Научная статья на тему 'Восемь лиц «Колумба Росского»: портреты Г.И. Шелихова и степень их достоверности'

Восемь лиц «Колумба Росского»: портреты Г.И. Шелихова и степень их достоверности Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

22
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Г.И. Шелихов / иконография / униформология / Русская Америка / G.I. Shelikhov / iconography / uniformology / Russian America

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зорин Александр Васильевич

В статье рассматриваются восемь известных в настоящее время портретных изображений Г.И. Шелихова, которые четко распадаются на три группы. Первая группа имеет своим источником гравюру В.И. Иванова, созданную не ранее 1799 г. и являющуюся посмертным изображением Шелихова как основателя нового дворянского рода. Вторая группа представляет собой изображения Г.И. Шелихова в мундире Курского наместничества. Третья состоит из единственного миниатюрного портрета, изображающего неизвестного человека в костюме и прическе начала XIX в. Наиболее достоверными следует признать портреты второй группы, в первую очередь – изображение на надгробном барельефе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Eight Faces of «Columbus of Russia»: Portraits of G.I. Shelikhov and the Degree of Their Reliability

The article discusses eight currently known portrait images of G.I. Shelikhov, which are clearly divided into three groups. The first group has as its source an engraving by V.I. Ivanov, created no earlier than 1799 and is a posthumous image of Shelikhov, as the founder of a new noble family. The second group represents images of G.I. Shelikhov in the uniform of the Kursk governorship. The third consists of a single miniature portrait depicting an unknown person in early 19th century costume and hair. The portraits of the second group should be recognized as the most reliable, and first of all, the image on the tomb bas-relief.

Текст научной работы на тему «Восемь лиц «Колумба Росского»: портреты Г.И. Шелихова и степень их достоверности»

А.В. ЗОРИН

ВОСЕМЬ ЛИЦ «КОЛУМБА РОССКОГО»: ПОРТРЕТЫ Г.И. ШЕЛИХОВА И СТЕПЕНЬ ИХ ДОСТОВЕРНОСТИ

A.V. Zorin

EIGHT FACES OF «COLUMBUS OF RUSSIA»: PORTRAITS OF G.I. SHELIKHOV AND THE DEGREE OF THEIR

RELIABILITY

В статье рассматриваются восемь известных в настоящее время портретных изображений Г.И. Шелихова, которые четко распадаются на три группы. Первая группа имеет своим источником гравюру В.И. Иванова, созданную не ранее 1799 г. и являющуюся посмертным изображением Шелихова как основателя нового дворянского рода. Вторая группа представляет собой изображения Г.И. Шелихова в мундире Курского наместничества. Третья состоит из единственного миниатюрного портрета, изображающего неизвестного человека в костюме и прическе начала XIX в. Наиболее достоверными следует признать портреты второй группы, в первую очередь - изображение на надгробном барельефе.

Ключевые слова: Г.И. Шелихов, иконография, униформология, Русская Америка.

The article discusses eight currently known portrait images of G.I. Shelikhov, which are clearly divided into three groups. The first group has as its source an engraving by V.I. Ivanov, created no earlier than 1799 and is a posthumous image of Shelikhov, as the founder of a new noble family. The second group represents images of G.I. Shelikhov in the uniform of the Kursk governorship. The third consists of a single miniature portrait depicting an unknown person in early 19th century costume and hair. The portraits of the second group should be recognized as the most reliable, and first of all, the image on the tomb bas-relief.

Keywords: G.I. Shelikhov, iconography, uniformology, Russian America.

Автор вышедшего в конце ХХ в. биографического исследования о Г.И. Шелихове Л.А. Ситников отмечал: «Несходство дошедших до нас портретов Шелихова поражает. Сопоставляя [их]... пытаешься найти хоть что-нибудь общее между этими изображениями. Три разных человека! Но какой из них Шелихов?»1 Это недоумение может разделить каждый, кому доведется взглянуть на эти портреты.

1 Ситников Л.А. Григорий Шелихов. Иркутск, 1990. С. 378.

В настоящее время известно восемь вариантов изображений внешнего облика Г.И. Шелихова. Все они имеют между собой как определенное типологическое сходство, так и зачастую весьма резкие различия, не позволяющие однозначно заявить о полной достоверности какого-либо одного из них. Чтобы выявить наиболее близкое к оригиналу изображение Шелихова, следует рассмотреть происхождение и степень достоверности каждого из этих изображений.

Рисунок 1. Г.И. Шелихов. Гравюра В.И. Иванова

1. Гравюра авторства Василия Ивановича Иванова (Семёнова) традиционно датируемая второй пол. 1790-х гг. В овальной рамке с подписью («Григорий Иванович Шелихов родился 1748 скончался 1795 года»), находится поколенное изображение Г.И. Шелихова, голова повернута вправо, правой рукой, с зажатой в ней подзорной трубой, он опирается на скальный выступ, левая рука

2 Ровинский Д.А. Подробный словарь русских гравированных портретов. СПб., 1886-1889. Т. 3. Стб. 2139. №1.

отведена в сторону, ладонь полусогнута, указательный палец выпрямлен. На голове Шелихова парик, на груди - наградная именная золотая медаль, у левого бока - наградная серебряная шпага, сам он облачен в мундир Иркутского наместничества образца 1784 г. Фон портрета - лесистый морской берег по правую руку и море с плывущим по нему парусником по левую руку. В нижней части рамки помещен дворянский герб Шелиховых.

Рисунок 2. Г.И. Шелихов. Гравюра В. Храмцева

В нижней части гравюры по центру расположена стихотворная подпись: «Тогда, как гром Славян всем Югом потрясал, / Сей плаватель достиг четвертой света части; / И ты знай Росс! Он сказал: / И разны племена подверглись Рос-ской власти». Слева от текста находится изображение американских туземцев на пороге христианского храма, справа от текста изображена кораблестроительная верфь и ветряная мельница на пустынных берегах (рис. 1).

2. Гравюра работы Василия Храмцева, изготовленная по заказу П.П. Бекетова для его издания в первые годы XIX в. Представляет собой поясное изображение Г.И. Шелихова в овальной рамке с подписью: «Григорий Иванович Шелихов, Имянитый Рыльский Гражданин. Из собрания портретов издаваемых Платоном Бекетовым». Поза и костюм Шелихова повторяют гравюру Иванова с тем различием, что в правой руке отсутствует подзорная труба (вместо этого ладонь сжата и лишь указательный палец вытянут вперед), ладонь левой руки находится за пределами изображения, равно как и эфес наградной шпаги. Изображения на фоне отсутствуют. Вместо грубой скалы локоть правой руки опирается на некую задрапированную подставку. В сравнении с оригинальной гравюрой Иванова это воспроизведение выглядит упрощенным, а черты лица значительно отличаются от гравюры-первоисточника (рис. 2).

Книга коллекционера и издателя П.П. Бекетова была задумана как публикация портретов известных людей русской истории, снабженных краткими биографическими очерками . По инициативе Бекетова граверы Н. Соколов и И. Розанов обучили крепостных технике гравюры. Было создано более трехсот гравюр, не все из которых были изданы. Портрет Шелихова относится как раз к числу неизданных.

3. Повтор фрагмента гравюры Иванова в виде миниатюрного бюста, гравированного по стали А. Шарлеманем в 1866 г. для издания биографий М.О. Вольфа4. Изображение уменьшенное и довольно небрежное (рис. 3).

4. Литография по рисунку П.С. Смирнова, изготовленная для фронтисписа книги П.А. Тихменева в 1861 г.5 Полностью повторяет позу, костюм и фон гравюры Иванова, однако черты лица более соответствуют варианту Храмцева (рис. 4). Благодаря публикации в ставшей широко известной книге, этот порт-

3 Собрание портретов россиян, знаменитых по своим деяниям воинским и гражданским, по учености, сочинениям, дарованиям, или коих имена по чему другому сделались известными свету, в хронологическом порядке, по годам кончины: С приложением их кратких жизнеописаний / издано Платоном Бекетовым. М., 1821-1824.

4 Русские люди. Жизнеописания соотечественников прославившихся своими деяниями на поприще науки, добра и общественной пользы. Т. 1. СПб., 1866.

5 Тихменев П.А. Историческое обозрение образования Российско-Американской компании и действий ее до настоящего времени. Ч. I. СПб., 1861.

рет также получил в будущем наиболее широкое распространение, и, по мнению Л.А. Ситникова, именно его следует признать «наиболее официальным»6.

Рисунок 3. Г.И. Шелихов. Гравюра А. Шарлеманя

Рисунок 4. Г.И. Шелихов. Литография П.С. Смирнова

5. Портрет работы неизвестного художника, предварительно датированный периодом 1790-1810-е гг. (холст, масло, 69х55 см) . Находится в частном собрании М.Б. Кочерова. Поза и костюм повторяют гравюру Иванова с рядом различий: правая рука опущена вниз и неестественно плотно прижата к телу, левая большей частью находится за пределами портрета, изображение на золотой наградной медали (на муаровой Андреевской ленте) не имеет сходства с Екатериной II, изображения на фоне отсутствуют. Отличается также изображение шейного платка и кружевной манишки. Любопытно, что полные черты лица Шелихова здесь напоминают скорее вариант Смирнова, чем оригинал Иванова (рис. 5).

6 Ситников Л.А. Указ. соч. С. 378.

7 См.: URL: https://m.wikipedia.org/wiki/Шелихов,_Гриroрий_Иванович (дата обращения: 13.11.2022).

Рисунок 5. Г.И. Шелихов. Неизвестный Рисунок 6. Г.И. Шелихов. Миниатюра из

художник собрания вел. кн. Николая Михайловича

6. Овальный миниатюрный портрет работы неизвестного художника, находившийся в нач. ХХ в. в собрании великого князя Николая Михайловича и опубликованный в его издании . На портрете изображен сидящий в кресле худощавый человек с острым лицом и небольшими баками, в костюме, шейном галстуке и с прической, характерными для первого десятилетия XIX в. Фоном является интерьер кабинета. По правую руку фигуры расположен мраморный бюст в античном одеянии, по левую руку за спиной просматривается изображение корабельной мачты с поднятыми парусами (рис. 6).

7. Портрет, хранящийся в собрании Государственного исторического музея (Москва), являющийся копией с неизвестного оригинала, исполненной И.Н. Крамским по заказу В.А. Дашкова в

1871 г.9 На глухом фоне без изображений помещена погрудная фигура мужчины в парике, с наградной именной

8

Русские портреты XVIII и XIX столетий. Издание Великого князя Николая Михайловича. СПб., 1909. Т. V. Вып. 3. № 76. С. 37.

9 См. напр.: История одного экспоната. Портрет Г.И. Шелехова. URL: http://shel-muzeum. moy.su/publ/muzej u_15_let/i storij a_odnogo_ehksponata/i storij a_odnogo_ehksponata_po rtret_g_i_shelekhova/26-1-0-195 (дата обращения: 13.11.2022).

золотой медалью на муаровой ленте, облаченного в мундир Курского наместничества образца 1784 г. Этот малоизвестный портрет воспроизводился лишь однажды и то фрагментарно, только в 1958 г. в книге А.И. Алексеева10, и в данном издании полностью публикуется впервые (рис. 7). К сожалению, копируя предоставленный ему портрет, И.Н. Крамской использовал излюбленную им технику (мокрый соус, карандаш, белила), совершенно проигнорировав цветовую гамму оригинала.

Рисунок 7. Г.И. Шелихов. Художник И.Н. Крамской, 1871 г. Холст, мокрый соус, карандаш, белила (ГИМ 54722/541 И I 4863 ГК 5011265). © «Исторический музей»

Рисунок 8. Г.И. Шелихов. Барельеф надгробия

8. Барельеф на надгробии Г.И. Шелихова в Знаменском монастыре в Иркутске. Надгробный монумент был изготовлен в 1797-1799 гг. и установлен в 1800 г. На барельефе в овальной рамке Г.И. Шелихов изображен в парике и мундире Курского наместничества образца 1784 г., драпирующимся в наброшенный на плечи плащ (рис. 8).

Из сравнения данных восьми изображений Г.И. Шелихова явственно видно, что все они типологически распадаются на три группы. Первая из них

Алексеев А.И. Охотск - колыбель русского тихоокеанского флота. Хабаровск: Хабаровское книжное издательство, 1958.

представляет собой вариации, основанные на гравюре Иванова (рис. 1-5), что было отмечено еще Д.А. Ровинским. Об этом свидетельствуют костюм (иркутский мундир) и поза, запечатленные на этих портретах. Вторая группа представляет собой изображения в курском мундире (рис. 7-8). И, наконец, третья группа состоит из единственного изображения - миниатюры из собрания вел. кн. Николая Михайловича (рис. 6).

Общей особенностью первых двух групп является то, что Шелихов представлен на них не просто со своими наградными регалиями (медаль и шпага), но и в официальном «губернском мундире». В одном случае это мундир Иркутского наместничества (рис. 9, А), в другом - Курского (рис. 9, Б), о чем свидетельствует характерный покрой и цвет платья. В обоих случаях это мундиры образца 1784 г. Курский мундир имел «кафтан красный с голубым воротником и косыми обшлагами, с четырьмя по разрезу пуговицами, подбой, камзол и пуговицы белые»11, иркутский - «кафтан красный с голубыми бархатными лацке-нами, воротником и обшлагами, с пятью по разрезу пуговицами, подбой и камзол лосинного цвета, пуговицы белые»12.

Рисунок 9. Гражданские мундиры образца 1784 г.: А. Иркутское наместничество; Б. Курское

наместничество

11 Изображение губернских, наместнических, коллежских и всех штатских мундиров 1794 года. СПб., 1794. С. 8.

12 Там же. С. 13.

Первоисточник изображений первой группы, гравюра В.И. Иванова, несущая на себе изображение дворянского герба, не могла быть создана ранее 10 ноября 1797 г., когда указом Павла I семейству Шелиховых было пожаловано дворянское достоинство. Более того, эта гравюра не могла появиться ранее 1 апреля 1799 г., когда был высочайше утвержден дворянский герб Шелихо-

13

вых . Скорее всего, гравюра, появившись в конце 1799 - нач. 1800 г., представляет собой не столько портрет реального человека, сколько обобщающий образ родоначальника благородного семейства. Об этом свидетельствует в первую очередь первостепенное внимание к атрибутам деяний, ставших основанием для пожалования дворянства: просвещение язычников, развитие промышленности на диких берегах, морские путешествия и награды, полученные от царствующей особы. Все это отображено на гравюре самым тщательным образом. Право на ношение мундира Иркутского наместничества представители семейства Шелиховых могли получить только вместе с дворянством, т.е. не ранее ноября 1797 г., а это значит, что сам Г.И. Шелихов, скончавшийся двумя годами ранее, в июле 1795 г., такого мундира никогда не носил и, соответственно, не могло существовать портрета его в таком облачении.

Поэтому следует сделать вывод, что гравюра Иванова создана не на основе более раннего портрета с натуры, а, скорее, на основании сделанного им же рисунка, учитывающего пожелания членов семьи покойного. Позднейшие варианты этой серии с большей или меньшей степенью мастерства воспроизводили условное изображение этой гравюры, а потому не могут рассматриваться как достоверные портреты Г.И. Шелихова. При этом, исходя из характера фона и характерных особенностей изображения черт лица, следует предположить, что портрет из собрания М.Б. Кочерова имеет своим первоисточником не оригинальную гравюру Иванова, а ее позднейшую вариацию - литографию П.С. Смирнова.

13 Общий Гербовник дворянских родов Всероссийской Империи, начатый в 1797 г.

СПб., 1799. Ч. 4. Отд. 2. №143.

Третий тип изображений, представленный единственной миниатюрой из собрания вел. кн. Николая Михайловича, вообще невозможно признать портретом Г.И. Шелихова. Человек, изображенный на этой миниатюре, носит прическу и бакенбарды, характерные для первого десятилетия XIX в., и одет также по моде этого времени. Возможно, это действительно один из представителей рода Шелиховых (например, И.П. Шелихов), но в любом случае не Григорий Иванович.

Рисунок 10. Г.И. Шелихов. Портрет-реконструкция, выполненный на основе работы И.Н. Крамского и барельефа надгробия. Художник С.А. Смеричинская

Наиболее интересными и многообещающими выглядят портреты второй группы. Их отличительной особенностью является то, что Г.И. Шелихов показан там облаченным в мундир Курского наместничества образца 1784 г. Это, наряду с именной наградной медалью на груди, свидетельствует в пользу того, что портреты были выполнены после 1788 г., когда состоялась аудиенция у императрицы, а Г.И. Шелихов и И.Л. Голиков были награждены медалями и шпагами. Получив после этого статус именитого гражданина, они получили также и право на ношение соответствующего их региону мундира. До конца своей жизни во всех документах Г.И. Шелихов писался «рыльским именитым гражданином» и, соответственно, должен был носить мундир именно Курского, а не

Иркутского наместничества. Так он был изображен и на портрете-прототипе, ставшем основанием для копии, изготовленной И.Н. Крамским в 1871 г., и на надгробном барельефе в Иркутске. Возможно, что у обоих этих изображений имелся единый прототип, но столь же вероятно, что подобных прототипов было два. Дело в том, что изображения эти несколько отличаются друг от друга. На портрете-копии И.Н. Крамского лицо Шелихова выглядит заметно полнее.

Известно о существовании двух прижизненных портретов Г.И. Шелихо-ва. В письме от 16 марта 1794 г. Гаврила Ловягин, приказчик Н.Н. Демидова, упоминает о полученном в Иркутске портрете Григория Ивановича, который Шелихову не понравился - «в разсуждении несходства с натурой». В том же письме приводится мнение Н.Н. Демидова, считавшего портрет вполне удовлетворительным, указывавшего на то, что изображение выполнялось, когда Ше-лихов был «в лице полон». Тем не менее Демидов «велел живописцу написать новый портрет Григория Ивановича посухощавее»14. Вполне возможно, что именно второй вариант «посухощавее» и стал основой для надгробного барельефа, а первоначальное изображение послужило исходником для копии И.Н. Крамского. Отнюдь не случайным представляется и тот факт, что именно этот вариант был воспроизведен на надмогильном мемориале. Это свидетельствует о том, что изображений Шелихова в иркутском мундире к тому времени просто не существовало, а этот портрет рассматривался наследниками покойного как наиболее точное изображение его внешности.

Исходя из всего этого, следует сделать вывод, что именно надгробный барельеф наиболее достоверно передает реальный облик Г.И. Шелихова, по крайней мере, для периода 1789-1795 гг.

14 Ситников Л.А. Григорий Шелихов. Иркутск, 1990. С. 378.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.