Научная статья на тему 'Восемь триграмм Лянь шань Шэнь-нуна'

Восемь триграмм Лянь шань Шэнь-нуна Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
392
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"КАНОН ПЕРЕМЕН" / ВОСЕМЬ ТРИГРАММ / БА ГУА / "СМЫКАНИЕ ГОР" / ЛЯНЬ ШАНЬ / ШЭНЬ-НУН / CANON OF CHANGES / EIGHT TRIGRAMS / BA GUA / "CLASHING MOUNTAINS" / LIAN SHAN / SHEN NONG

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Чибисов Тимофей Павлович

Представлено изображение восьми триграмм Шэнь-нуна, имеющих отношение к одной из трёх систем трактовки «Канона перемен». Проводится краткий сравнительный анализ данного изображения с известными порядками расположения ба гуа . Указано происхождение уникальной круговой схемы триграмм Шэнь-нуна. Представлена область возможного применения рассматриваемой схемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The eight trigrams of Shen Nong's “Lian Shan”

The paper presents an image of the eight trigrams of Shen Nong related to one of the three systems used to interpret the “Canon of Changes”. A brief comparative analysis of this image with known location orders of the ba gua is performed. The paper discusses the origin of the unique circular scheme of the Shen Nong trigrams and provides the area of possible application of the scheme.

Текст научной работы на тему «Восемь триграмм Лянь шань Шэнь-нуна»

МИФОЛОГИЯ, РЕЛИГИЯ И ФИЛОСОФИЯ

Т.П. Чибисов* Восемь триграмм Лянь шань Шэнь-нуна

АННОТАЦИЯ: Представлено изображение восьми триграмм Шэнь-нуна, имеющих отношение к одной из трёх систем трактовки «Канона перемен». Проводится краткий сравнительный анализ данного изображения с известными порядками расположения ба гуа. Указано происхождение уникальной круговой схемы триграмм Шэнь-нуна. Представлена область возможного применения рассматриваемой схемы.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: «Канон перемен», восемь триграмм, ба гуа, «Смыкание гор», Лянь шань, Шэнь-нун.

Известные до настоящего времени круговые схемы расположения восьми триграмм «Канона перемен» (И цзин ШШ) соотносят с именами Фу-си и Вэнь-вана Схема восьми триграмм

Шэнь-нуна ФФЖ получила известность относительно недавно [4; 5; 7], хотя в прилагаемом к ней описании она представлена как наиболее древняя. В связи с рассматриваемой схемой Шэнь-нуна упомянута одна из трёх систем трактовки «Канона перемен» — «Смыкание гор» (Лянь шань ШШ).

О Лянь шань достоверно известно не многое. В книге «Чжоу-ских ритуалов» (Чжоу ли ШМ) сообщается о методах трёх «Перемен» [1, с. 642, 647, 656; 2, с. 53], которые использовались в манти-ческой практике. Метод трактовки «Канона перемен», именуемый «Циклическими (Чжоускими) переменами» (Чжоу и ШШ), широко представлен в литературе по ицзинистике (и сюэ ШФ), и именно с ним взаимосвязано «посленебесное» расположение восьми триграмм по Вэнь-вану (Вэнь-ван ши хоу тянь ба гуа КШ^Ает).

* Чибисов Тимофей Павлович, Центр Китайской медицины «Тайшань», Воронеж, Россия; E-mail: chibisovtp@gmail.com

© Чибисов Т.П., 2019

350

С противопоставленным «посленебесному» — «прежденебесным» расположением триграмм по Фу-си (Фу-си ши сянь тянь ба гуа K^^AíF) в той или иной степени знакомы как специалисты, изучающие И цзин, так и широкий круг людей, интересующихся китайской культурой.

Два из трёх методов «Перемен» (сань И чжи фа упомянутых в Чжоу ли, в настоящее время считаются утраченными, а среди специалистов, изучающих данную проблематику, в течение столетий идёт дискуссия о «Возвращении в сокровищницу» (Гуй цзан ЙШ) и «Смыкающихся горах» (Лянь шань ШШ). Представление о сути исследований в данной области можно получить из работ А.И. Кобзева [1, с. 642-646, 647-648, 650, 654-658; 2, с. 53-56], где, в частности, выдвигается гипотеза о том, что как Лянь шань, так и Гуй цзан связаны со специфическими порядками расположения триграмм и гексаграмм «Канона перемен».

Опубликованная в работах Чэнь Чжао ШШ [4; 5] схема расположения триграмм Лянь шань Шэнь-нуна (Шэнь-нун ши Лянь шань ба гуа ^ЖКШША^), по мнению автора, является подлинным сокровищем. Здесь рассматриваются не метод трактовки «Канона перемен» или особая практика гадания Лянь шань, а сама схема расположения триграмм и её применение в специальных методах иглоукалывания. В рамках данных методов используется принцип баланса (пин хэн ^Ш), в соответствии с которым уникальное расположение триграмм представляется как особенно ценное.

Аналогичная схема восьми триграмм опубликована в работе доктора Chao Chen [7], в данном издании изображение восьми триграмм Шэнь-нуна вынесено на обложку книги. При изучении библиографических данных автора оказалось, что Chao Chen — это тот же Чэнь Чжао. Его работа выполнена в соавторстве с сыном Чэнь Юем (Yu Chen) и известным на Западе автором публикаций по традиционной медицине и даосизму Дэвидом Твикеном (David Twicken). Здесь данная уникальная схема восьми триграмм соотнесена с именем Шэнь-нуна, а Лян шань не упоминается в названии и пояснениях к самой схеме ба гуа.

В одной из книг Чэнь Чжао [5, с. 77] указано происхождение изображения восьми триграмм Лянь шань Шэнь-нуна, а именно: данную схему в 1988 году предоставил председатель правления американского «Научного археологического общества исследования И цзина» Хун Тяньшуй ^^Ж. Чэнь Чжао, по-видимому, подробно прокомментировал ставшую ему известной схему ба гуа и применил уникальное расположение триграмм для оптимизации методов иглоукалывания. Для подтверждения данного предположения стоит отметить, что

351

предложенные им методы лечения [4; 5; 7] рассматриваются в связи с двумя схемами расположения триграмм, одна из которых связана с именем Шэнь-нуна, другая — с именем Фу-си.

Использование схемы ба гуа Вэнь-вана в рамках методов иглоукалывания, основанных на принципе пин хэн, представляется Чэнь Чжао менее эффективным вследствие особенностей расположения триграмм, которые изображены здесь не идеально симметрично относительно центра, дословно — «несбалансированно», и триграммы не идеально противоположны друг другу по двум принципам [1, с. 658; 2, с. 158-178] «обратности» (фань), т.е. «перевёрнутости членов пары относительно друг друга на 180 градусов», и «супротивности» (дуй), т.е. «противоположности черт в одинаковых позициях». Рассматривая комментарии к методам «баланса», следует отметить, что в данном случае применяется принцип «супротивности» (дуй).

По моему мнению, в этой ситуации изучать особые методы акупунктуры с целью выявления Лянь шань как скрытого в указанных текстах [4; 5; 7] универсального метода трактовки «Канона перемен» вряд ли целесообразно. Остаётся довольствоваться самой схемой как элементом утраченной ныне системы понимания И цзина и отдельными комментариями, которые могут быть полезными при попытке её реставрации. Сами методы иглоукалывания могут быть интересны врачам-специалистам и учёным, изучавшим данный метод лечения.

Далее представлена круговая схема расположения триграмм Лянь шань Шэнь-нуна (Шэнь-нун Лянь шань ба гуа ФФЖШША^К), так [4, с. 40, 42; 5, с. 78], как она изображается у Чэнь Чжао (см. рис. 1), и рассматриваются избранные комментарии, сопровождающие уникальную схему ба гуа. Прежде всего при рассмотрении кругового расположения триграмм обращает на себя внимание положение триграммы Гэнь Ц, символом которой является гора (шань Ш). Триграмма расположена вверху и соотносится с южной и главной для подобных схем стороной света. В предании, на которое сослался А.И. Кобзев [1, с. 657], текст Лянь шань начинался с гексаграммы № 52 Гэнь, символизирующей гору. В случае с рассматриваемой схемой и преданием о Лянь шань триграмма Гэнь Ц и одноимённая гексаграмма определенно занимают главенствующее положение, которое отражается в самом названии — «Смыкание гор».

Рассматривая саму схему (рис. 1) пространственного расположения триграмм, следует отметить, что все восемь триграмм идеально «сбалансированы», то есть противоположны друг другу по принципу дуй в симметричных относительно центра положениях. Иначе говоря, если от каждой из ба гуа провести линию через центр воображаемой окружности к другой гуа, расположенной на противоположной сторо-

352

не, то получатся четыре пары триграмм, в каждой из которых, триграммы противоположны друг другу, или «сбалансированы».

Рис. 1. Схема восьми триграмм Лянь шань Шэнь-нуна

Чэнь Чжао также отмечает, что это полностью «сбалансированный» порядок расположения триграмм, и проводит сравнительный анализ данного порядка с порядком Фу-си. Далее рассмотрим только его комментарии, имеющие отношение к порядку Шэнь-нуна. Так, например, триграммы он соотносит с числами, характерными для порядка Фу-си, и эти же числа ба гуа встречаются у Шао Юна ШШ

(Шао Кан-цзе ШЖг) [3, с. 3; 6, с. 1]. В данном случае [4, с. 40; 5, с. 78] триграммы и соответствующие им числа расположены по возрастанию числовых значений ба гуа, то есть так, как в последовательности Фу-си: Цянь ^ — 1, Дуй ^ — 2, Ли — 3, Чжэнь Ш — 4, Сюнь Щ — 5, Кань Ж — 6, Гэнь Ц. — 7 и Кунь Щ — 8. Чэнь Чжао представляет разделение триграмм на иньские (инь гуа и янские (ян гуа и указывает их положение в круговой схеме ба гуа

Шэнь-нуна. Интересны некоторые его построения с применением чисел ба гуа. При этом сумма числовых значений четырёх пар триграмм, рассматриваемых как противоположные относительно центра схемы ба гуа фигуры, во всех случаях равна 9. Сумма числовых значений всех иньских, как и янских, триграмм равна 18. Круговая схема ба гуа рассматривается [5, с. 82-84] во всех возможных, помимо основного положения с триграммой Гэнь ^ вверху (на юге), вариантах пространственного расположения с указанием главных направлений четырёх сторон света. При этом представлены все восемь схем ба гуа, полученные в результате изменения при вращении основной схемы ба гуа, входящей в общее число восьми схем.

* II! I,','»

1

353

Рис. 2. Схема считывания восьми триграмм Лянь шань в соответствии с циклом взаимопорождения «элементов» у син

Особый интерес вызывают фрагменты текста [4, с. 43, 47; 5, с. 235-238; 7, с. 52-58], посвящённые методам иглоукалывания, где схема ба гуа Шэнь-нуна (см. выше рис. 2) рассматривается в связи с циклом взаимопорождения соответствующих триграммам «пяти элементов» (у син Данный раздел может быть интересен для выявления последовательности считывания гуа. Рассматривая круговое их расположение в связи с элементами у син и взаимосвязанное с данной схемой линейное построение [4, с. 47; 5, с. 235-238; 7, с. 5254, 56, 58], можно представить последовательность считывания гуа как: Цянь Дуй Кань Ж, Сюнь Щ, Чжэнь Я, Ли if, Гэнь й, Кунь Если продолжать далее, то процесс считывания триграмм пойдёт циклически, от Кунь ^ вновь вернётся к Цянь и считываем далее: Дуй Кань Ж, Сюнь Щ, Чжэнь Я, Ли if, Гэнь й и Кунь ^. Если же считывание этой схемы ба гуа в вышеуказанном порядке начать с триграммы Гэнь й, то получится следующая последовательность: Гэнь й, Кунь Цянь Дуй Кань Ж, Сюнь Щ, Чжэнь Я, Ли if.

Для подтверждения взаимосвязи рассматриваемого изображения восьми триграмм с системой Лянь шань Шэнь-нуна необходимо найти другие тексты, помимо работ Чэнь Чжао, где содержатся либо аналогичные изображения ба гуа, либо последовательности считывания гуа, подобные двум перечисленным выше. Следует отдельно указать на вариант названия уникального построения ба гуа, содержа-

354

щийся в заглавиях нескольких разделов двух книг Чэнь Чжао [4, с. 47; 5, с. 235-237]. Название содержит сочетание из двух иероглифов (хоу тянь Ш^), характерное для обозначения «посленебесного» порядка триграмм по Вэнь-вану. Полностью фрагмент заглавий разделов книг Чэнь Чжао можно представить как «Восемь триграмм „последующего неба" Лянь шань Шэнь-нуна» (Шэнь-нун Лянь шань хоу тянь ба гуа

Иные возможные прочтения предоставленного Хуан Тяньшуем изображения ба гуа Шэнь-нуна (рис. 1) и соответствующие ему по смыслу последовательности считывания триграмм также могут иметь отношение к системе Лянь шань. Вполне вероятно, что интерпретации схемы ба гуа Шэнь-нуна, предложенные Чэнь Чжао, имеют непосредственное отношение только к её применению в рамках специальных методов иглоукалывания и не связаны с системой Лянь шань, о которой в настоящее время известно немногое.

Изображение восьми триграмм Шэнь-нуна было представлено мною в докладе «Восемь триграмм „Лянь шань" и круговая схема их расположения» на конференции «Н.Я. Бичурин (1777-1853) и российская синология. К 240-летию со дня рождения». Конференция состоялась 15 ноября 2017 года в Институте восточных рукописей РАН в Санкт-Петербурге.

Литература

1. Кобзев А.И. «Канон перемен» как мировая константа // В пути за Китайскую стену. К 60-летию А.И. Кобзева / Колл. авторов. М., 2014.

2. Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1993.

3. Чжэн Тун. Мэй хуа И шу цзян и (Комментарии к числам перемен, [открытым] цветением сливы). Пекин, 2009.

4. Чэнь Чжао. И ли чжэнь-цзю сюэ (Принципы Перемен в учении об иглоукалывании и прижигании). Синьчжу, 1998.

5. Чэнь Чжао. Хэ-сун И (Перемены Хэ-суна). Тайбэй, 2004.

6. Шао Кан-цзе. Мэй хуа И шу (Числа Перемен, [открытые в] цветах сливы) / Сост. Чжоу Хао-лян. Пекин, 2011.

7. Chao Chen, Yu Chen, David Twicken. I Ching Acupuncture. Chao Chens balance method. Glendora, California, 2003.

T.P. Chibisov* The eight trigrams of Shen Nong's "Lian Shan"

ABSTRACT: The paper presents an image of the eight trigrams of Shen Nong related to one of the three systems used to interpret the "Canon of Changes". A brief comparative analysis of this image with known

355

location orders of the ba gua is performed. The paper discusses the origin of the unique circular scheme of the Shen Nong trigrams and provides the area of possible application of the scheme.

KEYWORDS: Canon of Changes, eight trigrams, ba gua, "Clashing Mountains", Lian Shan, Shen Nong.

* Chibisov Timofey Pavlovich, "Taishan" Center of Chinese Medicine, Voronezh, Russia; E-mail: chibisovtp@gmail.com

356

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.