Научная статья на тему 'Воспевание религиозно-моральных ценностей в творчестве ашуга Мискинли Вели'

Воспевание религиозно-моральных ценностей в творчестве ашуга Мискинли Вели Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
62
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Мискинли Вели / поэзия / моральные качества / Міскінлі Вели / поезія / моральні якості

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гусейнова Н. Н.

Одна из основных тем в творчестве Вели Мискинли – религиозная тема. В своих стихотворениях, воспевающих нравственность, он отдавал предпочтение религиозным ценностям. В стихах Мискинли Вели не просто воспеваются Аллах, Мухаммед, Али и другие имена, в этих восхвалениях пропагандируются высокие моральные ценности. Здесь есть великая любовь, уважение. Правда-справедливость, честность, истина, храбрость, идейность, принципиальность и др. моральнонравственные качества представлены людям в лице пророка и его семьи как прекрасный образец.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Оспівування релігійно-моральних цінностей у творчості ашуга Міскінлі Вели

Одна з основних тем у творчості Вели Міскінлі – релігійна тема. У своїх віршах, що оспівують моральність, він віддавав перевагу релігійним цінностям. У віршах Міскінлі Вели не просто оспівуються Аллах, Мухаммед, Алі та інші імена, в цих вихваляння пропагуються високі моральні цінності. Тут є велика любов, повагу. Правда-справедливість, чесність, істина, хоробрість, ідейність, принциповість та ін морально-етичні якості представлені людям в особі пророка і його сім'ї як прекрасний зразок.

Текст научной работы на тему «Воспевание религиозно-моральных ценностей в творчестве ашуга Мискинли Вели»

Ученые записки Таврического национального университета имени В. И. Вернадского Серия «Филология. Социальные коммуникации». Том 26 (65). № 1, ч. 1. 2013 г. С. 155-159.

УДК 821. 512. 162

ВОСПЕВАНИЕ РЕЛИГИОЗНО-МОРАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ТВОРЧЕСТВЕ АШУГА МИСКИНЛИ ВЕЛИ

Гусейнова Н. Н.

Институт фольклора Национальной академии наук Азербайджана

Одна из основных тем в творчестве Вели Мискинли - религиозная тема. В своих стихотворениях, воспевающих нравственность, он отдавал предпочтение религиозным ценностям. В стихах Мискинли Вели не просто воспеваются Аллах, Мухаммед, Али и другие имена, в этих восхвалениях пропагандируются высокие моральные ценности. Здесь есть великая любовь, уважение. Правда-справедливость, честность, истина, храбрость, идейность, принципиальность и др. морально-нравственные качества представлены людям в лице пророка и его семьи как прекрасный образец.

Ключевые слова: Мискинли Вели, поэзия, моральные качества

Постановка проблемы. Мискинли Вели - один из творческих лиц, сыгравший видную роль в развитии азербайджанской ашугской поэзии. Он прожил больше века, с конца 19 до конца 20 века, и большую часть своей жизни посвятил творчеству (1894-1995). Как в творчестве Мискинли Вели, так и в ашугской поэзии в целом, нравственные ценности становятся категориальным явлением, вытекающим из фи-лософско-эстетического отношения к действительности творца-субъекта, содержание именно этих ценностей связано с элементами, которые служат для их высказывания.

Наблюдения, проведенные над поэзией ашуга, дают возможность в нижеследующем порядке составить арсенал моральных ценностей:

1. Этнонациональные ценности;

2. Религиозные ценности;

3. Мировые ценности.

Одна из основных тем в творчестве Вели Мискинли - религиозная тема. В своих стихотворениях, воспевающих нравственные ценности, он отдавал предпочтение религиозным ценностям. В первую очередь, нужно отметить, что религиозные мотивы в творчестве мастера обретают особое значение при рассмотрении его родословной. С этой точки зрения, в первую очередь, привлекает внимание смысл, скрытый имени ашуга «Мискинли».

Вообще, по терминологии, понятие «мискинлик» стоит в одном ряду с понятиями «больной», «опечаленный». Их степень или же модель статуса в вертикальной структуре определить трудно, потому что эти термины находятся в очень тесном сплетении между собой. Таким образом, один из них может заменять другой. Например, такие как, беспомощный, опечаленный, больной и др. Термины убогий, глупец и раб также можно отнести к этому семантическому окружению. Нам кажет-

ся, что вторая группа (мискин, абдал, гул) суфийские моменты по близости к ИСТИНЕ немного впереди. В первой встречаемся с подверженным любви ашугом, а во второй - с совершенным человеком «убившим демона, поборовшим искушение» на пути к божественной любви. Потому что от убожества обратной дороги нет. Человек, чтобы убить паразитов внутри себя, объявил голодовку, таким путем он достиг того, что и паразиты, оставшись голодными, погибли. В то же время и сам человек тоже очень ослаб, но в этой борьбе он вышел победителем. Уничтожены все дьявольские искушения. Суфий, прошедший тяжелую борьбу, настолько ослаб, что впал в убогое состояние. Физули так выразил это: «Я - пузырь, наполненный воздухом». Толкование физического понятия убожество таково.

Связь Вели Мискинли с родом Мискинли наблюдается и во время поэтического состязания с Ашугом Шамширом. Содержание этого стихотворения построено так, что каждый ашуг воспевает качества, присущие другому. В частности, Ашуг Шам-шир повествует и об убогих.

Совершенный мастер истинной науки,

Знающий цену радости и муки

Мискина Абдала родные округи

Увидеть хоть раз - как было б хорошо! [1, 107]

А во втором стихотворении Ашуг Шамшир говорит:

От старца Аббасгули весточку пришли

Мискина Рустамли во весь голос зови

Стань солнцем, свети нам от самой зари

Уважь, ты, Шамшира слово, поверь [1, 109].

В этом стихотворении выясняется наличие родственников Мискинли Вели в Агдабане:

Если окажешься вдруг в Акдабанском краю, Любовь и гордость за него переполняет грудь твою. Приди и обрадуй ожидающую тебя родню, Их любовь и вера стоят дорогого, поверь [1, 109].

Таким образом, и информация из текста стихотворения подтверждает широкий круг существующих убогих. Исходя из анализа этой информации, можно сделать следующие выводы:

1. Понятие Мискин - «убогий». Суфийское понятие. Одна из стадий совершенствования суфия. Человек, достигший этой стадии, может называться этим словом. И после завершения эпохи тасаввуф в ашугской поэзии эта традиция осталась и в последние века все еще продолжается. Мискин Вели, живший в период, близкий концу Х1Х-началу XX веков, поднимается до стадии убожества на пути нравственной эволюции. Ашуг, который видит себя в этой стадии, свою принадлежность к убогим выражает своим именем.

2. Наименование «Мискинли». Название поколения убогих. Ашуг не забыл фамилию, к которой принадлежал, свою родословную, династию, к которой он относится, указывает своей подписью.

3. Очаг Мискинли. Очаг, заложенный Мискин Абдалом. Люди, произошедшие из фамилии Абдала Мискина, считаются наследниками очага. В этом смысле люди,

156

принадлежащие фамилии, представители поколения. Божья милость, данная очагу всевышним, никогда не покидает его. Мискинли Вели тоже был одаренным божьей милостью человеком. Эта особенность указывает на его связь с этим очагом.

4. Обиталище мискинли. Не исключается возможность нахождения в конце XIX, в начале XX вв. в Гедабеке, в ущелье Мискинли, в Гекче и близлежащих территориях обиталищ Мискинли, или же принадлежащих этому обиталищу дервишей.

5. Селение Мискинли. Место, где когда-то жили люди рода Мискинли или же место обитания дервишей Мискинли. В связи с названием территории, живущий здесь поэт мог сам себе выбрать псевдоним Мискинли. Место, где родился Мискин-ли Вели, также обладает этой особенностью и поэтому возможен и такой вариант его связи с Мискинли.

6. Дух Мискинли. Имеется в виду абсолютно нравственная и духовная связь. Поэт или просто одаренный ашуг может считать себя духовно убогим или же духовным продолжателем убогих и даже наследником. В практике суфизма бывают подобные случаи. Ашуги, принадлежащие Сефевидскому течению, в лице Шаха Исмаила видели явление Хазрета Али. Наблюдается и духовная близость ашугов друг другу, а это исходит из традиций суфийского движения, с которым они были связаны в прошлом. В содержании, в идейно-философской основе, в особенностях поэтического стиля стихов Мискин (Убогий) Абдалла Мискинли Вели можно выявить и сравнения. Такая духовная близость нередко в исполнении ашугов и в печати их стихов привела даже к некоторой путанице. Мискинли Вели был мастером, развивавшимся на основе творчества классических ашугских традиций, сохранившим и продолжившим систему нравственных ценностей. Ашугское творчество вообще невозможно воспринимать вне религиозно-божественных ценностей, религиозно-мистических взглядов. Однако нужно сказать, в советский период, приблизительно в 30-60-е годы невозможно было печатать, пропагандировать или же на официальных мероприятиях, государственных праздниках читать стихи на религиозную тему, воспевающие религиозные ценности. Исследователь Г. Векилов пишет об этом периоде: «К сожалению, в литературоведении, а также и в фольклористике ашугские стихи, связанные с Хазретом Али, Сурами из Корана, ангелами, пророками, считались создающими противоречия в кругозоре идейно вредными» [2, 102]. Однако, несмотря на все запреты, религиозный образ и мотивы в изобразительной системе ашугской поэзии продолжают жить. Потому что в метафорической системе народного, ашугского творчества, есть бесчисленное количество сравнений, связанных с религиозно-сифитскими образами и представлениями. То есть религиозно-божественные ценности так пропитались в дух ашугской поэзии, что невозможно «очистить» ашугскую поэзию от них. С другой стороны, в советский период люди под давлением правительства открыто в массовом порядке и не отмечали религиозные мероприятия, они постоянно хранили в глубине души любовь к Богу. Окинув взглядом творчество Мискинли Вели, мы становимся свидетелями того, что он никогда не отдалялся от веры и вероисповедания, божественных ценностей, религиозных святых образов, сохранил верность божественным ценностям. Стихотворение, связанное с Хазретом Али, демонстрирует все величие титанической любви поэта. Конечно же, когда мы говорим Хазрет Али, в первую очередь понимается ислам-

157

ская религия. Потому что очень велика роль четвертого халифа Хазрета Али в истории ислама. Первый период халифу, пророку Мухаммеду были очень близки Хазрет Абубекр, Хазрет Омар, Хазрет Осман, и Хазрет Али и они в истории религии известны как халиф-рашиды. В то же время Хазрет Али был двоюродным братом пророка по отцу. После смерти отца, с малых лет его отдали на воспитание пророку. Пророк Мухаммед, вырастивший этого ребенка, питал к нему глубокую любовь.

Али еще в 13 лет принял Ислам. Он был первым мужчиной, вторым человеком после первой жены пророка, Хазрет Хадиджи, принявшим Ислам. Хазрет Али был несокрушимым пехлеваном, философом, обладающим глубокими знаниями. Хазрет Али, супруг дочери пророка - Фатимы, был членом «Али-Аба», обладающим особым статусом в истории Ислама. «Али-Аба в исламской культуре - название, используемое для 5 человек. Эти 5 человек Хазрет Мухаммед, Хазрет Али, Хазрети Фатима и их двое детей - Имам Гасан и Имам Гусейн» [3, 12].

Согласно хадисам, однажды пророк, раскрыв свою абу, взял под нее дочь Фа-тиму, внуков Гусейна и Гасана, двоюродного брата Али и у всех на глазах объявил этих людей Али-Аба, то есть семьей аба. Но нужно прояснить один вопрос, связанный с Хазретом Али. Включая Мискинли Вели, в ашугском творчестве все стихи, связанные с Хазретом Али, больше носят суфийский характер, чем религиозный. В этих стихах Хазрет Али, Али-Аба, а также другие события указывают на фантастические, удивительные легенды. Эти легенды, связанные с именем Хазрета Али опираются на суфийские воззрения. Это мы наблюдаем и в приведенном выше стихотворении Мискинли Вели. В стихотворениях этого типа Хазрет Али обожествлен, превращен в легенду, в необычное существо. Истоки этого связаны непосредственно с течениями-сектами суфизма, связанными с именем Хазрета Али. Например, Беляев пишет, что алавиды считали Али даже выше пророка Мухаммеда. Алиалла-хиды представляли Али как божество, постоянного хранителя «правды» (прав) [4, 88].

Выводы и перспектива. Наблюдения за Восточной ашугской поэзией показывают, что в творчестве ашугов Гейчая, Борчалы, Кельбаджар и др. близлежащих районов образ, связанный с Хазретом Али и мотивы носят не религиозный, а су-фийтскую окраску. Несмотря на то, что религия и тасаввуф объединены в одном истоке, между ними существуют серьезные различия. В религии главное - шариат, а в тасаввуфе шариат - первая ступень, потом следуют ступени таригат (секта), ма-рифат (познание) и хагигат (истина). Религия не принимает ничего кроме шариата. Об этих идеологических основах Г. Исмаилов пишет: «основной пункт ислама - тезис «Нет Бога кроме Бога» («Ла Илаха Иллаха») принимается как доминирующий во всем мусульманском ареале, а суфийская редакция, выражая свое отношение к Богу, опираясь на тезис «Нет ничего кроме Бога, все начинается с него, превращается в него, создала свою философию, исходя именно из самого Корана и на основе религии. По этой философии для воссоединения с Богом (вахдати-вуджуд), растворения в нем (фенафиллах). Превращения в часть сложного единства имеются специальные функциональные модели, учения и правила (ирфани) поведения [5, 5-6] в творчестве Мискинли Вели наблюдается связь с религиозным образом и мотивами суфизма, которые привлекли наше внимание. Во всех его стихотворениях, в том

158

числе и в стихотворении «Мина-даг», также чувствуется суфийское настроение. Мастер, используя религиозно-суфийские образы, призывал людей возвышать ценности, любить друг друга ради Бога. В этом ряду и стихотворение Мина-даг. Даг -это земля, исток человека - тоже земля. Человек появляется из земли и снова возвращается в землю, чтобы оценить этот взаимосвязанный процесс, священное начало и священный конец, ашуг использует святую гору - Мина. Другая сторона этого вопроса состоит в том, что в стихах Мискинли Вели не просто воспеваются Аллах, Мухаммед, Али и другие имена, в этих восхвалениях пропагандируются высокие моральные ценности. Здесь есть великая любовь, уважение. Все это адресуется слушателю. Справедливость, честность, истина, храбрость, идейность, принципиальность и др. морально-нравственные качества представлены людям в лице пророка и его семьи как прекрасный образец.

Литература:

1. Два мастера. Мискин Вели, Неврес Иман / составители Бабаев Ю, Садиг И. - Баку: Азернешр, 1996. -192 с.

2. Векилов Г. Ашугская лирика XIX века / Векилов Г. - Баку: Маариф, 1993. - 114 с.

3. Полад А. Хазрет Али / Полад А. - Баку, 2004. - 256 с.

4. Беляев Ю. Мусульманские течения / Беляев Ю. - Баку, 1958.

5. Исмаилов Х. Божественный Мискин - глашатай правды / Мискин Абдал. - Баку: Седа, 2001. -С. 3-22.

Гусейнова Н. Н. Оствування релггшно-моральних цшностей у творчосл ашуга Мююнт Вели / Н. Н. Гусейнова // Вчеш записки Тавршського нацюнального утверситету iменi В. I. Вернадського. Серш «Фшологш. Сощальш комунжаци». - 2013. - Т. 26 (65), № 1, ч. 1. - С. 155-159.

Одна з основних тем у творчосп Вели Мiскiнлi - релтйна тема. У свок вiршах, що осшвують мо-ральтсть, вш вщдавав перевагу релитйним ценностям. У вiршах Мюкжт Вели не просто осшвуються Аллах, Мухаммед, Алi та iншi iмена, в цих вихваляння пропагуються висок! моральш щнносп. Тут е велика любов, повагу. Правда-справедливють, честсть, ютина, хоробргсть, вдейшсть, принциповгсть та ш морально-етичш якост представленi людям в особ! пророка i його им'! як прекрасний зразок.

Kro40Bi слова: Мйскшт Вели, поез!я, моральш якосп

Huseynova N. N. Religious and moral values in the works Ashyg Miskinli Veli / N. N. Ншеупоуа // Scientific Notes of Taurida V. I. Vernadsky National University. - Series: Philology. Social communications. - 2013. - Vol. 26 (65), No 1, part 1. - P. 155-159.

One of the main themes in the works of Miskinli Veli - religious theme. In his poems in praise of moral values, he preferred religious values. In verses Miskinli led not just praises Allah, Mohammed, Ali, and other names in these praises advocated high moral values. There is a great love and respect. True, justice, honesty, truth, courage, devotion to principle, integrity and other moral qualities represented to the people in the face of the prophet and his family as a fine example.

Key words: Miskinli Veli, poetry, moral qualities

Поступила в редакцию 01.03.2013 г.

159

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.