Научная статья на тему 'Воспитание базовой культуры старшеклассников средствами музейной деятельности'

Воспитание базовой культуры старшеклассников средствами музейной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музейная деятельность / базовая культура / воспитание / личность старшеклассника / museum activities / base culture / breeding / the identity of the upper-form pupils

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Татьяна Сергеевна Новокрещенова

В статье раскрыты теоретические основы воспитания базовой культуры старшеклассников средствами музейной деятельности. Автором проведена опытно-экспериментальная работа и рассмотрены критерии, по которым выявлена сформированность базовой культуры старшеклассников. На основании этого сделан вывод, что воспитательный процесс с использованием образовательного потенциала современного музея обеспечивает более эффективное воспитание и образование школьника как субъекта культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Breeding the Base Culture of Upper-Form Pupils by Means of Museum Activities

In the article are revealed theoretical bases of breeding the base culture of upper-form pupils by means of museum activities. The author carried out an experimental work and reviewed the criteria which helped to reveal the formation of the basic culture of upper-form pupils. On this ground the author came to the conclusion that educational potential of modern museums provide

Текст научной работы на тему «Воспитание базовой культуры старшеклассников средствами музейной деятельности»

УДК 374.1 ББК 74

DOI 10.24411/2073-3305-2019-10160

Воспитание базовой культуры старшеклассников средствами музейной деятельности

Breeding the Base Culture of Upper-Form Pupils by Means

of Museum Activities

Татьяна Сергеевна НОВОКРЕЩЕНОВА,

методист музея-заповедника «Александровская слобода»

E-mail: tane4kao@yandex.ru

Аннотация. В статье раскрыты теоретические основы воспитания базовой культуры старшеклассников средствами музейной деятельности. Автором проведена опытно-экспериментальная работа и рассмотрены критерии, по которым выявлена сформи-рованность базовой культуры старшеклассников. На основании этого сделан вывод, что воспитательный процесс с использованием образовательного потенциала современного музея обеспечивает более эффективное воспитание и образование школьника как субъекта культуры.

Ключевые слова: музейная деятельность, базовая культура, воспитание, личность старшеклассника

Abstract. In the article are revealed theoretical bases of breeding the base culture of upper-form pupils by means of museum activities. The author carried out an experimental work and reviewed the criteria which helped to reveal the formation of the basic culture of upper-form pupils. On this ground the author came to the conclusion that educational potential of modern museums provides more effective upbringing and education of pupils.

Key words: museum activities, base culture, breeding, the identity of the upper-form pupils

В настоящее время наблюдаются трудности в развитии российского общества, наличие духовного кризиса и обостренность его культурных, социальных и экономических проблем обусловливают актуальность поиска наилучших путей подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни, повышения эффективности социального воспитания, формирования личности человека культуры: активного, духовно и нравственно развитого, творческого, способного адаптироваться в быстро изменяющемся мире и самореализоваться в обществе.

Культура — важный фактор социальной адаптации, помогающий сохранять и передавать духовные и культурные ценности подрастающему поколению, фактор развития творческого начала человека, средство воспитания социальной активности личности и преодоления негативных жизненных выборов.

П.А. Флоренский писал, что культура — это среда, растящая и питающая личность. Культу-

ра целостна по своей природе и поэтому именно она как в общечеловеческих, так и в национальных рамках создает объективную основу для единства общества и личности, целостности деятельности человека и духовно-нравственных позиций общества [3].

В свою очередь, культура тесно связана с образованием. Так, философское осмысление сущности человека и механизмов его становления позволяют прийти к определенным выводам. Образование — есть возможность осуществления человека в культуре. Оно предполагает не только освоение школьниками дидактически преобразованного социального опыта и развитие личности на этой основе, но и сотворение образа мира и своего собственного образа в этом мире (Ю.В. Сенько). Культура и образование являются не только социальными институтами, через которые осуществляются передача и воплощение базовых культурных ценностей, именно в культурно-образовательной среде прежде всего развивается общество.

Одним из самых эффективных способов передачи культурных ценностей является музейная деятельность. Музей — это исторически сложившийся институт, построенный по принципу «диалога культур», хранящий в подлинных материальных предметах, не существующих уже культурных реальностей, общечеловеческие ценности, различные картины мира, отличные друг от друга способы познания бытия. В сфере образования, в которую активно включается музей, происходит переход от идеи «образованного человека» к идее «человека культуры» [1].

В настоящее время существенно возрастает роль учреждений культуры, в том числе музеев, являющихся неотъемлемой частью системы социального воспитания. Музеи обладают широкими возможностями для формирования культуры населения, социальной адаптации современников, развития их интеллектуальных и творческих способностей, обогащения новыми знаниями, они создают информационное пространство. Музейные ценности являются средством развития у учащихся способности реализовывать свой творческий потенциал в процессе восприятия, переживания, осмысления, оценки духовных ценностей культуры. Музеи представляют собой специфический вид учреждений культуры, сочетающий в себе различные функции: как научную, так и социально-педагогическую, культурно-просветительную.

Современные концепции культурно-образовательной среды позволяют рассматривать образовательное значение музея как образование культурой через формирование у посетителей ценностного отношения к культурно-историческому наследию. Целью образовательного процесса признается формирование в ходе межсубъективного диалога творчески развитой личности, которая способна воспринять в своем сознании ценностный потенциал иных культур. Во временной предметно-пространственной среде музея осуществляется трансляция духовного, культурного опыта, накопленного человечеством за многие века своего существования. Диалогические отношения музея и учащегося отражаются на всем социокультурном образовательном процессе. Это высшая форма общения во взаимодействии человека с музеем.

Актуальность данной статьи обусловлена остротой проблемы воспитания молодежи, а именно учащихся старших классов как субъектов культуры на современном этапе, что приводит к необходимости поиска новых

средств, способных помочь в формировании личностных и гражданских качеств школьников. Решение этих проблем возможно при условии приобщения старшеклассников к культурному историческому прошлому своего народа.

В настоящее время можно выявить противоречие между существующим сознанием у молодежи и ценностями, выработанными на протяжении многих лет. Это противоречие требует переосмысления, изменения средств и методов воспитания подрастающего поколения. Воспитание необходимо осуществлять на примерах истории, приобщая к опыту предшествующих поколений, формировать чувства гуманизма, патриотизма, культурного мышления. Огромным потенциалом для воспитания старшеклассников как субъектов культуры обладают музеи, средствами которых происходят осмысление и передача накопленного опыта, духовных ценностей, традиций.

Анализ литературных источников показал, что проблема воспитания учащихся старших классов — субъектов культуры средствами музейной деятельности является частью общей проблемы воспитания старшеклассников. К настоящему моменту имеется ряд исследований, обращенных к процессу воспитания молодежи.

Интерес в разработке обозначенной проблемы представляют диссертационные исследования, монографии, научные статьи, раскрывающие вопросы формирования исторической памяти средствами музейной деятельности (Ю.Н. Жуков, Д.А. Равикович, С.А. Каспаринская, Г.А. Кузина, Д.С Лихачев, Н.Ф. Федоров), тему эстетического воспитания средствами музейной педагогики (Б.М. Бим-Бад, А.Г. Бойко, И.А. Колесникова,

A.В. Петровский, Б.А. Столяров, М.Ю. Юх-невич и др.). Использованию музейной педагогики в деле воспитания школьников посвящены диссертационные исследования Г.П. Бути-кова, Г.В. Вишиной, Л.М. Зак, К.Г. Левыки-ной, Н.А. Печень, С.Н. Смирнова, М.В. Соколова и др.

Вопросы духовно-нравственного воспитания личности исследуют в своих трудах С. Абрамова, В.В. Бобров, В.М. Видгоф,

B.Е. Гурин, А.А. Изгарская, Н.Д. Никанд-ров и др. В исследованиях Т.И. Баклановой, Е.П. Белозерцева, А.В. Каменец, Л.Н. Пауковой и других рассматриваются культурно-национальные аспекты развития современного человека.

Педагогами Т.А. Артеменковой, С.А. Бак-лушинским, Л.Т. Демидовой, Г.А. Кондрато-вой и другими уделяется внимание воспитанию и развитию внутренних человеческих качеств, культуры человека как способу обеспечения качественного формирования ценностных ориентиров самореализации в последующей социальной, личностной и профессиональной деятельности.

Вместе с тем анализ теории и практики свидетельствует о недостаточном использовании потенциальных возможностей музеев в деле воспитания учащихся старших классов как субъектов культуры. Часто бывает, что сами учителя и сотрудники музеев испытывают дефицит знаний в теории и методике организации сотрудничества и взаимодействия образовательного учреждения и музея в учебно-воспитательном процессе. Мы считаем, что это происходит из-за того, что они недостаточно знакомы с потенциальными возможностями музеев по внедрению теории и методики воспитания в образовательную и воспитательную работу со старшеклассниками.

В нашем исследовании важным направлением организации воспитания старшеклассника как субъекта культуры является музейная деятельность. Его целью стали разработка научно-методических основ воспитания базовой культуры старшеклассников средствами современного музея, а также теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий, обеспечивающих эффективность данного процесса.

Гипотезой нашего исследования выступило предположение, что воспитание базовой культуры старшеклассников средствами музейной деятельности будет эффективным, если:

■ антропокультурологический подход выступает ведущим методологическим подходом;

■ определены содержание и ресурсные возможности музейной деятельности как фактора воспитания базовой культуры старшеклассников;

■ разработана и реализована педагогическая модель воспитания личности старшеклассника — субъекта культуры средствами музейной деятельности;

■ выявлены наиболее эффективные формы и методы воспитания базовой культуры старшеклассников;

■ организуется специальная подготовка сотрудников музеев и педагогов по реализации взаимодействия музея и школ в учебно-воспитательном процессе;

■ создана и реализована культуротворче-ская образовательная среда за счет организации условий для творчества, диалога, сотрудничества учащихся старших классов, учителей и сотрудников музея на основе субъект-субъектных взаимоотношений.

В исследовании экспериментальная группа (ЭГ) составила 26 учеников 10-х классов. Старшеклассники данной группы проходили обучение с использованием средств современного музея. Контрольная группа (КГ) включала в себя 25 человек из 10-х классов. Школьники данной группы проходили обучение в школе без посещения музейных экспозиций.

Сформированность базовой культуры старшеклассников в контрольной и экспериментальной группах выявлялась по следующим критериям: когнитивному, мотивационному, регулятивно-практическому, рефлексивному.

Когнитивный критерий сформированно-сти базовой культуры старшеклассников необходим для отслеживания того, какое представление о культуре сложилось у учеников, какими знаниями они обладают в области культуры, ценностей мировой и отечественной культуры, патриотического и духовно-нравственного воспитания.

Мотивационный критерий предполагает наличие личной заинтересованности в теоретическом и практическом усвоении базовой культуры старшеклассниками, потребности в овладении культурой, духовно-нравственными, гражданскими, историческим ценностями для собственного развития, адаптации в социуме и самоопределения в жизни. Он представляется нам важным для измерения, так как сформированное отношение к культуре формирует мотивы и смыслы поступков и ответственных решений, потребность в самореализации, что, в свою очередь, способствует формированию качеств личности субъекта культуры.

На наш взгляд, субъект культуры должен обладать такими качествами, как духовность (любовь к Родине, патриотизм, стремление приносить пользу, наличие качества эмпа-тии), нравственность (культура поведения, гуманность в отношениях, ответственность, вежливость, трудолюбие, честность, активность), самостоятельность (инициативность, критичность, адекватная самооценка), способность к творчеству (направленность на самосовершенствование, стремление к творческому самовыражению, познанию нового, саморазвитию) и способность к диалогу (положитель-

ное отношение к миру, людям, школе, самому себе, коммуникативность).

Регулятивно-практический критерий позволяет определить у старшеклассников способность применять знания базовой культуры на практике, узнать, могут ли они полученные знания правильно использовать, соответствуют ли их действия, поступки, поведение эталону культурного человека, способны ли они воспринять и реализовать образцы и ценности культуры.

Рефлексивный критерий предполагает наличие у старшеклассников аналитических и оценочно-информационных умений, критического отношения к явлениям культуры,

способности оценивать себя как субъекта культуры, оценивать события с позиций добра и зла, способности рефлексии.

Выбранные нами критерии наиболее полно отражают всю сложность и многоаспект-ность исследуемого феномена. На основании указанных критериев, показателей, а также различной степени проявления сформиро-ванности базовой культуры у старшеклассников нами была разработана диагностическая шкала определения уровня культуры. Опираясь на проведенное исследование, мы выделили следующие уровни сформирован-ности у старшеклассников базовой культуры: высокий, средний и низкий (см. табл. 1).

Таблица 1. Диагностическая шкала определения уровня базовой культуры старшеклассников

Критерий____.-——' "*" —' Показатель Уровень

Высокий Средний Низкий

1 2 3 4

Когнитивный Целостное представление о культуре как опыте предыдущих поколений в области развития человека и общества; глубокие знания в области культуры, ценностей мировой и отечественной культуры; понимание взаимосвязи культуры со всеми процессами в обществе; понимание необходимости овладения культурой для успешной жизни в социуме; отмечается гуманистическая, духовная, диалогическая и творческая основа культуры Не вполне четкое представление о культуре как целостном и ценном опыте предыдущих поколений; недостаточно глубокие знания явлений культуры и ее ценностей; есть понимание взаимосвязи культуры с некоторыми процессами в обществе, но нет осознания связи овладения культурой с собственным развитием; отмечается гуманистическая, духовная, диалогическая и творческая основа культуры Слабое представление о культуре как целостном и ценном опыте предыдущих поколений; поверхностные знания культуры и ценностей; не сформировано понимание необходимости в овладении культурой для собственного развития и адаптации в социуме; нет познавательного интереса к культуре

Мотивационный Ярко выражены личная заинтересованность и потребность в практическом усвоении культуры, духовно-нравственных, гражданских, исторических ценностей Отстраненность по отношению к культуре, отсутствие личной заинтересованности в практическом усвоении культуры Отсутствие личной заинтересованности и потребности в практическом овладении культурой

Регулятивно-практический Действия, поступки, поведение соответствуют эталону культурного человека Действия, поступки, поведение не всегда соответствуют эталону культурного человека Действия, поступки, поведение не соответствуют эталону культурного человека

Рефлексивный Аналитические и оценочно-информационные умения; критическое отношение к явлениям культуры; способность оценивать события с позиций добра и зла; способность к рефлексии Аналитические умения не всегда правильно выражены, необходима помощь педагога; критическое отношение к явлениям культуры; способность к рефлексии и оценке событий с позиций добра и зла проявляется не систематически Слабо выражены рефлексия, аналитические и оценочно-информационные умения

Таким образом, в контрольной группе 15% старшеклассников находятся на высоком уровне сформированности базовой культуры, 35% — на среднем уровне и 50% — на низком уровне сформированности базовой культуры. В экспериментальной группе на высоком уровне сформированности базовой

культуры находятся 10% учащихся, на среднем уровне — 30% и 60% старшеклассников находятся на низком уровне.

Результаты выявления уровня сформиро-ванности базовой культуры в контрольной и экспериментальной группах представлены на рис. 1.

80% 60% 40% 20% 0%

Низкий Средний Высокий

I .

■ Экспериментальная группа

■ Контрольная группа

Рис. 1. Уровень сформированное™ базовой культуры старшеклассников (констатирующий этап эксперимента)

Таким образом, полученные нами результаты опытно-экспериментальнойработы свидетельствуют о недостаточно высоком уровне сформированности базовой культуры старшеклассников.

С целью воспитания личности старшеклассника как субъекта культуры и повышения уровня сформированности базовой культуры в течение года ученики из экспериментальной группы посещали музейные экспозиции, интерактивные программы, открытые уроки, принимали участие в различных мероприятиях, проводимых в музеях, а также посещали музеи Александрова Владимирской области (музей-заповедник «Александровская слобода», музей «Марины и Анастасии Цветаевых»), Владимира, Серги-ев-Посада, Москвы, Суздаля и др.

В музее-заповеднике «Александровская слобода» старшеклассники познакомились с историей XVI в., временем правления первого русского царя Ивана Грозного. На выставках данного музея, где представлено множество подлинных экспонатов, учащиеся получили представление о том, как выглядела изба крестьянской семьи в XIX в. В этом интерьере была проведена программа «Сватов-

ство», во время которой ученики узнали, как проходил данный обряд в то время и даже стали участниками программы с использованием старинных костюмов. Ознакомились с убранством дома зажиточного горожанина XIX в., где представлена старинная мебель, музыкальные инструменты, книги, посуда, многие другие предметы и украшения домов того времени. Таким образом, в рамках только этого музея старшеклассники узнали об истории, традициях, культуре, архитектуре XVI—XIX вв.

После проведенного эксперимента нами был проведен повторный опрос с целью выявления уровня сформированности базовой культуры старшеклассников. Результаты исследования показали, что в контрольной группе 20% учащихся находятся на высоком уровне сформированности базовой культуры, 42% — на среднем уровне и 38% — на низком уровне сформированности базовой культуры (практически не сформирована). В экспериментальной группе на высоком уровне сформированности базовой культуры находятся 37% учащихся, на среднем уровне — 52% и 11% находятся на низком уровне сформированности базовой культуры (рис. 2).

100%

50% 0% ^ Экспериментальная группа ■ Экспериментальная группа ■ Контрольная группа

Низкий Средний Высокий

Рис. 2. Уровень сформированности базовой культуры старшеклассников (формирующий этап эксперимента)

Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют, что воспитательный процесс с использованием образовательного потенциала современного музея обеспечивает более эффективное воспитание и образование школьника как субъекта культуры.

Список литературы

1. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность. М., 1990.

2. Газман O.C. Базовая культура и самоопределение личности. Базовая культура

личности: теоретические и методологические проблемы: Сб. науч. тр. / под ред. О.С. Газ-мана. М.: Изд-во АПН СССР, 1989.

3. Флоренский ПА. Анализ пространст-венности и времени в художественно-изобразительных произведениях: Курс лекций. М.: Прогресс, 1993.

4. Якушкина М.С. Формирование воспитательного пространства современного музея // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. № 5. С. 121 — 136.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.