ВОСПЕВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В
ГЕРОИЧЕСКОМ ЭПОСЕ Шарипова М.Б.1, Хусаинова З.Х.2 Email: [email protected]
1Шарипова Махбуба Бахшиллоевна - преподаватель, кафедра дошкольного образования; 2Хусаинова Зухра Хамидовна - студент, направление: дошкольное образование, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматривается проблема обогащения духовного и духовного мира подрастающего поколения путем преподавания нашего национального эпоса в системе дошкольного образования.
Ключевые слова: устное народное творчество, фольклор, духовный, воспитатель, мудрость, ум, сообразительность, разумный, литература, пословица, афоризм, слово отцов, слово мудрецов.
THE GLORIFICATION OF NATIONAL SPIRITUAL VALUES IN
THE HEROIC EPIC
12 Sharipova M.B. , Husainova Z.H.
1Sharipova Mahbuba Bakhshilloevna - Teacher, DEPARTMENT OF PRESCHOOL EDUCATION; 2Husainova Zukhra Hamitovna - Student, DIRECTION: PRESCHOOL EDUCATION,
BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article addresses the issue of enriching the spiritual and spiritual world of the younger generation by teaching our national epic epics in the preschool education system. Keywords: folklore, folklore, wise, spiritual, tutor, orally, wisdom, mind, ingenuity, reasonably, literature, proverb, aphorism, words of fathers, words of wise men.
УДК 37.013
В нашей стране осуществлена широкомасштабная работа по сохранению шедевров нематериального культурного наследия, созданных на основе высокого художественного творчества нашего народа, возрождению древних традиций устного народного творчества и последовательному развитию национальных ценностей, пропаганде лучших образцов творчества бахши и сказителей в сотрудничестве с творческими объединениями. В связи с этим постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан (304-26.04.2018) "О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию искусства Бахшичилик и доончилик"документ направлен на дальнейшее повышение роли и значения народных эпосов в узбекской культуре и искусстве, а также на создание учебно-методической литературы, пропаганду искусства бахшичилик и доончилик в нашей стране и за рубежом через средства массовой информации, сети Интернет, предусматривается материальная и духовная поддержка деятельности талантливых молодых бахши и исполнителей эпоса, воспитание подрастающего поколения в духе мужества, честности, высокой преданности национальным и общечеловеческим ценностям, родному краю и наследию предков.
Теоретические подходы к развитие духовности личности и реализации ее приоритетных направлений на основе гуманистических, демократических принципов образования в области узбекского фольклористического, текстологического, этнографического направлений определены Указами Президента Республики Узбекистан от 13 мая 2016 года № УП-4794 «О создании Ташкентского государственного университета узбекского языка и литературы имени Алишера Навои», от 17 февраля 2017 года № ПП-2728 «О деятельности Академии центров, научно-исследовательских организация, о мерах по дальнейшему совершенствованию системы хранения, исследования и пропаганды древних письменных источников, от 24 мая 2017 года № ПП-2995 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы хранения, исследования и пропаганды древних письменных источников», от 9 сентября 2017 года № ПП-3261 «О мерах по коренному совершенствованию системы дошкольного образования», № ПП-3271 от 13 сентября 2017 года, № ПП-3271 «О мерах по развитию системы издания, о программе комплексных мер по повышению и пропаганде культуры чтения и чтения», постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 7 октября 2010 года № 222 «Об утверждении государственной программы охраны, сохранения, пропаганды и использования объектов нематериального культурного наследия на 2010-2020 годы», от 24 апреля 2018 года № 304 «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию искусства эпоса и сказительства», служит также в реализации задач, определенных в других нормативно-правовых актах, касающихся данной деятельности.
В результате проводимых в нашей стране реформ кардинально изменилось содержание дошкольного образования. На основе национальных и духовных ценностей созданы новые программы, учебники, учебно-методические рекомендации, научно-методические пособия. Духовный мир народа зависит от его бесценных произведений. Несомненно, что обладатели завтрашних стран будут иметь высокую духовность, светлое будущее, опираться на народные эпосы, бессмертные узбекские ценности и традиции, созданные нашим народом. На протяжении веков наши национальные эпические эпосы дают нашему народу огромную психологическую и духовную силу. Поэтому они рассматриваются как отдельная составляющая наших духовных ценностей. Народные эпосы заслуживают особого внимания не только для передачи наших художественных традиций, связанных с устным искусством, но и для передачи наших национальных, уникальных и красивых традиций из поколения в поколение. Поэтому их изучение помогает нам понять историю наших национальных традиций, силу нашей далекой культуры. Самое главное, что народные эпосы играют важную роль во внедрении наших национальных традиций в сознание молодежи, в воспитании всесторонне развитого поколения. Алпомиш - одно из самых редких и уникальных художественных событий в истории мирового эстетического мышления. Его необыкновенность и уникальность заключается в том, что этот огромный эпос, созданный в древности, воспевался дарителями на протяжении веков и дошел до нас в устной форме в живой эпической традиции. Поэтому сегодня он рассматривается как великое дарование античности, как общее мировоззрение эпохи, в которой он был создан, как выражение объективного состояния духа народных масс в условиях живого традиционного творчества и исполнения, как литературный памятник, расширяющийся и сужающийся по содержанию и форме, во многих вариантах и многообразных проявлениях, как своеобразное художественное выражение героических событий национальной истории народа, заключенное в оболочку мифов, как великий эпос. Хотя эпос «Алпомиш» представлял собой единый эпос, основанный на древних эпических традициях тюркских народов тысячу лет назад, на самом деле древнейшие слои эпоса «Алпомиш» отражают художественную интерпретацию процессов, происходивших в нашей стране в веках до нашей эры.
В результате переселения племени Кунгират на разные территории и вхождения их в состав вновь формирующихся народов эпос перешел и к другим родам и
народам, перерабатываясь на основе их эпических традиций, получил очень широкое распространение и, наконец, стал собственным эпосом каждого народа, в создании которого принимали участие его предки.
В научном исследовании художественности, основных традиционных эпических мотивов, эпоса и обрядового отношения дастана Алпомыш, произведения таких фольклористов служат основным научно-теоретическим источником, как Х.Т. Зарифов, М. Афзалов, Т. Мирзаев, М. Муродов, Б. Саримсоков, С. Рузимбоев, M. Жураев, А. Мусакулов, И. Ёрматов, М. Якуббекова, С. Юлдашева, С. Мирзаева, Ш. Турдимов, Дж. Эшонкулов, Д. Ураева, С. Авезов, Н. Сафарова. M. Рузиева. В системе дошкольного образования, которая является первой базой образования в крупнейших мировых исследовательских центрах, изучающих эпосы мирового фольклора, преподавание народных эпосов как богатого источника духовных потребностей является основой нравственного и воспитательного воспитания.
В системе дошкольного образования наряду с формированием общекультурных и нравственных умений, навыков грамотности воспитанников указанных направлений в области детской литературы, педагогики, развития речи детей, обучения детей сценической и творческой деятельности, необходимо повышать способность ребенка к логическому мышлению, умственному развитию, мировоззрению, коммуникативной грамотности, быть физически здоровым, чувствовать красоту материального бытия, наслаждаться красотой и изяществом., особое значение придавалось усвоению и почитанию национальных традиций,их соблюдению.
Список литературы /References
1. Каримов И.А. "Алпомиш" достонининг 1000 йиллигига багишланган тантанали маросимда сузланган нутк, 1999 йил 6 ноябрь.
2. Алпомиш. Достон. Узбек халк кахрамонлик эпоси / Айтувчи Фозил Йулдош угли. Нашрга тайёрловчилар Х,.Зарифов ва Т.Мирзаев. Т.: Шарк, 1998. 400 б.
3. ЖураевМ. Узбек мавсумий маросим фольклори. Т.: Фан, 2008. 290 б.
4. ЖураевМ. Фольклоршунослик асослари.: Укув кулланма. Т.: Фан, 2009. 192 б.
5. Ураева Д. Яхшиларга ёндашиб // Охунжон Сафаров. Ижодий портрет. Т.: Му^аррир, 210. Б.75-78.
6. Uraeva D.S., Sharipova M.B., Zaripova, R.I. & Nizomova S.S. (2020). THE EXPRESSION OF THE NATIONAL TRADITIONS AND BELIEFS IN UZBEK PHRASEOLOGICAL UNITS. Theoretical & Applied Science, (6). 469-472.
7. Sharipova M.B., Nizomova S.S. THE ARTISTIC IMAGE OF THE IMAGE OF" WATER" IN THE POEM //УЧЕНЫЙ XXI ВЕКА, 2018. № 11. С. 75.
ВВЕДЕНИЕ В ПРИРОДУ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Эшова Д.Ш. Email: [email protected]
Эшова Дильбар Шоназаровна - педагог дошкольного образования, кафедра дошкольного образования, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье анализируется методика обучения воспитанников дошкольных образовательных учреждений знакомству с природой. Ключевые слова: естественные науки, обучение, экскурсии, экскурсии, памятники природы.