed at promoting botanical knowledge for a wide spectrum of participants under the auspices of the Moscow State University St. Petersburg Botanical Garden and other botanical gardens as part of the "Drawing in Botanical Gardens" project.
Key words, promotion of science, botanics, botanics and art, botanical illustration, environmental culture
Без развития науки невозможно устойчивое развитие общества, особенно без развития естественных наук. Экологизация науки, приобретение новых социальных функций и целей является естественным процессом движения постиндустриального информационного общества к обществу устойчивого развития. И конечно, в этой связи огромное значение имеет биология и, особенно, ботаника. Недаром одной и целей устойчивого развития РФ определено сохранение, охрана и улучшение состояния окружающей среды, в том числе решение проблемы сокращения биоразнообразия и деградация сред обитания [1]. В свою очередь, развитие любой науки невозможно без постоянного притока молодых квалифицированных увлеченных специалистов, что напрямую связано с повышением привлекательности научного образования среди подрастающего поколения. Популяризация науки вопрос не новый. Его рассматривали многие видные ученые и мыслители прошлого: М.В. Ломоносов и Д.И. Менделеев, К.А. Тимирязев и С.И. Вавилов и многие другие. Задача популяризации ботанического образования как части естественнонаучного образования идет рука об руку с другой первоочередной задачей современного общества - формированием экологической культуры и ценностного отношения к природе в рамках экологического образования, реализуемого на основе федеральных государственных стандартов.
В рамках проекта «Рисуем в ботанических садах» успешно решается задача популяризации ботанической науки, с использованием метапредметного практико-ориентированного подхода. Перспективность метода подтверждается результатами - усвоенные знания, повторные обращения к циклам занятий и положительные отзывы участников. Занятия проводятся на базе ботанических садов - такая форма внеурочных занятий зарекомендовала себя с лучшей стороны. Современные ботанические сады давно вышли за рамки исключительно научных задач и большое внимание уделяются просветительскому и образовательному направлениям, как важным составляющим своей деятельности [2-4]. Кроме того, такое взаимодействие позволяет избежать проблемы обеспечения достоверности научного содержания, поскольку как научные учреждения ботанические сады являются носителями научных знаний.
Для результативности представления научных знаний в условиях современного социокультурного пространства важно задействовать дополнительные средства [5]. Кроме того,
необходимо принимать во внимание, что популяризация науки не исчерпывается только распространением научных знаний. Не менее важна увлекательная подача материала, стимулирующая мотивацию к продолжению процесса познания. Такую подачу материала обеспечивают художественные подходы к популяризации естественнонаучных знаний, которые давно применяются на практике [6]. В качестве такого дополнительного средства прекрасно работает ботаническая иллюстрация. Что такое ботаническая иллюстрация? Ботаническая иллюстрация - жанр, в котором в полной и исчерпывающей степени изображается морфология (строение) растения с указанием систематических признаков, то есть таких признаков, по которым растение можно четко отнести к определенному виду. Этот жанр имеет богатую историю и родился из научных исследований природы, при этом он всегда шёл рука об руку с искусством.
Занятия состоят из теоретической и практической частей. В рамках теоретической части участников знакомятся с морфологией растений. Благодаря правильно выбранному месту проведения занятий, живые примеры демонстрируются непосредственно в момент обучения. Ботанические сады обладают богатейшими коллекциями растений, доступных круглый год (зимой в оранжереях, летом в коллекциях открытого грунта) с широким спектром примеров по теме морфологии. Поскольку в проекте «Рисуем в ботанических садах» используется межпредметная форма работы - наряду с ботаническими знаниями в урок внедряется экологическое, краеведческое, историческое, художественное содержание.
Практическая часть занятий состоит из изучения на бумаге с кисточкой или карандашом в руках подходов к созданию ботанической иллюстрации, зарисовки частей растений из соответствующей теоретической части урока, создание портрета растения. Внедрение изучения и зарисовки материала при изучении ботанических понятий, способствует улучшению достигнутых учебных результатов. Важна и воспитательная составляющая. Несмотря на мотивацию и заинтересованность участников, занятия требуют значительных усилий, концентрации и включённости. Только внимательное и вдумчивое изучение изображаемого объекта, его пластики и линий, соотношения частей и общий образ, позволяют создать «живой» рисунок.
В рамках проекта «Рисуем в ботанических садах» проводятся много разных циклов занятий:
- цикл занятий «Растения «Аптекарского огорода» на базе НОЦ - Ботанический сад Петра I биологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова;
- цикл ботанических пленэрных зарисовок «В «Саду Души» на базе Ботанического сада Тверского государственного университета;
- ботанические пленэры на базе Никитского ботанического сада;
- летние ботанические практикумы на базе ДТ "Кванториум" МАОУ Гимназия №3 Южно-Сахалинск и другие.
Цели занятий многоплановые:
- воспитательные: создать условия для формирования ответственного и бережного отношения к природе в общем, и к природе родного края в частности;
- развивающие: создать условия для формирования познавательного процесса, пробудить интерес к изучению растений;
- обучающие: познакомить с морфологией растений, раскрыть практическое значение растений для человека, познакомить с проблемой сокращения биоразнообразия в конкретном регионе.
Если рассмотреть занятия с точки зрения компонентной наполненности, то можно выделить 4 основных:
- научно-познавательный: увлекательная подача теоретических научных знаний в сфере ботаники развивает познавательный интерес к природе, способствуя формированию мировозренческих установок;
- ценностный: изучение редких и исчезающих растений родного региона способствует осознанию важности внесения посильного вклада в сохранение биоразнообразия и бережного отношения к среде обитания растений;
- нормативный: знакомит с правилами экологического свойства и системой принципов взаимоотношения общества и природы;
- практико-деятельностный: применение изучения живых растений и зарисовки с использованием техники ботанической иллюстрации формирует отношение участника занятий и окружающего мира природы, способствует развитию практических, познавательных и творческих навыков экологического свойства.
Важно отметить значение регионального компонента проекта «Рисуем в ботанических садах». Как примеры для объяснения материала по морфологии растений и отработки на практике
теоретических знаний в рамках техники ботанической иллюстрации отдаётся предпочтение местным растениям из коллекции ботанических садов, где проводятся занятия. Таким образом, участники знакомятся с локальной домашней природой родного региона. И именно такие рекомендации включаются в методические материалы для педагогов.
Рассматриваемый подход не только дает участникам научные знания, но и закрепляет их, формируя ценностно-личное отношение к природе. Формируется познавательный интерес к изучению растений, формируются элементы экологической культуры, формируются представлений о биоразнообразии, среде обитания и проблемах, связанных с их разрушением. Применение подходов ботанической иллюстрации для практического освоения теоретических ботанических знаний , делает занятия по популяризации ботаники более эффективными.
Список литературы:
1. Распоряжение Правительства РФ от 14 июля 2021 г. N 1912-р «Об утверждении целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития РФ» URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107200045?ysclid=ltvq88nmce288538423&index= 4 (дата обращения: 15.03.2024).
2. Письмаркина Е.В., Шарова Е.А., Яковлева С.В., Владыкина В.Д., Савицкий Е.В., Третьякова А.С., Миногина Е.Н., Петрова И.В. Опыт организации просветительской деятельности в Ботаническом саду УрО РАН на базе коллекций открытого грунта // Ботанические сады в современном мире. СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2023. №2. С. 76-80.
3. Чуб В.В., Ефимов С.В., Раппопорт А.В. Образовательные и просветительские проекты в ботаническом саду биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова // Ботанические сады в XXI веке: сохранение биоразнообразия, стратегия развития и инновационные решения: Сборник научных материалов II Всероссийской научно-практической' конференции с международным участием, посвященной 20-летию образования Ботанического сада НИУ «БелГУ». Белгород, 2019. С. 40-43.
4. Романова Е.Л. Популяризация ботанических знаний на основе Коллекции растений аридных областей Земли Ботанического сада Петра Великого БИН РАН // Ботанические сады в современном мире. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2021. С. 96-99.
5. Панина Е. А. Популяризация науки в условиях современной социокультурной ситуации // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. Вып. 4 (43). С. 172181.
6. Голубева И. В. Художественные подходы в деле популяризации достижений естественных наук в музейной педагогике // Наука в вузовском музее: Материалы ежегодной Всероссийской научной конференции с международным участием (21-23 ноября 2023, г. Москва). М.: МАКС Пресс, 2023. С 45-53.