Научная статья на тему 'Восьмидесятилетний юбилей Г.Н. Потанина: по материалам его архива в Научной библиотеке Томского университета (Статья первая)'

Восьмидесятилетний юбилей Г.Н. Потанина: по материалам его архива в Научной библиотеке Томского университета (Статья первая) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
37
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Г.Н. Потанин / юбилей / эпидейктическое красноречие / Сибирь / общественные организации / институционализация личности / Grigory Potanin / anniversary / epideictic eloquence / Siberia / public organisations / institutionalization of personality

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ирина Анатольевна Поплавская

В рамках юбилееведения как специальной области гуманитарных исследований рассматривается празднование восьмидесятилетнего юбилея Г.Н. Потанина. Материалом послужили поздравительные адреса и приветствия различных учреждений и организаций Сибири из архива Г.Н. Потанина. Анализируется их связь с традициями эпидейктического красноречия. Изучаются механизмы формирования биографического нарратива Потанина, институционализации его личности в общественном и культурном сознании Сибири и России начала XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Grigory Potanin’s eightieth anniversary: Based on materials from his archive in the Research Library of Tomsk State University (Article I)

Within the framework of anniversary studies as a special field of humanitarian research, the article considers the celebration of the eightieth anniversary of Grigory Potanin (1835–1920), an encyclopedist scientist, traveler, public figure, publicist, ideologist of the oblastnichestvo movement. The article aims to construct Potanin’s personality in the public consciousness of Siberia at the turn of the 20th century. The objectives of the study are: to consider Potanin’s biography, creative, social and scientific activities as a special life-building project; to analyse the mechanisms of his personality’s institutionalization; to comprehend the features of the oblastnichestvo movement at this stage; to reveal the ideas of Siberians about the social, economic and cultural situation of Siberia during this period. Welcoming addresses in honour of Potanin’s 80th birthday, which are stored in his archive at the Research Library of Tomsk State University, were the material for the study. Many of them are introduced into scholarly discourse for the first time. The material is analysed in connection with the traditions of epideictic eloquence. The study uses biographical, historicalcultural, semiotic, sociological research methods. In the addresses, Potanin’s biography is interpreted as a synthesis of a non-canonical biography, including arrest, hard labor and exile, and a canonical biography, reflecting his activities as an explorer, traveler, member of the Imperial Russian Geographical Society, as a citizen of Siberia. This type of biography reflects the demands of Russian society at the turn of the 20th century for awareness of its regional, all-Russian and Eurasian identity, which was refracted in Potanin’s biographical narrative. The role of Potanin in the founding of the first university in Siberia is emphasised, his merits as a travelling researcher in Mongolia, China, Tibet and as a public figure are presented. The article presents a symbolic comprehension of the personality of Potanin as a hero of space and a hero of time in the 1860s–1910s, compares him with the Buddhist image of Chakravartin and with the priest of the sacred fire. The article concludes that the perception of Potanin’s personality in the aspect of life building turned out to be closely connected with his ideas about himself, about the role that he was to play in Siberian society and the opinion of this society about him, his attitudes and expectations in relation to the “best son of Siberia”. The anniversary celebrations largely contributed to the institutionalization of his image in the cultural consciousness of Siberians. This was reflected in his election as an honorary citizen of a number of Siberian cities; the naming of streets, libraries, departments of museums in Tomsk and Novo-Nikolaevsk; in the establishment of Potanin scholarships for research on Siberia and for students of the Siberian region. The recognition of his merits as an encyclopedist scientist and as an educator of Siberia is evidenced by his election as an honorary member of certain scientific, educational and cultural organizations and societies.

Текст научной работы на тему «Восьмидесятилетний юбилей Г.Н. Потанина: по материалам его архива в Научной библиотеке Томского университета (Статья первая)»

Вестник Томского государственного университета. Филология. 2023. № 84. С. 213-233 Tomsk State University Journal of Philology. 2023. 84. рр. 213-233

Научная статья

УДК 82-5+929

doi: 10.17223/19986645/84/11

Восьмидесятилетний юбилей Г.Н. Потанина:

по материалам его архива в Научной библиотеке Томского университета (Статья первая)

Ирина Анатольевна Поплавская1

1 Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия, poplavskaj@rambler.ru

Аннотация. В рамках юбилееведения как специальной области гуманитарных исследований рассматривается празднование восьмидесятилетнего юбилея Г.Н. Потанина. Материалом послужили поздравительные адреса и приветствия различных учреждений и организаций Сибири из архива Г.Н. Потанина. Анализируется их связь с традициями эпидейктического красноречия. Изучаются механизмы формирования биографического нарратива Потанина, институциона-лизации его личности в общественном и культурном сознании Сибири и России начала XX в.

Ключевые слова: Г.Н. Потанин, юбилей, эпидейктическое красноречие, Сибирь, общественные организации, институционализация личности

Благодарности: Результаты исследования были получены в рамках выполнения задания гранта РНФ № 23-28-00447 «Творческое наследие Г.Н. Потанина: диалог Востока и Запада».

Для цитирования: Поплавская И.А. Восьмидесятилетний юбилей Г.Н. Потанина: по материалам его архива в Научной библиотеке Томского университета (Статья первая) // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2023. № 84. С. 213-233. doi: 10.17223/19986645/84/11

Original article

doi: 10.17223/19986645/84/11

Grigory Potanin's eightieth anniversary: Based on materials from his archive in the Research Library of Tomsk State University (Article I)

Irina A. Poplavskaya1

1 National Research Tomsk State University, Tomsk, Russian Federation, poplavskaj@rambler. ru

Abstract. Within the framework of anniversary studies as a special field of humanitarian research, the article considers the celebration of the eightieth anniversary

© Поплавская И. А., 2023

of Grigory Potanin (1835-1920), an encyclopedist scientist, traveler, public figure, publicist, ideologist of the oblastnichestvo movement. The article aims to construct Potanin's personality in the public consciousness of Siberia at the turn of the 20th century. The objectives of the study are: to consider Potanin's biography, creative, social and scientific activities as a special life-building project; to analyse the mechanisms of his personality's institutionalization; to comprehend the features of the ob-lastnichestvo movement at this stage; to reveal the ideas of Siberians about the social, economic and cultural situation of Siberia during this period. Welcoming addresses in honour of Potanin's 80th birthday, which are stored in his archive at the Research Library of Tomsk State University, were the material for the study. Many of them are introduced into scholarly discourse for the first time. The material is analysed in connection with the traditions of epideictic eloquence. The study uses biographical, historical-cultural, semiotic, sociological research methods. In the addresses, Potanin's biography is interpreted as a synthesis of a non-canonical biography, including arrest, hard labor and exile, and a canonical biography, reflecting his activities as an explorer, traveler, member of the Imperial Russian Geographical Society, as a citizen of Siberia. This type of biography reflects the demands of Russian society at the turn of the 20th century for awareness of its regional, all-Russian and Eurasian identity, which was refracted in Potanin's biographical narrative. The role of Potanin in the founding of the first university in Siberia is emphasised, his merits as a travelling researcher in Mongolia, China, Tibet and as a public figure are presented. The article presents a symbolic comprehension of the personality of Potanin as a hero of space and a hero of time in the 1860s-1910s, compares him with the Buddhist image of Chakravartin and with the priest of the sacred fire. The article concludes that the perception of Potanin's personality in the aspect of life building turned out to be closely connected with his ideas about himself, about the role that he was to play in Siberian society and the opinion of this society about him, his attitudes and expectations in relation to the "best son of Siberia". The anniversary celebrations largely contributed to the institutionali-zation of his image in the cultural consciousness of Siberians. This was reflected in his election as an honorary citizen of a number of Siberian cities; the naming of streets, libraries, departments of museums in Tomsk and Novo-Nikolaevsk; in the establishment of Potanin scholarships for research on Siberia and for students of the Siberian region. The recognition of his merits as an encyclopedist scientist and as an educator of Siberia is evidenced by his election as an honorary member of certain scientific, educational and cultural organizations and societies.

Keywords: Grigory Potanin, anniversary, epideictic eloquence, Siberia, public organisations, institutionalization of personality

Acknowledgments: The study was supported by the Russian Science Foundation, Project No. 23-28-00447 "The creative heritage of Grigory Potanin: Dialogue between East and West".

For citation: Poplavskaya, I.A. (2023) Grigory Potanin's eightieth anniversary: Based on materials from his archive in the Research Library of Tomsk State University (Article I). Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya - Tomsk State University Journal of Philology. 84. рр. 213-233. (In Russian). doi: 10.17223/19986645/84/11

Изучение культовой личности представляет интерес в разных аспектах: биографическом, историческом, социальном, культурном, мифологическом. В статье предметом рассмотрения становится личность Г.Н. Потани-

на (1835-1920), ученого-энциклопедиста, путешественника, общественного деятеля, публициста, идеолога областнического движения. Цель настоящей работы видится в конструировании личности Потанина в общественном сознании Сибири рубежа Х1Х-ХХ вв. Задачи исследования заключаются в рассмотрении биографии, творческой, общественной и научной деятельности Потанина как особого жизнестроительного проекта; в изучении механизмов институционализации его личности; в осмыслении особенностей областнического движения на данном этапе; в раскрытии представлений сибиряков о социальном, экономическом, культурном положении Сибири в этот период. Материалом послужили приветственные адреса в честь восьмидесятилетнего юбилея Потанина, хранящиеся в его архиве в Научной библиотеке Томского университета. Многие из них впервые вводятся в научный оборот. В работе используются биографический, историко-культурный, семиотический, социологический методы исследования.

В рамках юбилееведения как специальной предметной области гуманитарных исследований юбилей понимается как социокультурное явление и как форма культурной памяти, «формирующей символически переработанный образ прошлого» [1. С. 8]. Юбилеи известных писателей, ученых, общественных и культурных деятелей становятся «рубежными праздниками», подтверждающими статус человека в обществе, его значимость в социокультурном пространстве и воспринимаются как механизм формирования и трансляции ценностей, необходимых для гармонизации и идентичности социума [2. С. 125, 127]. Юбилейные мероприятия, посвященные отдельному известному лицу, предполагают конструирование биографии этого лица, его творческой и общественной деятельности с учетом сложившихся к моменту юбилея доминирующих идеологических и культурных парадигм, связанных с общенациональной и региональной идентичностью [3. С. 95]. Празднование персонального юбилея не только раскрывает единство личности с нацией и ее ценностями, но и воспринимается как своего рода резервная система культурно-исторической памяти общества [4. С. 32].

Обратимся к изучению восьмидесятилетнего юбилея известного отечественного этнографа, фольклориста, писателя Григория Николаевича Потанина (1835-1920). «Потанинские дни», торжественно отмеченные в Томске и других городах Сибири, поздравления юбиляру и материалы о нем, появившиеся на страницах центральной и региональной периодики, способствовали развитию более тесной связи центра и периферии, определенному сглаживанию культурной асимметрии между ними. В то же время эти события оказались неразрывно связаны с процессом формирования регионального самосознания сибиряков, активизировавшегося в конце XIX - начале XX в. [5. С. 65], с институционализацией образа Потанина в общественном сознании Сибири [6. С. 137].

21 сентября 1915 г. в Томске в здании Общественного собрания в присутствии юбиляра отмечалось восьмидесятилетие со дня его рождения, организованное советом Общества изучения Сибири. К этому дню было вы-

пущено 1200 билетов для депутатов и публики. С докладами о научной и общественной деятельности Потанина выступили профессор геологии Томского технологического института М.А. Усов (1883-1939), профессор кафедры государственного права Томского университета А.М. Горбунов (1867-1925), гласный Томской городской думы П.В. Вологодский (18631925). Затем представители более 50 организаций зачитали свои приветственные адреса, а хор Томского хорового общества исполнил гимн «Слава Потанину». В конце с ответной речью выступил сам юбиляр [7. С. 69].

Юбилей Потанина воспринимается и как важнейший текстопорождаю-щий фактор, связанный с конструированием его биографии и образа Сибири в общественном сознании России начала XX столетия. В связи с юбилейной датой вышел «Сборник к 80-летию дня рождения Григория Николаевича Потанина» [8] с предисловием профессора Томского университета

B.В. Сапожникова (1861-1924), биографическим очерком редактора «Сибирской газеты» А.В. Адрианова (1854-1920) и избранными статьями из путешествий и публицистики самого Потанина. К юбилею Потанина в газете «Сибирская жизнь» от 29 сентября 1915 г. была опубликована поздравительная телеграмма от А.М. Горького. В этом же номере были напечатаны поздравления от редакций журналов «Русское богатство», «Голос минувшего», «Ежемесячный журнал», «Современник», газет «Утро Сибири», «Сибирская мысль», «Сибирь», «Иркутская жизнь», «Приишимье» и др. [9.

C. 58-59]. В 1916 г. В.А. Обручев, участник второй Китайско-Тибетской экспедиции Потанина 1892-1893 гг., выпустил краткий очерк о его жизни и научной деятельности [10]. Этот юбилей стал поистине событием в культурной и политической жизни всей Сибири, «недаром в эти дни роль Потанина для Сибири сравнивали с тем, что делал Толстой для всей страны» [11. С. 183].

В нашей статье мы рассмотрим поздравительные адреса и приветствия, зачитанные на этом юбилее Потанина и хранящиеся в его фонде в Научной библиотеке Томского университета. Известно, что архив и библиотека Потанина поступили в библиотеку Томского университета в 1920 г. из библиотеки Института исследования Сибири, находящего в Томске, по причине его закрытия 1 июля 1920 г. Отличительным признаком этих книг и журналов является наличие на титульных листах прямоугольной печати библиотеки института, а также букв «Пт», поставленных около шифра книги [12. С. 96]. Другая часть материалов была передана в библиотеку в конце 1922 г. из фондов Сибирского научного кружка им. Г.Н. Потанина. В настоящее время архив Потанина включает в себя 15 700 л., относящихся к 1849-1919 гг., и его личную библиотеку, насчитывающую 3 200 ед. хранения [13. С. 31, 29]. Поздравительные материалы, относящиеся к восьмидесятилетнему юбилею Потанина, представляют собой приветствия, адресованные ему и подписанные главами отдельных сибирских городов, председателями, секретарями и членами различных обществ и организаций Томска, Красноярска, Енисейска, Минусинска, Иркутска, Омска, Бийска, Ново-Николаевска. В настоящее время в архиве Потанина в

Томске сохранилось 40 приветственных адресов. Все они находятся в 11 папках, внутри каждой имеется своя нумерация. Часть поздравлений напечатана типографским способом, часть представляет собой машинописный текст, часть написана от руки каллиграфическим почерком черными чернилами. Размеры поздравительных адресов 42,0 х 30,5; 39,3 х 25,3; 37,5 х 23,8; 35,5 х 22. При знакомстве с ними можно выделить несколько проблем: конструирование биографии Потанина как особого жизнестрои-тельного проекта; институционализация его личности в культурном сознании Сибири и России начала XX в.; областнические идеи «патриарха Сибири» на рубеже XIX-XX столетий; осмысление роли и места Сибири в политической, экономической и культурной жизни страны начала XX в. В данной статье мы рассмотрим первые две проблемы.

Отметим, что с точки зрения риторики все поздравительные материалы относятся к типу эпидейктических речей. Эпидейктическая речь - «это так называемая "речь на случай", речь торжественная, произносимая в речевых ситуациях особого рода: на юбилеях, других торжественных актах, <...> когда люди собираются, чтобы почувствовать свое единство, осознать себя как единую общность, как коллектив единомышленников» [14. С. 274]. Цель эпидейктического красноречия - «произвести на слушателя долговременное впечатление, "заронить мысль в его душу", укрепить его в тех или иных взглядах» [15. С. 56]. В Новое время прямым поэтическим аналогом эпидейктического красноречия становится ода. В области композиции эпидейктическое красноречие характеризуется стремлением к симметрии, ритмизации, амплификации, направленной на постепенное наращивание основных положений. С точки зрения выражения этот вид красноречия опирается на развернутую метафору, часто разрастающуюся в притчу [15. С. 57]. Все отмеченные особенности данного вида красноречия в той или иной мере присутствуют в каждой из поздравительных речей, произнесенных в честь юбиляра.

Во всех поздравлениях после обращения к юбиляру излагаются общественно значимые факты его биографии. Рассмотрим особенности формирования биографического текста Потанина как особого жизнестроительно-го проекта. Под биографическим текстом нами понимается «способ производства знания об обществе, вовлеченного в процесс самопознания и становления» [16. С. 180]. С этой точки зрения среди биографических нарра-тивов можно выделить две определяющие линии: конструирование нормативных биографий, в которых реализуется концепция «благой жизни» и которые в общественном плане направлены на оправдание существующего миропорядка, и «проблематизрующих» биографий, связанных с изменением, трансформацией традиционных институтов и созданием новых культурных парадигм [16. С. 179, 185, 186]. Случай же Потанина особенный. Его жизнь может быть осмыслена как синтез неканонической, «проблема-тизирующей» биографии, включающей арест, каторгу и ссылку, и одновременно биографии канонической, отражающей его деятельность как исследователя, путешественника, члена Императорского Русского географи-

ческого общества, как гражданина Сибири. Этот тип биографии получил отражение в ряде поздравительных адресов. Так в адресе от Общества врачей Енисейской губернии кратко обозначен весь жизненный путь Потанина. Авторы пишут: «Все общественное движение, вызванное к жизни Н.М. Ядринцевым и Г.Н. Потаниным со товарищи, как известно, было заподозрено <...> против всей группы лиц было возбуждено дело, которое повело к арестам, суду, ссылке и каторге. <...> Но и эта тяжелая и долгая страница Вашей жизни миновала. <...> На склоне лет Вы имеете великое счастье видеть результаты своих трудов. Вы видите Сибирь обновленную, в тех формах, которые когда-то только мечтались» [17. Л. 11]. В этом поздравлении подчеркивается единство Ядринцева и Потанина как родоначальников областнического движения, последовательно стремившихся воплотить свои идеи в пространстве родной Сибири, и одновременно подразумевается различие их жизненного пути: самоубийство Ядринцева как реализация трагического варианта судьбы сибирского просветителя и восьмидесятилетний юбилей Потанина как воплощение «идеальной» судьбы «гуманиста-областника». Разные варианты их «жизненных траекторий» формируют социокультурный ландшафт Сибири и выступают в качестве основы для мифологизации их биографий в сибирской и общероссийской периодике рубежа веков [18. С. 167].

Биографический нарратив оказывается определяющим и в поздравлении от сотрудников Иркутского отдела Общества изучения Сибири и улучшения ее быта. Обращаясь к юбиляру, они пишут: «Уже полстолетия отделяет нас от того времени, когда Ваш горячий призыв к молодым силам родины - призыв сплотиться во имя служения ей - был сочтен за преступление. Но жизнь в эти пятьдесят лет <.> являла доказательства тому, что Ваш призыв к работе, за который Вы понесли тяжелую кару, был продиктован самой действительностью <...> был необходим. И венок из терний на Вашей голове стал венком лавровым.» [19. Л. 3-3 об.]. В данном поздравлении раскрывается христианский, общекультурный и символический контекст, формирующийся вокруг имени Потанина, переданный с помощью образов «венка тернового» и «венка лаврового» и приема амплификации, направленного на возрастание смысловой характеристики адресата, на создание вокруг него мессианского ареола. В метафорическом плане этот отрывок описывает разные этапы реальной биографии Потанина: от его ареста 29 мая 1865 г. в Томске, трехлетнего тюремного заключения в Омске, каторги в Свеаборгской крепости в Финляндии, ссылки в Тотьму и Никольск, города Вологодской области, и амнистии в 1874 г. Последующие затем научные экспедиции Потанина в Монголию, Китай и Тибет, его деятельность как ученого-исследователя и как «патриота Сибири» обусловили восприятие его личности как «властителя сибирской мысли, строителя ее жизни, ее любимого сына» [20. Л. 20]. В этом приветствии акцентируются жизнестроительные стратегии личности Потанина, которые «претворяются» им в дело созидания новой Сибири, основанного на реализации его просветительских и областнических идей. Сходным образом ха-

растеризуется личность юбиляра и в поздравительном адресе от Минусинского городского Мартьяновского музея. В нем говорится о научных исследованиях Потанина, посвященных Сибири, которые определили всю его «долгую и плодотворную жизнь», и отмечается, что «даже постигшие Вас в юности суровые испытания не могли потушить ярко горевшего в Вашей душе пламени любви к ней!» [21. Л. 2].

Как видно из приведенных фрагментов, внутренне целостная жизнь Потанина на первом ее этапе воспринималась, с точки зрения официальной идеологии, как «опасная», в поздравительных же материалах к восьмидесятилетнему юбилею формируется уже каноническая его биография как биография российского интеллигента, ученого, общественного деятеля, публициста, идеолога сибирского областничества. Этот тип биографии отражает запросы русского общества на рубеже XIX-XX вв. на осознание своей региональной, общероссийской и евразийской идентичности, получившей преломление в биографическом нарративе Потанина.

В основной части многих поздравительных адресов отмечаются разносторонняя общественная деятельность Потанина и его научные заслуги как ученого-энциклопедиста и как просветителя Сибири. В поздравлении от Совета Императорского Томского университета подчеркивается его роль в деле основания университета: «Вами положен один их первых духовных камней в создание любимой Вами Alma Mater Sibirica. <.. .> Пусть увидите Вы возможно скорее, что посеянное Вами горчичное зерно выросло в громадное и законченное древо знания» [22 Л. 1, 1 об.]. Поздравление было подписано профессорами Томского университета П.И. Лященко (1876— 1955), Н.Я. Новомбергским (1871-1949), М.Д. Рузским (1864-1948) [23. C. 156, 179, 216]. Встречающееся здесь известное латинское выражение, библейские образы «горчичное зерно» и «древо знания» свидетельствуют об использовании элементов аллегорического и метафорического стилей, что сообщает самой речи необходимую торжественность и подчеркивает значимость личности юбиляра и его заслуг перед Сибирью.

В адресе от Сибирского кружка томских студентов внимание акцентируется на связи разных этапов жизненного пути Потанина с идеями областничества, которые «претворяются» в дело открытия Императорского Сибирского университета. В нем, в частности, отмечается: «Основав первое сибирское землячество в Петрограде <. > Вы, с Вашим славным сотрудником Николаем Михайловичем Ядринцевым, неустанно боролись за открытие первого культурного светоча в Сибири - Томского университета» [24. Л. 5]. Об этом же говорится и в поздравлении от Сибирских землячеств при высших учебных заведениях г. Томска: «Более полвека тому назад, еще будучи студентом, Вы организовали в Петрограде кружок сибиряков, поставивший своей целью создание в Сибири университета. <.> Ваша мечта осуществилась - в 1888 году был открыт Томский университет. Следствием дальнейшего развития Вашей идеи явилось открытие в Томске Технологического института и Сибирских высших женских курсов» [25. Л. 10]. Представляет интерес перечисление самих сибирских зем-

лячеств, которые создали студенты, обучавшиеся в это время в Томске. Среди них Алтайское, Амурское, Енисейское, Забайкальское, Иркутское, Красноярское, Ново-Николаевское, Омское, Петропавловское, Приморское, Сибирское при Высших женских курсах, Тобольское, Тюменское, Томское, Семипалатинское, Якутское землячества.

Заслуги Ядринцева и Потанина в деле основания первого сибирского университета неоценимы. Как известно, вопрос об открытии университета впервые был сформулирован ими еще в начале 1860-х гг. и рассматривался в единстве с такими вопросами, как ссылка, подчиненное экономическое положение Сибири, вопрос об инородцах, колонизация Сибири, расширение сферы культурной жизни региона [26. С. 89]. В конце 1863 г. Потанин прочитал публичную лекцию о сибирском университете в Семипалатинске, в это же время Ядринцев на литературном вечере в Омске, организованном в честь сбора средств на школу для детей казаков, выступает с сообщением на ту же тему. Впоследствии речь Ядринцева была опубликована в неофициальной части газеты «Томские губернские ведомости» за 1864 г. под названием «По поводу сибирского университета». В ней, в частности, говорилось о том, что «сибирский университет с давних пор составляет самую заветную мечту, самый любимый идеал сибиряков-патриотов. <. > Сибири суждена роль создать ту цивилизацию, которая будет служить последним звеном, смыкающим образованные народы умеренного пояса Северного полушария. Сибирский университет будет зародышем этой цивилизации» [27. С. 29, 31]. Как видим, идея открытия университета в Сибири наряду с другими культурными, экономическими, политическими, религиозными факторами развития осмыслялась под знаком органического вхождения региона в российскую этноцивилизацию, а через метасистему «Европа - Россия» - в глобальную «метацивилизацию Севера» [28].

Впоследствии идея об открытии сибирского университета получила продолжение в другой статье Ядринцева, ставшей своего рода манифестом раннего сибирского областничества [26. С. 89], «Сибирь в 1-е января 1865 года», которая была напечатана в газете «Томские губернские ведомости», в № 1 от 8 января 1865 г. В ней сибирский университет мыслится как «великое народное здание», которое будет возведено за счет местных пожертвований [29. С. 3]. Вслед за Ядринцевым Потанин в заметке «Материалы к вопросу о Сибирском университете» приводит данные о необходимой сумме ежегодного содержания университета - свыше 60 000 рублей серебром [30. С. 8]. В другой статье «Гражданское увлечение Сибири» он составляет уже предварительную смету для строительства университета и его оснащения: «Здание для помещения университета в сибирском городе будет стоить около 60,000 р.с.; библиотека из 5000 томов около 25,000 р.с.; затем остаются еще физический кабинет, лаборатория и ботанико-зоологический музей» [31. С. 2].

Новый этап в деле основания университета в Сибири продолжился уже в середине 1870-х гг. в публикациях, лекциях, публичных выступлениях сибирских областников. В это время «университетская идея нашла благо-

приятные условия для своего развития в самом сибирском обществе» [32. С. 146] и, как известно, получила воплощение в «высочайшем повелении» императора Александра II от 16 мая 1878 г. об учреждении Императорского Сибирского университета в Томске. Отметим, что роль Потанина и Яд-ринцева в становлении высшего образования в Сибири оказывается тесно связана с формирующимся с конца XIX в. «базовым мифом» о Томске как Сибирских Афинах, закрепляющим представление о городе как культурном центре Сибири и вносящим в ее концептосферу и мифологию новый сюжет интеллектуального освоения, концентрации духовных сил [33. С. 77, 80; 34. С. 40].

Деятельность Потанина как исследователя Сибири отражена почти во всех документах. Так, в поздравлении от статистиков Сибири и Томска жизнь Потанина-исследователя осмысляется в исторической ретроспективе. В адресе говорится: «.50 лет тому назад - Вы были избраны секретарем статистического комитета в Томске и <. > одними из первых Ваших трудов научного значения были труды статистические - по изучению численного состава населения Сибири и по исследованию рыболовства на озере Зайсан» [35. Л. 1 об.]. Речь идет, вероятно, о статье Потанина «Климат и люди Сибири», опубликованной в «Томских губернских ведомостях» за 1865 г. [36], и о материале «О рыбном промысле на Цзайсане и на Черном Иртыше», напечатанном в Записках Русского географического общества за 1864 г. [37]. В первой из них, в частности, говорится о двух путях колонизации Томской губернии, начавшихся с середины XVII столетия, -о ненасильственной (вольной) земледельческой колонизации северных, восточных и южных ее областей, и военной - в юго-западных частях от Иртыша до Усть-Каменогорска. Во второй статье, описывая взаимоотношения русских народов с инородцами, Потанин отмечает, что верховья Иртыша - это «вторая местность в Сибири после верхних частей Амура, где инородцами усвоена русская рыболовная культура» [37. С. 38].

В поздравлении от Красноярской городской думы подчеркивается роль Потанина как путешественника и исследователя Азии. В обращении к нему говорится: «Ваши выдающиеся путешествия по Азии <. > дали огромный материал для самых разнообразных научных знаний, а особенно по отделу этнографии народов Азии, а также в области естествознания» [38. Л. 3]. В адресе от Общества взаимного вспомоществования учащих и учивших Енисейской губернии раскрывается преимущественно научная сторона жизни Потанина: «В тот день, когда мысли всей Сибири обращены к Вам, в нашем воображении невольно встают картина за картиной Ваших путешествий по необозримым степям и лесам Средней Азии. Много тысяч верст пройдено Вами <...> среди необъятных просторов Гоби, Тибета, Монголии и по бесконечному Сибирскому пути. <.> всюду для Вас находился интересный матерьял, который Вы собирали и, обрабатывая его, делали ценный вклад в науку» [39. Л. 7 об.]. В адресе от Иркутской женской гимназии А.М. Григорьевой отмечается роль его жены А.В. Потаниной (1843-1893), которая принимала участие во всех четырех экспедициях,

возглавляемых ее мужем. В экспедициях она занималась гербариями, вела путевые дневники, делала зарисовки, собирала этнографические коллекции. Живо интересовалась буддизмом и буддийской культурой [40. С. 9]. В поздравительном приветствии говорится: «В своих путешествиях, тяжесть которых разделяла и верная подруга Вашей жизни Александра Викторовна, Вы не только давали исчерпывающее описание края, но и раскрывали его далекое прошлое, производя раскопки и исследуя местные древности, которых так много в Центральной Азии и Южной Сибири, странах с глубоко древней культурой <. >. И теперь нельзя приступить к изучению этого края, минуя Ваши труды» [41. Л. 1].

Почти во всех поздравлениях акцентируется внимание не только на признании научных открытий Потанина «всей мыслящей частью русского общества», но и на восприятии его как общественного деятеля, как истинного гражданина Сибири и России. Роль Потанина как общественного деятеля оказывается особенно актуальной в свете событий Первой мировой войны, что находит отражение в тексте некоторых поздравительных адресов. «Наш сегодняшний праздник омрачен совершающимися событиями мировой важности. <. > Пусть наш <. > праздник будет залогом скорой победы добра и света!» - говорится в обращении от студентов Томского университета [42. Л. 3]. «Мы переживаем тяжелое время испытаний, порождаемых стихийной борьбой нашей родины за право свободного развития, за право человека. <...> "Потанинский день" должен ободрить, оживить и усилить чувства всех, любящих отчизну», - отмечается в адресе Томского Общества содействия физическому развитию [43. Л. 31]. Празднование юбилея Потанина в этих исторических условиях воспринимается как «многознаменательный акт проявления общественного самосознания и силы. <. > Отныне день 21 сентября пусть будет нашим славным праздником, и ежегодно Вашего имени юбилейные собрания послужили бы связующим звеном между всеми слоями сибирского населения», - написано в поздравительном адресе от служащих Томского городского общественного самоуправления [44. Л. 41, 41 об.].

В соответствии с традицией эпидейктического красноречия почти все поздравления завершаются выразительной метафорой, раскрывающей восприятие образа Потанина в культурном сознании Сибири и России начала XX в. Часть этих метафор носит топологический характер, связанный с сибирским регионом как частью России. В них юбиляр называется «гражданином Сибири», «патриархом Сибири», «лучшим сыном Сибири», «сибирским патриотом», «самобытным кристаллом Сибири», «учителем и просвещенным деятелем Сибири», «отцом научного изучения Сибири», «властителем сибирской мысли», «защитником прав Сибири». В этих определениях Сибирь осмысляется как особое пространство, сформировавшее единство личности Потанина и его идей, а сам он воспринимается «как герой пространства, исследованию которого он посвятил свою жизнь» [6. С. 138, 139]. Также в этих номинациях акцентируется внимание на эн-циклопедичности научных интересов Потанина, который «сам являлся как

бы первым сибирским университетом», «живой энциклопедией Сибири и Центральной Азии» [45. С. 17]. В характеристиках личности «патриарха Сибири» раскрывается и его деятельность как «гуманиста-областника», отстаивавшего вопросы экономической автономии края, запрета на ссылку в Сибирь, создания местной интеллигенции, помощи сибирским народностям и переселенцам. В частности, в поздравлении от Красноярского отдела Общества изучения Сибири и улучшения ее быта реализация отдельных областнических идей Потаниным и его единомышленниками позволяет воспринимать этот регион как своего рода пространство «воплощенного слова». В нем отмечается: «Учреждение Томского университета, являющегося первым умственным центром Сибири <. > сокращение уголовной ссылки, ограждающее Сибирь в значительной степени от разлагающего антисоциального элемента, появление сибирской прессы, обслуживающей нужды области и выявляющей ее интересы, привлечение сибирской молодежи на службу родине - таковы итоги начинаний "Молодой Сибири"» [46. Л. 5 об.]. В адресе от Общества вспомоществования учащимся бурятам внимание акцентируется на деятельности Потанина как защитника интересов коренных народов Сибири, в обращении к нему говорится: «В Ваших трудах Вы никогда не забывали об инородческих народностях России и являлись неизменным и горячим защитником их прав» [47. Л. 5].

Другие поздравления формируют метафорический ряд, связанный с восприятием Потанина прежде всего как героя времени 1860-1910-х гг. В них он предстает как «идеалист-шестидесятник», «человек-гражданин», «поборник свободы и знания», «светлый гений истины и справедливости», «яркая путеводная звезда в сумерках бесправия», «светлый маяк», «печальник угнетенных», «символ честной мысли и протестующего слова», «собиратель общественной публицистической мысли», «учитель и идейный руководитель». Так, например, в адресе от Общества содействия вечерним общеобразовательным классам в Томске подчеркиваются огромные заслуги Потанина «в деле организации общественной мысли и работы для удовлетворения просветительских общегражданских нужд нашей необъятной родины» [48. Л. 30]. В другом адресе отмечается: «Вы так гармонически сочетали служение общественное на пользу родине с научными занятиями, являющимися основой родиноведения; Вы гармонично соединили служение родине с общечеловеческими идеалами; Вы <.> перекинули мост между идейным содержанием Азии - Востока и Европы - Запада» [46. Л. 5 об.]. В поздравлении от Общества содействия устройству сельских бесплатных библиотек-читален в Томской губернии говорится: «Вы пользуетесь почетом и уважением как в нашей родной Сибири, так и среди интеллигенции Европейской России. <. > Совет Общества приветствует Вас как ученого-исследователя, как гуманиста-областника и общественного деятеля, как идеалиста-шестидесятника, который высоко держит свое знамя среди переменчивых течений нашей государственной жизни» [49. Л. 27].

Мифологический контекст, соотносимый с именем Потанина, формируется через встречающийся в буддийской мифологии образ Чакравартина

(Чакраватина), в переводе с санскрита - «тот, кто поворачивает колесо», «вращатель чакры». Чакравартин в буддизме - это «идеальный царь, устанавливающий во всем мире царство справедливости» [50. С. 624]. Каждый Чакравартин не только защищает принятые под свое покровительство народы, но и просвещает их [51. С. 272]. Сравнение Потанина с Чакравар-тином встречается в поздравлении от Красноярского филиала ВосточноСибирского отдела Императорского Русского географического общества. В нем говорится: «Общественные деятели знали, что там, на сибирской горе Субур <. > стоит поседевший, но с вечно юной душой Чакравартин сибирской общественности, Григорий Николаевич Потанин, живой символ неуклонного движения к единой цели. <...> Одной из плодотворных идей Вашей деятельности была идея неразрывного союза знания и жизни. <. > Вот высокий идеал. Пусть же направляет к нему еще долгие годы общественную мысль светлый Чакравартин сибирской общественности» [52. Л. 10]. В поздравлении от группы мусульман-прогрессистов Томска юбиляр сравнивается со жрецом священного огня «любви, братства, социального равенства всех, независимо от веры и национальности» [53. Л. 38]. В сборнике же, выпущенном к восьмидесятилетию со дня рождения, Потанин назван «Божиим человеком», подразумевая под этим «гармоническое сочетание положительных качеств ума, характера, всей деятельности, всего поведения» [8. С. III].

В юбилейные дни Потанин был избран почетным членом ряда известных в Сибири организаций и обществ. Ему был вручен диплом почетного члена Общества естествоиспытателей и врачей при Императорском Томском университете «за заслуги по изучению природы, народов и истории Сибири, Монголии и Китая» [54. Л. 1]. Высоко оценив его деятельность на ниве просвещения Сибири, Общество содействия устройству сельских бесплатных библиотек-читален в Томской губернии приняло решение «открыть десять новых библиотек Вашего имени и, кроме того, присвоить наименование "Потанинских" двум библиотекам в селениях Чемальском и Аносском на Алтае», а также избрать юбиляра почетным членом этого общества [49. Л. 27, 27 об.]. Томское Общество содействия вечерним образовательным классам также избрало «сибирского патриарха» своим почетным членом и постановило учредить при обществе фонд имени Потанина «для выдачи стипендий сибирякам-инородцам», слушателям этих классов [48. Л. 29 об.]. Юбиляр также был избран почетным членом красноярского отдела Общества изучения Сибири и улучшения ее быта, Енисейского Общества попечения о народном образовании, Ново-Николаевского Общества попечения о народном образовании с постановлением открыть при нем читальню имени Потанина [55. Л. 4], Ново-Николаевского отдела Общества изучения Сибири и улучшения ее быта.

По постановлению Томской городской думы Потанин избирается почетным гражданином города, его имя присваивается второй городской публичной библиотеке, находящейся в историческом районе города Пески, а Нечаевскую улицу (ныне проспект Фрунзе) предлагается переименовать

в Потанинскую. Красноярская городская дума также избирает Потанина почетным гражданином города и постановляет повесить его портрет в Городском музее, один из отделов музея назвать «Потанинским» и ассигновать ежегодно на его пополнение 300 рублей. Кроме того, дума предлагает учредить стипендию его имени при Красноярской городской высшей школе для инородца [38. Л. 3, 3 об.]. Общественное управление Омска тоже избирает Потанина почетным гражданином города и учреждает стипендии его имени в мужских и женских гимназиях и высших начальных училищах, выделяет средства на организацию при Западно-Сибирском отделе Императорского географического общества фонда имени Потанина для выдачи премий за лучшие сочинения о Сибири [56. Л. 1]. НовоНиколаевское городское общественное управление в связи с юбилеем присвоило одной из центральных улиц города имя Потанина и постановило выделить 300 рублей на учреждение при местном отделе Общества изучения Сибири музея-библиотеки по сибиреведению с присвоением музею имени Потанина [57. Л. 2].

Как видим, восьмидесятилетний юбилей Потанина воспринимается как один из действенных механизмов институциализации его личности в общественном и культурном пространстве Сибири начала XX в. Итогом этого процесса стало присвоение ему летом 1918 г. Временным Сибирским правительством во главе с П.В. Вологодским звания почетного гражданина Сибири с назначением пожизненной пенсии. И само это событие из личного биографического факта превратилось «в дни торжества всей культурной Сибири» [58. Л. 25 об.].

Восприятие личности Потанина в аспекте жизнестроительства оказалось тесно связано с его представлениями о самом себе, о той роли, которую ему предстояло сыграть в сибирском обществе, а также мнением этого общества о нем, его установками и ожиданиями в отношении «лучшего сына Сибири». И юбилей Потанина, отношение к нему сибирской общественности стали официальным признанием его в качестве таковой личности. Юбилейные торжества во многом способствовали институционализа-ции его образа в культурном сознании сибиряков, что выразилось в избрании его почетным гражданином ряда сибирских городов, присвоении его имени улицам в Томске и Ново-Николаевске, а также библиотекам, отделам музеев, в учреждении стипендий имени Потанина для научных исследований о Сибири и для учащихся сибирского региона. О признании его заслуг как ученого-энциклопедиста и как просветителя Сибири свидетельствует избрание его почетным членом отдельных научных, образовательных и культурных организаций и обществ.

Существование Сибири не только как пограничного, но и как трансграничного региона, где «встречаются и соприкасаются культуры, рождаются модели и схемы их развития» [59. С. 42], придало особый масштаб личности Потанина. Он становится выразителем трансграничного самосознания на рубеже XIX-XX вв., направленного на выравнивание политических, экономических и культурных связей между центром и периферией, на вы-

страивание конструктивных вертикальных и горизонтальных контактов с метрополией и этническими региональными сообществами, с соседними регионами и сопредельными государствами. В общественном сознании образ «патриарха Сибири» оказался тождественным этому региону с его потенциальной мультикультурностью и мультиязычностью, с его особой траекторией развития и взаимодействия [60].

Как известно, в конце жизни Потанин обратился к воспоминаниям, которые публиковались на страницах газеты «Сибирская жизнь» в 1913-1917 гг. Эти воспоминания были призваны не только реконструировать его реальную биографию, но и предполагали восприятие своей личности как особого проекта, реализуемого в аспекте личной и общественной идентичности [61. C. 46]. И если Россия XVI в., по утверждению В.Л. Цымбурского, создалась Сибирью [62], то метафорически можно сказать, что современная Сибирь во многом была создана Потаниным и его единомышленниками.

Список источников

1. Евтушенко А.Г. Юбилей как социокультурный феномен : автореф. дис. ... канд. культурологии. М., 2012. 19 с.

2. Солдаткин В.Е. Юбилей: исторический аспект праздника // Вестник Челябинской гос. академии культуры и искусства. 2011. № 2 (26). С. 125-127.

3. Васильева О.Ю., Ляпина А.В., Пономарева Л.Г. Литературные юбилеи как явление национальной и региональной идентичности (к постановке проблемы) // Гуманитарные исследования. 2017. № 3 (16). С. 94-97.

4. Орлов О.В. Российский праздник как феномен культуры // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 1 (6). С. 32-41.

5. Жилякова Н.В. Два «литературных юбилея»: проблемы рецепции творчества русских писателей в провинциальной дореволюционной периодике // Журналистский ежегодник. 2012. № 1. С. 65-70.

6. Погодаев Н.П. Образ Григория Потанина в общественном сознании сибиряков: от модерна к постмодерну и далее // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2018. № 46. С. 137-144.

7. Дмитриенко Н.М., Голев И.А. Томск_Потанин: экскурсионный маршрут. Томск, 2020. 128 с.

8. Сборник к 80-летию дня рождения Григория Николаевича Потанина. Томск, 1915. 144 с.

9. Поплавская И.А. Г.Н. Потанин в воспоминаниях и переписке современников // XXXI Духовно-исторические чтения памяти учителей словенских святых Кирилла и Мефодия (Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа) : материалы XXXI Духовно-исторических чтений памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Томск, 2022. С. 53-61.

10. Обручев В.А. Григорий Николаевич Потанин: краткий очерк его жизни и научной деятельности. М., 1916. 23 с.

11. Сагалаев А.М., Крюков В.М. Потанин: опыт осмысления личности. Новосибирск, 1991. 228 с.

12. Колосова Г.И. История поступления научного наследия Г.Н. Потанина в библиотеку Томского университета // Доклады региональных межвузовских «Потанинских чтений», посвященных 160-летию со дня рождения Григория Николаевича Потанина. 4 октября 1995 года. Томск, 1995. С. 95-99.

13. Колосова Г.И. Фонд Г.Н. Потанина в Научной библиотеке Томского государственного университета // Вестник Томского государственного университета. История. 2011. № 2 (14). С. 29-33.

14. Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. М., 1996. 416 с.

15. Хазагеров Г.Г. Риторический словарь. М., 2009. 432 с.

16. Калугин Д. Русские биографические нарративы: от биографии частного лица к истории общества // История и повествование : сб. статей. М., 2006. С. 178-195.

17. НБ ТГУ, ОРКП. Архив Г.Н. Потанина. Ф. 1. Оп. 1. Поздравительный адрес от Общества врачей Енисейской губернии. Л. 11, 11 об.

18. Гнюсова И.Ф. Культурный ландшафт Сибири в осмыслении сибирских писателей и публицистов XIX в. // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2022. № 79. С. 167-189.

19. НБ ТГУ, ОРКП. Архив Г.Н. Потанина. Ф. 1. Оп. 1. Поздравительный адрес от Иркутского отдела Общества изучения Сибири и улучшения ее быта. Ф. 1. Оп. 1. Л. 3, 3 об.

20. НБ ТГУ, ОРКП. Архив Г.Н. Потанина. Ф. 1. Оп. 1. Поздравительный адрес от Общества сибирских инженеров. Л. 19, 19 об., 20, 20 об.

21. НБ ТГУ, ОРКП. Архив Г.Н. Потанина. Ф. 1. Оп. 1. Поздравительный адрес от Минусинского городского Мартьяновского музея. Л. 2, 2 об.

22. НБ ТГУ, ОРКП. Архив Г.Н. Потанина. Ф. 1. Оп. 1. Поздравительный адрес от Совета Императорского Томского университета. Л. 1, 1 об., 2, 2 об.

23. Профессора Томского университета. Биографический словарь. Вып. 1: 18881917. Томск, 1996. 288 с.

24. НБ ТГУ, ОРКП. Архив Г.Н. Потанина. Ф. 1. Оп. 1. Поздравительный адрес от Сибирского кружка томских студентов. Л. 5, 5 об., 6, 6 об.

25. НБ ТГУ, ОРКП. Архив Г.Н. Потанина. Ф. 1. Оп. 1. Поздравительный адрес от Сибирских землячеств при высших учебных заведениях г. Томска. Л. 10, 10 об., 11, 11 об.

26. Шевцов В.В. «Томские губернские ведомости» в деле «сибирских сепаратистов» (1863-1865 гг.) // Гуманитарные науки в Сибири. 2010. № 2. С. 88-91.

27. Ядринцев Н.М. По поводу сибирского университета // Томские губернские ведомости. Часть неофициальная. 1864. № 5. 31 января. С. 28-31.

28. Хатунцев С.В. Лимитрофа - межцивилизационные пространства Старого и Нового Света // Полис. Политические исследования. 2011. № 2. С. 86-98.

29. Ядринцев НМ. Сибирь в 1-е января 1865 года // Томские губернские ведомости. Часть неофициальная. 1865. № 1. 8 января. С. 1-4.

30. Потанин Г.Н. Материалы к вопросу о Сибирском университете // Томские губернские ведомости. 1865. № 7-8. 19 и 26 февраля. С. 8.

31. Потанин Г. Н. Гражданское увлечение Сибири // Томские губернские ведомости. Часть неофициальная. 1865. № 16. 30 апреля. С. 1-6.

32. Некрылов С.А. Областники и первый сибирский университет // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 295. С. 141-148.

33. Резанова З.И. Мифологема «Томск - Сибирские Афины» в коммуникативных тактиках публицистического дискурса (На материале еженедельной периодики г. Томска) // Язык и культура. 2010. № 1 (9). С. 74-84.

34. Киселев В.С. Томск в русской литературе: проблемы и перспективы изучения // Имагология и компаративистика. 2017. № 8. 36-61.

35. НБ ТГУ, ОРКП. Архив Г.Н. Потанина. Ф. 1. Оп. 1. Поздравительный адрес от статистиков Сибири, работающих в томских статистических организациях: переселенческой, отдела земельных улучшений и городской. Л. 1, 1 об.

36. Потанин Г.Н. Климат и люди Сибири // Томские губернские ведомости. Часть неофициальная. 1865. № 12. 26 марта. С. 1-7; № 13. 2 апреля. С. 4-8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

37. Потанин Г.Н. О рыбном промысле на Цзайсане и на черном Иртыше (Отрывки из путешествия К. В. Струве и Г. Н. Потанина по поручению Императорского русского

географического общества) // Записки Русского географического общества. 1864. Кн. 4. СПб., 1865. С. 21-50.

38. НБ ТГУ, ОРКП. Архив Г.Н. Потанина. Ф. 1. Оп. 1. Поздравительный адрес от Красноярской городской думы. Л. 3, 3 об., 4, 4 об.

39. НБ ТГУ, ОРКП. Архив Г.Н. Потанина. Ф. 1. Оп. 1. Поздравительный адрес от Общества вспомоществования учащих и учивших Енисейской губернии. Л. 7, 7 об., 8, 8 об.

40. Дмитриенко Н.М. Жизненный подвиг Александры Викторовны Потаниной // Музееведческое наследие Северной Азии. Вып. 3: Труды Александры Викторовны Потаниной. Томск, 2022. С. 5-14.

41. НБ ТГУ, ОРКП. Архив Г.Н. Потанина. Ф. 1. Оп. 1. Поздравительный адрес от Иркутской женской гимназии А.М. Григорьевой. Л. 1, 1 об.

42. НБ ТГУ, ОРКП. Архив Г.Н. Потанина. Ф. 1. Оп. 1. Поздравительный адрес от студентов Томского университета. Л. 3, 3 об.

43. НБ ТГУ, ОРКП. Архив Г.Н. Потанина. Ф. 1. Оп. 1. Поздравительный адрес от Общества содействия физическому развитию. Л. 31, 31 об., 32, 32 об.

44. НБ ТГУ, ОРКП. Архив Г.Н. Потанина. Ф. 1. Оп. 1. Поздравительный адрес от служащих Томского городского общественного самоуправления. Л. 41, 41 об.

45. Серебренников Н.В. Опыт формирования областнической литературы Сибири. Томск, 2004. 308 с.

46. НБ ТГУ, ОРКП. Архив Г.Н. Потанина. Ф. 1. Оп. 1. Поздравительный адрес от Красноярского отдела Общества изучения Сибири и улучшения ее быта. Л. 5, 5 об., 6, 6 об.

47. НБ ТГУ, ОРКП. Архив Г.Н. Потанина. Ф. 1. Оп. 1. Поздравительный адрес от Общества вспомоществования учащимся бурятам. Л. 5, 5 об.

48. НБ ТГУ, ОРКП. Архив Г.Н. Потанина. Ф. 1. Оп. 1. Поздравительный адрес от Общества содействия вечерним общеобразовательным классам. Л. 29, 29 об., 30, 30 об.

49. НБ ТГУ, ОРКП. Архив Г.Н. Потанина. Ф. 1. Оп. 1. Поздравительный адрес от Общества содействия устройству сельских бесплатных библиотек-читален в томской губернии. Л. 27, 27 об.

50. Мифы народов мира. Энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. С.А. Токарев. М., 1997. Т. 2. 719 с.

51. Голуб Л.Ю., Другова О.Ю., Голуб П.Ю. Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям. М., 2003. 334 с.

52. НБ ТГУ, ОРКП. Архив Г.Н. Потанина. Ф. 1. Оп. 1. Поздравительный адрес от Красноярского подотдела Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества. Л. 9, 9 об., 10, 10 об.

53. НБ ТГУ, ОРКП. Архив Г.Н. Потанина. Ф. 1. Оп. 1. Поздравительный адрес от группы мусульман-прогрессистов г. Томска. Л. 37, 37 об., 38, 38 об.

54. НБ ТГУ, ОРКП. Архив Г.Н. Потанина. Ф. 1. Оп. 1. Поздравительный адрес от Общества естествоиспытателей и врачей при Императорском Томском университете. Л. 1, 1 об.

55. НБ ТГУ, ОРКП. Архив Г.Н. Потанина. Ф. 1. Оп. 1. Поздравительный адрес от Ново-Николаевского Общества попечения о народном образовании. Л. 3, 3 об., 4, 4 об.

56. НБ ТГУ, ОРКП. Архив Г.Н. Потанина. Ф. 1. Оп. 1. Поздравительный адрес от общественного управления г. Омска. Л. 1, 1 об.

57. НБ ТГУ, ОРКП. Архив Г.Н. Потанина. Ф. 1. Оп. 1. Поздравительный адрес от Ново-Николаевского городского общественного управления. Л 1, 1 об., 2, 2 об.

58. НБ ТГУ, ОРКП. Архив Г.Н. Потанина. Ф. 1. Оп. 1. Поздравительный адрес от Педагогического общества в Томске. Л. 25, 25 об.

59. Ярошенко А.В. Проблемные пути концептуализации трансграничья // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2012. № 152. С. 41-47.

60. Демешкина Т.А., Дутчак Е.Е. Социокоммуникативное пространство трансгра-ничья: модель реконструкции культурно-языкового ландшафта Сибири // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2020. № 67. С. 28-44.

61. Козлов А.Е. «Сибирские литературные воспоминания» Н.М. Ядринцева: память жанра и конструирование идентичности // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 459. С. 46-51.

62. Цымбурский В.Л. Остров Россия // URL: https://archipelag.ru/ru_mir/ostrov-rus/cymbur/island_russia/ (дата обращения: 8.04.2023).

References

1. Evtushenko, A.G. (2012) Yubiley kak sotsiokul'turnyy fenomen [Anniversary as a socio-cultural phenomenon]. Abstract of Cultural Studies Cand. Diss. Moscow.

2. Soldatkin, V.E. (2011) Yubiley: istoricheskiy aspekt prazdnika [Anniversary: the historical aspect of the holiday]. Vestnik Chelyabinskoy gos. akademii kul'tury i iskusstva. 2 (26). pp. 125-127.

3. Vasil'eva, O.Yu., Lyapina, A.V. & Ponomareva, L.G. (2017) Literaturnye yubilei kak yavlenie natsional'noy i regional'noy identichnosti (k postanovke problemy) [Literary anniversaries as a phenomenon of national and regional identity (to the formulation of the problem)]. Gumanitarnye issledovaniya. 3 (16). pp. 94-97.

4. Orlov, O.V. (2011) Rossiyskiy prazdnik kak fenomen kul'tury [Russian holiday as a phenomenon of culture]. Sankt-Peterburgskiy gos. universitet kul'tury i iskusstv. 1 (6). pp. 32-41.

5. Zhilyakova, N.V. (2012) Dva "literaturnykh yubileya": problemy retseptsii tvorchestva russkikh pisateley v provintsial'noy dorevolyutsionnoy periodike [Two "literary anniversaries": problems of reception of Russian writers' creativity in provincial pre-revolutionary periodicals]. Zhurnalistskiy ezhegodnik. 1. pp. 65-70.

6. Pogodaev, N.P. (2018) The image of Grigory Potanin in the public consciousness of Siberians: from modernity to post-modernity and beyond. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya - Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. 46. pp. 137-144. (In Russian). doi: 10.17223/1998863Х/46/16

7. Dmitrienko, N.M. & Golev, I.A. (2020) Tomsk Potanin: ekskursionnyy marshrut [Tomsk_Potanin: Excursion route]. Tomsk: Tomsk State University.

8. Sapozhnikov, V. (ed.) (1915) Sbornik k 80-letiyu dnya rozhdeniya Grigoriya Nikolaevicha Potanina [Collection for the 80th Anniversary of the birthday of Grigory Nikolaevich Potanin]. Tomsk: Tipo-litografiya Sibirskogo tovarishchestva pechatnogo dela.

9. Poplavskaya, I.A. (2022) [G.N. Potanin in the memoirs and correspondence of his contemporaries]. XXXI Aleksandr Nevskiy: Zapad i Vostok, istoricheskaya pamyat' naroda [Alexander Nevsky: West and East, the historical memory of the people]. Proceedings of the 31st XXXI Cyril and Methodius Readings. Tomsk. 20 April - 31 May 2021. Tomsk: Tomsk Center for Scientific and Technical Information. pp. 53-61. (In Russian).

10. Obruchev, V.A. (1916) Grigoriy Nikolaevich Potanin: kratkiy ocherk ego zhizni i nauchnoy deyatel'nosti [Grigory Nikolaevich Potanin: A brief outline of his life and scientific work]. Moscow: Tipo-litografiya tovarishchestva I. N. Kushnerev i K°.

11. Sagalaev, A.M. & Kryukov, V.M. (1991) Potanin: opyt osmysleniya lichnosti [Potanin: An attempt to comprehend the personality]. Novosibirsk: SB USSR AS.

12. Kolosova, G.I. (1995) [The history of the receipt of the scientific heritage of G.N. Potanin to the library of Tomsk University]. Proceedings of the Regional Potanin Readings. Tomsk. 4 October 1995. Tomsk: Tomsk State University. pp. 95-99. (In Russian)

13. Kolosova, G.I. & Fond, G.N. (2011) The document and book stock of G.N. Potanin in the scientific library of Tomsk State University. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya - Tomsk State University Journal of History. 2 (14). pp. 29-33. (In Russian).

14. Mikhal'skaya, A.K. (1996) Osnovy ritoriki: Mysl' i slovo [Fundamentals of Rhetoric: Thought and word]. Moscow: Prosveshchenie.

15. Khazagerov, G.G. (2009) Ritoricheskiy slovar' [Rhetorical Dictionary]. Moscow: Flinta; Nauka.

16. Kalugin, D. (2006) Russkie biograficheskie narrativy: ot biografii chastnogo litsa k istorii obshchestva [Russian biographical narratives: from the biography of a private person to the history of society]. In: Obatnin, G.V. & Pesonen, P. (eds) Istoriya i povestvovanie [History and Narrative]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie. pp. 178-195.

17. Manuscripts and Rare Books Department of the Research Library of Tomsk State University. Arkhiv G.N. Potanina [G.N. Potanin's Archive]. Fund 1. List. 1. Pages 11, 11 reverse. Pozdravitel 'nyy adres ot Obshchestva vrachey Eniseyskoy gubernii [Congratulatory address from the Society of Physicians of the Yenisei Province].

18. Gnyusova, I.F. (2022) Siberia's cultural landscape in the understanding of Siberian Writers and publicists of the 19th century. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya - Tomsk State University Journal og Philology. 79. pp. 167-189. (In Russian). doi: 10.17223/19986645/79/9

19. Manuscripts and Rare Books Department of the Research Library of Tomsk State University. Arkhiv G.N. Potanina [G.N. Potanin's Archive]. Fund 1. List 1. Pages 3, 3 reverse. Pozdravitel'nyy adres ot Irkutskogo otdela Obshchestva izucheniya Sibiri i uluchsheniya ee byta [Congratulatory address from the Irkutsk department of the Society for the Study of Siberia and the improvement of its life].

20. Manuscripts and Rare Books Department of the Research Library of Tomsk State University. Arkhiv G.N. Potanina [G.N. Potanin's Archive]. Fund 1. List 1. Pages 19, 19 reverse, 20, 20 reverse. Pozdravitel'nyy adres ot Obshchestva sibirskikh inzhenerov [Congratulatory address from the Society of Siberian Engineers].

21. Manuscripts and Rare Books Department of the Research Library of Tomsk State University. Arkhiv G.N. Potanina [G.N. Potanin's Archive]. Fund 1. List 1. Pages 2, 2 reverse. Pozdravitel'nyy adres ot Minusinskogo gorodskogo Mart'yanovskogo muzeya [Congratulatory address from the Minusinsk City Martyanovsky Museum].

22. Manuscripts and Rare Books Department of the Research Library of Tomsk State University. Arkhiv G.N. Potanina [G.N. Potanin's Archive]. Fund 1. List 1. Pages 1, 1 reverse, 2, 2 reverse. Pozdravitel'nyy adres ot Soveta Imperatorskogo Tomskogo universiteta [Congratulatory address from the Council of the Imperial Tomsk University].

23. Fominykh, S.F., Nekrylov, S.A. & Bertsun, L.L. (1996) Professora Tomskogo universiteta. Biograficheskiy slovar' [Professors of Tomsk University. Vol. 1. Biographical Dictionary]. Tomsk: Tomsk State University.

24. Manuscripts and Rare Books Department of the Research Library of Tomsk State University. Arkhiv G.N. Potanina [G.N. Potanin's Archive]. Fund 1. List 1. Pages 5, 5 reverse, 6, 6 reverse. Pozdravitel'nyy adres ot Sibirskogo kruzhka tomskikh studentov [Congratulatory address from the Siberian circle of Tomsk students].

25. Manuscripts and Rare Books Department of the Research Library of Tomsk State University. Arkhiv G.N. Potanina [G.N. Potanin's Archive]. Fund 1 List 1. Pages 10, 10 reverse, 11, 11 reverse. Pozdravitel'nyy adres ot Sibirskikh zemlyachestv pri vysshikh uchebnykh zavedeniyakh g. Tomska [A congratulatory address from the Siberian communities at higher educational institutions in Tomsk].

26. Shevtsov, V.V. (2010) "Tomskie gubernskie vedomosti" v dele "sibirskikh separatistov" (1863-1865 gg.) [Tomskie Gubernskie Vedomosti in the case of "Siberian separatists" (1863-1865)]. Gumanitarnye nauki v Sibiri. 2. pp. 88-91.

27. Yadrintsev, N.M. (1864) Po povodu sibirskogo universiteta [Regarding the Siberian University]. Tomskie gubernskie vedomosti. Chast' neofitsial'naya. 5. 31st January. pp. 2831.

28. Khatuntsev, S.V. (2011) Limitrofa - mezhtsivilizatsionnye prostranstva Starogo i Novogo Sveta [Limitrofa - intercivilizational spaces of the Old and New Worlds]. Polis. Politicheskie issledovaniya. 2. pp. 86-98.

29. Yadrintsev, N.M. (1865) Sibir' v 1-e yanvarya 1865 goda [Siberia on January 1, 1865]. Tomskie gubernskie vedomosti. Chast' neofitsial'naya. 1. 8th January. pp. 1-4.

30. Potanin, G.N. (1865) Materialy k voprosu o Sibirskom universitete [Materials on the issue of the Siberian University]. Tomskie gubernskie vedomosti. 7-8. 19th & 26th February. P. 8.

31. Potanin, G.N. (1865) Grazhdanskoe uvlechenie Sibiri [Civic engagement of Siberia]. Tomskie gubernskie vedomosti. Chast' neofitsial'naya. 16. 30th April. pp. 1-6.

32. Nekrylov, S.A. (2007) Oblastniki and the first Siberian University. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State Universuty Journal. 295. pp. 141-148. (In Russian).

33. Rezanova, Z.I. (2010) Mifologema "Tomsk - Sibirskie Afiny" v kommunikativnykh taktikakh publitsisticheskogo diskursa (Na materiale ezhenedel'noy periodiki g. Tomska) [Mythology "Tomsk is Siberian Athens" in the communicative tactics of journalistic discourse (On the material of the weekly periodicals of Tomsk)]. Yazyk i kul'tura. 1 (9). pp. 74-84.

34. Kiselev, V.S. (2017) Tomsk in Russian literature: problems and prospects of research. Imagologiya i komparativistika - Imagology and Comparative Studies. 8. pp. 36-61. (In Russian). doi: 10.17223/24099554/8/3

35. Manuscripts and Rare Books Department of the Research Library of Tomsk State University. Arkhiv G.N. Potanina [G.N. Potanin's Archive]. Fund 1. List 1. Pages 1, 1 reverse. Pozdravitel'nyy adres ot statistikov Sibiri, rabotayushchikh v tomskikh statisticheskikh organizatsiyakh: pereselencheskoy, otdela zemel'nykh uluchsheniy i gorodskoy [A congratulatory address from Siberian statisticians working in Tomsk statistical organizations: resettlement, land improvement department and city].

36. Potanin, G.N. (1865) Klimat i lyudi Sibiri [Climate and people of Siberia]. Tomskie gubernskie vedomosti. Chast'neofitsial'naya. 12. 26th March. pp. 1-7; 13. 2nd April. pp. 4-8.

37. Struve, K.V. & Potanin, G.N. (1865) O rybnom promysle na Tszaysane i na chernom Irtyshe (Otryvki iz puteshestviya K.V. Struve i G.N. Potanina po porucheniyu Imperatorskogo russkogo geograficheskogo obshchestva) [About fishing on Zaisan and on the black Irtysh (Excerpts from the travel of K.V. Struve and G.N. Potanin on behalf of the Imperial Russian Geographical Society)]. In: Zapiski Russkogo geograficheskogo obshchestva. 1864 [Notes of the Russian Geographical Society. 1864]. Book. 4. Saint Petersburg: V tip. V. Bezobrazova i komp. pp. 21-50.

38. Manuscripts and Rare Books Department of the Research Library of Tomsk State University. Arkhiv G.N. Potanina [G.N. Potanin's Archive]. Fund 1. List 1. Pages 3, 3 reverse, 4, 4 reverse. Pozdravitel'nyy adres ot Krasnoyarskoy gorodskoy dumy [Congratulatory address from the Krasnoyarsk City Duma].

39. Manuscripts and Rare Books Department of the Research Library of Tomsk State University. Arkhiv G.N. Potanina [G.N. Potanin's Archive]. Fund 1. List 1. Pages 7, 7 reverse, 8, 8 reverse. Pozdravitel'nyy adres ot Obshchestva vspomoshchestvovaniya uchashchikh i uchivshikh Eniseyskoy gubernii [Congratulatory address from the Society for the Assistance of Students and Teachers of the Yenisei Province].

40. Dmitrienko, N.M. (2022) Zhiznennyy podvig Aleksandry Viktorovny Potaninoy [Life feat of Alexandra Viktorovna Potanina]. In: Dmitrienko, N.M. et al. (eds) Muzeevedcheskoe nasledie Severnoy Azii. [Museum Heritage of North Asia]. Vol. 3. Tomsk: Tomsk State University. pp. 5-14.

41. Manuscripts and Rare Books Department of the Research Library of Tomsk State University. Arkhiv G.N. Potanina [G.N. Potanin's Archive]. Fund 1. List 1. Pages 1, 1 reverse. Pozdravitel'nyy adres ot Irkutskoy zhenskoy gimnazii A.M. Grigor'evoy [Congratulatory address from the Irkutsk Women's Gymnasium of A.M. Grigorieva].

42. Manuscripts and Rare Books Department of the Research Library of Tomsk State University. Arkhiv G.N. Potanina [G.N. Potanin's Archive]. Fund 1. List 1. Pages 3, 3 reverse. Pozdravitel'nyy adres ot studentov Tomskogo universiteta [Congratulatory address from students of Tomsk University].

43. Manuscripts and Rare Books Department of the Research Library of Tomsk State University. Arkhiv G.N. Potanina [G.N. Potanin's Archive]. Fund 1. List 1. Pozdravitel'nyy adres ot Obshchestva sodeystviya fizicheskomu razvitiyu [Congratulatory address from the Society for the Promotion of Physical Development]. Pages 31, 31 reverse, 32, 32 reverse.

44. Manuscripts and Rare Books Department of the Research Library of Tomsk State University. Arkhiv G.N. Potanina [G.N. Potanin's Archive]. Fund 1. List 1. Pages 41, 41 reverse. Pozdravitel'nyy adres ot sluzhashchikh Tomskogo gorodskogo obshchestvennogo samoupravleniya [Congratulatory address from employees of the Tomsk City Public Self-Government].

45. Serebrennikov, N.V. (2004) Opyt formirovaniya oblastnicheskoy literatury Sibiri [Experience in the Formation of the Regional Literature of Siberia]. Tomsk: Tomsk State University.

46. Manuscripts and Rare Books Department of the Research Library of Tomsk State University. Arkhiv G.N. Potanina [G.N. Potanin's Archive]. Fund 1. List 1. Pages 5, 5 reverse, 6, 6 reverse. Pozdravitel'nyy adres ot Krasnoyarskogo otdela Obshchestva izucheniya Sibiri i uluchsheniya ee byta [Congratulatory address from the Krasnoyarsk department of the Society for the Study of Siberia and the improvement of its life].

47. Manuscripts and Rare Books Department of the Research Library of Tomsk State University. Arkhiv G.N. Potanina [G.N. Potanin's Archive]. Fund 1. List 1. Pages 5, 5 reverse. Pozdravitel'nyy adres ot Obshchestva vspomoshchestvovaniya uchashchimsya buryatam [Congratulatory address from the Society for the Aid to Buryat Students].

48. Manuscripts and Rare Books Department of the Research Library of Tomsk State University. Arkhiv G.N. Potanina [G.N. Potanin's Archive]. Fund 1. List 1. Pages 29, 29 reverse, 30, 30 reverse. Pozdravitel'nyy adres ot Obshchestva sodeystviya vechernim obshcheobrazovatel 'nym klassam [Congratulatory address from the Society for the Promotion of Evening General Education Classes].

49. Manuscripts and Rare Books Department of the Research Library of Tomsk State University. Arkhiv G.N. Potanina [G.N. Potanin's Archive]. Fund 1. List 1. Pages 27, 27 reverse. Pozdravitel'nyy adres ot Obshchestva sodeystviya ustroystvu sel'skikh besplatnykh bibliotek-chitalen v tomskoy gubernii [Congratulatory address from the Society for Assistance in the Establishment of Rural Free Reading Libraries in the Tomsk Province].

50. Tokarev, S.A. (ed.) (1997) Mify narodov mira. Entsiklopediya [Myths of the Peoples of the World. Encyclopedia]. Vol. 2. Moscow: Sov. entsiklopediya.

51. Golub, L.Yu, Drugova, O.Yu. & Golub, P.Yu. (2003) Populyarnyy slovar' po buddizmu i blizkim k nemu ucheniyam [Popular Dictionary of Buddhism and Related Teachings]. Moscow: Khroniker.

52. Manuscripts and Rare Books Department of the Research Library of Tomsk State University. Arkhiv G.N. Potanina [G.N. Potanin's Archive]. Fund 1. List 1. Pages 9, 9 reverse, 10, 10 reverse. Pozdravitel'nyy adres ot Krasnoyarskogo podotdela Vostochno-Sibirskogo otdela Imperatorskogo Russkogo geograficheskogo obshchestva [Congratulatory address from the Krasnoyarsk subdivision of the East Siberian department of the Imperial Russian Geographical Society].

53. Manuscripts and Rare Books Department of the Research Library of Tomsk State University. Arkhiv G.N. Potanina [G.N. Potanin's Archive]. F. 1. Op. 1. Pages 37, 37 reverse, 38, 38 reverse. Pozdravitel'nyy adres ot gruppy musul'man-progressistov g. Tomska [Congratulatory Address from a Group of Muslim Progressives in Tomsk].

54. Manuscripts and Rare Books Department of the Research Library of Tomsk State University. Arkhiv G.N. Potanina [G.N. Potanin's Archive]. Fund 1. List 1. Pages. 1,

1 reverse. Pozdravitel 'nyy adres ot Obshchestva estestvoispytateley i vrachey pri Imperatorskom Tomskom universitete [Congratulatory address from the Society of Naturalists and Physicians at the Imperial Tomsk University].

55. Manuscripts and Rare Books Department of the Research Library of Tomsk State University. Arkhiv G.N. Potanina [G.N. Potanin's Archive]. Fund 1. List 1. Pages 3, 3 reverse, 4, 4 reverse. Pozdravitel'nyy adres ot Novo-Nikolaevskogo Obshchestva popecheniya o narodnom obrazovanii [Congratulatory address from the Novo-Nikolaev Society for the Care of Public Education].

56. Manuscripts and Rare Books Department of the Research Library of Tomsk State University. Arkhiv G.N. Potanina [G.N. Potanin's Archive]. Fund 1. List 1. Pages 1, 1 reverse. Pozdravitel'nyy adres ot obshchestvennogo upravleniya g. Omska [Congratulatory Address from the Public Administration of Omsk].

57. Manuscripts and Rare Books Department of the Research Library of Tomsk State University. Arkhiv G.N. Potanina [G.N. Potanin's Archive]. Fund 1. List 1. Pages 1, 1 reverse, 2, 2 reverse. Pozdravitel'nyy adres ot Novo-Nikolaevskogo gorodskogo obshchestvennogo upravleniya [Congratulatory Address from the Novo-Nikolaev City Public Administration].

58. Manuscripts and Rare Books Department of the Research Library of Tomsk State University. Arkhiv G.N. Potanina [G.N. Potanin's Archive]. Fund 1. List 1. Pages 25, 25 reverse. Pozdravitel'nyy adres ot Pedagogicheskogo obshchestva v Tomske [Congratulatory Address from the Pedagogical Society in Tomsk].

59. Yaroshenko, A.V. (2012) Problemnye puti kontseptualizatsii transgranich'ya [Problematic ways of conceptualization of cross-border]. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena. 152. pp. 41-47.

60. Demeshkina, T.A. & Dutchak, E.E. (2020) The socio-communicative space of transboundary areas: a reconstruction model of the cultural and linguistic landscape of Siberia. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya - Tomsk State University Journal of Philology. 67. pp. 28-44. (In Russian). doi: 10.17223/19986645/67/2

61. Kozlov, A.E. (2020) Siberian Literary Memories of Nikolai Yadrintsev: Genre memory and identity construction. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 459. pp. 46-51. (In Russian). doi: 10.17223/15617793/459/5

62. Tsymburskiy, V.L. (2020) Ostrov Rossiya [Island Russia]. [Online] Available from: https://archipelag.ru/ru_mir/ostrov-rus/cymbur/island_russia/. (Accessed: 8.04.2023).

Информация об авторе:

Поплавская И. А. - д-р филол. наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы Томского государственного университета (Томск, Россия). E-mail: pop-lavskaj@rambler.ru

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Information about the author:

I.A. Poplavskaya, Dr. Sci. (Philology), professor, National Research Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: poplavskaj@rambler.ru

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 10.04.2023; одобрена после рецензирования 24.06.2023; принята к публикации 31.07.2023.

The article was submitted 10.04.2023; approved after reviewing 24.06.2023; accepted for publication 31.07.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.