Научная статья на тему 'Воспитание духовно-нравственных ценностей в диаде «Семья - школа» как фактор готовности старшеклассников к ответственному родительству'

Воспитание духовно-нравственных ценностей в диаде «Семья - школа» как фактор готовности старшеклассников к ответственному родительству Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание духовно-нравственных ценностей в диаде «Семья - школа» как фактор готовности старшеклассников к ответственному родительству»

С. П. Акутина

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ДИАДЕ «СЕМЬЯ — ШКОЛА» КАК ФАКТОР ГОТОВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ОТВЕТСТВЕННОМУ РОДИТЕЛЬСТВУ

Определение «духовно-нравственный» все чаще звучит в современной психологии и педагогике — «духовно-нравственная жизнь», «духовно-нравственное воспитание», «духовно-нравственная ситуация», «духовно-нравственные ценности» и т. п. Понятие «ценность» в его психологической трактовке эквивалентно некоторому комплексу психологических явлений, которые терминологически обозначаются разными понятиями, но семантически однопорядковы: П. Ф. Добрынин и С. Л. Рубинштейн называют их «значимостью», Л. И. Божович «жизненной позицией», А. Н. Леонтьев «значением» и «личностным смыслом». Обобщая различные точки зрения, Е. С. Овчинникова заключает, что ценности — это базисные, формируемые в течение длительного периода, а потому устойчивые и трудноизменяемые компоненты, определяющие поведение людей1.

Важной проблемой в воспитании духовно-нравственных ценностей является вопрос о раскрытии механизма их формирования у учащихся. В качестве механизмов формирования личностного образования называют поиск (Г. И. Щукина), оценку (М. Г. Казакина), выбор (Л. А. Йовайша), проекцию (Е. И. Головаха), самоактуализацию личности (О. В. Ивановская, А. Маслоу), обобщенный ценностный механизм формирования социально-значимых ценностей «поиск — оценка — выбор — проекция» (А. В. Кирьякова); эмоциональноценностный механизм воспитания духовно-нравственных ценностей «восприятие — означивание — оценивание — выбор — присвоение» (В. В. Николина). Для нашего исследования наиболее значим процесс воспитания духовно-нравственных ценностей с учетом научной позиции В. В. Николиной. Выделенные ученым пять этапов, связанные с воспитанием духовно-нравственных ценностей у учащихся, позволяют в полной мере обеспечить их присвоение. Взаимосвязанные этапы процесса становления духовно-нравственных ценностей одновременно включают деятельность познавательного, эмоционального и волевого характера. С одной стороны, их становление обращено на свою смысловую сферу, на собственное «Я», а с другой — на смыслотворческие акты постижения мира, принятие ценностей2.

Процесс воспитания духовно-нравственных ценностей основан на теории интериори-зации, согласно которой происходит постепенное присвоение школьником образа поведения, переход его во внутренний план личности, что предполагает овладение нормами умений, развитие мотивов поведения. Процесс воспитания нравственных ценностей — длительный процесс. В этой связи юношеский возраст наиболее синзетивен для их воспитания. Именно в этот период особенно активно на основе самоопределения осуществляется воспитание нравственных ценностей.

Первый этап — перцепционный, ориентированный на построение перцепционного образа, в основе которого лежит синтез духовно-нравственных ощущений. Рождающиеся образы выполняют двоякую функцию. Направленные внутрь объекта, они влияют на его

© С. П. Акутина, 2009

личность, и это влияние неизмеримо сильнее косвенно связанных с реальной, предметной действительностью словесных пассажей. Направленные вовне, они регулируют поведение, в частности, продуктивную творческую деятельность. Данный этап тесно связан с эмоциями, переживаниями, уже имеющимися ценностями. В системе нравственных ценностей воплощаются весь жизненный опыт, вся совокупность его переживаний, порожденных взаимодействием с окружающим миром. На этом этапе нередко осуществляется разрешение противоречий между желаемым и должным, добродетелью и пороком, приоритетом собственного блага и блага других. Для воспитания нравственных ценностей на этом этапе необходимо первоначально вызвать определенные нравственные чувства, переживания, позволяющие ориентироваться на добро. Второй этап — означивание — связан с пониманием и осмыслением образов знаний, способов действия. На этом этапе осуществляется соотнесение новых представлений, понятий, ценностей с системой ранее усвоенного. Исследования рефлексивных слоев сознания показали, что процессы превращения значений в смыслы и наоборот происходят именно через действие означивания и осмысливания, по отношению к которым функцию посредника выполняет «Я-концепция» человека. Означивание смысла нравственных норм и процессов — это всегда осуществление концептуализации образа, включение его в свой деятельностный арсенал. Наделение значимостью осуществляется в соответствии с национальной, религиозной, культурной традициями, исходя из потребностей; явления, процессы становятся элементами культуры. Наделение или ненаделение процессов и явлений значимостью происходит на базе внутренних предпочтений, на основе которых в мыслительной деятельности субъекта выделяются те «зоны», которые имеют для него личностный смысл, связанный с ориентацией на добро, благо, на отношение к другому как к себе самому, обеспечивающий приоритет блага другого и других. Однако следует подчеркнуть, что в этом сложном процессе всегда необходим «посредник», тот или иной тип медиатора, в качестве которого выступают миф, знак, слово, символ, учитель, т. е. значимый другой, который в процессе оценки может оказать поддержку на основе соучастия.

Таким образом, система предпочтений зависит от социального опыта, интересов, мотивов, значимого «другого». Процесс означивания осуществляется в соответствии с общественно-историческими и общечеловеческими нормами, фиксированными в живых «образах культуры» — традициях, ритуалах, обычаях, нормах. Результатом наделения значимостью изучаемого предмета, процесса, явления являются рефлексивные ответы школьника самому себе на вопросы: Для чего? Во имя чего? Зачем? Во благо ли? Необходимым условием наделения значимостью является апелляция к жизненному опыту школьника по его нравственному самосовершенствованию.

Третий этап — оценочный — рассмотрение процессов и явлений в соответствии с принятыми в обществе оценками. Под оцениванием мы понимаем действия по получению оценок. Оценка выступает в единстве оценочного отношения и оценочного суждения. Оценивание основывается на оценочных умениях. Среди большой группы оценочных умений, ориентированных на становление духовных ценностей, выделяют эстетические и духовно-нравственные оценки. Проявление этого рода оценок — во многом результат всего исторического развития цивилизации, т. к. оценки произведений искусства, культуры, природы, поступков людей передаются другому поколению, входя в фонд культуры и определяя развитие цивилизации, нации. Если эстетические оценки фиксируются в оценочных критериях «прекрасно (красиво) — безобразно», «хуже — лучше», то нравственные оценки в сознании фиксируются в нормах, требованиях, императивах во имя добра, добродетельного участия, ограничивая человека в способах действия, выборе решения. Нравственные оценки

самоограничивают человека, стимулируют к поиску «новых решений» или требуют действия «по традиции». Основой нравственных оценок являются понятия «хорошо», «добро», «благо», «справедливо». Вот почему нравственный аспект оценки должен входить во все виды оценок. На данном этапе учащимся необходимо знать, ради чего они оценивают информацию, ситуацию. На этом этапе в единое смысловое целое объединяются потребности, интересы, установки, позиции.

Четвертый этап в воспитании духовно-нравственных ценностей связан с необходимостью выбора имеющих личностный смысл ценностей. Выбор как элемент механизма воспитания нравственных ценностей всегда обращен в настоящее. Акт выбора сводится к акту принятия решений. Для того чтобы совершить акт выбора, школьник должен знать возможные альтернативы, оценить их и предпочесть одну другой. В нравственном выборе существует альтернатива «добро — зло». Именно на основе выбора осуществляется изменение личности. Осуществление нравственного выбора помогает личности «подняться над собой», стать лучше во всех отношениях. Выбор ориентирован на внутренние резервы и душевный потенциал старшеклассника. Следует подчеркнуть противоречивую сущность выбора: она проявляется в том, что каждый самоопределяющийся старшеклассник обладает полной свободой выбора, но как член конкретного сообщества он ограничен в своем выборе нравственными нормами, правилами, интересами других людей. Поэтому на этапе выбора следует, разрешая нравственные личностно-ориентированные ситуации, прогнозировать последствия собственных поступков, принимать множественность подходов при решении ситуации, поддерживать старшеклассника в его попытках действовать на основе постоянного выбора. Реализация этого этапа осуществляется на основе включения учащихся в систему отношений, в которых происходит обмен ценностями в ситуациях выбора, отстаивания своих позиций.

На заключительном этапе — личностно-смысловом — происходит присвоение субъектом личностного духовного смысла, при котором духовная ценность становится личностной ценностью, регулятором образа жизни — ценностной ориентацией. Данный этап призван способствовать «вхождению» духовных ценностей в мировоззрение личности, обретению человеком целостности. Ориентация человека на определенные ценности может возникнуть только в результате их предварительного признания, причем когда субъект так или иначе запроектировал в своем сознании овладение ею3. Приобретенные нравственные ценности проявляются у старшеклассников в конкретной деятельности, поведении. На данном этапе акцент необходимо делать не только на результатах усвоения, но и на анализе процесса его достижения (Как вы этого достигли? Как пришли к такому мнению?) Присвоение нравственных ценностей всегда основывается на ответственности, устойчивости, личностном самосознании. Через «Я»-концепцию у старшеклассников преломляется все: утверждение нравственных ценностей, нравственная устойчивость.

Раскрытие механизмов воспитания духовно-нравственных ценностей школьников в диаде «семья — школа», основано на использовании системного подхода (П. А. Анохин, В. Г. Афанасьев, И. В. Блаубург, В. П. Беспалько, Л. В. Загрекова, В. П. Кузьмин, Н. В. Кузьмина, В. Н. Сагатовский, Э. Г. Юдин). Системный подход в рамках нашего исследования позволяет объединить при макро- и микросоциологическом изучении семьи структуру и динамику семейного поведения. Инструментальный характер системного конструирования социальной реальности прозрачен, оно оперирует переменными действиями или процессами, позволяет объяснить изменения семейной структуры, ценностей, взаимоотношений субъектов образовательного процесса. Системность подхода к проблеме педагогического сопровождения

семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания определяется выделением направлений, структурирующих деятельность по ее решению: содержательное, социально-педагогическое, программно-структурное. Это предполагает организационную и содержательную разработку последовательных этапов: просвещения родителей, организации совместной деятельности семьи и школы, кадрового обеспечения системы.

Фамилистический подход (А. И. Антонов, В. М. Медков, Н. И. Шевандрин, И. Ю. Шилов) мы выделяем в нашем исследовании как интегрирующий, основополагающий в рамках исследуемой проблемы, т. к. именно фамилистика изучает просемейную систему ценностей, в которой наивысшее значение, по сравнению с остальными благами жизни, придается семье и детям. Фамилизм применительно к индивидуальной системе ценностных ориентаций означает устремленность индивида на достижение семейного благополучия. Фамилистический подход способен создать оптимальную модель гармоничной семьи.

Аксиологический подход (А. Ф. Анисимов, Е. В. Бондаревская, Т. И. Власова, Б. И. Додонов, С. В. Дмитриев, О. Г. Дробницкий, М. С. Каган, Н. Д. Никандров, В. В. Нико-лина, В. А. Сластенин, В. П. Тугаринов, Е. Н. Шиянов) связан с таким уровнем методологии, при котором ее функции выполняет вся система философского познания. Аксиологический подход задает способ рассматривания воспитания личности школьника в единстве социального и экзистенциального в ее самореализации, духовном возвышении личности. С точки зрения аксиологического подхода базовыми, сущностными характеристиками личности являются духовность и нравственность, связанные с мотивационной сферой внешне (нравственность) и внутренне (духовность). Следует отметить, что семья как традиционная форма жизнеустройства человека, являясь самоценностью, порождает семейные ценности, связанные с реализацией определенных потребностей личности. Потребности являются побудителем активности личности семьянина, ее движущей силой. Посредством семейного образа жизни, через роль семьянина, человек удовлетворяет витальные и социальные потребности, высшим проявлением которых является самореализация в роли мужа (жены), родителя. Потребность активизирует его семейную деятельность и находит свое завершение в ней: деятельность — потребность — деятельность. Потребности обращены в будущее, и поэтому они программируют образцы будущей жизнедеятельности субъекта. Развертывание цепочки: «образ мира» — «образ Я (в том числе, Я — семьянин)» — «образ будущего» невозможно без ориентиров и критериев, в качестве которых выступают ценностные ориентации взрослеющей личности. Ценностные ориентации, выполняя прогностическую и проектировочную функции, позволяют построить в сознании идеальную модель семьи и семейной деятельности, которая выступает как ориентир саморазвития и самосовершенствования личности семьянина. Вместе с тем они играют смыслообразующую роль: осознание значимых мотивов деятельности как ценных для себя обеспечивает возможность реализации готовности к деятельности в различных условиях.

Каковы же основные показатели готовности старшеклассников к самостоятельной семейной жизни в контексте подготовки их к ответственному родительству? Наше исследование позволило выделить следующие группы этих показателей: нравственно-психологическая готовность к семейной жизни, сексуальная воспитанность, социальные, медицинские и правовые знания, готовность к рождению и воспитанию детей и необходимая экономическая и хозяйственная подготовка. Нравственно-психологический аспект готовности старшеклассников к семейной жизни включает в себя комплекс требований, обязанностей и стандартов поведения, которыми регулируется семейная жизнь. Это ответственное отношение к браку и семье, глубоко взвешенный подход к выбору будущего спутника (спутницы) жизни, наличие

комплекса качеств личности (направленность на другого человека, предполагающая умение и желание понимать окружающих людей, учитывать их интересы, вкусы, привычки), обеспечивающих счастливый брак. По мнению А. Т. Суворовой, «нравственно-психологическая подготовка проявляется в ряде качеств: серьезное и ответственное отношение к браку, продуманность при выборе спутника жизни, чувство ответственности за создаваемую семью, готовность к налаживанию здоровой атмосферы в семье, терпимость к особенностям характера супруга, справедливость в оценке поступков членов семьи и своих собственных, глубокое уважение к своему мужу (жене), старшему поколению и к другим членам семьи, чуткость и такт, умение поддерживать обстановку радости, бодрости в семье, умение стойко переносить невзгоды и жизненные неудачи»4. Сюда также можно отнести воспитание направленности на другого человека, знание и бережное отношение к специфическим особенностям (физическим, психическим) противоположного пола, формирование у старшеклассников таких качеств, которые являются залогом успешной семейной жизни: чуткость, тактичность, эмпатия, верность, ответственность перед семьей, терпимость, снисходительность к недостаткам и незначительным ошибкам супруги(а) и т. д. Интеллектуально-познавательный аспект готовности к родительству немыслим без полового просвещения, знаний о половой гигиене, психологии и физиологии половых отношений. Сформированность нравственного сознания у будущих отцов и матерей проявляется в целом ряде качеств. К ним относятся: ответственное отношение к браку и выбору спутника или спутницы жизни, способность к урегулированию семейных конфликтов и созданию стабильной нравственной семейной атмосферы, уважение членов семьи, почтительное отношение к представителям старшего поколения и др. Важным моментом для молодежи, вступающей в самостоятельную жизнь, является наличие у нее социальных и правовых знаний, касающихся семьи.

Семья является важнейшим институтом воспроизводства и социализации новых поколений. Старшеклассники должны четко представлять себе, что семья образует базовое предусловие функционирования социума благодаря физическому и социокультурному замещению поколений посредством рождения детей и поддержания существования всех членов семьи. Вместе с тем реализация этих и других функций семьи представляет собой результат действия социальных процессов, социальной системы в целом.

В ходе нашего исследования мы разработали «портфель духовно-нравственных достижений старшеклассников». Содержание портфеля было разбито на несколько взаимодополняющих блоков: диагностический, аксиологический, содержательный, траектории духовно-нравственного развития, рефлексивный, творческий, архивный (накопительный), блок для родителей.

Диагностический блок связан с постановкой вопросов о смысле жизни, наличием нравственных качеств у школьников, соотнесением новой информации с собственными знаниями и представлениями о духовно-нравственных ценностях, установление новых смысловых и логических связей.

Аксиологический блок включает экзистенционально-нравственное отношение к себе, окружающим людям (сверстникам, родителям, значимым людям); рефлексивные задания, ранжирование ценностей, выбор приоритетных моральных качеств и волевых черт характера, формирование в сознании системы духовно-нравственных ценностей.

Содержательный блок насыщался на протяжении всего времени обучения школьников классными делами, часами общения, участием каждого старшеклассника в школьных и классных мероприятиях, включением и изменением новых файлов-компонентов, методическими находками.

Блок траектории духовно-нравственного развития связан с созданием заданий, позволяющих учащимся найти свое «общественное лицо», развить лидерские качества; он включает составление плана действий собственного духовно-нравственного самосовершенствования, самовоспитания, саморазвития; устранение недостатков черт характера, мешающих процессам самоактуализации личности, перспективность результатов.

Рефлексивный блок раскрывается в заданиях по созданию проектов улучшения собственного самочувствия, поиске смысла жизни, в корректирующих заданиях, понимании и анализе стратегий своего поведения, духовности и ценностно-нравственной деятельности, выработке собственного отношения к изучаемому материалу и его повторной проблемати-зации.

Творческий блок включал создание новых файлов, блоков, ориентированных на самостоятельность нравственного выбора, поиск всего нового, неизведанного, обмен опытом духовно-нравственного насыщения, наглядные материалы, конструирование жизненных планов и перспектив.

Архивный (накопительный) блок предназначен для «удаления» и сохранения устаревшей информации, пересмотра нравственных позиций школьника.

Блок для родителей наполняется информацией разного рода: результатами диагностического исследования, различными памятками, рекомендациями от социального педагога и психолога, классного руководителя, медицинского работника, интересными методическими находками, педагогическими комментариями, пожеланиями от учителей-предметников, перечнем новинок литературы по педагогическому просвещению, вырезками из газет и журналов, благодарственными письмами и пожеланиями.

Информация, накапливающаяся в каждом файле «портфолио», не носит однозначно заданный характер, а периодически подвергается переоценке. Мы постоянно поддерживали и культивировали интерес к созданию портфеля ученика, т. к. это помогало школьникам получать информацию не только о своем духовно-нравственном развитии, но и о переработке информации. Нами были разработаны критерии для оценки портфеля и виды поощрения учащихся за аккуратность, оформление, творчество, наглядность, применимость знаний на практике, полноту отражения изучаемого материала, а также факторы, отражающие развитие автора портфеля. Нами была разработана система поощрений и взаимопомощи в форме разноцветных звезд. Зеленая звезда — «Так держать!»: соотнесение поведения школьника с нравственными нормами и правилами, оптимизм, уверенность в себе. Желтая звезда — «Выбери верный путь!»: не всегда правильное поведение, отклонение от нравственных норм и целей, поставленных перед собой и обществом. Красная звезда — «Подтянись!»: зажигается в портфеле тогда, когда после самонаблюдения, самоанализа, саморефлексии школьник почувствовал, что ему нужна помощь и поддержка товарищей, педагогов и родителей. Мы оценивали «портфолио» качественной оценкой: похвала, вручение медалей, объявление благодарности, вручение благодарственных писем.

Работа с «портфолио» имеет много достоинств, т. к. важен не только результат, но и сам процесс. «Портфолио» позволяет сохранить индивидуальность обучающегося. Его создание — это процесс творческий, ориентированный на самостоятельность выбора, воображение, открытие, поиск. Накопив за годы обучения в школе данные о своем духовнонравственном развитии, ученик выйдет во взрослую жизнь нравственно грамотным человеком. Родители в ходе эксперимента заинтересовались данной формой работы и подключились к творческой деятельности по созданию и оформлению портфеля своего ребенка. Оформление и накопление материалов «портфолио» позволило нам в ходе экспериментального

исследования более эффективно и грамотно выстраивать свою работу с семьей по воспитанию духовно-нравственных ценностей старшеклассников.

Большой популярностью у родителей пользовалась такая форма взаимодействия в диаде «семья — школа», организованная нами в ходе эксперимента, как городская радиопередача «Родительская пятница». Общее название данной передачи —«Для вас, родители». Мы ставили перед собой следующие задачи: поиск оптимальных форм, средств и методов информационно-методического просвещения родителей; создание условий для формирования качественно новых отношений семьи и школы посредством аккумулирования позитивных общественных сил через СМИ на основе открытого диалога по актуальным проблемам образования, привлечение родительской общественности к проблемам духовнонравственного воспитания современной молодежи, подготовки к ответственному родительству. Поскольку для общения с родителями мы использовали информационное радио, то вся технология была выстроена под производство именно информационных, аналитических, репортажных передач, также мы использовали возможности проведения прямых эфиров как в виде выступлений или бесед гостей радиостанции с ведущими в прямом эфире, так и различные варианты интерактивных диалогов, «круглых столов» и телефонных интервью. При этом обеспечивалась максимальная оперативность реагирования на происходящие события. Наличие многочисленных записей радиопередач, чередуемых с отрезками прямого эфира, требовало четко отлаженной технологии подготовки радиопередач, размещения их на сервере в определенном порядке до выхода в эфир.

Передача проводилась нами по пятницам в 17.00 часов, в ней принимали участие специалисты по различным вопросам воспитания школьников: врачи, учителя, родители, юристы, представители городской власти, дававшие различные советы, рекомендации, консультации. Такая форма общения позволила нам более эффективно сотрудничать с родителями. Передача пользовалась популярностью не только у родителей, но и у детей, которые также принимали в ней активное участие.

Приведем выдержки из прямого интервьюирования, проводившегося нами на улицах города: «Жду всегда с нетерпением пятницы, чтобы послушать передачу», «всегда внимательно слушаю советы, мне они помогают воспитывать сына», «сама была участницей радиопередачи, очень сильно волновалась, когда меня пригласили поделиться опытом воспитания, но получила огромное удовлетворение от того, что мой опыт, возможно, кому-то был полезен». Такая форма общения с родителями и школьниками, как семейный архив, предложенная нами, пользовалась не меньшей популярностью. Семейный архив — систематический сбор открыток, писем, документов, фотографий, рукописей. Можно создать архив, связанный с детством сына или дочери. В него входят записочки, которые муж писал, когда жена была в роддоме; поздравительные телеграммы, которые присылают родственники, бабушки и дедушки; открытки, на которых все родственники пишут добрые пожелания новорожденным, и множество «мелочей», которые имеют большую нравственную ценность. Важно создание электронного семейного архива. Это помогает сохранить со временем пожелтевшие фотографии, систематизировать материал. С помощью мультимедиа можно пробудить в семьях интерес к своей истории, укрепить связь поколений, сделать память о предках более конкретной и рельефной, защитить семейные архивы от физического и морального старения, сделать их более компактными и доступными, облегчить возможность их копирования, привлечь к изучению архивов людей молодого поколения, с удовольствием работающих на компьютере.

Создав семейный архив можно перейти к созданию семейного музея. Семейный музей — фотографии, личные вещи, предметы быта, шитье, вышивка, старая мебель,

посуда, книги, одежда, награды, грамоты, дипломы, документы, рукописи, земля с родины предков. Практически в каждой семье есть маленький семейный музей. Конечно, в нем нет многочисленных залов, как в настоящем музее, — вся экспозиция легко умещается в ящике письменного стола или комода, а то и в небольшой шкатулке. Посвящена она истории семьи, а ее экспонаты — милые, пускай уже бесполезные, вещицы, с которыми связано столько воспоминаний. Перебирая их, вы мысленно погружаетесь в прошлое, вновь переживая давние радости и тревоги. С рождением малыша можно быстро пополнить свой семейный музей о «нежном возрасте»: фотографии, сделанные во время УЗИ; видеокассета с записью движений крохи в животе мамы и первых часов жизни малыша; первые фотографии сына или дочки, в том числе и сделанные в роддоме; клеенчатая бирочка из роддома, на которой указаны ваша фамилия, вес, рост и дата рождения ребенка; газета, вышедшая в день рождения крохи; поздравления, которые вы получили от друзей и родственников по случаю рождения малыша; отпечатки или гипсовые слепки ручки и ножки младенца; листочек календаря; прядь младенческих волос; шкатулка для первого молочного зуба малыша; комплект самой первой одежды: кофточка или распашонка, ползунки, чепчик, пинетки, крестильная рубашечка или платьице; башмачки, в которых ребенок сделал первый шаг; листочки бумаги с первыми каракулями вашего чада; любимая погремушка. Хранить все эти дорогие вашему сердцу вещи можно по-разному. Можно отвести для них особую коробочку или шкатулку, а можно подойти к делу творчески: поместить семейные реликвии в яркие рамочки и украсить ими детскую. В последнее время в продаже появились готовые альбомы, посвященные малышу, в которых отдельные странички отведены под ваше генеалогическое древо, под контуры ступней и ладошек ребенка, под записи о росте и весе крохи, о времени появления первого зуба, о знаменитостях, которые родились в тот же день. Такой музей можно «посещать» в любое время. Можно создать семейный музей по различным направлениям: детство, «золотые руки моих бабушек и дедушек», «мои маленькие мама и папа», «музей семейных талантов», «музей семейной старинной детской игрушки», «музей семейных народных промыслов», «семейное караоке».

Разработанные нами и аксиологически насыщенные новые формы взаимодействия с родителями позволяют возродить интерес к истории и традициям своей семьи, подготовить школьников к созданию своей семьи и ответственному отношению к своим будущим родительским обязанностям, обогатить духовный потенциал личности современного старшеклассника.

1 Овчинникова Е. С. Ценности как особый мир формирования личности // Возможности и результаты развивающего обучения специалистов в совершенствовании образования в средней и высшей школах: сб. ст. междунар. конф. Балашов, 2004. С. 29.

2 Николина В. В. Дети, молодежь и духовность: ценности и цели // Воспитание... Ценности и цели: научно-метод. сб. Нижний Новгород. 2004. С. 85.

3Додонов Б. И. Эмоции как ценность. М., 1978. С. 11.

4 Суворова А. Т. Уровень готовности выпускников СССР к самостоятельной семейной жизни и рациональному использованию свободного времени / / Сборник научных трудов / под ред. Т. Филонова, Э. Дрефемштедта. М.,

1978. С. 131.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.