туте, способствовало организации новых кафедр на факультете.
После безвременной кончины В.Д. Ефремова в 1996 г. факультет возглавил профессор Игорь Георгиевич Черноруцкий.
В настоящее время ФТК - ведущий факультет Университета по подготовке разработчиков современных информационных технологий, компьютерной техники и кибернетических систем. На нем работают более 210 преподавателей, в т. ч. 46 профессоров. На ФТК обучаются свыше 1500 студентов на девяти кафедрах: компьютерных систем и информационных технологий (зав. кафедрой В.Ф. Мелехин), системного анализа и управления (зав. кафедрой В.Н. Козлов), систем автоматического управления (зав. кафедрой И.М. Семенов), информационных и управляющих систем (зав. кафедрой И.Г. Черноруцкий), информационно-измерительных технологий (зав. кафедрой Г.Ф. Малыхина), распределенных вычислений и компьютерных сетей (зав. кафедрой Ю.Г. Кар-
пов), информационной безопасности компьютерных систем (зав. кафедрой П.Д. Зегжда), информационных систем экологической безопасности (зав. кафедрой Ю.В. Тарбеев), базовая кафедра корабельных информационно-управляющих систем (зав. кафедрой К.Ю. Шилов).
На факультете сформировались известные в стране научно-педагогические школы, активно развиваются научно-исследовательские работы, связи с отечественными предприятиями и зарубежными фирмами. Укрепляется и развивается материально-техническая лабораторная база, в т. ч. благодаря организации на ФТК нескольких научно-образовательных центров с участием иностранных фирм, создаются межкафедральные лаборатории, увеличивается число межкафедральных дисциплин, лекции по которым читают ведущие профессора факультета.
По всем направлениям работы за последние пять лет получены значительные успехи и имеются хорошие перспективы дальнейшего развития факультета.
список литературы
1. Винер, Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине [Текст] / Н. Винер. -М.: Сов. радио, 1968. -2-е изд.
2. Чечкин, А.В. Математическая информатика [Текст] / А.В. Чечкин - М.: Наука, 1991. - 416 с.
3. Громов, Г.Р. От гиперкниги к гипермозгу: информационные технологии эпохи Интернета: Эссе, диалоги, очерки [Текст] / Г.Р. Громов. -М.: Радио и связь, 2004. -208 с.
4. История информатики и кибернетики в Санкт-Петербурге (Ленинграде) [Текст] / Под общ. ред. Р.М. Юсупова; сост. М.А. Вус // Яркие фрагменты истории. -СПб.: Наука, 2008. -Вып. 1. -356 с.
5. Кнорринг, В.Г. Развитие информационной техники и теории управления в Политехническом
институте в первой половине XX века [Текст] / В.Г. Кнорринг // В сб. История информатики и кибернетики в Санкт-Петербурге (Ленинграде); Под общ. ред. Р.М. Юсупова; сост. М.А. Вус. -СПб.: Наука, 2008. -Вып. 1. -С. 56-62.
6. Мелехин, В.Ф. Становление и развитие вычислительной техники и информатики в Ленинградском политехническом институте [Текст] / В.Ф. Ме-лехин // В сб. История информатики и кибернетики в Санкт-Петербурге (Ленинграде); Под общ. ред. Р.М. Юсупова; сост. М.А. Вус. -СПб.: Наука, 2010. -Вып. 2. -152 с.
7. Владимир Александрович Троицкий [Текст] / Библиограф. сер. Выдающиеся ученые СПбГПУ. -СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2002. - Вып. 17. -55 с.
УДК 681.518.3
В.Г. Кнорринг
восемь десятилетий кафедры измерительных информационных технологий фтк - взгляд с трех точек зрения
Выпускающая вузовская кафедра может быть сти не уступать серьезному НИИ. За ней - сотни, малочисленной, но при этом может по значимо- если не тысячи выпускников, множество публи-
каций, сеть разнообразных научных связей. Поэтому особенности творческого пути почти любой кафедры заслуживают изучения.
К тому же коллектив каждой выпускающей кафедры включен по меньшей мере в две сложные системы. Одна из них - это система кафедр и методических учреждений, реализующих в разных вузах страны образование по одной и той же специальности или образовательному направлению. Другая - это система разнонаправленных кафедр, принадлежащих одному факультету (разработчики образовательных стандартов игнорируют эту вторую систему, о чем можно только сожалеть). Соответственно работа кафедры выглядит по-разному, если на нее взглянуть с позиций этих двух систем, внешних для кафедры. Но существует и третья, внутренняя точка зрения - взгляд самой кафедры на задачи и смысл своей деятельности.
Сопоставим эти три точки зрения на кафедру измерительных информационных технологий, имея в виду, что ее деятельность началась задолго до образования ФТК - около 80 лет назад, и прошла ряд различных этапов.
Электромеханический факультет Ленинградского политехнического института (ЭлМФ ЛПИ) в 1929 г. первым в Советском Союзе организовал выпуск инженеров по специальности «Технология электроизмерительных приборов и электрические измерения» (впоследствии она была переименована в «Электроизмерительную технику», а в настоящее время свелась к профилю «Информационно-измерительная техника и технологии» образовательного направления приборостроение).
В то время, в 1929 г., уже существовало воспитанное М.А. Шателеном ядро того коллектива преподавателей, который в 1932 г. при организации кафедр в ЛЭМИ (Ленинградском электромеханическом институте - самостоятельном институте, которым в течение нескольких лет был ЭлМФ) оформился в кафедру под руководством Евгения Георгиевича Шрамкова. Первенство этой кафедры признавалось всем электроизмерительным сообществом Советского Союза. Естественно, что именно Е.Г. Шрамков возглавил общесоюзный Научно-методический совет по данной специальности. В течение всего времени самостоятельного существования специальности вся методическая работа по ней замыкалась на кафедру Е.Г. Шрамкова.
Интенсивность этой работы была очень высокой; в ней участвовали все одноименные кафедры различных республик Союза, а этих кафедр было более 20. Мало того, Е.Г. Шрамков выступил организатором проводимых раз в пять лет конференций по перспективным путям развития электроприборостроения. Доклады на этих конференциях готовились специально формируемыми группами специалистов, в которые включались как ведущие преподаватели различных вузов, так и представители промышленности.
Таким образом, длительное время, вплоть до начала перестройки системы высшего образования, кафедра Е.Г. Шрамкова играла ведущую роль в масштабах страны.
Посмотрим теперь, какое положение занимала кафедра на факультете. Нужно сказать, что система кафедр на ЭлМФ ЛПИ изначально была хорошо продумана. С одной стороны, готовились инженеры по отдельным участкам цикла производства электроэнергии (электрические станции), ее распределения (электрические сети и системы) и потребления (электропривод). С другой стороны, изучались отдельные виды электрических устройств - электрические машины, аппараты, электроизмерительные приборы и т. д. Обучению студентов в конкретных областях электротехники предшествовало изучение ее общих основ, реализуемое кафедрой теоретических основ электротехники.
Всем специальностям факультета было необходимо знание основ электроизмерительной техники, и кафедра Е.Г. Шрамкова обеспечивала соответствующий лекционный курс и лабораторный практикум. Она обслуживала также другие факультеты, нуждавшиеся в электроизмерительном образовании, и в этом отношении имела общеинститутское значение.
Что касается внутренних устремлений кафедры, то на них явным образом сказывалось сознание ответственности за развитие специальности, -ответственности, определяемой ведущим положением кафедры в стране. Уже в довоенные годы Е.Г. Шрамковым была поставлена задача превращения электроизмерительной техники из вспомогательной электротехнической дисциплины в самостоятельную область знаний, выходящую за рамки электротехники и имеющую собственные теоретические основы. Работа в этом направлении, начатая еще до начала Великой Отечественной войны, активно развернулась в послевоенные годы.
Сейчас, окидывая взглядом различные этапы поиска теоретических основ измерительной техники сотрудниками кафедры, можно видеть, что направление поиска фактически диктовалось потребностями народного хозяйства страны в новых идеях в области измерений.
На первом, довоенном этапе, когда преобладали стрелочные электромеханические приборы, представлялось, что в основу теории должен быть положен поиск условий, при которых прибор получает от объекта измерения максимум энергии.
Второй этап, пришедшийся на послевоенное двадцатилетие, связан с тем, что в это время для создания новой техники потребовались разнообразнейшие, не существовавшие ранее средства измерений, предназначенные преимущественно для неэлектрических величин, обладавшие сравнительно сложной структурой и выполнявшиеся с применением электроники. Опыт создания таких средств привел к разработке теоретической концепции измерительного преобразования. Две составляющие этой концепции - теория обратимых преобразователей и структурная теория средств измерений - были представлены, в частности, в двух изданиях монографии Л.А. Островского «Основы общей теории электроизмерительных устройств» (название смелое по тому времени!), а также в других публикациях кафедры.
Третий этап начался в шестидесятые годы. Это было время взрывообразного развития идей кибернетики и теории информации. Коллектив кафедры, вместе с новосибирской научной школой «электрометрии», возглавлявшейся членом-корреспондентом АН СССР Константином Борисовичем Карандеевым (окончившим ЭлМФ ЛПИ в 1930 г.), выступил с инициативой преобразования специальности из «Электроизмерительной техники» в «Информационно-измерительную технику».
Одновременно с этим Петр Васильевич Новицкий занялся разработкой оригинальной информационной теории измерительных устройств. В 1965 г. он защитил по этой теории докторскую диссертацию, а в 1968 г. опубликовал монографию.
Вначале казалось, что информационная теория - это и есть долгожданная общая теория измерительных устройств. Эти надежды в общем не оправдались, хотя П.В. Новицкий и получил на основе проделанной работы ряд интересных результатов в теории погрешностей и в квалиме-трии средств измерений.
В середине 70-х гг. стали актуальными проблемы создания автоматизированных систем научного и производственного эксперимента. На этом, следующем этапе теоретического поиска сложилось убеждение, что создавать нужно не теорию измерительных устройств (как раньше), а теорию измерений. Определенная работа в этом направлении была проделана (и в 1990 г. защищена как докторская диссертация) автором настоящей статьи.
На этот раз надежды возлагались на репре-зентационную теорию (теорию шкал). Но эта работа дала неожиданные выводы. Первый состоял в том, что единой теории измерений быть не должно, поскольку измерение имеет ряд относительно независимых аспектов (в диссертации названных функциями) со своими теоретическими основами. Второй вывод заключался в том, что каждый из этих аспектов (функций) в какой-то степени выходит за рамки измерений, и поэтому целесообразно создавать не столько теорию измерений, сколько теорию получения информации.
Эти идеи не были развиты молодыми сотрудниками кафедры. К тому же в связи с событиями 90-х гг. актуальность проблематики автоматизированного эксперимента резко упала, и кафедра по существу прекратила общетеоретические поиски. Концепция аспектов (функций) измерения не осталась без применения: она, в частности, оказалась полезной при преподавании метрологии будущим исследователям, обучающимся на факультете медицинской физики и биоинженерии.
Как и на предыдущем этапе, одновременно с разработкой новой теоретической концепции была проведена методическая работа в близком направлении. П.В. Новицкий приложил большие усилия для создания (в рамках специальности) новой специализации «Организация процессов измерений и испытаний», ориентированной не на приборостроение, а на «прибороиспользова-ние» - область деятельности, в которой, как представлялось, занято значительно большее число инженеров, чем в приборостроении. Эта специализация была официально введена в 1983 г., но распространения не получила.
Необходимо добавить, что в 80-х и 90-х гг. были завершены и защищены в виде докторских диссертаций крупные работы сотрудников кафедры.
В 1984 г. Валентин Сергеевич Гутников подвел итог многолетним исследованиям и разработкам частотно-временных интегрирующих измерительных преобразователей.
В 1990 г. Геннадий Николаевич Солопчен-ко в диссертации «Метрологический анализ измерительно-вычислительных комплексов» выдвинул и подробно разработал идею о том, что для измерения характерны обратные задачи, т. е. движение мысли исследователя навстречу потоку информации, получаемому при взаимодействии средства измерений с объектом.
В 1994 г. Валерий Дмитриевич Мазин защитил докторскую диссертацию «Геометрические аспекты измерений».
В 1995 г. Эдуард Михайлович Шмаков защитой диссертации завершил длительную работу в области систем автоматизированного проектирования датчиков.
Наконец, в 1996 г. Галина Федоровна Малы-хина защитила докторскую диссертацию «Разработка методов и средств интеллектуализации измерений в задачах определения свойств технических объектов».
Представляется, что эти работы при всей своей научной значимости все-таки не решали проблему построения общей теории измерений или тем более теории получения информации.
Теперь нужно посмотреть, как эти же три точки зрения на кафедру изменились в новых условиях, когда, во-первых, кафедра перешла с ЭлМФ на факультет технической кибернетики и, во-вторых, развиваемая ею специальность потеряла свою самостоятельность, будучи включенной в образовательное направление приборостроение. Начнем опять со статуса кафедры в масштабах страны.
С созданием в 1988 г. системы учебно-методических объединений (УМО) методическое руководство специальностью было передано Московскому электротехническому институту (конкретно - В.Н. Малиновскому). С этого времени совместная методическая работа кафедр страны, налаженная Е.Г. Шрамковым, прекратилась. Однако наша кафедра смогла на стадии разработки первого, а отчасти и второго поколения государственных образовательных стандартов (ГОС) представлять интересы специальности в УМО по оптическому и приборостроительному образованию, которое базировалось на ЛИТМО. Правда, о развитии наметившейся тенденции выхода специ-
альности за рамки приборостроения уже не могло быть речи.
Третье поколение ГОС, в котором специальность «Информационно-измерительная техника и технологии» исчезла, свернувшись до «профиля», готовилось уже почти без участия кафедры ИИТ СПбГПУ.
Еще в период разработки второго поколения ГОС кафедрой была сделана попытка обратить внимание измерительного сообщества страны на целесообразность создания отдельного образовательного направления - технологии и системы получения информации. Проект такого направления, опубликованный в виде статьи в шестом номере журнала «Датчики и системы» за 2000 г., получил некоторую поддержку, но она была недостаточной для практической реализации начинания.
Таким образом, ключевые позиции в общероссийском масштабе коллективу кафедры не удалось сохранить. Однако кафедра еще пользуется авторитетом у той части измерительного сообщества страны, которая помнит ее прежнюю активность.
Положение кафедры на созданном в 1976 г. факультете автоматизации управления (переименованном впоследствии в ФТК), казалось бы, было более естественным, чем на ЭлМФ. Если до перехода на новый факультет кафедра отвечала за изучение студентами определенного вида электротехнических устройств, то теперь «зоной ее ответственности» по логике вещей становился определенный участок цикла обращения информации - весьма важный участок получения информации и оценивания ее достоверности. Это соответствовало бы и той тенденции к обобщениям в методической деятельности кафедры, которая была прослежена выше.
Но на ФТК система кафедр, отвечающих за отдельные участки цикла обращения информации, не была создана. В образовательных стандартах по большинству образовательных направлений факультета также не было разработано логично построенных систем дисциплин, в которых получение информации заняло бы достойное место. В итоге кафедры факультета занимаются различными (зачастую одними и теми же) аспектами обработки информации, а проблематика ее получения остается как бы в стороне.
Положение усугубляется тем, что, вследствие развала приборостроительной промышленности
страны и значительного уменьшения объема научных и промышленных исследований, резко уменьшилась потребность в соответствующих специалистах. Упал и общественный интерес к деятельности по получению информации, что проявилось в снижении конкурса на измерительную специальность.
В этих непростых условиях внутренние устремления кафедры в большой степени сводятся к развитию перечисленных выше крупных работ 90-х гг. То, что «теоретическое лицо» кафедры все еще выглядит вполне достойно на фоне мировой измерительной науки, подтверждено выступлениями представителей кафедры на Х Международном симпозиуме ИМЕКО «Advances of Measurement Science» («Новое в измерительной науке»), состоявшемся в нашем городе летом 2004 г. Следует отметить: сам факт проведения в разных странах нескольких симпо-
зиумов с таким названием говорит о том, что измерительной науке в мире уделяется значительное внимание.
В области преподавания кафедра стремится развивать системные вопросы измерений, стараясь вместе с тем не жертвовать основной для нее проблематикой получения информации и оценивания ее достоверности. Да, эту проблематику в настоящее время (будем надеяться, что временно) нельзя назвать модной. Но полный отказ от нее не только обесценил бы весь накопленный за восемь десятилетий опыт и авторитет кафедры, - он обеднил бы факультет, поскольку техническая кибернетика немыслима без фундаментальных вопросов получения информации. Важной задачей кафедры остается повышение метрологической культуры студентов других факультетов - естественно, только тех, руководство которых осознает потребность в этом.
УДК 007
к истории полета юрия
Пятьдесят лет назад, в апреле, в космос полетел Гагарин. Самое непосредственное отношение к полету Ю.А. Гагарина имел Ленинградский политехнический институт (ЛПИ) имени М.И. Калинина (ныне - Санкт Петербургский государственный политехнический университет -СПбГПУ) и кафедра информационных и управляющих систем, где проводились важные работы по информационному обеспечению полета. Не менее, а может быть и более важное место в работах кафедры и созданного при ней ОКБ ЛПИ занимали проблемы обороноспособности страны. Заведовал кафедрой в то время Тарас Николаевич Соколов. Важность работ, проводимых в ЛПИ, подтверждается, в частности, текстом выступления Главнокомандующего РВСН (Ракетные войска стратегического назначения) генерал-полковника И.Д. Сергеева 9 февраля 1994 г. на конференции «История строительства и развития ракетных войск стратегического назначения»: «В этот технический прорыв, определивший дальнейшее развитие Ракетных войск стратегиче-
Ю.С. Васильев, И.Г.Черноруцкий алексеевича гагарина
ского назначения, внесли неоценимый вклад конструкторские бюро, возглавляемые Владимиром Николаевичем Челомеем, Михаилом Кузьмичем Янгелем, Сергеем Павловичем Королевым, Николаем Алексеевичем Пилюгиным, Тарасом Николаевичем Соколовым».
Профессор ЛПИ Т.Н. Соколов почетно входит в блистательный список из четырех академиков - генеральных конструкторов межконтинентальных ракет (Челомей, Янгель, Королев) и генерального конструктора бортовых систем управления (Пилюгин), а коллектив ОКБ ЛПИ находится в одном ряду с коллективами прославленных КБ и НИИ.
Роль Т.Н. Соколова в проводимых в ЛПИ работах подтверждается и следующим текстом из «Хроники основных событий истории РВСН», написанной под общей редакцией Главнокомандующего РВСН генерал-полковника И.Д. Сергеева в 1994 г.: «СОКОЛОВ Тарас Николаевич (17.04.1911-15.09.1979). Главный конструктор НПО «Импульс». Доктор технических