Научная статья на тему 'Воспитание дошкольников: формируем ценностные ориентации'

Воспитание дошкольников: формируем ценностные ориентации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
527
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ / ОСНОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ / ОШИБКИ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ / ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ / ПЕДАГОГИКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание дошкольников: формируем ценностные ориентации»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

Воспитание дошкольников: формируем ценностные ориентации

Ольга Янушкявичене, профессор кафедры социальной педагогики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, д-р пед. наук, д-р физ.-мат. наук, (Москва)

4. 1. Главная задача духовно-нравственного воспитания дошкольника. Известно, что некоторые упущения развития в определенном возрасте впоследствии не наверстать. Например, реальные дети-маугли не смогли стать людьми в социальном смысле. Музыкой или спортом нужно начать заниматься до определенного возраста, иначе высоких результатов не будет. Чтобы свободно овладеть иностранным языком, желательно начать его изучение до 13-14 лет. Все эти данные касаются определенных навыков, умений, однако существует еще сфера духовно-нравственного устроения человеческой личности, которая часто остается без внимания. Период дошкольного детства очень важен с точки зрения духовно-нравственного воспитания, так как именно в дошкольном возрасте закладываются многие сущностно важные характеристики человеческой личности.

Можно сказать, что дошкольное детство - это период совместной практической жизнедеятельности ребенка и взрослого. Именно после трех лет ребенок несколько отходит от матери и открывается для общения с внешним миром.

Автором сформулированы главные задачи духовно-нравственного воспитания для каждого возрастного периода человека [9]. Выполнение этих задач приводит к правильному формированию и развитию личностных качеств человека. Для дошкольного детства (возраст от 3 до 6 лет) главной задачей в духовно-нравственном

воспитании является воспитание привычки к делам милосердия. Именно в этом возрасте ребенок должен привыкнуть трудиться не для себя, а для других. Милосердие понимается в широком смысле, как привычка трудиться для мамы, папы, бабушки, соседки и т. д. Л.И. Божович писала: «Стремление следовать требованиям взрослых, а также усвоенным правилам и нормам начинает выступать для ребенка-дошкольника в форме некоторой обобщенной категории, которую можно было бы обозначать словом «надо». Это и есть та первая моральная инстанция, которой начинает руководствоваться ребенок и которая выступает для него не только в соответствующем знании (надо поступать так-то), но и в непосредственном переживании необходимости поступать именно так, а не иначе» [1, с. 243-245].

2. Базовые основания личности. Для характеристики духовно-нравственного состояния дошкольника мы также будем пользоваться понятием базовых оснований личности [8]. Такой двоякий подход к личности человека обусловлен тем, что выполнение задач духовно-нравственного воспитания должным образом выстраивает внутренний мир человека, а базовые основания личности направлены вовне, то есть характеризуют отношение человека к внешнему миру.

Базовым основанием личности, которое должно сформироваться в дошкольном возрасте является ценностная ориентация.

Без ценностных стимулов нет подвига, писал А.Г. Здравомы-слов [2]. Только личность, действующая во имя идеалов-ценностей, может объединить вокруг себя других людей, способна стать выразителем социальных интересов.

Н.И. Непомнящая предлагает говорить не о ценностной ориентации, а о ценностности, относя последнюю к сферам деятельности, личностных отношений, сознания и познания [5]. При этом она считает, что понятие ценностной ориентации относится больше к внешним для человека объектам, а ценностность, чтобы развитие человека было гармоничным, должна затрагивать все перечисленные сферы. С нашей точки зрения, ценностную

ориентацию можно разделить на два основных направления: направленность на потребление (на удовольствия) и направленность на служение. Так, определенная ценностная ориентация также должна проявляться в перечисленных сферах: деятельности, личностных отношениях, сознании и познании. В этом плане цен-ностность и ценностная ориентация сближаются. Непомнящая пишет о том, что ценностность является базовым основанием личности. Кроме того, она говорит о том, что ценностность можно рассматривать как ядро личности, ибо ценностность создает основу для связывания и единства разнообразных отношений, в которых реально функционирует человек, и определяет направленность данной личности. Далее Н.И. Непомнящая пишет: «Многочисленные исследования привели к выводу о том, что ценностность как устойчивое и определяющее личностное основание складывается в 6-7 лет и сохраняется в дальнейшем вплоть до взрослого возраста». Рассмотрим этот вопрос подробнее.

На наш взгляд, ценностность - слишком глубокая характеристика личности человека, чтобы сложиться в одночасье. Весь возраст от трех до шести лет формирует ценностную ориентацию, а в возрасте шести-се-ми лет происходит лишь фиксация того, что сформировалось ранее. Так, Л.И. Божович писала о формировании моральных мотивов поведения в течение всего дошкольного возраста, при этом она отмечала: «От того, какой именно характер мотивации формируется у ребенка, будет зависеть и весь нравственный строй его личности» [1, с. 245].

Дошкольники охотно трудятся, помогая родителям. Каждый родитель может вспомнить, как ребенок, пусть неуклюже, пытался ему помогать. Конечно, такая «помощь» для родителя оборачивается дополнительной потерей времени. Но если все-таки малыша не оттолкнули, если он со взрослым делал нужные дела и трудился для кого-то, это дает ему должную ценностную ориентацию. Дошкольный возраст - это возраст, в котором происходит первичная ориентация всей жизни: что будет главным - служить или потреблять? Если ребенка в этом возрасте только развлекали

(по принципу «детям - счастливое детство»), вырастет еще один представитель поколения «Пепси», нацеленный на получение удовольствия «здесь и теперь». Если же он почувствовал, как важно и радостно трудиться для другого, служение будет главным направляющим вектором в его жизни.

Исследователи В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев отмечают: «В дошкольном детстве формируется характер ребенка в совокупности его отношений к различным сторонам жизни: к деятельности, к другим, к себе, к предметам и вещам» [7, с. 268]. На фоне эгоцентризма - естественного результата воспитания ребенка-дошкольника в духе самоактуализации его личности, ведущей к завышению собственной значимости и нарушению понимания иерархии отношений в мире, - создаются условия для детской жестокости и агрессии.

Приучение дошкольника к труду - очень важный момент в его воспитании. Такое воспитание соответствует русской культурной традиции. В старину уже с пяти лет девочки начинали шить себе приданое, а мальчики помогали отцам в их нелегкой работе. В этом возрасте ребенку необходима посильная физическая нагрузка, выполнение элементарных работ по домашнему хозяйству, что дает маленькому члену семьи заслуженную радость. Именно в этом возрасте дети проявляют инициативу, пытаясь помочь взрослым в их трудах. «Уже в четыре года обычно отмечается повышенная нежность, любовь, сочувствие, желание быть помощником для родителей» [7, с. 260]. Если же инициатива не будет поддержана, она практически никогда уже не повторится. Уже в дошкольном возрасте должно вестись воспитание будущего материнства и отцовства приучением к выполнению соответствующих работ. Инфантильность многих матерей и отцов, их неспособность взять на себя ответственность, во многом обусловлены упущениями, сделанными их воспитателями. Заметим еще, что дошкольный возраст нуждается во взрослом, и ребенку намного проще и радостнее трудиться вместе с кем-то, перенимая его умения. Однако некоторая доля

самостоятельного труда также возможна. При этом ребенок должен ощущать, что этот труд кому-то нужен.

А. М. Леонтьев утверждал, что в дошкольном детстве происходит процесс первоначального «фактического складывания личности», а содержанием этого процесса является возникновение нового соотношения мотивов и умения ребенка сознательно подчинять свои действия более важным и далеким целям, хотя бы непосредственно и непривлекательным [4]. То есть в этом возрасте ребенок уже способен что-то делать ради другого человека из чувства любви и милосердия. Это возможно для ребенка при помощи, а также непосредственно по примеру взрослых. У Л.И. Божович читаем: «В дошкольном возрасте, особенно в среднем и старшем, у детей появляется умение если не самостоятельно, то вслед за взрослыми принимать решения и действовать в соответствии с ними. ...Предварительное создание намерения у детей вести себя так, а не иначе настолько действенно, что оно может быть использовано как очень эффективное воспитательное средство. Так, Л.С. Славина и Е.И. Савонько специально создавали намерение у детей не просить о покупке игрушек в магазине, не требовать места в троллейбусе, делиться своими игрушками с детьми и т. п. Принудительная сила принятого ребенком намерения была настолько велика, что иногда дети младшего дошкольного возраста, поступая согласно принятому намерению, начинали плакать, сожалея о том, что они его приняли; а в тех случаях, когда дети не выполняли принятого намерения, они, как правило, настолько огорчались, что действие по непосредственному побуждению обесценивалось и не вызывало радости» [1, с. 239].

3. Две типичные ошибки в воспитании дошкольников. В советское время был провозглашен лозунг «Детям - счастливое детство!». Поэтому многие родители, восприняв этот лозунг в смысле необходимости как можно больше развлекать дошкольника, соответствующим образом и поступают. Однако внешне «благое» желание развлекать дошкольника приводит к отсталости его психического развития. Там, где должна уже была начать

формироваться личность, способная ставить цели и управлять своими желаниями, наблюдается задержка соответствующей психической функции на уровне ребенка возраста до трех лет.

Часто бывает, что родители, заботясь о детях, начинают уже в дошкольном возрасте их «развивать»: учить иностранным языкам, водить на фигурное катание и т. д. Однако серьезный анализ развития личности ребенка показывает, что такая редукция в становлении личности сильно обедняет последнюю. Основная характеристика мышления дошкольника - его эгоцентричная направленность. Расшатывание эгоцентризма - одна из важнейших воспитательных задач дошкольного возраста. Поэтому, если мама, папа и бабушка «посменно трудятся», чтобы обеспечить своевременное появление ребенка на фигурном катании, на занятиях английским и т. д., вряд ли это послужит указанной задаче. То есть ребенок приобретет соответствующие умения в ущерб не только своему духовно-нравственному воспитанию, но и в ущерб своему психическому развитию.

Разрушение эгоцентризма возможно тогда, когда ребенок, трудясь вместе со взрослым, запечатлевает служение другим и потом принимает его как главное направление жизни. Таким образом, главная психическая задача этого возраста становится выполненной. Так духовное замечательно согласуется с психическим.

4. Роль игры. Не только духовная, но и социальная потребность этого возраста направлена на то, чтобы выработать ценностную ориентацию. Многие авторы писали о потребности детей этого возраста в игре, и психологи называют игровую деятельность ведущей в дошкольный период. Игра позволяет в доступной для детей форме освоить сложный мир человеческих отношений [3]. Итогом этого сложнейшего освоения должно стать осознание своего места, своей направленности в них. В играх ребенок воспроизводит реальный взрослый мир, который он видит вокруг. Если взрослые, живущие рядом, несли подвиг служения другим, и в этом служении ребенку нашлось его собственное место, ребенок сначала будет воспроизводить это в своих играх, а как итог

этого возраста выносит соответствующую ценностную ориентацию в своей душе.

Н.И. Непомнящая пишет также о том, что «в процессе становления «я-образа» большую роль играет идентификация себя с лицом, являющимся носителям качеств, соответствующих реализации того или иного внешнего содержания» [5]. Вот почему, заботясь о том, чтобы дать детям нужную ценностную ориентацию, очень важно рассказывать им о подвижниках и героях отечественной истории и литературы. Пяти-шестилетние дети, играя, отождествляют себя с различными персонажами. Хорошо, если они отождествят себя с Александром Невским или с Ильей Муромцем, а не с Покемоном.

Итогом дошкольного возраста является осознание ребенком себя как субъекта переживаний. Впитанные в этом возрасте жизненные ориентиры становятся источником активности в деятельности ребенка.

5. Формирование направленности воли дошкольника. Примерно в три года начинает формироваться направленность воли ребенка. В трехлетнем возрасте пробуждается личностное самосознание ребенка, и он начинает совершать «я-действие», которое является проявлением его воли: «Я иду, я сижу, я хочу». Характерно, что в детских домах «дефицит эмоционального, ситуативно-личностного общения, ...отсутствие любовного, бережного отношения, персонально выражаемого каждому малышу», приводит к тому, что у детей не складывается четкое положительное самоощущение, переживание своей субъектности, личной значимости [6, с. 66].

Многие психологи говорят, что раннее детство заканчивается кризисом трех лет, обусловленным тем, что ребенок несколько отходит от матери и открывается для общения с внешним миром. Происходит это изменение очень разнообразно -и по интенсивности, и по проявлению. Важно, что в кризисе трех лет закладываются основы структуры воли ребенка, определяется «костяк волеизъявления». Реакция взрослых может сделать многое - от повсеместного истребления любого волевого проявления

со стороны ребенка (все запретить, ни с чем не считаться, полностью подчинить ребенка воле родителей), лишив тем самым ребенка способности управляться с собственной волей; до подчинения родителей требованиям юного деспота, которое выражается в аморфности взрослых реакций, нежелании и неумении противостоять поведенческому натиску малыша.

Здесь приведены две крайности: либо дать воле ребенка развиваться, как она хочет, либо ее подавить. Конечно, разумной может показаться золотая середина: что-то запрещаем, что-то разрешаем. Но можно к вопросу подойти совсем иначе.

Наиболее драматично происходят изменения в отношениях взрослых и трехлетнего в семьях, где центром всего происходящего является ребенок. В тех же семьях, где ребенок не центр, а член семьи, со своими обязанностями и полем деятельности, кризис трех лет проходит мягко, почти незаметно. В таких семьях родители не перегораживают ребенку дорогу на его пути в жизнь, и ребенку не нужно с ними «воевать». То есть первая встреча с волеизъявлением ребенка может быть очень тяжелой, если не учтены особенности этого возраста, и может протекать достаточно спокойно там, где особенности осознанно или неосознанно учтены.

Дальнейшее воспитание дошкольника в соответствии с тем, что было изложено в первом параграфе, направляет волю дошкольника либо на служение другим, либо на потребление.

Заключение. Нашим предкам никто не формулировал возрастных задач духовно-нравственного воспитания. Но многие поколения русских людей были духовно глубоко и нравственно воспитаны, а в наши дни, несмотря на развитие педагогической науки, воспитание явно хромает. Объясняется это тем, что еще столетие назад дети росли в многодетных семьях, и перечисленные выше проблемы решались автоматически. В наше время большинство семей имеет одного или двух детей. Поэтому нужны специальные усилия педагогов, чтобы компенсировать указанные пробелы.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ Библиография:

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

2. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М.: Политиздат, 1986.

3. Зеньковский В., прот. Психология детства. Екатеринбург, 1995.

4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

5. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности. М., 2001.

6. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. Дубровиной, А. Рузской. М., 1990.

7. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. М., 2000.

8. Янушкявичене О.Л. Базовые основания личности человека // Философско-педагогические и религиозные основания образования в России: история и современность. Рязань, 2006. С.116—122.

9. Янушкявичене О.Л. Что есть человек, что ты помнишь его, или Главная задача каждого возрастного периода жизни человека // Материалы ежегодной богословской конференции ПСТБИ. М., 2005. С.134-135.

Четвероклассники: психологические особенности детей 10-12 лет

Ольга Горбушина, доцент кафедры ЮНЕСКО «Международное образование и адаптация детей мигрантов в школе» Московского института открытого образования, канд. психол. наук

Возрастной этап 10-12 лет психологи называют младший подростковый возраст, характеризуя его рядом особенностей, знание которых может существенно помочь в процессе обучения и воспитания.

Психическое созревание ребенка в этом возрасте происходит на фоне гормональной перестройки организма, значительно влияющей на все процессы.

Основная отличительная особенность младшего подросткового возраста от собственно подросткового заключается в том, что ребенок еще не осознает и не понимает, что на самом деле

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.