В настоящее время детский дом в селе Павловка Добринского района Липецкой области существует, и было бы справедливо установить на его территории мемориальную доску или памятный знак о существовании здесь крупнейшего детского дома периода Великой Отечественной войны.
Примечания:
1. ГАВО. Ф.Р. 2669. Оп. 1. Д. 8. Л. 1 -5
2. Там же.
3.Там же. Д. 4. Л. 8
4. Там же. Д. 8. Л. 7
5. Там же.. Д. 4. Л. 7
6.Там же. Л. 8
7. Там же. Д. 39. Л. 34-34 об.
8. Там же. Д. 26. Л. 5.
9. ГАОПИВО. Ф.8. Оп.2. Д. 147. Л.4-5.
10. Суровая молодость: Комсомол Воронежской области в Великой Отечественной войне 1941 -1945 г. (Сборник документов и материалов). Воронеж: Центрально-Черноземное книжное изд-во, 1968.-С.90
11. ГАОПИВО. Ф.8. Оп.2. Д. 149.Л.8.
12. См.: Мочалова, Ю. По кличу Тимура/Ю. Мочалова// Моя Родина-Липецкий край. Вып.2. Материалы X областной конференции участников туристско-краевед-ческого движения «Отечество». - Липецк, 2003. -С. 202-207
13. ГАВО. Ф.2669. Оп.1. Д. 80. Л.44.
14. ГАОПИВО. Ф.8. Оп.2. Д. 311. Л. 19.
14. ГАВО. Ф. 2669. Оп. 1. Д. 26. Л. 32.
15. Там же. Л. 72.
16. Там же. Л. 158.
17. Там же. Л. 155
18. Там же. Л. 136.
УДК 947.085(471.324)
Н.С. САП ЕЛ КИН
(г. Воронеж)
ВОРОНЕЖСКАЯ ЕПАРХИЯ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Статья рекомендована к печати доктором исторических наук, профессором В.Н. Фурсовым, доктором исторических наук, профессором Т. В. Филоненко.
Аннотация. Статья рассматривает историю Воронежской епархии Русской Православной Церкви в 1941 -1945 гг.
Особое внимание уделяется патриотической деятельности духовенства и верующих, рассматривается их вклад в достижение победы над врагом.
Ключевые слова: сбор пожертвований в фонд обороны, епархия, церковный совет, уполномоченный Совета по делам РПЦ.
N. S. SAPELKN
(Voronezh)
VORONEZH EPARCHY DURING WORLD WAR II
Abstract. The article deals with the history of Voronezh eparchy of Russian Orthodox Church over the years 1941-1945.
The special attention is paid to the patriotic activities of the clergy and the faithful, their contribution to the victory over the enemy.
Key words: donation collection to the defences fund, eparchy, church council, authorized representative of the Council for Russian Orthodox Church affairs.
В 40-е годы XX столетия во взаимоотношениях советского государства с Русской Православной Церковью (РПЦ) произошли разительные, по сравнению с предшествующими десятилетиями, перемены. Исследователи, называя разные причины такой перемены, так и не сошлись в едином мнении, что послужило основной ее причиной и какую дату считать за исходную в новой политике государства по отношению к Церкви. Июнь 1941 года - начало Великой Отечественной войны, сентябрь 1943 года - начало интенсивного диалога государства с церковным руководством, или какую-то иную? [1]
В юбилейный год 65-летия Победы интерес к данной теме возрос. Однако в публикациях историков рассматривались лишь события государственного масштаба. История Воронежской епархии того периода до недавнего времени не была известна. Настоящая публикация - одна из попыток воссоздания истории Воронежской епархии периода 1941 - 1945 годов [2].
К началу Великой Отечественной войны Воронежская епархия как церковно-администра-тивное объединение прекратила свое существование: на территории области было всего два действующих православных храма. Начавшиеся военные действия не внесли никаких изменений в политику по отношению к Церкви: продолжались аресты священнослужителей [3], активно работал областной совет Союза воинствующих безбожников, областной комитет ВКП(б) принимал решения "О проведении массовой антирелигиозной работы" [4]. Ситуация стала меняться с 1942 года: были открыты Христо-Рождественская церковь в Анне, Знаменская - в Борисоглебске, Никольская - в Воронеже; прекратилась деятельность организации безбожников; из партийных и государственных документов исчез термин - антирелигиозная и атеистическая работа.
Открывались храмы и на оккупированной территории Воронежской области (в оккупации находилось практически все Донское правобережье, 30 административных районов полностью и 5 частично) - за шесть месяцев было открыто более 60-ти храмов: в Землянске, Кантемиров-ке, Нижнедевицке, Ольховатке, Острогожске, Репьевке и других населенных пунктах. Не воз-
ражая против стихийного массового открытия церквей, немецкие власти препятствовали воссозданию церковно-иерархических отношений. В проведении религиозной политики оккупационные власти исполняли указание Гитлера: "Мы должны избегать единой церкви на русских землях. В наших же интересах, чтобы в каждой деревне была своя собственная секта со своими представлениями о Боге. Поскольку тем самым разрушающие тенденции в русском пространстве еще более усилятся" [5].
В январе 1943 года Воронежская область была освобождена. Ущерб, нанесенный немецкими оккупантами храмам Воронежской области, по подсчетам областной комиссии по расследованию злодеяний и учету материального ущерба составил 1127000 рублей [6].
Эта цифра может показаться незначительной в сумме общего ущерба области - более чем в 15 миллиардов рублей. Но необходимо учитывать, что храмы пострадали уже при советской власти: основные ценности были изъяты, храмы много лет стояли без ремонта. Епископ Иона свидетельствовал об уроне времен гитлеровского нашествия: "Церкви, находящиеся на территории, оккупированной немецкими захватчиками, значительно пострадали, подверглись в некоторых случаях полному, а в некоторых частичному разрушению и всеобщему разграблению. Силами и средствами верующих храмам придается соответствующий вид, с производством неотложного ремонта, оставляя полное восстановление их до того времени, когда вся страна будет иметь возможность приступить к широким темпам восстановления хозяйства, нарушенного обстоятельствами военного времени" [7]. В 1944 году 95 % действующих храмов епархии находились на территориях, бывших в немецкой оккупации, и они требовали неотложного ремонта. Но верующие и духовенство отдавали стране все те средства, которые могли бы использовать для собственных церковных нужд, ради приближения светлого дня победы [8].
На территории Воронежской области, в январе 1943 года полностью освобожденной от немецких захватчиков, началось восстановление канонического церковного устройства. Область находилась в церковной власти епископа Курс-
кого Питирима (Свиридова). В августе 1943 года в составе Курской епархии был образован Воронежский областной благочинный округ. Во главе его был поставлен протоиерей Алексей Павлович Образцов, настоятель (с июня 1943) Никольского храма города Воронежа. В сентябре-октябре 1943 года на территории области были образованы еще два благочинных округа. Из них, Острогожский округ - по указу епископа Пити-рима - возглавил протоиерей Павел Беляев, другой, Россошанский - протоиерей Иосиф Девят-ко, настоятель Александро-Невской церкви города Россоши [9].
Март 1944 года можно считать временем возрождения Воронежской епархии. Она получила правящего архиерея Иону (Орлова). Кафедра епископа была размещена при Никольском храме, который с того времени стал кафедральным собором епархии. Одним из первых дел епископа была организация новых благочинных округов для лучшего управления епархией и надзором за духовенством. Тогда же была разработана инструкция окружным благочинным Воронежской епархии. В ней отразились все направления их деятельности: "Благочинный является руководителем священников своего округа, помогая им своими советами и примером собственной жизни. Благочинный должен следить за тем, чтобы священники учили своих прихожан истинам Православной веры и нравственности, взгревая у своих пасомых любовь к своему Отечеству, воспитывая уважение к честному и полезному труду и исполнению государственных обязанностей; располагали отдать все силы и способности на благо Родины и к пожертвованиям на оборону Родины, на подарки воинам-защи гникам Отечества и к заботам об их семей-ствах[10]"
К концу 1944 года в епархии было 6 благочинных округов: Алексеевский, включавший 30 церквей, Борисоглебский, имевший 3 церкви, Воронежский - 8, Землянский - 10, Острогожский - 18 и Россошанский - 14; итого 83 храма. Храмы открылись в крупных населенных пунктах области: Липецке, Усмани, Павловске. Но территориальное расположение действующих церквей по области было неравномерным. Основная их часть находилась в ее юго-западной
части, бывшей в оккупации. Ситуация не изменилась и в последующие годы. Новые храмы открывались в большинстве своем на территориях, бывших в оккупации. К 1953 году из 50 районов области, которых не коснулись захватчики, 26 не имели действующих церквей совсем. Епископ Иона, обращаясь к гражданским властям, просил разрешение на расширение сети действующих церквей "до количества, способного удовлетворить запросы верующих или, по крайней мере, из такого расчета, чтобы храм от храма был не далее 15-20 км, принимая во внимание трудности передвижения". Но открытие новых храмов шло очень медленно. Их количество было явно недостаточным. Власти препятствовали открытию храмов, объясняя это "нецелесообразностью". Недостаточное количество действующих храмов было основным затруднением в развитии церковной жизни епархии в течение всего рассматриваемого нами периода. К маю 1945 года число действующих храмов возросло до 94 [1]. Таким образом, период 19411945 годов можно считать временем восстановления, развития и укрепления Воронежской епархии.
В сентябре 1945 года в Воронеж прибыл новый архиерей, епископ Иосиф. Трудами его предшественников, епископов Ионы и Питири-ма, епархия была вполне благоустроена. Он, продолжая дело епископа Ионы и используя все возможности того времени, привел ее к достойному состоянию [11].
В 1946 году были открыты 22 прихода. Таким образом, число действующих храмов в епархии достигло 125. В неурожайный 1947 год было открыто всего лишь 6 новых храмов. Доходность церквей заметно снизилась. Но, по словам епископа Иосифа, необходимость открытия церквей чувствовалась, и штат духовенства не остался бы без дела и доходов [12].
В 1948 году в епархии было открыто еще два храма. После этого на протяжении нескольких десятилетий новые храмы в Воронежской области не открывались.
Одним из основных направлений деятельности Русской Православной Церкви в рассматриваемый нами период была патриотическая помощь государству. В первый день войны гла-
ва Русской Церкви митрополит Сергий (Страго-родский) призвал духовенство и верующих к патриотической деятельности на благо Отечества: "Православная наша церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она испытания несла и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь..."
Патриотическая работа велась даже в храмах, находящихся на оккупированных территориях. В храмах, открытых с дозволения немцев, возносились молитвы "о богохранимой стране Российской, властях, вождях и воинстве ея", духовенство утешало скорбящих матерей и жен словами "о скором свидании со своими мужчинами, которые вернутся с Победой". В патриотических проповедях говорили о силе русского оружия и русского духа, помогали наиболее бедным семьям, особенно из числа эвакуированных.
После освобождения оккупированной территории начались организованные сборы в фонд обороны. При Никольском соборе города Воронежа в сентябре 1943 года был организован епархиальный комитет по сборам подарков раненым воинам и пожертвований на оборону Родины. Во всех храмах епархии за всеми службами был введен тарелочный сбор "в фонд обороны". Каждый воскресный и праздничный день по окончании литургии служились молебны о даровании Победы. Произносились патриотические проповеди. В мае 1944 года епархиальный комитет по организации сборов на оборону Родины приобрел для госпиталя № 406 города Воронежа мебель на сумму 28547 рублей. За Пасхальные дни 1944 года на патриотические цели от приходов поступило 188127 рублей. Всего же по епархии за 1944 год было собрано: в фонд обороны, на подарки воинам Красной Армии, на помощь инвалидам Отечественной войны, на лечение больных и раненых, на помощь детям и детским учреждениям, на помощь семьям воинов Красной Армии -2957722 рубля [13].
Государство с благодарностью принимало от прихожан и духовенства православных храмов их лепту в дело достижения Победы. За первое полугодие 1945 года епархия внесла на патриотические цели 1253914 рублей. Патриотическая работа в 1945 году выражалась в следующем: "В церквях проводится тарелочный
сбор, предваряемый словами, возгревающими патриотическое чувство любви к Родине. Кроме тарелочного сбора во многих храмах делаются отчисления из общих доходов церковных, причем в Кантемировке отчисляли один рубль с проданной просфоры, а потом стали выделять 10% с валового дохода церкви. Из храмов по взносам первое место занимает город Липецк - 398000 рублей, второе место Борисоглебск -377000 рублей, третье Воронеж - 153000 рублей." Необходимо отметить, что Христо-Рожде-ственская церковь города Липецка (настоятель протоирей Георгий Иванович Савченко) перечислила в 1944 году - 526800 рублей. За вклад в дело обороны настоятель храма получил две благодарности от Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина.
После окончания войны епархиальное управление предложило церковным советам делать отчисления на "залечивание ран, нанесенных фашистами". На этот призыв приходы активно откликнулись, и к 1 января 1946 года пожертвовали 476896 рублей. В июле 1945 года в Воронежском банке был открыт специальный епархиальный счет для средств, поступающих на патриотические цели. В течение 1946 года на счет поступило 2357544 рубля. Кроме того, из церковных доходов на разные общественные нужды в 1946 году было потрачено еще 1680000 рублей, на оказание помощи Бутурлиновскому детскому дому, обществу глухонемых, обществу слепых, областным отделам народного образования и здравоохранения [14].
Указом Святейшего Патриарха от 12 февраля 1947 года сборы на патриотические цели были прекращены. "В период Великой Отечественной войны Православная Церковь, - говорилось в Указе, - выполняя свой патриотический долг, собирала средства на укрепление мощи Советской Армии в ее борьбе с нашествием фашистских полчищ. По окончании войны сборы средств шли на оказание помощи детям-сиротам, родители которых погибли на фронтах Отечественной войны, инвалидам и т.д. В связи с тем, что Правительство СССР проводит большую работу по обеспечению инвалидов и сирот, и для этой цели отпускаются достаточные средства, Московская Патриар-
хия находит возможным впредь не производить сборы на эти цели...". Патриотическая деятельность Церкви стала заключаться "в призывах к верующим честно трудиться и тем самым помогать быстрейшему восстановлению разрушений, нанесенных войной" [15]. Воронежская епархия в период с 22 июня 1941 года по 1 января 1947 года пожертвовала в фонд обороны, на восстановление народного хозяйства и другие патриотические цели около девяти миллионов рублей. Патриотическая позиция Церкви была высоко оценена Правительством, многие ее представители были награждены государственными орденами и медалями, в том числе и 21 священнослужитель Воронежской епархии.
Предоставив Церкви относительную свободу, руководство страны не ослабило своего контроля за этой сферой деятельности. Для связи правительства с Церковью 14 сентября 1943 года был создан специальный орган - Совет по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР (после 1946 года при Совете Министров СССР). Председателем Совета был назначен Григорий Григорьевич Карпов, полковник, а позднее генерал госбезопасности. Согласно положению о Совете, он должен был иметь своих уполномоченных при исполкомах областей, краев и республик СССР. В их служебные обязанности входило: "наблюдение за правильным и своевременным проведением в жизнь законов и постановлений СССР, относящихся к РПЦ; своевременное информирование правительства СССР о состоянии Русской Православной Церкви в СССР, ее положении и деятельности на местах; общий учет церквей и составление статистических сводок по данным, представляемым местными органами."
21 февраля 1944 года решением Воронежского облисполкома уполномоченным по Воронежской области был назначен B.C. Гостев. С первых же дней работы он приступил к активной деятельности по учету действующих приходов и закрытых храмов, к регистрации священнослужителей, к рассмотрению жалоб и заявлений верующих и духовенства. В течение 1944 года им было рассмотрено 152 заявления об открытии церквей и 17 жалоб верующих "на гру-
бое к ним обращение, сопровождавшееся угрозами со стороны местных партийных работников."
В 1944 году было открыто 10 новых приходов, все недействующие взяты на учет, начата работа по регистрации приходских общин храмов, открытых до февраля 1944 года. Действующим и вновь назначаемым на приход священникам выдавались справки о регистрации. При этом уполномоченный иногда злоупотреблял своим положением, вмешиваясь в дела назначения, перемещения и увольнения духовенства, это прослеживается по многочисленным заявлениям священников, поступавшим на имя уполномоченного.
Разобравшись со своими обязанностями, уполномоченный стал рассматривать и внутри-церковные дела. Так, деятельность епископа и епархиального управления в 1944 году он посчитал "неудовлетворительной", поскольку "по епархии дано всего лишь одно директивное указание". В вину владыке ставилось, что он "оградил себя людьми сугубо нравственно-религиозными... Делопроизводство и отчетность запущены... Нет действенности и оперативности в работе, которую едва ли может осуществить епископ Иона Орлов, как мало имеющий опыта административной работы, не желающий понять задач, стоящих перед церковью и по старости своих лет" [16]. С назначением нового епархиального архиерея в 1945 году между ним и уполномоченным установились достаточно доверительные отношения, которые отвечали интересам Церкви в тех условиях. Еженедельно но вторникам епископ посещал уполномоченного для совместного обсуждения вопросов церковной жизни епархии. По отзывам епископа Иосифа "вся работа протекала в духе понимания и благожелательности" [17].
23 марта 1945 года на заседании Совета по делам РПЦ при СНК СССР рассматривался вопрос о работе B.C. Гостева, было отмечено, что в целом им "проделана значительная работа по изучению церковной жизни в Воронежской области". При этом было обращено внимание на, такие недочеты в его работе, как "медлительность в рассмотрении заявлений верующих, чем вызвано поступление с их стороны большого
количества жалоб", недостаточно обстоятельное изучение заявлений верующих, медлительность в работе по регистрации служителей культа и действующих приходов. Уполномоченному было рекомендовано также: "Не допускать вмешательства во внутрицерковные дела епархии (назначения, перемещения, увольнения духовенства, собрания благочинных и т.п.), если эти вопросы не поставлены перед уполномоченным правящим епископом."
В 1945 году уполномоченным поставлены были на учет все штатные и заштатные священнослужители. В 1946 году на все действующие и недействующие храмы были составлены учетные карточки. Рассматривались вопросы открытия храмов, но этот процесс тормозился властями. За первую половину 1946 года было подано 60 ходатайств об открытии, а удовлетворено лишь одиннадцать из них. В случае положительного решения со стороны уполномоченного и исполкома областного совета решение об открытии церкви направлялось в Совет по делам РПЦ для "окончательного решения". Разрешение Совета требовалось также и в тех случаях, когда храмы предполагалось использовать под культурно-хозяйственные цели.
B.C. Гостев работал в должности уполномоченного Совета семь лет. 10 января 1951 года он сдал дела Александру Петровичу Назарову. Среди передаваемых дел были: 131 дело на действующие церкви Воронежской области и 195 заявлений об открытии недействующих церквей [18].
Воссоздавая историю епархии, нельзя обойти стороной вопросы ее хозяйственной деятельности. Рассмотрим три ее составляющие: недвижимое и движимое имущество, свечное производство, финансы.
22 августа 1945 года СНК СССР своим Постановлением предоставил церковным органам: патриархии, епархиальным управлениям, а также приходским общинам и монастырям право приобретения транспортных средств, производства церковной утвари и ее продажи, аренды, строительства и покупки в собственность домов для церковных надобностей, с разрешения в каждом отдельном случае уполномоченного по делам РПЦ. Этим же
постановлением было предложено не препятствовать церковным общинам производить колокольный звон, используя имеющиеся колокола, и не препятствовать приобретению их. СНК предложил также местным органам власти предусмотреть, в пределах возможного, снабжение строительными материалами приходских общин, для ремонта церковных зданий. В 1945 году для строительства епархиального дома был приобретен земельный участок площадью 1250 кв.м, по улице Бехтерева и куплена находящаяся на нем "коробка" - стены разрушенного бомбардировкой двухэтажного жилого дома площадью 127 кв.м, за 30000 рублей. В 1946 году дом был восстановлен на специально собираемые с церквей средства. Оценочная стоимость его, после проведенного ремонта, составила 560000 рублей. Верхний этаж - три комнаты и кухню - заняли покои архиерея. В нижнем расположилась канцелярия, приемная, комната для приезжающих, комната заведующего свечным производством и кухня. В 1946 году из Горкомхоза была бесплатно получена "коробка" разрушенного каменного дома площадью 138 кв.м, по переулку Бехтерева, 38, с земельным участком площадью 710 кв.м. Первоначально в здании планировалось открыть духовную семинарию. Но после проведенного ремонта все шесть комнат были переданы под квартиры секретаря епископа, настоятеля и ключаря собора. В октябре 1945 года в полуразрушенной колокольне Никольского собора было оборудовано свечное производство. Снабжение церквей свечами епархиального производства налаживалось с трудом. Приходские церковные советы считали, что выгоднее делать свечи самим или покупать на рынке. В сентябре 1946 года началось строительство отдельного здания под свечное производство во дворе епархиального дома [19].
Таким образом, в послевоенные годы церкви епархии покупали, строили, арендовали дома для церковных нужд, приобретали транспортные средства, производили и продавали свечи. Высокой была доходность церквей. Основными источниками поступлений были: продажа свеч и просфор, пожертвования верующих.
Расходовались средства в основном на ремонт храмов, зарплату штатным работникам и на так называемые "нецерковные нужды": обязательный заем государства по облигациям развития народного хозяйства.
В последние годы Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы Русская Церковь получила свободу деятельности в строго определенных рамках. В этот период изменилось положение Церкви и в Воронежской области: была воссоздана епархия, открывались храмы, велась активная хозяйственная деятельность. Контакты церковных общин и епархиального управления с органами государственной власти перешли на почву официальных отношений. Событием исключительного значения было создание Совета по делам Русской Православной Церкви и аппарата его уполномоченных на местах.
На наш взгляд, некоторые нынешние исследователи преувеличивают контроль государства над религиозными объединениями в тот период, не учитывают обратного воздействия и необходимости считаться с интересами миллионов верующих. Однако правовое положение религиозных культов в рассматриваемый период не было законодательно определено. Решение ключевых вопросов государственной религиозной политики оставалось за И.В. Сталиным. С его смертью отношения государства с религиозными культами ухудшились. Но не смотря на то, что "новая" политика государства по отношению к Церкви была не долговременной, был приобретен уникальный опыт государственно-церковных отношений, который ждет своего изучения и осмысления.
Примечания:
1. См. например: Константинов, Д.В. Гонимая Церковь: Русская православная Церковь в СССР.- М., 1999. - 360 с., Шкаровский, М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939 -1964
годах). - М., 1999. - 400 с., Цыпин, В. История Русской Церкви 1917 -1997. - М., 1997. - 830 с.
2. Автором рассматривались отдельные эпизоды ис-
тории епархии в этот период. См. например: Патриотическая деятельность Воронежской епархии. 1941 - 1951//История Церкви: изучение и преподавание. Материалы научной конференции. Екатеринбург, 1999. - С.68-71, Деятельность Уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви по Воронежской области в 1944-1954 гг.// Материалы научной конференции молодых ученых. Воронеж, 2000. - С. 244-248.
3. ГАОПЙ ВО, ф. 9353, оп. 1, д. 25444.
4. ГАОПИ ВО, ф. 5, оп. 1, д. 3610, л. 78, Протокол
заседания бюро обкома ВКП(б) от 18.07.1941 "О проведении массовой антирелигиозной работы в колхозах и совхозах, в связи с военной обстановкой, в период уборки урожая".
5. Третий рейх и православная Церковь // Наука и ре-
лигия. 1995.-№9.-С. 22-25.
6. Воронежская область в Великой Отечественной
войне. Сборник документов и материалов. - Воронеж, 1948.-С. 163-166.
7. ГАОПИ ВО, ф. 3, оп. 1, д. 6369, л. 15
8. Сапелкин, Н.С. Патриотическая деятельность Во-
ронежской епархии в годы Великой Отечественной войны. // Край Воронежский. Межвузовский сборник. Вып. III. - Воронеж, 1999. - С. 116-123.
9. ГАВО, ф. 967, оп. 1, д. 5, л. 39.
10. ГАВО, ф. 967, оп. 1, д.5,л. 40,41.
11. ГАВО, ф. 967, оп. 1, д. 68, л. 8,9.
12. ГАВО, ф. 967, оп. 1, д. 44, л. 97.
13. ГАВО, ф. 967, оп. 1, д. 16, л. 26.
14. ГАВО, ф. 967, оп. 1,д. 34, л. 10.
15. Сапелкин, Н.С. К вопросу о взаимоотношениях власти и церкви в годы Великой Отечественной войны в Воронежской области // Тезисы научно-практической конференции. - Липецк, 1995. -
С. 68-71.
16. ГАОПИ ВО, ф. 3, оп. 1, д. 6369, л. 36.
17. ГАВО, ф. 967, оп. 1, д. 56, л.29.
18. ГАВО, ф. 967, оп. 1, д. 73, л. 2.
19. ГАВО, ф. 967, оп. 1, д.41, л.5.