Научная статья на тему 'Восемь основных ошибок при работе в команде и способы их преодоления'

Восемь основных ошибок при работе в команде и способы их преодоления Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
528
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМАНДА / РАБОТА В КОМАНДЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПОТЕНЦИАЛ / ГРУППА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Московский В.В.

Автором выделено восемь наиболее часто встречающихся ошибок в командной работе вне зависимости от деятельности команды и предложены способы решения этих ошибок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Московский В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EIGHT BASIC MISTAKES WHEN WORKING IN A TEAM AND WAYS TO OVERCOME THEM

The author identifies eight most common errors in team work, regardless of the activities of the team and proposes ways to solve these errors.

Текст научной работы на тему «Восемь основных ошибок при работе в команде и способы их преодоления»

%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B5%20%D0%BE%D0%BA.pdf (дата обращения: 14.09.2019).

4. Елецкая Е.А. Методы и приёмы НЛП и как они работают / Е.А. Елецкая, М.М. Бубличенко. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2009. - 249 с.

5. Любимов А. Мастерство коммуникации. Часть 1. URL: https://trenings.ru/download/MK.book.pdf (дата обращения: 16.09.2019).

6. Робинсон Э. НЛП. Секретные методики спецслужб. URL: https://staff.wikireading.ru/5877 (дата обращения: 16.09.2019).

7. Шейнов В.П. Психологическое влияние. URL: https://alleng.org/d/psy/psy112.htm (дата обращения: 15.09.2019).

© Лановая В.М., 2019

УДК 658.3.07;15.81.35;159.99

В. В. Московский

кандидат психологических наук

Преподаватель Российского экономического университета имени Г.В.Плеханова, доцент кафедры «Инновационного менеджмента и социального предпринимательства» г. Москва

ВОСЕМЬ ОСНОВНЫХ ОШИБОК ПРИ РАБОТЕ В КОМАНДЕ И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Аннотация

Автором выделено восемь наиболее часто встречающихся ошибок в командной работе вне зависимости от деятельности команды и предложены способы решения этих ошибок.

Ключевые слова: Команда, работа в команде, взаимодействие, потенциал, группа.

Vyacheslav Vyacheslavovich Moskovskiy

PhD in psychology

Teacher of Plekhanov Russian University of Economics, associate Professor of the Department of

Innovation management and social entrepreneurship, Moscow

EIGHT BASIC MISTAKES WHEN WORKING IN A TEAM AND WAYS TO OVERCOME THEM

The author identifies eight most common errors in team work, regardless of the activities of the team and proposes ways to solve these errors.

Работа в команде это всегда не просто, так как мы разные от начала и до конца. Разные во взглядах на одни и те же процессы, разные в эмоциональной и психологической устойчивости, разные в образовании и профессиональных навыках, разные по возрасту, полу, отношению к религии и к командной работе как к таковой. Однако все вышеперечисленное не только не должно нам мешать, но и может оказаться теми самыми нашими индивидуальными особенностями, которые позволят эффективно отработать в командной работе на общий результат. Работа в команде как в бизнесе, так и в спорте имеет очень много общих принципов способных обеспечить сплоченность и высокий общекомандный результат. Написанию этого текста предшествовало участие в командной велогонке. Велоспорт является очень интеллектуальным командным спортом, его еще называют «Шахматы на скорости». Думать приходиться быстро и на

~ 110 ~

перспективу, а действовать молниеносно при этом умея терпеть и учитывать особенности всех членов команды. Итак давайте рассмотрим 7 основных ошибок лежащих на поверхности и, как следствие, наиболее часто встречающихся в командной работе:

Ошибка 1. Ровнять людей по себе. Как следствие набирать в команду не тех, кто явно сильнее, или оптимально подходит для поставленной перед ним задачи, а тех, кто "понравился" так как чем-то похож на тебя;

Решение: Брать в команду лучших, чтоб было на кого ровняться и у кого учиться. Брать не тех, кто нравится, а тех, кто оптимально подходит к выполнению конкретной задачи в команде;

Ошибка 2. Недооценивать способности члена команды. Как следствие бояться делегировать, не нагружать, не ставить заведомо трудноисполнимые задачи. Я это называю "Посадить тяговую лошадь в повозку". И возу тяжело, и лошадь скукожилась, и тащить самому приходится;

Решение: Принять за правило, что каждый может больше, чем мы думаем. Важно только определить в чем именно это "больше". Доверять И проверять;

Ошибка 3. Переоценивать способности члена команды. Доверять, ставить трудновыполнимый задачи тогда и перед тем, кто даже при оптимальных условиях не оправдает возложенного доверия и не справится с поставленными задачами из-за своих психологических, физических, профессиональных характеристик;

Решение: Научиться внимательно наблюдать и анализировать деятельность членов команды (сотрудников). Смотреть что, кто, как, когда и зачем сделал. Делать выводы. Проделанная работа, труд всегда говорит о человеке больше, чем его собственный язык. Доверять, наблюдать И проверять;

Ошибка 4. Переоценивать свои собственные силы и способности. Брать на себя работу которая не является посильной или получается заведомо хуже чем какая-либо другая. Работу которая заберёт физическую, эмоциональную, ментальную энергию и ценное время команды. При этом не даст требуемого результата;

Решение: Определить свои сильные и слабые стороны. Опереться на сильные, а слабые по-возможности подтягивать. В ответственной деятельности браться за то, в чем силён. Не экспериментировать и не подвергать командную работу лишнему риску беря на себя то, что предварительно не отточено до степени "мастер". Объективная самокритичность, расчёт и умение выделить более способного (подходящего) исполнителя в конкретной задаче - всегда признак силы, мудрости и мастерства;

Ошибка 5. Плохая коммуникация внутри команды. Вместо того, чтобы лишний раз спросить всем ли понятна общая цель и индивидуальные задачи? Все ли информированы о своих ролях в команде? Понимают ли их и способны ли реализовать их в заданное время в требуемом качестве? Додумывание за других, слепая вера в то, что каждый понял свою роль и требуемый от него результат, так же другое;

Решение: Говорить, спрашивать, слушать и ещё раз спрашивать. Перестать додумывать за других и верить в телепатические способности всех членов команды. Повторю: Говорить, спрашивать, слушать и ещё раз спрашивать;

Ошибка 6. Личные амбиции. Личные амбиции это плюс, если они вписаны в вектор действия всей команды, тем самым стимулируют скорейшее достижение требуемого результата. Они же, личные амбиции являются безусловным злом, если перечёркивают вектор деятельности команды в стремлении достижения индивидуального результата. Они способны разрывать стройный ряд слаженных действий выбивая физически и эмоционально других членов команды из эффективного, слаженного процесса общих действий. Как следствие превращаясь в эгоизм одного, против призрения других и формирование деструктивной оппозиции внутри команды;

Решение: Индивидуальность суммы всегда мощнее, чем сумма индивидуальностей. Несколько звёздных, амбициозных членов команды работающих на свои личные интересы напоминают лимонный сок и молоко. 1 капля лимонного сока сворачивает целый стакан молока. Ключевое слово слово - это взаимодействие и умение поставить свои амбиции или амбиции другого члена команды на службу всей команды. Такое распределение внутренней энергии амбициозных членов команды безусловно усилит и приблизит к цели всю команду;

Ошибка 7. Отсутствие заранее установленных и оглашённых правил работы в команде (частично может напоминать плохую коммуникацию, однако это отдельная "кочка" в командной работе). Отсутствие заранее установленных и оглашённых правил фатальна при необходимости работать в долгую или работать в экстремальных, стрессовых условиях. Хаос, бардак, слабая или отсутствующая дисциплина, более медленная скорость достижения общей цели или невозможность достижения цели как таковой.

Решение: Устанавливать правила при формировании команды и доводить значимость соблюдения этих правил для каждого. Понятные и принятые командой правила помогут чётко сработать в стрессовых и динамично изменяющихся ситуациях, обеспечат требуемый уровень слаженности и дисциплины. Ускорят достижение общей командной цели с наименьшими издержками.

Ошибка 8. Переоценка цели и недооценка вектора цели команды. В виде цели может быть просто финиш, завершение проекта, конкретные цифровые (метрологические) показатели команды, рекорды. Вектор цели всегда шире, местами он напоминает свет автомобильных фар в сторону пути следования. Вектор достижения цели может быть разным. Так на пример частями вектора могут являться здоровье и психологический климат команды, выстроенные со знаком плюс отношения с другими членами команд или клиентами. Так же составной частью вектора может быть уважение, открытость к новому, баланс между работой и личной жизнью и другое. Чрезмерная работа на цель мешает видеть возможности внезапно открывающиеся у команды на разных ее отрезках пути следования, а общая зашоренность и трудовое напряжение практически сводит на нет возможность воспользоваться случаем способным изменить для команды все. Цель, конечно, имеет значение. Однако на пути достижения она может стать не актуальной или существенно трансформироваться. А принятый командой вектор цели, чаще всего, остается неизменным.

Решение: При постановке цели необходимо уделить большое внимание тому, как именно команда будет достигать эту цель. Какие элементы вектора цели будут «освещать» дорогу к цели. Четко обозначенный вектор способен спасти команду от провала при быстром изменении цели или в случае потери ей актуальности. Именно вектор дает возможность творческим подходить к достижению цели и способен приводить команду к результату более высокому чем тот, что был заложен в первоначальную цель.

Перечень распространенных ошибок в командной работе значительно более развернутый и местами он может потребовать как углубления в специфику деятельности конкретной команды и окружающей среды в которой команде приходится производить командную работу, так и в психолого-социальный статус того или иного члена команды. Эта статья ставит перед собой целью ознакомить читателя с решением наиболее явных командных ошибок.

© Московский В. В., 2019

УДК 159.9.072

Л.В. Подлесная

Магистрант Психология здоровья Северный государственный медицинский университет (СГМУ),

г. Архангельск e-mail: mymailo2021@gmail.com О.А. Харькова

Кандидат психологических наук, доцент кафедры Психологии и педагогики СГМУ

e-mail: harkovaolga@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА

И ПЕДАГОГА: ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Аннотация

Целью работы явилась систематизация данных о мотивации в профессиональной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.